Левиафан что это или кто
Левиафан – каким был библейский монстр?
Левиафан – одно из самых грозных и известных созданий Ветхого Завета.
Не только мифы, но и христианские тексты упоминают о некоторых поразительных и жутких созданиях, порождённых воображением человека. Примером такого существа является Левиафан, легендарный морской зверь с огненной пастью.
Интересно, что во многих культурах существуют аналогичные образы, схожие с Левиафаном, а порой невероятно похожие на него создания-”близнецы”. Что рассказывают о Левиафане Ветхий Завет и другие источники? Мог ли существовать этот зверь на самом деле?
Левиафан – кто это?
Одно из самых известных упоминаний о Левиафане содержится в Ветхом Завете. В притче рассказывается, что Господь создал каждой твари по паре, однако некоторые существа не имели своей пары. Именно таким и стал Левиафан, жуткое морское чудовище.
По мнению исследователей, корни преданий о Левиафане следует искать в языческих преданиях о морских божествах и загадочных созданиях, обитающих на дне океана. В Книге Иова подробно рассказывается, каким был Левиафан. Он был сотворён зверем невероятной силы и величины.
Детальное описание Левиафана невольно навевает мысли о морском драконе. У существа были две челюсти, тело, покрытое чешуей, оно могло испепелять своим дыханием, заставлять воды моря испаряться.
Левиафан – мифологический монстр / © Marcin L / randice.artstation.com
Интересно, что созданий, не имевших пары и созданных в качестве символа безграничности власти Господа было двое – Левиафан и Бегемот. Позднее именем второго назвали демона.
Левиафан — морское чудовище, Бегемот — наземное чудовище и Зиз — воздушное чудовище
Библия Амброзиана, Ульм, 1238 год
Истоки образа
Изучив несколько различных источников с преданиями о Левиафане, я посчитала нужным обратиться к истокам образа этого зверя. По мнению многих историков, мифы берут основу из древнесемитских легенд и мифов Древнего Египта.
Как считали в далёком прошлом, хранителями земель этих народов выступали крокодилы. Сказания о них нередко подчёркивали божественное происхождение этих хищников, а, дойдя до Междуречья, истории о крокодилах преобразились в “портрет” Левиафана.
Кроме того, некоторые детали образа Левиафана невероятно напоминают фрагменты из скандинавских преданий. В мифах Скандинавии есть упоминание об огромном кабане, мясо которого каждый день поедают воины, чьи славные подвиги нашли своё признание даже в Асгарде.
Кстати, отдельно хочу отметить и змея Йормунганда, который обитал в морской пучине. Не менее известными были морские монстры, в которых верили древние греки, – Сцилла и Харибда. Вот только они выступают в качестве грозных и губительных для человека созданий, порождением мрачных глубин, а не божественным созданием.
Он смотрит свысока на всех надменных (книга Иова, глава 41 стих 26)
© Isaac Watkins / artstation.com
В русских традициях тоже был такой морской монстр – Чудо-Юдо. Не исключено, что в образе Левиафана нашли место собирательные черты различных существ, известных у самых разных народов.
Исследователи считают, что Левиафан мог “родиться” в древнем городе-государстве Угарите, что существовало на территории современной Сирии. Согласно древнейшим преданиям, морское чудовище выступало помощником бога Яма, низвергнутого в пучину великим божеством Баалом.
«Антихрист на Левиафане»
Из книги Liber Floridus (“книга цветов”) — средневековая энциклопедия,
составленная между 1090 и 1120 годами Ламбером
Местонахождение: Гентский Университет
Тайны Левиафана
Но почему же для Левиафана Бог не создал пары, оставив животного одного? Как рассказывают библейские тексты, замысел Господа был крайне прост: сотворить живых существ, что могли бы размножаться, расселяясь по земле.
Некоторые из сказаний отмечают, что и для Левиафана вначале была создана самка, однако Бог сразу же осознал, насколько опасным станет появление в мире нескольких подобных зверей. Именно поэтому Господь уничтожил всех самок данного вида, оставив Левиафана без пары. Конечно, данный мифологический акт говорит о многом и, в первую очередь, подчёркивает силу животного.
Левиафан – гигантский морской змей / © Adam Blackwell / adamblackwell.artstation.com
Образ Левиафана стал очень популярен в литературе и кинематографе, он успешно используется в наше время. Особенно интересны метафорические трактовки данного чудовища. Например, в одноимённом фильме Андрея Звягинцева Левиафан символизирует государственную власть.
Не менее популярен Левиафан у современных писателей-фантастов. Американец Скотт Вестерфельд использовал название «Левиафан» для летающего корабля, что выполняет особую миссию.
В книжном цикле «Семь зверей Райлега» Ника Перумова Левиафан описывается как один из зверей и, надо признать, образ получился очень интересный и колоритный. Знаменитый книжный герой Бориса Акунина, Эраст Фандорин, также был связан сюжетной линией с кораблём «Левиафан», на котором произошли необъяснимые вещи.
Гюстав Доре «Уничтожение Левиафана», 1865 год
В чём кроется причина популярности образа создания, о котором писали ещё много столетий тому назад? На мой взгляд, Левиафан притягателен своей силой. В писаниях говорится, что одержать победу над ним не сможет никто, но уточняется, что во время Страшного Суда Левиафан падёт от рук архангела Гавриила либо погибнет сам. Вот он – образ могущества и величия, что всё равно не смогут быть бесконечно сильными и вершащими власть.
Кто такой Левиафан?
Сергей Худиев о Библии, Гоббсе и Левиафане
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Судя по сообщениям в фейсбуке, великий и могучий русский язык обогатился новым ругательством — «левиафаны позорные», в смысле «алкоголики, позорящие нашу страну на весь мир». Связано это с новым фильмом режиссера Андрея Звягинцева под названием «Левиафан», живописующим ужасы российской глубинки. Фильма я не смотрел — сам режиссер настоятельно просил не смотреть пираток, а до кинотеатра я едва ли доберусь — поэтому не могу присоединиться ни к хору его ругателей, ни к противохору защитников, замечу только, что снимать фильмы про беспросветность жизни в французской/немецкой/голландской или еще какой-нибудь глубинке — обычное дело для европейских режиссеров.
Здесь мне хотелось бы немного рассмотреть сам образ Левиафана — потому что он довольно прочно присутствует в европейской культуре. Он появляется в священном Писании, в книге Иова, в образе могучего морского чудовища:
Левиафан — образ всесокрушающей мощи, в которой иногда в Писании появляется демонический оттенок; Левиафан — чудовище, которое будет сокрушено Богом: «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское» (Ис.27:1)
Однако большую известность Левиафан приобрел благодаря знаменитой книге английского мыслителя XVII века Томаса Гоббса, где это символ государства:
Гоббс, бывший свидетелем английской гражданской войны, подчеркивал необходимость государства, без которого общество сваливается в состояние войны всех против всех:
Образ Левиафана у Гоббса несколько двойственный — это не самое приятное из животных, но его существование совершенно необходимо, иначе общество погружается в хаос. Н емецкий мыслитель и поэт Фридрих Ницше, не называя Левиафана по имени, явно обращается к взятому у Гоббса образу в своей поэме «Так говорил Заратустра»:
«Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Холодно лжет оно; и эта ложь ползет из уст его: «Я, государство, есмь народ». Но государство лжет на всех языках о добре и зле: и что оно говорит, оно лжет—и что есть у него, оно украло. Все в нем поддельно: крадеными зубами кусает оно, зубастое. Поддельна даже утроба его»
Для Андрея Звягинцева, режиссера одноименного фильма, очевидно, важен этот образ — мощи, которой не может противостать отдельный человек. Отдельные люди могут составлять из себя как бы некое чудовище морское — и грех может принимать не только личный, но и коллективный характер.
Само имя Левиафана обращает к определенной традиции размышления об уделе человеческом, о личности и государстве, о личном и общественном грехе — и задает довольно высокую планку этих размышлений. Реагировать на эти размышления в стиле «враги хотят нас обидеть!», наверное, в любом случае не стоит.
О самой книге Иова и вопросах, которые он задавал Богу можно прочитать в статье Андрея Десницкого:
Левиафан
Чудовище
(морской змей)
Содержание
Происхождение
Египтяне в древности говорили, что их страну с юга и востока охраняют непроходимые пустыни, с севера — мощные крепости, а западную границу (Нил) сторожат крокодилы. По мнению Бориса Шарова, их древние евреи могли иметь в виду, описывая Левиафана. А в дальнейшем, чтобы объяснить простому крестьянину, что есть вещи пострашнее засухи или наводнения, преувеличивали в десятки и сотни раз размер, мощь и силу зверя и приравняли его к Геенне огненной. [4]
В Библии
В Книге Иова Левиафан подробно описан и назван царём (Иов.40:20—41:26). Согласно Книге Псалмов, Бог поразит его в голову и отдаст в пищу «людям пустыни» (Пс.73:14). В некоторых местах Ветхого Завета он упоминается как живой (Иов.3:8 и Пс.103:26).
Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? можешь ли пронзить кожу его копьём и голову его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперёд не будешь. Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом всё Моё. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдёт к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твёрдою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твёрдо, не дрогнут. Сердце его твёрдо, как камень, и жёстко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копьё, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеётся. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным; на всё высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости. Влияние на культуруЛитература и изобразительное искусствоКинематограф и анимацияКомпьютерные игрыМузыкаИмя Левиафана (англ. Leviathan ) носят несколько западных метал-групп (правда, из них только некоторые могут похвастаться солидными дискографиями): Образ Левиафана иногда также отождествляется с Ктулху из-за среды обитания и связанного с ними обоими антуража. В частности, в тексте песни группы 1349 «From The Deeps» есть такие слова: Пробудись, Левиафан! Интересные фактыПри раскопках в Перу, в пустыне Ика, учёными были найдены останки древнего кашалота, который обитал в океанах предположительно около 12—13 млн. лет назад. Длина тела чудовища составляла свыше 17 метров, зубы у него были до 36 сантиметров в длину и 12 сантиметров в ширину. Существу было дано имя «Левиафан», а точнее — «Leviathan melvillei». Первая часть названия взята из Ветхого Завета, вторая же часть названия была приписана монстру в честь Германа Мелвилла — автора романа «Моби Дик» про гигантского кашалота. [11] ЛевиафанЛевиафан упоминается в нескольких книгах еврейской Библии, в том числе, в Псалмах, Книге Иова, Книге Исайи и Книге Амоса; он также упоминается в апокрифических Книге Еноха, Откровении Авраама и ряде других текстов. Самый известный образ Левиафана из Книги Иова является отражением древнего ханаанского Лотана, первобытного монстра, побежденного богом Баал-Хададом. Левиафан также фигурирует в еврейской Библии как метафора могущественного врага, в первую очередь, Вавилона (Исайя 27:1). СодержаниеЭтимология и происхождениеМорские змеи занимают заметное место в мифологии древнего Ближнего Востока. Они засвидетельствованы III-м тысячелетием до нашей эры в шумерской иконографии, изображающей бога Нинурту, побеждающего семиглавого змея. Имя «Левиафан» происходит из иврита и означает «свернутый» или «скрученный». В иудейских апокрифах и народных легендах Левиафан выступает как царь морских зверей, Бегемот — как царь зверей, обитающих на суше. Иногда к ним добавляется третье чудовище, воздушное — гигантская птица Зиз, застилающая своими крыльями все небо. По одной из версий, в конце времен Левиафан и Бегемот сойдутся друг с другом в битве и погибнут, по другой — их обоих убьет сам Господь (как в начале времен он уничтожил их самок, чтобы эти чудовища не расплодились и не пожрали все живое) или архангел Гавриил. Мясо их станет угощением для праведников на пиру в честь пришествия Мессии, а из шкур будут сделаны навесы, под которыми расположатся пирующие. На основании этих легенд Левиафан (наряду с Бегемотом) в христианстве стал восприниматься как символ или даже имя дьявола — противника Бога, который будет побежден в конце времен, — или отождествляться с библейскими врагами народа Израиля: египетским фараоном или вавилонским царем. Левиафан в БиблииЛевиафан упоминается в Книге Иова:
В Книге пророка Исаии:
В апокрифической 1-й Книге Еноха морское чудовище оказывается самкой, а сухопутное — самцом, и Бог разделяет их, чтобы они не могли встретиться:
Схожее описание обнаруживается в 3-й Книге Ездры:
В апокрифе «Откровение Авраама» Авраам видит Левиафана как основание сотворенного мира:
Левиафан в иудаизмеВ талмудическом Мидраше Левиафан описывается как ужасное и огромное существо. По словам раввина Бар Бар Ханна: «Однажды мы плыли на корабле и увидели рыбу, у которой на спине был песок и на нем рос тростник. Рыба перевернулась, и если корабль был рядом — мы тонули бы в море». Левиафан в сатанизмеУ Антона Лавея в «Сатанинской Библии» (1969) Левиафан назван одним из четырех наследных принцев ада, он символизирует стихию Воды и направление запада. Эти соответствия были заимствованы из демонической иерархией Книги Священной магии мага Абрамелина. Церковь Сатаны использует буквы иврита в каждом из углов пентаграммы, изображенной на символе Бафомета для представления Левиафана. Начиная с нижнего угла пентаграммы и читая против часовой стрелки, это слово обозначается как «לויתן»: (Нун, Тав, Йод, Вав, Ламед). Таинственное библейское животное.Таинственное библейское животное. В Библии мы встречаемся с разными животными. Практически все они нам известны… Эти Божии создания живут своей жизнью, прославляют Творца и совсем не пугают человека. . Несмотря на то, что древние художники изображали как Левиафана некое чудовище, есть все основания думать, что Библия, говоря об этом легендарном животном, имеет в виду…крокодила. «…Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих. Можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою. Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его – ужас; крепкие щиты его – великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь – за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» (Иов, гл. 40-41). Как легко увидеть, здесь сплетены воедино реальные данные и мифологические, легендарные черты. Левиафан предстает животным, с которым не может сразиться никто из живущих на земле. Как говорит пророк Иезекииль, Левиафан, «лежа среди рек своих», говорит: «»моя река, и я создал ее для себя»» (Иез. 29, 3). Но, каким бы великим и несокрушимым это животное ни было, оно подвластно Богу. Оно – Его творение. В 103-м псалме рассказывается, как плещет море свои воды: «…Море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем» (Пс. 103, 25-26). Выражение «играть в нем» показывает, что Бог играет с этим морским чудовищем, как с рыбкой. Размышляя о тайне мироздания, древний человек, наделив Левиафана сказочными чертами, идет еще дальше. Левиафан становится символом противящихся Богу злых сил. В реальности, это животное не может, да и никогда не будет противиться Богу, как уже было сказано, это – одно из творений Божиих. Но, в силу своей ужасности и таинственности, Левиафан наделяется сатанинскими чертами. Он, как говорит древний автор, – предводитель мятежа против Бога, начальник темных бесовских сил. Если для нас сегодня сатана – это один из духов, невидимо пребывающий рядом с нами и враждующий против Божьих замыслов, против человека, то для библейского автора – сатана действует не непосредственно, но через Левиафана. Конечно, понимать буквально эти слова нельзя, как нельзя буквально воспринимать и утверждение книги Апокалипсис, что Бог уничтожит все море (Апок. 21, 1). Это лишь способ выразить идею об окончательном уничтожении зла и о торжестве добра. Не будем забывать, что Библия – это и документ своего времени, в котором о вещах духовных говорилось простым и понятным современникам языком. Вот кто такой этот мифический, пугающий читателя таинственный зверь из пучины, библейский Левиафан. Фотографий левиафана я вам не предоставлю. Но зато, благо мы говорим о животных, подарю вам несколько фотографий, сделанных мною в зоопарке.
|