Либеральный капитализм что это такое
Либерализм и капитализм
Целью статьи является определение общих у либерализма и капитализма ценностей.
Либерализм (от лат. liberalis — свободный) — философское и общественно-политическое учение, провозглашающее права и свободы каждого человека высшей ценностью и устанавливающее их правовой основой общественного и экономического порядка.
Закон — источник прав человека. Права человека — краеугольный камень либерализма.
Право человека на равенство людей перед законом определяет и отношение либералов к привилегиям или к дискриминации различных человеческих групп — люди равны перед законом независимо от принадлежности человека к какой-либо группе людей. Именно поэтому, либералы не поддерживают эгоистические интересы любых людских групп.
— никакие интересы (государственные, национальные, социальные, корпоративные и другие) не должны противоречить общечеловеческим;
— общечеловеческие цели — это те цели, достижение которых не связано с нарушением универсальных прав человека, то есть прав, общих для всех жителей Земли;
— только общечеловеческие ценности, интересы и цели сплачивают людей в мировое сообщество.
Либералы поддерживают только общечеловеческие ценности, интересы и цели. «Либерализм является не политикой в интересах какой-либо особой группы, а политикой в интересах всего человечества», Людвиг фон Мизес, классик либерализма.
Капитализм — это экономика мирных сделок равноправных сторон в условиях частной собственности, рыночной экономики и конкуренции. Каждая такая сделка выгодна всем сторонам, поскольку выгода извлекается не из обмана или возможной жульнической «эксплуатации трудящихся», а из существующего разделения труда: почти всегда дешевле купить товар, чем произвести его подручными средствами и своими силами; человеку выгодней иметь профессию, чем жить без неё.
Капитализм — это, согласно лауреату Нобелевской премии по экономике 1974 года Фридриху фон Хайеку, экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, юридическом равенстве и свободе предпринимательства.
КАПИТАЛИЗМ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Зададимся вопросом. Нарушает ли экономическая система капитализма универсальные права человека? Или, следуя определению Фридриха фон Хайека, нарушают ли право частной собственности, юридическое равенство людей и свобода предпринимательства универсальные права человека?
Начнём с частной собственности. Право на жизнь поддерживается правами человека на личную собственность и на благополучие. Право на личную собственность связано с ежедневным потреблением человеком личных благ, необходимых ему для поддержания жизни. Благополучие же человека, его уверенность в завтрашнем дне не возможны без права длительного обладания источниками личных благ, например, — территорией, строениями, скотом, средствами и орудиями труда. Право на благополучие является ни чем иным, как правом частной собственности на средства производства материальных и нематериальных благ.
Право частной собственности подразумевает защищённое законом право физического или юридического лица на полное распоряжение ценными объектами. Частная собственность, в отличие от личной собственности, облагается налогами государства.
Право полного распоряжения частной собственностью и её плодами порождает право человека на обмен, принадлежащих ему товаров и услуг, на товары и услуги, принадлежащие другим собственникам. Право на обмен товарами и услугами порождает право людей на свободу предпринимательства. В результате усилий нескольких поколений предпринимателей в странах мира возникли институты рыночной экономики и конкуренции.
Предпринимательство, рыночная экономика и конкуренция существовали уже в условиях Древнего мира и Средневековья. Однако в те времена участники рыночной экономики, не обладали одинаковыми юридическими правами.
Признание права всех людей быть равными перед законом (юридическое равенство) было вызвано как потребностью ускорения экономического роста, так и необходимостью укрепления гражданского мира и социального единства общества.
Запрет принудительного (рабского) труда перевёл рыночную экономику в эпоху капитализма.
Таким образом, экономическая система капитализма не нарушает универсальные права человека и является практической реализацией прав людей на частную собственность и на юридическое равенство.
КАПИТАЛИЗМ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ
Ответим на вопрос. В какой мере экономическая система капитализма согласуется с общечеловеческими интересами и целями?
Главная задача капиталиста — увеличение капитала и получение прибыли. Капиталисты, решая эту задачу и действуя каждый самостоятельно и все вместе в рамках капиталистической системы, обеспечивают гражданское общество и государственные структуры не только необходимыми товарами и услугами, но через механизмы конкуренции экономический и технологический прогресс человечества.
Капитализм определённо справляется со снабжением населения планеты товарами и услугами. Хорошо ли он это делает?
Триада «деньги — товар — деньги» (или «товар — деньги — товар») знакома многим людям, но обычно, рассказывая о ней, не говорят об её оптимизационном характере для потребителей и человеческого общества. Для раскрытия оптимизационного наполнения, модифицируем её в триаду «деньги — проект (товар) — деньги».
Задачу увеличения капитала и прибыли не решить без инвестирования свободных средств. Капиталист либо сам инвестирует капитал, либо передаёт его в распоряжение профессиональных инвесторов. Инвестор — лицо или организация, размещающие капитал в проекты, с целью последующего получения прибыли. Если проект будет убыточным, то капитал будет утрачен полностью или частично.
Инвестирование капитала заключается в определении подходящего проекта и последующей передаче капитала в распоряжение менеджеров выбранного проекта.
«Предприниматель — это человек, пытающийся превратить новую идею или изобретение в успешное нововведение», Йозеф Шумпетер, австрийский и американский экономист.
Капиталисты, инвестирующие капиталы, инвесторы, выбирающие проекты, и менеджеры, реализующие проекты, являются предпринимателями. Предприниматели действуют в условиях неопределённости — никто из них заранее не может быть уверенным в успешности проекта. Капиталисты рискуют капиталом, инвесторы и менеджеры проектов — рыночной репутацией, которая является специфичной формой капитала.
Капиталист старается найти своему капиталу лучшего инвестора, а инвестор — лучший проект и лучших менеджеров для выполнения проекта и для производства лучших товаров и услуг. Лучший проект, значит, — наиболее прибыльный проект. Проект будет прибыльным, если товар или услуга проекта будут в должной мере востребованы потребителями в данный период времени и в данных условиях.
Стараясь найти капиталу максимально прибыльное приложение, капиталист конкурирует с другими капиталистами при выборе инвестора, а инвесторы друг с другом в поиске свободных капиталов и в выборе проектов и их менеджеров.
Честная рыночная конкуренция ограничивает величины доходов и прибыли предпринимателей и побуждает участников проектов как к нововведениям, так и к минимизации издержек производства и распределения. Нововведения и минимизация издержек ведут к снижению стоимости товаров и услуг для потребителей и способствуют технологическому и экономическому прогрессу человечества.
Капиталисты, вкладывающие в проекты с риском потери личные средства, являются главными инициаторами и проводниками большинства человеческих инноваций.
Оптимизационный характер триады «деньги — проект (товар) — деньги» реализуется институтами рыночной экономики (банки, биржи, инвестиционные фонды и др.).
Капитализм не только справляется со снабжением населения планеты товарами и услугами. Он делает это дело не так уж и плохо — невостребованные рынком товары и услуги свидетельствуют об ущербности проекта и о необходимости его быстрого изменения или закрытия. Рыночная конкуренция побуждает капиталистов постоянно снижать затраты производства и распределения, внедрять изобретения, расширять и обновлять ассортимент продукции.
Таким образом, экономическая система капитализма, не нарушая универсальные права человека, служит интересам, целям и прогрессу всего человечества, а не только одним капиталистам.
Коммунисты представляют капиталистов паразитирующими на собственности элементами, эксплуататорами трудящихся и пособниками империализма. Рассмотрим эти возражения.
Каждый частный собственник знает, что обладание собственностью требует постоянной заботы об её сохранности и что собственность должна приносить доход или какую-то пользу, поскольку она облагается налогами.
Капиталист бережёт свою собственность не только в личных интересах, но и в интересах работников, занятых её эксплуатацией по договорам найма.
Редкий капиталист не заботится об увеличении своего капитала путём поиска экономически выгодных проектов. Прибыльные для капиталиста проекты создают новые, как правило, хорошо оплачиваемые рабочие места для наёмных работников.
Никто на свете, кроме воров, жуликов и бандитов, ещё не обогащался, не следуя благу человечества: любой человек интересен остальным людям только тем, что он может им дать. Капиталисты в своём подавляющем большинстве просто вынуждены действовать в интересах всего круга потребителей и общества.
Капиталисты стремятся действовать и в ладах с законом. Тезис «для получения прибыли все средства хороши» — не приемлют все капиталисты, за исключением только преступников.
Таким образом, капиталисты в подавляющем числе — не паразитирующие элементы, а люди, занятые в сфере распоряжения собственностью (сохранение, эксплуатация, приумножение).
Коммунисты обвиняют капиталистов в эксплуатации трудящихся, считая, что при капитализме в договорах найма возможны только кабальные условия, благодаря которым капиталисты недоплачивают за труд наёмным работникам. Однако при этом коммунисты не идут в суды с доказательствами несправедливости конкретных договоров найма, а лишь ссылаются на получение капиталистами доходов, позволяющих им жить в лучших материальных условиях, чем наёмные работники.
В наше время вопросы оплаты и условий труда работников частных предприятий регулируются не только договорами найма, но и коллективными договорами и государством.
Обвиняя капиталистов в эксплуатации трудящихся, коммунисты ошибочно считают, что только наёмный труд может быть законным источником дохода, и отрицают способность капитала, то есть частной собственности, задействованной в производстве товаров и услуг, приносить его владельцам законный доход.
Обложение частной собственности налогами не только подтверждает законность доходов ее собственников, но и побуждает их к активному использованию собственности в производстве товаров и услуг.
Граждан на классы разделяет не размер частной собственности, имеющейся в их распоряжении, как это утверждают коммунисты, а закон. Если закон гарантирует юридическое равенство людей, то не может быть и деления людей на антагонистические классы капиталистов и пролетариев и классовой борьбы.
Капитализм функционирует только в рамках договорных отношений юридически равноправных, свободных людей. Честная конкуренция не только способствует насыщению рынка недорогими качественными товарами и услугами, но и ограничивает финансовые аппетиты участников экономических отношений.
Об обвинении в империализме. Империализм (от лат. imperium — власть, господство) — политика внешней экспансии государства, основанная на использовании военной силы или угрозы её применения.
Все капиталисты мира заинтересованы в расширении рынков сбыта для произведённых товаров и услуг. Среди них в каждом государстве всегда имеется немногочисленная группа лиц, считающих, что в борьбе за доминирование на зарубежных рынках их государство должно проводить империалистическую политику.
В то же время преобладающее число капиталистов любого государства больше заинтересовано не в завоевании других государств и в их ограблении, а в мире и сотрудничестве, в стабильной и выгодной торговле с независимыми и процветающими государствами. Эта часть капиталистов знает, что чем богаче люди живут в других государствах, тем больше денег можно заработать на сотрудничестве и торговле с ними.
Империализм является лишь пережитком абсолютистского монархического государства, а не обязательным атрибутом государства с рыночной экономикой. Эта мысль принадлежит Й.Шумпетеру.
Таким образом, возражения коммунистов не имеют оснований.
ЛИБЕРАЛИЗМ И КАПИТАЛИЗМ
Либералы считают, что у государства имеется лишь три естественных сферы ответственности перед гражданским обществом — регулирование отношений субъектов права и обеспечение внутренней и внешней безопасности. Экономическую деятельность либералы относят к сфере приложения сил гражданского общества.
Либералы, как сторонники универсальных прав человека, поддерживают общечеловеческие ценности капитализма, то есть закон (государство), юридическое равенство, частную собственность, свободное предпринимательство, рыночную экономику и честную конкуренцию.
Либералы рассматривают свободное предпринимательство даже в качестве основного ресурса (фактора) экономики наряду с землёй, трудом, капиталом, информацией и временем.
Каждый либерал поддерживает капиталистическую экономическую систему, но не каждый сторонник капитализма является либералом.
Поддержка либеральных ценностей, таких как гуманизм, демократия, независимое от государства гражданское общество, внутренний мир в государствах, международные мир и право, не обязательна для сторонников капитализма. Капитализм может функционировать и в условиях дефектной демократии или политической диктатуры, неприемлемых для либералов.
Либералы не идеализируют капитализм. У капитализма имеются и недостатки. Это — излишний выпуск продукции, связанный с неправильными оценками спроса на неё, безработица среди наёмных лиц, простои производственных мощностей, монополизм производителей и неравенство граждан в доходах. Капиталисты — не ангелы, нередки случаи их безответственного отношения к наёмным работникам и общественным интересам.
Либералы не знают, как без частной собственности на средства производства, рыночной экономики и честной конкуренции можно эффективно хозяйствовать в интересах всего общества. Отказ от поддержки хотя бы от одного из универсальных прав человека, перечисленных Фридрихом фон Хайеком в определении капитализма, отрицательно влияет на прогресс человеческого общества.
Альтернативная капитализму коммунистическая система производства и распределения, исключающая частную собственность и популярная в 20-ом веке в ряде государств, на практике оказалась несостоятельной.
Полное огосударствление собственности ведёт к ликвидации частного предпринимательства, к плановой экономике и к пренебрежению нуждами потребителей и экономическим развитием. В коммунистической системе многочисленные триады капитализма «деньги — проект (товар) — деньги» заменяются единым государственным планом, который уже не имеет оптимизационной природы триад и служит политическим инструментом руководства страны.
Отказ общества от юридического равенства людей возвращает рыночную экономику к реалиям феодализма, а общество — к разделению на классы с разными правами.
Частичный отказ от свободного предпринимательства ведёт к государственному планированию и к снижению уровня конкуренции на рынке, что имеет негативные последствия для роста экономики. Ограничения свободного предпринимательства вводятся государствами только во время продолжительных войн.
Полный отказ от свободного предпринимательства возможен только при сосредоточении всей частной собственности в одних руках, что означает полное (рабское) подчинение народа единственному руководителю (хозяину). Полный отказ гражданам в праве на свободное предпринимательство возвращает общество в родо-племенную эпоху.
Либерализм впитал в себя гуманистические положения капитализма. В свою очередь, идеи либерализма способствовали преобразованию во многих странах мира изначально дикой рыночной экономики в современный законопослушный и социально ответственный капитализм.
Таким образом, идеология капитализма, в отличие от либерализма, базируется лишь на части универсальных прав человека и индифферентна по отношению к политической системе государства, поддерживающего институт частной собственности.
17 самых популярных форм правления в человеческой истории
Как только в школе начинается изучение истории, нам рассказывают о разнообразных формах государственного правления. И чаще всего используются сложные и скучные формулировки, которые напрочь отбивают желание ознакомиться с темой подробнее, хотя это весьма интересный раздел истории и политологии. Формы правления разделяются по множеству параметров — экономической политике, политическим структурам, философским идеологиям и так далее. Некоторые из них схожи друг с другом, другие же полностью отличаются.
Сегодня мы расскажем обо всех наиболее часто встречающихся в истории человечества формах правления, а также приведём примеры государств, где они использовались.
1. Анархия
Анархия — это, по сути, отсутствие правительства, когда нация действует без центрального руководства. А это значит, что нет коммунальных служб, государственных услуг, регулирующего контроля, дипломатических связей, а также присутствует разобщённость общества. В этом случае страна как бы поделена на маленькие группы людей, объединённых по определённым признакам.
Пример анархии был сравнительно недавно в Сомали — после начала гражданской войны в 1991 году. Сомали раскололось на множество автономий, в которых управляли вожди. Только в начале 2000-х годов в стране было установлено переходное правительство с подачи международного сообщества, а к 2012 году — принята конституция, сделавшая Сомали чем-то вроде конфедерации.
2. Аристократия
Аристократ — это представитель высшего сословия, человек из знатного рода. Аристократия — это форма правления, при которой знать управляет всеми теми, кто находится ниже по статусу. Любые руководящие должности занимают только представители высшего сословия, тогда как простым смертным уготована судьба быть слугами господ.
В этой форме правления сильные мира сего — личности образованные, воспитанные, имеющие определённые генетические особенности (по крайней мере, так подаётся остальной массе людей). Аристократия продвигает классовую систему и не позволяет людям выходить за рамки своего класса.
Аристократия была, например, в Древней Греции, где узкий круг высших сословий вершил судьбы народа. Платон считал аристократию одной из лучших форм правления, где интеллектуально развитые и сильные люди ведут за собой тех, кто не может быть не ведомым.
3. Бюрократия
В отличие от аристократии, в бюрократии нет такого жёсткого классового ценза по праву рождения. В бюрократии невыборные правительственные чиновники выполняют общественные обязанности, продиктованные политическими группами. Бюрократия стремится к формализации всего и вся, а также к предотвращению возвышения одного из членов группы над другим. По сути, эта форма правления подразумевает, что все граждане — винтики в системе, а вместе они представляют собой огромный механизм.
Бюрократия редко является самостоятельной формой правления, и её элементы могут прослеживаться как в демократии, так и в диктатуре.
Бюрократический строй хорошо прослеживался в Великобритании в XVIII веке, когда, ввиду необходимости более точного контроля за растущей империей, был создан аппарат всеобъемлющего административного управления, повысившего эффективность сбора налогов и распределения благ. Эта система постоянно улучшалась, и в настоящее время она превратилась в государственную службу Её Величества (пример современного бюрократизма).
4. Демократия
Демократия, в отличие от многих других форм правления, несёт в себе лишь общественное устройство и лишена экономической составляющей. Здесь во главу угла становится форма правления, при которой народ путём голосования избирает своё правительство. Демократия отрицает классовое неравенство в плане руководства государством и предоставляет равные возможности для избираемых.
При демократии проводятся дискуссии, дебаты, ищутся компромиссы — и всё для того, чтобы удовлетворить потребности широкого круга населения. Но без чёткого надзора демократия может достаточно быстро переходить в диктатуру, особенно при появлении харизматичного лидера.
Наиболее ярким примером демократического общества можно назвать страны Западной Европы, а также США, где избираемые лица ограничены как во временных рамках правления, так и в обязанностях и привилегиях.[/bro_columns]
5. Диктатура
Диктатура — это общественно-политический строй, где нация управляется одним человеком и отсутствуют демократические процессы. Как правило, диктатором является харизматичный лидер, «вождь», власть которого, в отличие от монархии, не идёт от Бога, а берётся им благодаря определённым заслугам и качествам. Чаще всего диктатуре предшествует демократия с чередой непопулярных у народа правителей.
Одним из самых ярких ответвлений диктатуры является военная диктатура, где вся власть находится в руках военной элиты. Чаще всего в военных диктатурах закон и порядок ставятся выше надлежащих правовых процедур, а также гражданских и политических свобод, а оппозиция подавляется жёсткими методами.
Примером диктатуры является современный Таиланд, где в 2014 году после массовых протестов против правительства были аннулированы выборы, и начался хаос в политической власти. Создавшийся вакуум власти позволил генералу Праюту Чан-Оча объявить военное положение, распустить сенат и взять контроль над страной в свои руки. После этого были урезаны некоторые свободы, к примеру: введён общенациональный комендантский час, наложен запрет на политические собрания, взяты под контроль СМИ.
6. Капитализм
Про капитализм не знает только самый ленивый, ведь почти вся планета в наше время живёт при этом экономическом строе. Его главный постулат — сосредоточение производства в частных руках. Капитализм продвигает идею открытой конкуренции и того, что свободная рыночная экономика с ограниченным регулированием со стороны государства является самой эффективной формой экономической организации.
Сторонники капитализма отмечают постоянный экономический рост при этом строе, рост уровня жизни, а также более высокий, по сравнению с другими экономическими моделями, уровень производительности. Противники капитализма утверждают (и небеспочвенно), что он способствует социальному расслоению, эксплуатации рабочего класса, а также нерациональному использованию ресурсов и сверхпотреблению.
В качестве примера ты можешь выбрать практически любую страну на карте, в том числе Китай, где смешались элементы госкапитализма и слабо регулируемой либеральной рыночной экономики в случае с частными компаниями, не представляющими стратегического интереса.
7. Клептократия
Клептократия — это извращённая форма демократии, при которой правящая партия пришла к власти (либо сохранила её) с помощью коррупции. Этим термином обычно описывают коррупционные правительства, которые присваивают государственные ресурсы, пуская их не на благо нации, а на удовлетворение частных интересов узкого круга лиц.
Ближайший пример — наша страна. Клептократический режим начал строиться примерно в конце 90-х — начале 2000-х годов, и в настоящий момент он плотно закрепился во властных кругах. Так называемые распилы и откаты — это неотъемлемая часть клептократического строя, направленного исключительно на сохранение существующего режима.
8. Колониализм
Колониализм, так же как и бюрократия, не является основной формой государственности и может присутствовать как в демократиях, так и в монархиях (приобретая новую форму — империализм).
При колониализме страна стремится расширить своё влияние на другие территории — как правило, на более слабые в технологическом развитии цивилизации. Чаще всего это приводит к оккупации территорий, радикальной эксплуатации её ресурсов, в том числе и коренного населения, а также к навязыванию своих ценностей другим народам для укрепления власти.
Примером колониализма можно назвать практически любую великую державу XV–XX века, начиная с открытия Нового Света и заканчивая деколонизацией в середине прошлого столетия. Любые примитивные народы, особенно в колониальной политике Испании и Великобритании, считались ресурсом на уровне древесины, поэтому они либо уничтожались, либо эксплуатировались в качестве рабов.
9. Коммунизм
В нашей стране старшими поколениями принято считать, что в СССР был коммунизм, но это совершенно не так. Коммунизм является идеей, пропагандирующей общественную собственность, включая всю инфраструктуру, а также средства производства. Коммунизм подразумевает отсутствие разделения на классы и, как следствие, классовой борьбы. Этот общественный и экономический строй является прямой противоположностью экономическому и социальному расслоению, которое лежит в основе капитализма.
В отличие от демократических режимов, коммунистические ограничивают доступ к управлению страной тем, кому чужды ценности общественной собственности или кто может внести капиталистические элементы.
Примера коммунизма пока что не было. Некоторые признаки этого строя присутствовали в СССР, особенно в ранние периоды, до прихода к власти Хрущёва и переориентации на госкапитализм. Что касается Северной Кореи, то это диктатура с госкапитализмом.
10. Меритократия
Меритократия — это ещё одна общественная система, лишённая собственной экономической модели. При ней власть принадлежит тем, кто продемонстрировал достоинства, считающиеся подходящими для государственного управления. То есть власть даётся самым лучшим членам общества, и, как правило, это звание подтверждается успехами в учёбе, работе или других сферах деятельности, где человек может показать свой талант и доказать превосходство над остальными.
Другими словами, в меритократии присутствует социальная иерархия, где выше всех находятся самые достойные члены общества.
Примером меритократии является Сингапур, где достижения в учёбе определяют судьбу человека. Однако, несмотря на экономический успех и престиж Сингапура, некоторые эксперты бьют тревогу по поводу того, что в этой стране наблюдается всё большее иерархическое разделение между интеллектуальной элитой и остальными участниками общества.
11. Монархия
Монархия является социально-политическим строем, при котором власть принадлежит одному члену королевской династии. Чаще всего считается, что монарх получает власть напрямую от Бога или по божественному праву, что подразумевает полную неоспоримость действий правителя и беспрекословное подчинение его воли.
В монархии власть передаётся по линии преемственности и по порядку рождения. Первыми на трон претендуют старшие члены монархической династии, потом — младшие.
Монархии можно условно разделить на абсолютные и конституционные. Первые представляют собой классическую схему авторитарного управления, когда в руках одного человека сосредоточена вся власть. Вторые более демократичны и порой настолько ограничивают привилегии монарха, что тот выполняет скорее декоративную функцию.
На данный момент в мире насчитывается 45 стран с монархией. Так, к примеру, в Саудовской Аравии и Брунее правители являются абсолютными монархами, тогда как в Великобритании и Японии они практически не влияют на политику государств.
12. Олигархия
Элементы олигархии так или иначе присутствуют во многих авторитарных и даже демократических строях. Если обобщить, то олигархия является формой правления, при которой государством управляет определённый круг лиц, объединённых по какому-либо признаку (например, по родословной, расе или финансовому положению). Поэтому к олигархическим формам правления можно причислить аристократию, тоталитаризм и любые другие общественно-политические строи, ограничивающие права и свободы большинства.
Одним из примеров олигархии является правительство ЮАР в период с 1948 по 1991 годы, называвшееся апартеидом. В ЮАР тех времён чётко прослеживалась расовая олигархия, где белое меньшинство управляло чернокожим большинством и контролировало политику, правоохранительные органы, социальную сферу и другие субъекты государственного устройства.
13. Плутократия
Плутократия является общественно-политическим строем, где главенствуют финансы. Только обеспеченный человек может получить доступ к власти, и это серьёзно отличает плутократию от той же аристократии, где, помимо финансового ценза, были ещё наследственность и квалификация в определённых областях для более эффективного управления.
Плутократия является ещё одним строем, который не существует отдельно от других и чаще всего проявляется в капиталистической формации при демократиях, когда у обеспеченных кандидатов выше шанс выиграть выборы, так как они могут позволить себе вложить большие средства в предвыборную кампанию и обойти более квалифицированных, но менее обеспеченных кандидатов.
Элементы плутократии прослеживаются во многих странах, и ярко они проявляются в современных США и России, где избранная группа миллиардеров владеет внушительным объемом национальных богатств и может без труда вытеснять менее обеспеченных оппонентов.
14. Социализм
Социализм является социально-политической и экономической моделью, в которой люди владеют основными средствами производства. Социализм отличается от капитализма отсутствием неравноправного разделения благ в обществе и более размытыми классами. Некоторые эксперты сходятся во мнении, что социализм являет собой строгую политику совместного владения и равного распределения ресурсов и тесно переплетается с госкапитализмом.
Другие считают, что социализм может вполне логично существовать со свободным рыночным капитализмом, внедряя в него элементы, уменьшающие классовый разрыв.
Одним из самых известных примеров эффективного социализма является так называемая скандинавская модель, где свободная рыночная экономика сочетается с обширными общественными инициативами, такими как бесплатная медицина и образование, сильное влияние профсоюзов, защита прав и свобод рабочих и так далее.
Что касается СССР, то в нём прослеживался симбиоз госкапитализма и социализма, где вместо свободной рыночной экономики было чёткое плановое разделение благ. В остальном же советский социализм мало чем отличался от скандинавского.
15. Теократия
Теократия — это общественно-политический строй, при котором главенствует определённая религиозная идеология. Она диктует не только законы, но и обычаи нации, и по большей части в законодательстве повторяются постулаты определённого Священного Писания. Руководящие посты чаще всего занимает духовенство.
В теократии навязываются практики, которые не соответствуют современным социальным и этическим стандартам, ввиду того что основной закон — Священное Писание — был создан в те времена, когда данных свобод не существовало, и руководители, связанные рамками, не могут выйти за пределы постулатов. Общественная жизнь в теократии также регулируется Священным Писанием.
Одним из самых известных теократических государств является Иран после исламской революции. Страной правит аятолла — духовный лидер, который распределяет полномочия между другими религиозными лидерами. Несмотря на наличие демократических институтов, таких как выборы, президент должен подчиняться аятолле.
16. Тоталитаризм
Тоталитаризм — это развитие диктатуры, при которой правящая партия не ограничена ничем и может как угодно вмешиваться в общественную и частную жизнь нации. Власть, как и в случае диктатуры, находится в руках авторитетной и харизматичной фигуры, вокруг которой строится значительная часть пропаганды, ещё больше расширяющей культ личности. Чаще всего при тоталитаризме государство имеет полный контроль над СМИ и применяет элементы террора против своего же населения для подавления малейшего недовольства.
Ещё одним признаком тоталитаризма является желание построить утопическое государство.
Примеров тоталитаризма было много — от фашистских и коммунистических режимов XX века до современной Северной Кореи, где вся власть находится в руках диктатора, обладающего исключительной и неоспоримой властью, а практически вся пропаганда строится вокруг личности правителя. Любая критика действий правителя является преступлением и карается без надлежащих на то правовых процедур.
17. Феодализм
Феодализм — это социальный строй, при котором основной властью являлись дворяне и землевладельцы. При феодализме наблюдалось резкое иерархическое разделение на дворянство, духовенство и крестьянство, и для любого из классов было практически невозможным перемещение вверх или вниз по социальной лестнице. В этой системе крестьяне являлись рабочей силой и воинами, а в обмен получали возможность работать на земле лорда и защиту от внешних сил.
Феодализм был резко децентрализованным и аграрным политическим строем, о чём говорит известная фраза «Вассал моего вассала — не мой вассал».
Ярким примером является Франция образца XI века, когда страна, по сути, была разделена на множество княжеств и уделов, где барон или любой другой землевладелец был единоличным правителем.