Лесная школа что это такое
ЛЕСНАЯ ШКОЛА
Полезное
Смотреть что такое «ЛЕСНАЯ ШКОЛА» в других словарях:
санаторно-лесная школа — загородное детское учреждение системы Министерства просвещения для детей с закрытыми формами туберкулеза, больных ревматизмом (в межприступном периоде) и другими хроническими болезнями, в котором проводится комплекс лечебных и оздоровительных… … Большой медицинский словарь
Санаторно-лесная школа — общеобразовательное учебное заведение интернатного типа, предназначенное для обучения детей школьного возраста (с 7 до 14 лет), нуждающихся в длительном лечении. С. л.ш. обслуживают детей с заболеваниями сердечно сосудистой системы,… … Педагогический терминологический словарь
Школа № 36 (Ярославль) — Школа № 36 Основана: 1934 Директор: Галина Васильевна Васина Тип: средняя общеобразовательная школа Учеников: 1000 Адрес: Россия, 150054, Ярославль, ул. Щапова, д. 14 Координаты … Википедия
Школа № 57 (Ярославль) — Школа № 57 Основана: 1948 … Википедия
Школа № 28 (Ярославль) — Школа № 28 Основана: 1952 год … Википедия
Школа № 6 имени Подвойского — Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 им. Подвойского Фрунзенский район, г. Ярославль (сокращенное наименование МОУ СОШ № 6) сайт школы. Адрес школы: г. Ярославль, проезд Подвойского, 11… … Википедия
Школа №9 (Пермь) — Школа № 9 имени А. С. Пушкина с углублённым изучением предметов физико математического цикла Основана: 1809 Организации: Доброхоты, МиФ (Математика и физика). Директор: Курдина, Наталья Анатольевна Тип: школа Адр … Википедия
Лесная Поляна (Ярославская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Лесная Поляна. Посёлок городского типа Лесная Поляна Страна РоссияРоссия … Википедия
Лесная Стенка (Купянский район) — Поселок Лесная Стенка укр. Лісна Стінка Флаг Герб … Википедия
Что такое лесные школы и почему они не помешали бы и нашим детям
В России понятие «лесная школа» связано с санаториями для ослабленных детей, где те могли бы набраться сил и параллельно продолжить обучение. Но это понятие намного шире: лесная школа — это не санаторий, а специальная практика, которая призвана дать детям почувствовать риск и радость исследования окружающего мира.
Физиологи и педиатры постоянно напоминают родителям, что детям полезно проводить время на улице, активно играть. Об этом говорят многие исследования. Например, работы канадских учёных 2015 года доказывают, что игры на свежем воздухе, в которых есть осознанный риск, хорошо влияют на детей. Улучшается не только физическое здоровье, но и психологическая устойчивость, повышается самооценка и уверенность в себе.
Другие исследования жизни школьников показывают, что в школах слишком сильно академическое давление на детей, их жизнь ограничена домом и школой, что влияет на их уровень знаний (даже при прекрасных школьных оценках).
Простые игры во дворе, у дома, в парке или лесу практически заменены социальной изоляцией, дети ограничены скучной (часто) школьной программой и временем дома. Всё это приводит к снижению познавательного интереса. Современное общество ограничивает любые виды физической активности и позитивных чувств, которые вызывает природа.
Несмотря на все попытки учёных убедить родителей и педагогов в том, что эту ситуацию пора менять, школьники всё равно проводят больше времени в помещениях, чем когда-либо. Как будто бы страх родителей, что ребёнок будет лазить по деревьям или потеряется, заставляет взрослых сомневаться, выпускать ли его на улицу и — уж тем более — разрешать ли ему выезды «на природу». Несмотря на эти страхи, польза обучения на улице пересилила и появились лесные школы.
Родом из Скандинавии
Лесная школа — это программа занятий, в которой игры и исследовательская деятельность в лесу (или хотя бы просто на природе) используются как инструмент обучения. Этой идее уже много лет. Философы, биологи и педагоги Европы вели занятия на свежем воздухе ещё в XIX веке.
В 70–80-е годы XX века система образования строилась вокруг фигуры учителя и была жёстко нацелена на результат. Главной целью тогда было повысить грамотность и улучшить навыки работы с числами. Тогда же начали появляться национальные программы, стандарты образования. В ответ на них возникли альтернативные модели обучения — в частности, лесные школы.
Странами — родоначальницами «лесного подхода» к обучению считаются Дания и Швеция. В Дании этот подход даже стал обязательной частью образования для дошкольников. Некоторые считают, что классический подход к лесной школе пришёл из США, где подобная практика в 1920-е годы внедрялась в образование в штате Висконсин.
Базовые ценности лесных школ:
В Великобритании лесные школы появились в начале 90-х, когда группа воспитателей из колледжа Бриджуотер отправилась в путешествие в Данию. Они увидели, как скандинавская любовь к природе встроена в систему образования, и, вернувшись, создали лесную школу в детском саду своего колледжа. Педагоги разработали специальные программы, чтобы методику могли освоить другие специалисты. На сегодняшний день в английскую Ассоциацию лесных школ входят более 1500 педагогов.
Раз в неделю — поход в лес
Каждый ученик в лесной школе может сам выбрать, чем он хочет заниматься на природе, что исследовать. Педагог в этом случае становится наставником, который помогает детям осмыслить их опыт и следит за тем, чтобы с детьми ничего не случилось.
Основатели этого подхода считают, что лес даёт много возможностей для активности, материалов и неожиданных задач, которые стимулируют учебный процесс. Стандартная практика лесных школ — это один поход в лес раз в неделю. Педагоги наблюдают и оценивают то, что происходит с детьми, вырабатывают оптимальную линию для развития детей с акцентом на социальных и эмоциональных навыках (SEAL, Social and Emotional Aspects of Learning — прим.ред.).
Лектор из университета Манчестер Метрополитан Марк Сэквилл-Форд говорит, что лесные школы поощряют детское любопытство: «Это немного взрывная практика — противоядие от занятий в классе, где все решают результаты и тесты».
Преподаватель вспоминает десятилетнего мальчика, которого не принимали в классе: «У него было не очень хорошо с успеваемостью, и с ним не общались. Но на природе, когда оказалось, что он может залезть на дерево и за секунду разжечь огонь, к нему сразу начали по-другому относиться».
Три идеи воспитателей из Германии, которые сделают наши детские сады лучше
Практика подходит для детей самых разных возрастов, начиная от года–двух лет, когда у ребёнка появляется познавательный интерес, который затем, когда ребёнок начинает говорить, изливается массой вопросов. Мы все их знаем: почему трава зелёная, небо голубое, почему светит солнце или идёт дождь и миллион им подобных. С 3–4 лет в детях поощряют независимость, во время занятий им рассказывают об окружающей среде, растениях и животных. К 5–6 годам дети должны уже понимать устройство окружающего мира, понимать и осознавать связи в природе в широком смысле слова.
Возможность переключиться
Исследование, которое провели с детьми из лесных школ, показало, что они чувствуют себя более независимыми и ответственными. Опросили более 30 детей от 4 до 9 лет. Оказалось, что при таком подходе дети могут осмысленно применять навыки, которые получили в школе, а также получать новые — неакадемические.
Лесная школа побуждает их думать креативно, выходить из зоны комфорта, идти на риск и сближаться со своими сверстниками. Дети также говорили, что в лесных школах они более активны, так как их учат безопасно передвигаться по лесу.
Лесная школа — это возможность для ученика и учителя переключиться с монотонной работы в классе на практические занятия, где каждый сам себя направляет. Формальная и неформальная формы обучения могут дополнять друг друга. Слияние этих подходов даст детям возможность развить больше навыков.
Несмотря на все свои плюсы, лесная школа до конца не признана. Преподаватель дошкольного образования университета Манчестер Метрополитан Хелен Дэвенпорт предупреждает, что не всегда всё, что называют лесной школой, ею является: «Я видела, что классные занятия просто переносили на природу, иногда даже вместе с тетрадями и досками. Это не лесная школа».
СОДЕРЖАНИЕ
Деятельность и сфера деятельности
Лесные школы предназначены для всех учащихся любого возраста, часто «руководствуясь интересами учащегося» (обучение по инициативе учащегося) по сравнению с другим обучением на открытом воздухе, которое «начинается с повестки дня или проблемы, которую учащийся должен изучить». Основные цели лесной школы у детей младшего возраста включают в себя поощрение любопытства и исследования всеми органами чувств, расширение прав и возможностей детей в естественной среде, а также поощрение пространственного осознания и двигательного развития. Лесные школы обычно обеспечивают более высокое соотношение взрослых и детей, чем некоторые стили обучения, чтобы обеспечить детям достаточную поддержку в условиях повышенного риска.
Помимо детей младшего школьного возраста, лесная школа часто используется для дальнейшего развития социальных навыков и творческого обучения, а также сосредоточена на создании прочной основы для непрерывного личностного и образовательного развития. В частности, он использовался в качестве альтернативного положения учебной программы для поддержки продолжения участия в обычном образовании или в качестве временного / переходного подхода к возвращению в школу.
Лесные школы в настоящее время проходят в Австралии, Канаде, Новой Зеландии, США, Малайзии, Швейцарии, Испании, Израиле, Ирландии, Германии и Великобритании.
Поддержка выдающихся детей
Сочетание свободы и ответственности было особенно полезным для детей, которые страдают от недостатка уверенности или чье поведение вызывает вызов. При высоком соотношении взрослый: ребенок дети могут безопасно заниматься видами деятельности, которые часто запрещены, например лазать по деревьям или разводить костры. Дети могут свободно исследовать территорию в лесу, это помогает ребенку научиться управлять собственной безопасностью и комфортно передвигаться. Программа позволяет детям расти в уверенности и независимости и расширять свои способности.
История
Швеция и Дания
В 1950-х годах эта идея родилась в Дании, а вскоре и в Швеции. В Дании он стал неотъемлемой частью учебной программы для детей дошкольного возраста (до семи лет), исходя из их småbørnspædagogik, или «дошкольного образования». Дети, посещающие лесные детские сады, в большинстве случаев поступали в школу с сильными социальными навыками, умением эффективно работать в группах, высокой самооценкой и уверенностью в своих силах.
В 1957 году швед Геста Фром создал концепцию «Skogsmulle», чтобы способствовать изучению природы, воды, гор и загрязнения. Поскольку все большее внимание уделяется измеримым результатам, лесные школы получили признание как самостоятельный метод обучения. В Дании школы природы и детские сады пользуются популярностью как у школьных учителей, так и у детей.
Объединенное Королевство
Этот дух был привнесен в Великобританию в 1990-е годы из Дании. Рост лесных школ был беспрецедентным по всей Великобритании, превратившись в отдельную и отличную модель, называемую британской моделью. Колледж Бриджуотер в Сомерсете был пионером концепции лесной школы в Великобритании в 1994 году после того, как медсестры приехали в Данию, чтобы в течение нескольких дней наблюдать за датско-нордической моделью лесных детских садов.
В некоторых случаях правительственным учреждениям были поставлены цели по использованию их ресурсов на образование или пользу для здоровья, или они сосредоточены на результатах образования и рассматривают лесное хозяйство как шаг к ним.
Многие организации в настоящее время предлагают учебные курсы, разработанные для Великобритании, чтобы дать возможность практикующим проводить лесные школы в своих собственных условиях и гарантировать, что дети и учителя работают в условиях богатого природного опыта. Учебный курс OCN Level 3 наиболее широко признан в Великобритании.
В июне 2012 года Ассоциация лесных школ была создана как независимая британская организация, разработанная на основе Специальной группы лесных школ Института обучения на открытом воздухе (IOL).
Канада
Вдохновленная международным развитием, первая канадская лесная школа была создана Марлен Пауэр в 2007 году. Она получила название Carp Ridge Preschool и располагалась недалеко от Оттавы. В 2012 году Пауэр основал и стал исполнительным директором Forest School Canada, образовательной инициативы Канадского альянса детей и природы. Forest School Canada ориентирована на то, чтобы быть «сетью поддержки, обучения и аккредитации концепций, связанных с движением FS в Канаде».
Соединенные Штаты
Терминология
Были предприняты попытки использовать общие термины авторского права и товарные знаки, относящиеся к лесной школе. Не существует известной защиты терминов «лесная школа» или «лесные школы».
«Лесные школы» в СССР: кого там обучали? Не каждый догадается!
В Советском Союзе существовало понятие «лесные школы». Мало кто понимал, что это за учреждения. Казалось, что это некие сказочные места, расположенные в лесах, где учатся необычные дети. На самом деле все не так романтично. По сути они представляли собой интернаты, куда свозили больных и малообеспеченных детей, чтобы поправить их здоровье.
Что такое «лесная школа»?
Фото: detstvo-sokolniki.ru
Подобные учреждения были созданы специально для особенных детей. Здесь учились разные детей, страдающие различными недугами:
Иногда в школу зачислялись дети, у которых существовал риск перечисленных заболеваний. К примеру, когда в семье обнаружен туберкулез в открытой форме. Дети из малообеспеченной семьи также поступали в «лесные школы».
Спустя несколько лет существования этих учреждений учителя в обычных школах стали пугать нерадивых учеников отправкой в такие интернаты.
Историческая справка
Фото: club443.ru
Впервые подобная школа появилась в Германии в 1904 году. Она действительно была построена в лесу, от чего и пошло название. В 1913 году в особняке парка Сокольники в Москве появилась первая в Советском Союзе «лесная школа».
Название полностью оправдано, так как в большинстве случаев такие школы строили на окраинах городов или в лесном массиве. Делалось это, чтобы оградить детей от сверстников, а также обеспечить им свежий воздух и нормальные условия для выздоровления и набора сил.
Вблизи школы обязательно устанавливали деревянные настилы. При отсутствии сильных морозов учащиеся отдыхали и спали там в специальных теплых мешках. Таким образом получали солнечные ванны, дышали лесным воздухом, набирались сил для выздоровления.
Без отрыва от учебы
Фото: humus.livejournal.com
Срок пребывания в «лесной школе» неблагополучных детей варьировался от трех месяцев до полугода. На длительный срок в учреждение отправляли особенно больных и слабых ребятишек. По правилам в школе и учебных классах должны были организовывать большие окна. Они давали много света и воздуха и были основными «лекарями» для детей.
Зимой окна также часто открывали в классах, даже во время проведения урока. В этом случае учащиеся занимались прямо в верхней одежде. Если погода позволяла, занятия проводили на улице, на открытой веранде. Там же принимали пищу, проводили физические разминки и играли.
Фото: mediadrumworld.com
При этом лечение проходило без отрыва от учебного процесса. Квалифицированные преподаватели преподносили ребятам информацию в доступной форме, чтобы они не отстали от сверстников, когда вернутся в обычную школу.
Примечательно, что успеваемость ослабленных и больных детей в «лесных школах» была намного выше, чем когда они возвращались в обычные учебные заведения.
Подобные школы существуют и сегодня по всему миру. Дети там обучаются в комфортных условиях и вылечиваются, много времени проводят на чистом, свежем воздухе и получают заряд солнечной энергии.
Лесная школа
Лесная школа (санаторно-лесная школа) — это детское учреждение, входящее в систему Министерства просвещения СССР, предназначенное для обучения и оздоровления детей школьного возраста (в основном учеников 1—8 классов), имеющих отклонения в состоянии здоровья.
В лесную школу направляются дети с закрытыми формами туберкулеза, больные ревматизмом в межприступном периоде. Отбор детей в лесную школу проводит врачебная комиссия.
Основная задача лесной школы — совместить учебу детей с укреплением здоровья путем использования естественных факторов природы (свежего воздуха, солнца) и гигиенически правильного режима дня и питания. Учебно-воспитательная работа с детьми проводится по программам общеобразовательной школы. Школьные занятия строятся по классно-урочной системе (в классе 20— 25 школьников), продолжительность урока 40 мин., перемены между уроками 10 мин., большая перемена (30—60 мин.) используется для второго завтрака и прогулки. Режим дня предусматривает рациональное распределение учебных занятий, отдыха, физических упражнений, спортивных занятий и занятий по развитию трудовых навыков. Большое оздоровительное значение имеет дневной и ночной сон на открытом воздухе на веранде: в спальных мешках при температуре воздуха от 5° до —15°, при более низкой температуре воздуха детей дополнительно покрывают ватными одеялами. Срок пребывания детей в лесной школе не менее 4 мес. Лесная школа организуется на 100— 150 детей. Для лесной школы выбирают земельный участок площадью 3— 4 го в загородной зоне с большим количеством зелени, желательно с наличием хвойных деревьев, вблизи проточных вод. На участке выделяют три зоны: учебно-спортивную, лечебно-оздоровительную и хозяйственную.
Для отдыха детей предусматриваются помещения с площадью из расчета не менее 0,6 м 2 на 1 школьника.
В холодное время года температура воздуха в помещениях должна быть не ниже 17—18е в спальнях, 16—18° в классных комнатах, 15— 16° в гимнастическом зале, 18—20° в душевой. К хозяйственной зоне относятся кухня, баня, прачечная, бельевая, кладовая для продуктов, котельная, квартиры для персонала.
Руководит школой директор (педагог по образованию); при наличии более 100 детей предусматривается должность заместителя директора по учебно-воспитательной части. Наряду с педагогами в штаты санаторно-лесных школ входят врач, медсестра. Вся учебно-воспитательная и оздоровительная работа проводится при непосредственном участии врача и средних медработников.
Медсестра следит за соблюдением режима, осуществляет контроль за выполнением правил личной гигиены школьниками, выполнением санитарно-гигиенического режима в школе, помогает врачу на осмотрах и выполняет его назначения.
Лесная школа (санаторно-лесная школа) — учебно-оздоровительное учреждение, предназначенное для детей, больных туберкулезом, ревматизмом и для нервных детей. Контингенты лесных школ комплектуются специальной врачебной комиссией. Срок пребывания в лесная школе — от 2 до 4 мес.
Лесную школу возглавляет директор-педагог, руководство учебно-воспитательной работой возлагается на зам. директора по учебно-воспитательной части, медицинское обслуживание осуществляет врач.
В лесной школе для детей, больных туберкулезом, направляются учащиеся с хронической туберкулезной интоксикацией II степени, туберкулезом бронхиальных желез, туберкулезом периферических лимфатических узлов, с затихшими формами костно-суставного туберкулеза (при условии самостоятельного передвижения ребенка), с остаточными явлениями после плеврита. В лесной школе для детей, больных ревматизмом, направляются учащиеся не ранее чем через 10—12 мес. после перенесенной атаки полиартрита, ревмокардита, при бесприступном течении ревматизма («амбулаторная форма»), при недостаточности митрального клапана без выраженных сердечных изменений и при отсутствии каких-либо нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы.
В лесные школы для нервных детей направляются учащиеся с затяжными невротическими состояниями психогенного происхождения, стойкими астеническими состояниями различной этиологии; неврозоподобными состояниями, связанными с ранними нарушениями трофики, токсическими энцефалопатиями и органическими поражениями головного мозга (последствия травм головы, менингитов, энцефалитов и пр.) без явного нарушения интеллекта.
В каждой лесной школе пребывает 100—200 школьников в возрасте от 7 до 14 лет. Учебно-воспитательная работа с ними проводится по программам общеобразовательной школы. Для лечебных и оздоровительных мероприятий используют естественные факторы природы. Школьники получают физическое воспитание, участвуют в трудовых процессах. В лесной школе устанавливается рациональный режим дня.
Учебные занятия в лесной школе строятся по классно-урочной системе (класс состоит из 20—25 школьников). Продолжительность урока — 40 мин., перемены между уроками — 10 мин., большая перемена (30—60 мин.) используется для второго завтрака и прогулки. Учебные занятия проводятся в классных комнатах и на верандах. Специальная одежда (теплые куртка и брюки, шапка, валенки), обогрев рук, крышки стола, учебных пособий при помощи местного лучистого отопления позволяют проводить уроки на веранде с широким доступом воздуха и в холодное время года при температуре наружного воздуха до —18°. В лесной школе организуются дневной и ночной сон на верандах: в спальных мешках при температуре воздуха от +5 до — 15°; при более низких температурах (до — 20°) детей дополнительно покрывают ватными одеялами. Питание в лесной школе — 4—5-кратное. Общая калорийность 3000— 3500 кал. На первый завтрак приходится 25% суточного рациона, на второй — 5— 10%, на обед — 35—40%. на полдник — 5-10%, на ужин — 20%.
Лесные школы размещают в зеленых массивах пригородных зон, в лесистых окрестностях населенных пунктов; земельный участок лесной школы — 2—5 га. На участке, озелененном не менее чем наполовину, отводят: 1) учебно-спортивную зону с классами на открытом воздухе (застекленные павильоны легкого типа или навесы), площадками для спортивных игр, навесами для занятий гимнастикой в ненастную погоду, садом и огородом; 2) лечебно-оздоровительную зону с площадками для солнечно-воздушных ванн, водных процедур, дневного сна на воздухе; 3) хозяйственную зону с баней, прачечной, котельной, ледником и др.
Помещения лесной школы (учебные, спальни, столовая и др.) могут размещаться в одном или нескольких зданиях, соединенных утепленными переходами. Классные комнаты имеют площадь 50 м 2 (из расчета не менее 2 мг на школьника), веранды для занятий на воздухе из расчета 1,75 мг на учащегося; гимнастический зал — по 5 м 2 на занимающегося, актовый зал — по 1 м 2 на учащегося. Спальни (по 5 м 2 на место) предусматриваются не более чем на 6 человек. Для сна на воздухе отводятся неотапливаемые веранды, примыкающие к зданию лесной школы (по 4 м 2 на место); в непосредственной близости от веранд располагается теплая комната для хранения постельных принадлежностей. Кабинет врача (15 м 2 ), комната для лечебных процедур (15 м 2 ), изолятор (на 2—3% общего состава детей) в виде полубоксов с отдельным выходом составляют медицинскую часть лесной школы. В лесной школе для нервных детей необходимо иметь комнаты для водо- и светолечения, а также кабинет логопеда. В душевых 1 рожок приходится на 20 детей, в умывальных 1 кран на 8 детей, в уборных 1 очко на 12 детей. На каждом этаже отводится помещение для чистки одежды и обуви. Гардероб оборудуется индивидуальными шкафчиками, вблизи него устраивается сушильная комната для верхнего платья и обуви.
Все помещения лесных школ освещаются прямым естественным светом. Световой коэффициент для учебных комнат и спален принимается 1 : 5, веранд — 1:2, остальных помещений — 1:8. Искусственное освещение в классных комнатах, учебных кабинетах, библиотеке, читальном зале — не менее 150 лк, в гимнастическом и актовом залах — 100 лк. В лесной школе устраивают центральную вытяжную вентиляцию. В учебных помещениях и спальнях обеспечивается широкий доступ свежего воздуха через фрамуги, створки окон (отношение площади фрамуг к площади пола не менее 1 : 30). Отопление должно быть центральным водяным, но допускается и печное. В холодное время года температура воздуха в помещениях должна быть не ниже 17—18° в спальнях, 16—18° в классных комнатах, 15—16° в гимнастическом зале, 18—20° — в душевой и в прочих помещениях.