Литература руководство человеческого разума человеческим ростом что значит
Написать сочинение-рассуждение на тему «Литература-это руководство человеческого разума человеческим роста».
Ответы 2
В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Ф. Петрарка.
Закончив дневные дела, закрыв задачник и тетрадку, положив себе на колени кошку, потянешься рукой к книге, чтобы перенестись в другие миры. Вместе с капитанами ты отправишься в неведомые дальние страны, или в пещеры и подземные озера, или на несуществующие планеты в поисках приключений, или с водолазами в поисках Атлантиды.
Книги переносят своих читателей в самые различные места и эпохи, недоступные самолетам и поездам.
Перед тобой проходят чужие судьбы, чужие радости и чужое горе, ты горюешь и радуешься вместе с героями, погружаясь в волшебные сказки или весёлую повесть. Бывает, открыв книгу где-то на середине, уже не можешь оторваться и дочитываешь все до конца, боясь потерять хотя бы строчку.
Закрываются глаза и слипаются ресницы, но ты плывешь по этому морю строчек: ну еще чуток, ну вот только узнать бы, куда на самом деле привела Дон Кихота эта дорога? Победил ли Ахилл Гектора? Жив ли Мальчиш-Кибальчиш? Нет, он погиб, и твои щеки мокры от слёз.
Представим на минуту, что нет на свете книг: нет Чебурашки, Хоттабыча, Незнайки, Гарри Поттера, Чипполино, Буратино. Без них жизнь сразу становится тусклой и серой, скучной и безрадостной.
Вот почему мы любим книги – они открывают нам путь в неведомое, открывают секреты и тайны, учат мечтать, делятся знаниями об устройстве мира. Книга – как корабль, а её страницы – как паруса, а ты отправился в кругосветное путешествие в бесконечный мир слов и образов, героев и негодяев, глубокой древности и далекого будущего.
Урок русского языка в 11-м классе «От анализа текста к сочинению»
Цель: Знать основные этапы работы с текстом для написания сочинения; уметь выполнять различные элементы комплексного анализа текста; создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.
Наглядность: Портрет В.Розова, слайды.
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Д. Дидро.
Литература-это руководство человеческого разума человеческим ростом.
В.Гюго.
Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.
М.Горький.
1. Организационный этан.
(Учитель определяет цели, задачи и тему урока).
— Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом.
Эти умения и навыки вам буду необходимы при написании сочинения рассуждения на ЕГЭ по русскому языку.
Тема урока: «От анализа текста к сочинению».
2. Этан работы над текстом.
Сегодня мы будем работать с текстом Виктора Сергеевича Розова.
(Портрет драматурга). (Слайд №2).
Виктор Сергеевич Розов, драматург, сценарист, профессор Литературного института им. М. Горького, Лауреат Государственной премии СССР, чьи пьесы радовали и продолжают радовать зрителей на протяжении десятилетий.
А еще он очень жизнерадостный человек, который говорит о себе: «Я счастливый человек, жизнь моя полна радости, глубокого внутреннего удовлетворения».
Небольшое сообщение о творчестве В.Розова сделает ученица.
Виктор Сергеевич Розов родился 21 августа 1913 года.
Первой на сцене Центрального детского театра в 1949 году была поставлена пьеса «Ее друзья», но еще в 1946 году им была написана пьеса «Вечно живые». Позже по этой пьесе был поставлен знаменитый фильм «Летят журавли».
Начальный период деятельности B.C. Розова целиком связан с Центральным детским театром в Москве, которому он отдавал все свои новые пьесы. Нa сцене этого театра и состоялась премьера пьесы «В добрый час!» (1954), которая принесла автору всесоюзную известность и поставила его в первые ряды советских драматургов.
Предварительная беседа с учащимися.
— Что для вас литература?
— Какую роль играет книга в вашей жизни.
— Есть ли у вас любимые книги? Какие?
— Нужно ли в школе преподавать литературу?
— Какие произведения вы хотели бы изучать?
Обратимся к нашим эпиграфам. (Слайд №3).
— Как вы понимаете высказывания этих великих людей.
Учитель читает текст, предваряя его следующим заданием:
Прослушайте внимательно текст, подумайте, как его озаглавить.
(Чтение текста учителем)
(«Любите книгу, источник знаний», «Роль книги в жизни человека», «Роль литературы в воспитании подрастающего поколения» и т.д.).
— Прочитайте внимательно текст.
Как бы вы его озаглавили? (Запишите заголовок в тетрадь)
— Определите тему данного текста. (Что такое тема?). (Ответы учащихся).
(Записать в тетрадях).
— Определить тип речи данного текста (докажите правильность ответа)ю
(Повествование с элементами рассуждения). (Повествование и рассуждение).
— В каких предложениях наиболее полно раскрыта основная мысль автора?
(идея текста), (Предложения №2, 3; 13,14; 15; 20)
— Какова основная проблематика текста? (Какие проблемы поднимаются в тексте?)
— Что такое проблема? А проблематика?
— Какие же проблемы здесь поднимаются? (формулировка проблем учащимися).
Комментарий к проблемам.
— Актуальны ли эти проблемы в нашей жизни? (в наши дни?)
— Задумывались ли вы над ними?
Определить стиль текста. ( Доказать правильность ответа).
Каково отношение автора к проблемам, поднятым в тексте?
Определить авторскую позицию (в каких предложениях она выражена?), (№2,3; 13,14; 15,20).
Авторская позиция: (Записать)
1. Роль книги в развитии личности уникальна, что важно для тех современных молодых людей, которые стремятся стать внутренне богатыми, высокодуховными членами общества;
2. Литература формирует культурно значимые ценности, открывает человеку красоту мира, и помогает познать мир и самого себя, а значит, изучение литературы и школе необходимо.
— Согласны ли вы с позицией автора?
Сформулируйте свою позицию, свое отношение к данной проблеме.
Следует четко сформулировать свое мнение по выдвинутой проблеме и обосновать его. Вы можете согласиться или не согласиться с мнением автора текста, но в любом случае необходимо аргументировать свою точку зрения, привести доказательства (не менее 2-х), которыми могут быть читательские или жизненные впечатления.
— Вспомните известных вам людей, известных личностей, литературных героев, в жизни которых книга сыграла важную роль?
Какую роль играют книги в вашей жизни, в жизни ваших родных, близких?
3. Работа над композицией сочинения.
Д/з. Сочинение-рассуждение по тексту.
(№1 Формулировка задания).
5. Этап рефлексии.
— Мне понравилось на уроке, что я :
— Я ощущаю себя на уроке :
— После урока я задумаюсь о :
Оценка ответов учащихся.
(20) Настоящая книга не только учит, открывает человеку красоту мира, она ещё радует, исцеляет душу, а значит, и тело. (21) Потому что всё духовное тесно связано с физическим.
(22) С литературой неразрывно связана вся моя жизнь с того самого дня, когда я открыл для себя магию слов. (23 )И если оправдаются слухи об упразднении литературы в школе, для меня это будет ударом.
литература руководство человеческого разума человеческим ростом
Литература как искусство слова и ее роль в жизни человека (презентация)
Описание разработки
Что такое литература?
Литература –
1. Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение.
2. Вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова. Совокупность произведений такого вида искусства.
3. Совокупность печатных произведений, относящихся к какой – либо отрасли знания, к какому – либо вопросу.
Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000
— Какое определение подходит нашему сегодняшнему разговору?
История возникновения термина «литература».
Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения).
Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).
Содержимое разработки
Литература как искусство слова и её роль в жизни человека
Что такое литература?
Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000
История возникновения термина «литература».
Цели изучения литературы в школе:
Цели изучения литературы в школе:
Цели изучения литературы в школе:
Обсудите в группах и объясните смысл следующих высказываний:
Периодизация русской литературы
Устное народное творчество до XI века
Древнерусская литература XI – XVIII в
Литература XVIII века
Литература XIX века
Литература ХХ века
Новая русская литература
Напишите сочинение – рассуждение по одному из предложенных высказываний.
МИР АФОРИЗМОВ! МУДРЫЕ МЫСЛИ, ЦИТАТЫ, ПРИТЧИ
Гюго Виктор Мари
Больше всего походят на нас наши фантазии. Каждому мечта рисуется соответственно его натуре.
Больше всего походят на нас наши фантазии. Каждому мечта рисуется соответственно его натуре.
Будьте милосердны к несчастным, будьте снисходительны к счастливым.
В Мире нет ничего более могущественного, чем идея, время которой пришло.
Великие люди сами создают себе пьедестал, о статуе позаботится будущее.
Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень.
Всегда любите друг друга всей душой. В мире нет почти ничего, кроме любви.
Гораздо точнее можно судить о человеке по его мечтам, нежели по его мыслям.
Дай дозреть мысли, но не перезреть: перезрелые мысли, как и плоды, впрок не идут.
Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений.
Зло, сделанное ради блага, остаётся злом, особенно в случае успеха, потому что тогда оно становится примером.
Злые завидуют и ненавидят. Это их манера восхищаться.
Иллюзия — главное основание грез; отнимите у любви иллюзию, и вы отнимете у нее пищу.
Истинная любовь не знает пресыщения. Будучи всецело духовной, она не может охладиться.
Любовь не знает середины: она или губит, или спасает.
Могущество женщины состоит из реальной силы и призрачной слабости.
Никакая внешняя красота не может быть полной, если она не оживлена красотой внутренней.
Ничто так не способствует созданию будущего, как смелые мечты. Сегодня утопия, завтра — плоть и кровь.
Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа.
Будьте милосердны к несчастным, будьте снисходительны к счастливым.
Быть добрым очень легко, быть справедливым — вот что трудно.
В каждое произведение входит три составных части: то, что автор прочувствовал, то, что он взял из жизни, и то, что он угадал.
В области искусства нет света без тепла.
Великие люди сами создают себе пьедестал, о статуе позаботится будущее.
Всякая вершина кажется преувеличением.
Государственный деятель должен уметь извлечь пользу из каждой необходимости.
Зло, сделанное ради блага, остаётся злом, особенно в случае успеха, потому что тогда оно становится примером.
Злые завидуют и ненавидят. Это их манера восхищаться.
Идеальное рассыпается в прах, прикоснувшись к действительному.
Истинных мыслителей характеризует смесь таинственности и ясности.
Красивые выражения украшают красивую мысль и сохраняют ее.
Кто неспособен быть бедным, тот неспособен быть свободным.
Любовь — как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубоко корни во все наше существо и нередко продолжает зеленеть и цвести даже на развалинах нашего сердца.
Меняйте ваши мнения, сохраняйте ваши принципы; меняйте листья, сохраняйте корни.
Можно противиться вторжению армий, но нельзя противиться вторжению идей.
Мыслящего человека узнают по священному благоговению перед жизнью.
Наша жизнь — путешествие, идея — путеводитель. Нет путеводителя, и все остановилось. Цель утрачена, и сил как не бывало.
Ничто так не способствует созданию будущего, как смелые мечты. Сегодня утопия, завтра — плоть и кровь.
Нравственность — это цветение истин.
Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа.
Обучать народ — значит делать его лучше; просвещать народ — значит повышать его нравственность; делать его грамотным — значит цивилизовать его.
О человеке можно было бы гораздо вернее судить по его мечтам, нежели по его мыслям.
Поэзия не в форме мыслей, а в самих мыслях.
Прогресс даёт душу машине, отнимая её у человека.
Судьба не открывает ни одной двери, не запирая в то же время другой.
У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности.
Умирать от любви — значит жить ею.
У народа есть детская черта: он любит сладкое.
Ужас может быть благородным, но страх всегда низкий.
Чем выше происхождение мысли, тем больше у неё склонности испаряться в мечту.
Чтобы быть вполне счастливым, недостаточно обладать счастьем, надо ещё заслуживать его.
«Я» одного человека обширнее и глубже, чем «Я» целого народа.
Цитаты о литературе
Литература рождается из глубины народной души. Адам Мицкевич
Подлинной лирической поэзии без музыки не существует. Адам Мицкевич
С великими писателями не спорят, к ним испытывают признательность за то, что они нам дают. Ален
Источник всякой поэзии — глубокое ощущение невыразимого. Ж. Арреа
Писатель существует только тогда, когда тверды его убеждения. О. Бальзак
Стиль — порождение идей, а не слов. О. Бальзак
Улучшать нравы своего, времени — вот цель, к которой должен стремиться каждый писатель, если он не хочет быть только «увеселителем публики». О. Бальзак
Есть поэты, которые чувствуют, и поэты, которые выражают; первые наиболее счастливы. О. Бальзак
Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание. В. Г. Белинский
Только та литература есть истинно народная, которая, в то же время, есть общечеловеческая; и только та литература есть истинно человеческая, которая, в то же время, есть и народная. Одно без другого существовать не должно и не может. В. Г. Белинский
У истинного таланта каждое лицо — тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец. В. Г. Белинский
Уметь писать стихи не значит еще быть поэтом; все книжные лавки завалены доказательствами этой истины. В. Г. Белинский
Всякая поэзия есть выражение душевного состояния. А. Бергсон
Краткость — достоинство, которое ограждает плохое произведение от строгих упреков, а читателя скучной книги — от скуки. Л. Бёрне
Любая литература, которая отказывается по-братски шагать в ряду с наукой и философией, есть литература человекоубийственная и самоубийственная. Ш. Бодлер
Литература есть выражение общества, так же как слово есть выражение человека. Л. Бональд
Там, где нет точности выражения, поэзия невозможна. Бонвиль
Качество произведения — решающий политический вопрос для подлинно социалистического искусства. Б. Брехт
Иной рифмует хорошо, но судит крайне плохо. Н. Буало
Писать прекрасно — значит одновременно прекрасно мыслить, прекрасно чувствовать и прекрасно выражать, то есть обладать в равной мере умом, душою и вкусом. Ж. Бюффон
Стиль есть не что иное, как порядок и живость, которые мы придаем своим мыслям. Ж. Бюффон
Стиль — это сам человек. Ж. Бюффон
Стихотворение должно быть праздником разума. П. Валери
Прекрасные произведения — дети собственной формы, которая рождается раньше их. П. Валери
Трагедия — это движущаяся живопись, это одушевленная картина. Ф. Вольтер
Образованные народы считали трагедию одним из прекраснейших искусств. Ф. Вольтер
Все жанры хороши, кроме скучного. Ф. Вольтер
Настоящее писательство — как любовь. Его нельзя укрыть, когда оно волнует душу и толкает к перу; его нельзя вызвать искусственно, в нем нельзя фальшивить без того, чтобы вдумчивый читатель не почувствовал этой фальши и искусственности. В. В. Воровский
Стихи — полет на коне, проза — хождение пешком. Пешком уйдешь дальше. На коне доедешь быстрее. Р. Гамзатов
Опыт — основа поэзии. Г. Гауптман
Чтобы писать совершенную прозу, надо быть также большим мастером метрических форм. Г. Гейне
Красивые рифмы нередко служат костылями хромым мыслям. Г. Гейне
Изящного писателя можно сравнить с ювелиром, искусство которого становится бесполезным, если у него нет алмазов для оправы. К. Гельвеций
Переводчик напоминает сводню, которая, расхваливая достоинства прикрытой вуалью красавицы, вызывает непреоборимое желание познакомиться с оригиналом. И. Гёте
Стихи — это оконница цветная. И. Гёте
Каждый писатель, до известной степени, изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле. И. Гёте
Оригинальнейшие писатели новейшего времени оригинальны не потому, что они преподносят нам что-то новое, а потому, что они умеют говорить о вещах так, как будто это никогда не было сказано раньше. И. Гёте
Роман — это субъективная эпопея, в которой автор испрашивает дозволения на свой лад перетолковать мир. А стало быть, весь вопрос в том, обладает ли он своим собственным ладом. Остальное приложится. И. Гёте
У писателя только и есть один учитель — сами читатели. Н. В. Гоголь
Одно художественное произведение нравится лишь при первом просмотре, другое же — и при десятом. Гораций
Прежде чем начать писать, я всегда задаю себе три вопроса: что я хочу писать, как написать и для чего написать. М. Горький
Прославим поэтов, у которых один бог — красиво сказанное бесстрашное слово правды. М. Горький
Когда писатель глубоко чувствует свою кровную связь с народом — это дает красоту и силу ему. М. Горький
Литература — благородное призвание, но только тогда, когда она служит миру, жаждущему просвещения и блага, а не бездонной утробе, требующей насыщения и ублажения. Х. Грили
Мысль летит, а слова идут шагом. В этом вся драма писателя. Ж. Грин
Основное качество хорошей прозы заключается в том, что она должна быть естественной и ритмичной, как процесс дыхания. Р. Гурмон
Литература — это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго
Подлинно великие писатели — те, чья мысль проникает во все изгибы их стиля. В. Гюго
Поэт есть мир, одним объятый человеком. В. Гюго
Поэт — это философ конкретного и живописец абстрактного. В. Гюго
У поэта должен быть только один образец — натура, и только один вожатый — истина. В. Гюго
В литературе первое ощущение — самое сильное. Э. Делакруа
Нужна большая история, чтобы получилось немного литературы. Г. Джеймс
Признак строгого и сжатого стиля состоит в том, что вы не можете выбросить ничего из произведения без вреда для него. Б. Джонсон
Не всякий, кто может писать стихи, — поэт. Б. Джонсон
Лучшая сторона каждого писателя обычно проявляется в его книгах. С. Джонсон
То, что написано без усилий, читается, как правило, без удовольствия. С. Джонсон
Не жизнь идет по литературным теориям, а литература изменяется сообразно с направлениями жизни. Н. А. Добролюбов
Искусство — могучее средство исправления людского несовершенства. Т. Драйзер
Роман — это история настоящего, в то время как история — это роман минувшего. Ж. Дюамель
Только человек, по-настоящему любящий поэзию, может оценить прозу. Е. Евтушенко
Писатель является одновременно исследователем и экспериментатором. Э. Золя
В наши дни великий романист тот, у кого есть чувство реальности и кто изображает природу во всем ее своеобразии, давая ей жить собственной жизнью. Э. Золя
Без знании, без настоящего знания родного языка никто никогда настоящим писателем не будет. М. И. Калинин
Обычно думают, что стиль — это сложный способ выражения простых вещей. На самом же деле это простой способ выражения вещей сложных. Ж. Кокто
Поэт рождается, уже обогащенный опытом всего человечества. Н. Курц
Пролетариат должен выдвинуть принцип партийной литературы, развить этот принцип и провести его в жизнь в возможно более полной и цельной форме. В. И. Ленин
Поменьше политической трескотни, побольше внимания самым простым, но живым, из жизни взятым, жизнью проверенным фактам коммунистического строительства — этот лозунг надо неустанно повторять всем нам, нашим писателям, агитаторам, пропагандистам, организаторам и так далее. В. И. Ленин
Истинные поэты всегда пророки. П. Леру
Литература — это совесть общества, его душа. Д. С. Лихачев
Литература, в которой не бьется тревога совести, — это уже ложь. Д. С. Лихачев
Лучшая сатира, бесспорно, та, в которой столь мало злобы и столь много убедительности, что она вызывает улыбку даже у тех, по ком бьет. Г. Лихтенберг
Все, что следовало сделать в литературе по-шекспировски, в основном сделал уже Шекспир. Г. Лихтенберг
Можно без особо большого остроумия писать так, что другому потребуется много остроумия, чтобы понять. Г. Лихтенберг
У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума. Г. Лихтенберг
Как только вы поняли характер самого писателя, понимание его творений не составит для вас никакого труда. Г. Лонгфелло
Поэт должен опережать свою эпоху, чтобы поравняться с потомством. Д. Лоуэлл
Народ может простить писателям многое, но не может простить молчания во времена, когда решается его судьба. Максим Танк
Я убежден, что не литературные направления и школы родят писателей, не литературные направления и школы создают выдающиеся произведения. Повивальной бабкой была и будет — жизнь. Максим Танк
Литература — явление общественное. Г. Манн
Поэта рождает не дар творческого вымысла, а дар одухотворения. Т. Манн
Большинство писателей считают правду наиболее ценным своим достоянием — вот почему они так экономно ею пользуются. Марк Твен
Писатель, конечно, должен зарабатывать, чтобы иметь возможность существовать и писать, но он ни в коем случае. не должен существовать и писать для того, чтобы зарабатывать. К. Маркс
Писатель отнюдь не смотрит на свою работу как на средство. Она — самоцель; она в такой мере не является средством ни для него, ни для других, что писатель приносит в жертву ее существованию, когда это нужно, свое личное существование. К. Маркс
Философия в поэзии — все равно что серебро в колокольном сплаве. В. Менцель
Когда вы заимствуете что-нибудь у одного писателя, это называется плагиатом, когда вы заимствуете у многих — это уже исследование. У. Мизнер
Воображение писателя рождается из реального чувства. А. Моруа
Великий писатель должен охватывать все стороны человеческого существования. А. Моруа
Можно стать романистом или историком, но драматургами рождаются. А. Моруа
Сочинение стихов — это не работа, а состояние. Р. Музиль
Во всяком замечательном стихе истинного поэта содержится в два-три раза больше, чем сказано: остальное должен дополнить читатель. А. Мюссе
Писатель — это огромное сердце. Спокойные люди редко становятся писателями. П. А. Павленко
Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости. К. Г. Паустовский
Если литература служит выражением народной жизни, то первое требование, которое может быть к ней предъявлено критикой, состоит в правдивости. Г. В. Плеханов
Моя поэзия есть акт дружбы с человеком, и отсюда мое поведение: пишу — значит люблю. М. М. Пришвин
Для писателя, как и для художника, стиль является вопросом видения, а не техники. М. Пруст
Односторонность в писателе доказывает односторонность ума, хоть, может быть, и глубокомысленного. А. С. Пушкин
Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат. А. С. Пушкин
Поэт — это каменщик: он кладет кирпичи, прозаик — бетонщик: он отливает бетон. П. Реверди
Классика — это не обязательно то, что совершенно; это просто значит, что человеку время от времени удается сделать нечто прекрасное. Ж. Ренар
Дело писателя — учить писать. Ж. Ренар
Везде литература ценится не на основании гнуснейших ее образцов, а на основании тех ее деятелей, которые воистину ведут общество вперед. М. Е. Салтыков-Щедрин
Функция литературы — превращать события в идеи. Д. Сантаяна
Нужные слова в нужном месте — вот подлинное определение стиля. Д. Свифт
Сатира — такое зеркало, в котором зритель видит любое лицо, кроме собственного. Д. Свифт
Писатель творит не своими сединами, а разумом. М. Сервантес
Совершенно невозможно написать произведение, которое удовлетворило бы всех читателей. М. Сервантес
Всякой комедии, как и всякой песне, — свое время и своя пора. М. Сервантес
Беда тех, кто пишет быстро, состоит в том, что они не могут писать кратко. В. Скотт
Бестселлер — позолоченная гробница посредственного дарования. Л. Смит
Эпитеты — одежда слов. В. Солоухин
Перевод стихотворения, как бы близок он ни был, отличается от оригинала, как гипсовая маска от живого лица. В. Солоухин
Раньше гусиными перьями писали вечные мысли, а теперь вечными перьями пишут гусиные мысли. В. Солоухин
Писателю необходима такая же отвага, как солдату: первый должен так же мало думать о критиках, как второй — о госпитале. Стендаль
Роман — это зеркало, с которым идешь по большой дороге. Оно отражает то лазурь небосвода, то грязные лужи и ухабы. Стендаль
Романтизм — это искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут доставить им наибольшее наслаждение. Стендаль
Литература во всех ее видах — не что иное, как тень доброй беседы. Р. Стивенсон
Чем совершенней поэт, тем он национальней. Чем глубже он постигает свое искусство, тем глубже он постигает гений своего века и своего племени. И. Тэн
Настоящие писатели — совесть человечества. Л. Фейербах
Писатель пишет не потому, что ему хочется сказать что-нибудь, а потому, что у него есть что сказать. Ф. Фицджеральд
Поэзия — это особая манера воспринимать внешний мир, специальный орган, который просеивает материю и, не изменяя, преображает ее. Г. Флобер
Главным достоинством писателя является знание того, чего писать не нужно. Г. Флобер
То, что хорошо написано, никогда не надоедает. Стиль — это сама жизнь, это кровь мысли. Г. Флобер
Тему не выбирают. В том и состоит секрет шедевра, что тема есть отражение темперамента писателя. Г. Флобер
Форма и содержание — две категории, не существующие никогда раздельно одна от другой. Г. Флобер
Темой истинного литературного творчества могут быть только проблемы человеческой души, раздираемой внутренним конфликтом, потому-то писать стоит только о них, только они заслуживают мук и пота. У. Фолкнер
Литература — это искусство самое свободное и независимое, и, если она продажна, она не стоит ломаного гроша. У. Фосколо
Наука без литературы бездушна и груба; литература же без науки пуста, ибо сущность литературы есть знание. А. Франс
Творчество бедного дикаря мне ближе, чем творчество декадентов. А. Франс
Простой стиль подобен яркому свету. Он сложен, но этого нельзя заметить. А. Франс
Писатель, если он настоящий писатель, каждый день должен прикасаться к вечности или ощущать, что она проходит мимо него. Э. Хемингуэй
Проза — это архитектура, а не искусство декоратора. Э. Хемингуэй
Нет на свете дела труднее, чем писать простую, честную прозу о человеке. Э. Хемингуэй
Всякое истинное творение вырастает из темного перегноя отвергнутых творений. С. Цвейг
Как в политике одно меткое слово, одна острота часто воздействует решительнее целой демосфеновской речи, так и в литературе миниатюры зачастую живут дольше толстых романов. С. Цвейг
Сочинения прекрасны именно отсутствием прикрас. Цицерон
Стиль — одежда мысли. Ф. Честерфилд
Писатель должен много писать, но не должен спешить. А. П. Чехов
Ни един жанр литературы не содержит столько вымысла, сколько биографический. У. Чэннинг
Я доволен вполне, если сердце диктует, воображение пишет, а разум делает поправки. М. Шаплан
Красивые фразы скорее губят, чем спасают произведение. М. Шаплан
В литературе, как и во всем, талант — это символ ответственности. Шарль де Голль
Не тот писатель оригинален, который никому не подражает, а тот, кому никто не в силах подражать. Ф. Шатобриан
Литература — это храм, куда можно входить лишь с чистой совестью и благородными стремлениями. С. Г. Шаумян
Поэзия — памятник, где запечатлены лучшие и счастливейшие мгновения самых лучших и счастливейших умов. П. Шелли
Поэты — непризнанные законодатели мира. П. Шелли
Поэтическое произведение должно само себя оправдывать, ибо там, где не говорит само действие, вряд ли поможет слово. Ф. Шиллер
Одного вдохновения для поэта недостаточно — требуется вдохновение развитого ума. Ф. Шиллер
Лирическое стихотворение — это музыкальное выражение душевных переживаний с помощью языка. А. Шлегель
Писатель должен прямо говорить читателю, правду, как бы горька она ни была. Поэтому к оценке каждого художественного произведения нужно, в первую очередь, подходить с точки зрения правдивости и убедительности. М. А. Шолохов
Нет конфликта, нет и драмы. Противник может быть на сцене и вне ее, за кулисам
Вводный урок литературы «Литература как искусство слова и ее роль в жизни человека»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Нижегородского района города Нижнего Новгорода
Вводный урок литературы
Литература как искусство слова и ее роль в жизни человека
Предмет (направленность): урок литературы
Возраст детей: 9 класс
Место проведения: класс
— расширение объема знаний по литературе,
— выявление заложенных в произведениях литературы вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
— восприятие текста литературного произведения,
— владение элементарной литературоведческой терминологией;
— нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значений,
— умение вести диалог;
-создавать устные монологические высказывания разного типа;
— формулирование собственного отношения к произведению,
— получение опыта метапредметной деятельности.
— устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
— определять общие для всех правила поведения;
— определять правила работы в группах;
— оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);
— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
— определять и формулировать цель деятельности на уроке;
— высказывать свое предположение на основе учебного материала;
— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
— ориентироваться в учебнике, художественном тексте, тетради;
— ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
— находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;
— проводить анализ учебного материала;
— проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
— слушать и понимать речь других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,
— развивать мыслительные способности учащихся при выполнении творческих заданий
1. Что такое литература?
1. Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение.
2. Вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова. Совокупность произведений такого вида искусства.
3. Совокупность печатных произведений, относящихся к какой – либо отрасли знания, к какому – либо вопросу.
Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000
— Какое определение подходит нашему сегодняшнему разговору?
2. История возникновения термина «литература».
Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения). Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).
3. Эпиграф урока (записывается в тетрадь).
Литература – это исповедь,
Под видом исповеди – проповедь,
Для тех, кто ненавистен – отповедь,
Для всех, кого любишь, заповедь.
Обряд покаяния в своих грехах перед священником (у христиан).
перен. Откровенное признание кому-л. в чем-либо.
Речь религиозно-поучительного характера, произносимая священнослужителем в храме во время богослужения.
перен. разг. Наставление, нравоучение.
Распространение какого-л. вероучения, идей, взглядов, связанных с той или иной религией.
перен. разг. Пропагандирование каких-л. взглядов, чьих-л. идей.
Сочинение, заключающее в себе наставление, поучение как жанр древнерусской литературы
Строгое и неодобрительное возражение, выговор.
Религиозно-нравственное предписание; изречение, содержащее такое предписание.
перен. Непреложное предписание, повеление; строго обязательное правило поведения.
— Объясните смысл эпиграфа.
4. Цели изучения литературы в школе:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
5. Задание по группам. Каждой группе дается несколько высказываний, смысл которых после обсуждения они должны объяснить всем.
Задание для 1 группы
Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание. В. Г. Белинский
В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Книги суть зерцало: хотя и не говорят, всякому вину и порок объявляют.
Задание для 2 группы
Литература — это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго
Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать. Бэкон Фрэнсис
Задание для 3 группы
Одно художественное произведение нравится лишь при первом просмотре, другое же — и при десятом. Гораций
Я зык есть исповедь народа,
Его душа и быт родной. П. А. Вяземский
Задание для 4 группы
Литература поднялась над Русью громадным защитным куполом — стала щитом ее единства, щитом нравственным. Д. С. Лихачев
6. Периодизация русской литературы
Устное народное творчество до XI века
Древнерусская литература XI – XVIII в
Литература XVIII века
Литература XIX века
Литература ХХ века
Новая русская литература
Написать сочинение – рассуждение по одному из предложенных высказываний.
В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Франческо Петрарка
Литература — это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго