Ленивый язык что это

Дизартрия у детей

Содержание статьи

Дизартрия возникает у детей в виде нарушения произношения речи. Патология связана с неправильной иннервацией мышц гортани, языка, губ и др., а также органическим поражением ЦНС (центральной нервной системы). Отличительная черта болезни – то, что у ребенка нарушено произношение не каких-то звуков, а всех слов. То есть страдает речевая моторика, дыхание, изменяется голос, искажаются многие звуки. В запущенных случаях дети перестают говорить (развивается анартрия).

Виды, уровни и формы речевой дизартрии у детей

Таблица видов заболевания по месту поражения

Название формы патологииОсобенности
МозжечковаяВозникает при вовлечении в процесс мозжечка. Речь растянута, невнятна, замедленна, громкость постоянно меняется, у ребенка дрожит язык, он разговаривает с выкриками, словно скандирует лозунги. Дополнительные симптомы: нарушенное равновесие, неустойчивая походка.
БульбарнаяВызывается параличом артикуляционных мышц, а также нервов – блуждающего, языкоглоточного, троичного, подъязычного и/или др. У детей отсутствуют некоторые рефлексы, нарушено сосание и глотание, мимика, им трудно пережевывать твердую пищу. Также отмечается повышенное слюноотделение, упрощение (все согласные «сливаются» в один щелевой) и невнятность звуков, гнусавое, хриплое звучание голоса, иногда – его отсутствие.
ПсевдобульбарнаяВозникает при централизованном параличе (спастическом) мышц и их гипертонусе. Речь становится монотонной, ребенку трудно поднять кончик языка, отвести его в сторону, удержать. Отмечается повышенное слюноотделение, першение, расстройство глотания (усиление рефлекса). Речь невнятная, гнусавая, резко нарушается произношение шипящих, свистящих и тоновых звуков.
ЭкстрапирамиднаяВозникает при нарушении функции подкорковых ядер, в связи с этим получила второе название – «подкорковая». Речь немного гнусавая, невнятная, смазанная. Присутствуют непроизвольные мышечные движения, мимика, артикуляционные спазмы. Тембр и сила голоса изменяются, нарушается темп разговора, присутствуют случайные гортанные выкрики.
КорковаяПоражение тех участков коры головного мозга, которые отвечают за артикуляционные мышцы. Дети выговаривают слова правильно по структуре, но с нарушенным произношением слогов. Отмечается расстройство дыхания при разговоре, голоса.
ХолодоваяПроявляется как один из симптомов миастении (быстрая утомляемость и слабость поперечнополосатых мышц). Речевые сбои происходят тогда, когда в помещении, где находится ребенок, повышается либо понижается температура воздуха.

Классификация по степеням развития патологии:

Важно! Для стертой формы характерны трудности при жевании твердой пищи. Родители не должны из-за этого менять рацион ребенка. Необходимо постепенно приучать его пережевывать наравне со всеми людьми. Источник:
Е.Ф. Архипова
Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов // М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.319

Причины возникновения и признаки

Болезнь провоцируется рядом вредных факторов:

Симптомы и лечение

Основная симптоматика включает следующее:

Что делать? Методы лечения расстройства

Ребенок должен проходить дополнительные занятия у логопеда (дома или в специальном учреждении) по:

На фоне этого проводится медикаментозная терапия с применением ноотропов. Лекарственные средства этой группы специфически воздействуют на функции мозга: стимулируют умственную активность, когнитивные функции, увеличивают способности к обучению, улучшают память.

В комплекс мер также входит ЛФК – артикуляционная гимнастика для укрепления мышц лица, массаж, упражнения кистями рук и пальцами.

Источники:

Источник

Сюрпризы желчного пузыря

Гастроэнтеролог, гепатолог GMS Clinic Сергей Вялов дал интервью интернет-порталу stopkilo.net и рассказал о проблемах и лечении желчного пузыря.

Ленивый язык что это. Смотреть фото Ленивый язык что это. Смотреть картинку Ленивый язык что это. Картинка про Ленивый язык что это. Фото Ленивый язык что это

Введение

Желчный пузырь является одним из «особенных» органов, способных в прямом смысле готовить сюрпризы. Такие сюрпризы представляют собой неожиданный приступ сильных болей в животе справа где-то под ребрами, который мы называем «желчная колика».

Желчный пузырь служит чем-то вроде резервуара, собирающего и хранящего желчь до нужного момента, а затем выбрасывает ее для нужд пищеварения. Если желчь начинает плохо «храниться» или «застаиваться», то изменяется ее состав. Дальше все зависит от того, насколько далеко зашел процесс.

Но начинается все с нарушения нормальных сокращений желчного пузыря — он сокращается либо слишком быстро и сильно, либо слишком слабо и медленно. Оба этих нарушения приводят к неправильному желчевыделению и изменению состава желчи, а в долгосрочной перспективе — к образованию камней.

Ощущения, расположенные вверху живота (в области желудка) или под ребрами справа чаще всего связаны с заболеванием желудка или желчного пузыря, а в редких случаях даже кишечника. Отличить их друг от друга самостоятельно очень сложно. При осмотре живота врач с легкостью определяет, что именно привело к появлению симптомов. Подсказать может связь с приемом пищи: при появлении симптомов после еды вероятнее всего проблема связана с желчным пузырем или желудком. Если симптомы с приемом пищи четкой связи не имеют, есть основания предполагать проблему с кишечником.

Симптомы

Типичными симптомами заболевания желчного пузыря являются дискомфортные или болезные ощущения вверху живота или под ребрами справа, чаще связанные с приемом пищи. У многих людей появляются легкая тошнота, горький привкус во рту, тяжесть под ребрами или ноющее ощущение. Наиболее часто они возникают при провокации желчного пузыря жирной, жареной, острой или копченой пищей. Однако могут развиваться и через несколько дней после приема антибиотиков, противогрибковых и противовирусных препаратов.

Хронический холецистит развивается долго и медленно, чаще проявляет себя дискомфортом и болями. Острый холецистит имеет более сильные симптомы, может даже подниматься температура, боли заставляют сидеть согнувшись и держаться за правый бок, иногда даже отдают в спинную. И хочется пойти ко врачу. Чаще всего эти симптомы достаточно типичны у большинства людей.

Холецистит, по своей сути, представляет собой воспаление желчного пузыря, которое сопровождается и нарушением его сокращений, и нарушением желчевыделения.

Именно нарушение нормального желчевыделения и приводит к повышению давления в пузыре, концентрированию и сгущению желчи. Она начинает собираться в сгустки, появляются хлопья и комки, которые кристаллизуются в виде камней в пузыре. Если холецистит не лечить, он может перейти в острый или в пузыре появятся камни. Мы называем эту последовательную смену стадий «желчным континуумом».

Ленивый язык что это. Смотреть фото Ленивый язык что это. Смотреть картинку Ленивый язык что это. Картинка про Ленивый язык что это. Фото Ленивый язык что это

Образ жизни в значимой степени НЕ влияет на состояние желчного пузыря или развитие в нем воспалительного процесса. Большее значение имеет питание, а также прием лекарств, которые выводятся вместе с желчью.

Важным является взаимосвязь стресса и повышенной тревожности с сокращениями желчного пузыря. Очень часто эмоциональный срыв или нервный период могут приводить к развитию заболевания.

Рекомендации

При заболеваниях желчного пузыря рекомендуется стол № 5. Он используется также при лечении болезней печени и поджелудочной железы. Питание при болезнях желудка или кишечника отличается от питания, необходимого при болезнях желчного пузыря. Основные ограничения касаются жирной, жареной, острой и копченой пищи, а также алкоголя. Мы разработали специальное приложение для телефона «Стол № 5», в котором подробно освещены вопросы питания.

Холодом и голодом лечат острейший период острого панкреатита, который иногда возникает из-за желчнокаменной болезни. Поэтому и существует такой стереотип. Также голод иногда используют при желчной колике. При обострении холецистита (не остром холецистите!) стандартом лечения являются лекарства, восстанавливающие сокращения желчного пузыря и препараты урсодеоксихолевой кислоты (урсосан). В начальном периоде обострения используются спазмолитики (мебеверин, дротаверин, гимекромон). Далее возможно использование прокинетиков (итомед), но они не применяются при желчнокаменной болезни, только на ранних стадиях. Эти препараты нормализуют желчевыделение. Использовать желчегонные без результатов УЗИ категорически запрещено!

Данная рекомендация не является руководством по лечению — лечение должен назначить врач после осмотра!

В некоторых случая, действительно, болезни других органов могу приводить к развитию холецистита. Дуоденит является наиболее частым заболеванием, которое за счет отека «выхода» желчевыводящих путей приводит к нарушению выделения желчи. Это повышает давление в желчном пузыре, способствует воспалению или возникновению камней. Также способствует холециститу и дисфункции желчного пузыря избыток бактерий в кишечнике, так называемый избыточный бактериальный рост. Данное состояние может возникать после пищевых отравлений, при долго существующих запорах или длительной диарее, а также при воспалительных заболеваниях кишечника и дивертикулярной болезни.

Источник

30 лучших упражнений для развития дикции по мнению логопеда

Человек не рождается с умением говорить, тем более делать это правильно и четко. Если ребенок испытывает проблемы с произношением отдельных звуков, ему может помочь артикуляционная гимнастика.

Это комплекс упражнений, направленный на коррекцию этих трудностей. В каких случаях ее достаточно, а когда требуется более серьезный подход? Какие упражения артикуляционной гимнастики вы можете проводить дома сами?

Рассказывает логопед Олеся Югова.

Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук

Что такое артикуляционная гимнастика?

Дети первых лет жизни очень часто искажают сложные в произношении звуки, потому что их органы речи еще продолжают свое формирование. Практически нет малышей, которые сразу говорят идеально четко.

Для чистого произношения звуков необходима правильная артикуляционная моторика, то есть скоординированная деятельность органов речевого аппарата. Если есть какие-то проблемы в артикуляционной моторике, они всегда будут отражаться на звукопроизношении. При разговоре мы задействуем около ста мышц, включая мышцы шеи, груди, лица, языка, мягкого неба. Для управления всеми этими мышцами используется гораздо больше нейронов, чем при ходьбе и беге.

Артикуляционная гимнастика направлена на те органы, в которых есть мускулатура: язык, губы (круговая мышца рта), мимические мышцы. Но в первую очередь она предназначена для языка. Язык — это главный орган речи, а развитие и укрепление его мышц поможет более точно и четко выговаривать все звуки.

Виды артикуляционной гимнастики

Такая гимнастика бывает активной и пассивной. Чаще всего, говоря об артикуляционной гимнастике, подразумевают ее активную форму: ту, которую ребенок выполняет сам. Она подойдет в тех случаях, когда артикуляционная моторика не нарушена, а просто нуждается в совершенствовании и отработке отдельных движений.

Но бывают и более серьезные ситуации, такие как дизартрия, когда произносительная сторона речи нарушается в результате поражения нервной системы, а подвижность органов речи ограничена. В таком случае детям крайне сложно или невозможно выполнять такую гимнастику самостоятельно. Ведь их органы речи к этому не готовы.

Здесь используется пассивная гимнастика: взрослый своими руками или при помощи приспособлений — зондов, шпателей, щеток — выполняет те движения и позы, которые мы бы хотели получить. Например, очень часто дети при моторных нарушениях не могут поднять язык наверх. Естественно, что в этом случае они не могут четко произносить звуки, при которых требуется это движение. И сама собой эта проблема вряд ли исчезнет, нужна серьезная работа над этим.

Хотелось бы еще остановиться на такой проблеме, как короткая подъязычная уздечка. Это также может быть причиной ограниченной подвижности языка. Ее можно немного растянуть посредством упражнений, но если она слишком короткая, то для нормализации звукопроизношения остается ее только подрезать.

Какая гимнастика нужна ребенку

Проведите такой тест: попросите ребенка показать язык.

Обратите внимание на следующие признаки:

Если наблюдается несколько из перечисленных признаков, то, скорее всего, ребенку, помимо консультации специалиста, нужна именно пассивная гимнастика и логопедический массаж. В комплексе они подготовят речевой аппарат малыша к активной артикуляционной гимнастике, сделают возможной постановку звуков.

О приемах пассивной гимнастики лучше узнать у логопеда во время консультации. Дело в том, что нарушения могут быть разными, нет универсальных упражнений, которые бы подошли всем. Только специалист может пояснить, какие приемы будут наиболее эффективными в каждом случае.

Общие принципы артикуляционной гимнастики:

Эти упражнения активной гимнастики, направленные на статику или динамику, вы легко освоите сами. Каждая поза удерживается 5−7 секунд, повторяется несколько раз.

Выполняйте эти упражнения регулярно, но при этом не превращая их в повинность для ребенка, и вы обязательно увидите прогресс!

Источник

Дизартрия у детей: что делать?

Ленивый язык что это. Смотреть фото Ленивый язык что это. Смотреть картинку Ленивый язык что это. Картинка про Ленивый язык что это. Фото Ленивый язык что этоДизартрией у детей называют тяжелое нарушение произносительной стороны речи вследствие поражения речедвигательного аппарата. Подобный дефект грозит ребенку расстройством слухового восприятия. Как результат – неспособность воспринимать информацию в полном объеме, проблемы с пониманием окружающего мира, дезадаптация.

В данном случае большая ответственность ложится на близких маленького пациента. Вовремя предпринятое лечение поможет восстановить работу органов речи, позволит правильно поставить произношение, скорректировать все стороны речевой функции.

Понять проблему

В наше время дизартрию диагностируют примерно у 6% детей. Это довольно высокий показатель для того, чтобы отнести расстройство в разряд распространенных.

Несмотря на то, что заболевание встречается довольно часто, многие родители теряются, слыша диагноз «дизартрия» у своего ребенка. В связи с незнанием, лечение патологии у малыша может быть начато в запоздавшие сроки или пойти по неверной схеме. В отношении детей важно все делать в срок, в том числе корректировать произношение, иначе неправильная его модель может надежно зафиксироваться и остаться навсегда.

При дизартрии происходит органическое поражение лицевой мускулатуры, принимающей участие в формировании речи: мышц щек, языка, области вокруг рта. Страдают также нервные волокна, иннервирующие мышцы, кожу. В результате мимика обедняется. Дизартрик лишается возможности в полной мере работать лицевой мускулатурой, чтобы произнести нужный звук. Речь малыша становится неразборчивой, тихой, монотонной.

Среди причин расстройства выделяют:

Часто дизартрия сопровождает ДЦП и задержку психического развития. Ленивый язык что это. Смотреть фото Ленивый язык что это. Смотреть картинку Ленивый язык что это. Картинка про Ленивый язык что это. Фото Ленивый язык что это

Распознать у своего ребенка болезнь в начале пути внимательные родители могут по следующим признакам:

В 5 лет артикуляция всех звуков должна быть сформирована. Если этого не произошло, то имеющееся косноязычие нельзя списывать на возраст. Необходимо вмешательство специалиста. Чем раньше дети отправляются к логопеду, тем лучше для них и родителей.

Часто проблему ставят ребром в возрасте около 7 лет, перед поступлением в школу. Этот возраст для начала коррекции считается поздним, работа будет происходить сложнее, усилий потребуется больше.

С чего начать лечение

Ленивый язык что это. Смотреть фото Ленивый язык что это. Смотреть картинку Ленивый язык что это. Картинка про Ленивый язык что это. Фото Ленивый язык что этоЛечить любое заболевание необходимо начинать с правильной диагностики. Маленького пациента, в первую очередь, направляют на консультацию к неврологу. После осмотра специалист по необходимости назначает обследования:

После установления диагноза ребенок отправляется к логопеду, который проводит специальные логопедические пробы. Они позволяют установить степень заболевания, форму. В дальнейшем к процессу подключаются психоневролог, дефектолог.

Различают четыре степени заболевания:

В зависимости от степени расстройства специалист назначает лечение, проводит коррекционные мероприятия.

Последовательность лечебных мероприятий

Если вы полагаете, что терапия дизартрии сводится к посещениям логопеда, где дизартрика учат складывать губы трубочкой, то ваше мнение ошибочно. Существует определенная последовательность мероприятий, нарушать которую не рекомендуется.

Устранение дизартрии начинается с восстановления работы речедвигательного аппарата. Для этого малышу проводят логопедический массаж, развивают мелкую моторику рук. Применяют также дыхательную гимнастику.

Логопедический массаж – один из наиболее эффективных методов восстановления работы речевого аппарата. Массаж воздействует на мышцы, позволяя нормализовать их тонус. Поэтому предварительно специалист определяет его уровень: гипо- или гипертонус.

Логопедический массаж делят на несколько видов:

Ручная техника основана на воздействии пальцами рук на определенные зоны щек, губ, языка. Специалист проводит поглаживание, небольшое разминание мышечного каркаса области губ, щек и подбородка. Соединяет пальцами губы в вертикальном, горизонтальном положениях. Массирует мягкое небо.

Механическая техника предполагает воздействие на проблемные зоны с помощью специальных зондов.

Аппаратный метод использует вакуумные, вибрационные, температурные устройства. Он позволяет восстанавливать нервные пути, связывающие мышцы с центрами в мозге.

Дети-дизартрики способны самостоятельно проводить массаж в домашних условиях. Для этого существуют несложные упражнения:

Дыхательная гимнастика

Правильное речевое дыхание обеспечивает речи плавность, мягкость. При дизартрии очень важно наладить данную сторону процесса. Для этого была разработана дыхательная гимнастика.

Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой. Это совокупность оригинальных упражнений, аналогов которых нет в мире. Упражнения делают упор на вдох. Он должен быть резким, коротким, производиться через нос. На выдох – внимание минимальное. Осуществляется произвольно.

Существуют главные правила исполнения упражнений, при соблюдении которых эффект будет заметен очень быстро:

Занятие начинается с разминки, и лишь затем можно переходить к главной части.

Примеры упражнений:

Развитие мелкой моторики

Казалось бы, какая связь между правильностью речи и движением пальцев? Оказывается, центр речи и моторики пальцев расположены в головном мозге рядом, стимулируя работу друг друга. Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше и быстрее происходит развитие речи.

Отступая немного от темы, хочется попутно объяснить родителям, что движение в целом способствует закреплению нейронных связей, позволяющих запоминать новую информацию. Малоподвижный ребенок трудно обучаем.

Разработка двигательной активности пальцев позволяет обогатить словарный запас, улучшить фонематическую сторону речи. Существует множество вариантов для развития мелкой моторики: лепка из пластилина; работа с бумагой (листы можно сминать, рвать, отщипывать кусочки, складывать в определенной последовательности); конструирование поделок, создание аппликаций, коллажа разовьет к тому же творческое мышление.

Ленивый язык что это. Смотреть фото Ленивый язык что это. Смотреть картинку Ленивый язык что это. Картинка про Ленивый язык что это. Фото Ленивый язык что этоСпециалисты используют пальчиковую гимнастику, специальные атрибуты для стимуляции двигательной активности пальцев:

Существует множество приспособлений, специализированных и бытовых, позволяющих работать на развитие мелкой моторики. О возможных вариантах родителям поведает специалист, разъяснит, как проводить занятия самостоятельно в домашних условиях.

Коррекция произношения

После налаживания работы артикуляционного аппарата, восстановления мышечной активности, логопед переходит к корректировке неправильного произношения.

Обычно у детей выявляют такие неточности произношения:

Если подобные изменения были замечены родителями, то логопедическую работу стоит начинать сразу, не дожидаясь 5 лет.

Коррекция произношения требует индивидуального подхода. Специалист определяет, какие звуки сохранены, произносятся правильно. Работа начинается со звуками, искаженными в наименьшей степени. Перед их постановкой требуется научить детей различать их на слух.

Задача специалиста сводится к следующему:

Логопед, помимо произносительной стороны речи, обучает ребенка лексико-грамматическим основам, развивает фразовую речь, дает основы навыков письма, чтения.

Другие методы

Логопедический труд составляет львиную долю успешного устранения дизартрии. Параллельно ребенку назначаются дополнительные методы лечения. Обязательным является выполнение назначений невролога. Врач прописывает детям медикаментозные средства, ведь основная причина расстройства – органическое поражение ЦНС.

Таня, 9 лет. У девочки наблюдается тяжелая псевдобульбарная дизартрия. Речь больной отличается медлительностью, резкостью, малой разборчивостью. Голос громкий, монотонный. Довольно большое количество звуков отсутствует в произношении.

Помимо занятий с логопедом, девочке назначили инъекции Галантамина. Препарат усиливает проведение нервных импульсов в ЦНС. После курса лечения стали заметны положительные результаты. Увеличилась подвижность языка, губ. Разнообразились артикуляционные движения. Восстановился акт глотания. Ушла асинхронность дыхания.

Удалось наладить произношение отдельных звуков: с, т, р, ц, ж. Ушла напряженность голоса, чрезмерная громкость произношения. Речь стала звучать гармоничнее, плавнее, непринужденнее. Перестала привлекать внимание прохожих.

Самостоятельно больная проводила массаж языка. Благодаря чему удалось добиться языковой вибрации. Появилась возможность регулировать интонацию, громкость голоса. За несколько месяцев комбинированного лечения девочке достигла впечатляющих результатов.

Из физиопроцедур актуальны:

Ленивый язык что это. Смотреть фото Ленивый язык что это. Смотреть картинку Ленивый язык что это. Картинка про Ленивый язык что это. Фото Ленивый язык что этоДанные процедуры позволяют убрать мышечный спазм, улучшить трофику тканей. Устраняют гиперкинезы мимических и язычных мышц, снижают саливацию. Уходят синкинезии, когда, например, вместе с поднятым языком движется вверх нижняя челюсть. В результате улучшается четкость произношения, усиливается голос.

Помимо перечисленных методов подключают:

Применяются методы лечебной физкультуры, а также дельфинотерапия, иппотерапия – лечение с помощью лошадей.

Правильная, красивая речь – это успешное функционирование ребенка в обществе, путь к новым знаниям и открытиям. Речевые дефекты – не приговор, но они нуждаются в коррекции. Своевременное исправление дефекта поможет избежать многих конфузов, препятствий в развитии малышей, обеспечивая гармоничное становление личности.

Источник

Ленивый язык что это

1. Актуальность проблемы.

2. Симптоматика стертой дизартрии.

3. Неврологический статус детей с дизартрией.

4. Диагностика стертых или минимальных проявлений дизартрии.

5. Место логопедического массажа в комплексной системе коррекционно-логопедического воздействия.

6. Основные цели логопедического массажа.

1. Актуальность проблемы

Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение звуков.

Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройстве фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Исследования детей в массовых садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60 % детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений – стертая дизартрия. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.

Стертая дизартрия чаще всего диагностируется после пяти лет. Для раннего выявления стертой дизартрии и правильной организации комплексного воздействия необходимо знать симптомы, характеризующие это нарушение. Анализ анамнестических сведений показывает, что имеют место отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония, нефропатия и др.); асфиксия новорожденного, стремительные или затяжные роды. В первый год жизни многие наблюдались у невролога, назначалось медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до года стояло ПЭП (перинатальная энцефалопатия). Развитие ребенка после одного года, как правило; у всех бывает благополучным, невропатолог больше не наблюдает этих детей, и ребенок считается здоровым.

При обследовании в поликлинике у логопеда, у детей в возрасте 5-6 лет со стертой дизартриейвыявляются следующие симптомы: нарушения общей моторики, мелкой моторики рук, патологические особенности в артикуляционном аппарате, нарушение звукопроизношения и просодики.

2. Симптоматика стертой дизартрии

Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т. д. Плохо подражают при имитации движений. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.

Мелкая моторика рук

У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками («зеркальное письмо», плохой почерк, медленный темп письма и др.)

Особенности артикуляционного аппарата

У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате.

Паретичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т. к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый. Кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.

Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные.Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у к-рых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка».Язык при спастическом симптоме изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании подержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (посинение кончика языка, а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом артикуляционного аппарата.

при стертой дизартрии выявляется одновременно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.

Девиация,т. е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке, со сглаженностью носогубной складки.

Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатываю слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика.

При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т. е. по заданию дети выполняют все артикуляционные движения – например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т. д.При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, их смешению и ухудшению в целом просодической стороны речи.

Звукопроизношение. При первоначальном знакомстве с ребенком звукопроизношение его оценивается как сложная дислалия или простая дислалия.При обследовании звукопроизношениявыявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, т. е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличие от дислалии, речь при стертой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Некоторые дети обращаются в поликлинику после занятий с логопедом. Родители задают вопрос, почему звуки, которые логопед поставил, не используются в речи ребенка. При обследовании выясняется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить. Таким образом, звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих. Дети со стертой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.

Достаточно часто отмечаются межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.

Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса,имитируя голоса животных: коровы, собаки и т. п.).

У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся.

3. Неврологический статус детей с дизартрией

Исследование неврологического статуса детей с дизартрией (со стертой дизартрией) выявляет определенные отклонения в нервной системе, проявляющиеся в форме неярко выраженного преимущественно одностороннего, гемисиндрома. Паретические симптомы наблюдаются в артикуляционной и общей мускулатуре, что связано с нарушением иннервации лицевого, языкоглоточного или подъязычного нервов.

В случаях нарушения функций подъязычного нерва отмечается отклонение кончика языка в сторону пареза, ограничивается подвижность в средней части языка. При подъеме кончика языка и средней части языка зазубно средняя часть его быстро опускается на сторону пареза, обуславливая возникновение боковой струи воздуха.

У части детей преобладают нарушения функции языкоглоточного нерва. В этих случаях ведущими в симптоматике нарушений являются расстройства фонации, появление назализации, искажение или отсутствие заднеязычных звуков. Часто выявляется нарушение мышечного тонуса. Существенно при дизартрии страдает голос. Он становится хриплым, напряженным или же, наоборот, очень тихим, слабым.

Таким образом, неразборчивая речь при дизартрии обусловлена не только расстройством собственно артикуляции, но и нарушением окраски речи, ее мелодико-интонационной стороны, т. е. нарушением просодики. При дизартрии характерна невыразительность речи, монотонность интонации, назальный оттенок произношения.

Исследования Лопатиной Л. В. выявили у детей со стертой дизартриейнарушения иннервации мимической мускулатуры: наличие сглаженности носогубных складок, асимметричность губ, трудности подъема бровей, зажмуривания глаз. Наряду с этим характерными симптомами являются трудности переключения с одного арт. Движения на другое, сниженный объем движений губ и языка; движения губ выполняются не в полном объеме, носят приблизительный характер, наблюдаются трудности в растягивании губ. При выполнении упражнений для языка отмечается избирательная слабость некоторых мышц языка, неточность движений, трудности распластывания языка, подъема и удержания языка наверху, тремор кончика языка; у некоторой части детей – замедление темпа движений при повторном выполнении задания.

У многих детей отмечается: быстрое утомление, повышение саливации, наличие гиперкинезов мышцы лица и язычной мускулатуры. В некоторых случаях выявляется отклонение языка – девиация.

Особенности мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией свидетельствуют о неврологической симптоматике и связаны с парезами подъязычных и лицевых нервов. Эти нарушения чаще всего не выявляются первично неврологом и могут быть установлены только в процессе тщательного логопедического обследования и динамического наблюдения в ходе коррекционно-логопедической работы.

Фонетические и просодические нарушения при стертой дизартрии обусловлены паретичностью или спастичностью отдельных групп мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отдела речевого аппарата.Вариативность и мозаичность этих нарушений обусловливает разнообразие фонетических и просодических нарушений:

— межзубное произношение переднеязычных в сочетании с горловым р.

— боковое произношение свистящих, шипящих и аффрикат;

— дефект смягчения: объясняется спастичностью кончика языка и тенденцией его к более передней артикуляции;

— свистящие сигматизмы: формируются, когда шипящие из-за паретичности кончика языка образуются в нижней позиции языка;

— шипящие сигматизмы: могут быть объяснены спастичностью языка, когда язык утолщен и напряжен;

— дефекты озвончения: их нужно рассматривать как частичное нарушение голоса, фонационные расстройства и другие фонетические нарушения.

Все перечисленные нарушения звукопроизношения сочетаются с разнообразными фонационными, просодическими и дыхательными нарушениями.

У детей со стертой дизартрией кроме нарушений звукопроизношения отмечаются нарушение голоса и его модуляций, слабость речевого дыхания, выраженные просодические нарушения. Вместе с тем в разной степени нарушаются общая моторика и тонкие дифференцированные движения рук. Выявленные моторная неловкость, недостаточная координированность движений служат причиной отставания формирования навыков самообслуживания, а несформированность тонких дифференцированных движений пальцев рук является причиной трудностей при формировании графомоторных навыков.

В ИССЛЕДОВАНИЯХ, ПОСВЯЩЕННЫХ ПРОБЛЕМЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ, ОТМЕЧАЕТСЯ, ЧТО НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ПРОСОДИКИ ЯВЛЯЮТСЯ СТОЙКИМИ И ВО МНОГИХ СЛУЧАЯХ НЕ ПОДДАЮТСЯ КОРРЕКЦИИ.

4. Диагностика стертых или минимальных проявлений дизартрии

Основные критерии диагностики

• наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных нарушений в виде ограничения объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности недостаточность загибания кончика языка вверх, а также асимметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор и беспокойство в этом положении, изменения конфигурации;

• наличие синкинезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх, движений пальцев руки при движениях языка, как правило, сопутствующие движения пальцев правой руки (особенно часто большого пальца);

• замедленный темп артикуляционных движений;

• трудность удержания артикуляционной позы;

• трудность в переключении артикуляционных движений;

• стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков;

• наличие просодических нарушений.

В ряде случаев для диагностики минимальных проявлений дизартрии помогают функциональные пробы.

ПРОБА 1. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом. Проба является положительной и свидетельствует о дизартрии, если в момент движений глаз отмечается некоторое отклонение языка в эту же сторону.

ПРОБА 2. Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.

5. Место логопедического массажа в комплексной системе коррекционно-педагогического воздействия

Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи.

Массаж используется в работе с детьми, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. Логопедический массаж применяется в коррекционной практике во всех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

Логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. И нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

При преодолении артикуляторных нарушений логопедический массаж проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой. Эти средства нормализации речевой моторики применяются в логопедической практике давно, однако приемы дифференцированного массажа, а также дифференцированной пассивной и активной гимнастики в логопедической практике до недавнего времени были разработаны недостаточно.

Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мышц в артикуляционный процесс, что в свою очередь повысит качество звуковой системы речи. Предлагаются различные способы проведения массажа, пассивных и активных движений в зависимости от характера неврологических расстройств речевых мышц у данного ребенка.

В своей практической работе с дошкольниками я использую приемы и методы логопедического массажа, разработанные Новиковой Е. Н. и представленные в ее работах «Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения: наглядное практическое пособие», «Нетрадиционные методы массажа артикуляционного аппарата при тяжелых случаях нарушения звукопроизношения» (только для работы со слушателями на лекции, Дьяковой Е. А. «Логопедический массаж», учитываю рекомендации по проведению логопедического массажа Архиповой Е. Ф. («Логопедический массаж (из опыта работы).

В работе Дьяковой Е. А. представлено физиологическое обоснование целесообразности использования массажа в логопедической практике, изложены научные представления о строении и анатомо-физиологических механизмах периферического речедвигательного аппарата, систематизированы приемы дифференцированного логопедического массажа с учетом этиопатогенетических механизмов тех расстройств, при которых целесообразно его использование.

6. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

1. Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры.

2. Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата.

3. Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т. д.)

4. Стимуляция проприоцептивных ощущений.

5. Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений.

6. Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность.

7. Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Поваляева М. А. Справочник логопеда.

2. Дьякова Е. А. «Логопедический массаж».

3. Куликовская Т. А. «Массаж лицевых мышц».

4. Новикова Е. В. «Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения».

5. Блыскина И. В. Комплексный подход и коррекция речевой патологии у детей. Логопедический массаж. Методическое пособие для педагогов образовательных учреждений.

6. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие.

7. Архипова Е. Ф. «Логопедический массаж» (из опыта работы).

8. Архипова Е. Ф. «Стертая дизартрия у детей».

9. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии).

10. «Логопедия» под ред. Волковой Л. С. и Шаховской С. Н.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *