Лирическая тема что это
Что такое лирическая тема?
Лирические произведения характеризуются особым типом
художественного образа – образа-переживания. В отличие от эпоса или
драмы, которые повествуют о человеке и проявлениях его характера при
самых различных обстоятельствах, лирическое произведение показывает
единое и конкретное состояние человеческой души в определенной ситуации.
Лирические произведения подразделяются на следующие жанры: ода
– торжественное стихотворение, прославляющее великого человека или
событие (ода зародилась и достигла вершины популярности в 18 веке, в
настоящее время она перешла в разряд архаических жанров) ; гимн –
стихотворение хвалебного содержания; элегия – лирическое произведение,
посвященное раздумьям; эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение;
эпистола – лирическое послание, или письмо
в стихах; сонет – стихотворение, состоящее из четырнадцати строк с
особой рифмой и стилем; сатира – стихотворное обличение и осмеяние
пороков или отдельных людей; баллада – лиро-эпическое стихотворение с
развернутым сюжетом. Часто литературное произведение сочетает в себе
признаки нескольких лирических жанров.
Центральным персонажем такого произведения является лирический герой,
именно через его внутренний мир автор доносит до читателя определенные
переживания и чувства. Внешний мир отходит при этом на второй план и
изображается в разрезе впечатлений, которые тот производит на героя.
Создавая неповторимый образ литературного героя, поэт может сделать его
очень близким себе. К примеру, Сергей Есенин, который отождествляет в
своей лирике себя с простым крестьянским парнем. Однако при правильном
анализе лирического произведения необходимо говорить не о чувствах и переживаниях самого автора, а о внутреннем состоянии его лирического героя.
тематика лирического жанра тематика лирического жанра
Внутренний мир человека: его чувства, мысли, переживания,
впечатления.
Темы лирического произведения:
Тема любви (любовная лирика)
Поэтические произведения о проблеме любви;
о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной,
наличие образа лирической героини.
Стремление поэта передать глубину, неповторимость,
мимолетность, красоту любовного чувства.
А. С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье. «
Тема природы (пейзажная лирика)
Поэтические произведения, описывающие картины природы,
образы животных, чувства лирического героя,
вызванные созерцанием природы
С. А. Есенин «Береза»
Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика)
Лирические произведения, раскрывающие сущность
поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта
М. Ю. Лермонтов «Смерть Поэта»
Тема поисков жизненного смысла (философская лирика)
Лирические произведения о смысле человеческого существования,
о проблемах бытия, о жизни и смерти
Ф. И. Тютчев «Нам не дано предугадать. «
Тема свободы (вольнолюбивая лирика)
Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности
А. Н. Радищев ода «Вольность»
Тема дружбыЛирические произведения о дружбе, создание
образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение
А. С. Пушкин «К Чаадаеву»
Тема одиночестваПоэтические произведения об одиночестве
лирического героя, разобщенности его с окружающим миром,
непонимании другими людьми
М. Ю. Лермонтов «Парус»
Тема родины (патриотическая лирика)
Лирические произведения о Родине, её судьбе, настоящем и
прошлом, о защитниках отечества
А. А. Блок «Россия»
Тема народаЛирические произведения о народной судьбе,
о жизни людей из народа
Н. А. Некрасов «Железная дорога»
Основные понятия о лирике
Определение лирики ведет свои истоки от названия этого рода литературы, способного воспроизводить чувства и настроение героя по отношению к кому-то или чему-то, дословно переводясь с древнегреческого как «чувствительный, лирный, исполняемый под звучание лиры». К основным характеристикам лирического жанра можно отнести повышенную чувствительность, эмоциональность, взволнованность, задушевность, в общем, все те качества, которые свойственны глубоким, чувственным натурам, склонным к личным переживаниям.
Сравнительные характеристики
Всего на сегодняшний день выделяют три художественных литературных рода, среди которых, помимо лирики, существуют еще эпос и драма. В отличие от них в лирических произведениях имеют свойство отображаться полностью сформированные и законченные характеры в условиях разных обстоятельств, а также происходящие изменения в моральном состоянии персонажей на определенных жизненных этапах.
Поэтому совсем неудивительно, что при написании лирических произведений перед авторами открывается безграничный источник вдохновения, ведь существует огромное количество ситуаций, способных вызывать сильные чувства у персонажей. Особенности лирики заключаются еще и в том, что несмотря на яркое и эмоциональное освещение событий, вне зависимости от того, в прошлом ли они происходили или в настоящем, оно не должно принимать слишком расплывчатую форму и сводиться к чересчур долгому описанию.
Речь должна быть сжатой, но в то же время максимально наполненной, и способность следовать этому негласному правилу без каких-либо потерь для эмоционального окраса и точности передачи чувств описываемых героев. И даже если получится описать все очень кратко, в итоге должно получиться законченное по смыслу произведение.
Нередко лирический стиль используется писателями, как выражение личного отношения к той или иной ситуации, а иногда даже к общим тенденциям конкретного времени и связанных с ним исторических событий, донося всю суть через действия персонажей. Удивительно, но в поэме могут описываться не только высокие порывы, но и низменные чувства, также побуждающие человека на переживания, вне зависимости от того, принадлежат ли они ему или кому-то другому.
Что касается других литературных родов, то для того, чтобы понять основные их отличия от лирических произведения, стоит ознакомиться со следующей таблицей с основными их видами и жанрами:
Род/Виды и жанры | Народный | Авторский |
Лирика. Переживание различных событий, отображение человеческих чувств, внутреннего мироустройства и мироощущения, а также эмоционального состояния, что позволяет ставить чувственное во главе угла. | Песня | Ода, гимн, элегия, сонет, послание, мадригал, рондо, эпиграмма. |
Драма. Демонстрация отношений героев между собой и связанные с этими событиями, отображающиеся на сцене, для чего применяются особые приемы для записи текста, а также ремарки, позволяющие понять истинное отношение автора к происходящему. | Игра, обряд, народная драма, раек, вертеп | Трагедия, комедия (по жанрам делится на комедию положений, характеров, масок), драма (философская, социальная, историческая, социально-философская), водевиль, фарс, трагифарс. |
Эпос. Повествование о чьей-либо судьбе, приключениях либо определенных поступков, причем как положительных, так и отрицательных, позволяющее автору полноценно высказывать свое мнение об описываемых событиях. | Миф, поэма (героическая, строго-воинская, сказочно-легендарная, историческая), сказка, былина, дума, легенда, предание, баллада, притча, малые жанры (пословицы, поговорки, загадки, потешки) | Роман или эпопея (историческая, фантастическая, авантюрная, психологическая, утопическая, социальная, притча) и малые жанры (повесть, рассказ, новелла, басня, притча, баллада, литературная сказка). |
Имея под рукой такую табличку, можно за считаные секунды определиться с тем, к какому стилю относится то или иное произведения, а также привести точную классификацию его вида. К примеру, у лирического рода нет жанров и только одна народная форма — песнь, тогда как у эпоса и драмы гораздо больше производных разной степени сложности и основной темой.
Кроме того, не следует забывать о существовании четвертого, смешанного литературного рода, который называют лиро-эпическим. Именно сюда можно отнести такой распространенный жанр, как поэма, способная проявлять все присущие эпосу качества. Так, автору удается передать в своем рассказе всю гамму чувств, испытываемых главными/или второстепенными персонажами.
Виды и тематика
Приведенная таблица характерна тем, что может лишь поверхностно отображать разновидности лирического, поэтического и эпического жанров, тогда как существует гораздо больше признаков их классификации. Так, та же лирика имеет разную тематическую направленность, представленную в следующих вариантах:
Не стоит думать, будто лирические произведения являются однотемными, ведь в одном произведении могут найти свое отражение сразу несколько интересных направлений, вызывающих определенные чувственные волнения у персонажей. Кроме того, всю поэзию такого плана можно условно разделить на виды, отличающиеся друг от друга по стилю написания.
Речь идет о следующих видах лирики:
Естественно, перечисленные в списке жанры лирики являются весьма условными и на практике в одном произведении может рассматриваться сразу несколько направлений (иногда общую тематику может менять одно только слово). Кроме того, лирический характер свойственен не только стихотворной форме, но и прозе.
История развития направления
Как и любой другой литературный род, лирика не стоит на месте, постоянно меняясь, в зависимости от исторических событий и общих мировых тенденций. И несмотря на тесную взаимосвязь со всеми течениями в литературе и искусства, расцвет жанра пришелся именно на эпоху романтизма. Что же касается его зарождения, то он ведет свои истоки еще с древних времен, имея на разных стадиях своего развития следующие характеристики:
Завершает условный исторический цикл развития лирика XIX столетия с присущим ей романтизмом. Именно тогда появились первые лирические пьесы и баллады, а также поэзия, восхваляющая природу, красоту родного края, любовь к женщине, преданность другу и многие другие чувства, которые продолжают волновать человечество, оставаясь всегда актуальными.
Что такое лирика
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Из трёх китов, на которых стоит словесность, лирика – это самый трогательный и популярный. Таковы особенности данного рода литературы.
Чтобы разобраться в нюансах термина, углубимся в историю и узнаем, как появилось его название.
Определение лирики — что это
Лирика – это род литературы, отражающий субъективное видение мира поэтом, эмоциональное и сугубо личное переживание объективной реальности в тех формах, которые близки автору.
Слово «лирика» происходит от греческого «λυρικός» (лирный, исполняемый под аккомпанемент лиры). Изначально лирическими считались любые чувствительные песни, требовавшие инструментального сопровождения.
Позже наметилось противопоставление лирики эпосу (что это такое?), воспевающему историю предков, подвиги богов и героев. Лирической стали называть песнь, посвящённую не общественным, а личным чувствам человека, событиям его внутренней жизни: любви, дружбе, разлуке, удовольствиям, разочарованиям и открытиям.
Лирик – это поэт, создающий образцы лирических произведений. В более широком смысле лириками называют людей с возвышенным образом мыслей и тонкой душевной организацией. Они смотрят на мир особым взглядом и остро чувствуют происходящее.
Отличительные особенности лирической поэзии
В лирическом произведении герой, как правило, говорит от первого лица. Он пропускает мир через себя. Из-за этого события, происходящие каждый день, становятся особенными.
Мы читаем любовную лирику Маяковского, страдающего от безответного чувства к Лиле Брик, но как будто сами переживаем агонию любви, повторяя чужие строки собственным криком.
Даже исторические события поэт-лирик описывает как фрагмент собственной жизни. Страшные картины материнской скорби в поэме Ахматовой «Реквием» приближают к нам эпоху сталинских репрессий, а стихи Цветаевой о муже, офицере царской армии, заставляют живо почувствовать трагедию расколовшейся на два стана России.
Лирика эмоциональна, личностна, а потому всегда субъективна. Некоторые стихотворения могут показаться нам чуждыми, потому что мы не испытывали чувств, о которых они рассказывают. У лирики почти всегда нет сюжета, но за ней стоит собственный опыт, прежде всего, опыт души.
Главная смысловая единица лирического произведения – слово. Оно сжимает время и пространство, до предела уплотняет текст. В стихотворении каждому слову нужно уделять особое внимание.
Средства художественной выразительности помогают лирическим текстам добиться определённого эмоционального эффекта. Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, эксперименты со строфикой и звукописью – это лирический инструментарий.
Из истории лирики
В творчестве греческих авторов (Архилоха, Алкея, Сапфо, Каллимаха, Пиндара, Анакреона) и латинских поэтов (Катулла, Горация, Овидия) появились первые образцы таких лирических жанров, как песнь, ода, сонет, эпиграмма, эпитафия.
В канцонах, рондо, серенадах, мадригалах, сонетах, триолетах, альбах и пасторалях давались образцы куртуазного (то есть изысканного, возвышенного, приподнятого над обыденностью) поведения.
Возлюбленная идеализировалась. Она соответствовала строго определённому канону красоты, была недоступной, неразгаданной, почти божественной и вдохновляла поэта на поиски смысла жизни.
Сонетная лирика Шекспира явила собой новый тип лирического поведения. Любовное чувство стало в его произведениях более раскованным, многообразным. Английский сонет стали называть «шекспировским», а итальянский – петрарковским.
В Германии блестящие образцы жанра дали Гёте и Шиллер, в Великобритании – Байрон, Саути и Шелли. В России главным «балладником» считался В. А. Жуковский. В юности отдали дань уважения жанру А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов.
Виды и жанры лирики
Традиционно принято выделять следующие виды лирики:
Существует деление на крупные и малые формы.
К крупным относятся лирическая поэма, цикл стихотворений и венок сонетов (произведение, состоящее из 15 сонетов, в каждом из которых крайняя строчка первого в то же время становится начальной строкой следующего, переплетаясь, словно цветы в венке).
Малыми жанрами лирики считаются:
В зависимости от национального колорита, различают и другие лирические формы, характерные для той или иной культуры (рубаи, хайку, газеллы и другие).
Примеры лирических произведений
В школьной программе подробно изучается любовная лирика Пушкина. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», посвящённое Анне Керн, – яркий образец стилистического и образного совершенства. «Гений чистой красоты» предстоит перед читателем почти воздушным.
Мы не видим конкретных черт портрета героини, но чувствуем трепет и восторг поэта, испытавшего сладость любовного чувства, его преклонение перед Идеалом. В стихотворении «Мадонна», адресованном Наталии Гончаровой, обожание возведено до религиозного культа. Пушкин называет любимую «своей Мадонной».
Любовная лирика Лермонтова не столь гармонична. В ней есть место и пылкой страсти, и горечи разочарования, и холодной отстранённости. В стихотворении «И скучно, и грустно, и некому руку подать. » поэт признаётся, что «…вечно любить невозможно», но вся его поэзия – тоска по любви идеальной, хотя Лермонтов понимает, что на земле её не найти.
Стихотворения «Расстались мы, но твой портрет…», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» и другие свидетельствуют о том, что в минуты нежности лирический герой способен на благоговейный трепет перед предметом своего чувства.
Любовная лирика Тютчева трагична. Цикл стихотворений, посвящённый Елене Денисьевой, — это история страдающей женской души, которая становится жертвой светских сплетен. Не в силах спасти любимую от наветов, герой цикла мучается, воспевая любовь как боль, испытание, драму.
Стихотворения «Она сидела на полу…», «Последняя любовь», «Вот иду я вдоль большой дороги…» идеализируют возлюбленную, соединяя два плана чувствования: небесный и земной.
Каждый найдёт для себя любимого поэта – стоит лишь познакомиться с богатым лирическим наследием русских и зарубежных авторов разных эпох. Неисчерпаемый мир поэзии подарит сердцу богатый опыт переживаний и открытий.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Можно сказать, что лирика — это эмоции и переживания. Это состояние, когда тебя пробирает до мурашек. Сейчас кстати такой музыки, стихов — мало. Сейчас в моде «современные» направления, где ни музыки нормальной, ни текста нет.
Эта разновидность литературы кажется чересчур эмоциональной. Часто, за завесой чувств автора и персонажей невозможно разглядеть смысл и суть написанного. Подобные произведения хороши только для романтических признаний, и то не всегда.
Тематика лирических произведений
ТЕРМИНЫ (найти, разобрать, понимать)
Литературные роды: лирика.
Жанры литературы: поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет. Композиция. Антитеза. Лирический герой. Риторический вопрос. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс. Поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: силлабо-тоническая система: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Пиррихий. Спондей. Ритм. Рифма (женская, мужская, дактилическая). Рифмовка (перекрестная, смежная, кольцевая). Строфа. Тоническая система. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Основные темы. Мотивы.
План анализа лирического произведения:
Задача лирики – передать настроение, эмоции лирического субъекта (героя), поэтому все элементы структуры и содержания лирического произведения «работают» на это.
· Историко-биографический комментарий (контекст истории, творчества поэта (период))
(где искать? – в комментариях к собранию сочинения, в конце тома; в биографии поэта)
· Тема: Стихотворение разбивается на лексико-тематические и ассоциативные ряды (утро: восход, заря, пробуждение, рассвет…), ключевые слова, из которых делается вывод, какая тема (возможно указание важности данной темы для автора с обоснованием)
· Синтаксические фигуры, которые указывают на особенности композиции, то есть «работают» на тему стихотворения, выделяют особенно важные смысловые сегменты (парцелляция, анафора, параллелизм, градация, рефрен, умолчание, антитеза)
· Размер стопы и рифма так же связаны с композицией и темой (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, 2-х; 4-х; 6-ти стопный, парная, перекрестная и кольцевая рифмы; мужская, женская, дактилическая), указать, как именно связаны
· Жанр (ода, послание, песня, элегия, сонет, эпиграмма, стихотворение, баллада…) так же связан с композицией и темой (указать, каким образом)
· Смена настроения лирического субъекта (героя), из чего читатель может сделать вывод, какие именно чувства испытывает герой (в т.ч. звуки, цвета)
· Речевая структура образа (ЛГ – воплощение эпохи, взглядов автора) (стилистическая принадлежность, пафос, высокая лексика (старославянизмы, книжная) или сниженная; устаревшая или современная; тропы ( метафоры, олицетворения, сравнения, эпитеты…) – с какой целью используются автором, характерны ли для автора)
· Как тема, композиция, лирический герой связаны с творчеством поэта (с основными темами этого периода творчества, с позицией, с судьбой; является ли ЛГ alter ego автора; использовать другие стихотворения автора
РИФМОВКА: +пиррихий, спондей
Перекрестная рифма: cbcb
Опоясывающая (кольцевая) рифма: effe
Тематика лирических произведений.
Тема любви (любовная лирика) | Поэтические произведения о проблеме любви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимость, мимолетность, красоту любовного чувства. | А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье. « |
Тема природы (пейзажная лирика) | Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы | С. А. Есенин «Береза» |
Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика) | Лирические произведения, раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта | М.Ю. Лермонтов «Смерть Поэта» |
Тема поисков жизненного смысла (философская лирика) | Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти | Ф. И. Тютчев «Нам не дано предугадать. « |
Тема свободы (вольнолюбивая лирика) | Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности | А. Н. Радищев ода «Вольность» |
Тема дружбы | Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение | А. С. Пушкин «К Чаадаеву» |
Тема одиночества | Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимании другими людьми | М. Ю. Лермонтов «Парус» |
Тема родины (патриотическая лирика) | Лирические произведения о Родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества | А. А. Блок «Россия» |
Тема народа | Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа | Н. А. Некрасов «Железная дорога» |
Лирические жанры
Лирический герой — это субъект высказывания в л. произведении, своего рода персонаж лирики,
Стихотворные размеры
До́льник (ранее иногда употреблялся термин паузник) — вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 1 до 2.
«Дней (0) бык (0) пег, //Медленна (2) лет (1) арба, //Наш (0) бог (0) бег, //Сердце (1) наш (2) барабан.»
Общая формула X Ú X Ú X Ú и т. д. (Ú — ударные слоги, X — безударные; величина X — переменна; X = 0, 1, 2). В зависимости от числа ударений в строке различают двухударный дольник, трёхударный, четырёхударный и т. д. Можно различать целый ряд модификаций дольника, в зависимости от числа ударений в строке (некоторые модификации дольника не сохраняют равного числа ударений, например многие стихи Маяковского), от степени варьирования числа безударных слогов между ударными и т. д.
В случае, если допускаются строки с междуударным интервалом 3, говорят о тактовике, если 4 и более — об акцентном стихе.
В русской поэзии дольник культивировали символисты, затем футуристы. Особенным распространением он пользовался в поэзии начала XX века.
Акцентный стих — чисто тоническое стихосложение, основанное на (примерном) равенстве числа ударений в строке; интервалы между ударными слогами допускаются (в отличие от дольника и тактовика) любые, в том числе превосходящие 3 слога. Акцентный стих бывает только рифмованным; без предсказуемой фонетической поддержки такой стих считается свободным, или верлибром.
Акцентный стих широко употребителен в народном творчестве, в раёшнике (литературная имитация — Сказка о попе и о работнике его Балде Пушкина); в современной культуре образцом акцентного стиха является рэп.
Литературный акцентный стих наиболее плодотворно разрабатывался с конца XIX века, образцы его имеются у Гиппиус, Блока, Андрея Белого, особенно много — у Кузмина,Саши Чёрного, Маяковского, Шершеневича, Есенина. В советский период акцентный стих употреблялся заметно реже.
Звукопись
Основныеобразы
Образ— это любое явление, творчески воссозданное в произведении. Образ создается при активном участии воображения автора и читателя. Он обобщает действительность, раскрывая в единичном закономерное, вечное, концентрирует существенные для автора стороны жизни. При этом образ нагляден, он стремится сохранить чувственную целостность и неповторимость воссозданного явления. Образ способен объяснять неизвестное известным или известное неизвестным, он может как облегчать, так и затруднять восприятие предмета, преображать вещь, превращать ее в нечто иное: сложное в простое, простое в сложное. Образ может выходить за рамки одного произведения:
— образы-мотивы повторяются в нескольких произведениях одного или нескольких авторов (например, образ метели);
— образ-топос представляет «общее место», характерное для целой культуры данного периода или данной нации (например, образ дороги, мира как театра);
— образы-архетипы являются наиболее устойчивыми схемами или формулами человеческого воображения (таковы Дон-Жуан и Гамлет).
Образ достраивается в сознании читателя через детали и подробности, описывающие явление. Надо уметь выделить слова, которые прямо указывают на образ (море, ночь, лес), и слова, которые этот образ довоссоздают в читательском воображении (шелестит, изумрудный, нежный). В стихотворении, как правило, можно выделить несколько образов. Они всегда взаимосвязаны. При анализе стихотворения часто бывает важно выделить ключевой образ и образ-символ.
Поэт-мыслитель Ф. И. Тютчев, стремясь запечатлеть свое раздумье о величии и одновременно ничтожестве человека, обращается к образу птицы, рисует ее свободный полет:
С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Все выше, дале вьется он
И вот ушел за небосклон.
Поэт не спешит отвести взор от коршуна, он любуется его стремительным полетом. Зарисовка становится зримой благодаря контрастно обозначенному пространству: «поляна» — «небо» и «небосклон», точным словам, смысловой вектор которых направлен вверх («высоко», «все выше», «дале»), нагнетанию глаголов действия: «поднялся», «взвился», «вьется», «ушел».
Заключительный катрен стихотворения Тютчева — это осмысление темы человека, который, обладая стремлением к горнему, обречен влачить свою жизнь в суетном и скорбном мире:
Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли,
Я, царь земли, прирос к земли.
Поэтическая образность создается за счет разной соотнесенности образов. Так, соотнесены по ассоциации небо, небосклон— два мощных, два живых крыла; пот—пыль.Возможно и контрастное взаимодействие образов: небо, небосклон, крылья—поляна, земля; я— коршун.По сходству соотнесены образы поляна— земля;по смежности — пыль— земля.Образы могут соотноситься по умозаключению: я— царь земли.
При анализе образного строя стихотворения следует обращать внимание на следующие аспекты:
— образы, связанные с цветовой палитрой:
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
— освещение, воссозданное художественными средствами:
А внизу подо мною уж ночь наступила,
ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Нежно под трепетом ангельских крыл
Звонят кресты безымянных могил.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою, а низ горы —
деревней был, кривился крыш
— передача запахов средствами художественного слова:
Свеж и душист твой роскошный венок,
Всех в нем цветов благовония слышны,
Кудри твои так обильны и пышны,
Свеж и душист твой роскошный венок.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом.
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Композиция и композиционные приёмы и композиционные типы стихотворных лирических произведений.
Исследователь В.М. Жирмунский выделяет три композиционных уровня в лирическом произведении: фонетический уровень, тематический уровень, синтаксический уровень. Единицами фонетического уровня являются звуки, единицами тематического уровняявляются словесные темы. Возникает вопрос: что же такое словесная тема. Любое слово в лирическом произведении является носителем темы (т.е лексико-тематические ряды). «Каждое слово, употребляемое поэтом, есть уже тема и может быть развёрнуто в художественный мотив…Многие художественные направления определяются особенностями своего тематизма, «словесными темами». Для такого литературного направления, как сентиментализм, характерны такие словесные темы, как: «слёзы», «вздохи», «печаль», «кладбище», «меланхолия», «сумрак», «томный», «нежный», «чувствительный» и т. д.
Единицами синтаксического уровня являются ритмико-синтаксические, или ритмико-интонационные конструкции. Существуют два основных композиционных приёма в лирическом произведении: повтор и параллелизм.
Повтор может быть обнаружен на разных уровнях: фонетическом (например, в стихотворении А.С. Пушкина: «Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ли в многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я предаюсь моим мечтам…» – перед нами повтор на звуковом уровне, повторяется звук «у»); на тематическом уровне (в стихотворении А. Фета «На кресле отвалясь…» повторяются такие словесные темы, как «грачи», «стадо», «кружится – это повтор на тематическом уровне); на синтаксическом уровне повторяются целые ритмико-интонационные конструкции. Например, в стихотворении А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» в первой и шестой строфах стихотворения повторяется с небольшими изменениями одна и та же ритмико-интонационная конструкция – «твое лицо в простой оправе» (в первой строфе) и «Твоё лицо в его простой оправе» (в последней строфе); в стихотворении «Я последний поэт деревни» С. Есенина – «и луны часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час» (во второй строфе) и «скоро, скоро часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час» ( в последней строфе). Повтор как композиционный приём можно обнаружить в любом лирическом произведении, ибо лирика без повторов не обходится.
Лексика
Анализ лексики стихотворения поможет проникнуть в своеобразие поэтического языка конкретного текста и раскрыть особенности поэтической манеры художника.
Следует помнить, что слово в стихотворении всегда приобретает дополнительный смысл, особую эмоциональную окраску. Классифицируя в самом общем виде лексику стихотворения, можно выделить несколько групп:
Высокая лексикасвязана с архаизмами, устаревшими словами, словосочетаниями, грамматическими формами и синтаксическими конструкциями, которые употребляются для усиления художественной выразительности, придания речи торжественности или ироничности.
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Поэтизмы— это подчеркнуто красивые поэтические слова и обороты.
Любовь земли и прелесть года,
Весна благоухает нам.
Творенью пир дает природа,
Свиданья пир дает сынам.
Прозаизмы— слова или выражения, которые воспринимаются как чужеродные в поэтическом произведении, хотя их присутствие в тексте внутренне мотивировано.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста