Лиаз что за завод
Ликинский автобусный завод
Казаков Александр Михайлович (управляющий директор)
Ли́кинский авто́бусный заво́д (ЛиАЗ) — российское предприятие-производитель автобусов и троллейбусов большого и особо большого класса, расположенный в Ликино-Дулёво Московской области.
Содержание
История
История Ликинского автозавода началась в 1933 году, когда был построен Лесохимический опытный завод облагораживания древесины ЛОЗОД. Завод выпускал изоляционные плиты и прессованную древесину. В 1945 году завод был преобразован в Ликинский машиностроительный — ЛиМЗ и производил электропилы, шпалорезные станки, передвижные электростанции.
В 1959 году ЛиМЗ был переименован в ЛиАЗ. Первым автобусом, сошедшим с конвейера, стал ЗиЛ-158. Пожалуй, самым значимым детищем завода стал автобус ЛиАЗ-677. Всего было произведено более 200 тысяч этих машин. В 1975 году производство было выведено на проектную мощность 10 000 автобусов в год. В 1976 году Указом Президиума Верховного Совета СССР завод был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.
В 1988 году началось серийное производство модели ЛиАЗ-5256, которая в 1990-е годы стала основной.
После распада СССР работа завода замедлилась, а в 1996 году и вовсе остановилась из-за сложной экономической обстановки, а также из-за пожара на заводе двигателей Камаз. В 1997 году ЛиАЗ был объявлен банкротом, и было введено конкурсное производство.
С 2000 года вошёл в компанию «Русские Автобусы» (до 2004 года — концерн «РусАвтоПром»). С 2005 года входит в автомобилестроительную группу ГАЗ.
В 2003−2006 годах разработаны и запущены в серийное производство новые модели автобусов: низкопольные ЛиАЗ-5292 и ЛиАЗ-5293, сочленённый ЛиАЗ-6212, а также сочленённый и низкопольный ЛиАЗ-6213. На базе выпускаемых автобусов разработаны троллейбусы ЛиАЗ-5280, ЛиАЗ-52802, ЛиАЗ-52803.
6 декабря 2007 на заводе выпущен первый троллейбус, полностью произведённый на предприятии. Планируется, что эта линия будет выпускать 500 троллейбусов в год с последующей возможностью увеличения производительности до 1000 штук в год. [2] Первая поставка с новой линии произведена в Челябинское троллейбусное управление. Однако через несколько лет проект был свернут, всего завод собрал около 200 троллейбусов. [1]
В 2010—2011 годах Ликинский автобусный завод проводит рестайлинг своей продуктовой линейки.
Страна ЛиАЗия: мы посмотрели, как выпускают автобусы в Ликино-Дулёво
По Москве начали ходить новенькие дизельные автобусы, в том числе «гармошки», с передней облицовкой как у электробусов — общественный транспорт активно обновляется, и не только в столице. Чтобы посмотреть, как его делают, я отправился в подмосковное Ликино-Дулёво.
На ЛиАЗе я не был сто лет — с начала двухтысячных. А первый раз попал туда в середине девяностых, причем с делегацией компании MAN. Тогда лиазовцы остались и без моторов, и, по сути, без самих автобусов: в 93-м сгорел завод двигателей КАМАЗ, а годом позже был ликвидирован конвейер по производству ЛиАЗов-677, которые могли хоть как-то спасти ситуацию. Тогда завод представлял собой удручающее зрелище: в пустынных цехах стояли автобусы без двигателей, кузова местами красили кисточкой прямо по ржавчине. Было вообще непонятно — выживет или нет?
ЛиАЗ-5256 из казанского автобусного парка
В 2001-м я рассказывал про опыт эксплуатации в Казани ЛиАЗов-5256, из которых, помимо прочего, натурально выпадали моторы. Иногда прямо на ходу. Цитирую рекламационный акт: «При движении с пассажирами произошел обрыв кронштейнов крепления ДВС, двигатель упал, и лопнули ушки вилки карданного вала». Как говорится, без комментариев.
Городской ЛиАЗ двадцать лет спустя: идет контроль новенькой модели 5292 — судя по рестайлинговой облицовке, для Москвы
Производство автобусов ЛИАЗ
Дата публикации — 21.06.2021
История Ликинского автобусного завода берет начало в 1937 году, однако в те времена все производственные мощности были направлены исключительно на изготовление прессованной древесины и изоляционных плит. За год до окончания Великой Отечественной войны произошло преобразование данного предприятия в машиностроительный завод, а в конце 50-х появился всем известный ЛиАЗ.
Первым автобусом, сошедшим с конвейера, стал ЗИЛ-158, поскольку конвейерные мощности были перевезены именно с завода имени Лихачева. В 1963 году был выпущен первый опытный экземпляр ЛиАЗ-677, который впоследствии разошелся практически по всему СССР. Успешное производство было отмечено такой значимой наградой, как Орден Трудового Красного Знамени. В 1986 году, в ходе технического переоснащения, стартовало серийное производство новой модели – ЛиАЗ-5256.С 2005 года завод ЛиАЗ входит в состав крупнейшей автомобилестроительной компании «Группа ГАЗ».
Вначале XXIвека на базе производимых транспортных средств было разработано 3 модели троллейбуса, а также совершенно новые автобусы:
Наши дни
Модернизация автобусного завода ЛиАЗ позволила организовать производство всей линейки выпускаемой продукции в едином потоке. На предприятие, которое занимает 630 тысяч квадратных метров, было поставлено современное оборудование из Европы и Японии. Кроме того, была установлена дорогостоящая линия окраски и антикоррозионной обработки кузовов Geico (США).
С 2014 года стартовала сборка комфортных туристических автобусов «Круиз», использующих шведские шасси от Scania, а спустя год Ликинский автобусный завод ЛиАЗ запустил в серийное производство совершенно новую модель ЛиАЗ-4292. Осенью 2018 года налаживается серийное производство такого прогрессивного транспорта как электробусы.
Всего за годы существования завод автобусов ЛиАЗ выпустил более 290 тысяч автобусов разных назначений и классов. В 2016 году производитель был отмечен престижной наградой «Автобус года в России». На настоящий момент предприятие выпускает чуть более 9% автобусов от общего количества подобного транспорта, который эксплуатируется на дорогах РФ.
Модельный ряд
По состоянию на 2021 год, производитель выпускает несколько популярных моделей:
До 2012 года предприятие выпускало высокопольные, низкопольные и полунизкопольные троллейбусы. В 2021 году руководство приняло решение прекратить производство двух известных автобусов (полунизкопольного ЛиАз-5293 и высокопольного 5256), но запасные части для данных моделей продолжат изготавливаться ближайшие 10 лет.
Все ныне выпускаемые автобусы на заводе ЛиАЗ оснащаются силовыми установками, соответствующими экологическим стандартам Евро-4, Евро-5, и даже Евро-6, а также международному экологическому стандарту ZeroEmission. Надежные узлы, продуманная эргономика и прогрессивные системы обеспечивают отличную управляемость в любых дорожных условиях, а также высокий уровень комфорта и безопасности.
Разрабатывая новые автобусы, производитель учитывает множество нюансов, стараясь делать максимально удобные и практичные машины, привлекающие надежностью и современным дизайном. Некоторые модели адаптированы для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями передвижения (предусмотрен откидной трап, кнопка связи с водителем и специальные места для собак поводырей).Большой спектр опций позволяет адаптировать транспортное средство под специфику разных маршрутов.
Особенности производства
После масштабной модернизации в цехах, где делают ЛиАЗ, условия трудовой деятельности заметно улучшились. «Группа ГАЗ» акцентирует внимание на необходимости внедрения самых эффективных мировых практик в сфере высоких технологий машиностроения, роботизации и автоматизации промышленной техники, а также производственной среды.
На предприятии эксплуатируется множество оборудования профессионального уровня от таких компаний, как:
На Ликинском автобусном заводе ЛиАЗ применяются лазерные станки для резки металла, используется эффективная технология нагревания металлических листов до определенной температуры перед сварочными работами. Кроме того, на производстве задействована уникальная система катафорезного(электролитического) грунтования, которая позволяет обработать не только внешние, но и внутренние поверхности кузова.
Использование передовых технологий и современного оборудования позволяет не только выводить на рынок новый транспорт для пассажирских перевозок, максимально ориентированный на потребителя, но и изготавливать технику, соответствующую самым высоким российским и европейским стандартам.
Объединение инженерных центров позволило сократить время на длительную разработку новых транспортных средств и компонентов, унифицировать процессы, консолидировать ресурсы и привлечь поставщиков. Преимущества такого подхода выражаются в ценном и уникальном опыте,оперативной реализации качественных проектов, постоянном отслеживании изменений в законодательной базе, а также возможности разработки и создания бюджетной продукции достойного уровня.
Специалисты заводов-производителей автобусов выполняют полный цикл работ по созданию транспортных средств, предназначенных для перевозок пассажиров:
Благодаря улучшению контроля качества, на предприятии постепенно пришли от выявления и оперативного устранения проблем к полному предотвращению их возникновения. Это стало возможным благодаря использованию немецкого стандарта VDA 6.3. Вместе с этим активно применяется зарекомендовавшая себя у зарубежных компаний методика CSA(аудит удовлетворенности покупателя), которая позволяет имитировать оценку транспортных средств через призму клиентского восприятия.
Значительные достижения и планы на будущее
Когда над продуктом работает множество опытных специалистов, использующих современное оборудование и технологии, полученный результат будет оценен по достоинству. К примеру, после Олимпиады в Сочи низкопольный ЛиАЗ-5292, разработанный специально для городских маршрутов, одержал победу в ежегодном престижном конкурсе «Лучший коммерческий автомобиль года в России».
На рынке выигрывает тот, кто может предложить инновационный конкурентоспособный продукт. На Ликинском автобусном заводе постоянно ведется разработка новых продуктов расширенной функциональности, максимальной комфортабельности, безопасности и надежности, создаются инновационные модели, а также внедряются самые прогрессивные технологии:
Ультрасовременные автобусы доступны каждому!
Каждый заинтересовавшийся потребитель может приобрести автобусы производства ЛиАЗ, посетив официальный сайт компании «ЯрКамп-Питер», которая является одним из крупнейших автобусных компаний в Северо-Западном регионе страны. На портале представлен большой выбор пассажирского транспорта. Инструменты сайта позволяют классифицировать выдачу по различным категориям (тип автобуса, класс, тип силового узла, вместимость или количество сидячих мест).
Автобусы «ЛиАЗ»
ЛиАЗ (полное название «Ликинский автобусный завод») – отечественный машиностроитель, который специализируется на разработке, выпуске и реализации автобусов среднего, большого и особо большого сегментов (городского, туристического и междугороднего назначения… в том числе, приспособленных для суровых условий эксплуатации)… Это – один из ведущих в России производителей пассажирского транспорта…
Полунизкопольный автобус среднего класса, который был впервые представлен весной 2015 года – на выставке «Мир автобусов». Он может похвастать: современным дизайном, двумя версиями на выбор (городской и пригородной) и мощной дизельной «четверкой».
Данный сочлененный низкопольный автобус особо большого класса появился на свет в 2004 году. Он может похвастать: вместительным салоном, двумя шестицилиндровыми моторами на выбор (дизельным и газовым), а также колесной компоновкой «6×2».
Этот большой полунизкопольный автобус, предназначенный для городских перевозок пассажиров – дебютировал в 2005 году. Он может похвастать: современной внешностью, вместительным салоном и выбором из трех двигателей (дизельные или газовый).
Автобус большого класса, предназначенный для междугородних туристических пассажирских перевозок – появился на свет в 2003 году. Он может похвастать: комфортабельным салоном, хорошим оснащением и дизельной «шестеркой» мощностью 400 л.с.
Это – двух- или трехосный автобус большого класса, предназначенный для пригородных и междугородных пассажирских перевозок. Среди его особенностей присутствуют: приятный дизайн, комфортабельный салон и современное шведское шасси Scania.
Высокопольный автобус большого класса – он появился на свет в 1962-м, а массово производился с 1967 по 1994 года (на некоторых предприятиях – до 2005-го). Машина «щеголяет»: полунесущим кузовом вагонной компоновки, 180-сильным V8 и широким выбором модификаций.
Сегодня продукция «ЛиАЗ’а» пользуется высоким спросом практически во всех российских регионах.
В рубрике представлен модельный ряд автобусов марки «ЛиАЗ» – обзоры с фотографиями и отзывами об этих машинах. Для каждой рассматриваемой модели указаны основные параметры и технические характеристики, а так же ориентировочные цены на российском рынке.
История советского автопрома. Ликинский автобусный завод: «ЛиАЗ»
Жители столиц бывших советских республик еще не забыли то время, когда улицы были заполнены автомобилями отечественного производства, а любая иномарка заставляла останавливаться и с интересом смотреть ей вслед. Привычны советским людям были разве что венгерские «Икарусы», считавшиеся наиболее отвечающими тогдашним требованиям автобусами, да и их, по большому счету, считали своими.
В провинции дело обстояло еще хуже. Использовать в небольших городах экспортированные даже из стран соцлагеря автобусы считалось нецелесообразным. Ведь расплачиваться за них приходилось валютой, а для государства это удовольствие было слишком дорогим. К тому же, в Союзе тоже собирали неплохие автобусы, что, в свою очередь, давало толчок к развитию промышленности и обеспечивало население работой.
Сейчас модно утверждать, что о комфорте пассажиров в советское время думали в последнюю очередь. Однако подобные заявления не соответствуют истине и могут уверенно пополнить копилку мифов и заблуждений о нашем недавнем прошлом. Конечно, в сравнении с современными автобусами, оснащенными телевизорами и буфетами с микроволновыми печами, автобусы пятидесятилетней давности явно проигрывают. Но если говорить об удобстве пассажиров, то тут есть с чем поспорить.
Производство автобусов в СССР началось еще в 1926 году. С тех пор отечественный автопром пережил множество взлетов и падений, оставив нам на память не только приятные воспоминания о былом величии, но и ряд действующих до сих пор заводов, специализирующихся на сборке автобусов. Одно из таких предприятий – компания «ЛиАЗ», входящая в концерн «Группа ГАЗ».
По большому счету, Горьковский автозавод сыграл огромную роль в развитии отечественного автопрома. От него в той или иной степени зависели практически все существовавшие в СССР предприятия автомобилестроительной промышленности. На основе моделей ГАЗ-а разрабатывалась продукция Рижской автомобильной фабрики и Ереванского автозавода. Более того, нижегородцы оставили свой след даже в истории «Москвича», правда, не столь явный.
Что касается ЛиАЗ-а, так автобусов под таким названием вполне могло бы и не быть. Изначально в подмосковном Ликино-Дулево никаких предприятий, связанных с автомобильной промышленностью, организовывать не собирались. А вот планы по облагораживанию древесины были грандиозные. С этой целью в 1933 году здесь начали строить Лесохимический опытный завод «ЛОЗОД».
Вплоть до 1945 года здесь производили бруски лигностона, изоляционные плиты, занимались опрессовкой древесины и из нее же изготавливали различные изделия. Однако Великая Отечественная Война внесла свои коррективы в развитие советской промышленности. Страну нужно было в срочном порядке восстанавливать из руин. Да и люди мечтали как можно скорее вернуться к нормальной мирной жизни. По всей территории СССР начиналось масштабное строительство, а чтобы удовлетворить потребности стройки необходимо было наладить обеспечение объектов материалами и оборудованием.
Многие предприятия меняли свою квалификацию. Не стал исключением и «ЛОЗОД». В 1945 году указом Иосифа Виссарионовича Сталина лесохимический завод был переименован в Ликинский машиностроительный (ЛиМЗ) и все прежнее производство здесь было прекращено. Теперь в его цехах изготавливали электрические пилы, шпалорезные станки и передвижные электростанции. Но с течением времени последствия войны были ликвидированы и у населения возникли новые потребности. Жизнь постепенно наладилась, а благосостояние народа улучшилось. Государство столкнулось с необходимостью сделать повседневную жизнь своих граждан максимально удобной.
К началу 60-х годов мало кто мог позволить себе такую роскошь, как личный автомобиль. Развитие сети общественного транспорта было необходимо, как воздух. Имеющегося автопарка для удовлетворения нужд населения было явно недостаточно, поэтому в разных уголках Советского Союза многие предприятия пришлось переориентировать на производство автотранспорта. Не миновала сия участь и ЛиМЗ. В 1959 году он был переименован в Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ) и приступил к сборке первых машин.
Однако собственная продукция у ЛиАЗ-а появилась не сразу. Поначалу в его цехах собирали «ЗиЛ-158». В первый год работы было собрано лишь 213 автобусов, а к 1963-му году количество ежегодно выпускаемых машин превысило 5 400. Объемы производства росли быстрыми темпами и к концу десятилетия достигли 7 000 единиц в год.
Выпуск «ЗиЛ»-ов не мешал инженерам ЛиАЗ-а вести разработку собственной модели автобуса. Труд специалистов не был напрасным. В 1967-ом году с конвейера завода сошла первая партия собственных автобусов «ЛиАЗ-677». Это была обычная машина, предназначенная для эксплуатации на городских линиях. Автобус был достаточно вместителен, количество сидячих мест равнялось 35-ти, а набиться битком в него могли почти 90 человек. Модель имела успех. Различные модификации «ЛиАЗ-677» выпускались вплоть до 2002 года, а некоторые из них до сих пор развозят пассажиров в отдельных городах бывшего СССР.
Производитель утверждает, что за все время было произведено более 200 000 «ЛиАЗ-677». Конечно, эту цифру можно назвать справедливой лишь с учетом всех известных модификаций, а среди них были и экскурсионная модель, и предназначенная для эксплуатации в суровых условиях Крайнего Севера, и типичный пригородный автобус, и даже передвижная телестанция, обеспечивающая прямую трансляцию различных мероприятий.
В 1972 году продукция завода была высоко оценена западными специалистами. На международной автомобильной выставке в Лейпциге «ЛиАЗ-677» был отмечен Дипломом Первой степени и награжден Золотой медалью. Успех предприятия был очевиден и не подвергался сомнению. В 1975 году объем производства Ликинского завода превысил 10 000 автобусов. А годом позже Президиум Верховного Совета Союза СССР наградил предприятие Орденом Трудового Красного Знамени.
В последнее десятилетие существования СССР ЛиАЗ занимался разработкой новой модели. Пробная партия «ЛиАЗ-5256» была готова в 1985 году, а с 1990-го различные модификации автобуса были запущены в массовое производство. На сегодняшний день общее количество «ЛиАЗ-5256» превысило 16 000.
Как и большинству отечественных предприятий, Ликинскому автобусному заводу не удалось избежать трудностей начала 90-х. Резкое падение уровня жизни и открытие рынка для стран Запада, откуда в страну стала поступать бывшая в употреблении импортная техника, заметно усложнили жизнь предприятия. Да и многие бывшие партнеры наотрез отказались сотрудничать с российским заводом, во многом из-за изменившейся политической ситуации в бывших советских республиках, ставших теперь полноценными независимыми государствами. В 1996 году производство на ЛиАЗ-е было остановлено, а год спустя против него было начато банкротное производство.
Однако эти сложности оказались преодолимыми. Процедура банкротства была произведена таким образом, что все производственные площади были сохранены за ООО «Ликинский автобусный завод». Благодаря этому стало возможным возобновить производство и приступить к разработке новой продукции.
С 2000 года на ЛиАЗ-е были разработаны две новые модели – «ЛиАЗ-6212» и предназначенный для пригородных рейсов «ЛиАЗ-5256R». Современная продукция завода отвечает высоким европейским требованиям и способна составить конкуренцию даже автобусам западного производства. И это дает основания надеяться, что когда-нибудь отечественный автопром достигнет очередных вершин, а выпускаемые нашими заводами машины будут востребованы не только на родине, но и в других странах.