leonard cohen кто он такой
Леонард Коэн
Имя: Леонард Коэн (Leonard Cohen)
Настоящее имя: Леонард Норман Коэн
День рождения: 21 сентября 1934
Кто родился в этот день: узнать
Место рождения: Уэстмаунт, Канада
Дата смерти: 7 ноября 2016 (82 года)
Причина смерти: узнать лейкемия
Где похоронен: узнать Монреаль, еврейское кладбище
Леонард Коэн
Детство
Леонард Норман Коэн появился на свет 21 сентября 1934 года в Вестмаунте, Канада, в ортодоксальной еврейской семье. Его дед со стороны матери, раввин Соломон Кляйн, сбежал из Польши в Канаду во время еврейских погромов в 1923 году. Дед по отцовской линии, бизнесмен и денди Лион Коэн, был одним из основателей первой канадской газеты для евреев The Jewish Times. Мать, Мария Клоницкая, была эмигранткой из Литвы.
Леонард рос в традициях иудаизма, посещая еврейскую школу и, когда подошел срок, прошел бар-мицву, еврейский обряд взросления.
Отец Леонарда умер, когда ему было 9 лет. Именно тогда мальчик начал писать стихи. Он был вдохновлен поэзией Уитмана, творчеством Йетса и Миллера.
Еще одним его увлечением была музыка. В 17 лет он купил себе первую гитару за 12 долларов. По воспоминаниям Коэна, это был ужасный инструмент с металлическими струнами, которые резали пальцы до крови. Тогда не было ни поп-культуры, ни телевидения, всему приходилось учиться самому. Только спустя годы Леонард узнал, что есть гитары с более мягкими нейлоновыми струнами. «Гитары нравятся девушкам», – думал юноша, создавая группу «Buckskin Boys».
В 1951 году Леонард стал студентом Университета МакГилла в Монреале, где изучал английскую литературу. В университете он выиграл приз Честера МакНотона за творческое сочинение из 4 поэм.
После университета Коэн собирался стать юристом, и даже отучился год в Колумбийском университете. Но знакомство с культурой битников, творчеством Джека Керуака и фолк-музыкой вернуло его на творческую стезю.
Писательская деятельность
Леонард решил перейти на прозу. В 1963 году он опубликовал роман «Любимая игра», вскоре вышли «Прекрасные неудачники», которую Роберт Фулфорд из Toronto Daily News назвал «самой отвратительной книгой, написанной в Канаде». Другие критики сравнивали Коэна с Берроузом, Джойсом и Томасом Пинчоном. Повествование велось от лица полностью разочаровавшегося в жизни, усталого и циничного человека.
Музыкальная карьера
Леонард поселился в отеле «Челси», где жили Дженис Джоплин, Джимми Хендрикс и Боб Дилан. Коэн по телефону напел свою песню «Suzanne» фолк-исполнительнице Джуди Коллинз. Она пообещала сделать кавер на эту песню, но Коэн посчитал это шуткой. Однако песня действительно появилась на ее альбоме In My Life (1966).
Летом 1967 года Леонарда пригласили выступить на Нью-портском фолк-фестивале, где его заметил продюсер Боба Дилана Джон Хэммонд. В номере «Челси» Хэммонд прослушал 7 песен автора, после чего предложил ему контракт с лейблом Columbia Records.
27 декабря 1967 вышел дебютный альбом Коэна The Songs of Leonard Cohen. Диск занял 13 место в хит-параде Великобритании. Начинающий певец жутко боялся сделать что-нибудь не так, но Хэммонд вел себя очень великодушно. В студии он все время читал газету, не обращая внимания на Коэна, отчего тот почувствовал себя свободнее и увереннее.
В США диск не добрался до первой сотни Billboard, как и все последующие работы Коэна. Он так и не стал значимой величиной в Соединенных Штатах. Поколению детей цветов были не нужны меланхоличные песни зрелого мужчины в костюме и шляпе. Коэн не соответствовал духу времени.
Альбом Death of A Ladie’S Man (1977) стал единственной работой Коэна с великим продюсером Филом Спектором. По воспоминаниям певца, это было сущее безумие. Спектор приходил в студию с бандой вооруженных телохранителей и отметал все предложения певца касательно записи. В конце концов бард махнул на все рукой. На выходе получился ужасный диск с сырыми партиями вокала.
Самой известной работой Коэна стал альбом The Future (1992), который помогала записывать актриса Ребекка Де Морней. Трент Резнор включил заглавный трек и песню Waiting For The Miracle в саундтрек к фильму Оливера Стоуна «Прирожденные убийцы». Трек Democracy звучал на инаугурации Билла Клинтона. Неожиданно для себя Коэн получил признание в тот момент, когда уже собирался завязать с музыкой.
Вскоре вышел трибьют I’m Your Fan, на котором песни Леонарда исполняли Джон Кейл, R.E.M и The Pixies. В любви к творчеству канадца признавался и Курт Кобейн.
В 1996 году Коэн на 5 лет ушел в дзен-буддийский монастырь неподалеку от Лос-Анджелеса. Пять лет он возил на машине своего наставника Роси, медитировал, готовил еду для членов общины. Все это помогло Коэну победить депрессию и обрести душевное равновесие. На вопросы, как в его мировоззрении сочетаются иудаизм и дзен-буддизм, Коэн отвечал: «В дзене нет религиозного поклонения и молитв, а это значит, что теологически иудаизм и дзен не противоречат друг другу».
Личная жизнь Леонарда Коэна
В 90-е спутницей Леонарда была актриса Ребекка Де Морней. Она стала последней женщиной в жизни певца.
У Коэна было три внука: Адам подарил ему Кассия, а Лорка — Виву и Леона.
В детстве Леонард увлекался гипнозом. Сначала он опробовал его на животных, а потом на домработнице: будущий сердцеед заставил ее раздеться.
В жизни барда всегда огромную роль играла религия. Он утверждал, что медитация может дать намного больше, чем слава, богатство, вино и женщины. Однако, продюсер Стивен Мачат ставил под сомнение религиозность канадца, называя его лицемером. По словам Стивена, Коэн на людях притворялся скромным и набожным бессеребреником, а в деловой сфере бегал от уплаты налогов и жестко судился из-за авторских отчислений.
Леонард Коэн
Биография
Леонард Коэн сначала прославился как поэт и писатель и только после, став известной личностью в литературных кругах, вышел на сцену в качестве исполнителя авторских песен. В конце 60-х певец покорил публику глубоким, бархатным и невыразимо печальным голосом. Коэн стал одним из основоположников фолк-музыки. Не утратил поклонников даже за годы пребывания в дзен-буддийском центре.
Детство и юность
Родной город Коэна – Уэстмаунт, пригород Монреаля. Он родился в 1934 году в семье удачливого еврейского коммерсанта. Родители будущего поэта и музыканта прибыли в Канаду из Европы. Отец приехал из Польши. Мать Мария Клоницкая родилась и провела ранние годы в Литве.
Певец Леонард Коэн
В роду Коэнов не было ни музыкантов, ни поэтов, тем не менее творческие порывы Леонарда в семье поощрялись. До 13 лет сын монреальского бизнесмена не имел навыков игры ни на одном музыкальном инструменте. Знакомство с музыкой произошло в связи с первой влюбленностью. Дабы произвести впечатление на девушку, Леонард освоил пару гитарных аккордов.
Учителей у Леонарда не было. Первые шаги в музыке он делал самостоятельно, по зову души. Удивительно, но спустя два года стал лучшим гитаристом в округе. Время от времени подросток выступал на сценах местных кафе. Примерно в это время в руки Леонарду попал сборник стихов Гарсия Лорки. Юный гитарист-самоучка вдруг осознал: музыка и поэзия неразрывно связаны. И принялся сочинять песни. Но первый концерт состоялся много лет спустя.
Молодой Леонард Коэн
В детстве Коэн посещал еврейскую школу. Затем продолжил образование в учебном заведении города Уэстмаунта. Здесь Коэн изучал музыку, поэзию, участвовал в театральных постановках и даже основал студенческую фолк-группу. Любовь к музыке Леонард унаследовал от матери.
«Она обладала музыкальностью. Я брал гитару, а мать пела. Эти песни проникали в душу» – так Коэн скажет позже о Марии Клоницкой.
Леонард часто бывал на бульваре Сен-Лоран. Здесь, в маленьком прокуренном питейном заведении, по вечерам собирались поклонники искусства, люди одухотворенные и непрактичные. Коэн часто выступал перед ними. Но не исполнял песен. Он читал стихи и прозу. К концу 50-х приобрел известность в литературных кругах. Благодаря отцовскому завещанию молодой поэт не нуждался в деньгах и предавался творчеству, не отвлекаясь на мысли о хлебе насущном.
Леонард Коэн
Коэн всю жизнь страдал депрессией. Хандра отступала время от времени, но неизменно возвращалась. Быть может, благодаря хронической депрессии канадскому музыканту и поэту удалось создать песни, ставшие классикой жанра. Композиции музыканта угрюмы и печальны, но запоминаются навсегда.
Коэн имел широкий круг общения. Но стоило нахлынуть депрессии, превращался в затворника. Первый затворнический период в биографии Коэна приходится на начало 60-х. Это было плодотворное время. На острове Идра поэт и писатель провел семь лет и написал две книги: «Любимая игра», «Прекрасные неудачники». О Коэне как о музыканте публика узнала в 1967 году.
Музыка
В начале литературного пути Коэн прославился прозаическими произведениями. Но стихи писал всегда, начиная с юности. В 1967 году канадский писатель уехал в Штаты, здесь и начал музыкальную карьеру. Популярным в те годы направлениям он отдал предпочтение фолк-року. «Сюзанна», которая относится к раннему творчеству Коэна, стала хитом. Впервые песня прозвучала в исполнении звезды 60-х Джуди Коллинз. Спустя несколько лет «Сюзанну» записал Ноэль Харрисон.
Леонард Коэн на сцене
До 1970 года поэт, писатель и музыкант издал четыре альбома. Исполнить свои песни на сцене впервые ему довелось в 1967. Это произошло в Ньюпорте, на фестивале, посвященном фолк-року. Дебют оказался успешным. Харизматичный исполнитель с низким глубоким баритоном произвел на публику неизгладимое впечатление. Через два месяца состоялся концерт в Нью-Йорке. В кассе были распроданы все билеты.
В 70-е Коэн начал давать концерты, организовал турне по Европе и Америке. В 1979 году музыкант записал альбом «Недавние песни». Исполнение канадского певца поражало оригинальностью и простотой. В музыкальном сопровождении использовались различные инструменты: и гитара, и цыганская скрипка, и мандолина.
После издания «Недавних песен» наступил пятилетний перерыв. Когда же музыкант вернулся на сцену, в его творчестве поклонники обнаружили философские и религиозные мотивы.
В 1984 году Леонард Коэн записал песню «Аллилуйя». К тому времени популярность певца несколько упала. Американские звукозаписывающие компании боялась сотрудничать с Коэном. Впрочем, альбом, в который вошла песня «Аллилуйя», получил популярность в Канаде и Европе.
«Я поражён скромностью, с которой компании США рекламирует мои записи» – сказал Леонард Коэн после очередного отказа.
К концу 80-х религиозные мотивы отошли на второй план. В песнях появился сарказм. На концертах он все чаще использовал синтезатор. Главной темой в творчестве канадского исполнителя стало социальное неравенство, лицемерие, предательство.
В середине 90-х Коэн снова исчез. На этот раз увлекся философией буддизма. Вернуться к поклонникам 70-летнего поэта вынудило безденежье: менеджер Келли Линчи похитила со счетов знаменитости пять миллионов.
Певец записал альбом «Десять новых песен», в который вошли спокойные, меланхоличные композиции. Уйти со сцены в 90-х Коэна вынудил очередной стресс. Он выпивал ежедневно по три бутылки вина, выкуривал по пачке сигарет. Голос стал еще ниже, приобрел новые оттенки. «Тысяча поцелуев» – песня с незамысловатым мотивом – зазвучала исключительно благодаря хриплому коэновскому голосу. Клип к песне снят на основе «Малены» – драмы с Моникой Беллуччи в главной роли.
В 2008 году в Лондоне Коэн записал Live in London. Заглавная песня альбома – «Танцуй со мной до конца любви» – стала хитом. Примерно в это время певец объявил поклонникам о долгожданном туре. Коэн посетил города Канады и Европы. В 2010 году в первый и последний раз приехал в Россию. Famous Dlue Raincoat и Nevermind – еще две популярные песни последних лет.
Личная жизнь
В молодости Коэн вел богемный образ жизни. Пытался приобщиться к семейному бизнесу, но безуспешно. К тому же литературное творчество приносило небольшой доход. Правда, в конце 60-х обсуждались не так книги Коэна, как его эксцентричные выходки.
Леонард Коэн и Марианна Илен
Леонард Коэн и Сюзанна Элрод
В 60-е годы у Коэна была романтическая связь с Марианной Илен, которой он посвятил одну из своих ранних песен. Затем в жизни музыканта появилась Сюзанна Элрод, ставшая его женой. Вопреки общепринятому мнению, хит «Сюзанна» посвящен другой женщине.
Леонард Коэн и Доминик Иссерман
Коэн и Элрод расстались в 1979 году. У музыканта двое детей: Лорка и Адам. Дочь, названная в честь любимого поэта, стала фотографом. Сын – музыкант, вокалист группы Low Millions.
Леонард Коэн и Ребекка де Морней
В 80-е у Коэна был роман с фотографом Доминик Иссерман. Француженка принимала участие в съемках клипов. Изображение Доминик украшает обложку «Музыки незнакомца» – книги Коэна, вышедшей в 1993 году. Последняя женщина в жизни исполнителя – Ребекка де Морней.
Смерть
В октябре 2016 года вышел последний альбом – You Want Darker. Канадский музыкант умер от лейкоза через три недели после релиза. Похоронен в родном городе.
Могила Леонарда Коэна
Спустя два месяца после смерти поэта и музыканта в Монреале прошел концерт, посвященный его творчеству.
Биография Леонарда Коэна
Канадский певец Леонард Коэн (Leonard Cohen) родился 21 сентября 1934 года в городе Уэстмаунте провинции Квебек (Канада). Будучи подростком, Коэн научился играть на гитаре и сформировал фолк-группу под названием Buckskin Boys.
В 1951 году Коэн поступил в университет Макгилла (McGill University). В этот период он занимался литературой и выпустил несколько собственных сборников поэзии.
После окончания университета Коэн переехал на греческий остров Идра, где создал романы The Favourite Game и Beautiful Losers.
Его музыкальная карьера началась в 1966 году, когда он переехал из Канады в США. Одна из первых и наиболее известных песен Коэна, Suzanne стала хитом в исполнении Джуди Коллинз. В 1967 году Коэн выпустил свой первый альбом Songs of Leonard Cohen, куда, среди прочих песен, вошла Suzanne, уже в исполнении самого Коэна. Альбом был восторженно принят в фолк-кругах и провел более года в американских чартах, хотя и не смог добиться большого коммерческого успеха. За этим последовали альбомы Songs from a Room, Songs of Love and Hate, Live Songs и New Skin for the Old Ceremony.
В 1970-х годах Коэн устроил турне по Соединенным Штатам, Канаде и Европе. Критики высоко оценили его совместные выступления с пианистом Джоном Лиссауэром.
В 1977 году Коэн выпустил альбом Death of a Ladies’ Man, а год спустя сборник поэзии с очень похожим названием Death of a Lady’s Man. В 1979 году вышел в свет альбом Recent Songs, после которого музыкант сделал паузу в творческой карьере.
В 1984 году Коэн выпустил альбом Various Positions, в который вошел один из его самых известных хитов Hallelujah.
В 1988 году вышел в свет альбом I’m Your Man, три песни из которого — титульная, First We Take Manhattan, и Everybody Knows — вошли в число его наиболее популярных композиций.
В 1995 году Леонард Коэн оставил музыкальную карьеру и стал монахом в буддийском монастыре. Там он принял имя Jikhan, означающее «молчание».
Коэн вернулся в музыку в 2001 году с альбомом Ten New Songs, созданный в соавторстве с Шэрон Робинсон. В 2004 году он выпустил альбом Dear Heather в сотрудничестве с джазовой певицей и музыкантом Анджани Томас.
В 2008 году Леонард Коэн отправился в мировое турне, которое продолжалось до декабря 2013 года. В этот период музыкант дал 387 шоу. В 2010 году музыкант посетил Россию и выступил с концертом в Кремле.
В 2012 году вышел его альбом Old Ideas. В октябре 2016 года он выпустил альбом You Want It Darker, который получил восторженные отзывы.
В 2008 году Коэн был включен в американский Зал славы рок-н-ролла и получил премию «Грэмми» за лучший альбом года.
11 ноября 2016 года стало известно, что Леонард Коэн скончался.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Леонард Коэн. Полевой командир
«Песни, которые мы любим больше всего — грустные песни».
Леонард Коэн
Его называли «певцом печали», «самым чувственным бардом во Вселенной» и «лордом Байроном рок-н-ролла». На его счету 2 романа, 9 сборников стихов и 15 номерных альбомов, высшая степень ордена Канады, главной гражданской награды родной страны, и уважение нескольких поколений музыкантов самых разных стилей и направлений — от готики до гранжа. Весь его путь — подтверждение того, что не нужно быть успешным, чтобы стать великим.
Карьера Леонарда Коэна — одна сплошная ирония судьбы. Плоды его деятельности созревали ровно тогда, когда он переставал их ждать. Отчаявшись прокормиться за счет литературной деятельности, и уйдя в фолк-музыку, он стал прижизненным классиком на родине — его произведения преподают в университетах. За более чем 25 лет музыкальной деятельности не питал насчет нее никаких иллюзий, вышел в 80-е почти банкротом — и вдруг оказался осыпан трибьютами и общественным признанием. После всего этого он просто обязан был стать дзен-буддистом.
Леонард Норман Коэн родился 21 сентября 1934 года в Вестмаунте (пригороде Монреаля) в ортодоксальной еврейской семье (его дед был вице-президентом первой сионистской общины в Канаде). И хотя дома не было теологической тирании, религия стала важной частью жизни поэта. Коэн рассуждает о ней несколько иронично, и почти никогда — по собственному почину. «Религия — мое главное хобби. Я интересовался христианством, мистицизмом, исламом, суфизмом, иудаизмом и даже тантрой». Однако, что бы он ни говорил, Б-г в его системе координат — величина постоянная и неисключимая.
Как имя Густава Майринка навсегда связано с Прагой, так и для Леонарда Коэна вечным городом стал Монреаль, куда он так или иначе возвращался всю жизнь. Где бы он ни жил впоследствии, в Европе или Америке, этот город присутствует в поэзии Коэна, в его текстах, его книгах. «Я всегда чувствовал себя кем-то вроде репортера из определенного пейзажа, в котором себя обнаружил, и старался быть как можно точнее». Он писал свою знаменитую «Сюзанну», еще даже не зная имени девушки, но уже понимая, что эта песня — о Монреале, и она прекрасна.
Коэн довольно рано понял, что поэзия — его призвание, и поступил на факультет изящных искусств университета Макгилл изучать английскую литературу. В то время он вел вполне обычную студенческую жизнь: друзья, девушки, посиделки в кафе, любительское кантри-трио THE BUCKSKIN BOYS. «Формально учеба в университете ничего не дала мне как писателю, но я встретил нескольких великих людей». Те круги, в которых он вращался, теперь называют «монреальской школой поэзии». «Нужно понимать, что англоязычная писательская прослойка в Монреале очень тонка. Это французский город, и число людей, пишущих по-английски, тут невелико. Это не было престижным и не приносило никаких наград. Даже девушек. Но у нашего меньшинства был запал, и мы писали стихи друг для друга и для любой девушки, согласной слушать». Первый сборник стихов Коэна «Давай сравним мифологии» был опубликован в 1956 году, когда он еще был студентом. Второй — «Солонка Земли» (1961) — принес ему международное признание. А в 1969-м антология «Selected poems 1956-1968» получила Governor General’s Literary Award, от которой поэт, впрочем, отказался.
После окончания учебы Коэн подался в аспирантуру Колумбийского университета (Нью-Йорк). Его хватило ненадолго, но в Америке он застает движение битников, посещает джазовые чтения Керуака и потом пытается устраивать нечто подобное у себя на родине. Примерно тогда же он начинает интересоваться фолк-музыкой, которую с самого начала из-за определенной доли социальных текстов пытались поднять на щит левые круги. «Первую гитару я купил в секонд-хэнде на Крейг Стрит за 12 долларов. Это был ужасный инструмент. Тогда я ничего не знал о гитаре, кроме того, что я хочу на ней играть, понятия не имел о разнице между нейлоновыми и стальными струнами. В то время не было ни гитарной культуры, ни поп-культуры, ни поп-музыки, ни телевидения — все приходилось узнавать самому. Я только смутно догадывался, что люди, которые играют на гитарах — коммунисты».
В 1959 году Коэн получил грант от Канадского совета по искусствам и в придачу — возможность покинуть континент. Пропутешествовав по Европе, Коэн, в конце концов, осел на греческом острове Гидра, где и провел следующие 7 лет. В 1963-м вышел первый роман — «Любимая игра», за ним поэтический сборник «Цветы для Гитлера», вопреки ожиданиям автора, тепло принятый критиками. А в 1966-м увидели свет «Прекрасные неудачники» — плод тяжелейших душевных усилий человека, окончательно потерявшего веру в себя, в свою способность творить. Книга эксгибиционистская, иллюзорно автобиографичная, шокирующая и беспощадная. Как показало будущее — это был успех. Цитата из Boston Globe — «Джеймс Джойс не умер. Он живет в Монреале, и его зовут Леонард Коэн» — обошла весь мир и стала универсальным определением прозы Коэна. Его сравнивали с Генри Миллером, потом с Уильямом Берроузом. Но, при всех восторженных отзывах критики, книга расходилась из рук вон плохо. И Коэн, отчаявшись заработать на жизнь писательским трудом, принял на первый взгляд весьма рискованное решение: податься в профессиональные композиторы или музыканты.
Окончательно укрепившись в своих намерениях, Коэн перебрался в Америку и поселился в отеле «Челси», Нью-Йорк, в «маленькой, размером со шкаф» комнате. Под одной крышей с ним жили Боб Дилан, Джими Хендрикс и Дженис Джоплин, которой он посвятил свой «Chelsea Hotel №2». Он поет «Suzanne» по телефону Джуди Коллинз, известной в то время фолк-певице, она записывает эту песню и еще «Dress Rehearsal Rag» на своем альбоме 1966 года «In My Life», и убеждает Коэна петь самому. Летом 1967-го он появился на Ньюпортском фолк-фестивале, где на Коэна обратила внимание фирма Columbia (в ее каталоге были Билли Холидей, Боб Дилан и Брюс Спрингстин). В конце того же года Коэн вместе с Джоном Хэммондом начинает работу над дебютным альбомом.
Певец вспоминает процесс записи с ужасом, а своего продюсера — с уважением. «Великодушие Джона Хэммонда проявлялось в том, что он постоянно читал газеты, пока я уродовался в студии. Многие думали, что он это делал от скуки или даже безразличия, но я был доволен, потому что он вызывал во мне ощущение, что никто не следит за каждым моим движением. Я любил создаваемую им атмосферу, потому что мог ошибаться, начинать заново, делать еще один дубль, и это не производило на него никакого впечатления». Это была возможность почувствовать себя уверенно. Коэн страшно боялся что-то сделать неправильно, у него все валилось из рук. А Хэммонд делал вид, что ничего не замечает.
Альбом, названный просто «The Songs Of Leonard Cohen», Columbia выпустила в самом начале 1968-го. Это был прекрасный дебют. При всей кажущейся простоте композиций их обаяние подкупало. «Это не рок-музыка или песни протеста. Это индивидуальный саунд. И это не делалось сознательно. У меня не было определенной стратегии — ни тогда, ни сейчас». «Песни» поднялись на 13 место в хит-параде Великобритании и оставались в чартах почти полтора года. Но положение дел в США было несравнимо с бурным успехом в Европе. Возможно, потому что отношения Леонарда Коэна с поколением 60-х так и не сложились. Он думал, что peace & love уже давно пущены с молотка, а хиппующей молодежи взрослый, немного усталый человек, поющий под гитару сумрачные меланхоличные песни, был неинтересен и чужд. «Когда необходимо было говорить о мире и любви, я считал, что все это нелепо, и повторял: «Идет война между богатыми и бедными, война между мужчиной и женщиной, так почему бы вам не вернуться на войну?» Не очень популярное утверждение». По большому счету, он никогда не пытался быть рок-звездой. И уж тем более не старался быть «ближе к народу» в угоду общим веяниям. Он пришел в музыку, когда ему было за 30, а за окном пышным цветом цвела психоделия. Columbia серьезно опасалась за его рентабельность. «Я вырос, нося костюмы, и никогда не испытывал потребности в джинсах. Я был старше всех. Мне не было стыдно за свою образованность. Я не притворялся, что приехал из деревни. Мое имя Леонард Коэн. Мой отец торговал одеждой. Я окончил колледж».
Следующий альбом — «Songs From A Room» (1969), записанный в Нэшвилле с продюсером Бобом Джонстоном — казался еще темнее и меланхоличнее своего предшественника, что не помешало ему занять второе место в Англии. Коэн, преодолев все сомнения, решился отправиться в свое первое концертное турне, которое ему, как неисправимому перфекционисту, далось с трудом.
Потом были «Songs Of Love And Hate» (1971), которые Коэн писал, глубоко недовольный собой, чувствуя, как все разваливается на глазах. Такие приступы депрессии будут преследовать его всю жизнь, превращая творчество в ад вечного стремления к совершенству. «Я потел над каждым словом», — он почти всегда использует эту фразу, когда рассказывает о своей работе. Он вспоминает долгие часы за переводом «Маленького венского вальса» Лорки, десятки отвергнутых вариантов «The Future», куплеты «A Thousand Kisses Deep», которые так навсегда и остались на бумаге, недовольство вокалом… «Иногда я не выношу звук собственного голоса. Это накатывает периодически. В первом и втором альбоме он звучал нормально. А потом я перестал находить нормальный голос для песен. Я потерял его, и только когда делал «Various Positions», он вернулся». Особая ирония заключается в том, что во многих рецензиях на «Песни Любви И Ненависти» отмечалось, что петь Леонард Коэн стал определенно лучше.
Тем временем американские чарты покоряться никак не хотели, и, решив, что дополнительный промоушен артисту не помешает, Columbia спонсировала постановку бродвейского мюзикла «Сестры милосердия», вольным стилем повествующего о Коэне и его любовных похождениях. Однако ситуацию это не улучшило: концертный альбом «Live Songs» (1973) достиг лишь 156 позиции в чартах, а с уходом с поста президента Columbia Клайва Дэвиса, большого поклонника Коэна, все попытки пропихнуть артиста на рынок США полностью прекратились. Леонард Коэн так и не стал чем-то значимым для Америки. Возможно, потому что никогда не был певцом свободы, ибо нельзя нуждаться в том, что у тебя и так уже есть.
В 1974-м вышел «New Skin For The Old Ceremony». На обложке красовалась книжная иллюстрация XVI века, где два ангела занимались любовью. В Америке выпускающей фирме пришлось заменить картинку портретом певца.
После «Recent Songs» (1979) Коэн замолчал на целых пять лет, и появился снова с фильмом «Отель» (в качестве режиссера, автора сценария и музыки), получившим Золотую розу Международного телефестиваля в Монтре, «Книгой милосердиям и альбомом «Various Positions» (1985), песни с которого «Halleluja», «The Law», «If It Be Your Will» звучат так, словно это современные псалмы. Никогда еще религиозные мотивы в его творчестве не были так отчетливы и прямолинейны.
«Я чувствовал, что моя личность распадается на части, у меня было столько версий самого себя, что Вера нужна была мне, чтобы обрести опору. Если имеешь дело с таким материалом, нельзя обойтись без помощи Б-га. В какой-то момент я думал, что могу излучать свет и осветить мой мир и тех, кто вокруг меня — смогу пойти путем Бодхисаттвы, то есть путем служения. Мне казалось — но это было не так. Те, кто гораздо сильнее меня, храбрее, добрее, талантливее, люди, которые могли сотворить столь многое, сгорели, и от них остался только пепел. Если уж прикасаешься к божественному, то надо сначала избавиться от мути в душе».
В 1986-м Дженнифер Уорнз выпустила альбом «Famous Blue Raincoat», полностью состоящий из песен Коэна. Это подготовило почву для его диска «I’m Your Man», который был попыткой поэкспериментировать и записать что-нибудь уж совсем танцевальное (Коэн искренне считал танцевальной всю свою музыку). Кардинальным образом меняются аранжировки, в музыке появляются нехарактерные для артиста динамика и нерв. Диск получил Хрустальный Глобус за тираж в 5 млн. экземпляров, проданный за пределами США.
Парадоксально, но самой известной работой Коэна стала самая им нелюбимая — «The Future» (1992), в которой социальные заявления (он считал, что падение Берлинской стены не предвещает ничего, кроме эскалации насилия) накрепко переплелись с историей обретения любви. Песни «The Future» и «Waiting For The Miracle» были отобраны Трентом Резнором для саундтрека к фильму Оливера Стоуна «Прирожденные убийцы». «Democracy» использовалась в предвыборной компании демократической партии США, и звучала на инаугурации Билла Клинтона. На Коэна обрушилась нежданная популярность. Премии за лучший мужской вокал, расшаркивания со стороны самых разных деятелей рок музыки, трибьют «I’m Your Fan». «Я никогда не верил никому, кто говорил, что он сделает мой трибьют. Дженнифер Уорнз много лет повторяла, что хочет сделать альбом моих песен, и я всегда воспринимал это как выражение дружеских чувств, не более того. Я не предполагал, что она действительно его сделает. То же и с Кристианом Февре (редактор «Les Inrockuptibles» — Л. Р.), который организовал все это. Он представил мне эту идею, и мы пробежались по списку групп. Всех я не знал — только Яна Маккаллоча, с которым встречался несколько раз, R.E.M., THE PIXIES, Ллойда Коула и Джона Кейла. И я сказал: «Да, хорошая мысль. До свидания и удачи». Я никогда не думал, что услышу об этом трибьюте еще раз».
В свет выходит мМузыка незнакомца» — наиболее полный на сегодняшний день сборник стихов и песен Коэна. Музыкальный истеблишмент, среди которого Боно, Стинг, Питер Гэбриэл и Элтон Джон, записывает еще один сборник каверов — «Tower Of Song».
Откатав тур в поддержку альбома, Коэн пришел к выводу, что надо что-то делать с вечно разваливающимся собой. Он удаляется от мира, и селится в ашраме Маунт-Болди, Калифорния, с главой которого — Киодзан Йосу Сасаки или Роси — дружил последние 20 лет. О Коэне долго ничего не слышно, хотя он принимает редких журналистов; продолжают выходить сборники хитов и концертные записи. Но мир окончательно записал его в «ушельцы». Поэт стал монахом, принял имя Джикан (Молчальник) и, казалось, почти полностью погрузился в круг повседневных дел служителя. Пока не понял, что во время медитаций пишет новые песни.
Альбом «Ten New Songs» был записан вместе с вокалисткой Шэрон Робинсон, соавтором Коэна еще со времен «I’m Your Man», и оказался одной из самых лиричных, спокойных и грустных работ певца. Это гимн увяданию и уходу. Если старость и бывает прекрасной — этот тот самый случай.
21 сентября 2004 года Леонарду Коэну исполнилось 70 лет. Его новый альбом называется «Dear Heather», и тоже записан в соавторстве с Шэрон Робинсон. Коэн продолжает сочинять стихи и искать тему для нового романа. А значит, путь не окончен. И можно продолжать ждать чуда, делая вид, что оно так и не произошло.
Людмила Ребрина
Oпубликовано в журнале FUZZ №10/2004