Лермонтов что учат в школе

Легкие стихи Лермонтова для запоминания и заучивания наизусть

Есть у Лермонтова стихи, которые легко учатся и запоминаются наизусть. Не все стихи попадают в эту категорию. Легкость запоминания стиха зависит от стиля написания, понимания смысла произведения, настроения автора. Мы подобрали коллекцию стихов, которые относятся к легко учащимся. Некоторые говорят, что такие стихи запоминаются быстро и легко.

Самое главное, стихи одинаково легко учатся, будь в них 8-10 строк или 25-32 строки.

Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе

Стихи Лермонтова, которые легко учатся наизусть

Стих для заучивания «Нищий» (12 строк)

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

Стих Лермонтова — Осень на 12 строк

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

Стихотворение «Утес» (8 строк)

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Легкий стих из школьной программы «Парус» (12 строк)

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.

Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Молитва (легкий стих на 12 строк)

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

Я жить хочу! Хочу печали…

Я жить хочу! Хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.

Короткий легкий стих «Солнце»

Как солнце зимнее прекрасно,
Когда, бродя меж серых туч,
На белые снега напрасно
Оно кидает слабый луч.
Так точно, дева молодая,
Твой образ предо мной блестит;
Но взор твой, счастье обещая,
Мою ли душу оживит?

К портрету (Как мальчик кудрявый, резва, 16 строк)

Как мальчик кудрявый, резва,
Нарядна, как бабочка летом;
Значенья пустого слова
В устах ее полны приветом.
Ей нравиться долго нельзя:
Как цепь, ей несносна привычка,
Она ускользнет, как змея,
Порхнет и умчится, как птичка.
Таит молодое чело
По воле – и радость и горе.
В глазах – как на небе светло,
В душе ее темно, как в море!
То истиной дышит в ней всё,
То всё в ней притворно и ложно!
Понять невозможно ее,
Зато не любить невозможно.

Лермонтов М. Ю. — Чаша жизни

1
Мы пьем из чаши бытия
С закрытыми очами,
Златые омочив края
Своими же слезами;
2
Когда же перед смертью с глаз
Завязка упадает,
И всё, что обольщало нас,
С завязкой исчезает;
3
Тогда мы видим, что пуста
Была златая чаша,
Что в ней напиток был – мечта
И что она – не наша!

Ребенка милого рожденье (16 строк)

Ребенка милого рожденье
Приветствует мой запоздалый стих.
Да будет с ним благословенье
Всех ангелов небесных и земных!
Да будет он отца достоин,
Как мать его, прекрасен и любим;
Да будет дух его спокоен
И в правде тверд, как божий херувим.
Пускай не знает он до срока
Ни мук любви, ни славы жадных дум;
Пускай глядит он без упрека
На ложный блеск и ложный мира шум;
Пускай не ищет он причины
Чужим страстям и радостям своим,
И выйдет он из светской тины
Душою бел и сердцем невредим!

Я не хочу, чтоб свет узнал

Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь бог да совесть.
Им сердце в чувствах даст отчет;
У них попросит сожаленья;
И пусть меня накажет тот,
Кто изобрел мои мученья;
Укор невежд, укор людей
Души высокой не печалит;
Пускай шумит волна морей,
Утес гранитный не повалит;
Его чело меж облаков,
Он двух стихий жилец угрюмый,
И кроме бури да громов
Он никому не вверит думы…

Когда волнуется желтеющая нива

Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, –
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, –
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…

Источник

Произведения М.Ю. Лермонтова в школе

В данной презентации кратко описываются произведения М.Ю. Лермонтова, изучаемые в 5-9 классах.

Просмотр содержимого документа
«Произведения М.Ю. Лермонтова в школе»

Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе

М.Ю. Лермонтов один из самых великих поэтов и писателей мира. Он жил в одно время с Пушкиным и благоговел перед ним. Больше всех книг любил «Евгения Онегина».

Лермонтов родился в 1814 году, в Москве. Но еще в колыбели он был увезен в имение бабушки, в степную Пензенскую губернию, в

усадьбу Тарханы. Там прошло его детство, там он дружил с деревенскими ребятишками, слышал народные предания и песни, богатую и чистую русскую речь.

В тринадцатом году его отвезли в Москву и отдали в лучший пансион. К этому времени относятся его первые стихи. В шестнадцать лет он был уже зрелым поэтом, но в печати не выступал – сочинял для себя, читал близким друзьям.

Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе

Выбрав поэтическую дорогу, Лермонтов поступил на словесное отделение университета. Но, свободолюбивый, независимый, смелый, вскоре был исключен из числа студентов. Тогда он переехал в Петербург и поступил в военную школу, откуда вышел в гвардейский кавалерийский полк.

Бабушка М.Ю. Лермонтова Арсеньева Елизавете Алексеевна

Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе

Вернувшись из ссылки в столицу, Лермонтов напечатал самые лучшие, самые зрелые свои произведения.

Лермонтов, как мало кто в мировой поэзии, умел олицетворять человеческие страсти, человеческие радости и страдания, описывая гонимый бурей листок, или холодные тучи, или виднеющийся вдали в голубой дымке парус… Многие поколения русских людей воспринимали образ этого паруса как олицетворение высоких гражданских идей своего времени. Перечитывая эти стихи, каждый раз получаешь новое наслаждение.

Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе

У Лермонтова глубина мысли сочетается с великим совершенством выражения. Через всю жизнь несешь в себе, в памяти, в душе стихи и образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, мечтательного, насмешливого,

застенчивого, наделенного могучими страстями и волей, проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего, бессмертного и всегда молодого.

Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе

Стихотворение «Бородино» написано в год 25-ой годовщины битвы. По жанру произведение напоминает балладу. Перед нами диалог ветерана Отечественной войны 1812 года и молодого солдата. Это первое в русской поэзии стихотворение, в котором был изображен главный герой Отечественной войны

1812 года – народ. Лермонтов описал бородинскую битву очень точно и достоверно: не прикрашивая исторические описания, используя различные военные термину. И он не только показал битву так, как ее мог запомнить рядовой солдат, он и рассказал о ней языком рядового солдата.

Чувства ужаса, страха, торжества, победы и любви к родине, готовность отдать жизнь за Родину читаются в этом стихотворении

Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе

Впервые стихотворение «Парус» было напечатано в 1841 году, уже после смерти М.Ю. Лермонтова. Оно стало очень популярным в русском обществе и было воспринято как выражение передовых гражданских идей того времени

Стихотворение о парусе, который «просит бури», наводило на размышления о судьбе тех, кто мечтал о подвигах во имя свободы России – о революционных бурях.

Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе

Описание аравийской пустыни, каравана и трех пальм заключает в себе глубокий смысл.

М.Ю. Лермонтов видел цель жизни в непрестанном действии в упорном творческом труде, в полезной деятельности. Ту жажду действий, которая томила лучших людей его

поколения, М.Ю. Лермонтов передал в стихотворении о трех пальмах. И показал, что осуществление мечты невозможно. Это настроение характерно для поэзии М.Ю. Лермонтова.

Пальмы томятся в одиночестве, мечтают приносить благо, хотят, чтобы люди отдыхали под их сенью. Но свершиться их мечтам не дано. Человек пришел и погубил их. Цветущий оазис превратился в пустыню.

Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе

Такие стихотворения в творчестве М.Ю.Лермонтова, как «Утёс», представляют собой не только высокохудожественные описания природы. Они заставляют читателя задуматься, потому что под

иносказательными изображениями в них скрыты человеческие отношения. В образах утёса и тучки, сосны и пальмы мы угадываем человеческие встречи и расставания, мечты и надежды – сложные человеческие судьбы.

Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе

По словам современников, М.Ю. Лермонтов написал это стихотворение перед отъездом в кавказскую ссылку в доме Карамзиных, где собирались его друзья, чтобы проститься с ним перед разлукой.

Поэт набросал его, стоя перед окном и глядя на тучи, которые плыли над Невой и Летним садом.

В стихотворении М.Ю. Лермонтов использует противопоставления: тучи – свободные, он – изгнанник, ссыльный, а в душе поэта кипят страсти: он страдает от разлуки с родиной, с «милым севером». Он – жертва зависти, злобы и клеветы.

Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе

Образ оторванного листка, гонимого бурей, был для М.Ю. Лермонтова символом судьбы политического изгнанника и напоминал читателю о судьбе самого поэта. Стихотворение пронизано чувством тоски и одиночества.

Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе

Произведение было напечатано 1838 году. Романтическая национально-историческая поэма. Калашников – воплощение русского национального характера, богатырь, честный, сильный духом.

Жестокий и одновременно благородный образ Ивана Грозного олицетворяет судьбу, рок.

Выбор исторической эпохи перекликается с точкой зрения славянофилов на отечественную историю, началом которой они считают правление Ивана Грозного – первого царя вновь объединенных русских земель.

Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе

Это одно из первых стихотворений М.Ю. Лермонтова, в котором появился новый взгляд поэта на Родину, близкий к народному восприятию. Написано в 1837 году.

Принятие Родины происходит через созерцание природы, являющейся воплощением гармонии, которой так не хватает в мире.

Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе

Стихотворение написано в 1829 году, в ранний период творчества поэта.

Главная мысль стихотворения иронична: по мнению юного М.Ю.Лермонтова, вера в бога несовместима со свободным творчеством.

Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе

Мотивы этого стихотворения навеяны реальными событиями. Стихотворение написано в феврале 1837 года, когда М.Ю. Лермонтов находился под арестом за стихотворение «Смерть поэта».

К нему пускали только камердинера. Поэт велел завертывать хлеб в серую бумагу, и на этих клочках с помощью вина, печной сажи и спички написал несколько пьес и это стихотворение.

Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе

Стихотворение навеяно событиями жизни М.Ю. Лермонтова: оно написано, когда поэт находился под арестом за дуэль с Э. де Барантом, весна 1840 года.

Судьба пленного рыцаря – это судьба самого М.Ю. Лермонтова. В стихотворении символичен образ тюрьмы.

В доме М.Ю. Лермонтова

Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе

Это лирическая поэма. Тема поэмы – изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности юноши. Вся поэма пронизана идеей борьбы за свободу. Идейное содержание поэмы выражено в центральном и по существу единственном образе – Мцыри. Счастье жизни для него в борьбе за

Картина работы М.Ю. Лермонтова

поставленную им цель – обрести родину и свободу.

В условиях российской действительности того времени образ Мцыри воспринимался как революционный призыв к борьбе за свободу.

Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе

Стихотворение написано в 1841 году. Долгий творческий путь, отразивший часто противоречивые чувства поэта к Родине, приводит его

к народному ее пониманию: М.Ю. Лермонтову чужда была любовь помещиков к своим крепостным вотчинам, их вера в непоколебимость крепостного права, поэт понимает любовь к отчизне истинно, свято, разумно, а не как гражданский долг, для него понятие родина сливается с понятием народ.

Домик М.Ю. Лермонтова

Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе

В этом стихотворении, написанном в 1840 году, чувство Родины соприкасается с воспоминаниями из детства. В этом стихотворении образ Родины обобщенно-символический, романтический.

Памятник М.Ю. Лермонтову

Это – настоящая Родина, Родина сердца, но она остается недосягаемой для лирического героя. В.Г. Белинский говорил об этом стихотворении: «Если бы не все стихотворения М.Ю. Лермонтова были одинаково лучшие, то это мы назвали бы одним из лучших».

Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе

В этом стихотворении М.Ю. Лермонтов развивает гражданские мотивы и тему поэта и поэзии. Это отзвук декабристских представлений о поэте как о народном вожде, побуждающем в согражданах стремление к свободе.

Рабочий стол М.Ю. Лермонтова

Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе

Чувство Родины у поэта тесно связано с образом А.С. Пушкина, гением своим олицетворяющим национальную славу. В стихотворении «Смерть поэта», созданном в 1837 году после гибели А.С. Пушкина, гневные

строки в адрес Дантеса содержат в себе возмущение передовых кругов русского общества отношением к поэту придворной аристократии, явившейся истинной причиной его гибели. По свидетельствам очевидцев это стихотворение переписывалось, перечитывалось и выучивалось наизусть всеми.

Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе

Написано в 1841 году. Стихотворение по теме восходит к «Пророку» А.С. Пушкина и вместе с тем спорно по отношению к нему.

Продолжая развитие пушкинского «сюжета», М.Ю. Лермонтов пишет уже о печальной судьбе поэта, о ненужности его миссии, о трагическом уделе презираемого и гонимого певца.

Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе

В стихотворении выражены настроения передовой молодежи 1830-х годов: уныние, душевная апатия, отсутствие внутренней жизни.

В.Г. Белинский говорил: «Эти стихи, писаны кровью: они вышли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснее физической смерти. »

Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе

В стихотворении М.Ю. Лермонтов говорит о покое, который находит на человека среди природы. Природа всегда была для поэта символом свободы.

Но не о покое смерти мечтал М.Ю. Лермонтов. Покой и свобода нужны были ему для творчества, для вдохновенного поэтического труда. Существует легенда, что мотив этой песни сочинил сам поэт, и будто он пел ее в последнюю ночь своей жизни, перед дуэлью.

Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе

Автор ставит перед собой задачу раскрыть «историю души человеческой», о чем и пишет в предисловии к «журналу Печорина». Его внимание особенно обращено на раскрытие сложного и противоречивого характера главного героя.

Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе

Автор отказывается от хронологической последовательности, чтобы сначала показать, какой главный герой – Печорин, а потом объяснить, почему он такой.

Смена рассказчиков в романе позволяет читателю увидеть героя как бы с трех точек зрения. Распределение ролей между рассказчиками неслучайно: все начинается с внешнего, осуждающего и не очень проницательного Максим Максимыча, затем максимально объективная оценка странствующего офицера. И, наконец, последнее слово за самим Печориным – его искренняя и трагическая исповедь.

Система рассказчиков в романе

Источник

Наследие поэтов: стихи Лермонтова

Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе

Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе

М. Ю. Лермонтов. Картина Петра Заболотского

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841 г.г.) — русский поэт, прозаик, драматург и художник. Его жизнь оборвалась слишком рано, но он успел оставить потомкам бесценное наследие. Стихи Лермонтова звучат в оперном, симфоническом и романсовом творчестве. Они входят в школьную программу, любимы многими ценителями литературы и даже стали частью народного песенного творчества, их не раз перекладывали на музыку. Прекрасное образование позволило Лермонтову создавать подлинные произведения искусства, а пребывание на Кавказе оставило неизгладимый след в душе: многие стихи посвящены именно этому периоду в жизни поэта. Гибель поэта во время дуэли стала огромной потерей, равных таланту Лермонтова было немного. Мы собрали лучшие стихи Лермонтова в нашей подборке.

Стихи Лермонтова о природе

Приходит осень, золотит… (отрывок из «Последний сын вольности»)

Приходит осень, золотит
Венцы дубов. Трава полей
От продолжительных дождей
К земле прижалась; и бежит
Ловец напрасно по холмам:
Ему не встретить зверя там.
А если даже он найдет,
То ветер стрелы разнесет.
На льдинах ветер тот рожден,
Порывисто качает он
Сухой шиповник на брегах
Ильменя. В сизых облаках
Станицы белых журавлей
Летят на юг до лучших дней;
И чайки озера кричат
Им вслед, и вьются над водой,
И звезды ночью не блестят,
Одетые сырою мглой.
Приходит осень! Уж стада
Бегут в гостеприимну сень;
Краснея догорает день
В тумане. Пусть он никогда
Не озарит лучом своим
Густой новогородский дым,
Пусть не надуется вовек
Дыханьем теплым ветерка
Летучий парус рыбака
Над волнами славянских рек!
Увы! Пред властию чужой
Склонилась гордая страна,
И песня вольности святой
(Какая б ни была она)
Уже забвенью предана.
Свершилось! Дерзостный варяг
Богов славянских победил;
Один неосторожный шаг
Свободный край поработил!
Но есть поныне горсть людей,
В дичи лесов, в дичи степей;
Они, увидев падший гром,
Не перестали помышлять
В изгнанье дальном и глухом,
Как вольность пробудить опять;
Отчизны верные сыны
Еще надеждою полны:
Так, меж грядами темных туч,
Сквозь слезы бури, солнца луч
Увеселяет утром взор
И золотит туманы гор.

Осень

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

Утес

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Синие горы Кавказа

Синие горы Кавказа, приветствую вас!
вы взлелеяли детство мое;
вы носили меня на своих одичалых хребтах,
облаками меня одевали,
вы к небу меня приучили,
и я с той поры все мечтаю об вас да о небе.
Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи,
кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился,
тот жизнь презирает,
хотя в то мгновенье гордился он ею.

Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов;
они так сияли в лучах восходящего солнца,
и в розовый блеск одеваясь, они,
между тем как внизу все темно,
возвещали прохожему утро.
И розовый цвет их подобился цвету стыда:
как будто девицы,
когда вдруг увидят мужчину купаясь,
в таком уж смущеньи,
что белой одежды накинуть на грудь не успеют.

Как я любил твои бури, Кавказ!
те пустынные громкие бури,
которым пещеры как стражи ночей отвечают!…
На гладком холме одинокое дерево,
ветром, дождями нагнутое,
иль виноградник, шумящий в ущелье,
и путь неизвестный над пропастью,
где, покрываяся пеной,
бежит безымянная речка,
и выстрел нежданный,
и страх после выстрела:
враг ли коварный иль просто охотник…
все, все в этом крае прекрасно.

Воздух там чист, как молитва ребенка;
И люди как вольные птицы живут беззаботно;
Война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит.
В дымной сакле, землей иль сухим тростником
Покровенной, таятся их жены и девы и чистят оружье,
И шьют серебром — в тишине увядая
Душою — желающей, южной, с цепями судьбы незнакомой.

Люблю я цепи синих гор

Люблю я цепи синих гор,
Когда, как южный метеор,
Ярка без света и красна
Всплывает из-за них луна,
Царица лучших дум певца
И лучший перл того венца,
Которым свод небес порой
Гордится, будто царь земной.
На западе вечерний луч
Еще горит на ребрах туч
И уступить всё медлит он
Луне – угрюмый небосклон;
Но скоро гаснет луч зари…
Высоко месяц. Две иль три
Младые тучки окружат
Его сейчас… Вот весь наряд,
Которым белое чело
Ему убрать позволено.
Кто не знавал таких ночей
В ущельях гор иль средь степей?
Однажды при такой луне
Я мчался на лихом коне
В пространстве голубых долин,
Как ветер, волен и один;
Туманный месяц и меня,
И гриву, и хребет коня
Сребристым блеском осыпал;
Я чувствовал, как конь дышал,
Как он, ударивши ногой,
Отбрасываем был землей;
И я в чудесном забытьи
Движенья сковывал свои,
И с ним себя желал я слить,
Чтоб этим бег наш ускорить;
И долго так мой конь летел…
И вкруг себя я поглядел:
Всё та же степь, всё та ж луна:
Свой взор ко мне склонив, она,
Казалось, упрекала в том,
Что человек с своим конем
Хотел владычество степей
В ту ночь оспоривать у ней!

Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе

Стихи Лермонтова о любви

Черны очи

Много звезд у летней ночи,
Отчего же только две у вас,
Очи юга! Черны очи!
Нашей встречи был недобрый час.
Кто ни спросит, звезды ночи
Лишь о райском счастье говорят;
В ваших звездах, черны очи,
Я нашел для сердца рай и ад.
Очи юга, черны очи,
В вас любви прочел я приговор,
Звезды дня и звезды ночи
Для меня вы стали с этих пор!

Тамара

В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на черной скале.
В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила:
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон, коварна и зла.
И там сквозь туман полуночи
Блистал огонек золотой,
Кидался он путнику в очи,
Манил он на отдых ночной.
И слышался голос Тамары:
Он весь был желанье и страсть,
В нем были всесильные чары,
Была непонятная власть.
На голос невидимой пери
Шел воин, купец и пастух;
Пред ним отворялися двери,
Встречал его мрачный евнух.
На мягкой пуховой постели,
В парчу и жемчуг убрана,
Ждала она гостя. Шипели
Пред нею два кубка вина.
Сплетались горячие руки,
Уста прилипали к устам,
И странные, дикие звуки
Всю ночь раздавалися там.
Как будто в ту башню пустую
Сто юношей пылких и жен
Сошлися на свадьбу ночную,
На тризну больших похорон.
Но только что утра сиянье
Кидало свой луч по горам,
Мгновенно и мрак и молчанье
Опять воцарялися там.
Лишь Терек в теснине Дарьяла
Гремя нарушал тишину;
Волна на волну набегала,
Волна погоняла волну;
И с плачем безгласное тело
Спешили они унести;
В окне тогда что-то белело,
Звучало оттуда: прости.
И было так нежно прощанье,
Так сладко тот голос звучал,
Как будто восторги свиданья
И ласки любви обещал.

Отчего

Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно… Потому что весело тебе.

Как небеса, твой взор блистает

Как небеса, твой взор блистает
Эмалью голубой,
Как поцелуй, звучит и тает
Твой голос молодой;
За звук один волшебной речи,
За твой единый взгляд
Я рад отдать красавца сечи,
Грузинский мой булат;
И он порою сладко блещет,
И сладостней звучит,
При звуке том душа трепещет
И в сердце кровь кипит.
Но жизнью бранной и мятежной
Не тешусь я с тех пор,
Как услыхал твой голос нежный
И встретил милый взор.

Слышу ли голос твой…

Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке
Сердце запрыгает;
Встречу ль глаза твои
Лазурно-глубокие,
Душа им навстречу
Из груди просится,
И как-то весело,
И хочется плакать,
И так на шею бы
Тебе я кинулся.

Сонет

Я памятью живу с увядшими мечтами,
Виденья прежних лет толпятся предо мной,
И образ твой меж них, как месяц в час ночной
Между бродящими блистает облаками.
Мне тягостно твое владычество порой;
Твоей улыбкою, волшебными глазами
Порабощен мой дух и скован, как цепями,
Что ж пользы для меня, – я не любим тобой.
Я знаю, ты любовь мою не презираешь,
Но холодно ее молениям внимаешь;
Так мраморный кумир на берегу морском
Стоит, – у ног его волна кипит, клокочет,
А он, бесчувственным исполнен божеством,
Не внемлет, хоть ее отталкивать не хочет.

Стихи Лермонтова о Кавказе

Тебе, Кавказ, суровый царь земли…

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный.
Как сына ты его благослови
И осени вершиной белоснежной;
От юных лет к тебе мечты мои
Прикованы судьбою неизбежной,
На севере, в стране тебе чужой,
Я сердцем твой – всегда и всюду твой.
Еще ребенком, робкими шагами
Взбирался я на гордые скалы,
Увитые туманными чалмами,
Как головы поклонников Аллы́.
Там ветер машет вольными крылами,
Там ночевать слетаются орлы,
Я в гости к ним летал мечтой послушной
И сердцем был – товарищ их воздушный.
С тех пор прошло тяжелых много лет,
И вновь меня меж скал своих ты встретил,
Как некогда ребенку, твой привет
Изгнаннику был радостен и светел.
Он пролил в грудь мою забвенье бед,
И дружно я на дружний зов ответил;
И ныне здесь, в полуночном краю,
Всё о тебе мечтаю и пою.

Крест на скале

В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниет он и гнется от бурь и дождей.
И много уж лет протекло без следов
С тех пор, как он виден с далеких холмов.
И каждая кверху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака.
О если б взойти удалось мне туда,
Как я бы молился и плакал тогда;
И после я сбросил бы цепь бытия,
И с бурею братом назвался бы я!

Кавказу

Кавказ! Далекая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной.
Ужель пещеры и скалы
Под дикой пеленою мглы
Услышат также крик страстей,
Звон славы, злата и цепей.
Нет! Прошлых лет не ожидай,
Черкес, в отечество свое:
Свободе прежде милый край
Приметно гибнет для нее.

Утро на Кавказе

Светает – вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина;
Молчит табун, река журчит одна.
Вот на скале новорожденный луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск и светит там и там:
Так девушки, купаяся в тени,
Когда увидят юношу они,
Краснеют все, к земле склоняют взор:
Но как бежать, коль близок милый вор.

Кавказ

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ.

Стихи Лермонтова о свободе

Листок

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Черного моря.
У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».
– На что мне тебя? – отвечает младая чинара,
Ты пылен и желт, – и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! Тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море.

Узник

Воля

Моя мать – злая кручина,
Отцом же была мне – судьбина,
Мои братья, хоть люди,
Не хотят к моей груди
Прижаться;
Им стыдно со мною,
С бедным сиротою,
Обняться.
Но мне богом дана
Молодая жена,
Воля-волюшка,
Вольность милая,
Несравненная;
С ней нашлись другие у меня
Мать, отец и семья;
А моя мать – степь широкая,
А мой отец – небо далекое;
Они меня воспитали,
Кормили, поили, ласкали;
Мои братья в лесах –
Березы да сосны.
Несусь ли я на коне, –
Степь отвечает мне;
Брожу ли поздней порой, –
Небо светит мне луной;
Мои братья в летний день,
Призывая под тень,
Машут издали руками,
Кивают мне головами;
И вольность мне гнездо свила,
Как мир – необъятное!

Сосед

Стихи Лермонтова о дружбе

Разлука

Я виноват перед тобою,
Цены услуг твоих не знал.
Слезами горькими, тоскою
Я о прощенье умолял,
Готов был, ставши на колени,
Проступком называть мечты;
Мои мучительные пени
Бессмысленно отвергнул ты.
Зачем так рано, так ужасно
Я должен был узнать людей
И счастьем жертвовать напрасно
Холодной гордости твоей.
Свершилось! вечную разлуку
Трепеща вижу пред собой…
Ледяную встречаю руку
Моей пылающей рукой.
Желаю, чтоб воспоминанье
В чужих людях, в чужой стране
Не принесло тебе страданье
При сожаленье обо мне…

Два брата

«Ах, брат! Ах, брат! Стыдись, мой брат!
Обеты теплые с мольбами
Забыл ли? Год тому назад
Мы были нежными друзьями…
Ты помнишь, помнишь, верно, бой,
Когда рубились мы с тобой
Против врагов родного края
Или, заботы удаляя,
С новорожденною зарей
Встречали вместе праздник Лады.
И что ж? Волнение досады,
Неугомонная вражда
Нас разделили навсегда. »
– «Не называй меня, как прежде,
В благополучные года.
В те дни, как верил я надежде,
Любви и дружбе… я знавал
Волненья сердца дорогие,
И очи, очи голубые…
Я сердцем девы обладал:
Ты у меня его украл.
Ты завладел моей прекрасной,
Ее любовью и красой,
Ты обманул меня… ужасно!
И посмеялся надо мной».
Умолкли. Но еще стоят
В душе терзаемы враждою.
На каждом светлые блестят
Мечи с насечкой золотою,
На каждом панцирь и шелом,
Орлиным осенен крылом.
Всё пусто вкруг в дали туманной.
Пред ними жертвенник. На нем
Кумир белеет деревянный.
И только плющ виясь младой
Лелеет жертвенник простой.
Они колена преклонили,
Взаимной злобой поклялись.
Вот на коней своих вскочили
И врозь стрелою понеслись.
Давно ль? Давно ли друг без друга
Их край родимый не видал?
Давно ль, когда один страдал
В изнеможении недуга,
Другой прикованный стоял
Нежнейшей дружбой к изголовью?
Вдруг, горьким мщением дыша,
Кипят! Надменная душа
Чем раздражилася? – любовью!
Аскар, добычу бранных сил,
Финляндку юную любил.
Она лила в неволе слезы
И помнила средь грустных дней
Скалы Финляндии своей.
Скалы Финляндии пустой,
Озер стеклянные заливы
И бор печальный и глухой,
Как милы вы, как вы счастливы
Своею дикой красотой…
Дымятся низкие долины,
Где кучи хижин небольших
С дворами грязными. Вкруг их
Растут кудрявые рябины,
На высотах чернеют пни
Иль стебли обгорелых сосен.
В стране той кратки дни весны
И продолжительная осень…

Стихи Лермонтова про осень

Лермонтов что учат в школе. Смотреть фото Лермонтов что учат в школе. Смотреть картинку Лермонтов что учат в школе. Картинка про Лермонтов что учат в школе. Фото Лермонтов что учат в школе

Осень

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

Солнце осени

Люблю я солнце осени, когда,
Меж тучек и туманов пробираясь,
Оно кидает бледный, мертвый луч
На дерево, колеблемое ветром,
И на сырую степь. Люблю я солнце,
Есть что-то схожее в прощальном взгляде
Великого светила с тайной грустью
Обманутой любви; не холодней
Оно само собою, но природа
И всё, что может чувствовать и видеть,
Не могут быть согреты им; так точно
И сердце: в нем всё жив огонь, но люди
Его понять однажды не умели,
И он в глазах блеснуть не должен вновь
И до ланит он вечно не коснется.
Зачем вторично сердцу подвергать
Себя насмешкам и словам сомненья?

Приходит осень

Приходит осень, золотит
Венцы дубов. Трава полей
От продолжительных дождей
К земле прижалась; и бежит
Ловец напрасно по холмам:
Ему не встретить зверя там.
А если даже он найдет,
То ветер стрелы разнесет.
На льдинах ветер тот рожден,
Порывисто качает он
Сухой шиповник на брегах
Ильменя. В сизых облаках
Станицы белых журавлей
Летят на юг до лучших дней;
И чайки озера кричат
Им вслед, и вьются над водой,
И звезды ночью не блестят,
Одетые сырою мглой.
Приходит осень! Уж стада
Бегут в гостеприимну сень;
Краснея догорает день
В тумане. Пусть он никогда
Не озарит лучом своим
Густой новогородский дым,
Пусть не надуется вовек
Дыханьем теплым ветерка
Летучий парус рыбака
Над волнами славянских рек!
Увы! Пред властию чужой
Склонилась гордая страна,
И песня вольности святой
(Какая б ни была она)
Уже забвенью предана.
Свершилось! Дерзостный варяг
Богов славянских победил;
Один неосторожный шаг
Свободный край поработил!
Но есть поныне горсть людей,
В дичи лесов, в дичи степей;
Они, увидев падший гром,
Не перестали помышлять
В изгнанье дальном и глухом,
Как вольность пробудить опять;
Отчизны верные сыны
Еще надеждою полны:
Так, меж грядами темных туч,
Сквозь слезы бури, солнца луч
Увеселяет утром взор
И золотит туманы гор.

Читайте также:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *