Либерализм консерватизм социализм что лучше
Кто такие либералы, консерваторы, социалисты?
В данной статье мы разберёмся, кто такие либералы, консерваторы и социалисты в политике, а также что лежит в основе либерализма, консерватизма и социализма. Сделать мы это попытаемся довольно простым языком.
Что такое либерализм, и кто такие либералы?
Либерализм – это общественно-политическое течение, при котором существует обеспечения и защита свободы личности, снижается или уничтожается полностью давление государства и общества на каждого отдельного человека. Либерализм в первоначальном значении – это свобода мысли, снисходительность к людям. В политику он пришёл, как ответ на авторитарные режимы, где индивид был сродни таракану, раздавать которого во блага лидера было за честь.
Либералы – это последователи и сторонники либерализма. Они считают, что государство создано для того, что защищать человека от других насилия людей, влиятельных групп и давать свободу индивиду. Либералы всегда стремились ограничить наследственность власти (сделать честные выборы), расширить круг лиц, которым доступно право голоса, внедрить парламентское правление, гарантировать и защитить свободы граждан.
Что такое консерватизм, и кто такие консерваторы?
Консерватизм – это политическая идеология, которая подразумевает сохранение всего, что уже сформировалось: государственная и общественная жизнь, морально-правовые нормы нации, религии, семьи. Консерватизм – это борьба с нововведениями, если они противоречат текущему укладу.
Консерваторы – люди, которые поддерживают консерватизм. Как правило, они выступают против радикальных реформ, защищают традиционные ценности и не приемлют изменений в государственном устройстве страны.
Что такое социализм, и кто такие социалисты?
Социализм – это учения, где главным в государстве является социальная справедливость, свобода и равенство. Если сказать кратко, то все люди равны в своих правах и свободах, а также перед законом.
Социалисты – это люди, приверженцы социализма. Их устраивает только такая система, где процесс производства и распределения доходов контролируется обществом.
Честно говоря, сейчас нашей стране очень сильно не хватает некоторых черт, свойственных либерализму и социализму, а вот консерватизма можно и поменьше.
Что такое социализм?
Идеология социализма. Суть и принципы социализма
Основные идеалы социализма:
Отсутствие эксплуатации человека человеком, социального угнетения
Общественная собственность на средства производства
Социальное равенство, справедливость
Основные принципы и ценности
Свобода личности, права человека, частная собственность, демократия
Традиционные институты: государство, семья, церковь, частная собственность
Равенство, отсутствие эксплуатации, справедливое распределение и общественная собственность
Отсутствие власти одних людей над другими, свобода от принуждения
Роль государства в экономической жизни
Государство минимально вмешивается в свободный рынок, не мешает конкуренции
Государство защищает частную собственность как основу экономики
Государство регулирует экономическую жизнь, распределяет ресурсы, ограничивает частную собственность
Государство не нужно, оно не должно вмешиваться в экономику
Отношение к социальным вопросам
Люди равны перед законом, в остальном неравенство нормально
Люди не равны, часть из них может иметь привилегии
Все люди должны иметь равные права и обязанности, государство борется с неравенством доходов
Отказ от частной собственности обеспечит равенство людей
Пути решения социальных вопросов
Реформы, постепенные изменения общества
Укрепление традиционных устоев и институтов общества
Контроль государства, обеспечение социального равенства
При отсутствии государства люди сами решат свои проблемы
SOPA Images/LightRocket via Getty Images
Что такое утопический социализм?
Немецкий философ Карл Маркс превратил социализм из философского идеала в революционную теорию: он утверждал, что социалистический строй уничтожит капитализм в результате пролетарской революции.
Социализм в СССР. Развитой социализм
После победы Октябрьской революции 1917 года РСДРП(б) была переименована в коммунистическую партию. Большевистское государство во главе с Лениным взяло курс на построение социализма и коммунизма. Экономика стала централизованной, Компартия не допускала к власти другие политические силы, государство строго контролировало социальную сферу, культуру и идеологию.
Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплоатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы ни государственной власти.
Конституция РСФСР 1918 года
При Н.С. Хрущеве в 1961 году была принята новая программа Компартии, обещавшая «создание материально-технической базы коммунизма» к 1980 году. Уже тогда многие посчитали несбыточным обещание построить коммунизм за 20 лет. После отставки Хрущева это признало и руководство страны.
В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся все шире пользуются плодами великих революционных завоеваний.
Конституция СССР 1977 года
Советский плакат эпохи Л.И. Брежнева
Построение коммунизма, таким образом, откладывалось на неопределенный срок. Тем временем СССР вступил в эпоху экономической и социально-политической стагнации, а затем и острого кризиса. Коммунистическая идеология стала подвергаться все большей критике.
Во второй половине 1980-х годов М.С. Горбачев пытался реформировать социалистическую систему, однако эти попытки закончились неудачей. Мировой социалистический лагерь распался. В декабре 1991 года официально перестал существовать и Советский Союз. Появившиеся на его месте независимые республики отказались от идей социализма.
Критика социализма. Чем плох социализм?
В настоящее время принято считать, что «социалистический эксперимент» XX века закончился провалом. Анализируя причины его неудачи, критики указывают на фундаментальные экономические, социальные и политические недостатки социализма.
Отсутствие экономических стимулов и уравнительная оплата труда неизбежно вели к низкой производительности. Ориентация на количественный план вредила качеству продукции. Не было заинтересованности во внедрении новых технологий. В результате усугублялся товарный дефицит, усиливалась скрытая инфляция, социалистические страны проигрывали в конкурентной борьбе капиталистам.
Depositphotos
Либералы, консерваторы и социалисты
Всего получено оценок: 288.
Всего получено оценок: 288.
Среди наиболее популярных идеологий можно выделить три: консерватизм, либерализм, социализм. Они сформировались в Новое время, в XVII–XIX веках, и продолжают развиваться до сих пор.
Либерализм
Своими корнями эта идеология уходит в эпоху гуманизма: к первым буржуазным революциям в Нидерландах и Англии. Изначально либералы выступали против абсолютной монархии и клерикализма.
Рис. 1. Джон Локк.
Идеи либерализма восходят к сочинениям английского философа Джона Локка конца XVII века, например, «Два трактата о правлении». Он сформулировал основные принципы данной идеологии:
В XVIII веке идеи равенства граждан перед законом развил французский философ Шарль Луи Монтескьё. Государственную власть он предлагал ограничить принципами федерализма и разделения властей.
Жан-Жак Руссо развил идею о естественной свободе и общественном договоре. К либеральным мыслителям XVIII века относились:
Современные права человека восходят к идеям либералов Нового времени. В том числе право на жизнь, личную свободу и собственность. Идеи либералов XVIII века повлияли на революции во Франции и в североамериканских колониях, а также на общественное движение в ряде стран, например, в России (декабристы).
Консерватизм и социализм
Идеи консерватизма зародились в Англии во второй половине XVII века, между реставрацией династии Стюартов и Славной революцией 1688 года. Изначально консерваторами были монархисты-роялисты. К 1830-м годам появилась консервативная партия, она представляла собой странный альянс капиталистов-рыночников и аристократии.
В России определение консерватизма связывают с идеями Николая Карамзина, Сергея Уварова, Константина Победоносцева, Михаила Каткова. Из императоров XIX века образцовыми консерваторами были Николай I и Александр III. В основе идей консерваторов лежит:
Примером британского консервативного политика 2-й половины XX века является Маргарет Тэтчер.
Идее социализма уходят корнями в далекое прошлое. Они прослеживаются у древнегреческих философов Платона и Аристофана. К утопическому социализму XVI века относятся Томас Мор и Томмазо Кампанелла. В их творчестве заметны идеи равенства и отсутствия частной собственности.
Бурное развитие социалистической мысли произошло в XIX веке под влиянием буржуазных революций, индустриализации и рабочего движения. Философы Маркс и Энгельс выдвинули идею о социализме как о первом этапе коммунизма. Вместо идей экономической свободы либералов и традиционных ценностей консерваторов, они выдвинули:
Их идеи в начале XX века развил Владимир Ленин, который, будучи лидером партии большевиков, осуществил Октябрьскую революцию в 1917 году.
Основные характеристики либералов, консерваторов и социалистов можно представить в таблице:
Идеология
Особенности
Личные свободы и права человека, экономические свободы, федерализм, разделение властей, общественный договор
Принятие прогресса, но неприятие революций и радикальных реформ, поддержка традиционных ценностей
Идеи национализации и ограничения частной собственности, справедливого распределения, свержения эксплуататорских классов, социалистической революции и перехода от социализма к коммунизму
Основоположником консерватизма можно считать Эдмунда Бёрка. Он был членом парламента Великобритании с 1766 по 1794 год. В 1790 году Бёрк резко раскритиковал в своих памфлетах Великую французскую революцию за ее пренебрежение к ценностям и традициям.
Что мы узнали?
В школьном курсе по истории и обществознанию 8 класса можно узнать кто такие либералы, консерваторы и социалисты. Представители этих идеологий имеют различные взгляды на то, каким должно быть общество и государство.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ: КОНСЕРВАТИЗМ, ЛИБЕРАЛИЗМ, СОЦИАЛИЗМ
К наиболее влиятельным идеологиям современности принято относить либерализм, консерватизм и социализм.
Современный либерализм (неолиберализм) исходит из того, что механизм свободного рынка создает наиболее благоприятные предпосылки для эффективной экономической деятельности, регулирования социальных и экономических процессов. Роль государства в рамках либерализма ограничивается обеспечением нормальных условий функционирования рынка и конкуренции, соблюдением правопорядка, обереганием жизни и достоинства личности.
Консерватизм. Данное направление идеологической мысли чаще всего характеризует как систему воззрений, ориентированных на сохранение и поддержку существующих общественных порядков и отказ от абстрактно-радикальных проектов общественного переустройства. Эта «охранительная» тенденция общественно-политического мышления коренится в так называемом традиционализме – обычной психологической склонности людей держаться за прошлое, надежное, проверенное.
Для консерватизма принципиально неприемлема ключевая в либеральной идеологии концепция естественных прав и свобод человека, подразумевающая хотя бы формальное равенство всех индивидов. Консерваторы утверждают обратное: люди принципиально неравны по своим талантам, способностям, усердию, отмеченности Богом.
Консерватизм, вынужденный настаивать на сохранении существующего положения вещей, все же не может отвергать любые изменения вообще. Они и не отвергаются, а даже приветствуются – но только такие, которые согласуются с существующими порядками и развиваются подконтрольно. Изменения же радикального, революционного характера не могут принести обществу пользы.
Социализм. Наиболее внушительное и последовательное развитие идеи социализма получили в учении Карла Маркса и Фридриха Энгельса. К.Маркс и Ф.Энгельс смогли создать очень цельную, содержательную, логически стройную концепцию общественного развития. Ключевые положения марксизма хорошо известны. Центральное место среди них занимают три радикальные цели-требования: социалистическая революция, диктатура пролетариата, установление общественной собственности на средства производства.
Марксистская идеология была первой в истории теоретических концепций, которая открыто объявила, что она защищает интересы определенного класса.
Социалистический интернационал, воссозданный после Второй мировой воины в 1951 г., во Франкфуртской декларации провозгласил свою официальную доктрину, известную под названием «Демократического социализма». Эта доктрина исходит из основной для социалистов идеи, что к социализму можно прийти только демократическим путем. У каждой партии могут быть свои представления о демократическом социализме, но суть для всех одна: демократия – это метод решения проблем, который соответствует сущности социализма и обеспечивает продвижение к нему. Чем больше демократии, тем больше социализма.
Важной вехой на пути развития социал-демократического движения стал XVIII конгресс Социнтерна, состоявшийся в 1989 г. в Стокгольме. Конгресс принял “Декларацию принципов” – по сути, новую программу Социнтерна. В этом документе демократический социализм был охарактеризован как движение за свободу, справедливость и солидарность. Социал-демократы выступили за политическую, социальную и экономическую демократию в глобальном масштабе. В экономической концепции социал-демократии подчеркивается плюрализм собственности. Частная собственность должна быть разрешена и может вполне сосуществовать с государственной. Форма собственности должна соответствовать характеру производства. Необходимо индикативное планирование в производстве. В последнее время социал-демократы выдвинули концепцию “Экологического социализма”. Согласно этой концепции, только то имеет право на существование, что не наносит ущерба человеку и природе. Экономический рост ради только экономического роста ни к чему.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Смысл за штампами: основные типы экономических идеологий
Консерватизм, либерализм, демократизм, социализм. Эти слова звучат отовсюду практически ежедневно. Однако разные люди вкладывают в них разный смысл, а большинство говорящих и слушающих лишь смутно догадывается об их истинном значении. Опишем кратко основные элементы четырех идеологических систем при помощи стандартного набора критериев с точки зрения экономики и представлений о хозяйствующем человеке.
Как только речь заходит о сколько-нибудь законченном видении хозяйственной системы и тенденций ее развития, так любое объяснение, сознательно или неосознанно, базируется на той или иной идеологии. Оставаться вне влияния конкретных политических партий и их экономических программ вполне возможно, но нейтральность ко всякой идеологии — не более чем идеологический миф.
Хозяйственная идеология рассматривается нами как более или менее упорядоченный взгляд на хозяйство, или системное мировоззрение, в котором сплетаются когнитивные, нормативные и символические элементы. Подобное идеологическое мировоззрение отличают следующие черты:
Консерватизм нацелен на удержание и воспроизведение традиции, а не на коренную ломку существующих отношений. Но торопиться отождествлять его с традиционализмом не следует. «Естественный традиционализм» есть начальная форма консервативного мировоззрения. Она господствовала в средневековом аристократическом обществе, но воспроизводится и поныне в виде простейших охранительных реакций. Консерватизм эпохи современности — более сложная идеологическая система, включающая представления о развитии. Она сформировалась в ответ на действие разрушительных сил Французской революции на рубеже XVIII и XIX столетий. Из чего исходит консервативная позиция.
В области конечных хозяйственных ценностей консерватор стремится не к индивидуальной экономической свободе и не к материальному равенству, а скорее кхозяйственному единству, в котором каждый отдельный человек оказывается сопричастным некоему органическому целому. Консерватизм, таким образом, проповедует надиндивидуализм. Хозяйствующий человек здесь не автономен и в определенном социальном смысле «не свободен», ибо его свобода сопряжена с осознанием ответственности, налагаемой на него высшим хозяйственно-политическим порядком.
Консерватизм не предусматривает равноправия. Более того, он утверждает принципстрогой иерархии, отчетливо прокламируя неизбежность экономического неравенства. Последнее с консервативной точки зрения освящено правом и традицией, непременно проникнуто неким моральным Духом, «чувством служения». Это единственная открыто антиэгалитарная идеология, предлагающая «живое созерцательное приспособление к человеческому неравенству».
В области хозяйственной мотивации консерватор ориентируется скорее не на материальные стимулы, а на выработанную привычку исполнения долга, на воспитание трудовой и деловой этики, лояльности руководству и преданности фирме.
В сфере хозяйственной организации идеал консерватизма — корпоративная структура. Место индивида или группы здесь определено их принадлежностью к относительно замкнутым организациям иерархического типа, будь то средневековый ремесленный цех или современная компания. А наивысшей, в каком-то смысле «священной», силой, объединяющей все прочие корпорации, является Государство.
Консерватор ратует за сильную государственность. Он приветствует активное вмешательство государственных органов в хозяйственные процессы во имя так называемых национальных интересов. Вмешательство осуществляется в форме постоянного, но в то же время умеренного реформизма, исходящего более из сложившейся хозяйственно-политической ситуации, нежели из желаемого порядка вещей (с неизбежными плюсами и минусами такого выбора), при осторожном отношении ко всяким радикальным и скорым нововведениям.
Государственно-корпоративный каркас в свою очередь опирается на фундамент таких «традиционных» форм организации хозяйства и общества, как семья. И все вместе цементируется отношениями патернализма, сочетающими строгую субординацию с отеческой заботой о нижестоящих: слабые должны подчиняться сильным, а сильные заботиться о слабых.
Консерватизм не отвергает прав человека как частного собственника, он проводитпринцип единонаследия (майората) как способ воспроизводства этой собственности, поддерживает наследственные привилегии и принцип назначаемой сверху опеки со стороны собственника или сообщества (государства). Ему соответствует политикаконцентрации частной собственности в целях ее более эффективного контроля. Последний же необходим для того, чтобы частная собственность работала, в том числе на производство общественных благ. Консерватизму в принципе не чужды трудовое и экономическое принуждение и соответствующие ограничения свободы, обеспечиваемые в рамках семейно-корпоративного устройства.
Консерватор исходит из признания национального характера хозяйства, глубокой специфики национальных условий, сложившихся в данном сообществе нравов и обычаев, правовых, экономических и политических институтов. Консерватор выдвигает приоритет особых национальных интересов (вместо заботы об интересах «глобального сообщества» или «мирового пролетариата»). При этом его национализм выполняет скорее не наступательные, а защитные функции, пытаясь замкнуть на себя сложившуюся хозяйственную традицию и культуру. Консерватор подчеркивает сквозную историческую преемственность в социально-экономическом развитии и не членит историю на периоды «золотого века» и «темного царства».
Консерватор не склонен к экономическому детерминизму, он рассматривает хозяйство как целостный общественный организм. Наконец, консерватор не злоупотребляет рационалистическими построениями. Нерациональные основания занимают у него важное место как в описании мотивов хозяйствующих субъектов, так и в изображении всего хозяйственного устройства.
Суть либеральных идеалов заключена в утверждении свободы хозяйственных агентов. Максимальное использование стихийного саморегулирования и минимальное принуждение — таков основополагающий принцип «чистого» либерализма. Причем свобода получает здесь свое выражение как индивидуальная независимость, или автономия, ограниченная лишь свободой точно таких же автономных индивидов, рационально следующих своим эгоистическим интересам. Связь хозяйственных агентов с обществом и другими агентами имеет в либерализме скорее негативный (вынужденный) характер (приходится развивать сотрудничество с партнерами ради того, чтобы реализовать собственный интерес). Либерализм предлагает, таким образом, идеологию утилитаризма и рационализма, наиболее близкую традиционным экономистам.
В сфере хозяйственной мотивации либерализм опирается в первую очередь на привлекательность материальных стимулов. Он проповедует экономическое равенство, но в то же время эгалитаристские элементы имеют здесь формально-декларативный характер. Речь идет о весьма условном равенстве исходных позиций — подобно равенству бойцов на ринге. Индивиды наделяются равными формальными собственническими и гражданскими правами. При этом достаточно отчетливо прокламируется фактическое экономическое неравенство. Либерализм выступает, таким образом, за «равенство возможностей», но против «равенства результатов» деятельности. Вступая в конкурентную борьбу, человек берет на себя ответственность за ее последствия и вправе рассчитывать только на свои силы. «Пусть проигравший плачет»!Свобода «экономического человека» утверждается как результат принадлежащих ему прав собственности, которые рассматриваются как«естественные» права.
В качестве идеального хозяйственного порядка либерализмом предлагаютсясаморегулирующийся рынок и механизм свободной конкуренции. Государству либерал отводит довольно скромные роли — «ночного сторожа», охраняющего права соревнующихся индивидов и отпугивающего желающих нарушить условия свободной конкуренции, а также роль «врача», смягчающего ее побочные эффекты и оказывающего «первую помощь» пострадавшим. Главные функции государства — осуществление дерегулирования и приватизации, т.е. сокращение собственных полномочий.
Либерал исходит из существования одной универсальной модели «нормальной экономики» и видит различия национальных хозяйств лишь в степени их относительной отсталости или приближенности к общему идеалу. Украина или Казахстан, объединенная Германия или разъединенная Корея — принципы желаемого развития едины для всех. Национальная же специфика признается скорее как досадное ограничение. Либерализм, таким образом, доводит свой универсализм до идеала «открытого общества » как венца истории. Он желает освободить провозглашаемые им «естественные» права от всяких институциональных и культурных наслоений и деформирующего государственного и социального вмешательства.
«Несущая» идея демократизма выражена в принципе народного суверенитета, протягивающего нить от «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо к теориям современной социал-демократии. Демократизм оформился практически параллельно с либерализмом в борьбе с привилегиями аристократического общества. Одновременно он выступил и как реакция на сам либерализм, который, устанавливая формальное равенство в пользу сильных, оставлял большинство населения без фактической защиты.
Демократизм является эгалитаристской идеологией, но старается ограничивать эгалитарные установки сферой политики и права. В экономической же сфере он пытается смягчить фактическое неравенство и так распределить хозяйственные ресурсы, чтобы сблизить полюса на шкале материального благосостояния, минимизировать число как бедных, так и богатых групп, не посягая, однако, на правомерность самого экономического неравенства.
Демократизм провозглашает свободу человека как члена определенного сообщества или организации. Выход из сообщества возможен, но означает потерю соответствующих прав (в этом содержится элемент принуждения). Государство в демократической схеме выступает в первую очередь как инструмент обеспечениягражданских прав, или как государство благосостояния (Welfare state). Его основная задача — защитить слабых, предоставив всем гарантированное обеспечение минимально необходимых условий для жизнедеятельности: право на жизнь, на труд и отдых, на минимум средств существования и элементарную информированность о происходящем.
Суть демократизма выражается словами «полноправное членство», т.е. предполагается право человека на собственность и на его объединение с другими собственниками согласно своим интересам, а также право на равных с другими членами сообщества или организации участвовать в процессе принятия хозяйственных решений — непосредственно или через выборных представителей. В демократической системе все конфликтные вопросы становятся предметом публичного обсуждения и, главное, обеспечивается политический принцип «один человек — один голос», независимо от экономических и статусных позиций людей, как это происходит, например, на общих собраниях трудового коллектива. Права участников определяются здесь самой принадлежностью к данному сообществу или хозяйственной организации.
Таким образом, человек, наделенный совокупностью прав собственности и гражданских прав, есть исходный, но не конечный пункт демократического устройства. Демократизм — это реализация индивидуализма посредством коллективной организации. Стержневую роль здесь играет институтсамоуправления частных собственников.
Демократ выступает за дисперсию экономической власти, дробление (диффузию) частной собственности, установление относительно прогрессивных шкал налогообложения доходов в противоположность «аристократическому» единонаследию и концентрации богатства.
В сфере хозяйственной организации первым приближением к демократическому идеалу можно считать акционерное общество открытого типа, в котором важнейшие решения принимаются собранием акционеров, осуществляющим эффективный контроль над менеджментом, в котором ни один из акционеров не имеет решающего голоса. Максимально соответствует демократическому идеалу форма кооператива(паевого товарищества) и так называемого «народного предприятия», где все его члены совмещают личный труд с равными правами собственности и равным правом голоса при принятии стратегических решений.
Взлет популярности социализма оказался дальнейшей реакцией идеологии большинства на консервативные и либеральные установки. Это была такая радикализация демократизма, в которой произошло размывание чуть ли не всех его основ. Социализм породил множество своих разновидностей. Но сегодня мы вправе считать, что его классическая версия предложена в рамках ортодоксального марксизма.
Социализм является радикальной эгалитаристской идеологией. Он стремится к максимально возможному социально-экономическому равенству не только в стартовых позициях, но и во владении ресурсами, в трудовой деятельности и распределении благ, допуская лишь те формы неравенства, которые проистекают из технологического уровня разных производств или из природных способностей работников.
Социализм являет собой яркий пример отрицания индивидуализма. Он провозглашает единство в форме товарищества, которое отвергает права отдельного человека на автономию.
Социализм стремится к уничтожению экономических классов и достижению социальной однородности. Всеобщее обладание не принадлежащими никому средствами производства становится естественной основой для утверждения всеобщности труда (его обязательности для всех трудоспособных членов общества) и относительно уравнительного распределения вознаграждений.
Общественная собственность на средства производства становится базой для утверждения планомерной организации хозяйственных процессов. При этом народное хозяйство рассматривается не как стихийно развивающаяся органическая целостность, а скорее как оперативный плацдарм, объект регулирующего воздействия из единого центра. Социалистическая идеология пронизана верой в рациональное, научное построение справедливого общества. Причем речь идет об экономической рациональности не отдельного человека, а некоего «коллективного разума», представленного вождями трудящихся.
Важнейшим инструментом хозяйственного регулирования становится государство, которое выступает в первую очередь как машина внеэкономического принуждения и перераспределения значительной доли хозяйственных ресурсов. Правда, в качестве конечной цели социалисты декларируют преодоление всякой государственности и утверждение непосредственного самоуправления трудящихся.
Социализм признает значимость материального вознаграждения, но надеется на то, что в будущем моральные стимулы (труд на благо общества) одержат верх над материальными стимулами (своего рода «родимыми пятнами старого общества»). Но по существу, социализм служит проявлением достаточно грубого материализма, исходящего из примата материальных нужд. В социализме сильны утилитаристские начала, только в отличие от либерализма это коллективный утилитаризм. Именно в силу этого сходства притязаний социализма и либерализма они и становятся зачастую основными идеологическими противниками. Бьют чаще всего того, кто находится рядом.
Идеологические гибриды
Идеологические гибриды начали возникать в политике одновременно с формированием идеологических систем современности. В эпоху буржуазных революций произошло переплетение либеральных и демократических доктрин, что явилось критической реакцией на традиционный феодальный консерватизм. В развитых буржуазных обществах они успели достаточно утвердиться, чтобы, во-первых, потеснить мощные слои старого и нового консерватизма, а во-вторых, не допустить неуправляемой цепной реакции распространения социалистических идей. Социализм в свою очередь также подвергся успешной гибридизации, благодаря чему он несколько «успокоился», приняв невоинственные и эклектические «лассальянские» формы.
Но наиболее успешным для развитых западных обществ оказался гибрид либерализма и обновленного консерватизма, дополненный социалистическими и демократическими элементами в качестве подпитывающих «оппозиционных» идеологий. Консервативно-либеральная программа, поддерживающая, с одной стороны, сильную государственность и правопорядок, а с другой — свободу в хозяйственной деятельности, оказалась неплохо сбалансированной. Либерализм привносит в этот альянс некий динамичный дух, консерватизм удерживает этот дух от радикальных поползновений. А оппозиционный социал-демократизм заботится о защите слабых, становящихся жертвами «сбоев рынка» (market failures) или скудного первоначального наделения ресурсами (initial endowments). При этом современная консервативная и либеральная идеологии так сблизились, что породили изрядную путаницу в наименованиях: консерваторов стали называть либералами, неолибералов — неоконсерваторами и т.д.
Заключение
Механизмы смены идеологий сложны и мало изучены. Было бы слишком большим упрощением считать, например, что экономические программы политических партий или органов государственной власти вырастают из теоретических систем и в свою очередь определяют содержание массового сознания. Равно как наивно было бы полагать, что программы формируются из народных напутствий партийным лидерам, а идеологические системы становятся теоретическим обобщением политических программ. Связи между тремя уровнями сложнее, и все эти уровни развиваются относительно независимо, каждый из них подпитывает другие. Задача экономической социологии состоит в последовательном вычленении «чистых» идеологических систем, а также в их соотнесении с выдвигаемыми экономическими программами.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина