Лирическое начало это что

Стихосложение, лирика, поэзия, или немного базовых

Не так давно провел опрос и к своему удивлению (ужасу) обнаружил, что на “вопрос что такое поэзия?” подавляющее большинство всех опрашиваемых респондентов начинали нести такую дичь. Между тем это базовое понятие, которое не помешало бы знать. Нет, пожалуй, не знать, а понимать. Иначе как мы поймем почему “Мертвые души” Гоголя это поэма (поэтическое произведение), а многие стихи поэзией не являются, почему верлибр или моностих в руках мастера – это поэзия, а стихи из рекламы поэзией не являются.

Итак, начнем с заблуждений. При опросе выяснилось, что поэзию часто путают с лирикой и стихосложением. И если в современной русской традиционной литературе поэзия, лирика и стихосложение тесно переплетены, то в других странах все может быть совсем наоборот. Так что же объединяет и разделяет три этих понятия? Начнем с азов:

«Лирическая манера повествования» предполагает такой тип построения художественного образа, который основан на эмоциональном переживании. Если в эпосе и драме в основе образа лежит многостороннее изображение человека в его деятельности, в сложных взаимоотношениях с людьми в жизненном процессе, лирический образ — это образ-переживание. Но переживание общественно-значимое, в котором индивидуальный духовный мир поэта, не теряя своей автобиографичности, получает обобщённое выражение, тем самым выходя за рамки его личности. Лирический образ — это эстетически значимое переживание, автобиографическое начало в нём присутствует как бы в снятом виде, и для нас важно, что поэт испытал данное переживание и что оно вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах. Если нам известно, что лирическое переживание не автобиографично, оно всё равно сохраняет своё художественное значение, поскольку могло быть испытано. Существует традиция рассматривать лирику как сосредоточенность поэта на своей индивидуальной внутренней жизни. Таким образом, лирику трактуют как «исповедальное творчество», как «самовыражение» и «самораскрытие». (с)

Как много и достаточно пространно… Не удивительно, что у подавляющего большинства людей в голове “каша”. Можно ли сузить это понятие, объяснить просто? Попробую.

1. Лирика – в произведении превалирует внутренний мир (автора, рассказчика, лирического героя).
2. Эпос – в произведении превалирует мир внешний (появляются персонажи, события, место и время).
3. Драма – в произведении превалирует конфликт персонажей.

Возникает вопрос, могут ли в произведении переплетаться два или три рода литературы? Конечно могут, но если вчитаться в определения, то в каждом из них мы встретим одно, повторяющееся слово – “превалирует”. Итак, преобладание в произведении того или иного рода литературы обозначает его принадлежность. Какого произведения – спросите Вы? Да абсолютно любого.

Тогда возникает резонный вопрос: “А каким боком здесь поэзия и стихосложение”?

Двигаемся дальше. Общим для каждого рода литературы является то, что оно находится в рамках того или иного произведения, а это значит, что любой род литературы это то, что наполняет произведение в той или иной мере. Между тем существуют и рамки, которые удерживают это наполнение – этакий сосуд, форма… Какие формы существуют, спросите вы? Роман, повесть, рассказ, поэма, баллада, стих. все это жанры. Между тем жанры тесно связанны с литературными традициями тех или иных стран, особенностями языка и т.д. А где тогда поэзия – спросите Вы? А поэзия – это средство художественной выразительности. По сути поэзия – это инструмент, которым мастер изготавливает форму и посредством которого эта форма наполняется содержимым. С другой стороны форма может быть любой, как собственно и содержание. Как мы узнаем поэзия это или нет? Какие первичные признаки поэзии, существуют ли они?
Конечно существуют:

1. Лиричность.
2. Суггестивность.
3. Образность.

Могут ли стихосложение, лирика и поэзия быть самостоятельными, независимыми субстанциями в том или ином произведении? Обязательно ли стихи – это поэзия, обязательна ли лирика в стихотворении и обязательно ли поэзия это стихи? Нет. Поэтические приемы и лирическое наполнение прозаического произведения “Мертвые души” Гоголя делает это произведение поэмой. Неказистый верлибр в руках мастера становится поэзией, а к примеру стих начинающего автора или рекламный стих поэзией назвать нельзя, потому как ни лирического начала, ни суггестивности, ни образности в них нет.

Источник

Лирическое начало в прозаическом тексте: историко-литературный аспект

Лирическое начало в прозаическом тексте: историко-литературный аспект

​Лирическое начало как один из характерных признаков эпического произведения в большей или меньшей степени, как отмечают многие литературоведы, присутствовало в каждом художественном произведении, притом это проявлялось на каждом этапе развития словесности, в том числе и русской. Но, как отмечается в работе И. Шохина «На перекрестке двух бездн. (К урокам современной русской литературы)» [58, c.23], русская литература со второй половины XIX века и в течение всего XX века отмечается особой активностью лирической стихии в прозаических текстах. Это можно было объяснить тем, что лирическая поэзия к середине 30-х годов XIX века теряет свое прежнее положение, уступив место прозе, которая открывала более широкие возможности для максимально конкретного изображения условий, в которых действовали персонажи, для описания их внутреннего мира, для анализа переживаний и мотивов их поступков. Характеризуя особенности этого периода в русской литературе, В.Г. Белинский отмечал, что «период новый еще в самом своем начале оказал решительную склонность к прозе»[7, c.80]. Лирика, по его мнению, не только не исчезает как самостоятельный род, более того, она продолжает свою жизнь внутри других литературных родов, вступает с ними во взаимодействие, обогащает их и одновременно обогащается сама.

​В своей работе «Проза Лермонтова» Михайлова Е.Н. говорит о соединении двух начал лирического и эпического уже в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Она пишет: «Лиризм проявляется здесь не в своей открытой, прямой форме непосредственных излияний чувств, передачи внутренних переживаний; лирическая интонация вытекает тут из реального описания предмета» [35, c.249]. Характеризуя особенности лирической прозы в произведениях русской литературы начала XIXвека, Иван Захаров отмечает: «Сей род прозы имеет середину между стихами и обыкновенноюпрозою, заключая в себе приятности первых и способности другой…» [27, c.135].

​Много исследований написано о лирических отступлениях в «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя. Благодаря им автор прямо излагает мысли по поводу героев, их поведения, выражает свою тоску по родине, вспоминает детство. Именно многочисленные лирические отступления являются важнейшей художественной особенностью поэмы и, как отмечают критики, позволяют согласиться с авторским определением жанра. С.Т. Аксаков пишет: «“Душа” русской ментальности, её поэтическая составляющая, которую стремился выразить Гоголь в “Мёртвых душах”, получила, на взгляд создателя, наибольшее выражение в лирической песне. Воспеваемые в произведениях этого жанра вольность, удаль, разгул, широта души входили в число идеализируемых автором национальных “свойств”. С народной песней связано лирическое начало в поэме. “Лиризм”имманентен произведению, предметом изображения в котором должна послужить “Вся Русь”: «.два предмета вызвали у наших поэтов этот лиризм. Первый из них – Россия. При одном имени как-то вдруг просветляется взгляд у нашего поэта, раздвигается дальше его кругозор, всё становится у него шире, и он сам как бы облекается величием, становясь превыше обыкновенного человека» [5, с.220].

​В исследовании доктора филологических наук Хуако Ф.Н. «Эволюция и жанровая специфика лирической повести» сказано, что одним из первых художественных произведений, в котором особенно ярко проявилось соединение лирического и эпического начал, стал цикл путевых очерков И.А. Гончарова «Фрегат «Паллада», вышедший в 1858 году [55]. Очерки, которые написаны в виде писем к близким друзьям, носят характерзадушевной, порой даже интимной беседы, они нередко несколько просты и даже несколько на первый взгляд небрежны, но всегда неподражаемыпо совершенству языка. И, как отмечает Н.А. Добролюбов, в них «интерес самого предмета, интерес путешествия, бледнеет на каждом шагу перед неожиданным в интимной переписке присутствием поэтического творчества» [15, с.195].

​Привлекают внимание читателя и описания природы, поистине поэтические, лирически переживаемые автором картины. Литературный критик этого времени Н.А. Добролюбов, уловивший особый авторский подход к описанию увиденных мест, в своей краткой рецензии напишет: «… голос поэта, эпического романиста постоянно слышится в рассказе путешественника»[15, c.214]. Этими комментариямиН.А. Добролюбов говорит о соединении в авторском тексте двух литературных начал – лирического и эпического.

Важнейшим этапом развития лирического начала в эпическом произведении средней формы явилось творчество А.И. Герцена. Авторское размышление в произведениях писателя лирически одухотворено и, по точному определениюВ. Белинского, является в авторском произведении «как чувство, как страсть», оно «как-то чудно доведено до поэзии» [7, c.174].

Вопрос о возможности соединения лирическогои эпического в прозе, прежде всего, в малых жанрах, становится особенно актуальным в русской литературе и в связи с появлением цикла рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника», которые появились в печати почти одновременно с путевыми очерками А.И. Гончарова. В.Г. Белинский отмечал, что лиризм составляет существенный элемент «Записок охотника», при этом зная всего несколько рассказов, которые впоследствии вошли в книгу: «С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев, как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души!» [7, c.272]. Уже в XX веке советский писатель А.А. Фадеев указывал на то, что «природа у него русская до конца, она кротка и таинственна в своей поэтичности, она точна до осязаемости и лирически одухотворена» [52, c.853].

​На рубеже ХIХ – ХХ веков внутри литературный синтез, соединивший в себе лирическое начало и эпическое повествование, активно проявляет себя в творчестве многих писателей и становится неотъемлемым элементом русской культуры. Особая лиризация прозы, ее лирическое начало нашли свое воплощение в творчестве В.М. Гаршина, А.П. Чехова, И.А. Бунина, Б.К. Зайцева и А.И. Куприна.

Но в литературе всего ХХ века отмечается особая активизация лирической стихии в эпических произведениях. Примером этому могут также служить рассказы И.А. Бунина, А.И. Куприна, роман М.А. Шолохова «Тихий Дон», проза М.А. Тарковского, творчество М.М. Пришвина и другие художественные произведения этого периода.

«…Куприн всегда, начиная с самой ранней поры своего творчества, умел писать увлекательно», – отмечает Игонина Н.А. в своем исследовании «Способы лиризации в рассказах А.И. Куприна» [19]. Именно эта, как указывается, «увлекательность» впоследствии станет одной из главных и значимых примет особого купринского стиля, сделавшая его рассказы лирическими.

Определяя особенности своих произведений, отдавая должное именно лирическому началу, А.И. Куприн когда-то очень тонко заметил: «Если хочешь что-нибудь изобразить. сначала представь себе это совершенно ясно: цвет, запах, вкус, положение фигуры, выражение лица. Опиши цвет совершенно точно, как ты его видишь. Изобрази позу или голос совершенно отчетливо, чтобы их точно так же отчетливо видел и слышал читатель. Найди образные, незатасканные слова, лучше всего неожиданные. Дай сочное восприятие виденного тобою, а если не умеешь видеть сам, отложи перо» [9, с.83].

Развитие лирического начала в художественной литературе советского периода шло в нескольких направлениях. Особое колоритное звучание оно приобретает в романах М.А. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина», а также и в романтических произведениях К.Г. Паустовского. Новым этапом проявления лирического можно назвать повести и рассказы, созданные в послевоенные годы. Значимо и ярко лирическое начало проявилось в творчестве М. Пришвина, в его повестях и рассказах. Но по-настоящему подлинный расцвет русской лирической прозы начинается в 50-е годы XX века с появлением произведений В. Солоухина и О. Берггольц.

В 60–70-е гг. прошлого столетия в советской литературе не только произошло формирование, но и дальнейшее становление лирической прозы. Именно в этот период появляются многочисленные произведения, посвященные деревне: «Хлеб – имя существительное» М. Алексеева, «Липяги» С. Крутилина, «Своя земля и в горсти мила» Ю. Сбитнева, популярные повести Виктора Астафьева, Валентина Катаева(«Трава забвенья»), Владимира Чивилихина («Пестрый камень»), В. Шефнера («Сестра печали»), автобиографические произведения Н. Рыленкова, А. Битова («Жизнь в ветреную погоду»), С. Никитина («Живая вода»), В. Лихоносова и других известных писателей.

Лиризм этих произведений, как отмечает Павлова C.B., выражался, с ее точки зрения, взначительном усилении, прежде всего, роли художественного субъекта, а также в постоянном стремлении писателей быть откровенными и открытыми в выражении не только своих собственных сокровенных мыслей, чувств и идей, но и в своих представлениях о нравственно-этических нормах, которые характеризуют человеканового общества [38, c.298]. Писатели постоянно уделяют значительное внимание мыслям и внутренним чувствам своих героев, обращаются к особенностям их души, основа которой сложилась в условиях социально-исторической и духовно-нравственной жизни народа. При этом каждый автор по-своему все чаще стремится не только проследить, но и обязательно выявить основные причины возможных противоречий, которые зарождаются в душе главных героев.

Усиление лиризма, лирического начала особенно заметно проявилось в произведениях малых жанров, посвященных изображению жизни деревни в сложное послевоенное десятилетие. Именно в этих произведениях писатели хотели осмыслить социальный и нравственный опыт событий минувшей войны. При этом они не только представляли читателю действительные явления и социальные процессы, но и предельно искренне выражали личностное отношение к героям и событиям жизни.

В дальнейшем своем развитии на разных этапах осмысления лирическая проза постоянно обогащается новыми художественными приемами и содержанием, которые проявляются через:

​• усиление роли художественного субъекта;

​• углубление авторского внимания к личностным мыслям и чувствам героев;

​• возрастающие тенденции, направленные на обогащение и постижение нравственных основ жизненного поведения изображаемых характеров;

​• авторское внимание к социально-психологическому раскрытию тех противоречий, которые возможны во внутреннем мире героев.

Одновременно у писателей, в произведениях которых проявляется лирическое начало, наблюдается тяга к лирико-философским размышлениям о жизни и предназначении в ней человека.

Объясняя это феноменальное явление в русской литературе, известный русский ученый, специалист в области древнерусской литературы Д.С. Лихачев писал: «Всякие поиски правды жизни, или правды–истины, или правды нравственной рано или поздно приводят к борьбе с формой, с канонами выражения» [27, c.236]. Вывод он делает, обращая внимание на присутствие лирического начала уже в одном из самых первых художественных произведений русской литературы «Слове о полку Игореве». Возможно, поэтому известный литературный критик первой половины XIXвека В.Г. Белинский, достаточно подробно излагая свой взгляд на возможность соединения лирического и эпического, относил понятие «лиризм» к эстетической категории, утверждая, что лирическое начало, лиризм присущи творчеству вообще.

Тем не менее, в научной литературе существует мнение, что усиление лирического начала в прозаических текстах становится особо заметным в 40-е годы 19 века. В это время в разных национальных литературах происходит интересный феномен: к прозе приходят писатели, которые до этого времени успели прославиться своими лирическими произведениями. Во многом благодаря этому им удалось привнести в прозу особое звучание.

Источник

Литература.10 класс. Подготовка к написанию выпускного сочинения

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. ТЕРМИНОЛОГИЯ

Художественное произведение – единство содержания и формы.
К содержанию относим тему, идею, художественный образ, конфликт. К форме – жанр, композицию, сюжет, поэтические средства.

Тема – это круг жизненных явлений, образующих основу художественного произведения.

Идея – это главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены.

Сюжет – это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве.

Последовательная передача изображенных в произведении событий в их причинно-следственной связи называется фабулой.

Элементами сюжета являются экспозиция, завязка, развитие действия, и кульминация, развязка и эпилог.

Экспозиция – сведения о жизни персонажей до начала движения событий.

Завязка – событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту.

Развитие действия – это выявление связей и противоречий между персонажами, раскрытие их характеров.

Момент высшего напряжения действия называется кульминацией.

Развязка – это момент разрешения конфликта, завершения связанных с ним событий.

Пролог – это вступление к основному развитию сюжета, в котором раскрываются первопричины событий, изображенных в произведении.

Эпилог – изображение того, что произошло через некоторое время после завершения событий, т.е. следствие, вытекающее из этих событий.

Конфликт – это столкновение противоречивых явлений, целей, устремлений героев или противоречие в самом герое.

Композиция – это построение произведения, соотнесенность компонентов художественной формы, соединенных в единое целое.

Лирические отступления вводят в мир авторского идеала, позволяют усилить нужное, с точки зрения автора, восприятие характера или события.

Образ героя – это художественное обобщение человеческих свойств, черт

характера в индивидуальном облике героя.

Персонаж – это любое действующее лицо произведения.

Лирический герой – образ героя в лирическом произведении, переживания, чувства, мысли которого отражают авторское мировосприятие.

Литературный тип – это обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, характерной для определенной общественной среды в определенное время.

Характер – человеческая индивидуальность, складывающаяся из определенных душевно-нравственных, психических черт.

Эпос – художественное произведение внешнего по отношению к писателю мира, развернутое во времени и пространстве. Основными жанрами эпоса являются басня, поэма, баллада, рассказ, повесть, роман, эпопея.

Басня – один из древнейших видов эпической поэзии. Басня состоит из маленького острого эпизода и нравоучения. Басенная аллегория основывается на известных четах животных: хитрость лисы, глупость осла, трусость зайца, сила льва, коварство волка.

Поэма – произведение (чаще всего стихотворное) с повествовательным или лирическим сюжетом, воспевающие значительные события, возвышенные характеры. Поэма существует в разных видах: героическая, романтическая, лирико-психологическая, философская, сатирическая. В поэме сочетаются эпическое и лирическое начала.

Рассказ относится к малым эпическим жанрам. Содержание его ограничивается одним событием. Характеры даются уже сформированными.

Повесть – эпический жанр, занимающий среднее – между рассказом и романом – положение. В повести больше (сравнивая с рассказом) действующих лиц, история развития характеров которых образует более сложную конструкцию. Здесь несколько сюжетных линий, ряд эпизодов, охватывающих значительные для героя события.

Роман – большая форма эпоса. Содержание романа не ограничено ни во времени, ни в направлении, может охватывать целую эпоху. В романе воссоздается история формирования человеческих характеров, исторические и общественные процессы, происходящие в окружающей действительности, и психологические – во внутреннем мире человека.

Монументальные произведения, в которых широко отражены значительные исторические события, важные для жизни народа и нации, называются эпопеями.

Лирика – один из родов литературы, основанный на непосредственном выражении поэтом мыслей, чувств, переживаний, вызванных теми или иными явлениями жизни.

Лирика может быть медитативной (выражающей эмоциональные раздумья, в основе которых лежат вечные проблемы бытия), изобразительной (воспроизводящей явления внешнего мира (чаще всего – природу)) и суггестивной (сосредоточенной на передаче эмоционального состояния).

Лирические жанры (очень распространенные в античности, почти утратившие свое значение в поэзии ХХ века):

— ода – воспевает значительную личность, событие;

— мадригал – небольшое стихотворение в похвалу женщине;

— эпиграмма – стихотворение, иронизирующее над определенным лицом;

— эпитафия – стихотворение на бракосочетание;

— элегия – грустное стихотворение

Драма как род литературы соединяет в себе изображение характеров и событий (как в эпосе) в непосредственном действии, самовыражении (как в лирике). Драма строится на диалоге и монологе действующих лиц. Высказывания имеют решающее значение в характеристике места и времени действия, в создании образов героев. Вмешательство автора в действие драмы очень ограничено (только ремарки). Отличительными чертами драмы являются также сконцентрированность событий, острота и напряженность конфликтов, определенность характеров, их оформленность в ведущих чертах. Драма композиционно состоит из актов, явлений, сценических эпизодов (картин).

Основными жанрами драмы как рода литературы являются комедия, трагедия, собственно драма.

Комедия – драматическое произведение, в котором осмеиваются какие-либо негативные черты человека или общества.

Трагедия – драматическое произведение с глубоким конфликтом, при решении которого герой погибает.

Собственно драма очень разнообразна по характеру конфликтов. Это может быть, как и в трагедии, столкновение героя с внешним миром, с другими героями, разлад внутри себя. Но в герое драмы нет внутренней безысходности, той неразрешимой борьбы, которая героя трагедии приводит к смерти.

Кроме основных жанров (комедии, трагедии, собственно драмы) в драматический род литературы включаются такие жанры, как мелодрама, фарс, трагикомедия.

Пьеса – не жанр! Пьеса – общее название любого драматического произведения.

Поэзия/проза – это различные способы речевой организации художественного произведения.

Проза – это художественная, логически, а не ритмически организованная речь, поэзия – ритмически организованная речь.

Источник

Лирика

Из Википедии — свободной энциклопедии

Лирическое начало это что. Смотреть фото Лирическое начало это что. Смотреть картинку Лирическое начало это что. Картинка про Лирическое начало это что. Фото Лирическое начало это что

«Лирическая манера повествования» предполагает такой тип построения художественного образа, который основан на эмоциональном переживании. Если в эпосе и драме в основе образа лежит многостороннее изображение человека в его деятельности, в сложных взаимоотношениях с людьми в жизненном процессе, лирический образ — это образ-переживание. Но переживание общественно-значимое, в котором индивидуальный духовный мир поэта, не теряя своей автобиографичности, получает обобщённое выражение, тем самым выходя за рамки его личности. Лирический образ — это эстетически значимое переживание, автобиографическое начало в нём присутствует как бы в снятом виде, и для нас важно, что поэт испытал данное переживание и что оно вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах. Если нам известно, что лирическое переживание не автобиографично, оно всё равно сохраняет своё художественное значение, поскольку могло быть испытано. Существует традиция рассматривать лирику как сосредоточенность поэта на своей индивидуальной внутренней жизни. Таким образом, лирику трактуют как «исповедальное творчество», как «самовыражение» и «самораскрытие».

В отличие от эпоса и драмы, лирика не связана с сюжетностью, как конструктивным признаком, хотя и не исключает простейшей сюжетной организации. Как заметил А. Потебня, в отличие от эпоса, где доминирует прошедшее время, лирическое произведение пишется в настоящем времени. Если по поводу эпических и драматических произведений мы вправе спросить «чем оно кончилось» или сжато изложить его событийную основу, то в отношении лирических произведений этот вопрос лишён смысла.

Лирическое стихотворение в наиболее сосредоточенной его форме — это мгновение внутренней человеческой жизни. Мы оказываемся как бы в эпицентре переживания, которым охвачен поэт и которое целостно. В отличие от эпоса и драмы, лирика не обладает возможностями широкого описания явлений действительности, основным средством в лирическом произведении является слово, отвечающее своей организацией тому переживанию, которое находит в нём своё выражение. В лирическом произведении слово отличается своей уплотнённостью, значимостью каждого звукового, интонационного, ритмического элемента, оттенком ударения, паузы. Заметен каждый элемент речи, каждый нюанс и оттенок.

Истоки лирики лежат в умении певца (чтеца) передать настроение, эмоцию вокалом, интонацией, словом и рифмой.

Древнейшие дошедшие до нас произведения искусственной лирики — Псалмы царя Давида и Песнь Песней. Псалмы впоследствии легли в основу религиозной христианской лирики и были переведены на все европейские языки. Песнь Песней, приписываемую царю Соломону, можно назвать лирико-драматической поэмой; содержание её вызвало много разнообразных толкований.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *