Лезгины и чеченцы что общего

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Главная лента

Лезгины в чеченском зеркале

Секреты этнической стойкости при угрозе ассимиляции

Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть фото Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть картинку Лезгины и чеченцы что общего. Картинка про Лезгины и чеченцы что общего. Фото Лезгины и чеченцы что общегоРаздел: Актуальное / Главная лента

Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть фото Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть картинку Лезгины и чеченцы что общего. Картинка про Лезгины и чеченцы что общего. Фото Лезгины и чеченцы что общего Дети из селения Крыз-дехне

На наших глазах стремительными темпами нарастает катастрофа лезгинского народа в соседнем Азербайджане. Наши села переселяют с места на место, чтобы оторвать от исторических корней. Наши села выселяют на равнину, а красивейшие места в горах заселяют беженцами из Карабаха или переселенцами из Нахичевани.

В наших селах разрушают кладбища, исторические памятники для того, чтобы не осталось никакого намека на древность нашего народа и его привязанность к этой земле. Мы уже писали о том, что именно лезгинские селения оказались самым «лакомым» куском для азербайджанской элиты.

Распыление лезгинского народа

Активные попытки переселить лезгин на равнину в Азербайджане предпринимались еще в 80-е годы 20 века. Но в настоящее время лезгины, не обладающие властью в регионе и финансовыми возможностями, выдавливаются оттуда.

Для этого используются разные способы: от покупки земель до незаконных действий по их приобретению. В последнем случае, как это практикуется в Азербайджане, во всю задействован административный аппарат.

Для влиятельного человека оформляются все необходимые документы, даже если они противоречат законам, а местному лезгинскому населению также незаконно отказывают в оформлении собственных участков.

А если жители объединяются и пытаются отстаивать свои права и бороться с произволом, как это случилось в селении Кюснет, то в ответ получают угрозы физического уничтожения.

Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть фото Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть картинку Лезгины и чеченцы что общего. Картинка про Лезгины и чеченцы что общего. Фото Лезгины и чеченцы что общего Лезгинское село Кюснет было снесено, а на его месте ведется строительство туристического центра

Наиболее сложная и взрывоопасная ситуация сложилась вокруг четырех лезгинских «орлиных гнезд»: селений Кюснет, Дуруджа, Камерван и Лаза. В последних двух помимо прочего расположены военные части, причем внутри самих селений, а не рядом с ними.

Надо сказать, что до территории самих селений добрались в последнюю очередь. В свое время лазинцы смогли отбить вертолетную «атаку» на свои кутанные земли. Однако жители данных сел все же потеряли значительную часть участков на равнине.

Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть фото Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть картинку Лезгины и чеченцы что общего. Картинка про Лезгины и чеченцы что общего. Фото Лезгины и чеченцы что общего Село Лаза (Лацар)

Одновременно с целью размывания компактного расселения лезгинского народа, несмотря на нехватку земли местным жителям, переселяли и переселяют на их земли ранее — турок-месхетинцев, а теперь — беженцев — азербайджанцев-тюрков.

Так, например, в распоряжении, изданном Советом безопасности Азербайджана, прямо указано, куда следует переселиться беженцам из Карабаха. Из 11 районов, указанных в распоряжении, 9 являются районами, где проживают лезгины и лезгиноязычные народы.

Переселение крызов в равнинные районы Азербайджана, начавшееся ещё до Октябрьской революции, как отмечается исследователями, приводит к постепенной утрате ими этнического своеобразия, национальных традиций и собственного языка, которому грозит исчезновение.

Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть фото Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть картинку Лезгины и чеченцы что общего. Картинка про Лезгины и чеченцы что общего. Фото Лезгины и чеченцы что общего

Село Крыз-Дехне

Растворение лезгин и консолидация чеченцев

Почему лезгины Азербайджана не могут противостоять, если не политике переселения со стороны властей, так хотя бы политике культурной ассимиляция со сторону тюркского большинства? Ведь в том же самом Азербайджане политике ассимиляции успешно противостоит другой кавказский народ – чеченцы.

Причем в случае с чеченцами, этот народ не является коренным для Азербайджана. Чеченская община выросла в Азербайджане в ходе двух чеченских войн в результате резкого наплыва беженцев в азербайджанские города, и в Баку, в первую очередь. Их численность в Азербайджане быстро превысила число удин и крызов.

Однако нет никаких фактов, свидетельствующих о том, чтобы чеченцы поддавались культурному влиянию азербайджанцев, или постепенно растворялись в азербайджанской среде. Ссылки на слишком короткий срок пребывания чеченцев в Азербайджане не особенно убедительны.

Потому что со стороны любого пришлого населения в Азербайджан скорейшее растворение в доминирующей азербайджанской среде является гарантом скорейшей и успешной интеграции в азербайджанское общество.

Сохранение же своей культурной и этнической идентичности – является препятствием не просто на пути интеграции, но и вообще на пути решения всех социальных потребностей отдельной семьи. Речь идет о полноценном доступе к образованию, медицине, устройстве на работу и т.д.

Однако, несмотря на все эти препятствия, чеченские беженцы не показывали ни малейшей готовности к растворению в азербайджанской среде, а наоборот, укрепляли обратный вектор – обособление от азербайджанской среды и укрепление внутреннего этнического единства.

То есть, чеченцы, в отличие от местных лезгин, в условиях агрессивной этнической среды не растворялись в ней, а наоборот усиливали свое отчуждение от этой среды и усиливали свое этническое единство и сплоченность.

Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть фото Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть картинку Лезгины и чеченцы что общего. Картинка про Лезгины и чеченцы что общего. Фото Лезгины и чеченцы что общего Чеченские беженцы в Баку

Более того, чеченцы, даже находясь на чужой территории и в условиях агрессивной по отношению к ним этнической и социальной среды, постоянно и стремительно наращивали свое влияние в Азербайджане, отвоевывая себе одну сферу за другой.

То есть, чеченцы в чужой для себя стране перешли в наступление. Они начали стремительно отвоевывать у азербайджанцев многие сферы, в которых доминирование азербайджанцев было во все года неоспоримым – от криминала до некоторых бизнес сфер.

Стихийный ответ народа

В чем секрет большей чеченской сопротивляемости чужой для себя агрессивной культурной среде? И в чем причина невозможности со стороны лезгинского населения Азербайджана к длительному культурному сопротивлению ассимиляционной и дискриминационной политике со стороны азербайджанских властей?

Почему лезгинское населения Азербайджана, находясь на своей родной земле, не может столь же консолидировано и сплоченно расширять своей влияние, отбивать у азербайджанского большинства одну социальную сферу за другой, как это делают чеченцы, в какой бы стране они ни жили – от Азербайджана до Франции, и от Казахстана до Бельгии?

Очень показательными в этом отношении являются мысли чеченского публициста Германа Садулаева, который в своей книге «Прыжок волка» описывает один невероятно трагический, но ключевой поворот в чеченской истории, который закалил этот народ и заставил его добиться невероятной консолидации своих рядов.

Речь идет о той вынужденной закалке национального характера, о том жизненно необходимом сплочении чеченцев перед лицом катастрофы, о том противостоянии маленького народа репрессивной машине, на которые чеченцы оказались обречены в годы сталинской депортации. Вот что пишет Садулаев по поводу того, какими чеченцы вернулись из депортации:

«Они вернулись совсем другими. Те, кого высылали – это был архаический этнос, зацикленный на своем противостоянии, слабо ориентирующийся в реальном мире, консервативный, накрепко привязанный к своей территории. Само противостояние советской экспансии было противостоянием всей современной цивилизации, любому типу модернизации.

Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть фото Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть картинку Лезгины и чеченцы что общего. Картинка про Лезгины и чеченцы что общего. Фото Лезгины и чеченцы что общего

Вайнахи в депортации

Теперь чеченский народ был готов к модернизации. Нет – он сам был готов стать движущей силой модернизации, для себя и всего, что вокруг. Он преодолел историческую и географическую ограниченность. Он увидел мир. Он понял, что движение – не убивает. Движение – это рост…»

Покорение СССР и России

То есть, на национальную катастрофу насильственной депортации, на выселение народа в совершенно чужую этническую среду, на угрозу полного распыления и растворения, чеченский народ, его коллективное бессознательное, каким-то неведомым способом ответило невероятной степенью сплочения перед лицом общей беды и концентрацией всех жизненных сил народа.

Именно после возвращения из депортации чеченцы начали стремительно восходить по всем социальным сферам советского общества – идти в науку, в управление, в спорт, в народное хозяйство, в нефтяной сектор.

Кульминацией чеченского восхождения стало то, что на момент краха СССР, представитель чеченского народа – Руслан Хасбулатов – стал вторым лицом Союза – огромной мировой державы.

И даже, несмотря на последующие две катастрофичные по своим последствиям чеченские войны, этот народ не утратил своих жизненных сил. А наоборот лишь нарастил свое активное освоение всех сфер жизни новой России – от криминала и бизнеса до спорта и политики федерального уровня.

Назвать хотя бы таких известных чеченцев, как член Совета Федерации Асламбек Аслаханов, один из идеологов «Единой России» Абдулхаким Султыгов, многократный олимпийский чемпион Бувайсар Сайтиев, олигарх Руслан Байсаров и многие другие…

Во многом, описанные качества чеченцев присущи и братскому им народу – ингушам, которых также сплотила и закалила трагедия депортации. Понятия «ингуш» и «ассимиляция в чужой национальной среде» практически несовместимы.

Мнения экспертов

Для того, чтобы глубже понять причины и секреты стойкости чеченского и ингушского народов перед лицом чуждых для себя этнических сообществ, а также понять причины ускоренной ассимиляции лезгинского народа, причем живущего на своей родной земле, мы поговорили на эту тему с рядом признанных экспертов.

Абдул Ицлаев, бывший министр информации Чеченской Республики, публицист

Национальный характер формируется столетиями в рамках определенного исторического процесса. Факторов, влияющих на формирование определенного набора черт характера, на том или ином отрезке истории может быть несколько.

Какие черты, и в силу каких причин, становятся преобладающими, во многом зависит от особенностей исторической точки, где происходит процесс. То, что помогает выживанию, приживается, сохраняется как императив, как часть духа внутренне сильного этноса, заботящегося о своем укреплении, сохранении своей самобытности, повышении потенциала.

Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть фото Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть картинку Лезгины и чеченцы что общего. Картинка про Лезгины и чеченцы что общего. Фото Лезгины и чеченцы что общего Абдул Ицлаев

Способность в сложные периоды истории мобилизовать внутренние ресурсы – это, на мой взгляд, и есть национальный характер. Сохранить себя – значит, сохранить свой язык, веру, культуру, традиции, обычаи, а в конечном счете – сохранить народ. Не созидая, ничего не сохранить.

С учетом всех обстоятельств, операция «Чечевица» по выселению чеченцев и ингушей в феврале 1944 года должна была завершить процесс ликвидации вайнахского народа, как такового.

В самой опустошенной выселением чеченцев и ингушей республике уничтожались все следы их пребывания на этой земле: взрывались вековые башни, переименовывались села и города, сжигались книги.

Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть фото Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть картинку Лезгины и чеченцы что общего. Картинка про Лезгины и чеченцы что общего. Фото Лезгины и чеченцы что общего

Ингуши в депортации

В местах т.н. «спецпоселения», в Казахстане и Киргизии, вайнахи были брошены на произвол судьбы. Они выживали в заснеженных степях без крова над головой, пищи, теплой одежды. Народ только за первый год выселения потерял, по разным оценкам, от трети до половины своего численного состава.

Вайнахи испытали чувство обреченности. Однако и психологии покорности, смирения перед неизбежной участью своей не поддались. Они, вайнахи, даже мысли не допускали, что они будут жить вне Родины.

Власти были не в силах что-то сделать с этим зовом крови, с этой болью-тоской по далекой земле предков. Этот зов сплачивал, объединял, единил народ так, как не смогла бы сделать этого ни одна сила в мире.

Фатима Албакова, профессор Московского государственного универ ситета, член Общественной палаты России

Безусловно с испытаниями и некоторой закаленностью судьбы происходили, естественно, потери в культуре этих народов, в нравах. Были и приобретения, были и потери.

Что касается сплоченности, любой подвергнувшийся испытаниям народ вырабатывает механизмы выживания, механизмы сохранения, в том числе механизмы сохранения своего языка, своих традиций.

Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть фото Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть картинку Лезгины и чеченцы что общего. Картинка про Лезгины и чеченцы что общего. Фото Лезгины и чеченцы что общего Фатима Албакова

В определенной мере это, безусловно, удалось, но есть потери в культуре, потери в языке. Пока черты характера, свойственные этому народу, живут в отдельных личностях, в отдельных группах людей, это народ способен жить, способен творить свою историю, он может надеяться на будущее.

Трагедия и боль, трагические исторические события способствуют консолидации всех конструктивных сил, нацеленных на самосохранение народа, на его развитие. Вот пока ингушский народ будет способен продуцировать в своем обществе такие качества, пока такие качества будут в обществе, он имеет право на будущее, он имеет право творить свою историю.

Энвер Кисриев, заведующий Сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН

Вопрос о том, почему депортация укрепила чеченцев и ингушей, а лезгины постепенно поддаются азербайджанской политике ассимиляции, конечно, поставлен достаточно неожиданно. Но это ведь разные вещи.

Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть фото Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть картинку Лезгины и чеченцы что общего. Картинка про Лезгины и чеченцы что общего. Фото Лезгины и чеченцы что общего

Погрузка депортируемых чеченцев и ингушей в вагоны

Ингушский и чеченский народы были целиком высланы. И интеллектуальная элита, и политическая элита, и военная элита, всем народом вместе оказались в тяжелейших условиях далеко от родины и сблизились между собой в единое целое.

А у лезгин элита в основном уезжала в Москву, в Ленинград, в Баку, в Махачкалу, отделяясь от своего народа. Их никто не выселял, что не требовало никакой национальной мобилизации.

Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть фото Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть картинку Лезгины и чеченцы что общего. Картинка про Лезгины и чеченцы что общего. Фото Лезгины и чеченцы что общего Энвер Кисриев

Они все в наибольшей мере интегрировались с Россией, с русскими, ассимилировались многие. Поэтому, собственно говоря, это принципиально различные исторические судьбы. Трудно находить какие-то параллели здесь.

Руслан Курбанов, вице-президент ФЛНКА, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН

Но и в Дагестане, где, казалось бы, для развития национальной культуры есть все возможности. Стоит съездить в любое лезгинское село, даже горное, и послушать, как разговаривают между собой люди.

Я уже не говорю о других сферах. Если лезгины не могут сохранить свой язык, то тем более они не могут показать нужную степень консолидации и в сферах, где нужна бóльшая жесткость и брутальность.

Например, в сфере жесткой конкуренции с другими общинами за контроль над ключевыми предприятиями Юждага, за контроль над определенными сферами экономики Дагестана, за победы в спорте и в политической борьбе.

Это горько, но после Хаджи-Давуда лезгины не породили других мужей, могущих сравниться с этим великим героем лезгинской земли. Великие ученые и интеллигенты – не в счет.

Но я не склонен сегодня лить слезы над своим народом. Поскольку стойкость вайнахов перед лицом ассимиляции и бóльшая подверженность лезгин ассимиляции связаны с тем, что эти народы находятся на разных степенях развития.

Вайнахи более молодой народ, который еще не растратил своей пассионарной и жизненной энергии. Оттого она у них бьет ключом. И оттого, они сами навязывают окружающим народам свою культуру и образ жизни. Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть фото Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть картинку Лезгины и чеченцы что общего. Картинка про Лезгины и чеченцы что общего. Фото Лезгины и чеченцы что общего

Руслан Курбанов

А лезгины – это народ, который вышел на историческую арену лет на тысячу раньше вайнахов и уже успел растратить свою пассионарную и жизненную энергию на войны с персами, арабами, тюрками и снова персами.

Все подвиги и свершения, вся стойкость и мужество, которыми сегодня удивляют мир вайнахи и некоторые горские народы Дагестана, наш народ уже явил миру в прошлом. Оттого сегодня у нашего поколения лезгин не осталось сил на противостояние чуждому влиянию.

Но у лезгин, как и у других древних народов мира – персов, арабов, китайцев, прошедших несколько циклов взлета, падения и нового взлета – есть шанс на второй цикл своего стремительного развития. То есть, сегодня наш народ находится у самого начала нового цикла, нового этапа, нового взлета.

Но именно для этого нового этапа, для этого нового рывка нам и нужна новая консолидация всех оставшихся жизненных сил нашего народа. А также тех новых сил, той новой крови, той новой пассионарности, которой вновь заполняются жилы нашего народа через возвращение нашей молодежи к своим духовным и культурным корням.

Я глубоко убежден в том, что будущее лезгинского народа – за нашей молодежью, в жилах которой уже бурлит кровь Хаджи-Давуда и Мухаммада Яраги, Насруллы из Капира и Хаджи-Али из Вини Ярага.

Мир еще увидит новое рождение нашего народа… Он еще услышит новое дыхание и новый стук миллионов горячих сердец, готовых отдать жизнь за духовное, культурное и политическое возрождение потомков древних леков.

Фарида Санджах, Мурад Шихахмедов

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Источник

Об этногенезе народов Кавказа Y- DNA

G1, G2, J1, J2, R1b1, R1a1, E, T, N, О, C, I и другие гаплотипы, которые представляются гаплогруппами и их субкладами. Народы состоят их племён, однако изучение истории любого племени показывает связи разных народов.

Миграция скифов после захвата Скифии была направлена на север и на восток.

Гаплогруппы G1 есть у современных казахов, 12% (аргыны). Аргыны жили от Крыма до Дальнего Востока, а крымские аргыны ушли в Турцию при завоевании русскими войсками Крыма во время Екатерины 2.

Поселения древлян были устроены в виде хуторов. На хуторе правил атаман, как и у казаков.

Происхождение народов Кавказа очень сложное, с историческими процессами миграции народов, древними поселениями.

Этруски, как и славяне и семиты, произошли в районе берегов Средиземного моря. Этруски жили в Анатолии, и перемещались на север. Этруски были изгнаны из Италии при вторжении галлов ( 386 до нэ), этруски мигрировали позже и при нашествии готов.

Все идеи «избранности» народов, и все идеи превосходства опасны тем, что они ведут к войнам. Очень жаль, что в Армении и в Азербайджане нет учёных, которые могли бы определить для фамильных родов армян и азербайджанцев примерное время жизни их общих предков.

Анализ статистик гаплогрупп должен определить изначальные истоки общностей, входящих в общность народов Кавказа. При этом, мы видим, что одна и та же гаплогруппа может относиться к разным народам, общностям. Например, у тюрков есть гаплогруппы O, свойственные китайцам, но мы не можем считать китайцев тюрками. У казахов есть гаплогруппы семитов J, но мы не можем отнести казахов к семитам.

R1a у некоторых народов (*)-

Балкарцы, карачаевцы 36%
Черкесы 22%
Абхазы 12%
Черкесы 22%
Шапсуги 3%
Грузины 7%
Армяне 3%
Осетины 1%

Гаплогруппы грузинов (1)
37% гаплогруппы G2
29% гаплогруппы J2,
9% – R1b
7% – R1a
6% – L
4% – J1
5% – E1b
4% – гаплогруппы I, Q, T
(G+ J +R1b ) = 79%

————————-
Армяне (7)
R1b 26,5%
J 24,4 %
G2 9.5%
J1 8.3% (в том числе)
Е1b1 6.8%
I2 5.5%
R1a 2.8%
Q 1%
(G2 + J + R1b) = 69%

———————-
Азербайджанцы (4)
R1b 11% шумеры
G1 11% аргыны
G2 29%
J 20% семиты
Т 9 % древняя гаплогруппа, шумеры
R1a 9% скифы
С монголы
О китайцы
N южная Сибирь, угро-финны
E 2%
Q 2%
(G2 + J + R1b )= 60 %

Гаплогруппы азербайджанцев J1-M267, J2-M172.

Сваны 90%
Осетины 70-75%
Адыги 54%
Абхазы 48%
Азербайджанцы 29%
Лезгины 18%
Кумыки 13%
Аварцы 12%
Армяне 12%
Евреи Израиля 10%
Палестинцы 9,5%
Египтяне 9%
Португальцы 7%
Иорданцы 6%
Чехи 5%
Сирийцы 5%
Турки 5%
Украинцы 4%
Русские 1%

1. А.А. Клёсов (Гарвардский университет)
http://pereformat.ru/2013/09/west-kavkaz-dna/

2. Гаплогруппы осетинов
http://haplogroup.narod.ru/osetin.html

3. Об исследованиях ДНК азербайджанцев
https://www.youtube.com/watch?v=NeFW8SMh7ek

4. Гаплогруппы азербайджанцев
http://vk.com/topic-122036213_34268964

7. Гаплогруппы армян
http://haplogroup.narod.ru/armen.html

8. Этнополитический атлас Кавказа
http://www.iriston.com/
books/cuciev_-_etno_atlas/
cuciev_etno-polit_map.htm

Источник

Лезгины

Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть фото Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть картинку Лезгины и чеченцы что общего. Картинка про Лезгины и чеченцы что общего. Фото Лезгины и чеченцы что общего

Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть фото Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть картинку Лезгины и чеченцы что общего. Картинка про Лезгины и чеченцы что общего. Фото Лезгины и чеченцы что общего

Лезгины испокон веков были известны под названием «леги» «леки», от которого впоследствии и произошёл современный этноним «лезги», «лезгины». Великие империи древности — Персия, Рим, Арабский халифат, — вторгаясь с юга Дагестан, в первую очередь сталкивались с дружинами лезгин. Поэтому термин леки/лезги в старину покрывал вообще все горские народы Дагестана. До сих пор грузины и армяне именуют дагестанцев «леками», иранцы и арабы — «лекзами».

Предками лезгин являются албанские племена, создавшие за несколько веков до нашей эры Кавказскую Албанию — древнейшее государство на территории Восточного Кавказа.

Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть фото Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть картинку Лезгины и чеченцы что общего. Картинка про Лезгины и чеченцы что общего. Фото Лезгины и чеченцы что общего

Древние авторы, говоря об албанцах, отмечают их красоту, высокий рост, светлые волосы и карие глаза. Это характерные черты кавказского антропологического типа, широко представленного и ныне в горных районах Азербайджана и Дагестана.

Лезгины веками с успехом отстаивали свою независимость в борьбе с многочисленными завоевателями. Но к России присоединились одними из первых горцев. В 1813 году все лезгинские общества вошли в состав России.

Во время Кавказской войны часть лезгин выступила на стороне российских властей. Ими руководило четкое осознание своих интересов — именно Россия была лучшей защитницей кавказских народов от многовековой агрессии Турции и Ирана.

Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть фото Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть картинку Лезгины и чеченцы что общего. Картинка про Лезгины и чеченцы что общего. Фото Лезгины и чеченцы что общего
Лезгины Собственного Е.И.В. конвоя. 1860 год.

По приказу Кавказского наместника князя Барятинского южная граница Дагестанской области была определена по реке Самур.

Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть фото Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть картинку Лезгины и чеченцы что общего. Картинка про Лезгины и чеченцы что общего. Фото Лезгины и чеченцы что общегоЭто необдуманное решение привело к разделению единого лезгинского этноса, часть которого оказалась на территории Азербайджана. После установления советской власти эта несправедливость не только не была исправлена, но наоборот, вхождение части лезгин в состав Азербайджана было подтверждено Конституцией Азербайджанской ССР.

В настоящее время численность российских лезгин составляет 411 тысяч человек. Еще около 200 тысяч проживает в Азербайджане. Впрочем, азербайджанские лезгины уже практически полностью ассимилированы.

***
С детства каждый из нас помнит о судьбе Прометея. По приказанию Зевса герой был прикован к скале Кавказских гор, а хищный орел ежедневно прилетал клевать его печень, которая за ночь отрастала вновь.

Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть фото Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть картинку Лезгины и чеченцы что общего. Картинка про Лезгины и чеченцы что общего. Фото Лезгины и чеченцы что общего
Сказка ложь, да в ней намек. Сегодня уже очевидно, что этот древнегреческий миф является аллегорическим описанием ритуального обряда погребения кавказских горцев. Ведь не случайно для обозначения печени и орла лезгины используют одно и то же слово — лек. Не может быть никаких сомнений в том, что это совпадение является отголоском давно забытых религиозных ритуалов.

Орел — один из самых древних тотемов человечества. В представлении лезгин и некоторых других кавказских народов орлы являются воплощением человеческой души. Этот феномен — отголосок древних погребальных обрядов, распространенных в горах Передней Азии и Кавказа.

Раннесредневековые арабские географы в своих путевых заметках сообщали, что у местных горцев существовал обычай выставлять своих покойников на возвышенных местах, чтобы птицы склевывали мясо с костей. Хищники при виде падали в первую очередь пытаются добраться до особо питательной печени. В связи с этим бытовало представление, что печень является важнейшим жизненным органом человека, в котором заключена его душа. По естественному течению мыслей считалось, что при поедании покойников орлами душа умерших перемещалась в тела птиц.

Орлы и некоторые другие хищные птицы и поныне считаются у лезгин священными. Их отстрел и употребление в пищу считается тягчайшим святотатством. Эти запреты, несомненно, связаны с древним табу — запрещением охоты на тотемических животных.

***
Европейские путешественники, посещавшие Дагестан, уже несколько веков назад обратили внимание на красивый и оригинальный танец, который танцевали здешние народы. И сегодня в мире трудно найти человека, который бы не знал зажигательную «Лезгинку».

Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть фото Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть картинку Лезгины и чеченцы что общего. Картинка про Лезгины и чеченцы что общего. Фото Лезгины и чеченцы что общего

Сколько лет этому танцу точно не знает никто, но определенно можно сказать точно, что лезгинка представляет собой прообраз древних ритуальных танцев на Кавказе. В основе его лежит подражание движениям орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Не исключено, что в глубокой древности этот ритуальный танец исполнялся в особом костюме, украшенном орлиными перьями.

Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть фото Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть картинку Лезгины и чеченцы что общего. Картинка про Лезгины и чеченцы что общего. Фото Лезгины и чеченцы что общего

Ныне лезгинка — самый известный и популярный среди всех танцев народов Кавказа. Кстати, это название ему дали русские.

Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть фото Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть картинку Лезгины и чеченцы что общего. Картинка про Лезгины и чеченцы что общего. Фото Лезгины и чеченцы что общего

Лезгинка завораживает и вместе с тем заводит своим энергичным ритмом как танцующих, так и наблюдающих. Его мощная энергетика очень точно соответствует боевому настрою воинов перед сражением. И действительно, во время войн лезгинка служила ритуальным танцем кавказских горцев для поднятия духа.

Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть фото Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть картинку Лезгины и чеченцы что общего. Картинка про Лезгины и чеченцы что общего. Фото Лезгины и чеченцы что общегоПоэтому лезгинка, преимущественно, мужской танец. Сложно представить себе, чтобы где-то на мероприятии или свадьбе лезгинку танцевали одни девушки. А вот танец без участия представительниц прекрасного пола, где танцуют только мужчины — это обычное дело.

Вместе с тем лезгинка служила способом знакомства юноши и девушки, ведь суровые законы гор не позволяют выходить девушкам одним на улицу, и познакомиться молодым людям было нелегко. Но когда девушки собирались на свадьбах, юноши, сделав какое-нибудь движение лезгинки, подзывали своих избранниц на танец. В танце, когда девушка собиралась уходить, юноша всевозможными способами преграждал ей дорогу, но ни в коем случае нельзя было касаться девушки, бывали случаи, когда за это убивали.

Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть фото Лезгины и чеченцы что общего. Смотреть картинку Лезгины и чеченцы что общего. Картинка про Лезгины и чеченцы что общего. Фото Лезгины и чеченцы что общего

Музыка лезгинки, с четким ритмом и энергичными движениями, привлекла к себе внимание многих известных композиторов. Так, Глинка в «Руслане и Людмиле», Рубинштейн в «Демоне» поместили бурную, полную стихийной силы и страсти лезгинку. Композиция осталась популярной по сей день — к ней часто обращаются современные исполнители.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *