Леванидов крест в былинах что такое

114. В. Агошков. Тросна. Чёрная Грязь

114. В.Агошков. Тросна. Чёрная Грязь.

что означает чёрная грязь.

в отрывке из былины » Илья Муромец и соловей разбойник.

«Как у той ли то у Грязи- то у Чёрноей».

крис Мудрец (12597)1 месяц назад (ссылка )
http://heathen.narod.ru/library/bilina.h.

Черные грязи? В былине это, безусловно, название географическое. Название либо населенного пункта, либо реки. Это видно, в частности, из фразы: «…ехал мимо Грязи, мимо Черноей». Говорить: «я ехал мимо грязи», имея в виду грязь — слякоть, как-то странно. Но все становится на место, если Грязь — название населенного пункта или реки.

И действительно, в Курской области есть два села с одинаковым названием «Черная Грязь». Первое из них находится на реке Свапе в Дмитриевском районе. Другое — на реке Сейме, против устья Свапы.

Можно предположить, что именно первое из этих сел названо Илье мужичками освобожденного города в качестве начального ориентира на пути в столицу. Тогда освобожденный богатырем город должен был находиться где-то поблизости.

Как раз километрах в пяти севернее села Черная Грязь находится большое городище Старогородское. Проведенные на нем археологические разведки показали, что в эпоху Киевской Руси здесь, по-видимому, был небольшой город. Во всяком случае верхний культурный слой этого городища прочно датируется Х—ХIII веками. Находится Старогородское городище километрах в пятистах от Киева. Такое расстояние указано и в былинах.
Еще один ориентир: мужички предлагают богатырю ехать мимо… березы. Это в лесной-то стороне да на пятисоткилометровом пути принимать березу за ориентир! Пусть покляпую (пониклую). Да ведь берез по пути будут многие тысячи! Опять все становится на место, если понять березу не как название дерева, а как имя географического пункта-поселения или реки. И опять… километрах в семи к югу от села Черная Грязь, на правом берегу Свапы, находится большое старинное село Береза при устье реки Березы. В селе был когда-то найден большой клад арабских серебряных монет-дирхемов IX—Х веков. Рядом с селом — два городища. На одном из них, на Мойсеевском, в эпоху Киевской Руси было укрепленное славяно-русское поселение.

Далее в былине идет еще одна веха, несколько необычная и, на первый взгляд, таинственная — «Леванидов крест» или «славный Леванидов крест», какой назван в другом месте в былине.
Сейчас нас особенно интересуют кресты, которые на Руси ставились на путях речных. Их высекали на камнях или вырубали из камня и устанавливали на берегу (или в русле реки) либо в местах, опасных для судоходства, либо на раздорожье — там, где река впадала в другую реку или в озеро.
.
Славный Леванидов крест скорее всего стоял на речном раздорожье, при впадении Свапы в Сейм. Пока приходится ограничиться лишь предположением, так как «на своем посту» крест не сохранился. Это не значит, что он пропал безвозвратно. Может быть, лежит или стоит где-нибудь в песке, в иле или в воде в реке, либо на каком-нибудь сельском кладбище.
Но пока не найден еще крест Леванидов, вернемся к остальным вехам, названным в летописи. Во-первых, еще одно село, все с тем же названием — Черная Грязь. Оно, как сказано уже, находится близ устья Свапы. И недалеко от него, там, где, по былинному рассказу, положено быть «поселью Соловьиному», возвышается среди болот городище… Соловейня, или по-другому — Соловень-гора. У местного населения до сих пор бытует предание, что именно здесь и находилось гнездо Соловья-разбойника. Археологические разведки показали, что и здесь было поселение в Х—XIII веках.

Итак: Ахмат в истории Соловьиной Курской земли — Ахматович в былине. Черные Грязи, Береза, поселье Соловьиное в былине — села Черные Грязи, село Береза, городище Соловейня на пути вдоль Свапы в Курской области.

Совпадения? Не многовато ли — сразу и в одном месте?

Источник

Где сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын?

Вопросы на засыпку

Для начала вспомним былину об Илье Муромце и Соловье Разбойнике, тот классический вариант, который изучался в общеобразовательной школе.

На пути русского богатыря к стольному Киеву-граду возле Чернигова
«нагнано-то силушки черным-черно,
ай черным-черно, как черно ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролетыват,
Серый зверь да не проскакиват».

Много интересной информации содержится в приведенном отрывке. Но прежде взглянем на географическую карту, еще лучше на глобус Земли. От Мурома до Киева лучше, удобнее и ближе, ехать через Орел или Курск, а Чернигов не по пути. Если Илья Муромец спешил, а его конь мог скакать через реки и леса, то зачем же он сделал такой крюк?

Допустим, что Илья поехал через Чернигов, чтобы расправиться с черною силою. Мужик-то хитрый оказался. Совершив подвиг, он получил приглашение стать в Чернигове воеводою, но он за оказанную услугу спросил у черниговцев про прямоезжую дорогу. И хотя фактически от Чернигова до Киева менее ста двадцати километров, черниговцы, видимо, по простоте душевной, назвали ему аж пятьсот верст. Зачем же черниговцы обманули своего избавителя?

Не значит ли это, что у сказителей неверные представления о расстояниях? Похоже, что сказители не имеют представлений о том, какие расстояния между этими городами: почт еще нет, курьеры не ездят и не бегают, скороходов, похоже, еще не набирали. А может, автор хотел зачем-то обмануть читателя или на что-то намекнуть?

Кроме того, Чернигов внутренний русский город. Степняки могут угрожать с юга, татаро-монголы, кажется, еще не подошли, время их не наступило, но в былине сообщается, что под Черниговом стоят вражеские войска. Откуда? Почему? На ум приходит только один вывод, видимо, былина сообщает о географии того времени, когда царство Романовых сузилось до «овчинки» вокруг Москвы. Вот тогда и могли стоять вокруг Московии враги. А если это было более древнее Киевское государство, то откуда здесь, то есть под Черниговом, взяться огромной силе?

Если эта сила шла с Запада, то зачем ей пересекать Днепр и идти лишние сотни верст в обход, если можно пойти прямо на Киев? Немцы во время Второй мировой войны так и сделали. Они шли прямо на Киев, не делая никаких крюков и не забегая по пути в Чернигов. Удивительно: Илья Муромец делает гигантский крюк, враги с Запада, если, конечно, они оттуда, тоже не любят ходить напрямую, обязательно делают крюки. Помнится, что педагог Шаталов в свое время рисовал на классной доске крюк, который сделал Дмитрий Донской перед Куликовской битвой. Значит, это традиция такая!

Если темная сила, допустим, шла с юга или востока, то ей тоже незачем идти на Чернигов, проще было пойти прямо на Киев. Не надо быть математиком, чтобы выбрать короткий путь. А здесь враги Киева выбрали самые неудобные подходы к стольному городу. Да и опытный воин Илья Муромец, конь которого мог скакать через реки и озера, выбрал какой-то извилистый путь. Неужели наши предки были такими тупыми, что не имели никаких представлений о преимуществе прямого пути?

А теперь о самом главном. Я уверен, что сказитель знал о том, что тьма – это очень конкретное число, но он заменил слово синонимами, указывающими на беспросветную черноту. Скорее, это указание на ту угрозу, которая нависла над страною в целом в связи с оккупацией России Романовыми.

Чернигов, видимо, в силу своего названия, указывающего на черное, темное, оказался почему-то тем центром, из которого управляли Тьмутараканью. Если Тмутаракань это нынешняя Астрахань или нынешний Таманский полуостров, то какие расстояния отделяют их от Чернигова? Как же управлялись князья с руководством такими отдаленными территориями? Или там находились летние резиденции черниговских князей? И не потому ли автор-сказитель использовал другие корни, чтобы сказать о нависшей угрозе.

Давайте разбираться вместе. Угроза Киеву шла с севера. И действительно, при Екатерине Великой, этой просвещенной императрице, состоявшей в переписке с именитыми европейскими философами, в Малороссии было установлено крепостное право. Вообще, самые дикие формы закрепощения в России связаны с династией Романовых. Закрепощение Малороссии – это апофеоз. В те же годы, когда Северные Соединенные Штаты не без участия российской императрицы получили независимость, народ России – ужесточение крепостной зависимости.

Еще интересный эпизод в связи с этой былиной. Между Черниговом и Киевом на прямоезжей дороге указаны такие пункты, которые свидетельствуют совсем о другом. Что это за пункты, памятные топонимы прошлого?

Это гора у Черной Грязи.

Это береза покляпая, то есть согнутая.

Это речка Смородина.

Это Крест Леванидов.

Вот там-то и сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын.

Через пятьсот верст прямоезжею дорогою от Киева к северу будет примерно стоять Москва. Все зависит от того, какую шкалу принять. Напомню, что при Петре Первом верста стала 500 саженей, это около 2 км, а до него была 700 саженей, а еще раньше – 1000. Не указывает ли былина, что Соловей-то Разбойник сидит не где-то, а непосредственно в Москве, только цензоры и комментаторы этого не заметили. Или не захотели заметить?

В комментарии читаем:

«Прямоезжею дороженькой – пятьсот есть верст». Представление о пути следования Ильи у поздних сказителей весьма туманное: от Чернигова до Киева расстояние по прямоезжей дороге оказывается в пятьсот верст, на самом же деле оно менее ста двадцати верст. Илья должен ехать в Киев мимо какой-то Грязи Черной и Креста Леванидова. Древние былины помнят путь Ильи из Мурома через леса Брынские (то есть Брянские, дебрянские, дремучие) и черные Грязи Смоленские. О Москве, поскольку она возвысилась позднее, былина не вспоминает».

Вот такой комментарий. Обращаю внимание, что Смоленск с его Черными Грязями вообще не по пути, это крюк в лишнюю сотню верст, да не одну. Похоже, что автор намекает проницательному читателю (Помните о таком из курса русской литературы ХIХ века?), что царская династия, ставшая по сути для России Соловьем Разбойником, вышла как раз из тех мест и зацепилась на речке Смородине.

Речка Смородина (Смородинка) довольно часто встречается и в сказках, и в былинах. Именно так до начала строительства столицы империи Москвы называли Москву-реку. Встречаются упоминания, что Неглинка впадала в Смородину. Кстати, смородина – очень вкусная ягода, без кустов которой не обходится ни один садовый участок в России, как ни один дом не обходится без смородинного варенья или наливки. В словаре Даля смородина дана в гнезде слова смородъ – смрад, вонь, сильный запах, гарь, угар, чад, дано уточнение, что черная ягода стала смородиной от резкого, удушливого запаха куста и ягод. Но удивительно не это, а то, что в немецком такую ягоду называют Johannisbeere, буквально ягода Иоханна, Йоханна. Почему? Не потому ли, что ханы-цари Иваны строили Москву на речке, прославленной смородиной?

А Крест Леванидов – это, похоже, символ Западной Европы, католический крест. Леванидов – принадлежащий Ливонии, той самой, с которой собирался воевать Иван Грозный, но из-за смуты в Москве отказался от замысла. Сегодня с Ливонией соотносят Литву, однако так называемые ливонские писатели и просветители проживали не в Прибалтике, а в Голландии.

Крест Леванидов упомянут, видимо, потому, чтобы указать, что Романовы победили в борьбе с регулярной армией-ордой и возвысились над Россией в результате помощи стран Западной Европы. На мой взгляд, на это указывает герб города Владимира, утвержденный Екатериной Второй в 1781 году: лев, встающий на дыбы, держит в правой лапе серебряный католический крест. Свирепая пасть льва на старых гербах заменена почти человеческим лицом, на голове льва железная корона. Карикатурный лев указывает на Леванидов крест.

А фраза сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын тоже указывает на прозападную ориентацию Романовых.

Одихмантьев, где о – это приставка-корень со значением вокруг, около, со всех сторон; дих – это дикий, от чего одышка, отчего трудно дышится, что стесняет дыхание; мант – это немецкий корень Mann, мужчина, человек, а это символ Западной Европы. Сравните: вариант этого слова басурман, сборщик налогов и податей. Однако авторы могли указать и на мантию – один из атрибутов царской власти, тогда мантия – пальто из дорогих мехов, от которых нет возможности дышать.

Вот она, зверская сущность самодержавной власти, и проявляется во всей полноте.

Удивительно, что в былине не признали острую сатиру на самодержавие в России. Кажется, я знаю почему. Публикация былин относится к 70-м годам ХIХ века. К этому моменту появилось немало явной критики самодержавия, особенно в Европе, потому на этот жанр, да еще на скрытую форму, просто не обращали внимания, а вопросом на засыпку, где сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын, видимо, никто тогда не задавался.

Источник

Леванидов

Смотреть что такое «Леванидов» в других словарях:

Леванидов, Андрей Яковлевич — Андрей Яковлевич Леванидов Дата рождения 1747 год(1747) Дата смерти 26 февраля 1802(1802 02 26) Принадлежность … Википедия

Леванидов, Андрей Яковлевич — генер. лейтенант, в чине генерал майора с 1784 ноября 24, шеф Северского драгун. полка 1798 г.; в службе с 1756 г. <Половцов>… Большая биографическая энциклопедия

Леванидов, Яков Герасимович — влиятельнейший обер секрет. Сената с 1740 г. до смерти 1756 г.; р. 1699 г. <Половцов>… Большая биографическая энциклопедия

Каховский, граф Михаил Васильевич — (Коховский) генерал от инфантерии, из дворян Смоленской губернии, род. в 1734 году, ум. в 1800 г. Воспитывался в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе, в службе считался с 8 го мая 1752 года когда был еще кадетом; в 1757 году выпущен… … Большая биографическая энциклопедия

Кутузов, Михаил Илларионович — князь Михаил Илларионович Кутузов (Голенищев Кутузов Смоленский), 40 й генерал фельдмаршал. Князь Михаил Илларионович Голенищев Кутузов [Голенищевы Кутузовы произошли от выехавшего в Россию к великому князю Александру Невскому из Германии… … Большая биографическая энциклопедия

Кавалеры ордена Святого Георгия IV класса Л — Кавалеры ордена Святого Георгия IV класса на букву «Л» Список составлен по алфавиту персоналий. Приводятся фамилия, имя, отчество; звание на момент награждения; номер по списку Григоровича Степанова (в скобках номер по списку Судравского);… … Википедия

Armorial général de la noblesse de l’Empire Russe : liste des blasons enregistrés — Armorial général de la noblesse de l Empire russe : liste des blasons (et des noms[1] de famille concernées) enregistrés[2], listés selon l ordre alphabétique romain[3]. Cette page reproduit donc les armes[4] des familles russes (ou… … Wikipédia en Français

Armorial général de la noblesse de l’Empire russe — Page de garde de l Armorial général de la noblesse de l Empire russe. Armorial général de la noblesse de l Empire Russe, en russe Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской Империи. Très important recueil des armes de familles répertoriées[1] … Wikipédia en Français

Ведель, Артемий Лукьянович — русский композитор и певец; родился в Киеве в 1770 г. Воспитание получил в Киевском духовном училище, пел в архиерейском хоре. Через несколько лет В. получил место регента этого хора, который и привел в образцовое состояние. Митрополит Самуил,… … Большая биографическая энциклопедия

Былины — ТЕРМИН русские эпические песни, сохранившиеся главным образом в устах северного крестьянства под названием «старин», «старин» и «старинок». Термин былины искусственный, введенный в научное употребление в 30 х годах XIX века любителем ученым… … Литературная энциклопедия

Источник

114. В.Агошков. Тросна. Чёрная Грязь.

Леванидов крест в былинах что такое. Смотреть фото Леванидов крест в былинах что такое. Смотреть картинку Леванидов крест в былинах что такое. Картинка про Леванидов крест в былинах что такое. Фото Леванидов крест в былинах что такое

114. В.Агошков. Тросна. Чёрная Грязь.

что означает чёрная грязь.

в отрывке из былины » Илья Муромец и соловей разбойник.

«Как у той ли то у Грязи- то у Чёрноей».

Черные грязи? В былине это, безусловно, название географическое. Название либо населенного пункта, либо реки. Это видно, в частности, из фразы: «…ехал мимо Грязи, мимо Черноей». Говорить: «я ехал мимо грязи», имея в виду грязь — слякоть, как-то странно. Но все становится на место, если Грязь — название населенного пункта или реки.

И действительно, в Курской области есть два села с одинаковым названием «Черная Грязь». Первое из них находится на реке Свапе в Дмитриевском районе. Другое — на реке Сейме, против устья Свапы.

Можно предположить, что именно первое из этих сел названо Илье мужичками освобожденного города в качестве начального ориентира на пути в столицу. Тогда освобожденный богатырем город должен был находиться где-то поблизости.

Как раз километрах в пяти севернее села Черная Грязь находится большое городище Старогородское. Проведенные на нем археологические разведки показали, что в эпоху Киевской Руси здесь, по-видимому, был небольшой город. Во всяком случае верхний культурный слой этого городища прочно датируется Х—ХIII веками. Находится Старогородское городище километрах в пятистах от Киева. Такое расстояние указано и в былинах.
Еще один ориентир: мужички предлагают богатырю ехать мимо… березы. Это в лесной-то стороне да на пятисоткилометровом пути принимать березу за ориентир! Пусть покляпую (пониклую). Да ведь берез по пути будут многие тысячи! Опять все становится на место, если понять березу не как название дерева, а как имя географического пункта-поселения или реки. И опять… километрах в семи к югу от села Черная Грязь, на правом берегу Свапы, находится большое старинное село Береза при устье реки Березы. В селе был когда-то найден большой клад арабских серебряных монет-дирхемов IX—Х веков. Рядом с селом — два городища. На одном из них, на Мойсеевском, в эпоху Киевской Руси было укрепленное славяно-русское поселение.

Далее в былине идет еще одна веха, несколько необычная и, на первый взгляд, таинственная — «Леванидов крест» или «славный Леванидов крест», какой назван в другом месте в былине.
Сейчас нас особенно интересуют кресты, которые на Руси ставились на путях речных. Их высекали на камнях или вырубали из камня и устанавливали на берегу (или в русле реки) либо в местах, опасных для судоходства, либо на раздорожье — там, где река впадала в другую реку или в озеро.
.
Славный Леванидов крест скорее всего стоял на речном раздорожье, при впадении Свапы в Сейм. Пока приходится ограничиться лишь предположением, так как «на своем посту» крест не сохранился. Это не значит, что он пропал безвозвратно. Может быть, лежит или стоит где-нибудь в песке, в иле или в воде в реке, либо на каком-нибудь сельском кладбище.
Но пока не найден еще крест Леванидов, вернемся к остальным вехам, названным в летописи. Во-первых, еще одно село, все с тем же названием — Черная Грязь. Оно, как сказано уже, находится близ устья Свапы. И недалеко от него, там, где, по былинному рассказу, положено быть «поселью Соловьиному», возвышается среди болот городище… Соловейня, или по-другому — Соловень-гора. У местного населения до сих пор бытует предание, что именно здесь и находилось гнездо Соловья-разбойника. Археологические разведки показали, что и здесь было поселение в Х—XIII веках.

Итак: Ахмат в истории Соловьиной Курской земли — Ахматович в былине. Черные Грязи, Береза, поселье Соловьиное в былине — села Черные Грязи, село Береза, городище Соловейня на пути вдоль Свапы в Курской области.

Совпадения? Не многовато ли — сразу и в одном месте?

© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213102002117

Источник

Леванидов крест в былинах что такое

Леванидов крест в былинах что такое. Смотреть фото Леванидов крест в былинах что такое. Смотреть картинку Леванидов крест в былинах что такое. Картинка про Леванидов крест в былинах что такое. Фото Леванидов крест в былинах что такое Леванидов крест в былинах что такое. Смотреть фото Леванидов крест в былинах что такое. Смотреть картинку Леванидов крест в былинах что такое. Картинка про Леванидов крест в былинах что такое. Фото Леванидов крест в былинах что такое Леванидов крест в былинах что такое. Смотреть фото Леванидов крест в былинах что такое. Смотреть картинку Леванидов крест в былинах что такое. Картинка про Леванидов крест в былинах что такое. Фото Леванидов крест в былинах что такое

Древность карачаровских преданий подверг сомнению ещё в XIX в. известный исследователь былин В. Ф. Миллер. Он обратил внимание, что село Карачарово упоминается в источниках лишь с 17 века, а в былинах чаще говорится «Карачаево», «Карачево» и только в поздних «село Карачарово».

Комментируя письмо Чернобыльского, В. Ф. Миллер, заметил, что Кмита, литовский подданный и враг Москвы, успешно, оборонявший литовскую границу от московских ратных людей, вряд ли в Илье Муравленине видел «мужика из московского города Мурома».

Можно признать справедливым утверждение В. Ф. Миллера о том, что былины об Илье были занесены в Великороссию лишь в позднейшее время. В 16 веке в великорусских областях Илью практически не знали. В летописных сводах XV–XVI века мы можем найти имена многих богатырей: Александра Поповича, его слуги Торопа, Добрыни, Яна Усмошвеца, Андриха Добрянкова, Рогдая Удалого, но ни разу не встречаем имя главного киевского богатыря, Ильи из города Мурома. Малоизвестным провинциальным богатырём Илья Муромец предстаёт и в самой древней былине, повествующей о первой поездке Ильи из Мурома в Киев и битве с Соловьём разбойником. В описании первой встречи Ильи с киевскими богатырями, в конце этой былины, нередко передаётся пренебрежительный тон, с которым «коренные» ростовский Алёша и рязанский Добрыня обращаются к вновь прибывшему Илье. «Могучие богатыри» Алёша Попович и Добрыня Никитич нередко называют Илью мужиком и деревенщиной.

По мнению Н. В. Филина и черниговская, и брянская локализация предания об Илье Муромце — лишь промежуточный этап в движении былин в великорусские области. В самых древних, черниговских и себежских вариантах былины об Илье Муромце и Соловье Разбойнике Илья — не местный герой, а заезжий богатырь из далёкого города Мурома (Морова). Предание об Илье, так хорошо известное в XVI веке в Киеве и Белоруссии, поздно проникло в близкие к Карачеву и Брянску великорусские области.

Сопоставление киевских, белорусских известий XVI в. и данных великорусских источников, наглядно показывает основной вектор распространения преданий об Илье. Из Киева былина попадает в южную часть России, очевидно через Чернигов и Брянск. Из Белоруссии же — в северные области через Себеж и Смоленск. Не Муром и Великороссия, не Чернигов и Карачев, а Киев и западнорусские области могут быть признаны наиболее вероятным местом первоначальной локализации предания об Илье.

М. Г. Халанский обратил внимание, что в одном из вариантов Илья едет через Тургов (город Туров на Припяти) или из села Березина (то есть через реку Березину) и Кряков (город Краков в Польше). Он предположил, что путь Ильи связан с древним торговым путём Прага — Краков — Киев.

В развитие идей М. Г. Халанского, Н. В. Филин подробно анализирует упоминания русских князей в западных древних источниках. Так имя некого Ильи-Илиаса из Руси встречается в южно-немецкой поэме ломбардского цикла «Ортнит», записанной в первой половине XIII в. и северогерманской саге о Тидреке (Дитрихе) Бернском, записанной в Норвегии в середине XIII в. Время действия саги относится её автором к эпохе Великого переселения народов (IV–VI вв.). Однако, для обоснования Моравской версии, автору приходится грубо ломать хронологию этих произведений с тем, чтобы связать упоминаемого там Илиаса с богатырём Ильёй, заявляя: «Войны гуннов и русских этой саги — на самом деле есть мифологизированные и приуроченные к эпохе Великого переселения народов события X века». Итогом этих логических «экспериментов» стало отождествление Ильи одновременно с несколькими историческими героями, в частности с Вещим Олегом. Село «Карочаево» при этом совершенно забыто.

В ходе рассмотрения многочисленных вариантов, авторы обходят стороной многие другие аспекты вопроса. Так вопрос о соответствии маршрута героя тексту былины даже не поднимается. Указанные в былине расстояния от Мурома до Чернигова в три скока коня, и остаток пути до Киева в 500 вёрст по прямоезжей дороге резко расходятся с реальными и по величине и по взаимным соотношениям. В то же время населённые пункты подбираются исключительно по созвучию: г. Муром и село Карачарово, г. Моровск и г. Карачево и, наконец, Моравия. Не анализируется и вопрос о том, почему путь в Киев лежит через некие непроходимые грязи, обойти которые невозможно. Не менее странным кажется и большое значение уделяемое некой «берёзе покляпой», «Леванидову кресту», у которого проходит путь на Киев и «калинову мосту», на котором столь часто сражаются богатыри.

Савершенно непонятно, почему из зоны поиска исключена территория Белоруссии, тем более, что именно здесь зафиксировано исторически первое упоминание богатыря.

Для разрешения указанных противоречий предлагаю версию, заключающуюся в том, что изначально «город Чернигов» звучал, как «Новогород-чернигов». Новогородов в Руси много, и рассказчик обязан уточнить, который из них имеется в виду. В рассматриваемое время город Новогрудок являлся столицей Чёрной Руси, и мог характеризоваться не как Новогородок, а как «Новогород-чернигов».

Предлагаемая версия решает все перечисленные вопросы разом. Из Мира Илья едет в Киев, предварительно приняв участие в защите Новогрудка. Новогрудок действительно рядом — от Карчева три коротких перехода. Огибать всё Полесье по пути из Новогрудка в Киев ему далеко, и он намерен форсировать топи в самом узком месте у города Берёзы, передвигаясь с холма на холм, что и отражено в тексте былины. При этом Илья делает нежелательный ему крюк на запад, а затем, уже по холмам Загородья, поворачивает на восток. Именно из-за этих поворотов Берёза и «покляпая». Предварительно богатырю ещё необходимо преодолеть и Кобрынскую пущу. Этот путь действительно в 500 вёрст.

Соловей-разбойник захвативший переправу около г. Берёзы — это польский отряд некого пана Охманьского. Отсюда он и «Одихмантьев сын». Поскольку Охманьский всё же христианин, его после смерти отпевают — славу поют, т. е. «слава Отцу и Сыну. »

После утраты Русью «Новогорода-чернигова» рассказчики перестали понимать истинное значение этого названия и восприняли его как «город Чернигов», что и завело в тупик всех исследователей.

Утверждая, что именно г. Карачев скрывается под «селом Карачаевым», «селом Карачевым» в былине о братьях Ливиках, исследователи не уделили должного внимания тому, что оно упомянуто как совершенно заурядное в ряду сёл: Славское, Переславское, Красное и, наконец, Косоулицы, которое и названо наилучшим. Но подобные сёла есть рядом с деревней Карчёва. Это Славково у Несвижа, Красное у Корелич и Косичи у Свитязи. Князь Роман Дмитриевич может быть легко ассоциирован с Новогрудским князем Романом Даниловичем. Литовский «Чимбаль-король», в свою очередь, с отцом Миндовга, князем Рингольдом. При этом хронология событий вполне удовлетворительно сходится. Не менее убедительно и сравнение расстояний похода «двух Ливиков» на Карчёва и на г. Карачев. В первом случае наиболее удалённая точка похода — д. Славково, отстоит от литовской территории на 150 км, город же Карачев удалён на 600 км. Учитывая тот факт, что племянники идут походом на Русь тайком от князя, который их направил в Ливонию, поход на Карачев становится совершенно невероятным, в то время как короткий поход к Несвижу вполне в пределах возможного.

Предлагаемая версия вполне удовлетворительно объясняет странности и других былин, связанных с Ильёй. Так, например, полученное Ильёй приглашение от Калин-царя, перейти на службу к нему объяснить татарской версией не представляется возможным. Невозможно представить участие наёмных русских воинов в сокрушении Руси татарами. Однако если предположить, что Калин-царь это Миндовг, уже захвативший Чёрную Русь, всё становится на свои места. Родное село Ильи уже в руках Миндовга, и земляки Ильи служат в литовском войске, поэтому переход Ильи к ним выглядит вполне естественным. Миндовг рвётся в Киев через стратегическую переправу Калинковичи, «калинов мост», потому он и Калин-царь.

В былине о битве Ильи с сыном Сокольником говорится, что Илья прижил сына в далёком краю у камня «Латыря». Выросший сын едет захватить Киев и церкви сжечь. Странный поступок сына, русского человека, легко объясняется тем, что вырос он в Чёрной Руси, захваченной язычником Миндовгом. Ему чуждо христианство и Киевская Русь.

Возле деревни Карчево действительно находится необычайно большой камень, ныне именуемый «Филаретов». Камень находится в лесу со стороны деревни Литаровщина. В названии деревни отчётливо прослеживается происхождение от слова «Латырь».

Таким образом, предлагаемая версия находится в гармонии, как c историей, так и с географией и топонимикой. Только в этой версии путь Ильи не вызывает никаких вопросов с точки зрения его обоснованности и рациональности. При этом он убедительно и естественно объясняет все упоминаемые препятствия и ориентиры.

Наконец ни в одной из других версий не содержится внятного ответа, почему в лесной стране в былинах особо выделена некая кривая берёза, почему в христианской стране особо выделяют неведомый придорожный крест и что за «калиновый» мостик так истово охраняют богатыри. Ответы на эти вопросы звучат крайне расплывчато, и только данная версия даёт им чёткую и абсолютно естественную трактовку.

Особо следует отметить вариант былины о защите Ильёй Китеж-града. Расположение мифического города исключает какое-то реалистичное объяснение подобного маршрута, и этот вариант былины объясняют созвучием Китежа с Себежем. Однако нельзя не отметить ещё и созвучие их обоих с мифическим Свитязь-градом, являющимся полным двойником града-Китежа. При этом Свитязь-град находится рядом с тем же «Новогородом-черниговым» и вполне мог быть версией, или продолжением былины. В этом случае получает внятное объяснение и происхождение легенды о граде-Китеже, и источник для написания полностью аналогичной легенды Мицкевичем о граде-Свитязе. Только в версии Мицкевича уже не литовцы нападают на исконно русский Новогрудок и Свитязь, а русский царь на литовскую вотчину.

В связи с потерей Чёрной Руси и последующим падением Киева под ударами нового противника — татар, была утрачена память о реальных названиях, как населённых пунктов, так и Кобрынских лесов, и рассказчики ассоциировали их с известными им объектами. Также в значительной мере была утрачена память о прежних сражениях с Литвой, и эти события в былинах и мифологии стали связываться с татарами. Так, в одном из вариантов былины об Илье и Сокольнике даже сын Ильи, намеревающийся сжечь Киев, именуется татарином, что абсолютно нереально.

Данная версия позволяет взглянуть на историю Киевской Руси под другим углом, и потенциально содержит в себе ответы на многие ещё вопросы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *