Ленинская слобода 26 что было раньше
Маршрут: Автозаводская
Несмотря на обилие заводов и промышленных территорий, в этом районе полно лужаек, скверов, клумб и скамеек. Здесь же можно полюбоваться на Симонов монастырь, скульптуру «Футболисты», деревянные срубы и место, где утопилась бедная Лиза.
Метро «Автозаводская»
Станция была открыта в 1943 году, архитектор Алексей Душкин (его же работы — «Маяковская», «Площадь Революции», «Кропоткинская», «Детский мир»). Между входами в метро располагался тот самый Лизин пруд, в котором утопилась героиня «Бедной Лизы» Карамзина. Пруд исчез давно — с появлением огромного количества заводов
Автозаводская улица
Улица устроена как бульвар: гуляют собачки, выпивают пролетарии, сидят девушки с книжками. Ходить по нему днем одно удовольствие; ночью же это занятие небезопасное
Ресторан, бар и клуб Jumbo
Автозаводская, 7/2
Автозаводская, 8
Этот дом (и дома дальше по Автозаводской) снабжен огромной аркой; за ней — тихие и просторные дворы с еле заметными признаками жизни. Дворы идут вдоль всех домов на Автозаводской с обеих сторон. Вокруг запустение, промзона с несколько гнетущей атмосферой. За домом №4 — двор с самыми удобными взрослыми качелями: их целых пять штук
Рестораны «Тарас Бульба», «Тануки», «Бенвенуто»
Велозаводская, 6а
Велозаводская улица
Автозаводская заканчивается, там же обрывается бульвар. Около «Тараса Бульбы» — заросли подсолнухов и, как ни странно, прямо на газоне цветут огурцы. Этот дом (Велозаводская, 6а) был построен в 1939 году и это первый представитель типового железобетонного строительства в Москве; внутри соседствовали коммуналки и обычные квартиры. Справа от него, за оградой, — место велозавода
Велозаводская, 2/2
Во дворе футбольная площадка, небольшая деревянная сцена и столы со скамейками под навесами. Там сидят местные жители — шахматисты, доминошники и тетеньки с семечками
Велозаводская, 3/2, на пересечении с Новоостаповской
Ошеломляющий конструктивистский дом с гигантской аркой посередине. Внутренняя сторона дома даже краше, чем фасад: каждый балкон снабжен колоннами, и кажется, что вокруг дома идут бесконечные открытые галереи, увитые зеленью. Если пройти через двор с площадкой для скейтеров и роллеров, то в следующем дворе обнаруживается полуразрушенная гипсовая скульптура «Футболисты». Это копия бронзового оригинала, долгое время украшавшего парадный двор Третьяковки. Скульптор Иосиф Чайков работал над ней десять лет, и эта статуя считалась крупным произведением соцреализма
Восточная улица
Улица начинается со сквера и заправки с клумбами
Пиццерия «Уно Моменто»
Восточная, 2, корп. 3
Стадион «Торпедо» им. Эдуарда Стрельцова
Восточная, 4, корп. 1. Единственный из всех советских стадионов не имел трибун по всему периметру. Стадион построили в 1959 году, после того как «Торпедо» первый раз выиграл первенство страны. В 1998 году перед входом на стадион поставили памятник нападающему Эдуарду Стрельцову (скульптор Александр Тарасенко). Это один из двух памятников футболисту в Москве, существующих на сегодняшний момент. На территории стадиона — солярии, теннисный корт, салон красоты и снаряды, на которых часами висят пенсионеры. Слева широкая лестница ведет к небольшому тренировочному стадиону
Дворец культуры ЗИЛ
Восточная, 4. Крупнейший и заключительный памятник русского конструктивизма работы братьев Весниных. Дворец начали строить в 1931 году, достроили в 1937-м. На третьем этаже клубной части — лестница в обсерваторию, давно неработающую. Изначально интерьер каждой части разрабатывался в своей цветовой гамме под присмотром художников братьев Стернберг: главный вестибюль был оранжевым, фойе — синим, зал — лимонно-желтым. В брежневские времена на колоннах вестибюлей и фойе навесили мрамор и поставили новые светильники — сразу после этого в ДК снимали интерьеры НИИ чародейства и волшебства для комедии «Чародеи»
Симонов монастырь
Восточная, 4. Очень странное сочетание: подряд идут стадион, дворец культуры и монастырь. В монастыре идет реконструкция: на этом месте он существует с 1379 года. Нужно постоять под башней «Дуло». Среди построек также выделяется дом «Сушило» — здание XVII века. По тогдашним меркам это настоящий, аж четырехэтажный небоскреб. Сейчас внутри расположены мастерские. На территории монастыря без благословения настоятеля лучше не фотографировать. Вокруг храма живут стайки полудиких, но очень ласковых кошек и котят, растут розы и ромашки
Еще одна обязательная остановка — храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (Восточная, 6). К церкви ведет петляющая дорожка в окружении железобетонного забора; современный каменный храм построен в 1509 году (с тех пор перестраивался), он отмечает первоначальное место Симонова монастыря. По легенде, именно здесь похоронили героев Куликовской битвы — Ослябю и Пересвета
Корпуса завода «Динамо»
Ленинская Слобода. Справа — мемориальная доска по поводу визита Ленина (7 ноября 1921 года), а чуть дальше — круглый гранитный постамент с надписью «Ленин». Сам памятник (один из первых установленных в городе) был утрачен в 90-х годах
Клуб Zona
Ленинская Слобода, 19, корп. 2
Ленинская Слобода, 19 и 19а
Дома по левой стороне улицы — настоящие деревянные срубы, со ставнями, заросшими крылечками, лопухами, репейниками и крапивой. Между зданием «Зоны» и домом 19а — тропинка, выводящая на 3-й Автозаводский проезд: так можно быстро вернуться к метро. Здесь мрачно — длинные ряды гаражей, мужчины в трениках с пивом и заводские трубы ТЭЦ-9
Москва-река
Напротив клуба «Зона» непременно надо спуститься вниз, к Москве-реке, по очень крутому склону — там потрясающий вид. Главное — не обращать внимания на кучи мусора и запретительные таблички, так как здесь все равно никого нет
Ленинская Слобода, 21/3
Здание дирекции дореволюционного завода котлов Александра Бари. В начале XX века среди строителей промышленных объектов была мода на псевдороманский стиль — и оттого здание снабжено башенкой и похоже на замок, нелепо торчащий увитым плющом фасадом среди алюминиевых труб завода
На месте Ленинской слободы раньше была деревня – Симоновская слобода. Ее переименовали в 1919 году, после покушения на Ленина.
Автозаводская, 23
Неоампирное красно-белое главное здание ЗИЛа, выходящее на Третье транспортное кольцо. Сейчас в нем расположен Музей ЗИЛа. Здание построено Константином Мельниковым
ЗИЛ
Автозаводская, 14/23. В 1916 году банкиры Сергей и Степан Рябушинские получили под устройство завода крупную сумму денег. Однако полноценного автозавода за год до революции создать не успели, и недостроенный АМО фактически собирал машины из запчастей, присланных из североитальянского Турина, с фабрики Fiat. Заводом снова занялись во второй половине 1920-х годов, однако производство наладили только в 1930-х годах. Фабрика стала называться ЗИС — Завод имени Сталина, а в годы «оттепели» название заменили на ЗИЛ — имени директора Лихачева, при котором завод стал одним из крупнейших в России
Улица Ленинская слобода начинается от Велозаводской и идет на юго-запад к ЗИЛу. Она затерялась между шумными магистралями и многоэтажными домами, но хранит в себе много интересного и неожиданного. Городская жилая застройка здесь сменяется промышленной, а древности соседствуют с советским периодом и современностью. Само название улицы является, конечно, советским (её так и не переименовали в эпоху возвращения старых названий, в советское время местные жители называли Хутором Ильича), в XIX и в начале XX веков на картах здесь значился Симоновослободский вал. Он начинался у перекрестка улиц Симоновский вал и Велозаводской, шёл на юг, затем совпадал с нынешней Ленинской слободой и заканчивался где-то у Москвы-реки. Нынешняя трасса улицы оформилась окончательно в 1950-х годах.
Слева от улицы Ленинская слобода в настоящее время расположена муниципальная автостоянка. До 1972 года здесь находился старый Велозаводский рынок, складские помещения. Рынок был выстроен в 1932 году по проекту архитекторов Ю.С. Гриневецкого и М.Ф. Оленева. «Строительство Москвы» отмечало, что по разработанности проекта одним из лучших является рынок открытого типа Велостроя. Рынок включал в себя три части: площадка с тремя рядами палаток, зона колхозной торговли с возов, культурные и санитарные предприятия рынка. На рынке предусматривался детский сад для детей колхозников, была так называемая культчайная, расположенная на приподнятой веранде, эстрада.
В начале улицы был также расположен тир, открытый в 1957 году.
Уточним, ранее Пересветов переулок (1-й Восточный) шёл от улицы Восточная вдоль домов №2 и 4, затем поворачивал к Симонову монастырю. Позже от переулка был проложен небольшой проезд к Симоновослободскому валу, а затем в 1950-х гг. переулок получил свою современную трассу. Симоновослободский же вал был упразднен, как и железнодорожная Лизинская ветка, идущая вдоль него.
Лизинская ветка ответвлялась от Симоновской (шла на берег Москвы-реки к товарной станции «Симоново») у Пороховых погребов, проходила вдоль вала и пересекала нынешнюю улицу Ленинская слобода как раз на перекрестке её с Пересветовым переулком. Лизинская ветка была проложена в 1894 году Павлом Павловичем фон-Дервизом и названа по Лизиному пруду, мимо которого шёл её путь.
Слева от нас расположено рестроран «Баязет», в прошлом на этом месте была закусочная.
А теперь вернемся к домам № 5. В соответствии с планом участка, перед нами бывшие жилые дома для служащих Общества. Сейчас в доме слева (№5 корпус 2 строение 2) находится женская консультация (упоминается в 1985 году), а в доме справа (№ 5 корпус 2)- подстанция скорой помощи. Во дворе сохранилось также здание каретного сарая (снесено в мае 2016 г.). Были они построены, очевидно, до 1900 гг.
Из воспоминаний известно, что в одном из этих зданий состоялось заседание первого Симоновского районного совета. После революции в домах продолжали жить служащие складов Восточного общества и ж/д станции «Лизино». Вероятно, в доме слева в начале 1920-х было решено разместить клуб завода «Динамо» «Труд и творчество», который в декабре 1923 года был переименован в Дворец труда «Пролетарская кузница». По архивным документам Дворцу труда дом был передан в 1929 году (весь дом целиком). (Идея строить дворцы для рабочих появилась сразу после Февральской революции. В первом же обращении Управы Симоновского района одним из пунктов программы значилось построить «дворцы народу».)
Похоже, что позже клуб переехал в здание трапезной Симонова монастыря, где устроили кинозал, а дом использовался как общежитие, в 1950-х годах здесь находилась администрация станции «Лизино».
В доме справа (№ 5 корпус 2) 29 января 1927 года была открыта центральная Симоновская амбулатория, об открытии которой написали в журнале «Строительство Москвы» ( страница 1 страница 2 ). В мае 1926 года приступили к капитальному ремонту и перестройке здания. Старые перегородки были сломаны, сделаны новые, потолки подняты, окна расширены. Дом был присоединен к сети водопровода и канализации. Провели электричество, паровое отопление. Амбулатория была оборудована по последнему слову техники, на вооружении имелись аппарат Дарсонваля, большая электростатическая машина, мультостат (аппарат для лечения электрическим током) и др. Были и два нововведения: карточки подавались с первого этажа при помощи подъемника, в кабинетах были устроены вытяжные шкафы. Позднее в здании была районная поликлиника №65, а ныне подстанция скорой помощи № 3.
Дом № 4 по другой стороне улицы был построен в 1958 году на месте деревянной застройки. В XIX веке здесь были монастырские огороды.
Продолжим наш путь по левой стороне улицы. Жилой дом № 7 других аналогов в районе не имеет. История его не ясна, но он значится 1924 года, а значит это самый старинный жилой дом Советского периода в районе (да и один из первых домов, построенных в годы Советской власти). Здесь жили работники предприятий Ленинской слободы. Из внешнего облика дома видно, что первоначально он был двухэтажным с полуподвалом, а потом был надстроен ещё тремя этажами (возможно, в два этапа). Говорят, в 1990-х годах дом оборудовали лифтом. Обратим внимание на частично сохранившуюся ограду и чугунные ворота. Добавим, что ранее рядом стояли деревянные домики.
Рядом с домом №7 находится остановка автобуса №9, маршрут заменил собой упраздненные трамвайные. Автобус поворачивает далее в Пересветов переулок и идёт по Симоновскому валу. Напротив дома № 7 расположен сквер. Говорят, что данная фотография со скульптурой «Рассказ о перекопе» И.Н. Жукова сделана именно в этом сквере.
Далее возвышается дом, который нарушил идилию Симоновского района как нельзя хуже. Тринадцати–пятнадцатиэтажный семиподъездный монолитный жилой дом п остроен в 2011 году по индивидуальному проекту – застройщик ООО «Инжиниринговая компания „Серебряный двор”». Количество квартир: 300 (60 переданы семьям военнослужащих и 30 – городу для дальнейшей передачи нуждающимся москвичам). В строенный детский сад на 60 мест. Автостоянка на 181 машино-место.
На его месте совсем ещё недавно стоял склад 1909 года постройки. Только относился он не к Восточному обществу (здесь территория его заканчивалась), а к складам Русского для внешней торговли банка. В советское время здесь находился склад медоборудования. От былого сохранилась электрическая подстанция (дом 11).
Итак, мы дошли до пересечения улицы Ленинская слобода с улицей Восточной. В XIX веке здесь находилась Симоновская застава, образ которой запечатлен на гравюре 1843 года.
Теперь скажем несколько слов об истории названия улицы Ленинская слобода и история эта, скажем откровенно, весьма туманна. Нам так и не удалось точно установить в каком году и как назывался тот или другой отрезок улицы. Скорее всего, переименование происходило хаотично, а на картах в той или иной степени отражались реалии своего времени. Трасса нынешней улицы Ленинской слобода, как было уже сказано, совпадает с камер-коллежским валом. На его месте во второй половине XIX века возникли одноименные улицы. Но в советское время участки Симоновослободского вала получили различные наименования. Симоновослободский (иногда Симонослободский) начинался от улицы Велозаводская, а заканчивался у сквера по улице Ленинская слобода. Далее улица получила другое название. Из специальной литературы известно следующее. В 1919 году бывшую Симонову слободу (это было названием района) переименовали в Ленинскую в честь посещения вождем Симоновой слободы. Затем (указывают 1922 год) в Ленинской слободе появился Ленинский проезд. Он показан на планах на участке от Москвы-реки до автозавода (нынешней улицы Автозаводской). А в 1930 году (на картах фигурирует уже в 1929 году) участок от нынешней улицы Мастеркова до Ленинского проезда получил наименование улица Ленинская слобода. И вот, наконец, в 1950-е года улицей Ленинская слобода был назван весь участок от Велозаводской до автозавода. То есть, были присоединены часть вала и Ленинский проезд (хотя по планам этот проезд уже давно входил в состав главной улицы). Что же касается улицы Восточной, которая теперь прямиком выходит на улицу Мастеркова, то свое нынешнее направления она получила, скорее всего, в начале 1970-х годов. Судя по планам, старая деревянная застройка сохранялась здесь вплоть до конца 60-х, затем была снесена, а на ее месте были построены башни.
Итак, мы подошли к улице Мастеркова. Этот проезд довольно старинный: по нему выезжали через Симоновскую заставу в деревню Кожухово и Коломенское, затем здесь возник Судаковский проезд (назван по домовладельцу, в 1899 году упоминается некто Иван Иванович Судаков). В 1954 году проезд был переименован в 4-й Автозаводский, а в 1970 году проезду было присвоено имя Александра Борисовича Мастеркова, героя Советского Союза, летчика-истребителя, который был уроженцем этих мест. Не так давно здесь была мемориальная доска, затем она исчезла и была заменена на стандартный транспарант.
Александр Мастерков родился 12 сентября 1921 года в Москве, в семье рабочего. Окончил 7 классов школы. В 1938 году окончил школу ФЗУ при заводе «Динамо» (находилась рядом), работал токарем в цехе пробных конструкций. Одновременно учился в аэроклубе. С 13 марта 1940 года Александр Мастерков в Красной Армии. В 1941 году окончил 2-ю Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков имени В. П. Чкалова. Служил в ней лётчиком-инструктором. С декабря 1942 года старший сержант А. Б. Мастерков на фронтах Великой Отечественной войны. В составе 5-го ГвИАП воевал под Харьковом. 18 февраля 1945 года гвардии старший лейтенант А. Б. Мастерков в районе города Губена (Германия) таранным ударом уничтожил бомбардировщик противника и сам благополучно совершил посадку на своём аэродроме. К марту 1945 года он командир звена 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка (11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт). Гвардии старший лейтенант А. Б. Мастерков совершил 195 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил 18 самолётов противника. 20 марта 1945 года погиб в районе города Бауцен (Германия). 27 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Перед нами торговый центр «Румер», он занимает территорию завода «Динамо» (Ленинская слобода, 26). В июле 1899 г., на месте дач Селивановского и Бекетова, был основан электрический и электро-механический завод. Строило его бельгийское Центральное электрическое общество в Москве. 2 февраля 1901 г. состоялся торжественный пуск завода. В 1906 г. завод перешел в руки русского электрического общества «Вестингауз», в 1913 г. в связи с кризисным состоянием завод был продан Русскому электрическому акционерному обществу «Динамо», после чего перенял его имя. Это был первый в центральной России завод по производству электрических машин и электрооборудования для подъемных кранов. После революции з авод некоторое время именовался «Электросила» № 3, а в 1934 г. после смерти Кирова заводу «Динамо» было присвоено его имя. В 1928-1932 гг. здесь проводились большие реконструктивные и строительные работы. В связи с этим была уничтожена площадь Возрождения (бывшая Сергиева, переименована в память о возрождении страны после революции) и старая Симонова слобода. На заводе было организовано производство трамвайных моторов, он принимал участие в строительстве 1-й в стране электрифицированной линии Московского железнодорожного узла Москва-Мытищи, в производстве 1-го отечественного тролейбуса (15 ноября 1933 г. вышел на линию в Москве), оборудовании подвижного состава для московского метро.
В переходе от детского парка до храма были выставлены могильные плиты (в настоящее время перенесены на церковный двор). Это надгробия из Симонова монастыря, они были обнаружены при ликвидации Симоновской трамвайной ветки (были использованы там как бут).
Немного отвлечемся от настоящего. Представим мысленно, что мы вышли с церковного двора через ворота, которые находятся у колокольни. Мы открываем ворота, и перед нами возникает картина, которая никак не согласуется с настоящим. Мы оказались на территории живописной загородной дачи. Гравюра XIX века поможет нам переместиться в прошлое.
Памятника бедной Лизе нет на территории нынешнего торгового и офисного комплекса, но ближе к Москве-реке установлена копия статуи Шадра «Девушка с веслом» первый вариант.
Завод американца Александра Венеаминович Бари были основан в 1893 году на земле фон-Дервиза. З авод строился, чтобы производить стальные котлы, железные резервуары системы Шухова и другие клепаные предметы, а также производить медную отливку и механическую обработку принадлежностей к ним. К февралю 1894 году был выстроен главный корпус завода: одноэтажное каменное здание, крытое железом, состоящее из двух круглых корпусов, каждый диаметром 21 сажень, и корпуса посередине. Механический завод приводился в действие паровой машиной, для которой пар создавался двумя котлами системы Шухова. Отопление производилось нефтяными остатками, которые поступали из находящихся рядом складов Восточного Общества.
Деятельность завода до 1941 года была связана с изобретениями В.Г. Шухова в области строительной механики, техники паровых котлов и насосов и в обширной технике нефтяного дела. Для транспортировки нефти на суше завод впервые в мировой технике построил нефтепровод с Балаханских нефтяных промыслов в Баку, после чего нефтепроводы нашли широкое применение. Для хранения нефти завод впервые в строительной технике начал производить большие стальные резервуары. Завод выпускал стальные паронагреватели для паровых котлов всех систем. Не было такого уголкав стране, где бы не работали котлы завода Бари. Изготовляли здесь также стальные гиперболоические башни Шухова, ангары для самолётов, арочные перекрытия для зданий и мостов.
С 1907 года на заводе происходили неоднократные перестройки и расширения, велись работы по строительству здания сборочной горизонтальных котлов (железные фермы, обшитые с боков тесом), прачечной и других. На плане завода были обозначены здания: мостовой корпус, электрическая станция, за ней мастерские горизонтальных и вертикальных котлов (два круглых корпуса), здание механической мастерской между ними. Далее по Камер-Коллежскому валу стояла кузница, за ней деревянная двухэтажная заводская контора (на втором этаже находилась чертежная и квартира управляющего, рядом с конторой были разбиты дорожки с фонтанами), двухэтажное здание больницы, деревянные дома для служащих, каменная столовая, рядом с ней каменный погреб, купальня и душ, прачечная и другие постройки. Эти здания хорошо видны на рекламном проспекте котельного завода. Происходило новое строительство и позже.
В период Первой мировой войны завод выполнял заказы Военного ведомства (изготовлял мины, тралы и буйки для Военно-морского флота). В связи с этим расширялось производство. В 1915-1917 годах здания завода неоднократно перестраивались, по Камер-Коллежскому валу был оформлен нарядный фасад, который объединил здания электростанции и кузницы.
После революции м андат на управление котельным заводом получил В.Г. Шухов. Начинается строительство первых промышленных магистральных трубопроводов, сооружается знаменитая башня на Шаболовке (1922). З авод Бари стал называться «Паростроем» имени В.М. Лихачева, в годы первых пятилеток он выпускал паровые котлы, топочное оборудование. На нем в 1937 г. была разработана и изготовлена конструкция циферблатов часов Спасской башни. Предприятие продолжало работать на оборону страны. На заводе изготовлялись мины и глубинные бомбы для морского флота (до 1942 года изготовлялись только здесь).
В 1958 году территория завода Бари перешла к заводу «Динамо», а в 1999 году передана автосервису, затем старые заводские корпуса были снесены (а там были постройки Шухова), и сейчас мы имеем, что имеем.