Лессировка это в живописи что такое
Лессировка в живописи
Лессировка — очень интересная техника, основанная на нанесении тонких (почти прозрачных) красок друг на друга. Благодаря этому получаются красивые переливчатые цвета. Это важная составляющая любой живописи: она придает картине сочность, утонченность, настроение.
Учимся лессировке
Основной принцип лессировки — наложение тонкого слоя краски поверх основного цвета. Обратите внимание, что нижний слой должен быть просохшим, иначе вместо лессировки вы получите простое смешивание красок. Причем не в лучшем виде:)
Для лессировки подходят практически любая масляная краска (или акриловая, если вы пишете акрилом). Однако, лессировка получается менее симпатичной с такими красками, как кадмий, неаполитанские желтые, английская красная, капут-мортуум, черные пробковая и персиковая и некоторые другие.
Лессировкой можно погасить кричащие краски. Еще одно достоинство лессировки в том, что ее можно наносить много раз. Но не переусердствуйте: слишком большое количество лессировок сделает картину темной и невзрачной. Хотя это зависит от конкретной картины.
Подготовка краски и подмалевка к лессировке
Обратите внимание, что наилучший эффект лессировки получается с подмалевком, который светлее и холоднее чем планируемая готовая картина. Лессировкой мы дорабатываем все детали, после чего картина темнеет и приобретает сочный насыщенный цвет.
Разбавьте краску любым полумасляным или масляным разбавителем в соотношении примерно 1:1 или 1:2 (в зависимости от того, насколько прозрачная краска вам необходима).
Наносить лессировку следует мягкой кистью, чтобы избежать грубых текстур.
Минусы лессировки
Как и любая другая техника, пользоваться ею нужно аккуратно. Так, если ваша картина должна быть воздушной, лессировкой пользоваться нельзя. Например, если рисовать небо, то не стоит использовать данную технику. При лессировке цвета выступают вперед, а не назад. Для неба больше всего подходят матовые краски, сильно отражающие свет.
Конечно, это нельзя отнести к минусам, но для лессировки требуется гораздо больше времени. Для начинающих художников довольно сложно держать в голове всю картину (готовую) в течение долгого времени. А техника этого требует.
Художники, использующие технику лессировки
Любой профессиональный художник так или иначе использует технику лессировки. Но я считаю нужным озвучить имена знаменитых художников, оставившие нам великолепные картины.
Мона Лиза. Леонардо да Винчи
Конечно, это Леонардо да Винчи. В его известной картине «Мона Лиза» можно увидеть бесконечное количество лессировок, благодаря чему картину можно увидеть практически «до дна».
Лессировка в живописи
Лессировка — это техника живописи, основанная на нанесении тонких полупрозрачных красок друг на друга. После чего получаются красивые, переливчатые цвета и оттенки с виду напоминающие прозрачное стекло или глазурь. Это важная составляющая любой живописи, с помощью которой в картине появляется сочность, утонченность и настроение.
Это долгая техника из-за масляной краски, которая сама по себе не быстро сохнет. Чтобы краски не смешивались между собой и не превращались в грязь, необходимо ждать, когда каждый слой краски просохнет. Освоив эту технику, вы будете создавать удивительные картины с неповторимыми цветами красок.
Знаменитая картина «Мона Лиза» кисти Леонардо да Винчи, была написана лессировками. И действительно, у этой картины очень богатая история, в том числе и история техники и манеры наложения красок.
Техника нанесения
Техника лессировки требует аккуратного подхода. Необходимо смешать краску и специальный растворитель до получения сметанной консистенции в соотношении примерно 1:1 или 1:2 (в зависимости от того, насколько прозрачная краска вам необходима). Наносить лессировку следует мягкой кистью, чтобы избежать грубых текстур. Слой прозрачной краски наносится, оставляя для просушки на пару минут. В результате должна остаться тонкая сияющая пленка, а под ней – чётко видно подмалёвок. Данный метод даёт такой эффект, что цвета выступают вперед. Когда краска будет скапливаться на кисти – протирайте её сухой и чистой тряпкой.
Обратите внимание, что наилучший эффект лессировки получается с подмалевком, который светлее и холоднее чем планируемая готовая картина. Лессировкой мы дорабатываем все детали, после чего картина темнеет и приобретает сочный насыщенный цвет.
Помимо этого, при помощи лессировки можно изменить уже существующий цвет на картине. Особенно это актуально, если картина уже достаточно хорошо просохла.
Для лессировки подходит практически любая масляная краска или акриловая.
Советуем быть осторожнее с такими цветами: кадмий, неаполитанские желтые, английская красная, капут-мортуум, черные пробковая и персиковая.
Лессировкой можно погасить кричащие краски. И наносить ее много раз. Но помните, что слишком большое количество лессировок сделает картину темной и невзрачной.
Минусы лессировки
Для данной техники требуется больше времени, чем обычно. Как и любая другая техника, пользоваться ею нужно аккуратно. Для начинающих художников довольно сложно держать в голове всю картину в течение долгого времени. А техника этого требует. Также если ваша картина должна получиться воздушной, рисуя небо, то пользоваться лессировкой нельзя. При лессировке цвета выступают вперед, а не назад. Для неба больше всего подходят матовые краски, сильно отражающие свет.
Любой профессиональный художник так или иначе использует технику лессировки. Купить товары для лессировки можно в нашем магазине или интернет-магазине Арт-Квартал с доставкой по всей России.
Лессировка в масляной живописи
Наверняка вы слышали об этой техники и точно видели картины, лессировкой, ведь это классический прием в живописи маслом. Что представляет из себя эта техника, ее история, примеры картин и пошаговый процесс – все это вы найдете в моей новой статье!
История техники лессировка
Как и многие классические вещи, техника лессировки в масляной живописи появилась очень давно, в XIII-XIV веках, в Европе. Само слово, «лессировка», в переводе с немецкого «Lasierung» означает глазурь. И действительно, картины, написанные в этой технике похожи на глазурь – переливчатую и полупрозрачную.
Первое упоминание об этой технике можно найти у норвежских иконописцев XIII века. Затем настал золотой период эпохи Возрождения, в который старые мастера начали закладывать новые традиции, стили и техники.
Так, отходя от традиционных темперных красок, художники стали использовать масляные краски. Они смешивали их прямо на холсте, накладывая один на другой тончайшие слои. За счет этого картина приобретала эффект, который можно сравнить с витражной росписью – будто это и не картина вовсе, а цветное стекло.
Из-за того, что краску накладывали друг на друга, каждый слой менял цвет предыдущего. Это и стало началом и основой лессировки в живописи маслом.
С развитием масляной живописи развивалась и техника рисования. Например, во Франции, в XVIII веке, художники знаменитого стиля рококо повсеместно использовали лессировку и стали мастерами этой техники. Чтобы добиться красивого и колоритного цвета, художники вплоть до конца следующего века использовали лессировку, экспериментируя с цветом и наложением краски.
В чем суть техники лессировка
Лессировка – это техника живописи, при которой нанося полупрозрачную краску на холст, тонкими слоями, поверх основной краски, вы получаете глубокие, переливчатые цвета и оттенки с виду напоминающие прозрачное стекло или глазурь.
Это, кстати, еще и одна из самых долгих техник. А все из-за того, что масляная краска сама по себе сохнет долго. В отличие от других техник, здесь вам нужно наносить краску слой за слоем. Чтобы краски не смешивались между собой и не превращались в грязь, приходится ждать, когда каждый слой краски просохнет.
Но поверьте, оно того стоит! Художники, мастерски овладевшие лессировкой в масляной живописи, создают удивительные картины с ни с чем неповторимыми цветами красок. Многие отмечают, что как ни старались, не смогли получить такие насыщенные и сияющие цвета, путем смешивания красок просто на палитре.
И все это благодаря тому, что краска для такой техники рисования берется полупрозрачная, хорошо пропускающая и отражающая свет. Знаменитая «Мона Лиза», кисти Леонардо да Винчи, была написана лессировками. И действительно, у этой картины очень богатая история, в том числе и история техники и манеры наложения красок.
Из-за оптических законов, применимых к этой технике, краски на картине смешиваются прямо у нас на глазах, когда мы рассматриваем полотно. Но, чтобы этот эффект раскрылся в полной своей красоте, картина, написанная лессировками, должна находиться в хорошо освещенном месте, где краски смогут поглотить достаточное количество света и заиграть всей своей красотой.
Применение техники лессировка
Чаще всего картины в этой технике пишут, чтобы получить яркие, насыщенные цвета и глубокие оттенки. Также можно создать удивительный цветовой переход, сохраняя объем и воздушную перспективу.
Помимо этого, при помощи лессировки можно изменить уже существующий цвет на картине. Особенно это актуально, если картина уже достаточно хорошо просохла, но вы остались недовольны результатом.
Если же ваша работа уже близится к завершению, и вы хотите расставить какие-то акценты в сюжете, делая одни детали картины ярче, а другие более приглушенными.
Лессировками можно также менять детали подмалевка, создавая тон и светотень при помощи наложения других слоев краски.
Примеры картин в технике лессировка
Лессировками можно писать не только маслом, но также акрилом и акварелью. Главное в этой технике, как мы уже выяснили, передать красоту цвета при помощи прозрачности краски.
Ниже я прикрепила примеры картины, выполненных в этой технике.
Техника лессировки маслом
Смешайте краску и растворитель до жидкого состояния. Разбавлять краску нужно в пропорциях, примерно, 1:1 или 1:2.
Затем нанесите слой прозрачной или полупрозрачной краски на холст. Краска должна лечь таким образом, чтобы сквозь нее был виден подмалевок. Если краски оказалось слишком много, попробуйте вобрать лишнюю краску чистой, сухой кистью. Кисти должны быть мягкими и плоскими.
Не спешите и не торопитесь побыстрее все написать. Лессировка масляными красками должна быть выполнена аккуратно.
Как делать хорошую лессировку?
Как видите, эта техника хоть и имеет свои особенности, но зная все ее секреты и нюансы уже не так страшно и сложно к ней подступиться. Попробуйте и вы написать картину в этой технике, а если у вас возникнут вопросы при работе, можете смело задавать их в комментариях под этой статьей!
И не забудьте поставить 5 звезд, мне будет очень приятно!
Живопись: как эффективно применять технику лессировки
Краски можно не только смешивать для получения нового цвета, их можно наносить слоями для достижения ярких результатов. В этом вся суть лессировки.
Лессировка — это стандартная техника нанесения красок тонким слоем поверх основного цвета, в результате чего получаются глубокие переливчатые цвета. Краски для лессировки нужны специальные – полупрозрачные. Их, кстати, используют в строительстве и промышленном дизайне.
В эпоху Возрождения многие художники использовали лессировку как технику смешивания красок. Но они не соединяли их на палитре, а вместо этого рисовали тончайший слой поверх основного цвета. Каждый верхний слой менял цвет нижнего, это был эффект цветного стекла. В результате получались мягкие, насыщенные, сияющие тона.
Лессировка и масляные краски
Масляные краски самые долгосохнущие, соответственно, процесс лессировки будет очень длительным, поскольку самое важное – это подождать пока слой краски не высохнет полностью, иначе краски смешаются и станут просто грязным пятном. Однако при правильном нанесении можно создать ни с чем не сравнимые цвета. Таких цветов невозможно достичь при обычном смешивании красок на палитре, ведь прозрачные слои краски пропускают и отражают свет. Лессировка – это метод оптического смешивания, краски смешиваются, когда мы смотрим на них. Верхний слой меняет цвет нижнего, не перекрывая его.
Лессировка и друге краски
Лессировку можно наносить и на непрозрачные слои краски при условии, что они будут полностью сухими. Если у вас получился слишком холодный оттенок, всегда можно поправить ситуацию. Просто нанесите на него немного теплого тона и наоборот. Даже если картина уже закончена, а контрасты слишком резкие, нанесите тонкий слой лессировки, и это гармонизирует цвета, не скрывая выписанные формы.
Сэкономить время можно, если нанести лессировочный слой масляными красками поверх подмалевка, выполненного яичной темперой, алкидными или акриловыми красками. Они сохнут считанные минуты, а не дни. Акриловую краску нужно наносить тонко и ждать до полного высыхания, иначе маслу не на чём будет закрепиться, что в результате может дать трещины. К слову, обратный вариант невозможен, акрил не наносится поверх масла.
Лессировка даёт результат, который не даст простое смешивание: тона становятся очень насыщенными и сияющими. Взгляните, какой цвет дало простое смешивание (на первой и последней картинке) кобальтовой сини и светло-желтого кадмия. И сравните с результатом нанесения одной краски поверх другой.
Техника нанесения
Смешивая краску и специальный растворитель, вы должны получить консистенцию жидкой сметаны. Ни в коем случае не переборщите с растворителем. Теперь можете наносить слой прозрачной краски, затем оставьте это всё на пару минут. В случае, если слой получился не тонким и чересчур заметным, постучите по нём чистой кистью, держа её вертикально, таким образом вы заберёте лишнюю краску. В результате должна остаться тонкая сияющая пленочка, а под ней – чётко видно подмалёвок. Когда краска будет скапливаться на кисти – протирайте её сухой и чистой тряпкой.
Техника лессировки требует аккуратного подхода и она применима не везде. Данный метод даёт такой эффект, что цвета выступают вперёд. При создании глубины матовыми красками (например, если вы рисуете небо) лессировка будет лишней.
Осваиваем лессировку
Я расскажу, зачем, с моей точки зрения, применять лессировку и покажу пошаговое её исполнение с применением акварельных красок и с минимальным количеством используемых цветов.
Почему акварельных? Исключительно потому, что они быстрее сохнут. А одним из условий успешной лессировки является 100% просыхания предыдущего слоя. Использовать же можно любые другие краски.
Почему я буду использовать только несколько цветов? Ну, во-первых, я постараюсь, чтобы стал понятен принцип лессировки, а так для меня проще объяснять. Ну чтобы показать, что результатов можно достичь с минимальным цветовым набором и всего в 9 шагов 🙂
В данном случае будет маленькая пейзажная зарисовка.
Каждый шаг я буду не только пояснять на бумаге, но и с края листа показывать, какой именно тон использовала.
Поехали?
Точное определение лессировки вы можете найти в словаре, своими же словами приблизительно так.
Лессировка — это живописный прием, который заключается в последовательном нанесении полупрозрачных слоев красок. Это настоящая классика живописи.
Она нужна как для создания сложных фонов, так и для передачи глубины изображения, смягчении тонов. С ее помощью можно создать тонкие цветовые переходы, не теряя объемности и воздушности изображения.
Сколько слоев можно наносить? Тут мнения разделяются. В общем, столько, сколько считаете нужным для достижения требуемого результата. Основываясь на собственном опыте могу сказать, что чем прозрачнее вы будете наносить слои, тем больше сможете их нанести. Но большое количество слоев вовсе не обязательно.
На той работе, которую я предлагаю вам сделать (фото № 1), их всего насколько. На той, которая на фото № 2, их очень много. Не считала, сколько. Но та лессировка, которая была нужна для передачи воздушности зарождающейся весны, прозрачности пробуждающегося леса (равно как и вида мутной весенней воды), совершенно лишняя для летней зарисовки. Всему свое время, не так ли?
Если вам это интересно, приступим 🙂
Что понадобится:
1. Плотная бумага. Лессировка предполагает многократное нанесение слоев краски на бумагу, а значит многократное её смачивание. Поэтому для черчения не подойдет. Лучше среднезернистая для акварели. Тем более, что одна из прелестей лессировки состоит в том, что через нее должна просматриваться структура бумаги или загрунтованного холста. Зачем же лишать себя подобной красоты?
2. Мягкая кисть. У меня № 5, белка.
3. Акварель. Понадобится всего 4 цвета: синий, зеленый, желтый и коричневый.
4. И, конечно, желание!
Вначале, как всегда перед работой, обезжирьте лист водой. То есть просто нанесите воду тонким слоем на лист и оставьте его высыхать. Даже если будете использовать не всю поверхность листа, обезжиривайте полностью. Иначе намоченная часть «вспучится» в противовес не намоченной и потом может получиться не слишком-то красиво 🙂
Шаг один.
Размечаем линию горизонта. С точки зрения композиции, она не должна проходить посередине. Это не выигрышно зрительно. Поэтому на небо отведем немного больше пространства. Тон неба — голубой, для почвы выберем желто-зеленый.
Сбоку я буду показывать тона, положив мазок кисти.
Голубой тон наносим снизу вверх от лини горизонта, желто-зеленый — сверху вниз. Кисть ведем по горизонтали. Таким образом на линию горизонта придутся наиболее плотные слои.
Оставляем до полного просыхания.
Важно: предыдущий слой должен полностью высохнуть! Не наносите новый до полного высыхания предыдущего. Иначе будет не лессировка, но грязь.
Шаг два.
Дописываем небо. Синюю краску разводим более плотно и набираем ее на кисть с большим количеством воды. Проводим по небу несколько широких косых полос и чуть размываем в одну из сторон. Это облака.
Шаг три.
Зеленой краской проводим две неровные полосы по линии горизонта — это лес вдали.
Шаг четыре.
Разводим сине-зеленую краску. Слой прозрачнее кладем широко по линии горизонта, зрительно увеличивая его глубину. Более глубокий слой — небольшое пятно на среднем плане. Зачем — будет ясно дальше 🙂 И тем же тоном — тонкую линию по верхушкам далекого леса.
Шаг пять.
Это самый темный из всех слоев. Опять смешиваем синюю и зеленую краску, но с преобладанием синей. Воды берем мало и кончиком кисти наносим небольшие вертикальные мазки слева направо. Это кроны деревьев, которые колышет ветер!
А пятно, которое мы рисовали в шаге четыре — тень от них. До ствола еще дело дойдет, а пока пусть повисят в воздухе 🙂
Шаг шесть.
Если вы его пропустите, зарисовка не пострадает. Но можно и придать чуть больше живости нашему изображению.
Цвет — синий с толикой зеленого. Наносим несколько мазков, как в шаге пять, немного заполняя зазоры между предыдущими мазками. Это придаст кроне иллюзию движения.
Шаг семь.
Бледно-желтым цветом наносим несколько мазков по переднему плану, выделяя его.
Перед тем, как сделать следующий шаг, я замечаю, что неверно рассчитала расположение тени и крон. Не беда. Заодно покажу, как все исправить 🙂 Зеленым цветом (шаг 4) дописываем тень вправо. А когда высохло — переходим к шагу восемь.
Шаг восемь.
Шаг девять.
И, самое ответственное — поставить подпись 🙂
Таким образом, с применением лессировки можно получить пейзажную зарисовку. Можно — картину. Можно сделать красивый, сложный фон к декупажу.
Главная хитрость — постарайтесь представить, какой результат хотите видеть. Представьте его в перспективе, как тоннель: первый слой — самый светлый, тот, что ближе к вам. И по мере накладывания слоев тоннель становится все глубже и глубже, слой за слоем. Или светлее и светлее — если выходите из него. Так и слои краски.