Лермонтов три пальмы чему учит

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

02.08.2020

Лермонтов М. «Три пальмы»

Читайте анализ других стихотворений Михаила Лермонтова:
«На севере диком»
«Два великана»

Главные герои стихотворения «Три пальмы» и их характеристика

Чему учит стихотворение «Три пальмы»
Стихотворение учит любить природу и беречь ее. Учит думать о будущем, о последствиях своих действиях. учит не быть равнодушными и черствыми. Учит щедрости и гостеприимству. Учит довольствоваться тем, что имеешь и не просить большего.

Отзыв на стихотворение «Три пальмы»
Мне очень нравится это трогательное стихотворение, в котором автор, сам того не подозревая, поднял очень актуальную ныне тему экологии и защиты природы. Гениальный поэт показал, как безответственны бывают люди, как потребительски они относятся к дарам природы, не думая, что оставят своим детям. Караванщики уничтожили прекрасный оазис и больше никто никогда не найдет приюта в этом месте. Все будет уничтожено песками.

Анализ стихотворения «Три пальмы»
Стихотворение было написано Михаилом Лермонтовым в 1838 году.
По жанру это восточное сказание.
Тема стихотворения: экология, вмешательство человека в природу.
Неизвестно, действительно ли Лермонтов задумывался о проблемах экологии, столь острых в наши дни, но этим стихотворением он попал в самую точку. Поэт показал, как легко человек может своими действиями уничтожить то, что природа создавала годами. Каким безответственным может быть человек, думая об удовлетворении сиюминутных потребностей.
Однако, в стихотворении проскальзывает и вторая нотка. Начинается оно с роптания пальм на свою судьбу. Им хотелось приносить пользу, хотелось, чтобы их жизнь не прошла даром. И Бог послал им караван, который стал причиной смерти пальм и родника.
Пальмы не удовлетворились тем, что имели, захотели большего и были наказаны. И пусть их желание было благородным, конец пальм оказался незавидным.
Впрочем, они действительно получили то, что просили. Они дали приют усталым путникам, и они же обогрели их своими телами ночью. Пальмы погибли не зря, хотя не о такой пользе они мечтали.
Стихотворный размер амфибрахий, рифмовка параллельная ААВВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Три пальмы»
Эпитеты: гордые пальмы, почвы бесплодной, знойных лучей, влаге студеной, роскошные листья, звучный ручей, святой приговор, песок золотой, твердых горбов, узорные полы, смуглые руки, черные очи, стан худощавый, веселый стан, корням упругим, пепел седой и холодный, песок раскаленный.
Метафоры: родник пробивался, хранимый от лучей, летучих песков, неслышно прошли, пылающей грудью, столбом крутился, пестрели вьюки, очи сверкали, горячил коня, топор застучал, питомцы столетий.
Сравнения: шел как в море челнок, прыгал как барс.
Олицетворения: годы прошли, стали роптать, приветствуют пальмы, поит ручей, изрублены были тела, умчался туман.


Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Три пальмы»
В песчаных степях Аравии росли три пальмы. Между ними пробивался родник, который пальмы оберегали от зноя и песка.
Но никто не приходил к роднику, никто не прятался от солнца под пальмами. И пальмы уже стали сохнуть. Они возроптали на бога, говоря, что родились не для того, чтобы даром засохнуть и умереть.
Почти сразу к пальмам вышел шумный караван верблюдов. Арабы расположились под пальмами, налили воды в кувшины.
Пальмы радовались гостям, щедро поил их ручей. Но только стемнело, арабы достали топоры, срубили пальмы и разожгли костер.
Утром караван ушел, оставив после себя лишь золу.
И пусто сейчас в этом месте. Напрасно ручей просит о тени, его постепенно заносит песком. И лишь коршун рядом терзает свою добычу.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Три пальмы»

Лермонтов три пальмы чему учит. Смотреть фото Лермонтов три пальмы чему учит. Смотреть картинку Лермонтов три пальмы чему учит. Картинка про Лермонтов три пальмы чему учит. Фото Лермонтов три пальмы чему учит

Читать стихотворение «Три пальмы»

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор.
Не прав твой, о небо, святой приговор!»
И только замолкли — в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.
И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.
Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.
Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.
И ныне все дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

Источник

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Три пальмы» по плану

1. История создания

Стихотворение «Три пальмы» было написано Лермонтовым в 1838 году и опубликовано через год в журнале «Отечественные записки».

Лермонтов берёт за основу одну из тем, озвученных Пушкиным в «Подражании Корану», но переиначивает изначальный смысл пушкинской притчи.

2. Литературное направление

«Три пальмы» – романтическое произведение. На это указывают его тема и жанр, а также природа конфликта, заложенного в сюжете.

3. Род

Это стихотворение представляет собой образец философской лирики, построенной на символах.

4. Жанр

«Три пальмы» Лермонтова – это романтическая баллада.

5. Проблематика

Поэт касается проблемы человеческой гордыни и неблагодарности.

Воспользовавшись прохладной тенью оазиса, путники уничтожили деревья, навсегда лишив благословенное место его красоты.

6. Тематика

Основная тема произведения – жестокость в обращении с природой и миром.

7. Идея

Аравийская пустыня олицетворяет библейский рай, а караван – Адама и Еву, не сумевших насладиться его тишиной и покоем.

8. Пафос

Пафос стихотворения – горечь и разочарование, вызванные жестоким, немилосердным поведением людей.

9. Система образов

Центральный в произведении образ трёх пальм можно трактовать по-разному. Это и союз трёх категорий прекрасного (Истина, Добро, Красота) и христианская Троица, и триединство разума, души, тела. Они олицетворяют изначальный гармоничный союз, созданный Творцом.

10. Центральные персонажи

Основные персонажи стихотворения – пальмы и караван.

Пальмы росли, не зная горечи, но затосковали о своей ненужности, решив послужить земным практическим целям. Люди не оценили своего счастья и срубили их, чтобы разжечь костры.

Из этого непонимания одних другими вырастает конфликт высокого и низкого, благородного и неблагодарного.

11. Лирический герой

Лирический герой в стихотворении не появляется, но его присутствие «за кулисами» происходящего различимо. Ясно чувствуется авторская оценка происходящего: гнев, осуждение, разочарование.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения описывает три пальмы, благоухающие в оазисе у родника посреди пустыни. Их благоденствие нарушается сомнением: правильно ли они живут, если никому не могут принести радости.

Волей Всевышнего в оазис входит караван. Арабы в белых одеждах жадно пьют хрустальную воду, отдыхают в тени пальм. С рассветом они срубают стволы деревьев, чтобы обогреть себя теплом костра. Они без благодарности принимают жертвенность пальм и навсегда уничтожают первозданный уголок земли.

13. Композиция

Композиция произведения – линейная, трёхчастная.

В первой части описаны мирные дни жизни пальм. Это – завязка произведения.

Развитие действия начинается со строчки «И стали три пальмы на бога роптать». Здесь намечено начало конфликта. Если бы пальмы не возроптали, их не постигла бы кара.

Во второй части стихотворения описан приход каравана. Кульминация намечена в трёх первых строках 8-й строфы.

Далее следует развязка: гибель пальм и умирание оазиса.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения живописен, богат образными подробностями. В нём преобладают глаголы, задающие динамику действия.

Балладный ритм и композиция придают речи рассказчика плавность, размеренность.

Синтаксис богат сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями с придаточными определениями и обособленными обстоятельствами. Это говорит о богатстве сюжета, разнообразии мотивов, панорамности изображения.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано амфибрахием с мужскими рифмами.

В 10 строфах, представляющих собой шестистишия, рифмы располагаются следующим образом: ААББВВ. Такая рифмовка называется секстиной.

60 строк произведения вмещают в себе развёрнутый сюжет и вписываются в объём классической баллады.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

С помощью аллитераций на «с», «ш», «щ», «ч» поэт передаёт шёпот песка в пустыне, шорох листвы.

Ассонансы «о», «э», «у» передают эмоцию тоски, сожаления, горечи.

17. Значение произведения

Стихотворение «Три пальмы» — горький итог размышлений Лермонтова над неблагодарной беспечностью человеческого рода. Одиночество поэта во многом было обусловлено этой стороной поведения людей.

Конфликт божественного и человеческого в мире выразился в истории-притче о недальновидности путника и напрасной жертве.

18. Актуальность

Стихотворение Лермонтова не теряет своей актуальности. Сегодня идею неблагодарности можно рассматривать в русле экологической проблемы, которая является глобальной. Мы своими руками убиваем природу, лишаем планету лесов и рек, не думая о том, в каком виде она достанется нашим детям и внукам.

Но речь не только об отношении к природе. Ещё страшнее то, как своей жестокостью люди убивают друг друга. Дети пользуются родителями до самой их смерти, начальники используют дешёвый труд подчинённых. Это неблагородно – все должны жить по законам любви и согласия.

19. Моё отношение

Я разделяю горечь Лермонтова и понимаю, что его плач о погубленных деревьях – плач о грехопадении человека. Если бы мы жили честно и справедливо, в мире стало бы меньше зла, и от наших дел не страдали бы те, кто не может сам за себя постоять.

20. Чему учит

Стихотворение «Три пальмы» учит бережному отношению ко всему, что создано природой: другим людям, животным, деревьям, родникам. Нужно относиться ко всем с любовью и доверием, тогда это будет взаимно.

Источник

Анализ стихотворения «Три пальмы» (М. Ю. Лермонтов)

Как поэт-романтик, Михаил Юрьевич Лермонтов на протяжении своего творческого пути часто задавался вопросами взаимодействия стихии и человека, природы и цивилизации. Другим важным ответвлением художественного мира поэта являлся мотив судьбы. Примечательно, что в стихотворении «Три пальмы» можно найти обе эти особенности лирики Михаила Юрьевича. Многомудрый Литрекон представляет анализ стихотворения «Три пальмы» по плану.

История создания

Стихотворение «Три пальмы» было написано в 1838 году, а опубликовано спустя год – в 1839 – в «Отечественных записках». Причиной этого промедления явилась нерадивость редакторов данного издания.

Хотя в стихотворении Лермонтова можно проследить некоторые образы из «Подражания Корану» А.С. Пушкина, смысловая направленность у «Трех пальм» всё же другая. Критика благосклонно отнеслась к произведению. Его высоко оценил известный критик В.Г. Белинский. Он даже спорил с теми, кто не находил ничего особенного в лирике Лермонтова:

Идя к Грановскому, нарочно захватываю новый № «Отечественных записок», чтобы поделиться с ним наслаждением – и что же? – он предупредил меня: «Какой чудак Лермонтов – стихи гладкие, а в стихах черт знает что – вот хоть его «Три пальмы» – что за дичь!» 2 Что на это было отвечать? Спорить – но я уже потерял охоту спорить, когда нет точек соприкосновения с человеком. Я не спорил, но, как майор Ковалев частному приставу, сказал Грановскому, расставив руки: «Признаюсь, после таких с вашей стороны поступков я ничего не нахожу», – и вышел вон. А между тем этот человек со слезами восторга на глазах слушал «О царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове».

Жанр, направление, размер

Жанр произведения «Три пальмы» – философская баллада. Здесь есть очевидное вмешательство роковых сил в обыденную жизнь трех пальм, также можно обнаружить мотивы таинственности: загадочным является внезапное появление каравана и то, как благие намерения людей с наступлением темноты сменяются жаждой наживы и эгоизмом. Мотив судьбы привносит в стихотворение философский подтекст.

Баллада в целом является романтическим жанром, а потому литературное направление стихотворения «Три пальмы» – романтизм.

Размер стихотворения «Три пальмы» – четырехстопный амфибрахий, рифмовка – парная, с использованием мужской и женской рифм.

Смысл названия

Название баллады «Три пальмы» несет важную смысловую нагрузку в первую очередь по причине указания на число пальм. Учитывая то, что баллада имеет религиозный подтекст, число «три» может отсылать читателей к библейским мотивам. Вполне возможно и то, что три пальмы – это три составляющие души человека: чувства, разум и воля.

Озаглавив свое стихотворение таким образом, автор определил, кто в произведении является главным героем и кому он сочувствует. Его симпатии принадлежат пальмам, даже несмотря на их ропот в сторону «неба», а все потому, что он видит в них отражение собственного внутреннего мира. Любой человек, так же, как и пальмы в данном стихотворении, может ошибаться и расплачиваться за свои ошибки.

Образы и символы

Центральные образы баллады – «три гордые пальмы». Внешний мир пустыни дан в полной гармонии: пальмы находятся в оазисе и между ними «волною холодной» пробивается родник. Однако герои не готовы смириться со скукой бытия, и эта внутренняя конфликтность выдает в них романтические черты.

Следующие по градации образы – арабы, пришедшие с караваном. Автор акцентирует внимание читателя на коварной природе человека, который днем усыпляет бдительность пальм, питаясь их дарами, а ночью губит их ради собственной выгоды. Указано, что после ухода каравана из оазиса, все становится «дико и пусто кругом» – так автор вводит мотив ответственности человека перед природой.

Тематика баллады Лермонтова «Три пальмы» разнообразна. С одной стороны, можно сказать о том, что ключевой является тема судьбы, ведь три пальмы испытывают рок, прибегая к ропоту против «неба», и оказываются наказаны.

С другой стороны, присутствует тема взаимодействия человека с природой. Если рассматривать случившееся с пальмами с подобной точки зрения, то причина их гибели вполне реалистична, а упрек автора направлен не к ним, а в сторону людей, которые безответственно отнеслись к потреблению природных благ.

Проблемы

Проблематика «Трех пальм» философская, а также религиозная. Выразить ее можно одним вопросом: следует ли роптать и проявлять недовольство тем, что имеешь?

Проблема бунтарства против судьбы заключается в том, что человек не может смириться с роком и его властью над ним. Если мы принимаем предопределение во всей полноте его смысла, выходит, что наш мятеж против него предопределен заранее. А значит, мы ничего не можем поделать, даже отказаться от бессмысленного ропота.

Смысл

Рассматриваемое нами произведение Лермонтова «Три пальмы» является чрезвычайно глубоким по смыслу. Его основная идея в том, что каждый человек должен быть благодарен за то, что имеет, потому что он может даже не подозревать легкости того положения, в котором находится.

Главная мысль стихотворения «Три пальмы» заключается в том, чтобы на примере трех пальм показать жизненную ситуацию многих людей и заставить читателей поразмышлять над тем, к каким последствиям может привести неблагодарность.

Чему учит?

Баллада «Три пальмы» учит нас быть благодарными по отношению к тому, что мы имеем. Может казаться, будто то, что нам дано, является чем-то незначительным, однако это не так. Стоит привычным удобствам покинуть нас, как мы понимаем, что ошибались.

Автор призывает нас к терпению и смирению, ведь то, что кажется нам благом со стороны, может принести вред и даже гибель. Истинной сущности этого мы не знаем.

Средства художественной выразительности

Перечислим основные тропы, которые можно встретить в лирическом произведении «Три пальмы»:

Источник

Анализ стихотворения «Три пальмы» Лермонтова

Лермонтов три пальмы чему учит. Смотреть фото Лермонтов три пальмы чему учит. Смотреть картинку Лермонтов три пальмы чему учит. Картинка про Лермонтов три пальмы чему учит. Фото Лермонтов три пальмы чему учит

Всего получено оценок: 170.

Всего получено оценок: 170.

«Три пальмы» – стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова, изучаемое школьниками по литературе в 6 классе. В нём описывается история жизни трёх гордых пальм. Одна из главных тем баллады – взаимодействие между природой и человеком. Ознакомьтесь с нашим вариантом краткого анализа “Три пальмы” по плану.

Лермонтов три пальмы чему учит. Смотреть фото Лермонтов три пальмы чему учит. Смотреть картинку Лермонтов три пальмы чему учит. Картинка про Лермонтов три пальмы чему учит. Фото Лермонтов три пальмы чему учит

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Три пальмы.

История создания – Стихи написаны в 1838 году. Опубликованы – в 1839.

Тема произведения – Нужно довольствоваться малым. Не стоит желать себе другой участи, необходимо смириться со своим предназначением. Ещё одна тема – смысл жизни.

Композиция – кольцевая, строится на антитезе: жизнь-смерть.

Жанр – баллада.

Стихотворный размер – баллада состоит из 10 строф, написанных четырёхстопным амфибрахием с использованием парной рифмовки.

Главный герой – три гордые пальмы, которые опечалены своим бесполезным существованием. Они растут в пустыне и считают, что живут свою жизнь зря, так как не выполняют своего предназначения – не приносят никому пользы.

Метафоры – пылающая грудь, гордо кивая махровой главою.

Эпитеты – ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной.

Олицетворения – щедро поит ручей, шепчутся листья с гремучим ручьём, приветствуют пальмы нежданных гостей.

История создания

Произведение “Три пальмы” относится к зрелому периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было написано в 1838-ом году, а год спустя – в 1839 – было впервые опубликовано в “Отечественных записках”.

В этом стихотворении Лермонтов использовал несколько образов из “Подражания Корану” А. С. Пушкина, но в отличие от произведения Александра Сергеевича, Лермонтов ставит в стихах главным вопрос о смысле жизни и предназначении человека.

Тема стихотворения

Всё произведение Лермонтова пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются библейские мотивы. Образ трёх пальм в стихотворении является архетипом трёх составляющих человеческой души: разум, чувства и воля.

Источник символизирует собой Святой Дух, который является связующей нитью между человеческой душой и Богом. Место действия, где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни ( “степи аравийской земли” ), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай.

Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие первородного греха.

Арабы в стихотворении, от топора которых гибнут пальмы, – символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом.

Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать своё предназначение губительны для человеческой души.

Композиция

По жанру произведение является балладой. Здесь есть тайна, напряжённый, драматический сюжет, вмешательство роковых сил в судьбу героев.

Средства выразительности

В балладе – повествовании о судьбе лирических героев – пальм – Лермонтов использует разнообразные средства выразительности. В стихотворении есть:

При описании рубки пальм использована аллитерация звука “р”.

Источник

«Три пальмы» анализ стихотворения Лермонтова

«Три пальмы» – стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова, изучаемое школьниками по литературе в 6 классе. В нем описывается история жизни трех гордых пальм. Ознакомитесь с нашим вариантом анализа “Три пальмы” по плану.

Отрывок стихотворения «Три пальмы» М. Ю. Лермонтова

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной,

Хранимый, под сенью зеленых листов,

От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;

Но странник усталый из чуждой земли

Пылающей грудью ко влаге студеной

Еще не склонялся под кущей зеленой,

И стали уж сохнуть от знойных лучей

Роскошные листья и звучный ручей.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова

Вариант 1

Стихотворение зрелого периода «Три пальмы» было написано М. Лермонтовым в 1838 году. Впервые оно было опубликовано в «Отечественных записках» в 1839 году.

В стихотворении, являющемся по жанру балладой, поэт использовал ряд пушкинских образов из «Подражания Корану», такой же стихотворный размер и строфику. Однако в смысловом отношении лермонтовская баллада полемична по отношению к пушкинскому стихотворению. Автор наполняет ее философским содержанием, поставив во главу угла вопрос о смысле человеческой жизни.

Философский смысл стихотворения имеет явный религиозный оттенок, а вся поэтическая притча насыщена библейской символикой. Число пальм символизирует три составляющих человеческой души: разум, чувства и волю. Родник выступает как символ духа, связывающего человека с источником жизни – Богом. Оазис символизирует собой рай; неслучайно поэт помещает действие баллады в «степи аравийской земли»: именно там, по преданиям, находился Эдемский сад.

Эпитет «гордые» по отношению к пальмам символизирует человеческую гордыню и присутствие первородного греха. «Смуглые ручки» и «черные очи» арабов, хаос и беспорядок («нестройные звуки», «с криком и свистом», «взрывая песок») указывают на нечистую силу. Полный разрыв человеческой души с Богом и завладение ею нечистой силой выражает строка: «Кувшины звуча налилися водою».

Душа человека гибнет от «топора» мавров, а караван следует за следующей жертвой на запад, направление, противоположное месту пребывания Бога. Раскрывая смысл жизни человека, Лермонтов призывает внимательнее относиться к своей душе. Гордыня и отказ от смирения, принятия предопределенного Богом могут привести к трагическим последствиям – разрушению как души, так и тела.

В стихотворении Лермонтов поднимает и проблему взаимоотношений человека и природы: люди не ценят то, что дарит им природа. Они стремятся уничтожить ее ради сиюминутных желаний или выгоды, не думая о последствиях. Осуждая людей за потребительское отношение к окружающему миру, поэт предупреждает, что беззащитная природа все же может отомстить обидчикам, и эта месть будет столь же безжалостна и жестока, как и поступки людей, мнящих себя царями природы.

Стихотворение имеет кольцевую композицию, основанную на приеме антитезы жизни и смерти в первой и последней строфах. Первая строфа ярко рисует идиллическую картину волшебного оазиса среди безбрежной пустыни. В последней строфе оазис превращается в «седой и холодный» пепел, ручей заносит раскаленный песок, и пустыня вновь становится безжизненной, суля путникам неминуемую гибель. С помощью такой организации стихотворения Лермонтов подчеркивает всю трагедию человека в катастрофической ситуации.

Повествовательное по характеру произведение имеет четкую сюжетную линию. Главными героями стихотворения являются «три гордые пальмы». Не желающие жить «без пользы» и недовольные своей судьбой, они начинают роптать на Создателя: «Не прав твой, о небо, святой приговор!». Бог услышал их недовольство, и чудесным образом возле пальм появился богатый караван. Его обитатели утолили жажду «студеной водой» из ручья, отдохнули в благодатной тени приветливых пальм, а вечером без сожаления срубили деревья: «По корням упругим топор застучал,// И пали без жизни питомцы столетий!». Гордые пальмы были наказаны за то, что не довольствовались своим уделом, а посмели «на Бога роптать».

Баллада состоит из 10 строф-шестистиший, написанных четырехстопным амфибрахием, трехсложной стопой с ударением на втором слоге. Стихотворение отличают острая конфликтность сюжета, четкая композиция, ритмичность организации стиха, лирическая насыщенность и яркая образность. Лермонтов необычайно широко использует разнообразные выразительные средства: эпитеты (ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой), метафоры (песок крутился столбом, пылающая грудь), сравнения (люди – «малые дети», караван «шел, колыхаясь, как в море челнок»), олицетворения (родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей). Олицетворения позволяют увидеть в образах «гордых пальм» людей, недовольных своей жизнью. При описании рубки пальм использована аллитерация звука «р».

В стихотворении «Три пальмы» Лермонтов сумел объединить яркую передачу красоты восточной природы во всех ее красках и важнейшие философские вопросы, волнующие не одно поколение.

Вариант 2

Стихотворение Михаила Лермонтова «Три пальмы» было создано в 1838 году и представляет собой поэтическую притчу, в которой заложен глубокий философский смысл. Главными героинями повествования выступают три пальмы в аравийской пустыне, где еще не ступала нога человека. Холодный ручей, протекающий среди песков, превратил безжизненный мир в волшебный оазис, «хранимый, под сенью зеленых листов, от знойных лучей и летучих песков».

Идиллическая картина, нарисованная поэтом, имеет один существенный изъян, который заключается в том, что этот райский уголок недоступен живым существам. Поэтому гордые пальмы обращаются к Создателю с просьбой о том, чтобы он помог им выполнить свое предназначение – стать убежищем для одинокого путника, затерявшегося в мрачной пустыне. Из слова услышаны, и вскоре на горизонте появляется караван торговцев, которые равнодушны к красотам зеленого оазиса.

Их не волнуют надежды и мечты гордых пальм, которым вскоре суждено будет погибнуть под ударами топоров и стать топливом для костров жестоких гостей. В итоге цветущий оазис превращается в груду «седого пепла», ручей, лишившись защиты зеленых пальмовых листьев, пересыхает, и пустыня принимает свой первозданный вид, мрачный, безжизненный и сулящий любому путнику неминуемую гибель.

В стихотворении «Три пальмы» Михаил Лермонтов затрагивает сразу несколько актуальных вопросов. Первый из них касается взаимоотношений человека и природы. Поэт отмечает, что люди жестоки по своей натуре и редко ценят то, что дарит им окружающий мир.

Более того, они склонный уничтожить эту хрупкую планету во имя собственной выгоды либо сиюминутной прихоти, не думая о том, что природа, не наделенная способностью защищаться, все же умеет мстить своим обидчикам. И эта месть не менее жестока и безжалостна, чем поступки людей, которые считают, что весь мир принадлежит только им.

Философский смысл стихотворения «Три пальмы» носит ярко выраженный религиозный характер и основан на библейском представлении о процессах мироздания. Михаил Лермонтов убежден, что у Бога можно выпросить все, что угодно. Однако будет ли счастлив проситель тому, что получит? Ведь если жизнь идет своим чередом так, как ей предначертано свыше, то для этого есть свои основания. Попытка отказаться от смирения и принятия того, что определено судьбой, может привести к фатальным последствиям. И тема гордыни, которую поднимает поэт, близка не только ему, но и его поколению – безрассудному, жестокому и не отдающему себе отчета в том, что человек является всего лишь марионеткой в чьих-то руках, а не кукловодом.

Параллель, которую Михаил Лермонтов проводит между жизнью пальм и людей, очевидна. Пытаясь осуществить свои мечты и желания, каждый из нас стремится ускорить события и как можно скорее достичь намеченной цели. Однако мало кто задумывается над тем, что конечный результат может принести не удовлетворение, а глубокое разочарование, так как цель нередко оказывается мифической и совершенно не оправдывает ожиданий.

В свою очередь, разочарование, которое в библейской трактовке именуется унынием, является одним из самых больших человеческих грехов, так как приводит к саморазрушению как души, так и тела. Это – дорогая плата за гордыню и самоуверенность, которой страдает большинство людей. Осознавая это, Михаил Лермонтов пытается с помощью стихотворения-притчи не только разобраться в мотивах собственных поступков, но и защитить других от стремления получить то, что им не предназначено. Ведь мечты имеют свойство сбываться, что нередко оборачивается самой настоящей катастрофой для тех, кто свои желания ставит гораздо выше возможностей.

Вариант 3

Лермонтов представляет свое стихотворение Три пальмы как восточное сказание. Соответственно, тут читатель ожидает увидеть некую восточную мудрость, которая могла бы позволить понять нечто о мироздании. Три пальмы растут в пространстве пустыни, они укрывают собою воды родника и в этом заключатся симбиоз между пустыней деревьями и родником.

Однажды пальмы изнывают от нетерпения явить кому-либо собственную красоту, они хотят чтобы кто-то смотрел на них, радовался этому удивительному оазису и вот они получают караван, который приходит, чтобы остановиться под сенью деревьев. Только люди безучастны к этой красоте, они преследуют полностью утилитарные цели, то есть напиться воды, немного отдохнуть и не замерзнуть. Поэтому, когда наступает темный период дня, пальмы оказываются топливом для огня и исчезают.

Автор описывает безразличие людей к красоте и отличие ожиданий от действительности. Пальмы хотели, чтобы другие разделили с ними красоту, но они забыли, где они сейчас – в безжалостной пустыне, где людям требуется выживать и вся красота заключается только в этом. Пустыня не предполагает созерцательное настроение только для мудрых отшельников и аскетов, которые способны сносить любые тяготы, подчинять себе природу и собственное тело.

От намерения дать кому-то красоту и радость остается только исчезнувший оазис. Пальмы не понимают какую потребность могут на самом деле испытывать другие. Поэтому они оказываются разрушенными.

Также Лермонтов говорит в этом стихотворении о разрушении красоты вообще. Порой нечто великолепное может существовать только в самом себе, отдельно от мира, возможно, такие частички красоты и созданы для того чтобы быть оазисами в пустыне этого мира и лучше никому бы вообще не видеть этой красоты. Ведь люди, по сути, и в большинстве своем губительны, они уничтожают пространство, куда приходят, наиболее распространенный способ преобразования предполагает суровую практичность.

Весьма печальное стихотворение, которое побуждает к длительным рассуждениям. Хочется осмыслить соотношение красоты и практичности. Понять в чем на самом деле была изначальная польза от пальм.

Краткий анализ стиха «Три пальмы»

Вариант 1

В стихотворении «Три пальмы» (1839) Лермонтов приходит к философскому обобщению о смысле жизни и о сущности человека. Для осуществления своей цели поэт выбирает жанр притчи, восточного сказания. Стихотворение сюжетно: в пустыне растут «три гордые пальмы», которые не довольны своим существованием и бросают вызов Богу: богоборческий мотив: Не прав твой, о небо, святой приговор…

Бог посылает им то, что они так долго ждали: людской караван. Пальмы стремились понять смысл своего существования и ценой своей гибели пальмы сослужили службу людям. Но достойны ли люди такого самопожертвования: погиб оазис, погибла сама жизнь в пустыне. Человек жесток по отношению к жизни, к природе. Здесь отражается пессимистический взгляд поэта: люди недостойны такой жертвы, они не поняли её. Б.Т. Удодов так определил основную идею произведения: «Три гордые пальмы олицетворяют собою не только красоту природы.

Вариант 2

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли, —

Но никто не приходил к пальмам и не склонялся к живительному ручью, напрасно ждали они странника, который, утомившись от зноя, остановился бы отдохнуть в тени деревьев, с благодарностью приник к «влаге студеной» родника. «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? » — обращаются пальмы к Богу, недовольные своей несправедливой судьбой. И что же ждет их в ответ? Небо услышало мольбу: вдали появился долгожданный караван.

Напрасно пророка о тени он просит —

Так бессмысленно погибли гордые пальмы, которые видели смысл всей своей жизни в том, чтобы радовать глаз, дарить влагу и прохладу среди знойной песчаной пустыни. Красота, которая существовала в этих краях долгие годы, была уничтожена в один момент. Разве задумались эти люди, что оставили они после себя? Такая жестокость людей непростительна!

Стихотворение «Три пальмы» удивляет своей красочностью и силой. Большое впечатление произвело оно и на выдающегося русского критика В. Г. Белинского. «Какая образность! — так все и видишь перед собою, а увидев раз, никогда уж не забудешь! Дивная картина — так и блестит все яркостию восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом стихе».

Вариант 3

Данная работа появилась на свет в 1838 году и относится в жанру баллады. Как известно в балладах обычно содержался особый философский смысл. Главные герои-три пальмы, они находятся в аравийской пустыне, где еще ни разу не бывал человек. Вокруг их окружает ручей, который привнес в жизнь окружающей среды волшебство, спас всё живое от палящих солнечных лучей.

Данное стихотворение таит в себе несколько тематик. Одной из них является взаимодействие между человеком и природой. Лермонтов четко отметил тот факт, что люди часто не ценят то, что находится вокруг и портят красоту своим пренебрегающим отношением. Философия трех пальм состоит в религиозном характере, за основу взято библейское представление о происходящих процессах мироздания.

Лермонтов уверен, что Бог может дать всё, что попросишь. Но другой стороной является вопрос, а будет ли счастлив человек с тем, что он получит. Поэтому так же можно выделить тему гордыни в стихотворении, ведь это качество преследует многих.

Данная баллада вмещает в себя 10 строф, по шесть строк, написана четырехстопным амфибрахием. Отдельно можно выделить острую конфликтность сюжета, четкую композицию, насыщенность и яркие образы. Много было использовано эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений.

Это интересно: В пейзажной лирике Александра Сергеевича Пушкина есть немало прекрасных произведений. Стихотворение «Туча» – одно из них. Оно относится к позднему периоду творчества поэта, когда он начал отходить от романтических традиций и принципов. Но это стихотворение еще целиком выдержано в духе русского романтизма. Часто его путают с Лермонтовскими “Тучами”, но это совершенно отличающиеся произведения.

Анализ по плану стихотворения «Три пальмы»

Вариант 1

Стихотворение «Три пальмы», полное философских размышлений о смысле человеческой жизни и бренности всего живого, было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838 году. Данное поэтическое произведение имеет вид восточной притчи, имеющей глубокий философский смысл, здесь нет главных лирических героев, под талантливой рукой мастера поэтического слова оживает сама природа, которая обладает чувствами и размышляет как настоящий человек.

Лермонтов, очень любивший природу и трепетно относившийся к её красоте и величию, в данном произведении хотел достучаться до людских сердец, показать им ценность окружающего нас природного мира, призвать всех ценить его блага, быть добрее и отзывчивее к братьям нашим меньшим.

Главная тема стихотворения

Стихотворное повествование начинается с описания растущих в пустынном оазисе Древней Аравии представительниц местной флоры — трех пальм-сестриц. Они растут там очень давно и благодаря протекающему между ними освежающему, холодному ручейку, который поддерживает жизнь во всем оазисе, полны сил и жизненной энергии, но они бесконечно несчастны, потому что считают себя абсолютно бесполезными и одинокими.

В порыве отчаяния и желания быть кому-то полезными, пальмы просят у Бога помощи в осуществлении их предназначения на этой земле. В тот же день в оазис приходит торговый караван, пальмы приветливо махают людям своими широкими, изумрудными листьями и радуются тому, что их мольбы были услышаны. Но заканчивается все очень печально: купцы, набрав воды из ручья и срубив пальмы на дрова для костра, оставляют после себя полный разгром. Оазис из цветущего райского уголочка превращается в выжженную пустыню с тонкой ленточкой еще живого ручейка, постепенно высыхающего под жарким солнцем без защиты зеленой растительности.

В своем произведении Лермонтов хотел показать людям, что их жестокость, бессердечность и вечная забота о собственной выгоде, губительны для матушки-природы, которая безвозмездно отдает своим детям лучшие дары, получая взамен лишь хаос и разрушение. Идя на поводу своих сиюминутных желаний, человек, не задумываясь о будущем для себя и своих потомков, уничтожает хрупкую и нежную планету под названием Земля, которая на самом деле является его родным домом.

Животные и растения не могут защищаться от губительного воздействия человека и безропотно все сносят, вот только последствия могут быть самыми и ужасными для самого же человека, еще не осознающего всю масштабность причиненного им зла, которое может стать самой настоящей местью поруганной матери-природы. Автор призывает людей задуматься над своим поведением и кардинально поменять свое отношение к окружающей природе, бережно пользоваться её дарами, жить с ней в мире, согласии и гармонии.

Помимо отношений человека и природы в данном произведении сокрыт глубокий философский смысл, здесь автором затрагиваются очень серьезные вопросы, которые тревожат человечество на протяжении всего его существования: Для чего мы созданы? В чем предназначение каждого человека? Нужно ли в жизни, подобно трем пальмам из стихотворения, отдавать всего себя и свой талант другим людям, которые могут вами просто воспользоваться, растоптать вашу душу, а затем просто выкинуть за ненадобностью?

Также стихотворение «Три пальмы» имеет и религиозную направленность. Лермонтов был убежден, что каждый человек наделен судьбой, предначертанной им свыше, и поэтому что-либо выпрашивать у Создателя либо противиться Его воле, чревато фатальными последствиями, которые принесут человеку только боль и разочарование.

Пальмы (кстати, три — мистическое число) — прототипы людей, объятых грехом гордыни, думающих, что они могут сами вершить свою судьбу, которые, ставя перед собой какую-то цель, пытаются всеми способами её достичь. Однако очень часто бывает, что в итоге получив желаемое, люди не ощущают ни радости, ни счастья, и полученный результат совершенно не оправдывает возложенные на него ожидания.

В процессе написания стихотворения автор и сам раскаивается в своих грехах, переосмысливает свои поступки и предостерегает людей, стремящихся получить то, что им судьбой не предназначено, от катастрофических ошибок, в будущем оборачивающихся для них болью и страданием. В своем произведении автор призывает людей не противиться воле Бога, не вмешиваться в ход событий, предначертанных им свыше.

Структурный анализ стихотворения

Жанр стихотворения «Три пальмы» — лирическая баллада с четко прослеживаемой сюжетной линией, написанная с использованием четырехстопного амфибрахия, придающего повествованию особенной восточной напевности. Здесь применяются такие литературные приемы художественной выразительности как метафора («пылающая грудь»), эпитеты («гордые пальмы», «роскошные листья»), олицетворение («пальмы приветствуют», «листья шепчут», стволы деревьев — «тела», листья это «одежда», пальмы «пали без жизни»).

Наблюдается хорошо различимая кольцевая композиция, построенная на основе антитезы. Стихотворение начинается и заканчивается описанием одного и того же оазиса, только это две противоположные картины: в начале это райский уголок, наполненный зеленью пальм, живительной влагой небольшого ручейка, голубыми небесами, золотым песком, в конце краски сгущаются и темнеют, меняются звуки, картина рая сменяется изображением места, наполненного пеплом, болью и печалью.

Использованный для повествования жанр восточной притчи, придает произведению статус народной мудрости, а гениальный поэтический талант Михаила Лермонтова доносит до читателей серьезные философские размышления о смысле жизни и взаимоотношениях человека и окружающего мира, великолепно описав и оживив для нас чудесную и экзотическую природу Востока.

Вариант 2

История создания

Произведение “Три пальмы” относится к зрелому периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было написано в 1838 – ом году, а год спустя – в 1839 – было впервые опубликована в “Отечественных записках”.

В этом стихотворении Лермонтов использовал несколько образов из “Подражания Корану” А. С. Пушкина, но в отличие от произведения Александра Сергеевича, Лермонтов сделал в стихах главным вопрос о смысле жизни и предназначении человека.

Тема стихотворения

Все произведение Лермонтова пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются Библейские мотивы. Образ трех пальм в стихотворении является архетипом трех составляющих человеческой души: разум, чувства и воля.

Источник символизирует собой Святой Дух, который является связующей нитью между человеческой душой и Богом. Место действия, где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни (“степи аравийской земли”), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай.

Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие первородного греха.

Арабы в стихотворении, от топора которых гибнут пальмы, – символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом.

Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать свое предназначение губительны для человеческой души.

Композиция

Главными героями стихотворения являются “три гордые пальмы”. Пальмы не желают жить “без пользы”. Они сетуют на судьбу и ропщут на Бога: “Не прав твой, о небо, святой приговор!”. И Создатель услышал их. Внезапно в пустыне появился караван, который сделал остановку в оазисе. Торговцы утолили жажду “студеной водой” из ручья, а затем, чтобы не замерзнуть ночью, срубили пальмы, чтобы разжечь костер: “По корням упругим топор застучал,// И пали без жизни питомцы столетий!”.

По жанру стихотворение является балладой, состоящей из 10 строф. Написана баллада двусложным трехстопным амфибрахием – трехстопной стопой с ударением на втором слоге. Рифма — секстина со смежной рифмовкой.

Средства выразительности

В балладе – повествовании о судьбе лирических героев – пальм – Лермонтов использует разнообразные средства выразительности. В стихотворении есть:

эпитеты (ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой);

метафоры (песок крутился столбом, пылающая грудь);

сравнения (люди – «малые дети», караван «шел, колыхаясь, как в море челнок»;

олицетворения (родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей).

При описании рубки пальм использована аллитерация звука “р”.

Вариант 3

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в октябре 1814 года. На протяжении всей своей жизни в своих произведениях он затрагивал темы одиночества, грусти, неразделенной любви, стремления к идеальному, другому миру. Стихотворение «Три пальмы» не исключение: автор открывает читателю глаза на мир, на вопросы, которые не хотят задавать вслух.

История создания

«Три пальмы» М. Ю. Лермонтов пишет в 1838 году. Редакторы успешного на тот период времени журнала «Отечественные записки» опубликовали стихотворение на год позже, в 1839.

В стихотворении поэт использует те же образы из IX «Подражания Корану» А. С. Пушкина, но идея и суть его произведения имеют немного другое направление, нежели пушкинские мотивы. Автор нередко полемизировал со своим предком и литературным учителем. Он обращался к тем же темам и образам, но толковал их по-другому, показывая смену ориентиров в русском обществе.

Жанр, направление и размер

«Три пальмы» — это лирическая баллада — несет в себе глубокий философский смысл. Поэт писал ее в форме восточной притчи. Четко прослеживаются нотки романтизма, так как автор стремится к безупречному миру, к чему-то идеальному и вспоминает о Боге. Кроме того, он изображает экзотические условия, что тоже свойственно поэтам-романтикам. Бунт и его трагическое завершение – типичное настроение для этого направления. Сам автор указал жанр сказания, намекая на фольклорную составляющую своего произведения, ведь сюжет взят из восточной легенды.

Лермонтов использовал четырехстопный амфибрахий, так, благодаря ему, автор эмоционально настроил читателей на восточный лад и постарался отобразить его интонации. Михаил Юрьевич применяет рифму секстина со смежной рифмовкой.

Образы и символы

Главные героини – пальмы, они живут уже не один год в пустой, нелюдимой пустыне, ведя кроткую, спокойную, размеренную жизнь. Они считают, что все время, отпущенное им судьбой, прожито зря, так как в нем не было ни единого яркого события, поэтому пальмы гневаются на Бога, за несправедливое отношение к ним. Деревья, по их мнению, не выполняют своего предназначения – не дают пристанище путникам.

И Бог услышал их ропот, послал им караван, где были и люди, и кони, и верблюды. Героини с достоинством встретили их, обрадовались, но их желание, удовлетворенное господом, стало причиной их гибели. Этот образ символизирует человека, который всегда недоволен своей участью, всегда ждет большего от судьбы, но, на самом деле, не знает, чего он хочет. Он не думает о последствиях реализации своей мечты, ему невдомек, что кроется за красивой обложкой. И злой рок наказывает его за это.

Караван – символ сбывшейся мечты, которая была лишь миражом, обманом, иллюзией. Пальмы идеализировали его, приписывали ему кротость и умеренность аппетитов, но люди оказались всего лишь людьми: они срубили деревья на потребу себе, не жалея их древних стволов. Так и человек воображает бог весть что, а на деле все выходит не так, как он представлял. Мечта приобретает ужасающие формы реальности, где нет места иллюзиям.

Коршун – символ смерти, птица-падальщик. Она довершает картину разгрома, который учинил караван.

Ручей – символ спокойной и мирной жизни, которую не ценили деревья.

Темы и настроение

Поэт затрагивает несколько животрепещущих тем и проблем.

Основная тема – это недостижимость идеала. Как бы человек не хотел, его мечта всегда будет лишь мечтой, иначе и быть не может. Когда желание исполняется, оно перестает быть желанием. В основе любого идеала лежит самообман.

Еще одна главная тема — это взаимоотношение человека и природы. Люди безалаберны и жестоко относятся к окружающему нас миру, и, как бы они не хотели, все равно будут считать себя сильнее нее, ведь природа беззащитна – не может отомстить, ее ярость слепа и случайна.

Также автор затрагивает вопрос религиозного характера. Когда пальмы начинают гневаться на свою жизнь Богу, он выполняет их просьбу, и дает возможность прожить яркую ночь: они не только дали приют путникам, но и согрели их своим теплом. Из этого примера можно сделать вывод, что не надо роптать на высшие силы, ведь их промысел нам неведом, и мы не обладаем всеведением, в отличие от них.

Отсюда вытекает тема смирения, ибо нужно быть благодарными за то, что имеем.

Автор создает мрачное настроение, показывая разрушительные последствия мечты.

Основная мысль

Стихотворение представляет собой философские размышления о смысле и цели человеческой жизни. Цель бытия и его смысл неведомы нам, они остаются загадкой, которую могут разгадать лишь высшие силы. Идея автора заключается в том, что не стоит роптать на судьбу, необходимо достойно и прямо нести свой крест, не призывая вмешательства Бога в этот процесс. Все идет так, как должно быть, все предопределено. Бунт против судьбы обречен, и это тоже главная мысль стихотворения.

Также поэт ставит вопрос, как стоит прожить жизнь: тихо, спокойно, из года в год помогая людям, или ярко, но коротко? Пальмы, роптавшие на Бога долгое время, размеренно и кротко росли, но это их не устраивало, и они стали жаловаться о несправедливости Бога по отношению к ним. Тогда Бог дает им возможность прожить яркую жизнь: к ним пришли путники, устроили веселье, пальмы склоняли перед ними головы, а в последующем были сломаны и использованы для костра. Увы, насыщенная, интересная участь требует от человека жертвы, иначе и быть не может.

Средства художественной выразительности

М. Ю. Лермонтов не ограничивает себя в средствах художественной выразительности. Так, он использует множество эпитетов и метафор, которые придают стихотворению эмоциональный настрой: «ручей звучный», «роскошные листья», «гордые пальмы», «почвы бесплодной», «махровою главой»; «песок крутился столбом», «пылающая грудь».

Сравнения — люди – «малые дети», караван «шел, колыхаясь, как в море челнок». И благодаря олицетворению, поэт не дает возможность увидеть четко лирического героя, вместо них читатель наблюдает за тремя пальмами, недовольными жизнью: «пальмы приветствуют», «листья шепчут», стволы деревьев — «тела», листья это «одежда», пальмы «пали без жизни».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *