Ленточки на деревьях для чего
Почему люди привязывают ленточки на деревья возле священных мест?
Правда ли, что загаданные при этом желания сбываются?
Хотя православная церковь отрицательно относится к такому явлению, россияне с завидным упорством завязывают пестрые тряпочки на деревьях возле священных мест.
Такая ситуация наблюдается в Орловском полесье возле родника Казанский источник, называемого в народе «Кипящие пески». Хотя священнослужители даже вырубают кусты возле воды, ленточки* появляются снова и снова.
Почему такое происходит
В народе верят, что святые места имеют магическую силу. Поэтому если там повязать пестрый лоскуток на куст или дерево и загадать желание, то оно непременно сбудется. Объяснений этому явлению много – от заимствования обряда у буддистов до «стадного эффекта» – завязал один, и за ним это сделали все.
Согласно наиболее распространенному объяснению, такое поведение – глубоко сидящая в русском самосознании тенденция смешивать православие и суеверия. Раньше в старину люди верили, что деревья, особенно растущие в местах силы, обладают целительной энергией и могут помогать людям.
Существовало поверье о живущих в кустах и древесных кронах добрых духах, у которых можно попросить всё что угодно. Если желание доброе, невидимые обитатели леса помогут ему сбыться.
Впоследствии это верование трансформировалось в мнение, что растения, произрастающие возле православной святыни, обладают силой святых и обязательно помогут. Поэтому источник, названный именем святой покровительницы Орла, считается чуть ли не магическим. Действительно, как не поверить в магию, если при громком разговоре он бурлит сильнее. Местные жители утверждают, что вода из источника необычно свежая, вкусная и долго не портится.
Вот и прикрепляются лоскутки на деревья и кусты возле источника. Говорят, что у некоторых пожелания сбываются. Такова вера русского человека в чудо. Хорош ли этот обычай, неизвестно. Но гости Орловщины, отдыхающие на турбазах и приезжающие посмотреть местный зоовольерный комплекс, стремятся прийти к источнику, чтобы загадать желание и уехать из Орловского полесья с надеждой.
А, как известно, вера программирует людей на удачу и заставляет сбываться самым сокровенным чаяниям. Так что древнее верование не так и беспочвенно.
* Правило поведения в Национальном парке №11: «Воздержитесь от подвязывания ленточек на ветви деревьев и кустарников. Привязывание узлов из ленточек и лоскутков для исполнения желаний является неправильной трактовкой древней традиции».
Дьялама
Ежегодно тысячи путешественников едут в туры на Алтай, но немногие из гостей понимают, зачем на деревья повязывают матерчатые ленты. Данному ритуалу начинают бездумно подражать, огорчая местных жителей пренебрежением к их традициям. Поэтому советуем начать знакомство с Алтаем через его обычаи.
Боги Алтая
Алтайцы тесно связаны с природой. С древних времен силы земли, воды, огня и воздуха обожествлялись и считались главными на земле. Каждый природный объект наделяли особым духом. Весь мир делился на три «яруса»:
Если спросить у алтайца, кому он поклоняется, вы услышите: «Алтай, дерево, природа, камень». Для местных жителей существует Хозяин Алтая (Алтайдын ээзи), дающий и уничтожающий жизнь в этих краях. Его дом — Трехглавая гора (Белуха), а выглядит он словно старик в белых одеяниях. В знак преклонения перед Хозяином Алтая местные жители привязывают у перевалов и родников белые ленты.
Как правильно завязать дьялама?
После экскурсий на Алтай остаются тысячи привязанных к деревьям и кустам носовых платков, футболок и даже носков. Туристы считают, что дьялама — это добрая примета «на счастье», но такая трактовка в корне неверна. Дьялама, или, в зависимости от местности, кыйра — это подношение различным духам (духам рек, лесов, гор, жилищ, источников) в виде подвязывания ленточек. Тем, кто не придерживается своеобразных верований Алтая, лучше воздержаться от подражания.
Чтобы посмотреть на Алтае древний ритуал, не обязательно следовать местным религиозно-духовным учениям. Достаточно не проявлять самоволие и быть осведомленным. Существует несколько правил, обязательных при повязывании ленты дьялама:
Такие обряды сами по себе относятся к достопримечательностям Алтая. Гостям и туристам следует помнить, что во время проведения обряда запрещено сквернословить, кричать и громко разговаривать. Даже если не удалось собственноручно совершить обряд, но присутствовать на нём довелось, следует обратиться к Алтайдын ээзи и природе с пожеланиями мира, равновесия и добра.
Алтайская культура настолько самобытная и завораживающая, что каждый гость в этих краях должен проявлять к ней уважение. Сами алтайцы считают, что в чужом аиле гостям предписано уважать традиции хозяев. Тем более, что алтайские места силы, достопримечательности и здравницы открыты для всех, кто нуждается в помощи.
Маленький Принц на Алтае
Хроника проекта
Про ленточки и камни
На самом деле все немного сложнее. Когда я собиралась на Алтай, на мой вопрос «что взять с собой» Кулер Эзедикович в своем лаконичном стиле ответил «белую материю метр на метр – для ритуальных целей». Уже на месте мне как следует объяснили, как моим белым ситцем пользоваться. Дело в том, что такая ленточка (но только не какая угодно, не где угодно и не как угодно) – это не «загадывалка желания», а знак уважения к особому месту, приветствие и небольшой подарок природе.
Итак,
как:
в хорошем уравновешенном состоянии духа и с благодарностью
Вообще, сами алтайцы довольно скептически относятся к туристам, готовым привязать что попало куда попало «для прикола». В парке Чуй Оозы – дивной красоты месте на пересечении Чуи и Катуни – даже висит плакат, где просят «не портить ауру места бездумно привязанными ленточками».
Аржан Су (в переводе с алтайского – «святая вода» или «святой источник») – источник не так далеко от Горно-Алтайска, мекка торговцев сувенирами и их клиентов – по словам местных уже сильно испорчен приезжими любителями поверхностного соблюдения ритуалов. Эрмек рассказывал, что в школе они классом часто ездили туда снимать ленточки, освобождая деревья.
Горстки камней называются обо (или ово). Ударение на последний слог. Или обо-таш (таш по-алтайски – камень). Помните рекламу про собирание камней? Это о них. Обо-таш тоже складывается в местах силы – чаще всего, на пересечении рек или на перевалах. Можно сложить свою горку, можно добавить к чужой горке свой камень (кажется, так). Когда-то огромные горы камней собирались над курганами, над прахом умерших. Как я поняла, это тоже особого рода дань уважения к окружающему миру.
Сакральное четырехцветье
Издревле на Алтае коренное население отдавало дань священным местам. И сегодня, некоторые из таких мест легко опознать по скоплению на деревьях привязанных лент светлых тонов. Традиция подвязывания лент из ткани (алт. jалама или кыйра) связана с духовно-религиозными верованиями алтайцев. Привязывание однотонных лент на ветви деревьев с целью оказания почтения духу местности имеет свой сакральный смысл. Однотонные ленты могут быть только четырех определенных цветов. По представлению местного населения белый цвет – это светлые помыслы, благопожелания. Желтый цвет связан с землей. Голубой – вода, небо. Зеленый – природа.
Так откуда же пришел этот обряд привязывания ленточек к деревьям и только ли алтайцы испокон веков сохраняют эту традицию?
У казахов, к примеру, перед «возвращением» на тот свет ноги покойника завязывали. Развязать или разрезать узел означало решение каких-либо проблем или вопросов; отсюда и выражение «разрубить гордиев узел». Это же начало используется при обряде «тұсау кесер» (казах. «обряд разрезания пут»), когда только начинающему ходить ребенку завязывали ленточкой ноги, и уважаемый в семье человек разрезал ее, освобождая от видимых и невидимых пут и передавая свою энергию малышу. После этого ребенок обычно начинал ходить самостоятельно.
Священные места в Республике Алтай почитаются представителями самых разных религий, унаследовавших традиции от своих предков. Большая часть таких культовых мест имеют огромное научное значение как лучшие образцы культурных ландшафтов. Идея сохранения природы, почитание мест, объектов земли и воды, как священных, присутствуют в духовно-религиозных верованиях и ценностях коренного алтайского народа, русских староверов и алтайских казахов, населяющих Республику Алтай. За прошедшие тысячелетия жизни в горах местное население накопило важные знания о законах горной природы и о том, как обращаться с природными стихиями и энергиями мест, как выживать и правильно жить в горах. Наряду с этим существуют и культурные объекты, являющиеся свидетелями ушедших эпох, подлинными источниками зарождения тех или иных культур и цивилизаций. К таким местам можно отнести знаменитые скифские курганы на плато Укок, петроглифы, курганы и могильные комплексы. Культурологические памятники для алтайцев также являются священными, и любое вмешательство в эту культуру или проявление вандализма, по мнению алтайцев, несут в себе последствия на более высоком ментальном уровне. К группе священных мест и объектов также относятся территории проведения традиционных ритуалов, обрядов, поклонения коренного населения и родовые камни, специально возведенные для проведения церемоний.
Все эти места, как правило, можно опознать по обряду подвязывания лент. Наряду с этим, наблюдаются примеры невежества, вызванного непониманием специфики этого обряда или, возможно, его собственной трактовки. Как на перевалах, так и вдоль трасс, у источников, на ветвях деревьев в сакральных для алтайцев местах можно увидеть футболки, носовые платки, лоскуты одежды и прочие элементы одежды, повязанные взамен культовых лент. «Хозяева» таких приношений не только оскорбляют мировоззрение алтайцев, но и приносят вред природному миру.
Природоцентричное мировосприятие коренного населения сформировало своеобразную экологическую культуру, ряд нравственных ценностей и философскую картину мира. Главное в мировоззрении алтайцев – одухотворенность Алтая, его живая энергия, которая воплощается и в четырехцветных лентах, являющихся для коренных жителей Республики Алтай своеобразными проводниками между духами и людьми.
Древнее поверье подвело природу Алтая. Туристы превратили заповедные деревья в сборище масок и мусора
Алтай всегда славился своей невероятной природой, а также древними традициями. В заповедных местах существует поверье о горных духах, которым надо делать подношения. Однако вряд ли они когда-нибудь ожидали, что туристы будут вешать на деревьях медицинские маски. Местные жители уже пожаловались на приезжих правительству.
Источник фото: РИА «Новости»
Правительство Республики Алтай получило обращение от людей, требующих повлиять на туристов. Гости региона стали оставлять в заповедных местах медицинские маски и множество ленточек. Так они якобы благодарят горных духов. Об этом «360» сообщила президент Ассоциации туристских организаций Республики Алтай Татьяна Зяблицкая. Она отметила, что в Сети появились фото и видео, на которых видны медицинские маски на деревьях. Традиционно там вешают специальные ленты.
Вот такой ролик житель Алтая снял на вершине горы Манжерок:
«Жители писали обращение губернатору. Некоторые туристы некрасиво себя ведут по отношению к местной природе и к местному населению. Эти надписи на скалах, носки на веревках», — рассказала Зяблицкая.
По ее словам, проблемы возникают с теми людьми, кто приехал отдыхать сам по себе. Организованных туристов всегда сопровождают гиды. Они едут по спланированному маршруту, который заранее оговорен.
Есть предложения вводить туристскую полицию, чтобы за всем этим следить и штрафовать тех, кто мусорит
«Заповедные» горы мусора
Среди тех, кто высказал свое возмущение, была известный на Алтае фотограф Светлана Казина. В Facebook она рассказала, что с приездом туристов в заповедных местах Алтая можно увидеть медицинские маски, перчатки, носки, целлофановые пакеты, презервативы, шнурки и носовые платки, которые приезжие оставляют «в дар» горным духам.
В другом посте Казина привела слова жителей Онгудайского района. Они прислали ей фото и показали мусорные кучи, которые туристы оставили после стоянок у реки.
«На Ороктойском мосту стайка парней, красуясь перед девчатами, соревнуются в кидании пивных бутылок в Катунь, кто дальше. По Телецкому озеру поплыл пластик. Молодежь старательно выписывает свои имена на скалах», — перечислила фотограф.
Казина 21 июля написала, что весь мусор убрали.
Зачем на Алтае вешают ленты на деревья
На Алтае существует поверье, что у каждого водоема, камня, природного явления, зверя и горы есть свой дух-хозяин. Шаманы верили, что это некое существо, которое представляет собой объект или явление и обладает разумом.
Предки в качестве подношения горным богам использовали ленточки. Их называют «дьалама» или «кыйра». Их привязывают к деревьям или кустарникам. Изготовление ленты — это целый обряд. Ее делают из новой ткани определенной длины, для освещения окуривают дымом можжевельника.
Источник фото: Pixabay
При этом нужно соблюдать ряд правил: ленту повязывают одним узлом, мужчины снимают головной убор. После этого человек должен повернуться на восток и поклониться. Можно также опуститься на колени, протянуть одну или две руки вперед.
В таких местах нельзя смеяться, громко говорить или ругаться. Предпочтительно выбрать белую ленту. Но также разрешаются желтый, зеленый, голубой или красный цвета.
С помощью обряда люди обращались к силам природы с просьбами и показывали свое уважение и любовь к Алтаю. Однако многие туристы не знают всех тонкостей обряда и привязывают порой любые подвернувшиеся им под руку предметы. Часто они делают это в местах родовых молений, на важных для местных жителей перевалах или источниках.