Лестовка старообрядческая что это

ЛЕСТОВКА

Лестовка старообрядческая что это. Смотреть фото Лестовка старообрядческая что это. Смотреть картинку Лестовка старообрядческая что это. Картинка про Лестовка старообрядческая что это. Фото Лестовка старообрядческая что это
лестовка

Ле́стовка – разновидность чёток с особым устройством, внешне напоминающих гибкую лестницу. Преимущественно используется старообрядцами.

Само слово лестовка происходит от слова лествица, что в переводе со старославянского означает лестница, и символизируют собой лестницу духовного восхождения от земли к небу.

Современная лестовка, в подавляющем большинстве случаев, представляет собой плетённую (иногда – шитую) ленту из мягкого износоустойчивого материала (кожа, плотные ткани, кожзаменитель, дерматин, и др.) со вставленными в определённой последовательности и количестве ступеньками (бобочками), и прикреплёнными к ней (также в определённой последовательности и определённом количестве) лапостками треугольной формы. Кроме того, существуют лестовки, изготовленные нетрадиционным образом; например, изготовленные из бисера.

Лестовку условно можно разбить на две основных составных части: лапостковую часть – «лапостки» и лестничную (счётную) часть – «лестницу».

Лапостковая часть, как правило, делится на две (иногда – на три) составляющих: лапостки и передвижки (реже – ещё и ладанка-реликварий, от слов ладан и реликвия).

Лапостки – иногда их называют лепестки и/или ладонки (от слова ладонь) – представляют собой выполненные из плотного, но гибкого износоустойчивого материала (как правило – из толстой кожи) равносторонние или равнобедренные треугольники. Треугольная форма лапостков символизирует Троичность Бога.

Лестовка старообрядческая что это. Смотреть фото Лестовка старообрядческая что это. Смотреть картинку Лестовка старообрядческая что это. Картинка про Лестовка старообрядческая что это. Фото Лестовка старообрядческая что это
Лапостки

Очень часто, посредством теснения, вышивки, вязания, аппликации и т.п. рукоделия, лапостки украшаются различного рода изображениями, узорами, орнаментом и/или символикой. Здесь нет никаких ограничений в выборе материала – от обычной пряжи (одноцветной или разноцветной), кожи, искусственного либо природного бисера, и заканчивая дорогими нитями, серебром и даже золотом.

В большинстве случаев лапостки сшиваются между собой попарно, в виде ёлочки (верхняя пара как бы насаживается на нижнюю пару, обнимая своим основанием её вершину). Иногда лапостки не сшиваются между собой, а просто вершинами пришиваются к краям лестницы, а остальные углы либо скрепляются между собой, либо остаются свободными. Также бывает, что лапостки сшиваются между собой не вплотную по сторонам, а посредством «перепонок», оставляя между собой свободное пространство для передвижек и/или ладанки-реликвария.

Две пары лапостков, пришитых к лестнице в виде ёлочки, символизируют две скрижали Завета. Также четыре лапостка символизируют 4-х апостолов-евангелистов. Лапостки обшиваются окантовкой, иногда на них (как правило – с внутренней стороны) пишутся либо заповеди, либо имена святых евангелистов, либо молитвы им.

Лестовка старообрядческая что это. Смотреть фото Лестовка старообрядческая что это. Смотреть картинку Лестовка старообрядческая что это. Картинка про Лестовка старообрядческая что это. Фото Лестовка старообрядческая что это
Передвижки

Между лапостками принято размещать семь передвижек, которые представляют собой круглые либо прямоугольные (иногда – квадратные либо ромбовидные), нанизанные на ленту плоские кусочки, выполненные из плотного материала (например, кожи, пластмассы и даже металла). Встречаются также передвижки в виде бусинок. В большинстве случаев передвижки размещают между нижними лапостками. Тогда лапостки с передвижками напоминают церковный колокол. Реже располагают передвижки между верхними лапостками. Бывают также передвижки в виде бисера либо мелких бусинок, нанизанных на нитку, которые размещаются между лапостками, или вшиваются в край верхних лапостков. Семь передвижек символизируют семь основных церковных таинств, а также напоминают нам о семи днях, в которые Господь создал землю, и о Семи Вселенских соборах, на которых низлагались ереси и утверждались истины вероучения.

Передвижки помогают вести счёт лестовок на молитве. В последнее время часто встречаются лестовки, в которых передвижки либо отсутствуют, либо лишь обозначают присутствие, сводя на «нет» возможность их реального использования.

Иногда между верхними лапостками вшивается ладанка-реликварий, которая имеет «горловину» со стороны лестницы. Ладанка представляет собой мешочек для ношения ладна и святынь (пузырьки (капсулы) с елеем и/или святой водой, мощи святых, образок, крестик).

Лестница лестовки обычно состоит из 109-ти ступеней: 3-х больших, 100 малых и 6-ти дополнительных (аллилуйных). Как правило, дополнительные ступени по размерам такие же, как и малые. Но иногда их делают чуть больше, чем малые, но меньше, чем большие ступени.

Ступени (ступеньки, бобочки) представляют собой петли, в которые вставлены прочные либо упругие вставки, как правило – цилиндрической формы. Вставки эти могут быть выполнены из дерева (желательно из плотных и/или ценных пород) либо плотно свёрнутой бумаги, а также из любого другого доступного или дорогого (может даже драгоценного) материала. Иногда в бобочки вставляют плотно скрученные полоски бумаги, на которых написаны (напечатаны) определённые молитвы.

Связанная по концам лестница образует кольцо, которое символизирует божественную безначальность и бесконечность, жизнь вечную и непрестанную молитву.

Существует большое количество разновидностей лестовок. Одной из таких разновидностей является так называемая богородичная лестовка, имеющая 150 маленьких бобочков. Кроме богородичных лестовок существуют и маленькие лестовки, на разное число бобочков (30, 33, 40, 50 и т.п.).

Источник

Трудами братии Валаамского монастыря: изготовление лестовок

«Изыде Иаков от студенца клятвеннаго и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо: зайде бо солнце, и взят от камения места того, и положи возглавие себе, и спа на месте оном. И сон виде. И се лествица, утверждена на земли, eяже глава досязаше до небес, и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней»

Одна из паремий, читаемых на богородичные праздники, повествует нам о лестнице Иакова. Этот образ восхождения к Богу в церковном предании часто ассоциировался с Пресвятой Богородицей, ставшей для падшего человечества воистину лестницей от земли на небо. И если говорить о символике, то в Православной Церкви есть незаслуженно забытые чётки «лествица», обильно наполненные символическим смыслом.

Происхождение чёток предание относит ко времени преподобного Пахомия Великого, который, будучи основателем монашеского общежития, ввёл их для неграмотных своих учеников-монахов, обязанных произносить каждый день известное число молитв и поклонов.

Говорят, что привычка молиться по лестовке так сильно укореняется в сознании иноков, что некоторые, засыпая вместе с лестовкой в руке, порой продолжают чуть слышно повторять молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Лестовка – это нескончаемая молитвенная дорожка, состоящая из переплетённых между собой твёрдых кожаных ступенек – «бобочков». Начало и конец молитвенного круга – «земля» и «небо» – фиксируются и заключаются между двумя парами треугольников, называемых лапостками. В изготовленных согласно правилам лестовках в каждом бобочке в виде свитка заключена Иисусова молитва.

Лестовка старообрядческая что это. Смотреть фото Лестовка старообрядческая что это. Смотреть картинку Лестовка старообрядческая что это. Картинка про Лестовка старообрядческая что это. Фото Лестовка старообрядческая что этоБытует два мнения о происхождении лествицы. Согласно одному из них, лествица есть позднейшее видоизменение чёток, которое на Руси приобрело важное символическое значение, превратившись из простого приспособления для счёта в важнейший инструмент молитвы. Другое мнение гласит, что лествица была принесена на Русь ещё при равноапостольном князе Владимире из Византии, но у южных православных народов была постепенно заменена на более простую в изготовлении шерстяную вервицу.

Изготавливаются лестовки по отработанной в течение веков строго определённой технике, имеющей свои особенности. Традиция изготовления лестовок в наши дни весьма распространена, однако едва ли можно найти подробное описание этого процесса в литературе.

Лестовка содержит 109 ступеней-бобочков, состоящих из скрученных в тугой свиток кратких молитв. Их текст приведён в дореформенной редакции: сотня молитв Иисусовых дополняется тремя ступенями с молитвой «Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» в начале и конце молитвенного круга, а в середине находятся ещё три молитвы: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си», «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во царствии си» и «Помяни мя, Святый, егда приидеши во царствии си», во образ Святой Троицы.

Отдельно можно вспомнить о «богородичных лестовках», которые иногда используют в основном для домашней молитвы. Здесь ступени разбиты по десяткам, общее число которых составляет 15 отсчётов. Особое устройство богородичной лестовки предназначено для специального молитвенного правила Пресвятой Богородице, когда на малых ступенях читают «Богородице Дево, радуйся…» на каждую ступень, а на больших ступенях – молитву «Отче наш…».

Лестовка старообрядческая что это. Смотреть фото Лестовка старообрядческая что это. Смотреть картинку Лестовка старообрядческая что это. Картинка про Лестовка старообрядческая что это. Фото Лестовка старообрядческая что этоОсобо следует сказать о четырёх треугольных лапостках, сшитых попарно и зачастую добротно украшаемых искусными рукодельницами. Каждая деталь тут пронизана символизмом и смыслом.

Лапостки украшаются обшивкой (и нередко обрамляются бисером). Далее следуют три «аллилуйных» бобочка и полоска кожи, называемая «землёй», а в конце лестовки следует такая же полоска, называемая «небом», понуждающая молитвенного труженика к восхождению «гор̀е». Даже само количество молитвенных ступенек наполнено символическим смыслом. Начальные 12 молитв символизируют 12 апостолов Христовых, 38 ступеней – 38 недель, когда Пресвятая носила Христа, 33 ступени символизируют годы земной жизни Спасителя, а 17 оставшихся ступеней – 17 исполнившихся ветхозаветных пророчеств о Христе. Замкнутость чёток и лестовок означает непрестанную, вечную молитву.

Треугольная форма лапостков установлена в честь Пресвятой Троицы – неразделимого понимания трёх божественных ипостасей: Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа. Оканчивающие лестовку две лопасти – символ двух скрижалей завета Божия, которые в Новом Завете раскрыты в четырёх Евангелиях (четыре стороны двух лопастей). На лопастях часто изображаются евангелисты, благовестие которых должно руководить христианами и в молитве, и в жизни.

В «правильных» лестовках внутри лапостков вшиты семь маленьких бисерных или кожаных передвижек, которые снаружи обычно не видны. Обозначают они одновременно и семь церковных таинств, и соответствующее количество лестовок с Иисусовой молитвой, которое устав обязывает вычитывать нас в ежедневном молитвенном правиле.

Напомним все семь церковных таинств, неизменно сохраняемых Православной Церковью:

4) Евхаристия (т.е. Причащение)

5) Исповедь (Покаяние)

7) Елеосвящение (Соборование)

Иногда молитвой по лестовке допускалось заменять чтение иных молитв, канонов и даже участие в определённом Богослужении. Так, например, за Вечерню – шестьсот молитв или триста поклонов, за кафизму – триста молитв.

Неудивительно, что в синодальный период бытования Церкви лестовка оказалась позабытой, ведь всё, что напрямую ассоциировалось с расколом, целенаправленно подвергалось уничтожению и забвению. Тем не менее, преподобный Серафим Саровский иногда изображается именно с лестовкой.

Чётки – одно из традиционных монашеских поделий. Многие святые отцы писали, что свободное время в келии должно быть занято таким механическим трудом, который не отвлекает инока от молитвы. Поэтому некоторые братия вяжут монашеские шапки, некоторые плетут шерстяные вервицы, а недавно освоено и производство кожаных лестовок. Как и столетия назад, весь процесс производства осуществляется вручную: скатываются в свитки молитвы, нарезается кожа, украшаются бисером лапостки. Всё вручную, каждое действо сопровождают молитвой.

Источник

Статья о Старообрядческой Лестовке

Лестница от земли на Небо, или меч духовный

Первоначально верёвка с узелками, при помощи которой можно было подсчитать количество молитв и поклонов, получила широкое употребление в византийских монастырях 5 века, с распространением Устава святого Василия Великого (он ввёл вервицу, на которой заплеталось 103 узла). В свою очередь, вервица была заимствована у египетских святых отцов. По преданию, её ввёл Пахомий Великий (4 век), основатель монашеского общежития в Египте, для неучёных монахов, чтобы они могли без ошибок совершать ежедневное молитвенное правило, предписанное Уставом (с определённым количеством молитв и поклонов). Кстати говоря, старообрядцы, которые по той или иной причине пропускают церковную соборную службу, могут, молясь по лестовке, отправлять самостоятельно эту службу (по уставу на каждую часть службы положено определённое количество отмоленных лестовок).

Почитание прп. Иоанна Лествичника довольно рано было перенесено на Русь. Одна из самых древних русских его икон – это икона, датируемая второй половиной 13 века: Иоанн Лествичник, Георгий и Власий. Это типичная ранняя новгородская икона: святые изображены на красном киноварном фоне очень лаконично и упрощённо, если сравнивать с византийскими иконами. Здесь мы видим укрупнённые черты ликов святых, их несколько угловатые по силуэтам фигуры, также они изображены с большими головами и руками. Но эта икона интересна ещё и своей надписью: Еван. Именно так могло произноситься христианское имя Иоанн в новгородском диалекте 13 века.

Иоанн Лествичник, Георгий и Власий. Икона. Вторая половина ХIII века. ГРМ
Скорее всего, особое почитание прп. Иоанна Лествичника сложилось уже в Московской Руси. И здесь следует отметить постройку князем Иваном Калитой в 1329 году в московском городе (то есть в крепости, которая позднее стала называться кремлём) храма по случаю рождения наследника – именно в честь прп. Иоанна Лествичника. Эта церковь получила название Иван Святой, что под колоколы, потому как над самим храмом была устроена звонница, которая была единственной в кремле того времени. Когда эта церковь обветшала, на её месте в 1505 году возвели двухъярусную колокольню, нижняя часть которой стала храмом Иоанна Лествичника. Спустя полвека, уже во время правления царя Бориса Годунова (1600), храм-колокольня был ещё надстроен и завершён позолоченным куполом. Москвичи стали называть колокольню Иваном Великим. В этом сложном именовании закрепилось прежде всего имя церкви прп. Иоанна Лествичника (она и сейчас находится в первом ярусе колокольни), а также указание на то, что это было тогда самое высокое сооружение в Москве. Сейчас официально эта колокольня называется так: церковь Иоанна Лествичника с колокольней Ивана Великого.

Источник

Старообрядческая лестовка

Что такое старообрядческая лестовка и чем она отличается от новообрядческих четок? Духовное значение лестовки

Лестовка старообрядческая что это. Смотреть фото Лестовка старообрядческая что это. Смотреть картинку Лестовка старообрядческая что это. Картинка про Лестовка старообрядческая что это. Фото Лестовка старообрядческая что этоФото старообрядческих лестовок

Лестовка (от древнерусского слова «лествица», то есть «лестница») — разновидность чёток для молитвы у старообрядцев. В отличие от новообрядческих чёток, лестовка внешне напоминает гибкую лестницу и символизирует в старообрядческой традиции лестницу духовного восхождения с земли на Небо. Лестовка — это традиционные православные чётки на Руси. Жизненный обиход каждого христианина-старообрядца, следующего церковно-каноническому преданию, невозможно представить без небольшой кожаной лестовки. Это незаменимая помощница в молитвенном правиле. Лестовку зовут также «мечом духовным» на изгнание мысленных супостатов.

Символы лестовки и её духовное значение

Как поднимаемся мы вверх по лестнице вещественной, с каждой ступенькой все выше от земли, так и с помощью лестовки — лестницы духовной — поднимаемся духом к небу, когда перебираем ее «ступени». Лестовка представляет собой замкнутый круг — символ вечности. Она состоит из плотно затянутых и переплетенных между собою твердых кожаных петелек, которые идут друг за другом в строго установленном порядке, неизменном в течение долгих веков.

Лестовка старообрядческая что это. Смотреть фото Лестовка старообрядческая что это. Смотреть картинку Лестовка старообрядческая что это. Картинка про Лестовка старообрядческая что это. Фото Лестовка старообрядческая что этоЛестовка наставника безпоповской поморской общины. Современная работа

Начало этой молитвенной лестницы, то есть протянутый от лапостков пустой промежуток, с которого и начинается наш молитвенный труд, называется «землею», как первый предварительный шаг во всяком духовном делании. И весь лествичный круг глубоко символичен, он напоминает о высшем мире, куда потихоньку возводит, с каждой пройденной ступенькой, своих благочестивых собеседников. Так, 12 первых малых ступеней говорят нам о двенадцати Христовых апостолах. Последующий отсчет — 38 малых ступеней, символически обозначает пребывание Младенца Христа во чреве Пресвятой Богородицы. 2 большие ступени и заключенные между ними 38 малых составляют вместе 40 — традиционное для церковной символики число. Следующие затем малые 33 ступени обозначают годы земной жизни Спасителя, а последние 17 — ветхозаветных пророков, говоривших о Христе. Пустое место перед лапостками символизирует здесь небо.

Строго сохраняется заповеданное еще в четвертом веке святителем Василием Великим общее число ступеней — сто малых, разделенные тремя большими. Шесть отдельных больших ступеней, расположенных у верхнего края лапостков, вместе с тремя большими ступенями лестовки символизируют девять ангельских чинов. Они напоминают об ангелах-хранителях, которые постоянно поддерживают людей на долгом и многотрудном подъеме по духовной лестнице и предупреждают от падения.

Замкнутый круг ступеней — напоминание о непрестанной молитве. Четыре треугольных (в честь Святой Троицы) лапостка символизируют четырех евангелистов, обшивка вокруг лапостков — евангельское учение. Внутри, между верхними лапостками, вшиваются семь небольших лоскутков или бусин (передвижек) по числу семи церковных таинств.

Виды лестовок: мужские и женские, праздничные и повседневные

Внешняя сторона лапостков может иметь красивую отделку. Для мужской лестовки типичны темные цвета с вышитыми начальными буквами имен евангелистов, а для женщин — более яркий, нежный цвет и узорная бисерная вышивка.

Лестовка старообрядческая что это. Смотреть фото Лестовка старообрядческая что это. Смотреть картинку Лестовка старообрядческая что это. Картинка про Лестовка старообрядческая что это. Фото Лестовка старообрядческая что этоМужская лестовка Лестовка старообрядческая что это. Смотреть фото Лестовка старообрядческая что это. Смотреть картинку Лестовка старообрядческая что это. Картинка про Лестовка старообрядческая что это. Фото Лестовка старообрядческая что этоЖенская лестовка

Издавна русские мастерицы изготавливают лестовки, полностью плетенные из цветного бисера. Для венчания изготавливают пару расшитых бисером белых лестовок.

Лестовка старообрядческая что это. Смотреть фото Лестовка старообрядческая что это. Смотреть картинку Лестовка старообрядческая что это. Картинка про Лестовка старообрядческая что это. Фото Лестовка старообрядческая что этоПара бисерных венчальных лестовок

Как молиться по лестовке

Лестовку принято держать в левой руке, перебирая ее ступеньки от земли к небу. Пальцы при этом нужно складывать так же, как и для ограждения себя крестным знамением. При совершении великих поклонов в землю аккуратно сложенную лестовку кладут на подручнике, между сложенными вместе, как «домиком», двумя полусогнутыми ладонями.

Лестовка старообрядческая что это. Смотреть фото Лестовка старообрядческая что это. Смотреть картинку Лестовка старообрядческая что это. Картинка про Лестовка старообрядческая что это. Фото Лестовка старообрядческая что этоЛубок Павла Варунина

Основное назначение лестовки — быть помощницей в церковном и домашнем молении, чтобы легче было сосредоточиться на словах молитвы и знать точный счет своего правила. Молитва Исусова, совершаемая на каждую ступень лестовки, являет собою внутреннюю невидимую мысленную лестницу, направляющую нас к разумному просветлению и самосовершенствованию. Вот что написано в книге поучений священноинока Дорофея (старообрядческий «Цветник», XVII века):

Многие из святых отцов говорили, что молитва Исусова — источник всех благ и сокровищница добродетелей. Быстро удостаивает человека благодати Святого Духа и спасает. Словно палица сокрушает молитва Исусова лукавых демонов, разрушает и рассеивает тучу душевных страстей. Проясняет ум, душу и сердце человека светом веселья, утешения и радости. Равным ангелом становится человек из-за совершенной любви к Богу и из-за истинной и чистой молитвы Исусовой.

Начало духовной лестницы, возводящей на небо, основано на отказе от мира и от всего земного во всех помышлениях, делах и желаниях. А конец ее — утвержден во Святая Святых. Жить по заповедям и совершать добрые делавсе равно, что подниматься по лестнице. Поэтому и называются духовной лестницей, возводящей на небо, заповеди Господни и отеческие добродетели.

Вопрос о непрестанном молении: «Что необходимо делать, чтобы ум постоянно был обращен к Богу?»

Ответ: Если не обретет человек этих трех добродетелей: любви, воздержания и непрестанной Исусовой молитвы, — не может ум всецело обратиться к Богу. Ибо любовь укрощает гнев. Воздержание иссушает похоть. А молитва Исусова отрешает от всех помышлений. Следует отгонять от себя всякое рвение, дела и заботы, всякую суету, смущения и самомнение. И пребывать в Боге непрестанно. И Он всему тебя научит и откроет Святым Духом и небесное, и земное.

Много есть благочестивых дел, но они частные. А молитва сердцем, умом и языком — источник всех благ и, словно ароматными благовониями, напитывается ею душа человеческая. Молитва, как дыхание благодати, очищает дух, просвещает ум и наделяет человека усердием. Молитва, соединенная с трезвением ума, — охрана души. И гасит забвение, словно вода — пламя. Возлюбив ее, из грешных и недостойных станем мы святыми и благодатными. Из неразумных и забывчивых — умными и смышлеными. Из неправедных и жестоких — праведными и милосердными. И не только. Но станем и созерцателями Божественных тайн, богословами и провидцами из-за призывания имени Господа Исуса Христа, Сына Божьего.

Но без наставника молитвы этой Исусовой, говорят святые отцы, погибает, страдая, тот, кто слышал и понимает, что она велика, но не знает, как совершать ее правильно и в соответствии с ее величием. И по неразумию полагая, что достиг совершенства, начинает предаваться мечтаниям, имея однако же врагов внутри себя, не очистив свою душу и ум от страстей трезввением, вниманием сердцу, хранением ума и ограждением чувств. И такого повергают бесы. Ибо, начиная это доброе и прекрасное дело, во-первых, следует уменьшить страсти. Во-вторых, не совершать того, что не угодно Богу. В-третьих, не делать брату своему того, что не любишь и не желаешь себе. В-четвертых, оберегать свой ум, воздерживаясь от нечистых помыслов и соблазнов. В-пятых, сохранять сердце свое от сладострастия и нечистого распаления. Пост и молитва Исусова — узда, очищение и утверждение для трезвения и хранения сердца. А трезвение для молитвы — похвала, святость и основание. Трезвением называется чистота ума, сердца и души, их ясность и прозрачность. И, как лицо свое видит человек в зеркале, так в трезвенной и бодрой молитве видит человек умом всю свою жизнь: хорошо или дурно живет? Как солнце в небе сияет ярче других звезд, так, воистину, моление непрестанное, молитва Исусова и другие духовные подвиги достойнее всех земных вещей, дел и умствований. Много на земле так называемых премудростей, но все они на земле и останутся. Одна воистину премудрость есть — как душу свою спасти, поскольку она возносит душу на небо, в Царство Небесное и ставит перед Богом.

Каждому человеку, трудящемуся ради своего спасения, лукавый дьявол напоминает и постоянно приводит на ум мысли о красивых местах, обильной пище и о том, что можно спастись без подвигов, желая повергнуть его в смятение и муку и оставить без подвигов. Прельщает, борет и опаляет любую душу житейскими наслаждениями, суетными тленными делами, ленью и различными удовольствиями от юности до старости и до гроба. Ты же, оподвижник и воин Христов, понимай обман лукавых бесов. Невозможно одним глазом смотреть на небо, а другим — в землю. Так и человек не может заботиться и о душе, и о теле своем. Когда же обретаем надежду и углубляемся в молитву, и отбрасываем заботы, тогда приходит и к нам усердие святых, и память смертная пребывает в уме, и Пришествие Христово, и радость Царствия Небесного. Ибо Богу угодна молитва, лишенная представлений о земном. Чем прилежней человек к молитве. Тем больше желает ее душа. Ибо молитва не что иное, как отстранение от видимого мира к невидимому.

Говорили святые отцы, что молитва — это как окно в небо: чем больше и усерднее молится человек, тем больше прозревает духом для созерцания скрытых от нынешнего века небесных тайн и откровений, которые открываются не по внешней ученой премудрости, а за прилежание к духовному труду. Семь вшитых передвижек на нашей видимой помощнице — проводнице к невидимому миру, молитвенной лестовке, предназначены так же и к напоминанию об общепринятом христианском правиле, обязывающем нас на каждый день вычитывать до семи сотен Исусовых молитв по лестовкам. Для тех, кто имеет иноческий чин, это правило увеличивается как минимум до десяти сотен, из которых семь на поклоны в пояс и три — для великих земных поклонов.

Из жития священномученика протопопа Аввакума известно, что он неизменно носил полное иноческое правило, являя собою пример высоких подвигов благочестия не только для мирян, но и для многих иноков.

…Хощеши ли слушати, как у меня бывало? Егда вечерню с павечернею отпою, паки начинаю начало правилу поклонному… и проговоря «Верую» и огнь погасим; да и я и жена, и иныя охотники ну же пред Христом кланятца в потемках тех: я 300 поклон, 600 молитв Исусовых да сто Богородице, а жена 200 поклон, да 400 молитв, понеже робятка у нее пищат» (Из «Послания Борису и прочим рабам Бога Вышняго. (Письмо датируется предположительно 1681-м годом)

В XX веке за оскудением подлинного духовного подвижничества появилось очень много различных «чудесных» историй и сказаний, которые могут быть очень увлекательными, но не иметь при этом никаких убедительных доводов к доказательству своей достоверности. Использование древлеправославных символов людьми иного вероисповедания не является здесь показателем истинного единения с традициями, присущими староверам. Как, например, встречающиеся иногда на современных, художественного вида полуиконах, полукартинах портреты новообрядческих святых со старообрядческой лестовкой в деснице. Даже сам стиль иконного письма, выполненный по образцу фряжско-католической школы, уже никак не согласуется с общепринятыми церковными канонами, к которым относятся и правила в отношении лестовок для сугубой молитвы.

Отличие лестовки от четок

Следует отметить, что лестовка сама по себе имеет достаточно сложную и трудоемкую конструкцию, поэтому на сегодняшний день большинство людей, исповедующих себя христианами (т.е. речь идет о «новообрядцах»), вместо лестовок давно уже используют молитвенные «четки», типичные для церковной жизни в западноевропейских католических странах. По установившейся практике такие четки либо плетутся особым способом из жесткой нити — на шесть плетений завязывают очень аккуратные ровные и твердые узлы, либо состоят из больших круглых бусин. Рассчитаны они в основном на сто молитв по десяткам, разграниченных отдельными большими узлами или бусинами, которые предназначены только для фиксации и не имеют никакого символического толкования. Единственным показательным символом для совершения молитвенного круга является здесь четвероконечный крест. Это никак не согласуется с древнерусской, старообрядческой традицией, по которой ради сугубого благоговения запрещается изображение креста и на самих лапостках у лестовки, чтобы при совершении поклонов не опрокидывать крест и не допускать возможности соприкосновения его с землею.

Лестовка старообрядческая что это. Смотреть фото Лестовка старообрядческая что это. Смотреть картинку Лестовка старообрядческая что это. Картинка про Лестовка старообрядческая что это. Фото Лестовка старообрядческая что этоНеобходимые «инструменты» для изготовления лестовки

Для служения ритуальных обрядов применяют своеобразные четки и представители других конфессий: мусульмане, буддисты, кришнаиты. Последние в своих упражнениях нередко могут доходить до бессознательного экстаза, повторяя по нескольку часов в заданной «гуру» мантре одно и то же слово — имя языческого бога или же своего земного учителя. Конечная цель такого занятия — «нирвана», высшее, «надземное», как они сами считают, состояние человеческого духа, когда человек становится «выше понятий о добре и зле» и от того якобы испытывает спокойствие и блаженство. В отличие от новобрядческих, четки у них уже совершенно лишены всяких символов и представляют собою однородный, ничем не замечательный замкнутый круг, собранный из деревянных или пластмассовых бусин.

Как делают лестовки

Бесспорно, что благообразная старообрядческая лестовка-красавица уже одним своим внешним видом нигде не сможет найти достойных для себя конкурентов. Изготавливаются лестовки в основном из кожи, желательно натуральной. Мастерицы просят у своего отца духовного благословение на свою работу. На весь рукодельный процесс изготовления кожаной лестовки, состоящий из нескольких различных операций, уходит от шести до восьми и более часов, в зависимости от сложности внешней отделки. Пару кожаных полосок, шириною 1-1,5 см, сплетают друг с другом поочередно, фиксируя петли на плотную бумажную основу.

Лестовка старообрядческая что это. Смотреть фото Лестовка старообрядческая что это. Смотреть картинку Лестовка старообрядческая что это. Картинка про Лестовка старообрядческая что это. Фото Лестовка старообрядческая что этоТак сплетаются кожаные полоски для лестовки

Для лапостков употребляют жесткий картон, который обклеивают сверху кожей или цветной тканью. На внешнюю обшивку для прочности лучше всего использовать кожаный материал. По возможности лапостки богато украшают — бисером, паетками, золотою нитью.

Лестовка старообрядческая что это. Смотреть фото Лестовка старообрядческая что это. Смотреть картинку Лестовка старообрядческая что это. Картинка про Лестовка старообрядческая что это. Фото Лестовка старообрядческая что этоЛапосток из бумаги

В истории Христианской Церкви, составленной Ф. Е. Мельниковым, описан случай восторженной похвалы самого Австрийского императора по поводу расшитой золотом старообрядческой лестовки, преподнесенной ему монахинями-мастерицами женского Белокриницкого монастыря на добрую память о своей благочестивой обители.

…Царь пожал руку Белокриницкому святителю (речь идет о встрече в Радауцах в 1874-ом году австрийского императора Франца-Иосифа 1-го с Белокриницким митрополитом Афанасием) и низко поклонился ему в ответ на его приветствие. Инокини женского монастыря Белокриницкого пели императору многолетие и молитву Святому Духу «Царю Небесный», и поднесли ему две шитые золотом лестовки. Царь тепло их благодарил, а лестовки надел на руку и так с ними сел в карету, показывая их народу…

При соответствующем обращении одна и та же лестовка может послужить на долгие годы, стать самым верным, надежным и любимым другом, утешающим во всякой скорби и вдохновляющим к духовным подвигам.

О молитве Исусовой по лестовке

Молитва Исусова, с которой неразрывно связана наша лестовка, несет в себе еще и глубокий богословский смысл. Есть мнение, что в малых словах этой величайшей по духовной своей силе молитвы заключается все евангельское учение.

Как полагать крестное знамение при совершении молитвы Исусовой?

Возлагая руку па чело (лоб), говорят: «Господи», полагая на живот — «Исусе Христе», на правое плечо — «Сыне Божий», на левое плечо — «помилуй мя грешнаго». Такое указание содержится в книге «Старчество». («Церковь», 1913, № 19)

Говорили старые люди, знающие благочестивые изустные предания, бережно передающиеся от поколения к поколению, что в полночные часы молитва наша восходит, как «золотая». На рассвете — «серебряная», а днем, когда не так утруждаем себя, уже как бы «бронзовая» пред Богом получается. Говорили, что не до́лжно христианину на рассвете спать, потому что предстоят тогда ангелы-хранители Престолу Божию и дают отчет о наших злых и добрых делах, которые совершили мы за прошедшие день и ночь. Довлеет на день христианину попечения — как бы день от утра до вечера без греха прожить, и того по совести будет довольно.

Книга поучений священноинока Дорофея: «Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!»

Молитву эту Исусову произноси непрестанно, стоишь ли, сидишь ли, ешь или пьешь, путешествуешь или другое что делаешь. Непрестанно произноси на всяком месте, во всяком деле, во всякое время и, предваряя всякое дело, прилагай старания. Вооружайся, словно исполинский воин, словно твердо держащий в руке копье. И осеняй ею мысль свою непрестанно. Произноси молитву Исусову негромко, чтоб слышал только ты один. Не думай о тех или иных житейских вещах, а молись всей душой и без лени, ради своего спасения. Во время молитвы и во время всех молений следует пребывать вне любых желаний, прихотей, помыслов и забот. И откладывать все земные умствования и измышления, но сосредоточить свой ум и помышления на молитве и богомыслии, чтоб не прогневать Бога, трудясь впустую, вместо того, чтобы умилостивить Его.

…Часто удивляюсь я: как быстро прежние святые отцы обретали благодать и спасались! И как много было спасшихся! А ничто так сильно не любили отцы наши, как молитву. И крайнее огорчение доставляли дьяволу и бесам его нелицемерной любовью, беззлобным смирением, смиренномудрием, богомыслием, непрестанными подвигами, твердым долготерпением и остальными заповедями Господними и добродетелями. Ибо этим и совершенства достигали, сподобились благодати, и чудотворения, и спаслись. Так поступая, и мы достигнем совершенства и спасемся. Богу нашему слава всегда была, и ныне, и присно, и во́ веки веком. Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *