Лицензия и разрешение в чем отличие
Различия между разрешениями и лицензиями 2021
Лицензии и разрешения широко используются в большинстве стран и штатов. В большинстве стран сотрудники и другие работники получают разрешения, чтобы позволить им работать в определенной отрасли. Лицензии, с другой стороны, используются для того, чтобы предприятия могли начать работать. Выдача разрешений и лицензий является важным методом оказания помощи государствам в регулировании инвазивных товаров или услуг. Эти два могут использоваться для мониторинга того, кто может обладать такой инвазивной деятельностью, а также каким образом. Государства используют лицензии и разрешения для регулирования ввоза, процессии, транспортировки и выпуска товаров и услуг.
Что такое лицензия?
Лицензия является юридически обязывающим договором, который позволяет кому-то или что-то делать, владеть, выполнять действие или использовать услугу, если они согласны с предоставленными условиями. Примерами лицензий являются водительские права, лицензии на программное обеспечение и бизнес-лицензии. Все они имеют приложенные к ним условия и должны соблюдаться, чтобы лицензия была приведена в действие.
Что такое разрешение?
Разрешение является официальным документом, который дает индивидуальное разрешение на осуществление деятельности. Это также юридический документ, который должен иметь человек перед наступлением определенного бизнеса. Например, у человека может быть водительское удостоверение до достижения определенного возраста, и как только этот возраст будет достигнут, дается лицензия. Это тот же случай для лица, у которого есть лицензия на ведение бизнеса по борьбе с вредителями, но у него должно быть разрешение на хранение химических веществ. Разрешения также могут потребоваться в транспортных отраслях, чтобы выходить за определенные пункты и перевозить определенные товары.
Сходство между разрешениями и лицензиями
Различия между разрешениями и лицензиями
Срок действия
В большинстве случаев лицензии являются постоянными, а разрешения являются временными. Например, при вождении разрешение действует в течение двух лет в большинстве мест, в то время как лицензии являются постоянными, хотя они могут быть аннулированы в случае неправильного использования указанной лицензии.
Различные ограничения
Лицензии имеют несколько ограничений, если таковые имеются. С другой стороны, разрешения имеют множество ограничений. Разрешения ограничивают время, в течение которого может осуществляться деятельность, кто осуществляет деятельность, в которой осуществляется деятельность, а также доступен ли надзор. Большинство видов деятельности, выполняемых с полномочиями лицензии, не имеют таких ограничений. Например, водительские права не имеют ограничений на то, где, кому и когда нужно ездить, пока оно находится на разрешенной территории.
Периоды инспекции
Разрешения требуют регулярных проверок регулирования безопасности от соответствующих органов. С другой стороны, лицензии могут потребовать проверки, но не как регулярные.
Внешность
Хотя внешний вид в основном не является проблемой, лицензии и разрешения могут быть в большинстве случаев не похожими. Например, большинство разрешений может быть наклейкой, но лицензия может быть обновлена до карты.
Разница между разрешением и лицензией
Содержание:
Разрешение против лицензии
Лицензия
Бизнес-лицензия является необходимостью, поскольку она дает разрешение, а также позволяет правительству или властям следить за бизнесом и бизнесменом посредством регулирования и налогов, которые время от времени применяются. Есть много разных типов лицензий. Однако философия, лежащая в основе лицензии, всегда заключается в намерении регулировать деятельность, одновременно позволяя человеку что-то делать.
Разрешать
Если заглянуть в словарь, он обнаружит, что разрешение определяется с использованием слова «лицензия», и это разрешение или законное разрешение на выполнение определенного действия. Это также существительное, которое относится к юридическому документу, которым человек должен владеть, прежде чем он начнет конкретный бизнес или деятельность. Существует разрешение на использование мотоцикла, которое является ограниченным правом, так как оно требует, чтобы за ним сидел пожилой человек во время езды на мотоцикле по дороге. По достижении 18 лет право на получение водительских прав получает то же лицо, у которого было водительское удостоверение. Человек может иметь лицензию на ведение деятельности по борьбе с вредителями, но при этом от него может потребоваться получение разрешений на хранение определенных химикатов в его помещениях, а также возможность использовать эти химикаты.
В бизнесе водителей грузовиков разрешение требуется операторам для погрузки и перевозки определенных объектов, а также для возможности выхода за определенные пределы.
В чем разница между разрешением и лицензией?
• Существует очень небольшая разница между лицензией и разрешением, поскольку оба требуют разрешения властей на осуществление определенных видов деятельности или бизнеса.
• Для получения разрешений требуется периодический осмотр и соблюдение правил техники безопасности, и от человека может потребоваться получение разрешения даже после получения лицензии на открытие бизнеса.
Отличие разрешения от лицензии
Характерным моментом, присущим практически всем ранее и ныне регулирующим экономическую деятельность федеральным законам, является неоднозначное и хаотичное использование ими понятий «разрешение», «специальное разрешение» и «лицензия». Проблема их соотношения имеет не только теоретическое значение, но и на практике возникают разного рода разногласия в связи с их применением. Сперва необходимо уяснить суть, этимологию данных понятий, выяснить, есть ли различия между ними или они тождественны по содержанию.
Согласно буквальному и телеологическому толкованию данной нормы становится очевидным, что лицензия (специальное разрешение) является основанием возникновения у предпринимателя специальной правоспособности, т.е. возможности заниматься определенными видами деятельности, перечень которых определяется законом (см., в частности, постановление Президиума Верховного Суда РФ от 19 января 2005 г. N 23пв04).
На настоящий момент такими законами являются Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ст. 17) и иные специальные тематические законы, предмет правового регулирования которых, не является сферой действия Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ст. 1), и которые согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ могут огранивать права граждан в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц и т.п. При этом ст. 17 Федерального закона «О лицензировании» определен исчерпывающий перечень видов деятельности, которые подпадают под обязательный режим лицензирования.
Абзац 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ конкретизирует положения, сформулированные абзацем 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ, что право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Таким образом, законодательно подтверждается, в том числе, что приобретаемая на основании лицензии (или специального разрешения) правоспособность предпринимателя обусловливает ее персонифицированный характер, т.е. лицензируемая деятельность может выполняться только конкретным соискателем лицензии/лицензиатом (см. также ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
На основании текстуального и систематического анализа абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ во взаимосвязи с нормой, изложенной в абз. 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ, представляется возможным заключить, что законодатель, применяя понятие «специальное разрешение», конкретизирует и уточняет смысл понятия «лицензия», являющегося разрешительным документом, который выдается соискателю лицензии/лицензиату в качестве подтверждения соблюденных им всех предусмотренных законом лицензионных требований и условий, и представляет собой юридический факт (действие), являющийся основанием для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений.
Иными словами, лицензия, являясь специальным разрешением, представляет собой правовое средство легитимации определенных видов деятельности предпринимателя и является подтверждением законности предпринимательской деятельности, поскольку предоставляет право на ведение соответствующего вида предпринимательской деятельности.
Соблюдая единство применяемой законодателем терминологии и концептуально-понятийного аппарата, Гражданскому кодексу РФ (ст. 49) корреспондирует и ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в действ, ред.), которая также раскрывает легальное понятие «лицензия» через понятие «специальное разрешение» на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Вместе с тем само понятие «разрешение» является более широким и включает в себя государственную регистрацию (юридических и физических лиц, недвижимости), сертификацию, стандартизацию, аккредитацию, аттестацию и т.д. И посредством разных по своей сути разрешительных методов государство подтверждает законное вхождение субъектов в хозяйственный оборот. Более того, без регистрации как основного требования к предпринимателям не может осуществляться законное вхождение в хозяйственный оборот, не будет признана компетенция субъектов, возможность заключения ими договоров, не будет выдана лицензия на занятие определенными видами деятельности.
Целью разрешительного механизма является установление особого государственного контроля за осуществлением таких видов деятельности, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с обеспечением и реализацией наиболее важных публичных интересов, связаны с вовлечением в них неограниченного круга лиц, не участвующих в их осуществлении. Будучи одним из методов государственного воздействия на общественные отношения, разрешение представляет собой юридическое согласие государства совершать те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
То есть помимо предусмотренной в Федеральном законе «О недрах» системы лицензирования пользования недрами Госгортехнадзор параллельно устанавливает единый порядок выдачи разрешений. Таким образом, во исполнение соблюдения и обеспечения законов органы исполнительной власти издают соответствующие нормы императивного характера.
Выдают разрешения орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции, которые не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий (ч. 9, 12 ст. 19).
При этом указанные органы законодательно наделены правом осуществлять согласование с иными уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, что не запрещает заявителю, в свою очередь, также самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа (ч. 13 ст. 19).
Самовольная установка (без разрешения) рекламной конструкции не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции, последняя подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (ч. 10 ст. 19).
Если вы уже давно мечтаете приобрести себе классическую двустволку или же мощную пневматику и уже видите себя этаким бывалым охотником, но сделать шаг по направлению к мечте вам мешает куча сложностей и непонятных документов? Тогда держите инструкцию с пояснениями, и становитесь на шаг ближе к мечте.
В чем разница между лицензией и разрешением
Ключевое отличие между этими 2 документами заключается в характере регулируемых ими аспектов обращения с оружием:
лицензия дает право на его приобретение;
Согласно действующему Законодательству весь ассортимент товаров, подпадающих под определение «оружие», можно разделить на 3 группы по характеристикам и сферам применения:
гражданское – владеть и пользоваться им могут рядовые граждане;
служебное – им при наличии соответствующего разрешения могут пользоваться сотрудники органов внутренних дел, охранных организаций;
боевое – арсенал для боевых действий.
Лицензия на покупку
Разрешение на хранение, ношение
Газовые пистолеты, баллончики и т.д.
Огнестрельное гладкоствольное, использующее обычные или травматические патроны
2) Спортивный инвентарь
Огнестрельное с гладким стволом
3) Охотничий арсенал
Пневматика с дульной мощностью свыше 7.5Дж
Огнестрельное гладкоствольное, включая модели с нарезкой до 14 см
Огнестрельное комбинированное, включая модели с вкладными и заменяемыми стволами
Виды лицензий и разрешений на оружие
на пневматическое с дульной энергией более 7.5Дж;
на огнестрельное травматическое;
на огнестрельное гладкоствольное длинноствольное;
на охотничье нарезное.
Разрешения также делятся на несколько видов – принадлежность к тому ими иному из них указывается аббревиатурой перед номером документа:
РКСа – разрешение, позволяющее хранить и носить с собой короткоствольный огнестрельный «травмат».
гладкоствольное – до 5 ед.;
травматическое – до 2 ед.;
холодное охотничье – в неограниченном количестве, если имеется охотничий билет и соответствующее разрешение на холодное оружие;
охотничий арбалет мощностью свыше 43 кгс, лук мощностью свыше 27 кгс – в неограниченном количестве, если имеется охотничий билет и разрешение соответствующего типа.
А вот на какие виды вооружения гражданский оборот в России запрещен:
кастеты, бумеранги, сюрикены и им подобные изделия (исключение: спортивные товары и изделия, имеющие культурное значение);
Общий порядок получения лицензий и разрешений на оружие
Процедура оформления необходимых документов в целом стандартизирована и различается только отдельными нюансами. Поэтому сначала разберем общий порядок, а затем уже остановимся на тонкостях.
Рекомендуется придерживаться следующего порядка действий:
Получаем охотничий билет
Оформляем медицинские справки, в том числе справку об отсутствии судимости
Проходим оружейные курсы
Получаем лицензию на покупку в ОЛРР
Приобретаем желаемое оружие
Регистрируем его в ОЛРР
Теперь рассмотрим каждый из шагов по отдельности.
Оформляем охотничий билет
Удостоверение охотника проще всего получить через МФЦ. Заявление составляем либо заранее по образцу, либо непосредственно в МФЦ. К нему прикладываем скан-копии паспорта (2-3 страницы и прописка), 2 фото 3х4. Оформляется билет в среднем в течение 5 рабочих дней, после чего приходит уведомление о его готовности. Забираем документ в том же МФЦ.
Также можно оформить охотничий билет через порта Госуслуг или ОЛРР.
Раньше для получения билета требовалось также сдать охотничий минимум, сейчас это требование упразднено. Кроме того, действие документа нового образца бессрочное, а за его получение не надо ничего платить. Таким образом, даже если вы не собираетесь становиться профессиональным охотником, получение охотничьего билета все равно будет не лишним.
Сбор справок
ОЛРР не выдаст вам лицензию без предоставления необходимых справок. Чтобы потратить минимум времени, действуйте в следующем порядке:
Получите в своей поликлинике или другом подходящем медцентре бланк справки. Затем получаем заключение из психиатрического диспансера по месту регистрации – при отсутствии противопоказаний ставится соответствующая отметка. Следующая цель – наркологический диспансер: сдаем анализ на наркотики, получаем заключение по форме №003-О/у и отметку в справке.
Затем возвращаемся в изначальный медцентр и проходим офтальмолога. После получения его печати отправляемся к терапевту, который при отсутствии выдает заключение по форме №002-О/у.
Получение медсправки платное, стоимость зависит от конкретного региона. Заключения нарколога и психиатра оплачиваются отдельно. В среднем на медкомиссию уходят 2 дня. Справка будет действительна в течение 5 лет – это нововведение 2021 года, ранее срок ее действия составлял 1 год.
Справку об отсутствии судимости можно получить как подав заявку на портале Госуслуг, указав необходимые данные, либо в МВД, заполнив предложенную форму.
Покупаем сейф
Для большей надежности, а также для того чтобы у проверяющих не возникло претензий, устанавливайте сейф в непроходном, скрытом от посторонних глаз месте и надежно крепите его стене.
Проходим обучение для получения лицензии на оружие
Получаем лицензию
Разница же между электронной и личной подачей заключается, прежде всего, в удобстве. В ОЛРР вы можете проторчать в очередях довольно долго, а через личный кабинет на Госуслугах все можно сделать максимально комфортно. Единственное – тщательно проверяйте все вписываемые на портале данные. Любая опечатка приведет к отклонению вашей заявки, придется подавать повторно и снова ждать 30 дней.
За готовой лицензией в любом случае придется отправляться в отдел лицензий и разрешений. Не забудьте взять с собой оригиналы документов.
Покупаем оружие
После получения лицензии на приобретение отправляемся в магазин или к частному продавцу. Для оформления покупки по всем правилам вы должны предоставить оригинал паспорта и лицензию. Продавец заполняет в ней свои поля и возвращает вам один из трех квитков. Он пригодится вам на следующем этапе – поэтому тщательно храните его.
Регистрируем купленное вооружение
Продление разрешения на оружие
Разрешительный документ выдается сроком на 5 лет – после этого его необходимо менять. И вот что грозит в 2021 году за просроченное разрешение на оружие:
штраф в размере 1-1.5 тысяч рублей, если просрочка составила от 1 дня до нескольких недель (как правило, не более 1 месяца);
штраф в сумме 3 тысяч за просрочки большей длительности.
В отдельных случаях наказания за просрочку может и не последовать. В частности, в 2020 году Росгвардия распоряжением от 17 апреля перенесла сроки продления разрешений, которые истекали в период с 6 апреля по 1 августа, на начало сентября. Этой мерой ведомство поддержало тех, кто в силу антиковидных ограничений не мог продлить свое разрешение в указанный период.
Чтобы не получить штраф и проблем с Законом, нужно своевременно актуализировать свое разрешение. Причем делать это нужно не только при истечении срока действия документа, но и в ряде других случаев – причем в зависимости от ситуации вы обязаны уложиться в определенные временные рамки:
если вы поменяли личные данные, например, ФИО, или адрес регистрации, то обратиться в ОЛРР вы должны в 7-дневный срок;
если разрешение потеряно, то обратиться за выдачей нового нужно в те же 7 дней;
если документ был поврежден или испорчен, обращайтесь за заменой сразу же.
Кому не продлят разрешение
Вы не сможете получить новый разрешительный документ, если:
попали на учет в психиатрический или наркологический диспансер;
проходили обвиняемым по делу о незаконном обороте наркотиков или о преступлении с применением огнестрельного оружия;
осуждены по уголовной статье (абсолютно неважно, по какой именно);
лишились постоянной регистрации.
Готовим документы
Комплект документов и процедур здесь такой же, как и при изначальном получении разрешения:
заявление по установленной форме;
справка об отсутствии судимости;
ксерокопия паспорта (разворот с личными данными и страница с адресом регистрации);
ксерокопия текущей лицензии;
для продления РОХа – охотничий билет;
Если вы занимаетесь охотой профессионально, то потребуется приказ руководителя охотхозяйства или охотничьей организации.
Что касается повторного обучения, то его не придется проходить в том случае, если вы укладываетесь в отведенные для переоформления сроки. В этом случае вам зачитывается старый экзамен. Если же просрочить продление, то придется отправляться на курсы – а, следовательно, и платить за них – еще раз.
Подаем заявление и документы
Авторизуемся на портале под своей учетной записью (она должна быть подтвержденной).
Находим услугу «Продление разрешения» через поиск или каталог.
Заполняем все поля – удобство Госуслуг в том, что большая часть личных данных здесь заполняется автоматически, а это ощутимо снижает вероятность ошибки и вообще упрощает процесс.
Отправляем заявку на рассмотрение.
Если все сделано правильно, то в течение 30 дней вам будет подготовлено новое разрешение. О готовности вас уведомят по СМС, электронной почте и/или через ЛК на сайте Госуслуг. Для получения документа запишитесь на прием в ОЛРР через те же Госуслуги ли по телефону.
Ответы на популярные вопросы
Для получения разрешения на «травмат» понадобятся следующие документы:
медицинская справка, а также справка об отсутствии судимости;
свидетельство о прохождении обучения;
квитанция об уплате госпошлины.
не достигшие совершеннолетия (в ряде случаев минимальный возраст поднимается до 21 года) – до достижения требуемого возраста;
состоящие на учете в полиции;
имеющие непогашенную либо неснятую судимость за умышленное преступление;
отбывающие наказание в местах лишения свободы;
имеющие судимость (в том числе и погашенную) за совершение тяжких и особо тяжких преступлений;
не имеющие постоянной регистрации;
имеющие медицинские противопоказания;
состоящие на учете в психиатрическом или наркологическом диспансере;
не предоставившие необходимые документы;
не прошедшие обязательное обучение;
лишенные судебным решением права владеть оружием;
О: Выданное разрешение на хранение, хранение и ношение могут быть аннулированы в следующих ситуациях:
нарушение порядка покупки, использования, хранения оружия;
установка глушителей, «ночных» прицелов;
незаконное изготовление и реализация пневматического оружия;
несоблюдение сроков регистрации имущества;
нарушение правил транспортировки;
применение средств обороны с нарушением установленных правил;
ликвидация юрлица, в собственности которого находилось оружие;
не менее 2 привлечений за совершения правонарушений в течение 1 года;
привлечение к ответственности за нарушение правил охоты;
правонарушения, связанные с наркотиками;
обвинительный приговор по делу об убийстве;
лишение постоянной прописки;
аннулирование охотничьего билета.
О: Нет, на такие образцы ни лицензия, ни разрешение не требуются.
Разрешение и лицензия в законодательстве о лицензировании
В условиях стремительного развития рыночных отношений одной из главных и приоритетных целей государства является обеспечение безопасности граждан от неблагоприятных последствий по недостаточной цивилизованности рынка. Собственно, для этих целей была введена система лицензирования.
При смене экономической формации появился целый пласт новых общественных отношений, что поспособствовало возникновению новых видов хозяйственной деятельности, требующих детальной регламентации со стороны государства. Но законотворческая деятельность не успевала адекватно и последовательно на них реагировать. Таким образом, по мере появления новых видов предпринимательской деятельности государство «задним числом» издавало соответствующий нормативный акт. Тем самым правовое регулирование складывалось ситуативным образом. Наличие огромного множества субъектов принятия нормативных актов (на разных уровнях) создавало сложности в определении порядка, условий, критериев лицензирования. Большое количество актов, принятых на территориальном уровне, также далеко не всегда соответствовало федеральным. Поэтому наличие противоречивого правового регулирования хозяйственной деятельности и отсутствие жесткого единого правового остова, который являлся бы отправной точкой для определения критериев и условий лицензирования, порождали необходимость в едином законе о лицензировании.
На сегодняшний день центральное место в системе российского законодательства о лицензировании занимает Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Имеющееся в нем определение лицензирования составляет базу для всего правового режима лицензирования. Более того, закрепленный единый перечень лицензируемых видов деятельности (ст. 17), который включает в себя практически все виды деятельности, которые и ранее лицензировались, позволяет четко определить те сферы, которые нуждаются в особом контроле государства для обеспечения защиты публичных интересов. Таким образом, исключается та правовая неопределенность, которая существовала до принятия данного Закона, когда лицензирование появлялось по мере появления и развития отдельных видов деятельности. Но приведенный в Законе перечень не является исчерпывающим. Последним абзацем данной статьи установлено, что лицензированию подлежат также и другие виды деятельности, лицензирование которых предусмотрено действовавшими до момента вступления в силу данного Федерального закона, иными федеральными законами (например, ФЗ «О связи» от 16 февраля 1995 г., ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г., ФЗ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. с изменениями 1997 г., ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 г., ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. и др.). Таких не охваченных принятым Законом лицензируемых направлений предпринимательства можно насчитать еще с десяток.
Характерным моментом, присущим практически всем ранее регулирующим хозяйственную деятельность федеральным законам, является неоднозначное и хаотичное использование понятий «разрешение» и «лицензия». Проблема их соотношения имеет не только теоретическое значение. На практике возникают разного рода разногласия в связи с их применением. Административное законодательство, в свою очередь, не дает четкого легального определения понятия «разрешение», попытки регламентации удались лишь с понятием «лицензия». Необходимо уяснить суть, этимологию данных понятий, выяснить, есть ли различия между ними или они тождественны по содержанию.
Само определение «разрешение» представляет собой более широкое понятие, включающее в себя государственную регистрацию (юридических и физических лиц, недвижимости), сертификацию, стандартизацию, аккредитацию, аттестацию и т.д. И посредством разных по своей сути разрешительных методов государство подтверждает законное вхождение субъектов в хозяйственный оборот. Более того, без регистрации как основного требования к предпринимателям не может осуществляться законное вхождение в хозяйственный оборот, не будет признана компетенция субъектов, возможность заключения договоров ими, не будет выдана лицензия на занятие определенными видами деятельности.
Целью разрешительного механизма является установление особого государственного контроля за осуществлением таких видов деятельности, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с обеспечением и реализацией наиболее важных публичных интересов, связаны с вовлечением в них неограниченного круга лиц, не участвующих в их осуществлении. Будучи одним из методов государственного воздействия на общественные отношения, разрешение представляет собой юридическое согласие государства совершать «те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению».
Федеральный закон «О животном мире» от 25 апреля 1995 г. N 52-ФЗ в ч. 4 ст. 24 говорит, что оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей природной среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. В Постановлении Правительства РФ «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» от 19 февраля 1996 года N 156 в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О животном мире» в п. 2 говорится, что право пользования дикими животными, принадлежащими к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, может переходить от одного лица к другому только на основании разрешения (распорядительной лицензии) на оборот указанных животных.
Федеральный Закон «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ в ст. 10 указывает, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.
Подобных нормативных актов очень много, и нет необходимости их все перечислять. Но только из этого явствует, что разрешение и лицензия являются официальными документами, которые означают признание государством компетенции лица в определенных вопросах, видах деятельности и которые предоставляют право на выполнение данных видов деятельности, указанных в разрешении и лицензии, а также устанавливают условия и сроки действия этих документов. Другой вопрос, являются ли данные документы идентичными, одинаковыми.
В Федеральном законе «О рекламе» от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ применяется термин «разрешение». Согласно ст. 14 Закона распространение рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях может осуществляться в виде плакатов, стендов, световых табло и иных технических средств и допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления, согласованного с органом управления автомобильных дорог, а также с территориальным подразделением государственной автомобильной автоинспекции, федерального исполнительного органа внутренних дел в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог за пределами территории городских и сельских поселений. То есть органы госавтоинспекции (ГИБДД) и другие соответствующие органы, исходя из правил, предусмотренных в указании МВД «О реализации закона РФ «О рекламе» от 14 сентября 1995 г. N 1/4377 (приложение «Требования к размещению рекламы на дорогах, улицах по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»), выносят решение о даче разрешения на размещение рекламы. Так как дорожное движение является источником повышенной опасности, то разрешительный порядок размещения наружной рекламы нацелен на обеспечение безопасности движения.
Например, реклама не должна ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения или мешать их восприятию участниками движения, вызывать ослепление участников движения светом, располагаться таким образом, чтобы для ее восприятия пешеходы были вынуждены выходить на проезжую часть улиц и дорог, не допускается распространение рекламы на разделительной полосе, если расстояние от края рекламной конструкции до края проезжей части составляет менее 2,5 метров, и т.д. Следовательно, при соблюдении данных требований соответствующий орган выдает разрешение официальный документ на распространение рекламы.
Существуют также ситуации, когда государство требует для осуществления конкретного вида деятельности как разрешения, так и лицензии, тем самым предъявляя повышенные требования к обеспечению жизнедеятельности человека и общества. Например, Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ, помимо лицензии на архитектурную деятельность для архитекторов (юридических и физических лиц), требует иметь еще и разрешение на строительство, т.е. реализацию архитектурного проекта.
Рассмотрев вышеперечисленные примеры применения терминов «разрешение» и «лицензия», можно сказать следующее. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц и т.д.
Постановление Госгортехнадзора РФ от 30.11.1995 N 60 «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых» утратило силу в связи с изданием Постановления Госгортехнадзора РФ от 30.08.1999 N 64 «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых».
Но опять на уровне законодательной терминологии прослеживаются явные неувязки. Принятый недавно ФЗ «О внесении дополнений в статью 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 22 декабря 1999 г. N 215-ФЗ предусматривает введение лицензирования на производство табачных изделий и оптовую торговлю табачными изделиями. На сегодняшний день на разного рода виды осуществления торговли (независимо от характера предмета торговли) выдаются разрешения, а не лицензии, тогда как данный Закон оптовую торговлю табачными изделиями связывает с получением лицензии, ставя данный вид торговли в преимущественное положение по отношению к другим.