Лекции черниговской о чем

Добро пожаловать в матрицу: лекции Татьяны Черниговской о мозге, его способностях и загадках

Лекции черниговской о чем. Смотреть фото Лекции черниговской о чем. Смотреть картинку Лекции черниговской о чем. Картинка про Лекции черниговской о чем. Фото Лекции черниговской о чем

«Что есть сознание?», вопросы соотношения языка и мышления (что первично?), исследование механизмов понимания, памяти человека, формирования, хранения и передачи информации – все эти аспекты предстали перед учёными в новом свете с учётом развития современных технологий (систем искусственного интеллекта, робототехники, прикладной математики), психологии, нейрофизиологии, семиотики, философии.

Monocler опубликовал интересную подборку лекций и интервью от одной из самых ярких представительниц российской когнитивной науки Татьяны Черниговской – профессора, доктора филологических и биологических наук, заведующую лабораторией когнитивных исследований СПБГУ и неутомимого популяризатора науки, одной из немногих, кто работает сегодня в междисциплинарной области когнитивистики — на пересечении лингвистики, психологии, искусственного интеллекта и нейронаук.

Все эти лекции прочитаны в разное время для разных аудиторий, но их объединяет одно – разговор о мозге, его способностях и загадках. Сразу стоит оговориться, что смотреть все лекции подряд вряд ли имеет смысл – многие примеры повторяются, делаются отсылки к одним и тем же источникам, потому что предмет разговора остаётся неизменным. Но каждое выступление посвящено конкретной проблеме – и именно через призму этой проблемы учёный рассказывает о мозге. Так что лучше выбрать лекции Татьяны Черниговской на самые интересные для вас темы и послушать именно их. Приятно просмотра и добро пожаловать в матрицу.

Почему изучение мозга займет центральное место в 21 веке?

На известной образовательной площадке Ted Talks Татьяна Владимировна Черниговская рассказывает о том, что мы успели узнать о себе и о мозге, как эти знания изменили картину реальности и какие биологические опасности поджидают нас в новом веке после всех открытий (манипуляции с памятью, создание индивидуальных генетических портретов и др.)

Творчество как предназначение мозга

Одна из лекций Татьяны Черниговской, в которой она объясняет, какое значение для мозга имеет творчество, как музыка меняет мозг на функциональном уровне и почему у музыкантов меньше шансов встретить в старости «дедушку Альцгеймера и дедушку Паркинсона». А ещё вы узнаете, что разделение людей на левополушарных и правополушарных давно не имеет никакого значения, по какой причине общая шкала измерения способностей не применима к гениям (ЕГЭ, IQ) и почему нам стоит научиться снимать когнитивный контроль, то есть позволять мозгу думать, о чём он думает.

Нить Ариадны, или пирожные Мадлен: нейронная сеть и сознание

Все знают, что такое сознание, только наука не знает.
На 7-м Фестивале науки Татьяна Владимировна углубляется в проблему определения сознания, которая насчитывает историю в тысячи лет, объясняет, как парадоксально устроена наша память, каким образом она влияет на социальную эволюцию и почему роман Пруста «В поисках утраченного времени» — настоящий учебник для тех, кто занимается изучением мнемы. Кроме того, профессор рассказывает о значении для нашего вида нейроэволюции и самой крупнейшей проблеме в когнитивистике, касающейся субъективной реальности.

Что такое Ум, Мудрость, Гениальность, Интеллект

Что является критерием ума — образование, эрудиция, хорошая память? Может ли человек быть умным и глупым одновременно? В чем разница между умом, мудростью, интеллектом? Как влияют накопленные нами знания на нашу судьбу? Чем отличается «хороший» мозг от «плохого»? Кто кем командует — мы мозгом или он нами? Насколько мы свободны и насколько мы запрограммированы? Можно ли создать искусственный мозг и чем опасны компьютерные игры? Об этом и многом другом Татьяна Черниговская рассказывает в передаче канала ТВЦ «Повелитель интеллекта».

Метальный лексикон

В очередной публичной лекции Татьяна Владимировна Черниговская объясняет, как устроена нейронная сеть, где в ней содержится информация, какую роль для этой сети играет язык, почему именно языковая способность (language competence) — это наша основная характеристика как биологического вида (хотя большинство людей даже не пользуются в полной мере своим языком, а общаются штампами) и что мы можем назвать «тёмной материей нашего мозга».

Конь и трепетная лань: учёный на стыке наук

В лекции, прочитанная на симпозиуме «Актуальные вопросы нейрофилософии», Татьяна Черниговская рассказывает, какой круг вопросов встаёт пред исследователями XXI века в сфере нейрофилософии, в числе которых проблема понимания, воздействия науки и искусства на наш мозг, мифов, окутывающих знания о работе мозга, переключения языковых кодов. Также спикер обращает внимание на вопрос, что отличает человека от киборга, и почему проблема существования ментального уровня — это проблема, которая может указывать на то, что привычная физическая картина мира ошибочна.

Как научить мозг учиться

В рамках проекта «Открытое пространство» Татьяна Черниговская выступила с лекцией, в которой осветила антропологические изменения, произошедшие в мире, рассказала о проблемах, которые ставит перед человечеством увеличивающийся поток информации, и об изменениях, необходимых образованию в новой ситуации (отказаться от «заучивания логарифмов» и учить детей «метавещам» — работе с информацией, контролю внимания и памяти и т.д.).

Источник

Видеолекторий: 7 лекций Татьяны Черниговской о мозге и языке

Популярные лекции Татьяны Черниговской о мозге, творчестве и ментальном лексиконе

Мы много писали о человеческом мозге и учёных (когнитивистах, нейрофизиологах, нейропсихологах, нейроанатомах), которые занимаются изучением этого космического по своим масштабам органа. Однако до сих пор не упоминали российских исследователей, хотя вклад их неоценим. Вспомнить хотя бы Владимира Михайловича Бехтерева, который интегрировал разрозненные направления изучения нервной системы (неврология, нейроанатомия, нейрофизиология, нейропсихология, нейрохирургия, психиатрия), заложив фундамент развития отечественной нейронауки. Или Александра Романовича Лурию, признанного во всём мире основателя и несомненного лидера такого мощного направления, как экспериментальная нейролингвистика. И, конечно, как не упомянуть академика Наталью Петровну Бехтереву, вошедшую в мировую гильдию пионеров развития нейрофизиологии – мощнейшей науки о мозге, на достижениях которой зиждятся все современные исследования этого органа. Как происходит запоминание информации, обработка речи, формирование эмоций, как мозг помогает нам принимать решения, как выполняет свои функции и, главное, – как лечить тех, у кого эти функции нарушены – тот круг вопросов, которые успешно решались российскими учёными.

На таком вот прочном фундаменте строятся современные исследования, акцент которых сместился в сторону комплексного изучения человеческого мозга на стыке нейробиологии и когнитивных наук. И, как ни странно, в этой области опять больше вопросов, чем ответов. Извечная проблема определения сознания («что есть сознание?»), вопросы соотношения языка и мышления (что первично?), исследование механизмов понимания, памяти человека, формирования, хранения и передачи информации – все эти аспекты предстали перед учёными в новом свете с учётом развития современных технологий (систем искусственного интеллекта, робототехники, прикладной математики), психологии, нейрофизиологии, семиотики, философии.

Сегодня мы решили сделать подборку лекций и интервью Татьяны Черниговской – профессора, доктора филологических и биологических наук, заведующую лабораторией когнитивных исследований СПбГУ и неутомимого популяризатора науки, одной из немногих, кто работает сегодня в междисциплинарной области когнитивистики — на пересечении лингвистики, психологии, искусственного интеллекта и нейронаук.

Все эти лекции прочитаны в разное время для разных аудиторий, но их объединяет одно – разговор о мозге, его способностях и загадках. Сразу стоит оговориться, что смотреть все лекции подряд вряд ли имеет смысл – многие примеры повторяются, делаются отсылки к одним и тем же источникам, потому что предмет разговора остаётся неизменным. Но каждое выступление посвящено конкретной проблеме – и именно через призму этой проблемы учёный рассказывает о мозге. Так что лучше выбрать лекции Татьяны Черниговской на самые интересные для вас темы и послушать именно их. Приятно просмотра и добро пожаловать в матрицу.

Почему изучение мозга займет центральное место в 21 веке?

(Why will the studies of brain take center stage in the 21st century?)

На известной образовательной площадке Ted Talks Татьяна Владимировна Черниговская рассказывает о том, что мы успели узнать о себе и о мозге, как эти знания изменили картину реальности и какие биологические опасности поджидают нас в новом веке после всех открытий (манипуляции с памятью, создание индивидуальных генетических портретов и др.)

Творчество как предназначение мозга

Одна из лекций Татьяны Черниговской, в которой она объясняет, какое значение для мозга имеет творчество, как музыка меняет мозг на функциональном уровне и почему у музыкантов меньше шансов встретить в старости «дедушку Альцгеймера и дедушку Паркинсона». А ещё вы узнаете, что разделение людей на левополушарных и правополушарных давно не имеет никакого значения, по какой причине общая шкала измерения способностей не применима к гениям (ЕГЭ, IQ) и почему нам стоит научиться снимать когнитивный контроль, то есть позволять мозгу думать, о чём он думает.

Смотрите также «Тайна двух полушарий»: Татьяна Черниговская и Юрий Лотман о работе нашего мозга

Нить Ариадны, или пирожные Мадлен: нейронная сеть и сознание

Все знают, что такое сознание, только наука не знает.

На 7-м Фестивале науки Татьяна Владимировна углубляется в проблему определения сознания, которая насчитывает историю в тысячи лет, объясняет, как парадоксально устроена наша память, каким образом она влияет на социальную эволюцию и почему роман Пруста «В поисках утраченного времени» — настоящий учебник для тех, кто занимается изучением мнемы. Кроме того, профессор рассказывает о значении для нашего вида нейроэволюции и самой крупнейшей проблеме в когнитивистике, касающейся субъективной реальности.

Что такое Ум, Мудрость, Гениальность, Интеллект

Что может считаться критерием ума — образование, эрудиция, хорошая память? Может ли человек быть умным и глупым одновременно? В чем разница между умом, мудростью, интеллектом? Как влияют накопленные нами знания на нашу судьбу? Чем отличается «хороший» мозг от «плохого»? Кто кем командует — мы мозгом или он нами? Насколько мы свободны и насколько мы запрограммированы? Можно ли создать искусственный мозг и чем опасны компьютерные игры? Об этом и многом другом Татьяна Черниговская рассказывает в передаче канала ТВЦ «Повелитель интеллекта».

Посмотреть подборку Учёные о мозге: лучшие лекции TED с русской озвучкой

Ментальный лексикон

В очередной публичной лекции Татьяна Владимировна Черниговская объясняет, как устроена нейронная сеть, где в ней содержится информация, какую роль для этой сети играет язык, почему именно языковая способность (language competence) — это наша основная характеристика как биологического вида (хотя большинство людей даже не пользуются в полной мере своим языком, а общаются штампами) и что мы можем назвать «тёмной материей нашего мозга».

Конь и трепетная лань: учёный на стыке наук

В лекции, прочитанная на симпозиуме «Актуальные вопросы нейрофилософии», Татьяна Черниговская рассказывает, какой круг вопросов встаёт пред исследователями XXI века в сфере нейрофилософии, в числе которых проблема понимания, воздействия науки и искусства на наш мозг, мифов, окутывающих знания о работе мозга, переключения языковых кодов. Также спикер обращает внимание на вопрос, что отличает человека от киборга, и почему проблема существования ментального уровня — это проблема, которая может указывать на то, что привычная физическая картина мира ошибочна.

Как научить мозг учиться

В рамках проекта «Открытое пространство» Татьяна Черниговская выступила с лекцией, в которой осветила антропологические изменения, произошедшие в мире, рассказала о проблемах, которые ставит перед человечеством увеличивающийся поток информации, и об изменениях, необходимых образованию в новой ситуации (отказаться от «заучивания логарифмов» и учить детей «метавещам» — работе с информацией, контролю внимания и памяти и т.д.).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие статьи

Лекции черниговской о чем. Смотреть фото Лекции черниговской о чем. Смотреть картинку Лекции черниговской о чем. Картинка про Лекции черниговской о чем. Фото Лекции черниговской о чем

Лекции черниговской о чем. Смотреть фото Лекции черниговской о чем. Смотреть картинку Лекции черниговской о чем. Картинка про Лекции черниговской о чем. Фото Лекции черниговской о чем

Гений и безумие через призму нейронауки

Лекции черниговской о чем. Смотреть фото Лекции черниговской о чем. Смотреть картинку Лекции черниговской о чем. Картинка про Лекции черниговской о чем. Фото Лекции черниговской о чем

Лекции черниговской о чем. Смотреть фото Лекции черниговской о чем. Смотреть картинку Лекции черниговской о чем. Картинка про Лекции черниговской о чем. Фото Лекции черниговской о чем

Распознавание эмоций: предубеждения и искажения

Обозреватель: Елена Тулина

К этому моменту многие, я думаю, вспомнили о так называемом «доказательстве Канта».
Коротко — человек все-таки атомно-молекулярный механизм (со всеми вытекающими) или все-таки нечто большее, чем тело?
И вот он, во всей красе вставший перед нами мировоззренческий тупик, который Кант пытался нам осветить, обратить наше внимание, но мы все дружно закрыли глаза….

С одной стороны мы чувствуем себя обязанными науке и обязаны верить хотя бы в математику и тем более в физику.
Но в этой стороне нет места духу, свободе воли, сознанию. (кстати, с точки зрения науки, если она, конечно, осмелится это признать… — Сознание является ЧУДОМ по определению. В принципе, Роджер Пенроуз это уже доказал)

С другой стороны — мы хотим верить, что наше сознание позволяет нам осуществлять ВЫБОР. Истинный выбор. Не тот, который сделали законы физики, управляя атомами нашего тела, а тот, который сделан НАМИ. Нашим Я, нашим сознанием. И осуществлен нашей СВОБОДНОЙ ВОЛЕЙ.
Но в этой стороне мы вынуждены допустить, что наше сознание как-то должно нарушать законы физики, управляющими атомами нашего тела. Иначе никак. И это допущение ну никак не вяжется с нашей верой в гармоничное устройство мира, в торжество науки.

Я не понимаю, КАК людям (в особенности ученым) удается спокойно спать, имея СТОЛЬ противоречивое мировоззрение?
Где же ответ?! Прежде, чем проектировать искусственные интеллекты, прежде чем изучать биохимию мозга — прежде всего этого было бы очень неплохо как-то это коренное противоречие разрешить… Это был бы как раз тот подход, который я смело назвал бы НАУЧНЫМ. Не прятаться от проблемы — а решить ее.

Ну и, закругляясь… У меня есть решение. И хотелось бы поделиться им с Татьяной Владимировной. Однако, не знаю, как ей написать. Собственно, и здесь-то написал только для того, что если кто-то сможет показать ей этот крик души — то она обязательно должна заинтересоваться. Ну… это я так думаю… )))

Источник

Татьяна Черниговская о генах и способностях: «Кто такие наши дети?»

Лек­ции Татьяны Вла­ди­ми­ровны Чер­ни­гов­ской, рос­сий­ского уче­ного в обла­сти ней­ро­на­уки и пси­хо­линг­ви­стики, неслу­чайно попу­лярны. О тай­нах мозга и вопро­сах вос­пи­та­ния детей она гово­рит не голо­словно, а опи­ра­ясь на науку.

«Мы почему-то не заду­мы­ва­емся о вещах, кото­рые на самом деле очень важны. Мы сами себя знаем, мы знаем, кто мы такие? И вто­рой вопрос, кото­рый я в этой же связи обсу­дила бы: а мы знаем, кто такие наши дети, мы зна­комы с нашими детьми?

Мы почему-то уве­рены в том, что если мы их родили, то уж право соб­ствен­но­сти точно наше, а это очень далеко от истины.

Лекции черниговской о чем. Смотреть фото Лекции черниговской о чем. Смотреть картинку Лекции черниговской о чем. Картинка про Лекции черниговской о чем. Фото Лекции черниговской о чем

Дети – это ино­пла­не­тяне, кото­рые в этот мир попали опре­де­лен­ным, всем понят­ным обра­зом, но кто они такие, не знают ни они сами, ни мы.

А меж тем это чрез­вы­чайно важно, потому что от этого зави­сит, как мы будем отно­ситься к ним, чему мы будем их учить, отдаем ли мы себе отчет в том, какой баланс между гене­ти­кой и тем, куда они попали с этой генетикой.

Начну с взрос­лых. Своим сту­ден­там, осо­бенно сту­дент­кам я говорю сле­ду­ю­щее: вы должны пойти в ван­ную ком­нату, закрыть ее на ключ, смыть всю кос­ме­тику, никому не рас­ска­зы­вать про то, что вы сей­час уви­дите и услы­шите – это ваша лич­ная инфор­ма­ция, и поста­раться честно на себя посмотреть.

Посмот­реть на себя в зер­кало – как в пря­мом смысле, так и в переносном.

Посмот­реть, я кра­сива или нет; я умная или нет; я стерва или нет; я люблю быть на сцене и полу­чать апло­дис­менты каж­дую минуту и ком­пли­менты, или я на самом деле хочу сидеть под зеле­ной лам­пой в ком­нате, вокруг чтобы были книги, и чтобы меня все оста­вили в покое и нико­гда не выхо­дить ни на какую сцену, я не люблю пуб­лич­ную жизнь.

Вы должны также решить – не решить, а узнать: вы жаво­ро­нок или сова. Вот я, напри­мер, очень поздно узнала, что я сова. Потому что, как девушка из хоро­шей семьи и вос­пи­тан­ная в стро­гих пра­ви­лах, я знала, что нужно рано вста­вать и сразу начи­нать зани­маться делом.

По отно­ше­нию ко мне это непра­вильно, потому что я сова. Это не зна­чит, что я не могу рабо­тать утром, в том числе очень рано утром. Но если речь идет о работе, где должна быть мак­си­маль­ная отдача, где я должна при­ду­мать, очень сильно поду­мать, очень глу­боко скон­цен­три­ро­ваться, раньше десяти вечера мне бес­по­лезно начи­нать этим зани­маться, это про­сто потра­чен­ное время.

Если бы я узнала об этом раньше, я бы этого вре­мени потра­тила впу­стую гораздо меньше.

Я это говорю к тому, что от этого зави­сит, какую жизнь вы себе выбе­рете, какая у вас будет про­фес­сия, где вы будете жить.

Хотите ли вы жить, условно говоря, в Нью-Йорке или в Москве, где все бур­лит круг­лые сутки, и все несутся как чумо­вые, и очень боль­шое коли­че­ство свя­зей, кото­рые ты дол­жен под­дер­жи­вать, успе­вать и это, и это.

Или ваша жизнь совсем дру­гая: вы хотите жить в деревне, и чтобы от вас все отстали. Это не зна­чит, что вы обя­за­тельно будете козу доить, хотя и ничего пло­хого в этом нет, потому что потом можно делать пре­крас­ный сыр, это зна­чит, что вы не хотите носиться в этом мно­го­мил­ли­он­ном мире среди также спе­ша­щих неиз­вестно куда людей.

Теперь вер­немся к детям.

Те семьи, в кото­рых больше, чем один ребе­нок, а жела­тельно много детей, – знают, что, хотя у этих детей одни и те же роди­тели, и эти роди­тели – вы, но дети каким-то неве­ро­ят­ным спо­со­бом ока­зы­ва­ются совер­шенно разными.

Один застен­чи­вый, тихий, спо­кой­ный, тон­кий, чув­стви­тель­ный и рани­мый, а дру­гой как танк несется, раз­би­вая всё вокруг, и к нему нужно совер­шенно иначе относиться.

Пафос моей речи сво­дится к сле­ду­ю­щему: оди­на­ко­вых людей нет на белом свете, это знают все.

Оди­на­ко­вых моз­гов нет на белом свете – это знает очень немного людей на земле.

Я недавно, кстати, читала пару ста­тей – науч­ных, не научно-попу­ляр­ных, и там все дан­ные были выло­жены. Двух оди­на­ко­вых моз­гов нет.

Струк­тура ней­рон­ной сети, мозг дру­гой, и, даже если это абсо­лют­ные близ­нецы, у них два раз­ных мозга. Это как отпе­чатки паль­цев или рого­вица. Это науч­ные дан­ные: нет двух оди­на­ко­вых мозгов.

Теперь тот факт, что у этих детей одни и те же роди­тели, про кото­рых мы гово­рим, сви­де­тель­ствует только об одном: что у них оди­на­ко­вые роди­тели. Потому что это не зна­чит, что у них оди­на­ко­вые гены, это же соче­та­ние генов.

У одного так собрался этот кок­тейль, а у дру­гого иначе собрался этот кок­тейль, это первое.

Вто­рое. Гены – это только начало, гены – это потен­ция. Конечно, если уж совсем не повезло и гены пло­хие – ну, ужасно жалко. Но если они очень хоро­шие, этого недостаточно.

При­мер, кото­рый я сту­ден­там своим при­вожу, таков. Вам от бабушки с дедуш­кой может достаться рояль «Стейн­вей» или скрипка Стра­ди­вари. К сожа­ле­нию, надо учиться играть. Как на «Стейн­вее», так и на Стра­ди­вари, а это вос­пи­та­ние и обра­зо­ва­ние уже в бук­валь­ном, а не мета­фо­ри­че­ском смысле, нужно научиться жить с этими генами.

Нужно те потен­ции, кото­рые Созда­тель вам через эти гены дал, исполь­зо­вать – дать воз­мож­ность им раз­виться, и для этого нужны уси­лия. Они не сами развиваются.

Если бы Моцарт ока­зался не там, где он ока­зался, а в какой-то совер­шенно дру­гой среде, мы не имели бы Моцарта. Никто бы, вклю­чая его самого, не узнал о том, что он абсо­лют­ный сол­неч­ный гений.

Поэтому нужно позна­ко­миться с этими детьми, кото­рых вы родили, посмот­реть на них: что будем делать с этим, а с этим, что этому нужно, или обя­за­тельно через коленку всех? Вот того, кото­рый застен­чи­вый, его куда: на джиу-джитсу отпра­вить, что с ним надо делать? А какая цель, вы что – хотите его сломать?

Может быть и дру­гой вопрос: нет, я не хочу его сло­мать, но хочу его сде­лать жиз­не­спо­соб­ным. Поэтому неко­то­рая доля наси­лия при­сут­ствует в любом обра­зо­ва­тель­ном про­цессе, как всем понятно.

Насколько я помню, даже таких абсо­лют­ных музы­кан­тов, как Бах и Бет­хо­вен, по паль­цам коло­тили, чтобы они все-таки играли, уже таких.

Но на самом деле исто­рия-то слож­ная, потому что как вы должны узнать: он Бет­хо­вен, или он про­сто средне спо­соб­ный чело­век? А вам для удо­вле­тво­ре­ния соб­ствен­ного тще­сла­вия хочется научить его на кла­ве­сине играть.

То есть это не про­стые исто­рии, они на два не делятся, это не то, что спо­соб­ный и неспо­соб­ный, или там быст­рый и мед­лен­ный – это не так соче­та­ется. Здесь очень много градаций.

Чем лучше мы узнаем как сами себя, так и наших детей, тем больше у нас шан­сов самим как-то с жиз­нью разо­браться тер­пи­мым обра­зом и помочь ребенку.

Наша задача – ему помочь пра­вильно, в конце кон­цов, узнать, кто он, найти ему под­хо­дя­щую школу.

Поме­стить его в под­хо­дя­щую среду, чтобы его окру­жали люди, кото­рые ему не войну устра­и­вают каж­дую секунду, а помо­гают ему. Это очень труд­ная работа.

Ну, и конечно, мы должны отда­вать себе отчет в том, что оди­на­ко­вых нет, и что очень боль­шой спектр, это не чер­ное и белое, это спектр, очень слож­ный спектр.

Если вы соблю­да­ете то, о чем мы дого­во­ри­лись – а именно, всё-таки на ребенка посмот­рите, поста­рай­тесь понять, кто он, и вам кажется, что, пожа­луй, у него есть музы­каль­ные дан­ные, или, пожа­луй, он хорош будет в спорте, то сле­ду­ю­щий шаг, кото­рый я бы сде­лала – это найти профессионалов.

Это всё-таки про­фес­си­о­наль­ные вещи.

Но для того, чтобы вы могли сде­лать хотя бы пер­вич­ный ана­лиз, ребе­нок дол­жен полу­чить всю палитру воз­мож­но­стей. Всю – нико­гда не бывает, но какую-то палитру.

Пони­ма­ете, если вас спра­ши­вают, любите ли вы фрукт фей­хоа, а вы не зна­ете, что такое фей­хоа, то как вы отве­тите? Для этого ребенка нужно учить всему.

Учить не для того, чтобы отчи­таться, а учить в смысле дать воз­мож­ность ему тан­це­вать, и петь, и бегать, и пры­гать, и лепить, и рисо­вать, и считать.

Ребенка, изви­ните за баналь­ность, его любить надо, потому что если ты его любишь, то тебе инте­ресно на него смот­реть, инте­ресно с ним общаться – а зна­чит, ты пони­ма­ешь, куда дело идет. А дальше дол­жен всту­пить профессионал.

Потому что, если вы вдруг видите, что он подо­шел к роялю и играть начал – ну, конечно, его надо тащить в музы­каль­ную школу, пусть они посмот­рят. Может быть, вам кажется, что он сверх­спо­соб­ный, а они ска­жут, у что нас каж­дый день по сто чело­век таких при­хо­дят, ничего особенного.

Это не зна­чит, что его не надо учить, но это уже зна­чит, что не нужно все силы кидать на то, чтобы его моцар­тов­ские, так ска­зать, таланты проявились.

Я бы в финале ска­зала такое: если ты любишь этого ребенка, то зна­чит, ты к нему внимателен.

Зна­чит, тебе инте­ресно с ним раз­го­ва­ри­вать, общаться, смот­реть, как он дви­га­ется, что он делает, что он любит, что он не любит, а это уже очень зна­чи­тель­ный шаг. А сле­ду­ю­щий шаг – профессиональный».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *