Литургия архиерейским чином что это
Архиерейская литургия
Литургия, во время которой Божественную службу совершает Архиерей (Епископ), называется архиерейской. Она имеет некоторые отличия от литургии, которую совершает священник.
Особенности архиерейской литургии
Во время чтения девятого часа епископ выходит из алтаря на кафедру — небольшое возвышение среди храма. По пути к кафедре он двумя перстами ограждает молящихся, и они кланяются ему в землю (без крестного знамения).
Малый вход на архиерейской Литургии совершается более торжественно: священнослужители выходят из алтаря и спускаются с амвона к кафедре. Затем вместе с епископом торжественной процессией поднимаются на амвон. Священнослужители заходят в алтарь, а епископ остается на амвоне и осеняет дики́рием и трики́рием (подсвечники с двумя и тремя свечами) поочередно правый и левый клирос, затем — всех молящихся в храме. Те, кого он осеняет, кланяются в землю без крестного знамения.
Молящиеся кланяются
Перед Апостолом, в то время, как хор и духовенство в алтаре поочередно поют «Святыи Боже» и во время евхаристического канона на возгласе «Милость, мир», епископ также выходит на амвон и осеняет дикирием и трикирием поочередно правый и левый крылос, затем молящихся. Они кланяются в землю без крестного знамения.
Архиепископ осеняет молящихся дикирием и трикирием
После чтения Евангелия, пения Херувимской, возгласа «Спаси, Боже, люди своя» (в конце литургии, после причащения верующих), после исходных поклонов хор поет «Испола эти, деспота» («Много лет ти, Владыко» — с греческого). Епископ осеняет молящихся дикирием и трикирием, все совершают земной поклон без крестного знамения.
Комментариев пока нет
Отменить ответ
Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня
Последние годы в Росиии, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции, русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.
Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси. Уже сейчас многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. «Кто такие староверы?» — на этот вопрос пока нет однозначного ответа, понятного для каждого нашего соотечественника.
Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества, найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм, вспомнить прекрасные русские традиции, прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод (Лицевой свод Ивана Грозного). Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого (протопоп Аввакум, Митрополит Амвросий) и наших современников (Агафья Лыкова, Митрополит Алимпий). На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!
Особенности совершения Божественной Литургии архиереем.
Архиерейское Богослужение 1
Архиерейское Богослужение
Указания Устава об архиерейской практике совершения Богослужений содержится в Чиновнике Архиерейского служения. Дополнительная литература:
Дмитриевский А.А., проф. Ставленник. Киев, 1904.
Розанов Николай, прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные Богослужения при участии митрополита, епископа, всего собора и порядок посвящения в священно-церковно-служительские степени с приложением особенностей, бывающих при отправлении Богослужений в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском в течение всего года, а также церемониал встреч их Императорских Величеств, митрополита и епископов. М., 1901.
Соколов Федор, диак. Руководство для участвующих в служении с архиереем Литургии и для готовящихся к посвящению, а также на случай освящения храма, встречи архиерея при обозрении им церквей и служения в его присутствии Литургии. Владимир, 1884.
Подготовка к архиерейскому служению
При назначении служения Архиереем в приходских храмах настоятель храма и регент должны заранее взять на себя заботу по подготовке этого Богослужения.
1. Заблаговременно выяснить какой архиерей будет совершать Богослужение, его сан и титул на предмет пения Многолетий, благословений и т.д.
2. Избрать из состава хора или подготовить отдельно «исполатчиков» — певцов, исполняющих трио за архиерейским Богослужением. В идеале это должны быть 3 малолетних певчих, имеющих благословение облачаться в стихарь: два дисконта и альт. В случае отсутствия таковых, регент должен избрать троих взрослых певчих мужского пола, по преимуществу посвященных в стихарь, то есть хиротессанных во чтеца или из числа духовенства. Если таких возможностей в храме нет, то могут петь трио и женские голоса, но без выходов на середину храма — с клироса. При подборе таких голосов необходимо наблюдать их соответствие по тембральной окраске детским голосам.
3. Заранее обдумать репертуарный список Богослужения и согласовать его с Настоятелем храма, а при необходимости и со служащим Архиереем.
4. При патриаршем служении заранее обзавестись текстом Великой Похвалы.
5. Непосредственно перед началом Богослужения уточнить у протодиакона особенности Богослужения: есть ли каждение на Литургии, будет ли совершаться молебен и т.д.
Совершение Архиереем Всенощного бдения
1. Перед началом Всенощного бдения духовенство исходит в западную часть храма для встречи архиерея. При входе архиерея в храм Хор поет тропарь праздника (обычно трижды) или, если архиерей постоянно совершает Богослужения, то тропарь храма. При пении тропаря архиерея облачают в мантию, он целует Крест, который держит служащий Священник и идет на середину храма, где прикладывается к праздничной иконе. Затем он поднимается на солею и благословляет молящихся: Хор поет: «Ис полла эти деспота». Затем архиерей входит через Царские врата в алтарь и начинается Всенощное бдение.
2. После возглашения протодиакона: «Восстаниете!», Хор поет: «(Высоко)Преосвященнейший Владыко, благослови!»[1].
3. Архиерей может совершать литию и Полиелей, но с точки зрения пения здесь не бывает особенностей.
4. По отпусте Всенощного бдения, Хор поет Многолетие, а затем «Ис полла…» малое.
Архиерейское Богослужение 2
Совершение Архиереем Божественной Литургии
Архиерейская встреча
Часы 3-й и 6-й (кроме молитвы 6-го часа) читаются обычно до приезда архиерея, хотя могут читаться и в его присутствии.
После возгласа 6-го часа, сразу, без чтения молитвы 6-го часа, Духовенство и иподиаконы исходят ко входу в храм на встречу Архиереея.
По приезде архиерея:
Протодиакон: «Премудрость!»и начинает одновременно с пением хора читать «Достойно есть…»
Хор: «Достойно есть…»(входное)[2].
В это время Архиерея облачают у входа в храм в мантию, служащий Священник подносит ему напрестольный Крест: Архиерей прикладывается ко Кресту и затем ко Кресту подходит духовенство, включая диаконов. Последним подходит служащий Священник, который принимает Крест на блюдо и уносит в алтарь.
Примечание: По традиции, сложившейся в Синодальный период, на Патриаршем Богослужении, после возгласа: «Премудрость!», Хор поет: «От восток солнца до запад…» Во время пения этого песнопения совершаются священнодействия, описанные выше. А затем сразу Хор поет «Достойно есть…» (входное).
Затем Архиерей идет на середину храма, где прикладывается к праздничной или храмовой иконе.
Подойдя к солее, останавливается и Протодиакон начинает читать входные молитвы. Хор в это время продолжает петь «Достойно есть…» Во время чтения входных молитв Архиерей поднимается на солею и прикладывается к местным иконам Спасителя и Божией Матери. Затем протодиакон возглашает: «Господу, помолимся», и Архиерей, сняв клобук и встав перед Царскими вратами, читает молитву: «Господи, ниспосли руку Твою…» По окончании чтения этой молитвы, Архиерей надевает клобук, и это является знаком для Хора, что нужно заканчивать пение «Достойно есть…»
После пения «Достойно есть…», Архиерей надев клобук и взяв и посошника жезл, поворачивается лицом к народу и благословляет на три стороны предстоящий народ.
Хор: «Тон деспотин, ке архиереа имон, кирие филате»(хоровое)
«Ис полла эти деспота» (3).
После благословения, Архиерей идет на кафедру на середине храма.
Хор: «На гору Сион…»(входное).
В это время Архиерея разоблачают до подрясника. Если Богослужение Патриаршее, то после разоблачения, на Святейшего надевают патриарший параман — это происходит без всякого пения. Затем:
Протодиакон: «Благослови, Преосвященнейший Владыко, кадило»
Архиерей: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш…»
Диакон: «Господу помолимся. »
Протодиакон: «Да возрадуется душа твоя о Господе…»[3]
Иподиаконы облачают Архиерея. Перед возложением каждой одежды Диакон произносит: «Господу помолимся», а Протодиакон читает очередную молитву на облачение. Хор поет: «Да возрадуется…» по стихам, припевая после каждого «Да возрадуется…» непрерывно, пока на Архиерея не возложат митру. В случае необходимости стихи могут быть повторены Хором.
После того как на Архиерея возложена митра, иподиаконы вручают Архиерею трикирий и дикирий. В этот момент Исполатчики выходят с клироса и встают справа от кафедры, в пол оборота к Алтарю и Архиерею. Затем:
Диакон: «Господу помолимся. »
Протодиакон: «Тако да просветится свет твой пред человеки…»
Архиерей благословляет крестообразно трикирием и дикирием на восток, запад, юг и север. В это время:
Исполатчики: «Тон деспотин»(трио).
Хор: «Ис полла эти деспота» (3)(хоровое после трио).
В это время духовенство выходит на середину храма, кланяется Архиерею и встает по обычаю. Архиерей читает молитвы перед началом Литургии. В это время:
Чтец: Молитва 6-го часа: «Боже и Господи Сил. »
Особенности совершения Божественной Литургии архиереем.
1. По Малом входе: сначала Духовенство поет «Приидите, поклонимся…» (архиерейское). Затем, когда Архиерей благословив с кафедры трикирием и дикирием по сторонам, пойдет на солею, Хор поет «Приидите, поклонимся…» речитативом. Затем Духовенство в Алтаре повторяет «Приидите, поклонимся…» (архиерейское).
Затем Исполатчики, встав на середине храма напротив Царских врат, поют трио: «Ис полла…» из расчета, что первое «Ис полла…» поется пока Архиерей кадит Алтарь, второе — пока кадит правую часть Иконостаса, третье — левую часть Иконостаса и чтевертую — пока кадит Хоры и молящихся.
Затем Хор поет «Ис полла…» (большое), затем Духовенство в Алтаре и опять повторяет Хор. Затем поются тропари на Литургии.
2. Если совершается Патриаршее Богослужение, то бывает «Великая Похвала». После пения кондака на Слава:, Протодиакон выходит на амвон и произносит:
Протодиакон: «Господи, спаси благочестивыя».
Духовенство: «Господи, спаси благочестивыя».
Хор: «Господи, спаси благочестивыя».
Протодиакон: «И услыши ны».
Духовенство: «И услыши ны».
Протодиакон: «И во веки веков».
Протодиакон: «Варфоломею, … Вселенскому Патриарху, многа лета».
Духовенство: «Варфоломею, … Вселенскому Патриарху, многа лета».
Хор: «Варфоломею, … Вселенскому Патриарху, многа лета».
Духовенство начинает петь похвалу, когда Протодиакон произнесет имя Предстоятеля Церкви, а Хор — когда Духовенство споет это же имя. Похвала поется достаточно быстро и требует от Хора выучки.
По окончании Похвалы, Духовенство в Алтаре поет на И ныне: кондак или богородичен.
3. Трисвятое поется на архиерейском Богослужении «Архиерейское», а на Патриаршем — «Патриаршая» или «Болгарская». Пение других произведений не допускается. Порядок пения Трисвятого при архиерейском служении:
Правый хор: «Святый Боже…» (нараспев).
Духовенство: «Святый Боже…» (нараспев).
Левый хор: «Святый Боже…» (речитатив).
Архиерей: «Призри с небесе, Боже, и виждь…»
Исполатчики: «Святый Боже…» (трио).
Левый хор: «Святый Боже…» (речитатив).
Духовенство: «Святый Боже…» (нараспев).
Левый хор: Слава и ныне: «Святый Безсмертный…» (речитатив).
Правый хор: «Святый Боже…» (нараспев).
И затем Прокимен, чтение Апостола, Аллилуарий и чтение Евангелия.
4. После чтения Евангелия, Хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», и затем «Ис полла…» (малое).
5. При пении Херувимской песни, «Аминь» поется дважды. После пения «Яко да Царя…», поется «Ис полла…» (малое).
6. После пения «Достойно есть…» и возгласа протодиакона «И всех и вся», Хор поет «И всех и вся». Затем Протодиакон произносит «выкличку», после которой Хор поет «И о всех, и за вся».
7. После причастия мирян, если Архиерей произносит возглас «Спаси, Боже, люди Твоя…», Хор поет «Ис полла…» (малое) и потом «Видехом Свет истинный…»
8. Перед отпустом Хор поет: «Преосвященнейший Владыко, благослови». А после отпуста «Ис полла…» (малое) и затем Многолетие.
9. При разоблачении Архиерея в алтаре, Исполатчики, стоя в алтаре справа от Архиерея, поют трио «Ис полла…» Когда же Архиерей выйдет на амвон благословлять молящихся, Хор поет «Ис полла…» (большое).
[1] Здесь может петься «Святейший Владыко, благослови!», если служит Патриарх или петься просто: «Владыко, благослови!».
[2] В дни, когда по Уставу Церкви положено пение Задостойников, на встрече Архиерея вместо входной «Достойно есть…» также поется Задостойник праздника.
[3] В течение Великого поста вместо «Да возрадуется…» поется «Свыше пророцы тя предвозвестиша отроковице».
На Страстной седмице вместо «Да возрадуется…» поются трипеснцы дня, в Великую Субботу — «Приидите, ублажим…». В Неделю Пасхи — перед ночной службой стихи «Воскресни, Боже…», перед остальными службами — стихиры Пасхи.
Архиерейская служба в храме
Церковная жизнь каждого православного христианина состоит из череды богослужений. Мы ходим на вечерние службы, литургии, молебны. Но эти службы могут существенно отличаться в зависимости от того, кто их проводит.
Зачастую новоначальному христианину сложно понять, что богослужение какое-то особенное. Для того, чтобы видеть разницу в происходящем, нужно стараться как можно чаще бывать в храме. Сегодня рассмотрим особенности службы, которую ведет архиерей.
Чем архиерейская служба отличается от обычной
Для большинства простых прихожан, которые не очень сильны в богослужебных тонкостях, архиерейская служба будет отличаться только лишь длительностью и громкостью пения. К сожалению, даже смысл привычной многим литургии понимают не все.
Что же говорит об архиерейском служении, на которое попасть можно не так уж и часто, особенно прихожанам отдаленных храмов, небольших церквей? Тем временем, такое богослужение наполнено глубоким смыслом и символизмом.
Кто вообще такие архиереи в современной Церкви? Можно сказать, что это люди, которые по цепочке переняли благодать Божью и священнический сан от самих апостолов. В древности апостолы проповедовали Слово Божие во время своих путешествий по разным землям, а епископы же имели постоянное место служения.
Дальнейшая же иерархия в нашей Церкви начала образовываться тогда, когда приходы расширялись и возможностей одного епископа становилось недостаточно. Тогда стали появляться более низкие иерархические чины, служение которых благословлялось уже епископами.
Итак, зайдя в храм, как же можно определить, что вы попали на архиерейскую службу? Рассмотрим некоторые отличительные моменты.
Переоблачение
Традиционно приехавшего на службу архиерея торжественно встречают в притворе, а далее облачают в центре храма. При этом во время одевания каждого элемента священнической одежды поются специальные молитвы.
Одним из элементов такой одежды является так называемый саккос — аналог фелони у священников. По форме саккос похож на тунику, которая не сшивается по бокам, имеет вырез для головы и небольшие широкие рукава.
В нашей Церкви саккос известен примерно с 15 века, он символично связан с ризой Христа, с великим смирением. Когда архиерей облачается посреди храма в саккос — это момент воспоминания страданий Господа. Помогают совершить это переодевание иподиаконы.
Орлецы
Отличить необычную службу можно по специальным круглым коврикам на полу храма. Они носят необычное название «орлецы», поскольку на них изображается орел. Традиция их использования относит нас к далекому 13 веку. Изначально орлец был почетным даром византийского императора патриархам.
На орлеце символично изображается город и парящий над ним орел. Становясь на это изображение, епископ как бы принимает высочайшую ответственность своего сана. Он должен так же стремиться от низшего к высшему, духовному, как орел взлетает ввысь. Кроме того, орел часто используется как символ высшей твари, небесных чинов.
Особенные свечи
Торжественным и очень красивым является епископское благословение, ниспосылаемое на всех присутствующих в храме. Для этого архиерей использует специальные свечи в подсвечнике — дикирий или трикирий. На дикирии укрепляется сразу две больших свечи, а на трикирии — три.
Две свечи знаменуют собой двойственную природу Господа — Божественную и человеческую одновременно. Три свечи символизируют Святую Троицу и исходящий от Нее нетварный свет благодати. Благословение такими свечами дарует всем присутствующим особую благодать, если люди искренне стремятся жить христианской жизнью.
Омовение рук
Интересный момент можно увидеть во время чтения ектеньи на архиерейской служе — мытье рук епископом. Эта древняя традиция сохранилась еще с 5 века, когда все участники богослужения мыли руки перед тем, как готовить Святое Причастие — Тело и Кровь Христовы. Тогда подобное омовение носило исключительно практический и гигиенический характе.
В современной Церкви перенесение будущих Тела и Крови Христовых отображается во время Великого Входа. Традиция омовения рук сохранилась только на архиерейском служении, в качестве воспоминания о древней практике богослужений. Несмотря на то, что практической цели такое омовение не несет, подобные традиции подчеркивают связь веков, единство современной и древней Церкви во Христе.
Место для сидения
Когда в алтаре совершается проскомидия, епископ в это время восседает посреди храма на специальном архиерейском амвоне. Раньше такие возвышения были практически повсеместной практикой, не связанной с архиерейской службой.
С таких амвонов читали Священное Писание, произносились просительные ектении, пелись особые торжественны песнопения. Сейчас такие амвоны в каждом храме не стоят, а их можно увидеть лишь там, где епископы служат постоянно.
Чтение Символа Веры
Именно на архиерейском богослужении есть место, когда епископ преклоняет голову подле престола, а остальные присутствующие священники как бы веют воздухом над священной утварью, стоящей на престоле. Один из священнослужителей в это время читает Символ Веры. При этом практически все богослужение подле Врат стоит служитель, который держит жезл архиерея — древний символ высшей церковной власти.
Омофор
Один из особенных элементов архиерейского облачения является омофор — широкая лента, которая спускается на грудь и на спину епископа.
Интересно! Эта лента характеризует те дарования Божественной благодати, которые епископ получает вместе со своим рукоположением и должен пронести через всю жизнь.
Также епископ с надетым омофором символизирует Пастыря Доброго, который на своих плечах должен вынести каждую пропащую овцу. Также и епископ или любой другой служитель Церкви должен заботится о каждом человеке.
Специальные опахала
Во время чтения Священного Писания с архиерейского амвона, над ним стоят помощники (иподиаконы), которые держат специальные веера. Они носят название рипиды. Об их использовании есть указание в Апостольских постановлениях, где говорится, что служители должны держать веера из тонкой кожи, перьев или другого материала, и отгонять насекомых.
Возможно, такая традиция идет еще со времен, когда на древних алтарях закалали жертвенных животных. В условиях восточной жары вокруг жертвенников очень быстро собирались полчища насекомых. В современной Церкви рипиды символизируют крылья херувимов и серафимов, которые находятся на каждом богослужении в храме.
Полнота богослужения
Множество моментов церковного богослужения совершенно невозможны без участия архиерея. К ним относится:
Можно сказать, что архиерей имеет право и благодать совершать все Церковные Таинства, и это право унаследовано от самих святых апостолов. Конечно же, служба, которую ведет епископ, будет отличаться особой торжественностью и величием. Стоит немного разобраться в сути происходящего в храме, и тогда каждая служба будет восприниматься нами как реальное соприкосновение с Богом.
АРХИЕРЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
Рукоположение во епископа
Рукоположение во епископа
Несмотря на то что каждому священнику вверено совершение Евхаристии и проч. служб в своем приходе, он не обладает полнотой апостольского дара, почивающей на епископе,- таинство Священства и нек-рые священнодействия могут быть совершены только епископом: «Божественное законодательство уделило посвящение иерархических чинов, освящение божественного мира и священное совершеннодействие жертвенника (т. е. освящение престола.- Ред.) единственно совершеннодействующим силам боговдохновенных иерархов» (Areop. EH. 5. 5). Кроме того, порядок Божественной литургии и отчасти служб суточного круга может достаточно сильно изменяться, если епископ возглавляет богослужение (или даже просто присутствует в храме), поэтому А. б. принято называть именно указанные таинство и священнодействия, а также те особенности в чинопоследованиях литургии и др. служб, к-рые связаны с участием в них архиерея.
Священнодействия, совершаемые только архиереем
Особенности в порядке др. священнодействий при участии в них архиерея
Саккос, большой омофор и палица. XIX в. (ЦАК МДА). Принадлежали Патриарху Московскому и всея Руси Сергию
Саккос, большой омофор и палица. XIX в. (ЦАК МДА). Принадлежали Патриарху Московскому и всея Руси Сергию
Греческое архиерейское богослужение. Архидиакон с трикирием
Греческое архиерейское богослужение. Архидиакон с трикирием
. Ставленник. С. 265-329). В греч. практике дикирий и трикирий украшаются лентами и эмблемой с вышитыми на ней символом Христа и буквами альфа и омега. См. в ст. «Облачения церковные».
Божественная литургия
Из-за скудости данных трудно судить о том, отличался ли архиерейский чин Божественной литургии от иерейского в I-IV вв., однако общая простота древних чинопоследований, а также то, что ординарным совершителем Евхаристии был епископ, позволяют утверждать, что священнический чин литургии в раннехрист. эпоху был простым повторением епископского.
Святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов. Икона «Страшный Суд» из Благовещенского собора г. Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ). Фрагмент
Святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов. Икона «Страшный Суд» из Благовещенского собора г. Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ). Фрагмент
Из творений свт. Иоанна Златоуста († 407) можно заключить, что в нач. V в. только архиерей мог восседать на горнем месте в отличие от пресвитеров, садившихся по сторонам от него (Paverd F. van de. P. 417-428). Это отличие до сих пор сохраняется за А. б. Вторым древнейшим и важнейшим отличием архиерейской литургии следует считать
Рукоположение во пресвитера. Ставленник на великом входе несет воздух
Рукоположение во пресвитера. Ставленник на великом входе несет воздух
Прп. Исидор Пелусиот свидетельствует о наличии в V в. практики снимать за литургией омофор во время чтения Евангелия: «Омофор епископа, сделанный из шерсти, а не из льна, означает кожу заблудшей овцы, которую Господь, взыскав, воспринял на рамена Свои. Когда приходит при открывании достопокланяемого Евангелия Сам истинный Пастырь, тогда и епископ восстает и слагает с себя уподобляющий его Христу образ, давая тем знать, что предстоит Сам Господь, Вождь пастырей, Бог и Владыка» (Письмо 136). В трактате «О церковной иерархии» (Areop. EH. 3. intr.) отмечено совершаемое епископом каждение после входа в церковь, т. е. каждение после малого входа, поскольку литургия в то время начиналась с этого.
По архиерейскому Служебнику (ГИМ. Син. № 600, 1400 г.) особенности литургии, совершаемой епископом, ограничиваются тем, что он осеняет свечами после малого входа, читает стихи Пс 79. 15-16 во время Трисвятого и совершает особое благословение иереев во время чтения Апостола.
Во время Трисвятого. Служение Патриарха Московского и всея Руси Пимена
Во время Трисвятого. Служение Патриарха Московского и всея Руси Пимена
. Great Entrance. P. 163-177); 9) царские врата не затворяются вплоть до возгласа: « » (до реформ XVII в. разницы в порядке затворения святых дверей между архиерейской и иерейской службами, видимо, не было); 10) всю литургию, за исключением малого и великого входов и времени Причащения, у царских врат стоят посошник с архиерейским жезлом и (если службу совершает правящий архиерей) иподиакон с примикирием; 11) во время энарксиса епископ сидит на кафедре, специально поставляемой на архиерейском амвоне, встает для чтения молитв антифонов; 12) малый вход начинается с целования иерархом Евангелия и осенения народа на 4 стороны трикирием и дикирием и пения духовенством в 1-й раз: « »; затем архиерей поднимается на солею, осеняет лики на 2 стороны трикирием и дикирием, « » поет хор во 2-й раз; при пении духовенством « » в 3-й раз епископ, держа в левой руке дикирий (Патриарх держит вместо дикирия жезл), кадит алтарь, перед епископом предходит протодиакон с трикирием; во время каждения солеи, иконостаса, хора и народа и в алтаре, и певцами поочередно поется «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα»; 13) при Патриаршей службе перед последним кондаком после пения стиха « » возглашается т. н. великая похвала (поминовение Глав 15 автокефальных Церквей, властей и всех православных); малая похвала (произносившаяся до никоновских реформ и доныне существующая в греч. практике), предназначенная для обычного (не Патриаршего) А. б., в совр. рус. практике, как правило, опускается; 14) пение последнего кондака в алтаре; 15) Трисвятое поется не 4 с половиной, а 7 с половиной раз поочередно хором и священнослужителями; во время пения во 2-й раз епископ осеняет дикирием Евангелие на престоле; после пения в 3-й раз архиерей, держа в руках крест и дикирий, выходит на солею и произносит стих: « », после чего осеняет народ на 3 стороны и духовенство в алтаре; во время шествия на горнее место архиерей осеняет св. престол и горнее место дикирием (при этом протодиакон читает тропарь 8-й песни 1-го канона Богоявления « » и подает епископу трикирий); при пении в 6-й раз архиерей с горнего места осеняет трикирием всех сослужащих; 16) вложение самим епископом ладана в кадило при диаконском каждении перед Евангелием; 17) иерарх сидит на горнем месте, а не на «сопрестолии»; 18) чтение Евангелия диаконом с архиерейского амвона; 19) преднесение архиерейского омофора перед читающим Евангелие диаконом (по сообщению Арсения Суханова, в XVII в. на Востоке обычным было возложение омофора на плечо читающему; это символ того, что через Евангелие говорит Верховный Пастырь Христос); 20) благословение народа дикирием и трикирием после Евангелия (некогда совершавшееся во время сугубой ектении) при пении «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα»; 21) пение и священнослужителями, и хором троекратного « » при возглашении прошения о епископе на сугубой ектении; 22) умовение архиереем рук перед великим входом с чтением молитвы на освящение воды: «
Осенение народа свечами. Служение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
Осенение народа свечами. Служение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
Следует отметить, что епископ может совершать службу т. н. иерейским чином, т. е. по иерейскому формуляру, от особенностей А. б. сохраняется только то, что епископ служит в архиерейском облачении, не снимая малый омофор; ему постилают орлецы, он восседает на горнем месте и сам влагает фимиам в кадило при каждении перед Евангелием, не выходит из алтаря на малый и великий входы (если, конечно, в службе также участвует хотя бы один священник). Такую службу принято совершать в день хиротонии.
Архиерейская литургия в совр. греч. практике (см: ̓Αρχιερατικόν. Σ. 24-55; [Χριστόδουλος (Παρασκευαΐδης), ἀρχιεπ.]. Σ. 39-64) в основном совпадает с рус., однако имеет целый ряд характерных отличий: 1) поскольку в практике греч. Церквей утреня почти всегда совершается утром, а также из-за того, что по принятому в приходской практике Виолакиса Типикону часы обычно опускаются и литургия начинается сразу после утрени, облачение архиерея к литургии совершается во время заключительной части утрени (см. ниже); 2) в зависимости от желания архиерея облачение может происходить как в алтаре, так и в храме: а) если архиерей решает облачаться в алтаре, то священные облачения заранее возлагаются на престол, затем, когда архиерей войдет в алтарь и снимет мантию, диаконы надевают облачения на архиерея, возглашая псаломские стихи, далее епископ умывает руки, подходит к жертвеннику и сам завершает протесис, наконец, архиерей и священнослужители исходят в храм во время пения Великого славословия; б) если архиерей решает облачаться в храме, то облачение начинается с многократных возглашений диаконов: «̓Εξέλθετε, ἱερεῖς̇ ῾Ιερεῖς ἐξέλθετε» (Иереи, изыдите! Изыдите, иереи!), в это время иереи исходят из алтаря через царские врата, вынося на подносах священные облачения епископа; далее облачение совершается так же, как и в рус. практике, однако облачают архиерея не иподиаконы, а иереи и диакон, а хор поет не слова псаломских стихов, а богородичен «тяжкого» (7-го) гласа «̀ρδβλθυοτεΑνωθεν οἱ προφῆται» ( ); 3) при произнесении на великой ектении прошения о епископе, помимо того что протодиакон и иерей кланяются архиерею (как и в рус. практике), хор негромко поет «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα»; 4) на малом входе, после целования епископом Евангелия, он вместе с сослужащими поет «Δεῦτε προσκυνήσωμεν» (
Сослужение греческих иерархов. Начало литургии
Сослужение греческих иерархов. Начало литургии
Литургия преждеосвященных Даров
При совершении архиереем литургии преждеосвященных Даров (Чиновник. Т. 1. С. 173-200) встреча и начальные обряды совершаются так же, как и на полной литургии, однако не читаются обычные стихи на облачение (сохраняется лишь стих « » перед осенением свечами), хор в это время поет « » или ирмосы Великого канона прп. Андрея Критского. Всю часть службы до вечернего входа архиерей находится на архиерейском амвоне; в это время царские врата закрыты и отворяются на все ектении. Вечерний и великий входы совершаются так же, как на полной литургии, только на вечернем входе вместо « » поется « » (с повторением окончания певцами), на великом входе и дискос (с преждеосвященным Хлебом), и чашу несут пресвитеры. Далее литургия совершается с теми же особенностями, что и полная (после анафоры). За литургией преждеосвященных Даров может совершаться рукоположение только во диаконы.
Вечерня и утреня
В совр. рус. практике
Благословения и отпусты
Обладая полнотой священнических даров, архиерей может преподавать пастырское благословение не одной, а двумя руками. При этом в присутствии архиерея священники вовсе не преподают благословения; исключение делается только для новорукоположенного иерея (если совершалась хиротония). За богослужением в присутствии архиерея (даже и не служащего) иерей не осеняет народ рукой. Особое почтение к епископскому сану подчеркивается тем, что в начале каждения диакон кадит архиерея не просто трижды, а трижды по трижды (НКС. Т. 1. С. 312-313; Чиновник: Прил. С. 50-51; [Χριστόδουλος (Παρασκευαΐδης), ἀρχιεπ.]. Σ. 18).
Лит.: Дмитриевский А. А. Современное богослужение на православном Востоке. К., 1891. Вып. 1; он же. Ставленник. К., 1904; Голубцов А. П. Соборные Чиновники и особенности службы по ним. М., 1907; Руководство для священно-церковнослужителей при архиерейском служении литургии св. Иоанна Златоустого. Пермь, 1915. Н. Новг., 19972; Korolevskij C. Le Pontifical dans le rite byzantin // OCP. 1944. Vol. 10. P. 202-215; Κούρκουλα Κ. Τὰ ἱερατικὰ ἄμφια καὶ ὁ συμβολισμὸς αὐτῶν ἐν τῇ ὀρθοδόξῳ λληνικῇ ̓Εκκλησίᾳ. ̓Αθῆναι, 1960, 19912; Bornert. Commentaires; Марусин М. Чини Святительских Служб в Киïвскому Евхологiонi з початку XVI ст. R., 1966. (Видання Укр. Католицького ун-ту iм. св. Климентiя папи; 27); Jacob. La traduction de la liturgie de saint Jean Chrysostome par Léon Toscan // OCP. 1966. Vol. 32. P. 111-162; idem. Formulaire; idem. La concélébration de l’anaphoren Byzance d’après le témoignage de Léon Toscan // OCP. 1969. Vol. 35. P. 249-252; Mateos. Célébration; Paverd F. van de. Zur Geschichte der Messliturgie in Antiocheia und Konstantinopel gegen Ende des 4. Jh.: Analyse der Quellen bei Johannes Chrysostomos. R., 1970. (OCA; 187); Mathews. Early Churches of Constantinople; Taft. Great Entrance; idem. The Pontifical Liturgy of the Great Church according to a 12th Century Diataxis in Codex British Museum Add. 34060 // OCP. 1979. Vol. 45. P. 279-307; 1980. Vol. 46. P. 89-124; idem. The Diptychs. R., 1992. (OCA; 238); idem. Precommunion; НКС. Т. 1. С. 292-315; Т. 4. С. 105-109, 142-148; Чиновник архиерейского священнослужения: Прил. М., 1982; [Χριστόδουλος (Παρασκευαΐδης), ἀρχιεπ.] Τάξις τοῦ Μεγάλου καὶ Πανηγυρικοῦ ῾Εσπερινοῦ καὶ τοῦ ̀ρδβλθυοτεΟρθρου τῶν Κυριακῶν, χοροστατοῦντος ̓Αρχιερέως, ὡς καὶ τῆς Θείας Λειτουργίας. ̓Αθῆναι, 2000.