Лингвистический турнир что это
Лингвистический турнир по русскому языку в школе
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники нашего турнира.
Слайд 1
Мы проводим лингвистический турнир. Лингвистика – это наука, изучающая законы языка, и мы ещё раз убедимся в том, что наш русский язык очень велик и богат. В нашем турнире будут участвовать 2 команды. Они продемонстрируют свои умения, знания в области русского языка. Приглашаем наши команды на турнир (команды заходят под аплодисменты зала и занимают свои места). Пожелаем им удачи! Оценивать вашу работу будет компетентное жюри в составе 3 человек, которое будет оценивать все ваши ответы.
Слайд 2
1. Приветствие команд
Команда: «Словесники»
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре-
Выучи русский язык!
Команда: «Лингвисты»
Он твой наставник, великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи русский язык!
Болельщики приветствуют команды.
Душе, когда земляк иной
Тебя коверкает безбожно,
Как будто вовсе не родной.
И нет конца моей тревоге,
И этот груз не сбросить с плеч –
Я думаю: какой в итоге
Дойдёт потомкам наша речь?
5. Конкурс редакторов
Задание: исправить ошибки поэта
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метро
Фильм смотреть о кенгуре.
Интересное кину,
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать;
Будут польта выдавать.
6. Скороговорки
Задание: как можно быстрее и точнее рассказать скороговорки
1 команда:
От топота копыт пыль по полю летит.
То послали Сеню с донесеньем.
Голова у Сени с лукошко, а ума ни крошки.
Доскакать доскакал, да все не так рассказал.
Рассказал, что не тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
2 команда:
Прокоп не варил свой укроп.
Съела Малаша всю сыворотку из-под простокваши.
Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника.
У гусыни усов ищи не ищи — не сыщешь.
Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
Слайд 13
Игра с болельщиками:
Я ему по секрету, а он по всему свету.
Так вот скажет друг дружке, а дружка подружке.
У злой Натальи все люди канальи.
8. Конкурс
В каждой тройке слов найти по два однокоренных слова. В чём отличие одинаковых по написанию корней?
1 команда: а) смешить, смешанный, смешать.
б) пара, парный, паровой.
в) проводы, подводный, водить.
г) горевать, подгоревший, гореть.
2 команда: а) носильщик, носатый, поднос.
б) лето, летний, лететь.
в) чертёнок, чертить, чертёж.
г) искупать, покупка, купальник.
10. Конкурс
Задание «Одним словом».
1-ой команде
1) Тот, кто беседует с кем-нибудь. (Собеседник)
2) Тот, кто работает вместе с кем-нибудь. (Сотрудник)
3) Человек, идущий по одному пути с кем-нибудь. (Попутчик)
4) Тот, кто завидует. (Завистник)
2-ой команде
1) Первые буквы имени и отчества. (Инициалы)
2) Движение руки. (Жест)
3) Временное прекращение военных действий. (Перемирие)
4) Территория, на которой запрещена охота, рыбная ловля. (Заповедник)
11. Конкурс
Ведущий. Следующее конкурсное задание «Полминутки на шутки» (задание письменное). Каждой команде выдан листок, на котором команда выполняет задание.
Слайд 15
Одинаковое задание для обеих команд.
Задание №1. Расставьте знаки препинания
Очень-очень страшный вид
Речка за окном горит
Чей-то дом хвостом виляет
Пёсик из ружья стреляет
Мальчик чуть не слопал мышку
Кот в очках читает книжку
Старый дед влетел в окно
Воробей схватил зерно
Да как крикнет улетая
Вот что значит запятая
В. Заходер
Игра с болельщиками: «Шутливые лингвистические вопросы»
• Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (выполненную на швейной машине)
• В каком имени тридцать Я? (ЗОЯ)
• В каком глаголе 100 отрицаний? (стонет)
• Какие два местоимения портят дорогу? (ЯМЫ)
• Что имеет голову, но не имеет мозгов? (сыр, чеснок, лук…)
• Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
• Какая река течёт во рту? (Десна)
• Какой город самый сладкий? (Изюм)
12. Конкурс
Составить рассказ из слов
1 команда:
Работа, сапоги, завод, пальто, машина, однажды, осина, орех.
2 команда:
Деревня, ребята, город, ученик, пенал, воробей, мороз, погода, тетрадь.
Жюри подводит итоги.
Слайд 16 Слайд 17(ответ)
13. Конкурс со скобками
Команде даётся задание: раскрыть скобки в предложении.
• Язык (до) Киева (до)ведёт.
• Хорошее слово (до)сердца (до)йдёт.
• (До)школы (до)шли быстро.
• Маша (за)вернула (за)угол.
14. Конкурс капитанов «Вопрос – ответ»
1. Сколько букв в русском алфавите? (33.)
2. Чего в русском алфавите больше: гласных букв или согласных букв? (Согласных букв).
3. Как называется часть речи, обозначающая действие предметов? (Глагол)
4. Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (Местоимения.)
5. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? или что?(Подлежащее.)
6. Когда у существительных после шипящих на конце слова пишется мягкий знак? (Когда эти существительные женского рода.)
7. Как называется общая часть родственных слов? (Корень.)
8. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (Окончание.)
Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом.
Будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина
На нем мы объясняемся в любви,
Читаем книги, песни распеваем,
Воспоминанья пишем в дневники,
Поэмы и стихи слагаем.
Любите же родной язык
И грубым словом не поганьте,
Родной язык — могуч, велик,
Его цените, уважайте!
Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое.
Итог: Вы убедились, как разнообразен, интересен русский язык. Вы сами можете конструировать слова, объединять в группы, находить различия. Желаю успехов.
Лингвистический турнир в 4-м классе
Лингвистический турнир – это хорошо известная, но почему-то нечасто встречающаяся сегодня форма внеклассной работы по родному и иностранному языкам, литературному чтению, которая вызывает неизменный интерес у учащихся и дает им импульс к дальнейшей трудной работе по освоению языка. Проходит турнир в занимательной форме, количество участников команды может быть любым (от 5 до 12 человек), и болельщики тоже не остаются просто зрителями: для них предусмотрены задания, к их помощи обращаются команда и капитан. Наш турнир был межшкольным, к нам в гости приходил 4-й класс другой школы микрорайона. Прошло все весьма успешно, поэтому мы хотим поделиться опытом проведения подобного мероприятия. Задания мы составляли, исходя из знаний четвероклассников по основным разделам русского языка, имеющихся на конец обучения в начальной школе. Акцент был сделан нами на таких разделах, как морфология, лексика, этимология, фразеология (конечно, любые задания могут быть видоизменены или расширены по усмотрению проводящих турнир взрослых). В материал для проведения турнира мы также включили интересные сведения об истории языка, о мастерах родного слова (разделы “Знаете ли вы?”).
Желаем всем, кто воспользуется нашим опытом, успеха!
1. Вопросы и задания для лингвистического турнира 4-х классов
Приветствие команд (участвует вся команда) (см. Приложение)
2. Разминка (вся команда).
а) Объясните значения слов:
1 команда: гранат – граната; 2 команда: пирог – пирога
Мой первый слог – в линейках нотных,
Два остальных – защита у животных,
А целое соединит всегда
Деревни, села, города (дорога)
2 к.: Первое – нота, второе – игра, целое встретится у столяра(долото)
в) Загадки на многозначные слова:
1к.: Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей (нос).
2 к.: Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают (очки).
Великий русский поэт А.С.Пушкин написал много сказок, стихов, повестей и других произведений. Все, что им написано, составляет 16 толстых томов. Решили посчитать, сколько всего слов употребил Пушкин. При этом сколько бы раз слово ни повторялось, его считали за одно. Оказалось, что словарь Пушкина насчитывает более 22 000 слов!
3. Объяснение значений 3-х однокоренных прилагательных, отличающихся оттенками смысла (вся команда).
Объясните значение слова, подберите подходящее словосочетание (прилагательное + существительное). Командам дается 1-2 мин. на обдумывание, во время которого выполняется задание по орфографическому словарю №5б.
1 к.: Пушной, пуховый, пушистый.
4. Составление сложных слов по двум данным простым (вся команда).
Например, ходить + пешком = пешеход. Подготовка 1-2 мин. Пока команды готовятся, проходит конкурс болельщиков: загадки (см. Приложение).
Половинки сложных слов написаны на карточках:
Ходить, пар. Летать, звезда. Любить, радио. Сосать, пыль.
Колоть, лед. Падать, листья. Рубить, лес. Тушить, огонь.
5. Работаем со словарем.
а) Домашнее задание №1: Телеграмма. Прочитать заранее составленное длинное предложение (рассказик), каждое слово которого (кроме предлогов и союзов) начинается с одной буквы.
Например (это подлинный детский рассказ):
У Кати куча кошек: Китя, Коня, Крош и Кис-Кис. Китя кушает “Ките-Кэт”, Коня- кефир, Крош – крабовые крошки. Крутой Кис-Кис кушает крыс!
б) Кто быстрее найдет 3 данных слова по орфографическому словарю? – по 1 человеку от команды. Слова: конфликт, природоведение, юмористический.
На земном шаре, по подсчетам ученых, свыше 2500 языков. Однако большинство населения нашей планеты говорит всего на 13 языках. На английском языке говорят жители Великобритании, США, Канады и Австралии. На французском – жители Франции, Бельгии, Швейцарии, Канады и бывших французских колоний в Африке и Южной Америке.
Можно ли выучить все языки? Сын итальянского плотника Джузеппе Гаспар Меццофанти, который жил в конце 19 века, знал 30 европейских, 5 африканских, 7 азиатских языков. Знание иностранного языка позволяет лучше познать и свою, и иную культуру.
6. Домашнее задание №2: поговорки и пословицы на иностранном языке. Команда
7. Кто сможет больше рассказать о данном слове? (по 3 человека от команды).
Слова вытаскиваются по жребию. Дается 5-7 мин. на подготовку; она проходит в другом помещении.
Участникам раздаются следующие небольшие подсказки для работы:
Лексика: 1) серая с черным птица, родственная ворону; 2) есть ли слово с переносным смыслом?
Фонетика: звуки? ударение?
Грамматика: часть речи, ее характеристики.
Фразеология: объясни смысл поговорок: белая ворона; считать ворон; ворона в павлиньих перьях.
Литература: в каких произведениях (в том числе в фольклоре), ворона встречается в названии или в качестве героини?
Лексика: 1) самец курицы; 2) есть ли слово с переносным смыслом?
Этимология: попробуйте догадаться, от какого слова произошло?
Фонетика: звуки? ударение?
Грамматика: часть речи, ее характеристики.
Фразеология: объясни смысл поговорок: петушиться, пустить петуха; встать с петухами.
Литература: в каких произведениях (в том числе в фольклоре), петух встречается в названии или в качестве героя?
8. Чья команда подберет больше однокоренных слов к данному? (вся команда, кроме выполняющих длительные задания).
Дается 5 мин. на подготовку, во время которой проводится конкурс болельщиков: литературная викторина (см. Приложение).
1 к.: снег (снежинка, снежиночка, Снегурка, Снегурочка, снежок, снежный, снеговой, снеговик, снегопад, снегоочиститель, снегозадержание, заснеженный и т.д.)
2 к.: золото (золотой, позолота, позолотить, озолотить, золотце, золотко, золотоискатель, золотопромышленник, золотишко, золоченый, золотистый и т.д.)
Многие устойчивые обороты (фразеологизмы) появились в языке очень давно. Выражения спустя рукава и засучив рукава зародились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были длиннее еще на 40 см. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами! Чтобы было удобнее работать, надо было засучить рукава. Народ стал говорить о тех людях, которые делали что-нибудь лениво, медленно, что они работают спустя рукава. А об умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава у него могут быть и короткими.
9. Знание поговорок (вся команда). Дается 2-3 мин. на подготовку, во время которой проходит конкурс болельщиков на понимание смысла поговорок.
а) Конкурс команд: соедините начало и конец поговорки и объясните, когда ее употребляют в речи:
Золотые руки Муха пролетит слышно Изо дня в день Сел в калошу От нечего делать Козел отпущения От всего сердца Белая ворона Ни жив, ни мертв Ломать голову Яблоку негде упасть С глазу на глаз
б) Конкурс болельщиков – понимание смысла поговорок
1 к.: рукой подать, морочить голову, ни пуха, ни пера.
2 к.: в час по чайной ложке, сломя голову, во весь дух.
10. Конкурс поэтов (2-3 человека)
Дается на подготовку 5-7 мин. За это время надо досочинить стихотворение по двум данным начальным строчкам; подготовка идет в другом помещении.
Ночной порой в глуши лесной
Медведь к дуплу пробрался…
В нашем родном русском языке много тысяч слов, и у каждого – своя биография. Одни слова родились в незапамятные времена и живут до сих пор, например, вода, земля, хлеб. Есть и такие слова, которые употребляются совсем редко и известны немногим людям. Древнее слово ведать уступило место современному слову знать. Но слово ведать не исчезло совсем, оно живет в словах: ведомость, уведомить (сообщить), языковед (изучающий язык), разведчик.
11. Задание на историческую родственную связь слов (вся команда, кроме занятых в данный момент в подготовке к другим конкурсам).
Какие современные слова произошли от данных старинных слов? Например, от слова око? Окно, очки и т.д. На подготовку дается 1-2 мин. Команды получают задания на карточках.
1 команда: В древнем русском языке существовало слово ЛОП. Оно значило “что-то плоское”. Какие слова произошли от слова ЛОП, если они обозначают: 1) ручное орудие с плоским расширением на конце (6 букв); 2) растение с широкими плоскими листьями (5 букв); 3) плоская кость спины (7 букв).
2 команда: Древнее обращение к отцу – ОТЧЕ. Отчий дом – это дом отца, родной дом. Какие слова происходят от слова ОТЕЦ (отче) если:
1) 9 букв; 2) 8 букв. У них одно и то же значение “родная страна, страна отцов”; 3) это слово называет человека по имени его отца (8 букв).
…что на Руси до 16 века все слова писались слитно. Впервые в истории русского письма промежутки между словами появляются на страницах первой печатной книги в 1564 году. Эта книга называлась “Апостол” и была издана первопечатниками Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем.
12. Конкурс капитанов
а) Отредактируйте неправильно составленные предложения (записаны на листке):
1 к.: Кот полез на дерево, но тут прилетел старый дрозд. Он уже протянул лапу к птенцам, но он стал клевать Пушка в нос.
Одень пальто, на улице холодно.
2 к.: Ребята принесли из леса двух птенцов. Они пробовали накормить их мошками.
Мама сварила рыбий суп.
б) “Слова с буквой Э” (задание на листках, по 5 слов). На доске записаны пустые графы с нужных количеством букв. Можно попросить помощи у команды и у болельщиков.
1) Белая поверхность, на которой демонстрируются фильмы (экран).
2) Научный опыт (эксперимент)
3) Лицо, проводящее экзамен (экзаменатор)
4) Движущаяся лестница в метро (эскалатор)
5) Вывоз товаров за границу (экспорт)
6) Отдельный предмет на выставке, в коллекции (экспонат).
7) Набросок рисунка (эскиз)
8) Быстрое распространение инфекционной болезни (эпидемия)
9) Маленькое сказочное существо в германской мифологии (эльф)
10) Отражение звука от предметов (эхо)
13. Подведение итогов, награждение победителей в разных номинациях.
«Лингвистический турнир». Интеллектуальная игра для учащихся 9–11-х классов
Оборудование: карандаши, бумага, задания на карточках, названия этапов: «Разминка», «Лексический», «Этимологический», «Корректор», «Эрудит», «Четвертое лишнее».
Примечание: За несколько дней до турнира уч-ся получили задание: организовать 2 команды, придумать название, девиз, нарисовать герб, отражающий название и девиз.
Задания каждого этапа оцениваются жюри по пятибалльной шкале.
Наивные детские вопросы вроде: «Почему кошку назвали кошкой?» — имеют большой смысл.
Попробуйте вслушаться и вдуматься в слова, которые вы произносите часто. Вот роща и сад — чем они отличаются? Можно ли сад назвать рощей? Ведь деревья растут и тут, и там. Нет, наверное, нельзя: ведь сад — по-сад-или, а роща — вы-рос-ла, как бы сама выросла. Или другое слово — защита. Сейчас мы уж никак не связываем его со щитом (ср.: радиационная защита — здесь никакой щит не спасет!), хотя увидеть эту связь совсем нетрудно, а раз увидев, трудно забыть, какое это древнее слово, несущее в себе воспоминание о сражениях наших предков.
Про слово, которое сохранило явственную связь с другими словами языка (как подстаканник, например) или в котором есть указание на какой-то признак, положенный в основу названия (ягода черника)— про такое слово ученые говорят, что оно имеет внутреннюю форму. Внутренняя форма — это как бы память слова о своем происхождении, истории, о связях с другими словами.
Секрет этот прекрасно знают поэты, от природы одаренные особо тонким чувством языка. Помните чуть ли не первое выученное наизусть:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Вы не задумывались, почему похожи слова ветер и веешь? Загляните в этимологический словарь, и вы убедитесь, что они имеют общую историческую основу. Утраченная связь этих слов оживает в пушкинском стихе.
Марина Цветаева так написала о разлуке:
Расстояние: версты, мили.
Нас расставили, рассадили,
Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.
— и к безличному слову расстояние вернулся древний и понятный смысл: оказывается, расстояние — от расстояти «находиться, стоять в отдалении».
Нужно ли говорить, что вглядываясь и вслушиваясь в слово, учась видеть его внутреннюю форму, мы приобщаемся к исторической памяти народа, обретаем способность глубоко понимать слово поэта и ценить красоту родного языка.
Ведущий: На поединок вызываются команды: ………………(каждая команда озвучивает домашнее задание).
Ведущий знакомит уч-ся с условиями турнира.
Ведущий: Подберите как можно больше синонимов к слову турнир. (Команды поочередно называют синонимы; побеждает команда, назвавшая последнее слово)
Приведите примеры омонимов. (Команды поочередно называют омонимы; побеждает команда, назвавшая последнее слово)
Ведущий: Слова могут сказать правду, а могут сбить с толку. Слова могут обманывать — из-за них мы можем принимать ложь за истину. Слова могут обидеть, но могут и лечить человеческую душу. По всем этим и многим другим причинам люди думающие относятся к значению слов очень серьезно. Вот что сказала по этому поводу археолог Энн Экстелл Моррис: «Каждое слово — это коробочка: аккуратно запакованная и тщательно перевязанная, она ждет, пока кто-нибудь не произнесет это слово вслух или про себя. Тогда развяжутся все узлы, спадут все обертки и вырвутся наружу сотни значений».
2 ЭТАП. «ЛЕКСИЧЕСКИЙ»
ЗАДАНИЕ: Попытайтесь «открыть» одну такую коробочку, определив значение слова зараза в стихотворении замечательного русского поэта XVIII века А.П. Сумарокова (вспомогательным инструментом при этом могут оказаться однокоренные слова):
Когда прекрасна мать, а дочь ее урод,
Полюбишь ли ты дочь, узришь ли в ней заразы,
Хотя ты по уши зарой ее в алмазы.
(«О благородстве»).
Ведущий: Первоначально слово зараза имело значение «прелесть».
В период раскрепощения женщины бывшие затворницы по указу Петра I стали посещать ассамблеи и одеваться в европейское платье. Православная церковь всячески боролась с этой быстро распространявшейся вольностью освободившихся от допетровских душегреек женщин. Духовенство всеми силами старалось препятствовать посещению ассамблей, танцам, «бесовским» разговорам с чужими мужчинами, т. е. боролось с соблазнами заразы, очарования, обаяния. Это одна из причин превращения заразы во что-то прилипчивое, поражающее.
Теперь встречается: «Он страшно поразил его» — удивил: «сразил в споре», т.е. победил его. «От него разит луком» — пахнет неприятно.
Так постепенно и получилось грубое слово зараза, совсем не похожее на ласковое слово прелесть.
3 ЭТАП «ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ»
В «нездешних краях» его поэз (так Северянин называл свои стихи) живут лесофеи, морефеи (феи леса и моря), совершают прогулки на лошадях гарцоры и гарцорки (от гарцевать) и даже обычный почтальон велосипедит по шоссе.
Северянину не хватает существующих в языке глаголов с корнем — лед, он придумывает новые и новые. Вот он пишет о своем стихе:
А восхищение талантом собрата по перу вызывает к жизни целый поток необычных определений:
Изысканнейший рисовальщик.
Провидец существа людей.
Он — чарователь, чаровальщик,
Чарун, он — чарник, чародей.
Одни окказионализмы Игоря Северянина более удачны, выразительны, другие искусственны и не в ладу с законами языка (вы сами, наверное, отметили их среди примеров), но все они вместе составляют яркую отличительную особенность его творчества.
Надо сказать, что одно северянинское слово вошло в язык: это отнюдь не «нарядное», отнюдь не экзотическое, а простое и выразительное существительное бездарь.
Задание: определите лексическое значение этого слова и его этимологию. (Время выполнения-3 мин.)
Ведущий: Настало время принять участие в турнире болельщикам (игра «Кто больше?»
Задание: Подберите синонимы к словам: передвигаться, мужество, сказал.
Ведущий: Найдите ошибки в выборе слова (каждой команде раздаются карточки с одинаковым текстом и заданием)
1) После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.2) В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты. 3) Из передовой бригады он перешел в отсталую. 4) В центре города построен памятник герою.
Найдите лишнее слово: 1) Петя ушиб колено ноги. 2) Робинзоны ослабли от недоедания пищи. 3) Собрание будет в декабре месяце. 4) Многие города были превращены в руины и развалины. 4) Путь кораблю преградил ледяной айсберг. 5) Он написал свою автобиографию.
Ведущий: Пока команды выполняют задание, мы узнаем историю появления выражения «тютелька в тютельку».
Ведущий: Жюри подводит итоги, а мы переходим к следующему этапу.
Задание 2: К словам, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, подберите родственные слова, активно используемые в наши дни.
Ведущий: Уважаемые участники турнира, как вы думаете, стихи полезно читать со словарем? Ведь иногда нам только кажется, что мы понимаем их. Не всегда стоит полагаться на свою догадку.
Одно из стихотворений Марины Цветаевой начинается так:
В очи взглянула
Тускло и грозно.
Где-то ответил — гром.
— Ох, молодая!
Дай погадаю
О земном талане твоем.
И вот цыганка рассказывает и предсказывает героине стихотворения:
Речью дерзка,
Нравом проста,
Щедро живешь,
Красоты не копишь.
В ложке воды тебя — ох — потопит
Злой человек.
Скоро в ночи тебе путь
нежданный.
Линии мало,
Мало талану.
(Есть свидетельства, что Цветаева очень точно передала слова встретившейся ей однажды гадалки.) О каком талане речь? Не о поэтическом же даре, не о таланте? Нет, конечно. Вот здесь нам и помогут словари. Из толкового мы узнаем, что талая означало счастливую долю, судьбу, что сохранилось оно в народнопоэтическом творчестве и просторечии; этимологический словарь расскажет, что заимствовано это слово в XVII веке из тюркских языков, где оно означало «счастье» (первоначально — «добыча»).
А вот слова небесталанный (или бесталанный) актер вы слышали, наверное, не раз и не сомневались, что говорят о талантливом (или бездарном) человеке. Но задумались ли вы, почему так странно укорочен корень этих слов? Оказывается, ничего странного: бесталанный — именно от талан «счастье», и означало оно «несчастливый» (ср. такие синонимы у А. Кольцова: «Ох, в несчастный день, в бесталанный час. »). Значительно позже, после того как около двух веков просуществовало в русском языке заимствованное в XVIII в. из французского слово талант «выдающиеся природные способности», т. е. в 50-е годы нашего века, бесталанный стало восприниматься и как «бесталантный», «лишенный таланта».
У слова же талант есть еще одно, самое старое значение: «единица веса и денежная единица в древней Греции, Вавилоне, Персии». Это слово пришло к нам из старославянского языка раньше тех, о которых мы сейчас упоминали. В известной евангельской притче говорится о таланте (о деньгах), зарытом в землю, но сейчас фразеологизм зарыть талант в землю употребляется в переносном смысле («погубить свой талант»), потому что на значение «денежная единица» наложилось значение «одаренность» (как и в случае слова бесталанный). Так самое позднее по времени значение слова талант — «выдающиеся способности» — наложило свой отпечаток на более древние слова: талант «денежная единица» и талан «счастье».
Не ленитесь заглядывать в словари — они расскажут вам удивительные истории. И стихи сделают более понятными — ведь теперь вы знаете, что нагадала цыганка.
Ведущий: последний этап нашего турнира
6 ЭТАП «ЧЕТВЕРТОЕ ЛИШНЕЕ».
Каждой команде раздаются карточки с заданиями: найди четвертое лишнее.
День, сумерки, вечер, ночь.
Сидеть на мели.
Сидеть на берегу.
Сидеть на чемоданах.
Сидеть в печенках.
Путь, конь, дочь, речь.
Сделать кое-что,
Сделать что-то,
Сделать что-нибудь,
Сделать что угодно.
Друг, товарищ, кореш, приятель.
Рожь, мышь, печь, тишь.
Бережливый, бурливый, говорливый, крикливый.
Конечно, скучно, дачник, скворечник.
Лошадь, корова, коза, овца.
Ведущий: Уважаемые болельщики, знаете ли вы, что слова «капля» и «накапливать», хоть и звучат похоже, корни имеют совершенно разные. Оба слова очень старые: слово «капля» образовано от общеславянского «капати» (капать), а общеславянское «копить» (собирать, накапливать) – от существительного «копа», которое еще сохранилось в диалектах и означает «куча сена, 60 снопов»; «накопить» значило «собрать много коп, много сена»
(от глагола «копить» образовалось потом и слово «копна»)
Ведущий: Турнир завершается! Сегодня вы доказали, ребята, что серьезный, напряженный труд можно сделать занимательным и интересным. Желаю вам успехов в мире слов, в мире знаний.
Жюри подводит итоги, называет победителей.