lifelong learning что это такое
Век учись. Что такое life-long learning
Рубен Варданян и выпускники бизнес-школы СКОЛКОВО рассуждают о том, что заставляет их учиться, учиться и еще раз учиться.
Это может показаться странным, но бизнесмены, уже стоящие во главе компании и многого добившиеся в жизни, продолжают учиться. И речь не только о формальном обучении в вузах: кто-то нанимает себе тьюторов по психологии или истории искусства, кто-то целенаправленно ездит по конференциям, посвященным какой-нибудь совершенно новой области знаний (например, искусственному интеллекту), кто-то слушает лекции онлайн или записывается на курсы в бизнес-школах.
Зачем? Во-первых, стремительно меняющиеся технологии не позволяют расслабиться. Если ты имеешь отношение к IT-бизнесу (а может, и не только к нему) и не разбираешься в том, что такое блокчейн или machine learning, то есть шанс, что через пару лет тебя просто выкинут с рынка.
Во-вторых, многие идеи рождаются на стыке двух или нескольких направлений: биология и IT, спорт и медицина, ретейл и искусственный интеллект. Мало быть специалистом в чем-то одном – нужно заставить себя погрузиться в другую область знаний.
Наконец, в-третьих, продуктивным оказывается сам процесс получения нового знания: он позволяет вытащить себя из текучки, завязать связи с новыми людьми, посмотреть на мир – или хотя бы на свой бизнес – со стороны.
Концепция life-long learning (обучение на протяжении всей жизни) не нова – на Западе первые идеи непрерывного образования возникли еще в 1960-е годы, и сейчас примерно 40% европейцев трудоспособного возраста регулярно проходят повышение квалификации. Кто-то продолжает обучение для того, чтобы двигаться по карьерной лестнице, кого-то вынуждают это делать работодатели. Над предпринимателем или топ-менеджером обычно не стоит никто – они сами бросаются в учебу, сами выбирают, чем заняться. Мы попросили нескольких человек рассказать, почему они продолжают учиться и как именно они предпочитают это делать.
Дмитрий Халин, директор департамента технологической политики Microsoft:
«Надо не просто потреблять информацию, а творчески ее перерабатывать».
Я для себя понял, что сила знаний – в их комбинации. Помню, как в четвертом классе приболел и остался дома на месяц. Одноклассники сообщали мне по телефону домашнее задание, на подготовку которого у меня было много времени. В результате я на месяц опередил школьную программу, а потом у меня заметно повысилась успеваемость – из хорошиста я стал отличником-медалистом. Тогда я не осознавал, как это вышло, но потом понял, что освоил навыки самообучения. Получилась хорошая комбинация: школа как арена, где знания можно обсудить и уточнить + режим проактивности и опережения при самостоятельном обучении. Мне кажется, таким и должен быть эффективный образовательный процесс: даже если ты поступаешь в престижную бизнес-школу, но не занимаешь активную позицию, результат будет хуже.
Сейчас много возможностей учиться – вопрос в том, как выстроить процесс. Долгое время мне казалось, что учиться лучше прямо на работе – в современной компании всегда будут возможности для повышения квалификации. Из-за этого я какое-то время скептически относился к MBA. Но с опытом я понял, что истина где-то посередине – при помощи специальных образовательных программ можно открыть совершенно новые горизонты. Мои одногруппники по Executive MBA в бизнес-школе «Сколково», например, рассказывали о вещах, которые я и вообразить себе не мог, мои представления о бизнесе и мировоззрение в целом заметно расширились.
Чтобы действительно хорошо усваивать знания, надо не просто стать потребителем информации, но и самому ее творчески перерабатывать. Например, читая книгу или слушая лекции, рекомендую открывать какой-нибудь редактор на компьютере и выписывать туда основные тезисы. Я это делаю в PowerPoint. Таким образом, у меня накапливается колода слайдов на разные темы – так я и информацию лучше запоминаю, и у меня остаются заготовки, которые можно использовать для выступлений и обсуждений.
Алексей Губкин, соучредитель компании Ginza Project:
«Учусь у французского философа».
Я всю учебу делю на два направления – прикладное (новые навыки или технологии, которые можно будет использовать в работе) и «для широты кругозора». Я люблю получать знания, которые практического применения не имеют, но зато развивают мозг и в сочетании порой дают интересные инсайты. Например, я изучаю философию, историю, теорию игр. У меня есть список книг, которые надо прочесть, и я стараюсь читать каждый день. В том числе и художественную литературу – недавно вот перечитал «Войну и мир», впервые со школы. Тогда мне страшно не понравилось, но папа говорил: «Вырастешь – поймешь». И он оказался прав, это действительно потрясающее произведение.
Люблю Coursera, проходил курсы по маркетингу, стратегическому планированию, лидерству. Вообще-то я не очень усидчивый, но составлял себе план и смотрел лекции в спортзале на беговой дорожке – все равно там целый час деваться некуда, надо себя чем-то развлечь. Кстати, спорт тоже развивает не только тело, но и когнитивные навыки – например, настольный теннис или тактическая стрельба учат осознанности и концентрации. Еще я много занимаюсь с преподавателями по скайпу. Французский философ помогает мне развивать мышление, учит думать более структурированно, решать разные задачи. В конце каждого занятия мне нужно резюмировать полученные знания – так я учусь формулировать на английском языке. Раньше я еще в конце каждого дня записывал, какие уроки он мне преподнес. Это тоже полезно – начинаешь более осознанно относиться к своему опыту.
А еще я очень люблю общаться и легко заражаюсь интересами и хобби людей из своего окружения. Мне интереснее получать широкий спектр знаний из разных источников, чем сильно погружаться во что-то одно. Раньше я из-за этого чувствовал себя некомфортно – в советской системе образования ценились узкие специалисты, а это совсем не мое. А потом понял, что это классно и полезно для бизнеса. Узкого специалиста всегда можно нанять или взять в партнеры, а широкий кругозор помогает мыслить творчески. Единственная сложность – как расставить приоритеты: все такое интересное.
Рубен Варданян, предприниматель, филантроп, заместитель председателя международного попечительского совета Московской школы управления «Сколково»:
«Учеба помогает мне посмотреть на себя со стороны».
Я думаю, что мы должны жить так, будто завтра умрем, а учиться так, как будто будем жить вечно. Надо периодически выдергивать себя из текучки – помните, как в «Том самом Мюнхгаузене»: «Каждый разумный человек время от времени должен себя вытягивать за волосы из болота»? И обучение – это не столько получение знаний, сколько возможность посмотреть на себя со стороны и сравнить то, чем ты занимаешься, с тем, что происходит в мире.
Наконец, просто важно позволять себе на какое-то время выходить из безумного ритма, в котором мы находимся в бизнесе, и рефлексировать. Это очень полезное упражнение, которое можно делать разными способами – здесь каждый сам выбирает, как ему удобно. Я, например, стараюсь каждые два года ездить на короткие программы в международные вузы– Гарвард, Стэнфорд, Йель. Кроме того, у меня много менторов, но я считаю, что учиться можно не только у тех, кто старше тебя или добился известности и успеха. Можно узнать что-то новое от ребенка или от таксиста. Нужно только уметь общаться и не бояться быть открытым.
Егор Руди, сооснователь Eruditor Group:
«Сохранять “сознание начинающего”».
Мне кажется, что главный вопрос – не как эффективнее учиться, а как добавить страсти к развитию тем, у кого ее недостаточно. Но и в плане методов обучения у меня есть несколько своих лайфхаков.
Нужно, например, корректно выбирать источники знаний. Не быть всеядным. Ни в коем случае не брать книги «с полок». Я веду свой список источников, куда заношу книги, или статьи, или видео после того, как слышу про них от кого-то, кому доверяю. Обязательно сопровождаю источник комментарием – «кто порекомендовал и почему». Когда источник снова упоминается кем-то еще, поднимаю ранг. А когда есть время поучиться – беру текст или видео из топа. Сейчас в списке 135 позиций.
Сохранять «резонирующие» мысли из книг в Evernote, а потом пересказывать друзьям или сотрудникам. Это позволяет гораздо больше запомнить, понять и адаптировать новые знания под свои потребности.
Потреблять знание в контексте. Если готовлюсь к публичному выступлению – отложу все и буду читать про публичные выступления. Если занимаюсь больше продуктом – читаю источники на эту тему. Это точно добавляет усвояемости.
Я стараюсь не забывать регулярно задавать своим друзьям-предпринимателям вопрос «Назови лучшее, что ты прочитал за последнее время».
Еще нужно сохранять «сознание начинающего» (из одноименной книги Сюнрю Судзуки). Пробовать те вещи, про которые думаешь, что никогда не стал бы пробовать. Если я чувствую в себе отторжение к определенной теме – часто принимаю решение окунуться именно в нее. Такие штуки нередко развивают больше всего.
Михаил Воронин, старший партнер Winning The Hearts Group:
«Хороший лектор может “зарядить” настолько, что сразу хочется сделать что-то свое».
Не учиться – скучно. Я 13 лет планировал, как выйду из бизнеса и начну отдыхать и жить полной жизнью. Но когда я вышел из оперативного управления, две недели было клево, через месяц я уже начал скучать, а через три месяца стало совсем плохо – мне никто не звонил, и казалось, что я совсем выпал из контекста.
У меня есть свой educational mix – набор образовательных форматов, которые для меня работают. На первом месте – глубокие модульные программы. Я их проходил в Стокгольмской школе экономики и в бизнес-школе «Сколково» (программа Executive MBA). На втором – профессиональные форумы, которые я сам довольно часто организовываю. В сжатое время ты можешь глубоко погрузиться в тему и пообщаться с интересными людьми. Ну и книги. Но я не умею учиться впрок: я начинаю погружаться в ту или иную тему, когда возникает необходимость.
В образовательных проектах лучше всего работает сочетание обучения и развлекательных форматов, тогда подключаются эмоции и возникает правильная динамика внутригрупповой работы. А вот онлайн-занятия мне не очень подходят, хотя я верю, что будущее за ними. Но мне пока непривычно сидеть и смотреть видео, больше нравится живое общение. Иногда выступление яркого лектора может зарядить настолько, что немедленно хочется сделать что-то свое – например, два года назад я услышал такую речь на форуме в Финляндии, вдохновился ею и сейчас организовал бизнес-форум «Атланты». Заряжаться энергией очень важно, и подобные мероприятия могут в этом помочь.
Андрей Грудин, генеральный директор группы компаний «Пионер»:
«Учусь по мере внутренней потребности».
Я получил три фундаментальных образования – инженерное, экономическое и Executive MBA в «Сколково». И все равно продолжаю периодически посещать курсы, семинары и лекции по важным для меня темам: стратегический менеджмент, лидерство, эффективные переговоры, тайм-менеджмент. Я не делаю это по расписанию – все зависит от внутренней потребности: иду учиться, если чувствую пробел в какой-то области или если накапливается желание систематизировать или пересмотреть уже накопленные знания. Например, мне показался очень полезным семинар Александра Фукса для владельцев бизнеса – он интересно рассказывает про управление бизнес-процессами именно с точки зрения собственника.
Мир не стоит на месте, и все время появляются новые поводы учиться. Из перспективных трендов я бы выделил социальное предпринимательство. Это хорошая альтернатива традиционному бизнесу – когда акцент смещается с простого получения прибыли на создание чего-то полезного для общества, например в области образования и здравоохранения.
Михаил Бройтман, генеральный директор ООО «Варданян, Бройтман и партнеры»:
«Мне важно получать обратную связь».
Работа тоже нас учит – это метод learning by doing. Но этого не всегда хватает – мир быстро меняется, появляются новые взгляды и подходы, и то, чему вы учились несколько лет назад, успевает устареть. Когда я учился в школе, калькулятор был большой редкостью, в институте я работал на ЭВМ, которая занимала целую комнату, а дискеты были диаметром сантиметров пятьдесят и шириной десять. А сейчас у всех ноутбуки и айпады. С появлением новых вызовов нужны и новые знания, но тут важно сохранять драйв, любопытство и открытость. Я закончил обучение в бизнес-школе «Сколково» в 2010 году, когда мне было уже 43 года. Не самый типичный возраст для таких занятий, но у меня появилась потребность в этом, так как у меня не было базового экономического образования, мне казалось, что даже после 15 лет работы будет нелишним проверить собственные знания. И я действительно не зря потратил время. Самым важным и интересным оказалось общение и интерактивные форматы – я начал общаться с людьми, с которыми по работе никогда бы не познакомился: предпринимателями из среднего и малого бизнеса, ретейла, медиабизнеса. Было интересно, как мыслят и чем живут другие люди – и преподаватели, и однокурсники.
Разбор кейсов – тоже очень важный момент в бизнес-обучении, да и в любом обучении. К сожалению, у нас высшее образование до сих пор что-то вроде спорта: соблюдай правила игры, и ты молодец. Например, надо выучить теорему и правильно воспроизвести ее на экзамене. В западных университетах подход другой: студент должен придумать осмысленный проект в какой-то области и доказать, что он имеет смысл. Поэтому нашим специалистам стоит больше тренироваться в разборе кейсов, обсуждении проектов и решении практических задач.
Подкаст «Списать не получится»: как стать продюсером своей жизни
Раньше люди получали одно образование, осваивали одну профессию на всю жизнь. Теперь мир и рынок труда стали сложнее: появились новые развилки, проблемы, задачи и вызовы. Чтобы с ними справляться, нужно постоянно и по-разному учиться. Концепция lifelong learning — о том, как научиться учиться, но откуда она взялась и что вообще такое образование?
В первом выпуске Максим пообщался с Петром Сафроновым — философом, консультантом по стратегическому развитию образовательных организаций и историком образования. Они разобрались, что такое образование как термин и явление, кому и зачем продают будущее и почему lifelong learning — это не про изучение образовательных материалов.
Таймлайн выпуска
1:23 — Учеба или образование: что актуальнее?
10:19 — «В любой неопределенной ситуации — беги учиться»: ритуальность современного образования
18:50 — Проткнули нарисованный очаг: три составляющих Life Long Learning
21:47 — Как прийти к осознанному выбору образования и удержаться на своем треке?
30:04 — «Будущее в маркетинговой упаковке» или самостоятельное продюсирование: противоречие скоростей
37:46 — Портрет «хорошего человека» и важность критического мышления
Хайлайты разговора
Lifelong learning — это способ объяснить людям, что провайдер образования теперь не отвечает за то, что с ними происходит. В концепции lifelong learning они становятся продюсерами своего образования и жизни.
Обучение — это как раз та ситуация, в которой мы становимся продюсерами: вкладываем свои деньги в себя как собственный продукт. А образование — это больше о социальной инфраструктуре государства.
Текущая ситуация с образованием больше похожа на XVII век, чем на то, что было 50 лет назад. Происходит феодализация образования и его расширение за пределами образовательных институций. Пример такой феодализации — территориальные образовательные комплексы в Москве, а расширения — создание корпоративных университетов внутри крупных компаний.
Образование можно рассматривать в двух плоскостях: как площадку, предоставляющую человеку возможности и ситуацию, когда от нас принудительно требуют постоянно образовываться. Мы как «глобальный человек» существуем во второй. Образование становится залогом выживания и адаптации.
Кризиса формального образования нет. При этом мы попадаем в ситуацию, когда учителям и детям нет содержательного дела друг до друга. Мы продолжаем ходить в школу, но не понимаем зачем. Школа — ритуал прохождения ОГЭ и ЕГЭ, эффект колеи, но в отличие от XIX века, этот ритуал лишен жизни. Учитель потерял моральный и академический авторитет, он больше не носитель этической и научной нормы. Дети не очень понимают, какую экспертизу может дать учитель за рамками успешной сдачи очередного теста.
Lifelong learning не означает, что мы движемся по одной траектории, чему-то учась в течение всей жизни. Это значит, что мы иногда останавливаемся и признаем, что не тому учились и не тому учили.
Как быть и что делать
Чтобы не пропустить первый выпуск подкаста, подписывайтесь на нас в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», CastBox, или в любом другом приложении, где вы нас слушаете.
Ссылки эпизода
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Что такое lifelong learning, или зачем учиться всю жизнь?
«Век живи — век учись». Если раньше эта фраза была просто народной мудростью, то в наши дни это уже реальный экономический тренд. Непрерывное образование — по мнению аналитиков, новый вызов рынка труда. И следовать ему — вовсе не очередная сказка для зумеров, а настоящая необходимость для тех, кто хочет иметь работу и получать высокий доход.
Ещё каких-то 20-30 лет назад считалось: для успеха достаточно отучиться 1 раз в вузе. Критерием, что человек реализовался, была работа по специальности на одном месте всю жизнь.
Сегодня такая модель — утопия. Мир меняется быстро, большую часть старых вакансий уже заменили роботы, а новые профессии появляются быстрее, чем университеты успевают им обучать. Таким образом, любой участник современного рынка труда, желающий оставаться востребованным и высокооплачиваемым, должен быть готов постоянно переучиваться, осваивать новые знания и навыки.
Что такое lifelong education?
Что такое lifilong learning?
Концепция lifelong education или lifelong learning (в пер. с англ. «образование /обучение длиною в жизнь») возникла в Европе 1970-х гг., когда во всём мире наметился переход к постиндустриальному (или информационному) обществу. Так, в 1973-м году гарвардский профессор Дэниэл Белл в работе «Новое постиндустриальное общество» обозначил 4 качества работника, которые будут ценится в новых социально-экономических условиях:
Как видим, сегодня мало что изменилось. До сих пор эти критерии оказываются теми строчками в резюме, на которые работодатель смотрит в первую очередь. Единственное — мы пошли дальше: уровень образования сегодня имеет меньше значения, в отличие от реального опыта или «скиллов». Важнее диплома теперь, например, портфолио работника или то, как он справляется с тестовым заданием. Поэтому часто 3-хмесячные курсы оказываются при трудоустройстве куда полезнее, чем 5-летнее обучение в вузе. Ведь курсы быстрее адаптируются под реальность, дают конкретные узкоспециальные навыки.
Резюмируя, концепция LLL (lifelong learning) — это убеждённость в том, что учиться и переучиваться, корректировать профессиональный путь, начинать карьеру заново — нормально и даже необходимо.
8 трендов на рынке труда, или почему учиться и переучиваться всё-таки придётся?
Почему нужно учиться всю жизнь?
С 1970-х гг. с появлением интернета и IT на рынке труда произошли изменения, которые только закрепили важность lifelong education.
1. Популярность фриланса
Теперь самозанятые у нас на каждом шагу. Всё больше людей меняют стабильную работу за оклад на фриланс. На рынке удалённой работе высокая конкуренция: необходимо постоянно подтверждать свой уровень, внедрять новые тренды, осваивать новые навыки. Потому именно фрилансеры — ключевая целевая аудитория различных курсов. Чувствуя себя неуверенно на своём месте, они регулярно вкладываются в образование.
Кроме того, на фрилансе ты сам себе начальник, бухгалтер и маркетолог. Тебе нужно не просто делать свою работу, но и научиться «продвигать» себя и «продавать», общаться с клиентами, да и планирование финансов — далеко не последняя сфера, которую следует освоить.
2. «Эпоха селфи»
Уилл Сторр «Селфи. Почему мы зациклены и как это на нас влияет»
В инстаграме мы смотрим на людей, которые «сделали себя сами», и хотим так же. Уилл Сторр в своей недавней книге назвал современную реальность «эпохой селфи». Саморазвитие, считает он, сегодня будто заменило религию, а гонка за «лучшей версией себя» превратилась в настоящий невроз. Кажется, если мы остановимся хотя бы ненадолго, то отстанем. И, к сожалению, это правда. Карьера безжалостна: перерыв хотя бы в 1 год, остановка в обучении и развитии могут сделать из тебя невостребованного специалиста. Поэтому нужно постоянно читать, учиться, вне зависимости от возраста и статуса.
3. Стабильные сотрудники невыгодны для работодателей
Если какая-либо компания запускает новый проект, ей проще и экономнее нанять специалистов под конкретные задачи, а потому распустить их, чем переучивать уже имеющихся сотрудников. Не прельщает работодателей и платить страховые взносы. Учитывая, что идея той же пенсии уже сегодня ставится под сомнение. Не последнюю роль здесь играет и общее «старение» населения. Согласно исследованиям Всемирной организации труда, уже через 10 лет среднестатистический возраст работника составит в мире 41 год! Если работать придётся долго, причём в нестабильных условиях — без регулярной учёбы не обойтись.
4. Синергия, или популярность гибридных навыков
Сегодня востребованы специалисты, которые имеют знания и опыт в разных областях. Например, знания иностранных языков и программирование, сельское хозяйство и робототехника, машиностроение и искусственный интеллект. Разумеется, чтобы стать таким сотрудником, одного образования будет недостаточно.
Как оставаться конкурентоспособным на рынке труда в течение всей жизни или что такое «lifelong learning»?
Модель «одна профессия на всю жизнь» постепенно изживает себя. Это связанно с тем, что скорость технологических изменений постоянно возрастает, и как следствие увеличивается скорость экономических, социальных и политических изменений — запросы рынка труда постоянно меняются. Как только специалисты моего поколения, рожденные в 1990–2000 гг., станут ключевыми на рынке труда — модель «одна профессия на всю жизнь»полностью себя исчерпает. Смена сферы деятельности от 5 раз и выше в течении жизни — станет нормой, как для сотрудников, так и для работодателей. Почти все мои знакомые программисты, которые выбрали программирование как “одну профессию на всю жизнь” рано или поздно уходили в стартаперы, а после того как стартапы были основаны, им приходилось стать маркетологами — самим продавать свои продукты и в случае успешных продаж — они становились уже управленцами и бизнесменами. Иногда этот цикл люди проходили за год, а то и меньше. Главное преимущество такого подхода в том, что оно позволяет специалисту выйти в междисциплинарный формат.
Все ключевые инновации за последние 100 лет появились именно в междисциплинарной плоскости. Это значит, что в будущем специалисты, способные работать на стыке предметных областей и сфер деятельности, будут более востребованы, чем остальные.
Что будет с рынком труда в будущем
Стоит отметить, что в течение следующих 20–30 лет исчезнут более 30 существующих сейчас интеллектуальных и более 20 рабочих профессий, таких как копирайтер, журналист, аналитик, оператор call-центра, почтальон, инспектор ДПС, билетер и многие другие. (Подробнее в “Атласе будущих профессий”)
Миграция рабочей силы, в свою очередь, приведет к тому, что те специалисты, которых сегодня мы называем “дешевой рабочей силой”, начнут развивать свои компетенции и совсем скоро смогут конкурировать в таких областях, как гостиничный и ресторанный сервис, продажи, строительство и т. д.
На самом деле будущее уже здесь, просто пока оно наступило неравномерно. Это позволяет многим проживать жизнь по старинке. Им так комфортнее.
Но совсем скоро молодое поколение специалистов будет вынужденно от этого комфорта отказаться и начать менять свою жизнь.
Почему люди не меняют свою жизнь
Как правило, люди ничего не меняют в своей жизни не потому не могут, а потому что не хотят. Им комфортно и удобно в том состоянии, в котором они находятся. Поиск себя в жизни — дело непростое, потому что оно подразумевает изменения. А изменения — штука вообще неудобная и вызывающая у большинства людей только стресс. Но придется привыкнуть.
Иногда, когда вы пытаетесь найти свое место в жизни, вы делаете несколько шагов назад и вам кажется, что вы начинаете отставать от тех, кто вас окружает. Это нормально, на самом деле это позволяет вам самоопределиться и скорректировать вашу траекторию развития. В будущем вы получите гораздо больше тех, кто не стал менять свою жизнь и оставил все на самотек.
Иногда на самоопределение у человека уходит 10–15 лет сознательной жизни. И говоря о самоопределении, я говорю в большей степени о предназначении человека, чем о его окладе и перспективах профессионального развития. Люди, которых интересует собственное предназначение, мало беспокоятся о “тухлых” гарантиях. Им куда интереснее шанс на победу в соревнованиях куда более высокого уровня, чем битва за оклад на месте обычного рабочего.
Но строить жизнь, согласно внутреннему предназначению, непросто. Это требует от человека большой смелости и умения отказываться от вещей привычных, но на самом деле не нужных.
Поэтому, если вы еще не определились и ищите себя в жизни, то посмотрите инфографику “Потерялись в жизни? Люди, преуспевшие не сразу” и продолжайте искать себя дальше до тех пор, пока не найдете — это единственный выход.
О концепции «lifelong learning»:
Ключевой концепцией, которая поможет человеку самоопределиться в жизни и деятельности и быть конкурентоспособным на постоянно меняющемся рынке труда, является концепция «lifelong learning», что означает «обучение через всю жизнь». Главное преимущество этой концепции в том, что она обеспечивает человеку мобильность на рынке труда независимо от его возраста.
В концепции «lifelong learning», на мой взгляд, можно выделить 4 этапа.
Первый этап — это самоопределение.
В моем случае этот этап занял 8 лет, за которые я освоил более 10 профессий и запустил 3 собственных стартапа. Только после всех этих попыток я смог самоопределиться.
Второй этап — это постановка долгосрочных целей с горизонтом 10–15 лет и описание траектории профессионального развития.
Моя траектория развития имеет 10-летний горизонт и описывает 3 целевых состояния (совокупность компетенций и навыков) и, соответственно 3 траектории профессионального развития.
Третий этап — это определение точек приложения усилий. Например, такими точками могут быть компании, в которых нужно обязательно поработать, люди с которыми нужно познакомиться и компетенции, которые нужно приобрести.
В 2010 году я впервые проанализировал рынок труда Калининградской области, я поставил перед собой задачу поработать в группе «Вестер» как в одной из самых крупных региональных компаний, в состав которой входит больше 10 бизнес-направлений. И именно этот факт стал для меня решающим и превратил эту компанию в точку приложения усилий. Я понял, что поработав там всего полгода, но сразу в нескольких бизнес-направлениях, я смогу составить необходимое мне рекламное портфолио (аналитические и бизнес-статьи, рекламные видеоролики, пресс и пост релизы и т.д.). А это является одной из задач в моей профессиональной траектории развития.
В течение следующих 5 лет я отправлял резюме в группу «Вестер» 3 раза, где –то с разницей в 1,5 года, параллельно развивая свои компетенции. Когда я прислал резюме в 2016 году в 3 раз, мне было 25 лет, меня пригласили на собеседование и после нескольких тестовых заданий, меня приняли на работу (отдельный привет Гжелак Анне, Виленской Екатерине и Смирновой Ольге =).
В течение следующих 6 месяцев я справился с поставленной задачей — портфолио было готово.
Четвертый этап — корректировка траектории, которая вновь включает в себя самоопределение, постановку новых целей и определение новых точек приложения усилий.
Больше 4 лет я собирался получить степень доктора экономических наук к 30 годам, но отказался от этой идеи, так как понял, что прежде всего мне нужен практический, а не теоретический бэкграунд.
Самое главное преимущество концепции «life long learning» в том, что она экономит наш самый главный ресурс — это время. Если у вас есть траектории профессионально развития на 10–15 лет вперед, вы не будете тратить время на ненужные вам вещи, а значит будете более продуктивны в своей жизни и более конкурентоспособны на рынке труда.
Вот только ряд наиболее важных социально-экономических причин, которые подтверждают необходимость использования этого подхода уже сегодня:
Если ваша траектория профессионального развития соответствует ощущению вашего внутреннего предназначения — то это главный фактор успеха. Все остальные выводы вы сможете сделать только после того как 10–15 лет, обозначенные в вашей траектории, останутся позади.
Я бы хотел закончить эту статью по-другому, но объективности ради, придется именно так.
В 1990 годах была большая демографическая яма — показатели рождаемости в стране были на предельно низком уровне. А это значит, что когда это малочисленное поколение вырастет и станет ключевым на рынке труда — им всем хватит на нем места в независимости от их навыков и компетенций. И вот, что получается, те кто строили свои компании в 90-ые не конкурировали, потому что конкуренции тогда и не было, рыночная экономика только зарождалась. А мое поколение так и не научится конкурировать, потому что, очевидно, в силу демографических проблем прошлого, нам всем хватит места на российском рынке труда.