Литература 20 века в россии что внес данный этап в развитие литературы
Литература 20 века в россии что внес данный этап в развитие литературы
Электронный учебник М.В. Осмоловского, И.Ю. Осмоловской
РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 20 ВЕКЕ
Я на мир взираю из-под столика:
Век двадцатый – век необычайный.
Чем он интересней для историка,
Тем для современника печальней.
Н.И. Глазков
Двадцатый век в истории русской литературы – самый драматичный и наиболее насыщенный событиями и направлениями период. Двадцатый век изменил понимание сущности литературы, вписал в более масштабный контекст вопросы любви, смерти, предназначения человека, перспектив развития искусства.
Русский духовный ренессанс
Изменилась перспектива. Получалась
иная направленность сознания.
Раскрылись глаза на иные миры,
на иное измерение бытия.
И за право созерцать иные миры
велась страстная борьба.
Н.А. Бердяев
Так сложилось в истории русской литературы, что рубежи столетий оказывались для нее временем небывалых взлетов, связанных с социальными и духовными потрясениями. Если рубеж 18-19 веков был временем зарождения Золотого века русской литературы, то рубеж 19-20 столетий получил в истории литературы название «Серебряный век». Это время проходило под знаком «переоценки ценностей» — как в науке, так и в искусстве. Небывалый подъем во всех сферах духовной жизни России, обострившийся интерес к философским вопросам был обусловлен рядом обстоятельств:
Появляются новые течения и направления в живописи (абстракционизм К. Малевича и В. Кандинского, лучизм М. Ларионова), в музыке (поиски новых форм ритма и музыкального самовыражения у П.И. Чайковского,
С. Рахманинова, А. Скрябина), в балете (обновлению балетного искусства содействовали А. Павлова и М. Фокин).
Приметой эпохи стало соединение божественного и человеческого начал в сознании и, как следствие, соединение философии и литературы благодаря общей цели — поиску высшей истины. Усилившееся ощущение грядущей вселенской катастрофы определило стремление деятелей искусства к творческому преображению мира. Появилась вера в то, что искусство сможет стать силой, перерождающей мир.
Главным достижением эпохи русского духовного ренессанса
Н.А. Бердяев считал «освобождение от остатков писаревщины». Лозунг Белинского «Социальность или смерть» уже к началу 1890-х утратил свой смысл. Русская литература начала развиваться полифонично и разнонаправленно:
а) литературный процесс Серебряного века определялся борьбой и взаимовлиянием реализма и модернизма (к модернизму относились все нереалистические течения);
б) в одно и то же время на сценах российских театров ставились психологические пьесы Чехова, социальные драмы Горького и экспрессионистские драмы Андреева;
в) в один и тот же год — 1907 — появляется первый соцреалистический роман «Мать» Максима Горького и первый русский порнографический роман «Санин» Михаила Арцыбашева, развивается символистский роман (две трилогии Дмитрия Мережковского — «Христос и Антихрист» и «Царство Зверя», романы «Тяжелые сны» и «Мелкий бес» Фёдора Сологуба; «Огненный ангел» Валерия Брюсова; «Серебряный голубь» и «Петербург» Андрея Белого).
Наиболее значительным направлением Серебряного века стал символизм, становление которого проходило под знаменем идей Вл. Соловьева. Распад символизма в 1910 году привел к возникновению новых модернистских течений: акмеизма, эгофутуризма, кубофутуризма, имажинизма, новокрестьянской поэзии, импрессионизма.
Все эти течения просуществовали недолго, зато дали дорогу в «большую литературу» Н.С. Гумилеву, А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштаму, В.В. Маяковскому, Б.К. Зайцеву, С.А. Есенину, М.А. Волошину и др.
Развитие русской литературы в 1890-1921 гг.
В русле реализма
В русле модернизма
Проза и драматургия А.П. Чехова
В.Я. Брюсов, Д.С. Мережковский, Н.М. Минский, З.Н. Гиппиус, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб, И.Ф. Анненский, Эллис, А. Белый, А.А. Блок, В.И. Иванов, М.А. Кузмин
Проза и драматургия Л.Н. Толстого
Поэзия и проза И.А. Бунина
Н.С. Гумилев, С.М. Городецкий, А.А. Ахматова, Вл. Нарбут, О.Э. Мандельштам, М. Зенкевич
Проза и драматургия М. Горького
Проза и драматургия Л.Н. Андреева
а) Кубофутуристы: Д.Д. Бурлюк, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых, В.В. Хлебников, В.В. Каменский.
А.Т. Аверченко, Н.А. Тэффи
Проза В.Г. Короленко
б) Эгофутуристы: И.В. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов
Проза В.В. Вересаева
в) «Центрифуга»: Б.Л. Пастернак, Н. Асеев
Проза А.С. Серафимовича
С.А. Клычков, П.В. Орешин, С.А. Есенин, Н.А. Клюев
Имажинисты: А. Мариенгоф,
В. Шершеневич, С.А. Есенин
М.А. Волошин, В.Ф. Ходасевич, М.И. Цветаева
Благодаря необыкновенному разнообразию литературных течений, направлений и форм самовыражения Серебряный век составил значительный пласт отечественной культуры. Именно в это время была преодолена односторонняя социальность русской литературы. Именно с высоты достижений Серебряного века стало понятным величие классической литературы 19 столетия. Именно серебряный век предопределил развитие русской культуры вплоть до конца 20 века.
Электронный учебник М.В. Осмоловского, И.Ю. Осмоловской
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
Настоящая литература может быть
только там, где ее делают не
исполнительные и благонадежные
чиновники, а безумцы,
мечтатели, бунтари, скептики.
Е.Н. Замятин
Русская советская литература состоялась как неповторимый феномен. Тесные рамки единственного метода литературы и критики — социалистического реализма — послужили причиной внутренней раздробленности советской литературы: с одной стороны существовала благонадежная «официальная» литература, с другой — литература «потаенная», которая не укладывалась в прокрустово ложе соцреализма.
Поэтому произведения многих талантливых писателей, оставшихся в СССР, почти не публиковались при их жизни. Произведения Булгакова, Платонова, Замятина, Ахматовой, Пастернака, пришедшие к читателю лишь в 1980-е годы, а также произведения литературы русского зарубежья составили огромный пласт «возвращенной литературы».
Развитие русской литературы с 1917 по 1991 гг.
В СССР (литература метрополии)
За границей
(литература русского зарубежья)
Русская литература 20 века
теория по литературе 📖 разное
Рассказываем о русской литературе 20 века — доступно, интересно и кратко! Данный материал можете смело использовать для соответствующих сочинений.
Дореволюционная литература
Конец XIX — начало XX вв. — серебряный век русской культуры. В области литературы на смену классикам пришли новые писатели и поэты. Произведения этого периода отвечали требованиям новой эпохи, отражали изменения, происходящие в обществе.
Последним представителем золотого века оставался Л. Н. Толстой. В 1912 г. были опубликованы его повести «Отец Сергий» и «Хаджи-Мурат», в 1913 г. — хрестоматийный рассказ «После бала».
Писателем переходного периода обычно считают А. П. Чехова. Поздний период его творчества приходится на рубеж веков. В это время писатель создает такие знаменитые рассказы, как «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой». Эти произведения многие критики рассматривали в качестве вершины реализма, которую уже невозможно преодолеть.
Конец XIX — начало XX вв. ознаменовались появлением чеховских психологических пьес («Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад»), оказавших огромное влияние на развитие мировой драматургии.
В начале XX века издаются повести и рассказы А. И. Куприна («Поединок», «Яма», «Гранатовый браслет» и др.), юмористические сборники А. Аверченко («Веселые устрицы», «О хороших в сущности людях»).
После публикации рассказов «Деревня», «Суходол», «Господин из Сан-Франциско» за И. А. Буниным закрепляется слава ведущего русского прозаика.
Бурный подъем переживала русская поэзия. Большой популярностью пользовались сборники стихотворений молодых авторов: «Стихи о Прекрасной даме» А. Блока, «Вечер» А. Ахматовой, «Радуница» С. Есенина и др. Скандальную славу получили произведения В. Маяковского («Нате!», «Вам»).
Революционное направление было представлено, главным образом, в творчестве М. Горького. Его пьеса «На дне» (1902 г.) до сих пор не сходит с театральных подмостков, а роман «Мать» считается «фундаментом» соцреализма.
Довоенная литература
Революция оказала огромное влияние на развитие русской литературы. Стали появляться новые имена, закладываться основы т. н. соцреализма. Ряд уже известных поэтов и писателей безоговорочно приняли революцию. Судьба многих сложилась трагично: яростная критика, травля, вынужденная эмиграция.
Последним «крестьянским» поэтом, воспевавшим патриархальную Русь, оставался С. Есенин. Своеобразным гимном революции стала поэма А. Блока «Двенадцать». Главным «пролетарским» поэтом стал В. Маяковский. Общее снижение культурного уровня выразилось в агитационной поэзии Д. Бедного.
Самобытным путем шли две выдающиеся русские поэтессы. Несмотря на критику и запреты на Родине осталась А. Ахматова. Не выдержав давления, была вынуждена покинуть страну М. Цветаева.
Самым известным и популярным в Советской России писателем становится М. Горький. В 1925 г. он издает роман «Дело Артамоновых», начинает работу над эпопеей «Жизнь Клима Самгина» — самым значительным, итоговым произведением своего творческого пути. Горький по праву считается основоположником социалистического реализма.
В середине 20-х гг. громко заявляет о себе М. Шолохов, выпустивший книгу «Донские рассказы». С 1928 г. начинает по частям издаваться его знаменитая эпопея «Тихий Дон». Одновременно писатель работает над романом «Поднятая целина».
В это же время появляются первые серьезные произведения М. Булгакова: «Записки юного врача», «Белая гвардия», «Собачье сердце». Явная критика советского строя приводит к тому, что писателя отказываются печатать. Величайший роман XX века «Мастер и Маргарита» (1928-1940 гг.) был впервые издан лишь в 60-е гг.
Непросто складывалась творческая судьба убежденного коммуниста А. П. Платонова — писателя с необычным новаторским стилем. В первые годы советской власти его произведения широко издаются. Однако во второй половине 20-х гг. Платонов разочаровывается в планах кардинальной перестройки общества («Усомнившийся Макар»). Его гротескное творчество отражает депрессивное состояние духа. Повести «Котлован» и «Ювенильное море», роман «Чевенгур» были впервые изданы лишь в 80-е гг.
Всенародное признание получают писатели-соавторы И. Ильф и Е. Петров. Романы о похождениях великого комбинатора Остапа Бендера («Двенадцать стульев», «Золотой теленок») — настоящий шедевр в области юмористической литературы.
В эмиграции классические традиции русской литературы продолжает И. А. Бунин. За рубежом писателем был создан автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», знаменитый цикл рассказов о любви «Темные аллеи».
В 1926 г. на Западе издается первый роман В. В. Набокова — «Машенька». Известность русскоязычного писателя многократно возрастает в 30-е гг. после публикации романов «Защита Лужина», «Дар», «Приглашение на казнь».
Литература, посвященная Великой Отечественной войне
Произведения, посвященные священной войне, стали появляться буквально с первых дней нападения фашисткой Германии на СССР. Поначалу эти были, в основном, документальные очерки поэтов и писателей, работающих военными корреспондентами (И. Эренбург, К. Симонов, М. Джалиль и мн. др.).
В ходе войны появляются значительные художественные произведения. Это, в первую очередь, поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин», стихотворения К. Симонова («Жди меня, и я вернусь», «Сын артиллериста»), цикл А. Ахматовой «Ветер войны» и т. д.
В 1942 г. был издан известный рассказ М. А. Шолохова «Наука ненависти». Писатель начал работу над романом «Они сражались за Родину». Уже в 50-е гг. он написал очень трагичное произведение «Судьба человека». В 1946 г. была опубликована легендарная «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, посвященная подвигу летчика Маресьева.
Еще одним значительным произведением, посвященным Великой Отечественной войне, стала повесть Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…» (1969 г.). Естественно, военная тема в целом надолго заняла прочное место в русской литературе.
Литература второй половины XX века
В послевоенный период в СССР самым значительным стало направление «деревенской прозы» (60-80-е гг.). Тема утраты национальных корней, разрушения патриархального мира русской деревни была представлена в творчестве Ф. А. Абрамова («Братья и сестры»), В. Г. Распутина («Деньги для Марии», «Прощание с Матерой»), В. П. Астафьева («Затеси») и др. К этому же ряду следует отнести многие рассказы В. Шукшина.
В 1957 г. на Западе был впервые издан роман Б. Пастернака «Доктор Живаго», что привело к бешеной травле автора в СССР.
В начале 60-х были опубликованы три рассказа А. И. Солженицына (в том числе «Один день Ивана Денисовича»). Однако после прихода к власти Л. Брежнева на творчество писателя был наложен строгий запрет. Солженицын пишет для «самиздата», передает свои произведения за границу. Таким образом он распространяет тексты романов «В круге первом», «Раковый корпус». В 1974 г. писатель был выслан из СССР. Антисоветская тема стала ведущей в его творческой деятельности (эпопея «Красное колесо»).
В 1955 г., после публикация скандального романа «Лолита», мировая слава приходит к В. В. Набокову.
С конца 50-х гг. начинается совместная творческая деятельность братьев Стругацких, считающихся в настоящее время классиками современной научной фантастики («Трудно быть богом», «Пикник на обочине»).
С середины 60-х гг. в этой области работает Кир Булычев — один из самых популярных отечественных писателей-фантастов. Прославившись, прежде всего, произведениями о приключениях Алисы Селезневой, Булычев является автором большого количества «взрослых» произведений, в которых затронуты серьезные философские темы.
Отечественная поэзия второй половины XX века также была неотделима от политики. Гонениям подвергались «чуждые советскому строю» поэты. В первую очередь следует назвать И. Бродского. На Родине его стихотворения практически не издавались. В 1972 г. поэт был выслан из страны. На Западе он уже был хорошо известен, получил возможность спокойно работать. В настоящее время Бродский считается одним из выдающихся русских поэтов двадцатого столетия.
Советская «легальная» поэзия представлена именами Р. Рождественского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной. Особое место занимают поэты-песенники, знаменитые советские барды: В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич.
Среди современных российских авторов можно выделить В. Пелевина («Generation P»), П. Санаева («Похороните меня за плинтусом»), В. Сорокина («Сердца четерых») и др.
Двадцатый век как литературная эпоха
XX век – время расцвета русской и зарубежной культуры. В литературе появлялись новые таланты, состязались разные направления, группировки и стили. Литературный процесс приобретает новые стили, в нем сочетаются модернизм и реализм. Новой формой для литературных произведений стала фантастика.
Литература наполнялась особой философией. Главными темами стали – война, революция, проблемы религиозного восприятия, трагедия личности человека. Стали более решительными, смелыми, неординарными герои литературных произведений. На первый план выносится интерес к главному герою, человеку, воспринимающему общественные события через призму своего сознания.
Многие писатели и поэты ждали новых перемен в общественной и государственной жизни. Это очень повлияло на их творчество. В основном в своих произведениях русские и зарубежные писатели вдохновляли людей и вселяли веру в новое прекрасное будущее.
Хочется отметить, что для русской литературы ХХ века происходит масштабная переоценка с появлением новых литературных течений и школ.
Опираясь на список «100 лучших книг всех времен», рекомендуем вам еще раз вспомнить несколько из них.
Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»
Русский писатель и драматург Михаил Булгаков – автор произведений, которые на сегодняшний день считаются классикой русской литературы. Всем известны такие романы, как «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», повести «Дьяволиада», «Собачье сердце», «Записки на манжетах». Многие творения Булгакова были экранизированы.
Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15 мая 1891 года в Киеве в многодетной семье профессора Киевской духовной академии. Учился в Первой киевской гимназии, в 1916 году окончил медицинский факультет Киевского университета. Во время Первой мировой войны
Булгаков служил в прифронтовой зоне в должности доктора. В начале 20-х годов он переезжает в Москву и начинает литературную деятельность.
Михаил Булгаков писал свой роман «Мастер и Маргарита» 12 лет. Замысел романа возник у писателя в 1928 году. Впервые роман был опубликован в 1966 году в журнале «Москва» в сокращенном журнальном варианте.
Это произведение входит в списки школьных программ. Роман не однозначен, у него особенная структура «истории в истории». В произведении – две сюжетные линии. Действие первой разворачивается в Москве, в майские дни, в дни весеннего полнолуния; действие второй сюжетной линии происходит тоже в мае, в городе Ершалаиме (Иерусалиме) почти две тысячи лет тому назад. Главы основной сюжетной линии перемежаются с главами, составляющими вторую сюжетную линию.
По жанру – это бытовой роман, в нем присутствуют элементы фантастики, философские размышления. Ирония и сатира соседствуют здесь с трагизмом, библейские рассказы с бытовыми подробностями. Автор оставил в книге свои сокровенные мысли, тревоги, надежды. Образ Мастера соотносят с личностью Булгакова, его жена стала прообразом Маргариты. Это своеобразное повествование о самоотверженной неземной любви женщины. Любовь в образе ведьмы не случайна.Она стала ведьмой, чтобы спасти Мастера. Действие в романе происходит в Москве 30-х годов, где царствуют взяточники, подлецы, ничтожества. Они наушничают, врут, и от своего бессилия и страха стараются уничтожить того или иного человека.
«Мастер и Маргарита» Булгакова – это книга в книге. В конце два произведения соединяются: Мастер встречает своего главного героя – прокуратора Иудеи Понтия Пилата, который милосердно решает его судьбу. Ценности, прославленные автором: любовь и милосердие, свобода духа и прощение. И пока в людях живут они, будет жить и роман, а с ним и память о гениальном писателе.
Владимир Гиляровский «Москва и москвичи»
Прозаик, поэт, журналист Владимир Алексеевич Гиляровский родился в Вологде в 1855 году в семье помощника управляющего лесным имением графа Олсуфьева.
В десять лет Гиляровский поступил в Вологодскую гимназию, но учился плохо, уже в первом классе остался на второй год. В 1871 году, так и не окончив гимназии, юноша совершил побег из родительского дома. Он прошел пешком из Вологды до Ярославля, работал портовым грузчиком на волжских пристанях, пас конские табуны в казахских степях, был бойцом пожарного расчета, циркачом, актером провинциальных театров. Гиляровский во время Русско-турецкой войны (1877-1878) служил в разведке и за храбрость был награжден Георгиевским крестом. После войны он приехал на родину. Путешествия по России Гиляровского продолжались ровно десять лет. Пришла пора этот огромный запас жизненного материала воплощать в литературу.
«Ты – курьерский поезд», – сказал Антон Павлович Чехов Владимиру Гиляровскому, подметив необыкновенно высокий ритм жизни, вездесущность известного всей Москве репортера.
Всеобщую известность В. Гиляровскому принесла журналистская работа и книга воспоминаний «Москва и москвичи». Это своего рода задокументированный московский быт, за которым Гиляровский наблюдал более 50 лет. В книге писатель описывает известные рынки, рестораны, трактиры, дома, фабрики, нравы рабочего люда, бывших бар, кружки артистов и художников, собрания купцов, охотников и т.п. Немало известных людей запечатлел автор в своих очерках. Образы не выдуманы, а списаны с реальных людей, также приведены реальные истории и случаи, которые с удивительной точность, с выписанными деталями показывают насущные проблемы общества. Живо представляешь грязные немощеные московские улицы, рынки, стоянки лошадей, громких купцов, едущих за город, шум, многочисленные торговые лавки, облепившие нижние этажи зданий.
«Я – москвич!» – написал Владимир Гиляровский к изданию своей книги в 1934 году. Хотя по рождению москвичом не был. Он полюбил этот город, поэтому и написал для нас эту замечательную книгу о Москве.
Гиляровский, В. А. Москва и москвичи : сборник рассказов и очерков / В. А. Гиляровский. – Москва : АСТ : Астрель, 2010. – 413 с.
Альбер Камю «Посторонний»
Французский эссеист, писатель и драматург Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года в Алжире. Будущий писатель поступил на философский факультет Алжирского университета и в 1936 году получил диплом магистра философии.
Альбер Камю очень быстро приобрел репутацию крупного литератора и интеллектуала. Во время войны принимал активное участие в движении Сопротивления, работал в подпольной газете «Битва», которая издавалась в Париже.
Он был одним из виднейших представителей экзистенциализма. В своих драмах и романах развивает тему абсурда, развивает философию человека, который потерял или никогда не имел веры в Бога. В его произведениях можно найти ответы на вечные вопросы: как жить человеку одинокому, отчужденному обществом, как себя вести, если в мире нет заранее данного смысла, какое вообще значение человек может придать своей жизни? Писал на тему абсурда, но не принимал его безоговорочно. Цельным и счастливым ведь при абсурде быть невозможно. Со слов писателя – бунт делает жизнь человека достойной. «Зрелище человеческой гордости, –подчеркивает Камю, – не может сравниться ни с чем». В 1957 году Альбер Камю был удостоен Нобелевской премии «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».
Повесть «Посторонний» была впервые опубликована в 1942 году и сразу завоевала внимание публики. Теперь это произведение является визитной карточкой французской экзистенциальной литературы. Название этого произведения указывает на особенность главного героя – относится к этому миру отстраненно, обособленно, как человека со стороны. Ему есть куда уйти, здесь он временно, праздно и равнодушно созерцает то, что есть, и не чувствует никаких эмоций, кроме последствий физических ощущений. Он – случайный прохожий, которого ничего не касается.
Сюжет очень простой, но сама идея автора очень глубока. Альбер Камю пытается определить характер главного персонажа как отсутствующего, взирающего на все без какой-либо реакции. Он не испытывает эмоции радости и грусти. Все в жизни ему кажется муторным и затянутым. Два уровня имеет повесть – социальный и метафизический. Первый уровень – реальность и реакция окружающих. Второй уровень оторван от реальной составляющей, в нем раскрывается внутренний мир главного героя. Мерсо поверяет общепринятые ценности, чтобы своей внутренней правдой осудить внешнюю ложь. Любовь, горе, убийство – поступки главного героя вызывают непонимание и порицаются в обществе. Единственное, что успокаивает Мерсо и является одной из составляющих его образа, – это природа, точнее романтика природы.
Читателя, в первую очередь, привлекает яркий авторский стиль написания. В полной мере в повести «Посторонний» проявляются идеи абсурдизма Альбера Камю. Автор не порицает поступки главного героя, ведь порицание – удел традиционного общества, абсурд которого показывается в повести. Эта книга вызвала большой интерес во Франции и за рубежом. Почти 80 лет прошло с ее выхода в свет, а книгу продолжают читать, для многих она остается современной и является бестселлером.
Камю, А. Посторонний. Чума. Падение. Миф о Сизифе. Пьесы из записных книжек : сборник : пер. с фр. / А. Камю. – Москва : АСТ : Пушкинская библиотека, 2003. – 816 с. – (Золотой фонд мировой классики).
Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»
Маргарет Митчелл – автор великого романа «Унесенные ветром». Это единственное созданное ею литературное произведение принесло писательнице мировую славу и богатство. Фильм по роману Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» вышел в 1939 году, через три года после публикации книги.
Маргарет Митчелл почти ровесница 20-го века. Она родилась в Атланте, которая стала местом действия ее романа. Маргарет Митчелл не была романтиком, в ней сочетались страсть к кокетству и спортивным развлечениям, незаурядные способности к учебе и интерес к знаниям.
Этот роман о Скарлетт. Митчелл очень нейтральна к ней, что делает роман еще более ценным. Читателю предложено самому выбирать – восхищаться Скарлетт или ненавидеть ее. Чувства главной героини всегда находятся на грани, на пиковой точке. Все в ней привлекательно: желание жить, радоваться, любить, танцевать, а впоследствии – преодолевать тяжелое время.
Мы помним знаменитую фразу Скарлетт О’ Хара – «Я подумаю обо всем этом завтра. ».
О романе Маргарет Митчелл сказано очень много и критиками, и писателями. Никто не остался к нему равнодушен, особенно к экранизации. У многих сохранилось, старенькое издание, зачитанное друзьями и знакомыми. И так хотелось продолжения. оно появилось, но, невозможно сравнить ни с каким продолжением сам роман Маргарет Митчелл – «Унесенные ветром».
И(Амер)
М67
540684 – КХ
568217 – АБ
Митчел, М. Унесенные ветром : роман / М. Митчел. – Москва : АСТ, 2002. – 1071 с. – (Золотой фонд мировой классики).
Владимир Набоков «Другие берега»
«Другие берега» – это автобиографический роман о 40-летнем периоде жизни автора, где «малая родина» становится чем-то большим, нежели книжное понятие. Книга превосходно написана. Сразу видна связь между творчеством писателя и его биографией. Образ матери писателя восхищает, это тот человек, который всегда будет поддерживать счастье и покой в семье. Жизнь писателя как литературного персонажа очень осмысленна.
Интересна структура этого произведения. Воспоминания из детства для Набокова являются самыми ценными. Все это изложено на высоком эмоциональном уровне. Детство занимает большую часть воспоминаний. Важно все в этом периоде, как будто более важных событий во взрослой жизни не происходит. Писатель убеждает нас в огромной значимости детских лет, счастливо проведенных в своей семье. Владимира Набокова можно понять, прочитав «Другие берега». Критики называют этот роман «хроникой утраченного времени».
Свою жизнь в этой книге Владимир Набоков рассказал трижды, сначала по-английски, потом по-русски, а потом опять по-английски.
Родился Владимир Владимирович Набоков 22 апреля 1899 года в Петербурге в семье члена 1-й Государственной думы от кадетской партии юриста Владимира Дмитриевича Набокова. Получил блестящее домашнее образование, окончил Тенишевское училище в Петербурге. В детстве в совершенстве овладел английским языком. Октябрьская революция вынудила семью Набоковых покинуть Россию. Они поселились в Германии.
Западная критика восприняла Набокова как «странного писателя». Его проза многих отталкивала своей холодностью. В 1937 году писатель покидает Германию и переезжает в США. Там начал писать на английском языке под псевдонимом В. Сирин. В 1960 году Владимир Набоков вернулся в Европу, занимался переводом. Перевел многие произведения из русской классики на английский язык, в том числе «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Слово о полку Игореве».
Набоков утверждал новую этическую систему в русской литературе. Литературный язык Владимира Владимировича очень многообразен, вас несомненно поразит точность и чувственно-духовная откровенность письма в его творчестве.
Набоков, В. В. Другие берега : романы, рассказы / В. В. Набоков ; предисл. В. Ерофеева ; коммент. подгот. О. Дарк. – Москва : Кн. палата, 1989. – 287 с. – (Популярная б-ка).
Марсель Пруст «В поисках утраченного времени»
Один из родоначальников французского модернизма Марсель Пруст соединял в своем творчестве настоящие и минувшие события в единую цельную картину. Изысканный мир прозы писателя воссоздает удивительный путь человека в глубины своей внутренней вселенной. Пруст заложил основу нового типа романа – «романа сознания».
Валентен Луи Жорж Эжен Марсель Пруст родился 10 июля 1871 года в Париже в семье врача. В дальнейшем проходил обучение в лицее М. Ж. А. Н. Кондорсе, где особо отличается в изучении литературы и философии. Во время обучения много публиковался в литературных журналах, стал завсегдатаем художественных салонов. С 1892 г. Марсель со своими друзьями издает журнал «Пир», чуть позже издает книгу стихов в прозе в декадентском стиле. Писатель успел поработать в библиотеке, в этот период вышел его сборник рассказов и стихов «Утехи и дни». В 1907 году он начал работу над главным произведением своей жизни «В поисках утраченного времени», которое будет состоять из семи томов. В 1919 году Пруст был награжден престижной Гонкуровской премией.
Пруст, чтобы написать свое произведение, добровольно становится затворником: он поселился в маленькой комнатке и последние десять лет своей жизни целиком посвятил написанию романа. Чтобы дать жизнь главному герою, надо отказаться от своей, что и сделал писатель. Эта книга очень отличалась от привычного чтения того периода. Но тем не менее с каждой новой книгой количество читателей возрастало.
Произведение очень объемно и сложно. Пруст говорил, что жизнь каждого интересна, в ней нет мелочей. Он практически отказался от сюжета и от какого-либо отбора материала. Каждый эпизод отобран сознанием автора. Пруст – автор деталей, точных формулировок. Он своеобразным способом обнаруживает мелкие вещи, из которых потом вырастает целый мир.
Роман Пруста – это путешествие вглубь себя, в свои воспоминания. Это роман-самокопание.
Проза Пруста сконцентрирована не на происходящих событиях, а на способе наблюдать их.
Современный читатель привык к экшену, интригам и клифхэнгерам, быстрой смене событий, а чтение Пруста это нечто другое. Оно не торопит читателя. Остановитесь, подождите. и вы окажетесь у себя, с самим с собой или, точнее, в своем внутреннем мире.
Пруст, М. В поисках утраченного времени : два романа легендарного цикла в одном томе : 16+ / М. Пруст ; пер. с фр. Н. М. Любимова ; предисл. А. Таганова ; примеч. С. Фокина, О. Волчек. – Москва : Э, 2017. – 893 с. – (Полное собрание сочинений).
Франсуаза Саган «Здравствуй, грусть»
Будущая писательница романтической прозы родилась 21 июня 1935 года в местечке Кажар во Франции. С раннего детства девочка обожала чтение, она всегда превосходила интеллектом сверстников, была очень любознательна. В 1953 году амбициозная юная леди поступает на филологический факультет Сорбонны, однако, провалив экзамен по английскому языку, незадачливая студентка покинула стены учебного заведения.
Саган написала около двадцати романов. Все произведения наполнены любовью, грустью и одиночеством. Четкое лаконичное описание действий, точные психологические портреты героев – отличительные черты прозы Саган. Роман, с которого началась ранняя и стремительная творческая дорога великой Франсуазы – «Здравствуй, грусть» был написан ею в 19 лет. Успех этого романа принес Франсуазе Саган престижную литературную премию критиков, а также всемирную известность и богатство. По словам самой писательницы, «эта искренняя и откровенная книга в равной степени проникнута чувственностью и чистотой, той взрывоопасной смесью, что сегодня волнует так же, как вчера. От нее веет непринужденной естественностью и той совершенно бессознательной жизненной энергией, которой нас одаривает уходящее детство».
Роман «Здравствуй, грусть» для многих стал первым знакомством с творчеством писательницы. У романа есть своя душа и свой особый мир. Непринуждённо описан окружающий мир героев, их быт, нравы. Описываемые в романе события разворачиваются в наше время, главное в романе – это люди. Мироощущение девушки, недавно покинувшей строгую школу, получившей воспитание вдовствующего отца. Действие романа происходит на берегу моря. Главная героиня загорает, плавает, знакомится с молодым человеком и размышляет о себе и своем окружении. Но только одна интрига приводит к печальной концовке. Произошедшая трагедия ничего не меняет для героини и ее отца, они живут так же, как и жили.
Читателю будет интересно заглянуть в этот легкомысленный мир бабочек-однодневок, которые порхают по своим и чужим жизням. В творчестве Саган несомненно привлекает ее способность в описании принимать ее героев, остерегаться осуждения и отвращения. Эта история о том, как хрупко счастье и несовершенны люди.
21 июля 1899 года родился американский писатель, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года, автор широко известных произведений «По ком звонит колокол?», «Праздник, который всегда с тобой», «Старик и море» Эрнест Миллер Хемингуэй. Эрнест Хемингуэй вырос в семье врача и домохозяйки в привилегированном пригороде Чикаго. После окончания школы устроился в местную газету журналистом. С этого момента началась его тяга к писательскому труду. Первая мировая война. Хемингуэй очень хотел попасть на фронт, но из-за плохого зрения его не брали в армию. Юноша записался шофером-добровольцем Красного Креста, оказался на фронте в Италии. Хемингуэй отличился на войне, вытащив из боя итальянского снайпера. Был ранен, с последствиями ранения боролся всю жизнь.
Военная тема была одной из любимых в творчестве Хемингуэя. Писатель всегда оказывался в самых горячих точках, был свидетелем событий, которые позже стали хрестоматийным материалом. Его записи имеют не только литературную, но и историческую ценность.