Литературное произведение это что
Литературное произведение это что
Лекция 2. Литературное произведение как художественная целостность. Содержание и форма литературного произведения. Закон их единства. Тема, проблема, идея литературного произведения.
Литературное произведение – это более или менее сложная система определенных элементов, в нем возможно изображение картин природы, явлений, событий в жизни людей, процессов общественной жизни, частной жизни героев.
В литературном произведении выражаются чувства, переживания человека. Однако создается и воспринимается произведение читателем как целостное единство всего в нем изображенного и выраженного. Мир произведения представляет собой систему, так или иначе соотносимую с миром реальным: в него входят люди с их внешними и внутренними (психологическими) особенностями, события, природа (живая и неживая), вещи, созданные человеком, в нем есть время и пространство. Мир произведения, предметный мир, предметную изобразительность невозможно представить без словесного воплощения. Ведь речь идет о литературе – искусстве слова.
Чем отличается природа, реальная действительность от искусства, в котором она перевоплощается: в чем различие между реально существующей и созерцаемой березой и грозой от их описания в художественном произведении? В искусстве явление «очищается» от того, что не раскрывает его сущность, т.е. создается форма, которая соответствует содержанию и раскрывает его.
В понимании структуры произведения ключевую роль играют понятия формы и содержания, которые были разработаны в немецкой классической эстетике. По Гегелю, «содержанием искусства является идеал, а его формой – чувственное образное воплощение». (Гегель Г.В. Эстетика: В 4-х т. М., 1968. Т.1. С. 75)
Образ у Гегеля выступает источником красоты, если он воплощает разумную, истинную идею. Как глаза человека выражают его душу, так образ в искусстве отражает духовное содержание произведения искусства. Таким образом, все детали изображения, предметы, поступки, события, выражения лица, речь подчиняются определенному духовному содержанию.
Согласно учению Аристотеля о творческой природе искусства, в искусстве имеет место не столько подражание действительности ( мимесис ), сколько ее пересоздание по законам красоты, прекрасного. Красота – это целостность, неизбыточность созерцаемого, воспринимаемого, когда нет ничего лишнего, все уместно и к месту. Созерцание красоты всегда сопровождается эмоциональной рефлексией, т.е. способностью душевной жизни человека к «переживанию переживания». Если человек влюблен или напуган – это эмоциональная реакция, а вот переживание влюбленности – это эстетическая реакция. Поэтому содержание – это сфера духовная.
Содержание литературного произведения – это выраженная в литературных образах, в их сложной системе идейно-эмоциональная оценка писателем жизни. Содержание – сфера духовной жизни человека. Но оно всегда формально-организовано и имеет форму своего выражения.
Формой литературного произведения называется обозначение тех приемов, художественных средств, с помощью которых осуществляется, реализуется содержание литературного произведения. К элементам формы обычно относят явления художественной речи: эпитеты, метафоры, гиперболы, а так же композиционные средства, такие, как сюжет, система образов и др.
Главным законом художественного творчества является закон единства содержания и формы или закон содержательной формы, который заключается в том, что форма литературного произведения всегда содержательна, а содержание формально организовано. Этот закон действует на всех уровнях художественного текста. И произведение в целом, и художественная речь, и иные компоненты литературного произведения заключают в себе это единство. Необходимо лишь различать относительно какого понятия тот или иной компонент выступает в роли содержания или формы. Литературный образ или система образов служат способом выражения оценки автором жизни (содержание), но литературный образ выступает в роли содержания относительно тех приемов, с помощью которых создан. Приемы раскрытия образа также несут в себе содержательный и формальный моменты. Единство содержания и формы проявляется на любом уровне и определяет целостность художественного произведения.
Целостность – это внутренняя завершенность, полнота, неизбыточность художественного целого, то есть предельная упорядоченность формы произведения относительно его содержания как эстетического объекта: в тексте шедевра литературного произведения нет ничего случайного, безразличного, необязательного.
В целях научного изучения единство, целостность литературного произведения намеренно разрушается. В произведении выделяются его слагаемые, его составные части, но выделяются для анализа. Целостный анализ произведения предполагает аналитическое исследование художественных единств, то есть целостности. Другими словами, художественное произведение познается в научной форме. Но научный анализ произведения должен улавливать природу единства, а это сложно, поскольку при анализе исследователь расчленяет произведение на элементы, выделяет разные стороны произведения. Это необходимо, но следует учитывать, что форма содержательна, а содержание формально организовано.
В процессе анализа, научного изучения литературного произведения возникает необходимость в чисто рабочих понятиях, терминах, которые обращены к субъективной или объективной сторонам содержания литературного произведения. Это понятия темы, проблемы, идеи.
Темой литературного произведения называется обозначение того события, происшествия, о котором повествуется в литературном произведении. Тема – это основа, предмет, объект исследования. Это могут быть различные явления человеческой жизни, жизни природы, растительного мира, материальной культуры, но в основном тема литературного произведения связана с особенностями человеческой жизни в ее духовной и социальной сущности. Тематика произведения – это обозначение героев и событий, происшествий в их жизни, выбор которых в совокупности зависит от миросозерцания писателя.
Обозначение того жизненно-важного или общественно-важного вопроса, который решается в произведении, называется проблемой литературного произведения. Чаще всего в произведениях художественной литературы решаются проблемы нравственно-психологические, философские. Это проблемы смысла жизни, назначения человека, ценности человеческой личности, счастья, любви, смерти, взаимоотношения отцов и детей, власти, народа, семьи и т.д.
Однако писатель обычно не ограничивается одной проблемой. Совокупность проблем, поставленных в произведении, при ведущем значении основной проблемы называется проблематикой литературного произведения.
Выраженная в произведении оценка жизненных явлений автором, их утверждение или отрицание называется идеей литературного произведения.
Решение поставленных в произведении проблем называется идейным содержанием литературного произведения, а решение проблемы или основная мысль, вытекающая из произведения, идеей. Единство произведения понимается, прежде всего, как подчинение всех его частей, деталей идее.
Идея литературного произведения проявляется в единстве всех сторон содержания произведения – тематики, проблематики, идейно-эмоциональной оценки.
Идея носит поэтический характер, она не сводится только к определению одной мысли или вывода. Идея литературного произведения – это мысль, обязательно пронизанная чувством, поэтому понять идею произведения означает приобщиться к эстетическому, нравственному идеалу писателя, понять его точку зрения на жизнь и человека. Процесс этот бесконечен, поэтому постижение всего идейного богатства литературного произведения невозможно, так как оно многозначно, возможно лишь приобщение читателя к художественным богатствам литературного текста в меру его способностей и возможностей. Восприятие литературного произведения индивидуально, субъективно и зависит от возраста, характера, способностей, пола, профессии и даже душевного состояния, настроения человека. Каждое новое поколение в чем-то по-новому подходит к восприятию литературного текста, то есть оценивает его с точки зрения своего времени.
Что такое произведение
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Термин «произведение» можно с полным правом назвать междисциплинарным.
В математике — это число, полученное в результате умножения. В различных видах искусства – это законченное творение, итог творческого свершения.
Чтобы уточнить значение слова, обратимся к справочному материалу.
Произведение — это.
Толковый словарь даёт до 4-х значений:
В художественной литературе произведение – это словесное сочинение любого жанра, имеющее автора.
Это может быть повесть, рассказ, роман, стихотворение, поэма, даже дневниковая запись – всё, что вышло из-под пера или набилось на клавиатуре писателя.
Признаки произведения
Иронически произведением можно назвать всё что угодно, — хоть надпись на заборе. А если по гамбургскому счёту? Есть определённые критерии художественности. Перечислим основные из них:
Последний критерий выглядит расплывчатым. Что имеется в виду? Речь о том, что качественное произведение искусства похоже на отдельный материк или хотя бы остров, на котором вполне можно прожить всю жизнь, не нуждаясь в отплытии на чужую землю.
Например, сказки о Муми-троллях Туве Янссон. Идиллический мир долины Муми-троллей, образы дома, семьи, философствующего папы и заботливой мамы, трогательный Муми Тролль, свободолюбивый Снусмумрик, взвинченная Филифьонка…
В их мирке есть место всем оттенкам человеческих эмоций, герои вместе переживают радость летних полдней и ужас зимнего умирания. Кажется, им нет дела до нас с вами, а мы, тем не менее, узнаём в них себя.
Или малороссийские повести Н.В.Гоголя. Его парубки и дивчины, черти и ведьмы, Пацюки и Солохи обращаются друг с другом запросто: едят, спят, пляшут, поют, женятся, ссорятся, летают в «Петембурх».
А между тем, всё, на чём держится мир, у них есть: добро и зло, Бог и дьявол, любовь и ненависть, талант (что это?) и бездарность. Этому миру, сказочному и волшебному, веришь как живому. Такой представляешь себе душу украинца, полную ярких красок, безудержного веселья и фантастической веры в чудесное.
Литературное произведение обобщает свойства человека, времени или пространства, выделяя самое яркое, главное, запоминающееся, после чего за ними закрепляются навсегда определённые представления.
Чем убедительнее художественный образ, чем совершенней произведение, тем сильнее его влияние на общество.
Анализ литературного произведения
При анализе художественных произведений важно помнить о том, что начинать его нужно не с частностей.
Сперва нужно обозначить основную идею, описать культурно-исторический контекст, в котором создавались поэма или роман, затем перейти к разбору тем, мотивов, персонажей.
Схема анализа прозаического произведения выглядит так:
Анализируя произведения небольшого объёма, рекомендуется тщательнее изучить формальные признаки текста (метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы, метонимии, синтаксические и стилистические фигуры).
В « плотно написанном» тексте содержание «упаковано» в шкатулки словесных образов, к которым нужно подобрать правильный ключик. Особенно это справедливо в отношении поэтических произведений. Но поэзия – это особая галактика, говорить о которой нужно отдельно.
Заключение
Произведение, после того как оно написано, начинает жить собственной жизнью. И предугадать, какой будет очередная его интерпретация, совершенно невозможно.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Зачем анализировать литературное произведение? Прочитал, если понравилось, значит автору удалось достучаться до моего разума. Если речь о школе, то там до косточек придется разбирать даже то творение, что не произвело хорошего впечатления, ведь ещё и сочинение писать придётся.
Игорь: вот я с Вами полностью согласен. Зачем анализировать, когда есть только два критерия — понравилось и не понравилось. Никогда этого не понимал. Зачем что-то выискивать между строк? Искать скрытый смысл? Зачем вообще знать, что хотел сказать автор? Мне кажется, что сам автор ничего из того, что ему приписывают сказать и не хотел.
литературное произведение
3.1.2.1 литературное произведение: Произведение, зафиксированное с помощью знаков какой-либо письменности.
Смотреть что такое «литературное произведение» в других словарях:
литературное произведение — Произведение, зафиксированное с помощью знаков какой либо письменности. Примечания 1. Литературные произведения могут иметь различное целевое назначение. 2. К литературным произведениям относятся также произведения, содержащие таблицы,… … Справочник технического переводчика
литературное произведение — ▲ сочинение ↑ посредством, естественный язык литературное произведение сочинение, содержащее развернутую информацию. ▼ научное сочинение ↓ выступать (перед кем) … Идеографический словарь русского языка
ПРОИЗВЕДЕНИЕ — ПРОИЗВЕДЕНИЕ, произведения, ср. 1. Действие по гл. произвести в 4 знач. (в 1, 2 и 3 редк.) производить (книжн. редк.). 2. чего. Результат труда, создание (книжн.). Произведение рук человека. Красивейшее произведение природы. Необыкновенное… … Толковый словарь Ушакова
Литературное наследие (премия) — «Литературное наследие» литературная премия, учрежденная в 2010 году Общественным объединением «Литературное наследие». Присуждается Премия один раз в три месяца: «Премия 8 Мая», «Премия 8 Августа», «Премия 8 Ноября», «Премия 8 Февраля».… … Википедия
ПРОИЗВЕДЕНИЕ — ПРОИЗВЕДЕНИЕ, я, ср. 1. см. произвести. 2. Создание, продукт труда, вообще то, что сделано, исполнено. Совершенное, образцовое п. (шедевр). П. ума, творчества. П. рук человеческих (о том, что создано человеком). П. фантазии (то, что вымышлено). 3 … Толковый словарь Ожегова
Произведение — продукт творчества, в т. ч. законченное, имеющее самостоятельное значение письменное (литературное) сочинение, которое составляет (одно или вместе с другими П. в сборнике, томе собр. соч.) осн. текст издания … Издательский словарь-справочник
художественное произведение — ▲ произведение искусства ↑ в виде, литературное произведение действие (# романа происходит где). сюжет ход событий в литературном произведении. сюжетный ход. интрига (закручена #). | эпизод. эксод. ремарка. | ретардация. завязка. запев. зачин. |… … Идеографический словарь русского языка
картографическое произведение — Произведение, главной частью которого является картографическое изображение. [ГОСТ 21667 76] картографическое произведение Произведение, информация в котором передается с помощью определенной системы условных знаков, показывающих расположение… … Справочник технического переводчика
производное произведение — Произведение, в основе которого лежит оригинальное произведение, подвергшееся определенным изменениям. [ГОСТ Р 7.0.3 2006] Тематики издания, основные виды и элементы Обобщающие термины литературное произведение EN derivative work FR oeuvre… … Справочник технического переводчика
Понятие литературного произведения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Литературное произведение – это термин, который используется для номинации художественных дискурсов в научной литературе.
Литературное произведение представляет собой сложное сплетение специфических, образных высказываний – простейших, мельчайших словесных образов. Каждый из этих образов ставит перед воображением читателя отдельное движение, действие, которые в совокупности формируют жизненный процесс в его возникновении, последующем развитии и разрешении.
Отдельные элементарные движения и действия, из которых слагается любое литературное произведение, имеют различный характер: это и внешние, объективные движения людей, и внутренние, эмоциональные, душевные движения, и реплики, слова автора и героев – «речевые движения». Последовательность этих взаимосвязанных движений, действий формирует сюжет произведения. Воспринимая по мере чтения сюжет, у читателя постепенно формируется понимание сущности содержания: действия, конфликта, фабулы, мотивировки, темы и идеи.
Подходы к изучению литературных произведений
В современной научной литературе выделяют два основных подхода к изучению литературных произведений:
Появление указанных подходов обусловлено особенностями развития литературоведения как области научного познания: в XIX ст., когда молодое литературоведение испытывало сильное влияние других гуманитарных наук, активно изучались исторические, биографические, общественные, психологическое факторы литературных процессов; в начале прошлого столетия фокус внимания ученых стал смещаться к отдельным компонентам литературного произведения.
Радикальный поворот литературоведения в сторону конкретных факторов творчества писателя сделали представители формальной школы. Как отмечали ученые данного направления, разрыв с идеологическими теориями искусства и философской эстетикой был продиктован самим положением вещей. На определенном этапе развития литературоведения исследователи столкнулись с необходимостью обратиться к фактам, отойти от общефилософских проблем, оттолкнуться от факта искусства слова.
Готовые работы на аналогичную тему
Обратившись к исследованию языка художественной литературы, формы, конструкции, формалисты сосредоточились на литературных фактах. В то же время в процессе изучения литературных фактов они, как правило, ограничивались его внешней стороной. Представители данного подхода оставляли в стороне биографию автора, исторические сведения об обстановке написания, сравнительное сопоставление с другими литературными произведениями.
Представители так называемой «социологической школы» придерживаются противоположной методологической ориентации. Если формалистов интересует, что именно представлено в тексте, то социологи занимаются поисками ответов на вопрос: «Чем это обусловлено?».
Важно добавить, что социологическая школа – достаточно сложное явление. С одной стороны, ее представители предлагают рассматривать художественное произведение как отражение существования, бытия отдельных социальных групп. В данном аспекте произведение оценивается в соответствии с критериями правдоподобности/ неправдоподобности, объективности и реалистичности отображения той или иной исторической эпохи, типичности героя и конфликта. С другой стороны, сторонников данного подхода интересует изучение литературного произведения как целостности.
В 70-ых годах прошлого столетия на основании синтеза обоих подходов был сформирован принцип имманентного анализа литературных произведений.
Принципы изучения литературных произведений
В рамках разработанного подхода выделяют следующие принципы анализа художественных произведений:
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что литературное произведение представляет собой совокупность, последовательную цепь отдельных действий, движений, формирующих сюжет произведения, его тему, идею, конфликт. На сегодняшний день в литературоведении используется интегрированный метод анализа художественных произведения, позволяющий рассматривать как внутреннее содержание, строение произведений, так и контекст его создания.
литературное произведение
литературное произведение
Произведение, зафиксированное с помощью знаков какой-либо письменности.
Примечания
1. Литературные произведения могут иметь различное целевое назначение.
2. К литературным произведениям относятся также произведения,
содержащие таблицы, математические и химические формулы.
[ГОСТ Р 7.0.3-2006]
Тематики
Обобщающие термины
Смотреть что такое «литературное произведение» в других словарях:
литературное произведение — 3.1.2.1 литературное произведение: Произведение, зафиксированное с помощью знаков какой либо письменности. Источник: ГОСТ Р 7.0.3 2006: Система … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
литературное произведение — ▲ сочинение ↑ посредством, естественный язык литературное произведение сочинение, содержащее развернутую информацию. ▼ научное сочинение ↓ выступать (перед кем) … Идеографический словарь русского языка
ПРОИЗВЕДЕНИЕ — ПРОИЗВЕДЕНИЕ, произведения, ср. 1. Действие по гл. произвести в 4 знач. (в 1, 2 и 3 редк.) производить (книжн. редк.). 2. чего. Результат труда, создание (книжн.). Произведение рук человека. Красивейшее произведение природы. Необыкновенное… … Толковый словарь Ушакова
Литературное наследие (премия) — «Литературное наследие» литературная премия, учрежденная в 2010 году Общественным объединением «Литературное наследие». Присуждается Премия один раз в три месяца: «Премия 8 Мая», «Премия 8 Августа», «Премия 8 Ноября», «Премия 8 Февраля».… … Википедия
ПРОИЗВЕДЕНИЕ — ПРОИЗВЕДЕНИЕ, я, ср. 1. см. произвести. 2. Создание, продукт труда, вообще то, что сделано, исполнено. Совершенное, образцовое п. (шедевр). П. ума, творчества. П. рук человеческих (о том, что создано человеком). П. фантазии (то, что вымышлено). 3 … Толковый словарь Ожегова
Произведение — продукт творчества, в т. ч. законченное, имеющее самостоятельное значение письменное (литературное) сочинение, которое составляет (одно или вместе с другими П. в сборнике, томе собр. соч.) осн. текст издания … Издательский словарь-справочник
художественное произведение — ▲ произведение искусства ↑ в виде, литературное произведение действие (# романа происходит где). сюжет ход событий в литературном произведении. сюжетный ход. интрига (закручена #). | эпизод. эксод. ремарка. | ретардация. завязка. запев. зачин. |… … Идеографический словарь русского языка
картографическое произведение — Произведение, главной частью которого является картографическое изображение. [ГОСТ 21667 76] картографическое произведение Произведение, информация в котором передается с помощью определенной системы условных знаков, показывающих расположение… … Справочник технического переводчика
производное произведение — Произведение, в основе которого лежит оригинальное произведение, подвергшееся определенным изменениям. [ГОСТ Р 7.0.3 2006] Тематики издания, основные виды и элементы Обобщающие термины литературное произведение EN derivative work FR oeuvre… … Справочник технического переводчика