Лермонтов тамбовская казначейша о чем

Краткое содержание поэмы «Тамбовская казначейша» М.Ю. Лермонтова

«Тамбовская казначейша» — поэма русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова (1814 – 1841), написана в 1838 году. История о том, как тамбовский казначей проиграл свою жену в карты заезжему красавцу-улану.

Сюжет

В Тамбове был недостаток женихов, и красавицу Авдотью посватали за пожилого казначея Бобковского. Супруг был удачливым картежником. Когда понтеры со всех уездов заглядываются на жену, он этому не препятствует. Так как чем сильнее влюбится понтер, тем быстрее проиграет все свое состояние.

Однажды когда Дуня вышивала сидя у окна, в окошке дома напротив она замечает улана Гарина. Между героями начинается «роман вприглядку». Вскоре мужчине становится мало одних лишь взглядов.

Вечером Бобковский организует в своем доме карточную игру, куда приглашает и своего соперника, рассчитывая на его проигрыш. Но в этот раз казначею не везет. Пытаясь отыграться, он ставит на кон свою супругу и проигрывает ее Гарину.

Реальная основа

Считается, что в основе поэмы реальный случай произошедший, однако, не в Тамбове, а в Москве.

В 1802 году князь Голицын проиграл свою жену, молодую красавицу княгиню Марию Григорьевну графу Льву Разумовскому, одному из самых известных московских богачей. По обоюдному и дружественному согласию всех троих, брак Марии Григорьевны был расторгнут и вскоре она вышла замуж за Разумовского, прожив с ним очень счастливо шестнадцать лет. Об этом скандале говорила вся Москва, их беспощадно осуждали, что никому не мешало посещать роскошные балы и празднества в их доме. Правда «признан» их брак был лишь в 1809 году, когда на одном из балов у Разумовских император Александр обратился к хозяйке дома — «графиня».

При этом тамбовские краеведы настаивают на связи поэмы с городом. Так, прототипом дома казначея называют дом Протасьевых (снесён в 2005-ом), или реальный дом губернского казначея (ныне ул. Коммунальная, 34) — некоего Муратова, о котором краевед В. П. Пешков сообщал: «О нём сведений никаких обнаружить не удалось, кроме того, что губернский казначей не отличался щепетильностью и частенько воровал казённые деньги».

Источник

Анализ стихотворения «Тамбовская казначейша» Михаила Лермонтова

Лермонтов тамбовская казначейша о чем. Смотреть фото Лермонтов тамбовская казначейша о чем. Смотреть картинку Лермонтов тамбовская казначейша о чем. Картинка про Лермонтов тамбовская казначейша о чем. Фото Лермонтов тамбовская казначейша о чем

В «Тамбовской казначейше» Михаила Юрьевича Лермонтова картины русской жизни в провинции поданы в комическом свете, в духе парадоксальной психологической истории.

Поэма создана в период с 1836 по 1838 год. Ее автору в эту пору чуть за двадцать, он уже был под арестом и давал объяснения по поводу своего стихотворения «Смерть поэта», наказан переводом в Нижегородский драгунский полк, затем отправлен на Кавказ. По жанру – повесть в стихах, выросшая из анекдота, сказка (по определению автора), по размеру – четырехстопный ямб (онегинская строфа с тремя видами рифмовки). Сюжет решен в духе реализма, нарочитой сниженности тона и лексики, с резонерскими авторскими отступлениями. Место действия «славный городок» Тамбов. Всем хорош, да только скучный. Но вот на зимовку в нем расположился полк улан. Впрочем, поэт обманывает ожидания читателя, история быстро становится камерной, где героев только три: казначей Бобковский («старик с огромной лысой головой», карточный шулер), его супруга (Дуня, «прелакомый кусок») и улан Гарин («идеал девиц»). Поэт с насмешкой описывает интригу, затеянную у окна героем в ермолке и архалуке. Ни слова не сказано, а ответное чувство уже есть. Спустя две недели на обеде герой осчастливлен предложением дружить. Обескураженный, он уже вламывается к ней в дом. Затем немая сцена с участием мужа. Гарин готовится к дуэли, но казначей рассудил философски и пригласил его «на вистик».

Собравшееся общество поэт описывает карикатурно, по-гоголевски. В этот вечер хозяин дома проигрался в пух и прах (вплоть до «двух хомутов»). Затем следует почти фантастическая сцена, где в неверном свете свечей искаженные лица гостей следят за сражением на картах. Трофеем муж объявил свою жену. Собственно, провокация и производилась в расчете на одного улана. Другого шанса отыграть назад хомуты и дом просто не было. Но удача была на стороне Гарина. Авдотья Николавна бросает «венчальное кольцо» в лицо старому мерзавцу и хлопается в обморок. Победитель беспрепятственно уносит добычу. Целую неделю город бурлил слухами. История в духе французских романов заставила местных дам порядком рассердиться. И отчего такие страсти вокруг этой Дуни? Поэт извиняется перед читателями за финал в момент кульминации. Впрочем, понятно, что улан внезапно обрел на попечение Авдотью Николавну, казначей, считай, овдовел и пошел по миру. А лучшие люди города лишились карточной забавы в доме Бобковского. Одним словом, в историю Тамбова была вписана весьма пестрая страница. Мотив приезжего человека в сонном городке. Бал, о котором М. Лермонтов упоминает, но отказывается описывать. Название трактира и гостиницы – со столичным привкусом. Парентеза: друзья, право, злодей. Эпитеты: благодетельным вином, безжизненный болван. Олицетворения: стихи пробегут, хромая, скука ласкает. Уменьшительные суффиксы в словах: ручку, головкой. Двойной эпитет: притворно-скромный. Повторы, перечисления, междометья, инверсия (обомлела толпа). Сравнение: будто варом. Цна (река). Множество умолчаний, иронических сетований на век и нравы, и собственную промчавшуюся молодость.

В основе новеллы в стихах «Тамбовская казначейша» М. Лермонтова – дорожные впечатления поэта от поездки в Тарханы через Тамбов.

Источник

Краткое содержание Лермонтов Тамбовская казначейша

В книге описываются действия во времена царя Алексее Михайловиче. В это время бродяг и фальшивомонетчиков ссылали из государства. С этого момента прошло полвека, и государство почти пало, а улицы окривели. Одни улицы назывались Московскими, а другие улицами Берлина. В городке Тамбов было скучно. Поскольку девушек в городке было много. А женихи отсутствовали.

Самой красивой девушкой в городе была Авдотья Николаевна, которую засватали за казначея Бобковского. Казначей был старым и лысым, также играл в карты. Такие игры он устраивал в доме. Все его гости заглядывались на красивую жену казначея. Флиртовать с женой казначей не препятствовал, хотя был ревнив. Флирту он специально обучал жену, чтобы его соперники потеряли бдительность и проиграли. Казначей был жадным человеком.

Наутро во всем Тамбове играла музыка. А Авдотья Николаевна спала сладко в своей постели. Рано утром в казначейский дом пришла в гости мадам Бобковская, кузина казначея. Кузина с братом пили чай и беседовали. А жена занималась рукодельем и поглядывала в окно. Они жили на Московской улице. Напротив их дома жил штаб – ротмистр Гарин. У всех девушек Тамбова было свое воспитание и за грани приличия они не выходили. Гарин стоял возле ока в полуодетом виде. Увидев это, жене казначея стало стыдно. Гарин тут же закрыл окно и занавеску. Гарин разбирался во всех тонкостях жизни и в женщинах. На тот момент он был холостым и жил один. Через несколько дней Гарин замечает как на него поглядывает казначейша. Спустя время у них завязывается роман. Пока в Тамбове проходит обыденная жизнь, а муж работает в своем казначействе, его жена крутит любовный роман с соседом. На одном светском мероприятии казначейшу и Гарина пригласили одновременно. И тут на приеме Авдотья понимает, что чувствует к военному особые и нежные чувства.

В доме у казначея проходит светский прием и Гарин приходит туда по приглашению. Дверь ему открыла Авдотья и проводила в кабинет мужа. Там его угощают вареньем и шампанским. Гарин включается в карточную игру. Казначей начинает впервые в жизни проигрывает и рвет на себе волосы, как и другие. В ход идет все вплоть до собственного дома. Наступает утро и все хотят разойтись. Но казначей просит о последней игре, чтобы отыграть свой дом или проиграть собственную жену. Вызов принимает только Гарин. В конце казначей проигрывает и свою жену. Тут казначейша встает и кидает в лицо мужа обручальное колечко, и падает в обморок. Тут Гарин ее подхватывает и забирает свой выигрыш.

В конце жители Тамбова немного посудачили и успокоились. А казначей жену вернуть так и не смог.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лермонтов. Все произведения

Тамбовская казначейша. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Главным героем произведения является двенадцатилетний мальчик, сын капитана корабля, совершавшего кругосветное путешествие.

Карло Гоцци был рожден 13 декабря 1720 года в Венеции, в патрицианской семье. Родственник известной, но разорившийся семьи. Граф Гоцци начинал свое успешное продвижение в области литературы будучи военнослужащим

Автор, проходя мимо детворы привлек их внимание. Многие начали обсуждать его одежду, прическу и усы, а как следствие – происхождение. Дети часто говорят громко и выдают себя своими же звонкими голосами

Источник

«Тамбовская казначейша» (1838)

«Тамбовская казначейша» (1838)

Ни комическое, пародийное, ни бытовое начала не могли укрыться от исследователей поэмы «Тамбовская казначейша». Одни из них (Б. М. Эйхенбаум, Л. В. Пумпянский) выделяют пародийность, комичность как конструктивный стержень поэмы, другие (И. З. Серман) наибольшее значение придают изображению быта. Очевидно, и комическая, пародийная устремленность поэмы, и быт, на фоне которого разыгрывается действие, одинаково важны и нужны Лермонтову. Это становится особенно ясно, если принять принцип контрастно-преемственного написания поздних поэм как особенность их создания.

«Тамбовская казначейша» – поэма о провинциальном быте, в основу которой положен действительный случай, оформившийся в анекдот[87]. Быт в поэме окрашен комически и подан в легком, комическом ключе.

Сюжет «Тамбовской казначейши» прост и в некотором смысле является пародией на «Песню…». В Тамбове, который «на карте генеральной Кружком означен не всегда», произошло важное событие, встряхнувшее от сонной скуки всех горожан, – в город вошел полк улан. Один из офицеров, штаб-ротмистр Гарин, поселился в гостинице Московской, напротив дома губернского казначея господина Бобковского, женатого на красавице Авдотье Николавне. Познакомившись с Авдотьей Николавной, Гарин приступил к решительным действиям, но неудачно. Такова завязка.

Если сравнить события в «Тамбовской казначейше» с событиями в «Песне…», то сходство и различие не вызывают сомнений. Авдотья Николавна – пародия на Алену Дмитревну, Гарин – на Кирибеевича, Бобковской – на Калашникова, предводитель дворянства, «Амфитрион», устраивающий пир, – на Ивана Грозного. Если Алена Дмитревна избегала Кирибеевича, то Авдотья Николавна нисколько не отвергает ухаживаний. Гарин, как и Кирибеевич в отношении Алены Дмитревны, принадлежит к чуждой Авдотье Николавне и Бобковскому среде. Гарин предполагает, что Бобковской, заставший улана наедине с супругой, вызовет его на дуэль: «Дома пули И пистолеты снарядил…». Однако казначей вместо вызова на поединок приглашает «на вистик». Все ситуации «Песни…» в «Тамбовской казначейше» пародируются, причем от героического прошлого в современности не остается и следа: оскорбление остается без ответа, поединок заменяется карточной игрой. В ходе игры роли меняются: Гарин, соблазнитель, современный Кирибеевич, оставляет Бобковского, нынешнего Калашникова, в полном проигрыше. Побежденный вместо защиты своей чести и достоинства решает поставить их на карту, равно как и честь и достоинство своей жены, – он отваживается «проиграть уж и жену». Победитель великодушно принимает жену казначея в качестве карточной ставки. Оба героя в нравственном отношении стоят друг друга. Когда жена, Авдотья Николавна, оказалась проигранной, она вступается за свою честь.

Пародией на «Песню…» выглядят и все дальнейшие события. Если Кирибеевич гибнет, то улан выходит победителем и в награду получает свою возлюбленную красавицу:

Схватив – с добычей дорогой,

Забыв расчеты, саблю, шапку,

Улан отправился домой.

В «Песне…» гусляры хранят народную память о предании и о поступке Степана Калашникова. В «Тамбовской казначейше» этому соответствуют городские пересуды:

Кто очень важно, кто шутя,

Об этом все распространялись.

Наконец, сказанию, эпической песне и важному эпическому фольклорному стилю «Песни…» противопоставлена в «Тамбовской казначейше» современная «печальная быль», «сказка», анекдот, исключающие драматические события, напряженное действие, глубокие, цельные страсти и выдержанные в легком духе, во фривольной стилистике, в сниженно-бытовой разговорной манере повествования («Вы ждали действия, страстей? Повсюду нынче ищут драмы, Все просят крови – даже дамы»). Современные истории часто оказываются пародиями на героические и трагические предания древности. Конечно, анекдот о муже, проигравшем жену в карты, свидетельствует об испорченных нравах, о том, что личность обесценена, но сам трагизм обыденной жизни принимает комическую форму, превращаясь в нелепость, в смешной казус. Современная литература также не идет ни в какое сравнение с величавыми и эпически значительными сказаниями, заведомо проигрывая им.

Две последние кавказские поэмы «Беглец (Горская легенда)» и «Мцыри» также представляют собой дублетную пару с противоположными сюжетами: Гарун изгоняется из горского общества. Мцыри всей душой стремится туда. Оба героя гибнут: Мцыри умирает, Гарун закалывает себя. Мцыри думает, что перед кончиной его утешит друг иль брат, Гаруна отвергает и друг, и возлюбленная, и родная мать. Мцыри отважен, Гарун труслив. Один чтит горские законы, другой их нарушает. Русский мир также неодинаков: в поэме «Беглец» русские – враги, в поэме «Мцыри» русские выполняют цивилизованную и благородную миссию – они несут свет просвещения и мир на Кавказ, защищают горские народы.

Читайте также

Полежаев Александр Иванович (1804 или 1805-1838)

Полежаев Александр Иванович (1804 или 1805-1838) Особое место в поэзии 1830-х годов занимает творчество Александра Ивановича Полежаева. Его вольнолюбивая лирика, казалось бы продолжающая традиции декабристов, теряет четкую гражданскую и политическую направленность, перерастая

Лирика Лермонтова 1838-1840 годов.

Лирика Лермонтова 1838-1840 годов. В конце ноября – начале декабря 1837 года хлопоты бабушки увенчались успехом. Лермонтова перевели сперва в Гродненский лейб-гвардии гусарский полк в Новгород, а весной 1838 года – по месту старой службы в Петербург. Здесь Лермонтова встретили

А. И. Полежаев (1804 или 1805–1838)

А. И. Полежаев (1804 или 1805–1838) 70. Песнь пленного ирокезца Я умру! на позор палачам Беззащитное тело отдам! Равнодушно они Для забавы детей Отдирать от костей Будут жилы мои! Обругают, убьют И мой труп

А. И. Полежаев (1804–1838)

А. И. Полежаев (1804–1838) Среди поэтов конца 1820–1830-х годов А. Полежаев выделялся своей несчастной и трагической судьбой, которая не щадила поэта с дней рожденья. Он был незаконнорожденным сыном, обвинен по доносу в нарушении норм общественной нравственности, сослан в

«Дума» (1838)

«Дума» (1838) В отличие от элегии «И скушно и грустно», в «Думе» развернут анализ нынешнего состояния души и духа поколения. Поэт сосредоточен на непосредственном размышлении, процесс которого происходит словно сейчас, когда пишется стихотворение. Синхронность

«Ветка Палестины» (1838)

«Ветка Палестины» (1838) Среди таких стихотворений выделяются «Ветка Палестины», «Когда волнуется желтеющая нива…», две «Молитвы». Во всех этих стихотворениях, в противоположность «Валерику» или «Завещанию», Лермонтов не проявляет никакого стремления превратить

«Поэт» (1838)

«Поэт» (1838) Отправной точкой при рассмотрении темы служит стихотворение «Поэт», разделенное на две части. В первой рассказана судьба кинжала (уподобление кинжала слову поэта или, наоборот, слова поэта кинжалу – давняя поэтическая традиция). Во второй она сопоставлена с

«Беглец» (1837–1838?)

«Беглец» (1837–1838?) В поэме «Беглец» Гарун осуждается как трус, который бежал с поля боя и не сумел ни отомстить за отца и братьев, ни отстоять честь и вольность черкесов. Он мог вернуться домой либо победителем, либо отомстившим. В противном случае он должен был принять

«Герой нашего времени» (1838–1840) Состояние русской прозы и повествовательное начало в романе

«Герой нашего времени» (1838–1840) Состояние русской прозы и повествовательное начало в романе Как известно, роман «Герой нашего времени»[89] состоит из повестей, каждая из которых восходит к особым жанровым разновидностям. Повесть «Бэла» представляет собой смесь очерка и

Источник

marina_klimkova

Page Summary

О Тамбове лермонтовского времени и поэме «Казначейша»

« previous entry | next entry »
окт. 15, 2014 | 10:28 pm

Михаил Юрьевич Лермонтов прославил город Тамбов в своей поэме «Тамбовская казначейша», вышедшей в 1838 году в третьем номере журнала «Современник». Ранее я оставляла в ЖЖ несколько быстрых заметок-набросков об этом (см. здесь и здесь). Недавно мне предложили их расширить в качестве статьи для одного из сайтов. Углубляясь в тему Тамбова лермонтовского времени (по каким улицам поэт мог проезжать и что видеть), открыла несколько интересных для себя фактов. Опишу все по порядку.

В краеведческих источниках говорится, что Лермонтов побывал в Тамбове в конце декабря 1835 года, когда ехал в отпуск с Кавказа в Пензенскую губернию – в усадьбу своей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой Тарханы (с заездом в Москву). Двумя месяцами ранее Елизавета Алексеевна писала внуку, рассказывая о том, как лучше добираться из Москвы в Пензу: «…хотя Тарханы и Пензенской губернии, но на Пензу ехать с лишком двести верст крюку, то из Москвы должно ехать на Рязань, на Козлов и на Тамбов, а из Тамбова на Кирсанов в Чембар…» Таким образом, поэт мог действительно следовать этим путем.

В академическом издании собрания сочинений Лермонтова 1935 года говорится, что поэт побывал в Тамбове в 1836 году.

Если Лермонтов был в Тамбове в конце декабря, то следует признать, что время года на дворе стояло весьма мрачное, когда день, не успев начаться и разгуляться, быстро бледнел и постепенно погружался в долгую, холодную темноту. Дорожные впечатления тоже не могли отличаться большим разнообразием. Путешествие по занесенной снегом степи, лишенной порой каких-либо ориентиров (верстовых столбов и вех), было не только монотонно-скучным, но и небезопасным. Так, например, И.С. Аксаков, проезжавший по тем же местам спустя несколько лет, в 1844 году, вспоминал скверные тамбовские дороги и однообразное степное пространство, а также упоминал об опасности заблудиться и застрять в глубоких сугробах. Поэтому настроение у Лермонтова, когда он мог добраться к ночи до губернского Тамбова, не было приподнятым.

Если поэт следовал из Москвы, то должен был въехать в город с Козловского тракта через Московскую заставу, где стояли будки- кордегардии с караульными солдатами, которые проверяли документы путников.

Тамбов вряд ли мог впечатлить Лермонтова. В «Казначейше» он, не без иронии, писал:

Но скука, скука, боже правый,
Гостит и там, как над Невой…

Лермонтов тамбовская казначейша о чем. Смотреть фото Лермонтов тамбовская казначейша о чем. Смотреть картинку Лермонтов тамбовская казначейша о чем. Картинка про Лермонтов тамбовская казначейша о чем. Фото Лермонтов тамбовская казначейша о чем
В.А. Тропинин. Женщина в окне («Казначейша»). 1841

Он все проигрывал дотла.
В ушах его дана, взяла
Так и звучали. Он взбесился –
И проиграл свой старый дом,
И все, что в нем или при нем.

Он проиграл коляску, дрожки,
Трех лошадей, два хомута,
Всю мебель, женины сережки,
Короче – все, все дочиста.

И просит важно позволенья
Лишь талью прометнуть одну,
Но с тем, чтоб отыграть именье,
Иль «проиграть уж и жену».
[…]
Недолго битва продолжалась;
Улан отчаянно играл;
Над стариком судьба смеялась –
И жребий выпал. час настал.

Лермонтов тамбовская казначейша о чем. Смотреть фото Лермонтов тамбовская казначейша о чем. Смотреть картинку Лермонтов тамбовская казначейша о чем. Картинка про Лермонтов тамбовская казначейша о чем. Фото Лермонтов тамбовская казначейша о чем
Иллюстрация М. Добужинского. 1913

Не являясь специалистом в области наследия Лермонтова, а пытаясь представить Тамбов лермонтовского периода и размышляя об имидже дома Протасьевых как картежного места, у меня возникло естественное желание проверить по источникам: а не существовало ли у поэта знакомых, носивших фамилию Протасьевых? Да, исследователи упоминали, были такие знакомцы, род которых внесен и в родословную книгу дворян Тамбовской губернии. С одним из них, Федором Михайловичем Протасьевым, будущим драматургом и критиком, Лермонтов учился в одном классе в Московском благородном пансионе. Старший брат Федора, Дмитрий Протасьев, обучался там же, но в старшем классе.

Следовательно, в Тамбове Лермонтов вполне мог останавливаться в доме Протасьевых. Данный факт, вероятно, в сознании местной читающей публики каким-то образом соединился с сюжетом «Казначейши», что впоследствии послужило предлогом считать эту городскую усадьбу излюбленным местом чиновников-картежников, каким она, возможно, никогда не была. Интересно, где находится исток данного предания?

В основу сюжета поэмы «Казначейша» могло лечь какое-то действительно происшедшее в Тамбове событие, о котором рассказали поэту поздним зимним вечером, чтобы развеять его дорожную скуку. Поведать историю могли хозяева дома, в котором он останавливался, либо когда

Спешил о редкостях Тамбова
Он у трактирщика узнать.
Узнал немало он смешного –
Интриг секретных шесть иль пять;
Узнал, невесты как богаты,
Где свахи водятся иль сваты…

Лермонтов тамбовская казначейша о чем. Смотреть фото Лермонтов тамбовская казначейша о чем. Смотреть картинку Лермонтов тамбовская казначейша о чем. Картинка про Лермонтов тамбовская казначейша о чем. Фото Лермонтов тамбовская казначейша о чем
Иллюстрация М. Добужинского. 1913

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *