Литературу называют искусством слова потому что
Литература как искусство слова
Рассмотрение понятия совокупности любых письменных текстов. Оценка значения авторских текстов в литературе. Определение основных видов литературы по содержанию текстов и по их предназначению. Установление места художественной литературы в ряду искусств.
Рубрика | Литература |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 13.12.2016 |
Размер файла | 24,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Литература как искусство слова
2. Основные виды литературы
3. Место литературы в ряду других искусств
Список используемой литературы
1. Литература как искусство слова
Тем не менее у литературы есть ряд универсальных свойств, неизменных во всех национальных культурах и на всем протяжении человеческой истории, хотя каждое из таких свойств связано с определёнными проблемами и оговорками.
Следует добавить ещё один критерий, относящийся уже не к структуре литературных текстов, а к их функции.
2. Основные виды литературы
Виды литературы могут выделяться как по содержанию текстов, так и по их предназначению, и полностью соблюсти принцип единства основания при классификации литературы затруднительно. К тому же такая классификация способна вводить в заблуждение, объединяя совершенно непохожие и действительно различные явления. Зачастую типологически различные тексты одной и той же эпохи гораздо ближе друг к другу, чем типологически одинаковые тексты разных эпох и культур: у лежащих в основе европейской философской литературы «Диалогов» Платона куда больше общего с другими памятниками древнегреческой словесности (скажем, с драмами Эсхила), чем с трудами таких философов Нового времени, как Гегель или Рассел. Судьба некоторых текстов складывается таким образом, что во время своего создания они тяготеют к одному виду литературы, а впоследствии движутся в сторону другого: так, например, «Приключения Робинзона Крузо» Даниэля Дефо прочитываются сегодня скорее как произведение детской литературы, а между тем писались они даже не просто как произведение художественной литературы для взрослых, а как памфлет с существенной ролью публицистического начала. Поэтому общий список основных видов литературы может носить только приблизительно-ориентировочный характер, а конкретная структура литературного пространства может быть установлена только применительно к данной культуре и данному периоду времени. Для прикладных целей, однако, эти сложности не имеют принципиального значения, так что практическим нуждам книжной торговли и библиотек удовлетворяют довольно разветвлённые, хотя и поверхностные по подходу системы библиотечно-библиографической классификации.
Научная и научно-популярная литература
Словарь Брокгауза (1910)
Литература вспомогательного содержания, используемая для получения наиболее общей, не вызывающей сомнений информации по тому или иному вопросу. Основные виды справочной литературы:
Учебная литература, делящаяся в основном на собственно учебники и сборники задач (упражнений), имеет немало общего со справочной: как и справочная литература, учебная имеет дело с той частью знаний по тому или иному вопросу, которая считается более или менее общепризнанной. Однако назначение учебной литературы иное: изложить эту часть знаний системно и последовательно с тем, чтобы адресат текста составил о ней достаточно полное и отчётливое представление и овладел рядом востребованных в этой части знаний навыков, будь то умение решать уравнения или правильно расставлять знаки препинания. Эта прагматическая задача определяет особенности строения учебных текстов: повторы, подхваты, проверочные вопросы и задания, и т. п.
Литература и носители текста
Литературный текст остаётся самим собой независимо от того, каково его материальное воплощение: рукопись, книга, компьютерный файл на мониторе. Не следует, однако, думать, что эволюция носителей текста никак не влияет на саму литературу. Напротив, состояние литературы в обозримом прошлом полностью определяется цивилизационной революцией, совершённой изобретшим книгопечатание Гутенбергом: до этого воспроизведение любого сколько-нибудь длинного текста требовало значительных затрат времени и сил писца, и это накладывало существенные ограничения на количество и характер текстов, фиксируемых письменно и распространяющихся за пределы непосредственного круга общения автора. На исходе XX века новая цивилизационная революция вызвала к жизни два качественно новых носителя текста: это аудиокнига и компьютерный файл. Вполне возможно, что повсеместное распространение этих носителей в самом скором будущем приведёт к новым серьёзным изменениям в структуре литературного пространства.
ПРИМЕР: Европейская поэзия тоже с помощью слова рисует силуэт и передает краски:
На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко
3. Место художественной литературы в ряду искусств
литература письменный авторский искусство
Романтики на первое место среди всех видов искусств ставили поэзию и музыку. Показательна в этом отношении позиция Ф.В. Шеллинга, видевшего в поэзии (литературе), «поскольку она есть созидательница идей», «сущность всякого искусства». Символисты считали музыку высшей формой культуры.
Гегель утверждал, что «у словесного искусства в отношении как его содержания, так и способа изложения неизмеримо более широкое поле, чем у всех остальных искусств. Любое содержание усваивается и формируется поэзией, все предметы духа и природы, события, истории, деяния, поступки, внешние и внутренние состояния», поэзия является «всеобщим искусством». В то же время в этом всеобъемлющем содержании литературы немецкий мыслитель усматривал ее существенный недостаток: именно в поэзии, по Гегелю, «начинает разлагаться само искусство и обретает для философского познания точку перехода к религиозным представлениям как таковым, а также к прозе научного мышления». Однако вряд ли эти особенности литературы заслуживают нареканий. Обращение Данте, У. Шекспира, И.В. Гете, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Т. Манна к религиозно-философской проблематике помогло создать литературные шедевры.
Вслед за Гегелем пальму первенства литературе перед иными видами искусства отдавал и В.Г. Белинский. «Поэзия есть высший род искусства. Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств». Причем, позиция Белинского является даже более литературоцентристской, чем у Гегеля: русский критик, в отличие от немецкого эстетика, не видит в литературе ничего, что бы делало ее менее значительной, чем иные виды искусства.
Иным оказался подход Н.Г. Чернышевского. Отдавая должное возможностям литературы, сторонник «реальной критики» писал при этом, что, так как, в отличие от всех других искусств, она действует на фантазию, «по силе и ясности субъективного впечатления поэзия далеко ниже не только действительности, но и всех других искусств». В самом деле, у литературы есть свои слабые стороны: помимо невещественности, условности словесных образов, это еще и национальный язык, на котором всегда создаются литературные произведения, и вытекающая отсюда необходимость их перевода на другие языки.
1. Борев Ю.Б. Эстетика: В 2 т. Смоленск, 1997. Т.1.
2. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957.
3. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.
Сочинение “Литература как искусство слова”
Каждый вид искусства создает свои произведения и оказывает эстетическое воздействие на людей с помощью своих особых средств. В музыке это звуки, в живописи – цвета и линии, в скульптуре – формы, в танце – движения. Это как бы основной строительный материал, из которого возникает произведение.
Что касается литературы, то несложно понять, что основным средством ее создания является слово. Умение при помощи слов “оживлять” образы людей, “рисовать” картины природы, погружать в атмосферу разных событий и вызывать при
Во все времена люди знали о великой силе слова, способной ранить и исцелить, побудить к совершению великих дел, утешить и ободрить. С помощью слов происходит львиная доля обмена информацией между людьми. Словами мы научились выражать наши самые важные чувства.
Словами же мы можем нанести вред, солгать, напугать. Возможности слова безграничны, их воздействие на человека бесспорно, именно поэтому литература как искусства слова способна оказывать глубокое воздействие на людей, доносить до нас новые идеи, заставлять задумываться, сочувствовать,
С помощью слов литература создает целые миры, погружаясь в них на какое-то время, мы абсолютно четко ощущаем, что они реальны. Мы будто идем вместе с героями литературных произведений по их дорогам, переживаем их приключения, разделяем их чувства. Так обычная жизнь наполняется новыми событиями, впечатлениями, переживаниями.
Отдельно хочется выделить поэзию. С помощью ритма она сплетает слова в музыку. В поэзии присутствует музыкальная гармония, с помощью которой удается передать такие оттенки и нюансы смысла, неподвластные произведениям в прозе.
Здесь слова имеют высоту и длительность, тона и полутона, именно в поэзии в полной мере раскрывается их художественный потенциал.
Литература как искусство слова определенным образом обобщает в себе возможности многих других видов искусства. Только литература, кроме повествования, способна рисовать словами картины и играть мелодии, вытачивать формы и передавать динамику. Все огромные выразительные возможности слова она щедро и мастерски использует для создания своих шедевров.
Related posts:
Литература. 9 класс
Конспект
Урок 1: Художественная литература как искусство слова
Основные выводы
1. Художественное произведение представляет собой единство объективной реальности и субъективного авторского ее понимания.
2. Нельзя отождествлять образ автора в произведении с реальным писателем, поэтом, драматургом.
3. Ситуации, которые описаны в произведении нельзя воспринимать как реальные; нельзя относиться к литературным героям как к ревльным людям.
4. Русская литература – сокровищница мировой литературы.
Литература:
1) Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 6-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016.
2) Н. В. Беляева. Уроки литературы в 9 классе.: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2017
3) А.Б.Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения.- 11-е изд. – М,: ФЛИНТА, 2013.
Разбор типового тренировочного задания
ИТ-7.Задание 7.
Вид тестового задания Вставка текста
Текст задания Вставьте подходящие по смыслу слова.
Художественный ____ – это форма отражения ________, творчески _________ и ________автором в произведении.
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитаете задание, оцените его содержательную нагрузку, определите логику и последовательность выполнения задания.
2. Вспомните определение художественного образа.
3. Просмотрите сначала все варианты ответов.
4. Затем выберите из вариантов ответов необходимые по смыслу слова и проверьте себя.
Разбор типового контрольного задания
ИТ-9.Задание 1.
Вид контрольного задания Множественный выбор
Текст задания Отметьте основные виды искусств
Варианты ответов 1)Музыка. 2) Живопись; 3) Техника; 4) Скульптура; 5) Юриспруденция: 6) Театр; 7) Литература; 8) Социология
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитаете задание, оцените его содержательную нагрузку, определите логику и последовательность выполнения задания.
2. Вспомните, что искусство – это отражение действительности в художественных образах
3. Просмотрите сначала все варианты ответов.
4. Затем выберите верные ответы и проверьте себя.
Установите соответствие между названиями видов искусства
и представленными здесь образцами.
5 Литература как искусство слова. Речь как предмет изображения
Литература как искусство слова.
Речь как предмет изображения
Художественная литература — явление многоплановое. В ее составе выделимы две основные стороны. Первая — это вымышленная предметность, образы «внесловесной» действительности, о чем шла речь выше. Вторая — собственно речевые конструкции, словесные структуры. Двухаспектность литературных произведений дала ученым основание говорить о том, что художественная словесность совмещает в себе два разных искусства: искусство вымысла (явленное главным образом в беллетристической прозе, сравнительно легко переводимой на другие языки) и искусство слова как таковое (определяющее облик поэзии, которая утрачивает в переводах едва ли не самое главное)[277]. На наш взгляд, вымысел и собственно словесное начало точнее было бы охарактеризовать не в качестве двух разных искусств, а как две нерасторжимые грани одного феномена: художественной словесности.
Собственно словесный аспект литературы, в свою очередь, двупланов. Речь здесь предстает, во-первых, как средство изображения (материальный носитель образности), как способ оценочного освещения внесловесной действительности; и, во-вторых, в качестве предмета изображения — кому-то принадлежащих и кого-то характеризующих высказываний. Литература, иначе говоря, способна воссоздать речевую деятельность людей, и это особенно резко отличает ее от всех иных видов искусства. Только в литературе человек предстает говорящим, чему придал принципиальное значение М.М. Бахтин: «Основная особенность литературы — язык здесь не только средство коммуникации и выражения-изображения, но и объект изображения». Ученый утверждал, что «литература не просто использование языка, а его художественное познание» и что «основная проблема ее изучения» — это «проблема взаимоотношений изображающей и изображаемой речи»[278].
Как видно, образность литературного произведения двупланова и его текст составляет единство двух «нервущихся линий». Это, во-первых цепь словесных обозначений «внесловесной» реальности и, во-вторых, ряд кому-то принадлежащих (повествователю, лирическому герою, персонажам) высказываний, благодаря которым литература впрямую осваивает процессы мышления людей и их эмоции, широко запечатлевает их духовное (в том числе интеллектуальное) общение, не дано иным, «внесловесным» искусствам. В литературных произведениях нередки размышления героев на философские, социальные, нравственные, религиозные, исторические темы. Порой интеллектуальная сторона человеческой жизни здесь выдвигается на первый план (знаменитая древнеиндийская «Бхагавадгита», «Братья Карамазовы» Достоевского, «Волшебная гора» Т. Манна).
Осваивая человеческое сознание, художественная литература, по словам В.А. Грехнева, «укрупняет стихию мысли»: писателя «неотразимо притягивает мысль, но мысль, не охлажденная и не отрешенная от переживания и оценки, а насквозь пронизанная ими. Не итоги ее явленные в объективно спокойных и стройных структурах логики, а ее личностный колорит, ее живая энергия — прежде всего это притягательно для художника слова там, где мысль становится предметом изображения»[279].
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ИСКУССТВО. ЛИТЕРАТУРА. КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО. ЛИТЕРАТУРА. КУЛЬТУРА
1. «Магия слова» — объективная данность 1.1. «Магия слова»: в предъявлении «лирикам» для размышлений
1. «Магия слова» — объективная данность 1.1. «Магия слова»: в предъявлении «лирикам» для размышлений С точки зрения многих «магия» — это не закрытая от большинства субкультура, несущая специфические знания о способах так называемого «нефизического» воздействия на Мир и
Н. А. Кожевникова. Повтор как способ изображения персонажей в прозе А. П. Чехова г. Москва
Н. А. Кожевникова. Повтор как способ изображения персонажей в прозе А. П. Чехова г. Москва А. Белый писал, что повтор — нерв гоголевского стиля.[67] В ещё большей степени это относится к чеховскому стилю. Персонажей рассказов Чехова характеризуют повторы действий,
ИЗ ХРОНИКИ ПЯТИЛЕТКИ Литература. Искусство. Журналистика. Спорт
ИЗ ХРОНИКИ ПЯТИЛЕТКИ Литература. Искусство. Журналистика. Спорт Курганские художники за годы X пятилетки экспонировали сто пятьдесят семь работ на международных, всесоюзных и республиканских выставках.Акварели Германа Травникова выставлялись в Болгарии, Венгрии,
Из статьи: «Искусство слова в школе»*
Из статьи: «Искусство слова в школе»* …Задачи преподавания языка многогранны, но их можно разделить на три основные плоскости: 1) элементарное владение языком, то есть приобретение определенного запаса слов, умение правильно строить устную и письменную фразу, орфография
13. Эрос оживающего женского изображения
13. Эрос оживающего женского изображения С этим мотивом, хотя и мимоходом, мы уже неоднократно соприкасались при разных обстоятельствах. Конечно, сама по себе тема пробуждающихся портретов в предромантической и романтической традициях чрезвычайно широка[1099]; но мы
2. Перспектива как предмет изображения
2. Перспектива как предмет изображения Мне представляется, что в двадцать первом веке предметом изображения становится тип перспективы. А раньше перспектива была не предметом изображения, а способом изображения какого-то предмета.У художников хх века перспектива,
15. Предмет и помощник
15. Предмет и помощник Рассмотрение волшебного помощника облегчает и подготовляет рассмотрение волшебного предмета. Между ними существует теснейшее родство.Легко заметить, что эти предметы представляют собой лишь частный случай помощника. Помощники, живые существа и
Глава 10. Милое искусство, коварное искусство
Глава 10. Милое искусство, коварное искусство Пока Петропавел соображал, какая из волн спасительная, одна волна накрыла его с головой, и, вспомнив о том, что он смертен, бедняга даже глупо выкрикнул в пространство: «Спасите!» – но, как ни странно, получил ответ.– Не шуми, –
Искусство слова в теориях языка и культуры
Искусство слова в теориях языка и культуры Кризис филологии в начале XX в. стал частью общемирового кризиса гуманитарных наук. Модернистская, авангардная литература, провозгласившая вслед за «смертью Бога»(Ф. Ницше) «смерть Автора», который заменялся «машиной желания»
Приобщение к венецианской жизни и ракурсы ее изображения
Приобщение к венецианской жизни и ракурсы ее изображения Особенности восприятия Венеции русскими писателями: от внешнего к внутреннему. — Материнские и детские мотивы и образы. — Метафора Венеции-Дома. — Мотив праздника. — Петербургский маскарад и венецианский
ГЛАВА 1 Литература как учебный предмет в системе школьного филологического образования
ГЛАВА 1 Литература как учебный предмет в системе школьного филологического образования Литература как школьная учебная дисциплина имеет целый ряд отличительных особенностей, которые определяют ее особое положение среди других школьных предметов и обязательно должны
Почему литературу называют искуством слова?
Почему литературу называют искуством слова.
Потому что литература отражает жизнь именно через СЛОВА.
Художественная литература – один из видов искусства, искусство слова.
Термином “литература” обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением.
Различают литературу техническую, научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др.
Однако в обычном и более строгом смысле литературой называют произведения художественной письменности.
Искусство – вид духовного освоения действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.
Как в литературоведении называется искуство устного слова, создаваемые народом и бытующее в народных массах?
Как в литературоведении называется искуство устного слова, создаваемые народом и бытующее в народных массах?
Какое определение и почему вы считаете наиболее точным?
Почему путь куприна в литературе называли повторением горьковского?
Почему путь куприна в литературе называли повторением горьковского?
Какой период русской литературы называют »Золотым веком»?
Какой период русской литературы называют »Золотым веком»?
Почему литературу называют искусством слова?
Почему литературу называют искусством слова?
Почему классицизм называют сугубо дворянским направлением в литературе?
Почему классицизм называют сугубо дворянским направлением в литературе?
Почему художественную литературу называют самой загадочной из искусств?
Почему художественную литературу называют самой загадочной из искусств.
Почему театральное искуство считают синтетическим?
Почему театральное искуство считают синтетическим?
Помогите пожалуйста?
Почему мифы называют одним из основных источников литературы как искусства слова?
Почему литературу называют искусством слова?
Почему литературу называют искусством слова?
Няня Александра Пушкина очень сильно повлияла на него, ведь в детстве Саши лишь она рассказывала сказки, которые позже дали идеи для его произведений.
Сказка учит не бояться трудностей, не обманывать, не быть жадным, держать обещания. Сказка учит тому что не все в жизни складывается с 1го раза, главное не сдаваться.
Мне кажется, что здесь только одно выдуманное слово МЕНДЕЛЬ.
Когда любишь развлекаться лучи и работать. Тоесть при какой либо работе.
Эпитеты : тайга молчаливая, равнодушная, проемы голубые, облака редкие. Спрессованной ватой. Ночь густая. Метафоры : «мелкая пыль ( метафора) искрилась ( метафора) всюду. Ложилась (м. ) растворялась (м. ) Олицетворения : костер зашипел, защелка..