Лингвистический практикум что это 5 класс
Сборник лингвистических задач для экзамена по языкознанию 5 класс
Сборник лингвистических задач
3. Русский язык. Я познаю мир. Москва, 1998
5. Учебник «Русский язык» 5 класс.
Структура экзаменационного билета
1. Теоретический вопрос.
2. В данном тексте вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Произвести разборы: фонетический, по составу, морфологический, синтаксический.
3. Решить одну лингвистическую задачу.
, учитель русского языка
1. В предложении Бумага истлела «спрятано» слово аист. В четырёх из этих пяти предложений «спрятаны» названия овощей, а в одном — название цветка. В каком?
(А) Впереди скала. (Б) На полу кошка. (В) На ковре паук.
(Г) Банка пуста. (Д) Зима кончается.
2. Вот пять глаголов: почернел, позеленел, пожелтел, покраснел, побелел. Какой из них можно поставить вместо многоточия в предложение Мальчик … от стыда?
(А) почернел; (Б) позеленел; (В) пожелтел; (Г) покраснел; (Д) побелел.
3. Какое из этих существительных обычно не употребляется во множественном числе?
4. Какие прилагательные надо вставить в словосочетания
на. ногу, на. руку, на. голову,
чтобы получились устойчивые выражения русского языка?
(А) скорую, широкую, свежую;
(Б) скорую, свежую, широкую;
(В) свежую, широкую, скорую;
(Г) широкую, скорую, свежую;
(Д) левую, горячую, пьяную.
5. Расшифруйте ребусы и скажите, какого слова обычно не бывает в календаре?
6. Вот два списка слов, данных в алфавитном порядке:
Как надо переставить слова во втором списке, чтобы каждое оказалось связанным по смыслу с соответствующим словом первого?
7. Какое слово написано с ошибкой?
8. Сколько из перечисленных существительных относятся к мужскому роду:
аэрозоль, бандероль, картофель, метель, мозоль, ноль, шинель, шрапнель?
(А) пять; (Б) четыре; (В) три; (Г) два; (Д) одно.
9. Если написать мелом слово бетон, а потом по очереди стирать его буквы, начиная с первой, то “по дороге” мы получим два осмысленных русских слова: тон и он. А сколько осмысленных русских слов мы получим “по дороге”, если будем таким же образом стирать по букве в слове доклад?
(А) ни одного; (Б) одно; (В) два; (Г) три; (Д) четыре.
10. Когда много лет в книгах и газетах букву ё заменяют буквой е, немудрено вообще забыть, где это ё пишется. В скольких из существительных: клен, плен, лед, осел — буква е на самом деле должна быть буквой ё?
(А) ни в одном; (Б) в одном; (В) в двух;
(Г) в трёх; (Д) в четырёх.
11. Незнайка не умеет писать слова правильно. Он пишет их так, как слышит. Какие из слов: 1) счастье, 2) пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать — он напишет с буквой щ?
(А) 1, 2, 3; (Б) 1, 2, 4; (В) 2, 3; (Г) 1, 4; (Д) все.
12. В каком из этих слов буква г произносится не так, как в остальных?
13. Даны предложения на японском языке и их переводы на русский язык:
гакусэй-га ёму ‘студент читает’
сэнсэй-га о-каки-ни нару ‘учитель пишет’
мусуко-га каку ‘мальчик пишет’
бутё-га о-ханаси-ни нару ‘начальник говорит’
Как правильно перевести на японский язык: студент говорит; начальник читает?
(А) гакусэй-га ханасу, бутё-га ёму;
(Б) гакусэй-га о-ханаси-ни нару, бутё-га о-ёми-ни нару;
(В) гакусэй-га о-ханаси-ни нару, бутё-га ёму;
(Г) гакусэй-га ханасу, бутё-га о-ёми-ни нару;
(Д) гакусэй-га ханаси, бутё-га о-ёму-ни нару.
Готов вас напоить водой,
Но Э прибавьте мне в начале,
И соберу перед собой
Я зрителей в квартире, зале.
Несет меня с трудом старик,
Но если. прибавить, вмиг
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня несет.
Его как память давних ран
Наоборот его прочти –
И грянет музыка в пути.
Составь сам логогрифы, которые не обязательно должны иметь стихотворную форму.
15. Почему слова летел, довод, комок, потоп, доход читаются справа налево не совсем так, как слева направо?
16. Произнеси в обратном порядке звуки, обозначенные буквами в словах лен, люк, яд. Одинаковы ли они в произношении?
17. Какие согласные звуки являются общими для слов: а) городской вокзал; б) мягкий мех; в) конечно, кошка?
18. Шарада – это загадка, заключающаяся в отгадывании слова, части которого (в данном случае слоги) могут быть самостоятельными словами.
Мой первый слог – число с нулями,
У всех людей – последних два,
А вместе – догадайтесь сами:
Всем города она глава.
Ищи слог первый мой,
В начале ноября ищи второй,
А в целом дом жилой войдешь –
Составь сам шараду, которая не обязательно должна иметь стихотворную форму.
19. Как, не изменяя ни одного звука, совершенно изменить значения слов выходить, пахнуть, трусить, сведение?
20. Какое из перечисленных слов по составу отличается от всех остальных?
21. В каком из предложений предлог за используется не в том смысле,
(А) Мальчик спрятал игрушку за спину.
(Б) Мяч закатился за ворота.
(В) Отец взял сына за руку.
(Г) Солнце зашло за тучу.
(Д) Семья поехала отдыхать за границу.
23. В каком из перечисленных слов приставка имеет не то значение, что в остальных?
(А) задрожать; (Б) забежать; (В) поползти;
24. Несмотря на “противоположные” приставки, слова в одной из
этих пар означают одно и то же. В какой?
(А) развернуть — завернуть; (Б) раскрыть — закрыть;
(В) разделать — заделать; (Г) раздумать — задумать;
(Д) рассмеяться — засмеяться.
25. Объясните, что вас заинтересовало с точки зрения словообразования в отрывке из стихотворения М. Матусовского?
По достоинству отметить
Мы покуда не смогли
Разнолесье всей земли…
Никогда нам не наскучит,
Никогда не надоест
Разногрозье этих мест…
Став старее, что ни год я
Ощущаю все сильней
Разноптичье летних дней.
26. В ребусах зашифрованы личные имена. Сколько среди них мужских?
28. Любитель лошадей никогда не скажет “цвет лошади” — он скажет “масть”. Вот список из девяти слов:
Какие три из них не обозначают конские масти?
(А) 1, 2, 3; (Б) 2, 3, 4; (В) 2, 3, 7; (Г) 1, 3, 6; (Д) 5, 6, 7.
29. Как правильно называть жительницу Индии?
(Д) среди ответов (А)–(Г) нет правильного.
31. Прочитайте внимательно стихотворение Ф. Кривина «Оркестр» и ответьте, в чем здесь заключается игра слов.
У скрипки не хватает настроения,
А у кларнета – вдохновения.
Рояль сегодня что-то не звучит,
Не до игры расстроенной гитаре…
И только барабан восторженно стучит,
Поскольку он всегда в ударе.
32. Найдите в следующих предложениях омонимы: 1. Не хочет косой косить косой. Говорит: «Коса коса». 2. Кто без кисти и белил крыши города белил? 3. Белое покрывало землю покрывало.
33. В каждом из приведенных ниже словосочетаний слово ВЕРНЫЙ имеет различные значения. Докажите это, подбирая к нему синонимы. Верный друг, верное средство, верный расчет, верный глаз, верный ответ.
34. Назовите пары слов, не являющиеся антонимами: сжимать – разжимать, сгибать – разгибать, сводить – разводить, сжигать – разжигать, снимать – разнимать.
35. Перед вами ряд слов, на первый взгляд синонимов. Но почему же крайние из них – антонимы? Попытайтесь объяснить, в чем дело, найдите границы пяти самостоятельных синонимических рядов, укажите в каждом ряду ведущее слово.
Никудышный, скверный, плохой, неважный, так себе, посредственный, средний, сносный, терпимый, приемлемый, удовлетворительный, стоящий, подходящий, хороший, славный, отличный, прекрасный, превосходный, безукоризненный, безупречный, идеальный.
36. В каком из этих названий животных прилагательное имеет не такое значение, как в остальных?
(А) морской конёк; (Б) морская игла;
(В) морской котик; (Г) морская звезда;
37. Как по-русски называют вещий, сбывшийся сон?
(А) сон под голову; (Б) сон наяву;
(В) сон в руку; (Г) сон за ногу;
Урок-практикум в 5 классе
Синтаксис и пунктуация
Цель: Закрепление и систематизация знаний учащихся о синтаксисе и пунктуации.
Задачи: 1.Отработать навык расстановки знаков препинания:
в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях;
в прямой речи и диалоге;
в предложениях с обращением, однородными членами.
2.Развивать интеллект, эмоции, самостоятельность мышления, коммуникативные навыки, речевую компетенцию
3. Прививать чувство любви к своей Родине через подобранные тексты.
1) Ребята, как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего занятия?
2) Какую науку называют синтаксисом?
Синтаксис – (от греч. составление) раздел грамматики, изучающий строение и значение словосочетаний, предложений, текста. Синтаксис связан с пунктуацией. (слайд)
3) Что вы знаете о пунктуации?
2. С. Маршак «Знаки препинания». Сценка. (выступают подготовленные уч-ся)
На последней строчке
Прибежал чудак – восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
— Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый вопросительный знак,
Задает он всем вопросы:
Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились запятые, девицы завитые,
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
И прочие, и прочие, и прочие…
Заявили запятые: « Мы особы занятые,
Не обходится без нас ни диктовка, ни рассказ.
— Если нет над вами точки, запятая – знак пустой! –
Отозвались с той же строчки тетя точка с запятой.
Двоеточие мигая, закричало: « Нет, постой,
Я важней, чем запятая или точка с запятой,
Потому что я в два раза больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу, за порядком я слежу».
Если вам угодно знать, я важней, чем прочие…
Там, где нечего сказать, ставят многоточие».
Вопросительный знак удивился: « То есть как?»
Восклицательный знак возмутился: « То есть как»!
— Так,- сказала точка, точка-одиночка,-
Мной кончается рассказ, значит я важнее вас.
4)Вы согласны с точкой?
5) Какие знаки препинания самые важные?
Вывод делают сами учащиеся
Таким образом, все знаки препинания важны. Посмотрим, как они применяются на письме.
1. Работа с текстом №1
Спишите. Расставьте знаки препинания. Какое правило вы использовали, выполняя данную работу?( Правило проговаривают учащиеся)
Найдите в первом предложении словосочетания и разберите их.
Сделайте разбор первого предложения. (полный)
Объясните расстановку знаков препинания.(учащиеся дат полный ответ)
Замените глаголы 1 лица на 2лицо.
Нарисуйте схему последнего предложения.
Точка всегда ставится в конце предложения. Чтобы поставить точку, достаточно ткнуть карандашом или пером в бумагу. Оказывается слова
« ткнуть и точка» исторически- однокоренные.
Запятая служит для разделения и выделения слов, предложений.
Неуместно поставленная запятая может изменить смысл всего предложения.
4. Работа с текстом № 2
2. Прочитайте, расставьте знаки препинания. На какое правило дан текст?
Велика наша страна. В ней есть все необозримые поля высокие горы дремучие леса. И все это по-своему прекрасно и березовая рощица и могучий дуб…(на доске) (слайд)
Задание: Спишите, вставьте пропущенные орфограммы, объясните расстановку знаков препинания. Укажите сложные предложения. Нарисуйте схемы 3, 4, 5 предложений.
Береза милое русское дер..во. Наблюдая в лесу, я пон..л что береза это поистине крестьянское дерево. В ней есть все и бабий си..цевый платок и поб..леная хата и русская печ? и даже м..локо к..торое пьют на всей земле.
Мы живем в самой прекрасной стране которая зовется Рос?ией.
Человек пробуждается в самых луч?ших своих сторонах когда стоит перед большим испытанием.
Нужно чес?но жить много трудит?ся и крепко любить и береч? свою Родину которая зовется Советской страной. (на доске) (слайд)
6. Историческая справка
Эти слова написал прекрасный детский писатель Аркадий Гайдар. Вот так и нужно жить и работать настоящему гражданину своей страны. На уроках литературы мы познакомимся с его повестью « Тимур и его команда». В Гражданскую войну он воевал в Кемеровской области. В 16 лет командовал полком. В нашем районе сражался с бандой Соловьева у деревни Малое озеро.
7. Объяснительный диктант с взаимопроверкой
Боцман завопил не своим голосом: « Ребята, шлюпки спускай»!
«Акулы!- крикнул кто-то испуганно.
Мать, прикрыв дверь, произнесла: « К тебе, Тонечка, гости» (на доске для проверки)
8. Составить диалог « Разговор по телефону». (работа в парах)
9. Комментирование оценок.
Урок-обобщение рассчитан на 2 часа. Повторив и обобщив материал по теме «Синтаксис и пунктуация», учащиеся смогут на следующем уроке хорошо написать диктант.
Во время урока учащиеся развивают речевую компетенцию (и не только). Они совершенствуют навык говорения, создавая собственное высказывание в устной форме во время беседы; слушания- разновидность речевой деятельности, на протяжении всего урока воспринимают информацию учителя «Путешествие в слово», «Историческая справка», ответы одноклассников во время беседы.
Также выполнялись разные виды чтения: ознакомительное и изучающее. Учащиеся вдумчиво и осознанно читали задания, а потом их выполняли. Тексты несут в себе информационную и эстетическую функцию, выполняя воспитательные и образовательные цели и задачи.
Подводя итог работы, учащиеся самостоятельно анализируют устные ответы своего соседа по парте, используя карточку «Оценка устного выступления». В течение всего занятия учитель ведет сопровождение учащихся, дает консультации.
Лингвистический практикум что это 5 класс
Лингвистический практикум подготовила Чернухина Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №4» г. Железногорска Курской области.
«Речевая компетенция как средство формирования личностных результатов школьников»
Цель: актуализировать внимание слушателей на важной роли личностных результатов при формировании речевой компетенции учащихся.
Задача: в рамках лингвистического практикума познакомить с интерактивными приёмами и подходами к формированию навыков устной речи.
Ход работы
Вступительное слово.
Тема нашего сегодняшнего разговора весьма актуальна и многогранна. В этой части я приглашаю вас более подробно остановиться на вопросе «Речевая компетенция как средство формирования личностных результатов школьников».
Слайд № 1
Итак, обратимся к определению понятия. Личностными результатами освоения выпускниками программы по русскому (родному) языку являются следующие показатели:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Слайд № 2
Все эти важные показатели должны занять достойное место в багаже выпускника средней общеобразовательной школы, а на учителей-словесников возлагается большая ответственность за освоение школьниками личностных результатов. Ведь современный мир, постоянно расширяя поле для коммуникации людей, бросает им вызов: сейчас важно уметь грамотно общаться, договариваться, доносить мысли другим, доказывать свою точку зрения.
Отсюда вывод: у выпускника школы должно сложиться твёрдое убеждение, что наряду со знанием современных технологий, профессиональной компетентностью, усвоением морально-этических норм, освоением иностранных языков, каждый современный специалист должен иметь развитую речь. Ушло в далёкое прошлое то время, когда в обществе царило мнение, что правильное владение речью – это обязанность узкого круга специалистов, связанных с языком. Сегодня молодые люди, заявляя о любых своих профессиональных намерениях, должны позаботиться об умении доступно, продуктивно, грамотно пользоваться родным языком.
Вы мечтаете стать адвокатом, политиком, учителем, инженером, руководителем организации, корпорации, компании? Тогда вам необходимо развивать коммуникативные способности, осваивая все средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения – это утверждение красной нитью должно проходить через всё школьное образование.
Научить грамотно говорить – нелёгкое дело, это гораздо тяжелее, чем научить орфографии и пунктуации или решать примеры и задачи. Здесь должно сложиться многое: и природные задатки школьника, и наше умение развить у него вкус и интерес к языку, и правильно выстроенная мотивация.
Опираясь на личную практику, хочу отметить, что, кроме уроков, самое благодатное поле для развития речевой компетенции – это разнообразная внеурочная, проектно-исследовательская, конкурсная деятельность, являющаяся привлекательной для современных школьников, предполагающая широкий выход в социум. В материалах, опубликованных в отдельных брошюрах, сборниках, журналах делюсь опытом работы с учащимися, в том числе и по формированию речевой компетенции. Хочу обратить ваше внимание на федеральный журнал центра «Педагогический поиск» – «Современный урок», в котором имеется много интересных современных материалов. Кроме того, рубрика «Слово» в газете «Эхо недели», в которой помещаю материалы, даёт возможность донести правила речевой культуры и до родителей.
Занимаясь углублённо вопросами речевой деятельности, с большим сожалением приходится констатировать, что самым слабым звеном является устная речь не только школьников, но и многих взрослых людей.
Слайд № 3
Не случайно было принято решение, которое возложило на учителей-словесников дополнительную нагрузку: это введение устного экзамена по русскому языку у выпускников основной школы. Устная часть основного государственного экзамена по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.
Слайд № 4
В ходе подготовки к устному экзамену предстоит сконцентрировать свои усилия на обучении учащихся выразительному чтению вслух текста научно-публицистического стиля, пересказу текста с привлечением дополнительной информации, формировании умения составить тематическое монологическое высказывание, участвовать в диалоге. При этом экзаменуемый должен продемонстрировать соблюдение норм современного русского литературного языка. Если эти задачи будут решены, то и личностные результаты учащихся будут высокими.
Речевой имидж – это одна из составляющих особенностей человека. Основные параметры и манера устной речи – вещи устойчивые: тембр голоса, дикция, артикуляция, темп произношения, наиболее употребляемые слова, кроме того, владение актерским мастерством, мимикой и жестами. Поэтому речь человека часто сравнивают с его почерком – она индивидуальна и неповторима. Сегодняшняя ситуация такова, что люди, занимающие высокие посты в государстве, в организациях и на предприятиях, имеют возможность формировать свой внешний имидж: дорого и со вкусом одеваются, позволяют изысканные аксессуары и стильные причёски, пользуются услугами стилистов. Но как только многие из них открывают рот, из которого с таким трудом не льётся, а буквально выталкивается, выползает невразумительная речь, этот имидж рассыпается, и рейтинг человека быстро летит вниз. Продемонстрирую доказательство.
Слайд № 5
Просмотр видеоролика с выступлениями В. Кличко.
Далее предлагаю ознакомиться с результатами исследований по вопросу речевой культуры в России.
Слайд № 6
Справка Государственный институт русского языка им. Пушкина проанализировал выступления чиновников. Самыми грамотными оказались федеральные министры, а самыми косноязычными и неграмотными — губернаторы. Среди типичных ошибок — неправильные ударения, использование профессиональных терминов в публичных выступлениях, злоупотребления словами-паразитами». Примеры из лексикона мэров и губернаторов: «каленым железом жестко наказывать», «праздновать праздник», «значит, соответственно, мы должны соответствовать», «бросать тень в честных людей», «мы очень много сил уделяем на это», «более бОльший рост», «я сейчас и пенсию стараюсь давать, и материальная помощь, и награждать, и название улиц». Можно составить целое пособие по этим перлам.
Эксперты русского языка советуют политикам чаще смотреть словари, чтобы уточнять значения слов, больше концентрироваться на предмете речи, чтобы избежать грубых нарушений норм языка, а также заниматься самоанализом выступлений, выявляя сильные и слабые стороны. Я думаю, все эти советы экспертов мы можем адресовать и своим учащимся.
Лингвистическая пауза.
Слайд № 7
Предлагаю для интереса посмотреть, каким способом некоторые чиновники выходят из положения во время устного выступления или интервью.
Попробуйте оставить фразу. Будет ли она понятна слушателям? Вот так и в жизни.
Почему я остановилась на этой детали? Ведь чиновники всех рангов наши бывшие и будущие выпускники. Кроме того, наблюдая за речью выступающих публично, нынешние учащиеся старших классов могут упражняться в определении и исправлении грамматических ошибок (задание №6, №20 ЕГЭ)
Конечно, своим учащимся мы должны сами лично и на достойных примерах показывать образцы речевой культуры, к которым мы сейчас тоже обратимся. Предлагаю небольшой блиц-опрос
Слайд № 8
– Назовите деятелей творческой среды, кто, по-вашему, блестяще владеет речью? (Николай Цискаридзе)
– Кто из журналистов являет собой образец культуры речевого общения? (Владимир Познер)
– Какие политики прошлого и настоящего, на ваш взгляд, считаются непревзойдёнными ораторами? (Сергей Аксёнов)
Думаю, вам будет интересно узнать, кто же из чиновников стоит в положительном рейтинге по культуре речи. Это Сергей Собянин (Москва), глава Крыма Сергей Аксенов, Андрей Воробьев (Московская область).
Выполнение практических заданий
Предлагаю перейти непосредственно к выполнению упражнений, которые вы можете использовать в своей практике. Давайте попробуем сами на несколько минут стать старшеклассниками и окунуться в атмосферу продуктивной речевой деятельности. Именно с этой целью я приглашаю вас всех принять участие в следующей части практикума «Развиваем речевые компетенции школьников». Хочу оговориться, что все эти упражнения не для вашего развлечения, они будут полезны для подготовки к устной части ОГЭ. Сейчас мы выполним несколько упражнений, а остальные я поместила в памятку, и вы можете ими воспользоваться на занятиях с учениками.
Чтобы нам было удобно работать, мы разбились на 3 группы под номерами (рассадить можно по цвету карточек или каких-то других знаков). Обращаю внимание на то, что все задания должны выполняться очень быстро, как это предполагается по демоверсии устного экзамена (1-2 минуты). Просьба «подождите, ещё не успели» – не принимается.
Тренинговые и творческие задания по развитию связной речи:
Слайд № 9
Предлагаю начать с разминки.
Задача: придумать по одному короткому комплименту от группы всем участникам сегодняшнего семинара. Комплименты не должны повторяться. Получившим комплимент нужно обязательно ответить, какие чувства он вызвал. Мой комплимент вам: я считаю учителей русского языка самыми развитыми, ответственными и эмоциональными людьми. Ответьте, пожалуйста, мне на мой комплимент!
Это задание учит учащихся расположить к себе собеседника, что немаловажно при устном общении во всех сферах деятельности.
Приступим к выполнению письменных заданий по группам.
Слайд № 10
Опишите сугроб, выразив чувства (по вариантам):
1) дворника, вышедшего после ночного снегопада убирать двор;
2) детей, выбежавших во двор погулять,
3) сельского почтальона, которому нужно разнести пенсию по деревне.
Объём – 3 предложения, время 1-2 минуты
Слайд № 11
Данное упражнение нацелено на активизацию «пассивного» запаса слов. Оно ценно для развития речи как родного, так и иностранного языка.
Для задания выдаётся один и тот же небольшой текст – по вариантам. Суть занятия состоит в замене одних слов другими. Например, все встретившиеся в тексте глаголы, существительные, прилагательные заменяются другими глаголами, существительными, прилагательными, подходящими по смыслу.
Слайд № 12
Задание на моделирование голоса и тона. Нижеприведенную фразу:
Разве вы не знаете, что этот человек здесь больше не работает?
– Я читаю, вы угадываете.
– Прочтите последовательно следующим тоном: спокойным, злорадным, дружеским, начальственным.
Слайд № 13
Перед вами несколько персонажей: весельчак, неуверенный в себе, грубиян, интеллигент, бизнес-леди, молодая мама. Представьте себе, что каждый из этих персонажей в течение минуты проходит мимо вас, направляясь к остановке. Вы стоите и сдельно работаете: собираете подписи в пользу «вашего» кандидата, получая за каждую подпись соответствующую плату. Произнесите только одну фразу (максимум – две), но такую, чтобы человек остановился и подписал ваш лист. Что вы ему скажете?
Слайд № 14
Как известно, диалогическая речь предполагает участие не менее двух лиц, поэтому для тренировки нужен собеседник.
Разбейтесь по парам – найдите себе собеседника и предложите ему интересную тему для разговора. Упражнение считается отработанным, если собеседникам удается провести краткие беседы на избранные темы по 3-4 реплики.
Слайд № 15
Для упражнения произвольно берутся пять слов из любого текста. Занятие состоит в составлении и проговаривании связного рассказа с использованием пяти выбранных слов (существительных, прилагательных, глаголов). На каждый рассказ затрачивается всего 2-3 минуты. На одном занятии следует практиковать не более 3-4 рассказов. Данное упражнение активизирует воображение и способствует развитию логичности и гибкости ума.
Слайд № 16
Выводы.
Практическое выполнение заданий закончено. Предлагаю от каждой группы сделать небольшой вывод.
Примерные выводы:
Заключительное слово.
Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли. Нужно уходить от старых шаблонов, при которых мы стремимся на уроках как можно больше написать в ущерб развитию устной речи.
Вручение памяток и буклетов.