Ливадийский дворец что это
Ливадийский дворец
Ливадийский дворец
Ливадийский дворец расположился на берегу Черного моря в поселке Ливадия, в трех километрах от Ялты. Великолепный архитектурный ансамбль, возводившийся как южная резиденция для императорской семьи, пережил не только русскую монархию, но и последовавший за ней новый политический режим. Белоснежные стены Ливадийского дворца неоднократно становились свидетелями великих исторических событий, а его роскошные залы приняли множество мировых политиков и деятелей искусства.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Ливадийский дворец
Основные исторические вехи
Русская история Ливадии началась в 1834 года, когда граф Потоцкий выкупил ее у грека Равелиотти. Новый хозяин заложил на своих землях имение, которое с 1861 г. перешло в собственность царя Александра II. Графский особняк расширили в соответствии со вкусами и потребностями венценосного семейства (Большой дворец), а на прилежащей территории возвели несколько хозяйственных помещений, дворец Наследника и храм (Крестовоздвиженская церковь).
Со временем скромные постройки перестали соответствовать растущим запросам Романовых. Кроме того, здание Белого дворца быстро разрушалось под воздействием грибка, и его решили снести.
Проектирование новой резиденции доверили архитектору Н. П. Краснову. Эффектный ансамбль в стиле итальянского неоренессанса был готов уже к 1911 году. Стены Ливадийского дворца сложили из инкерманского камня. К слову, именно из этого материала строились многие античные памятники Александрии. В период с 1902 по 1916 гг. на территории бывшего графского поместья появились новые здания, такие как Пажеский корпус, дворец барона Фредерикса и некоторые хозяйственные постройки.
Романовы и приближенные царской семьи в Ливадии Один из корпусов Ливадийского дворца в начале прошлого века
Последний раз Николай II побывал в Ливадии летом 1914 года. А уже в 1918 г. до Ялты добрались германские войска и основательно разграбили царскую резиденцию. Пришедшая следом за интервентами новая власть превратила собственность русских монархов в санаторий для больных туберкулезом крестьян, позднее получивший статус лечебного комбината.
Исторический факт. Во время Второй мировой войны дворцово-парковый комплекс серьезно пострадал: в результате боевых действий, проходивших в районе Ялты, был полностью разрушен дворец Наследника.
В феврале 1945 года в Ливадийском дворце состоялась легендарная Крымская конференция, на которой лидеры стран «Большой Тройки» И. Сталин, У. Черчилль и Ф. Рузвельт решали вопрос послевоенного мироустройства.
Вплоть до 90-х годов прошлого столетия бывшая императорская резиденция постоянно меняла свой статус, превращаясь то в правительственную дачу, то размещая в своих стенах всевозможные санатории. И лишь в 1993 году Ливадийский дворец, был наконец объявлен государственным музеем.
За столом переговоров во время конференции 1945 года Лидеры стран-союзниц во время конференции 1945 года
Ливадийский дворцово-парковый комплекс: наши дни
Сегодня дворцовый ансамбль включает в себя Большой дворец, Крестовоздвиженскую домовую церковь, Пажеский корпус, дворец министра барона Фредерикса, а также парк.
Ливадийский дворец – это не только памятник, напоминающий о великом прошлом нашей страны, но и настоящий культурный центр Ялты. В его роскошных залах до сих пор проводятся международные симпозиумы и научные конференции. А живописные внутренние дворики и парк уже давно используются кинематографистами для съемок.
Для посещений открыты следующие части Ливадийского дворца:
Вестибюль. Помещение оформлено в стиле итальянского ренессанса и украшено лепными барельефами. Здесь же располагается огромный камин.
Парадная столовая (Белый зал). Изысканный внутренний интерьер комнаты дополняют лепнина и декоративные элементы из редчайшего каррарского мрамора. Во время Ялтинской конференции все пленарные заседания проводились именно в Белом зале.
Ожидательная. Стены холла отделаны ореховыми панелями, изготовлением которых занималась известная петербургская фирма «Мельцер Ф. и К°». Отдельного внимания заслуживают камин из зеленого мрамора, обрамленный лакированным деревом, и венецианская люстра. Кстати, в 1945 году в Ожидательной размещалась приемная Ф. Рузвельта.
Приемный кабинет. Зал с отделкой из красного дерева выполнен в соответствии с требованиями стиля жакоб. В центральной части помещения находится резной беломраморный камин, на котором стоят знаменитые мейсенские вазы и большое зеркало. Во время прохождения Крымской конференции помещение служило американскому президенту спальней.
Лепнина на потолке в вестибюле Люстра Белый зал
Бильярдная. Просторная комната в стиле Тюдоров удивляет гостей расписным потолком и эффектным оттенком обшитых каштановым деревом стен. Поскольку в феврале 1945 г. здесь располагалась столовая Ф. Рузвельта, в помещении частично сохранены элементы обстановки того времени.
Рабочий кабинет императора. Несмотря на то, что комната в значительной мере утратила первоначальный облик, ее интерьер все еще остается уникальным. Оформление кабинета подчинено стилю модерн: стены декорированы кленовыми панелями, а источником тепла служит камин из серо-зеленого дионита. Здесь же можно увидеть уникальный ковер ручной работы, на котором изображен Николай II с женой и цесаревичем Алексеем.
Спальня Их Императорских Величеств. Комната, предназначавшаяся для отдыха и уединения императорской четы, обладала особой элегантностью за счет белой обшивки стен. Сегодня в ней собрана коллекция икон, гравюр и фотографий, знакомящая посетителей с жизнью венценосного семейства.
Библиотека. Зал отличает простота и лаконичность оформления. По всему периметру помещения расположены книжные стеллажи из красного дерева. Стены библиотеки украшают произведения известных русских художников: Б. Дмитриева, И. Крачковского, Р. Альта.
Кабинет императрицы. Для рабочего места Александры Федоровны был выбран стиль ар-нуво, адаптированный под женские вкусы и потребности. Дополнительную изысканность кабинету придают оригинальное овальное зеркало, облицованный керамической плиткой камин, а также портрет императрицы и ее детей кисти Е. Самокиш-Судковской.
Гостиная императрицы. Помещение, отличающееся особым изяществом отделки, использовалось женой последнего русского царя в качестве приемной. Основу внутреннего убранства составляли панели и мебель из мореного клена, из которой до наших дней дожил только шкаф. На стенах гостиной располагаются художественные полотна с изображением цветов.
Рабочий кабинет императора Старинный диван Коридор Предметы интерьера в Ливадийском дворце Резьба по мрамору
Малая столовая. Комната, служившая в Ливадийском дворце местом сбора всей императорской фамилии, имеет тисовую отделку. Увидеть повседневную посуду, которая подавалась к столу Романовых, а также любительские фотографии, сделанные членами царского семейства, можно как раз в Малой столовой.
Классная комната Великих княжон. В помещении с дубовой обшивкой представлены акварели архитектора Ливадийского дворца Н. П. Краснова, а также чудом сохранившиеся рисунки и письма детей Николая II. Хранится в классной комнате и групповая фотография царской семьи, сделанная к церемонии празднования 300-летия дома Романовых.
Итальянский дворик. Пространство этого внутреннего двора со всех сторон ограничено колоннадой в тосканском стиле. Центром архитектурной композиции служит мраморный фонтан. Предполагалось, что место будет использоваться для утренних и дневных променадов. Кстати, именно в Итальянском дворике 9 февраля 1945 года была сделана самая известная фотография, изображающая лидеров стран «Большой Тройки».
Арабский дворик. В отличие от Итальянского, Арабский дворик проектировался не для гуляний и отдыха. Сооружение выполняет функцию светового колодца. Внутренняя его часть украшена майоликой с арабским орнаментом и пристенным фонтаном «Мария».
Мраморная скамья Арабский дворик с фонтаном
Крестовоздвиженская домовая церковь. Белое здание в лучших традициях византийской архитектуры сохранило свой первоначальный облик лишь отчасти. После Октябрьской революции оно успело побывать и санаторием, и клубом, и даже складом. В результате таких метаморфоз храм полностью утратил свою мраморную облицовку и алтарную часть. Однако, несмотря на внешние изменения, недостатка в паломниках церковь не испытывает. Привлекает прихожан в храм то, что именно в нем служил заупокойную службу по Александру III Св. Иоанн Кронштадский.
Крестовоздвиженская церковь Мозаичная икона на церкви
Экскурсии и выставки
Постоянно действующих выставок в Ливадийском дворце две – «Царская охота» и «Моя история. Романовы». На первой представлены акварели и фотографии на охотничью тематику. Известно, что Николай II был заядлым охотником, поэтому неудивительно, что в коридорах здания встречаются его многочисленные трофеи. Посещать выставку можно с 10:00 до 16:00. Стоимость экскурсии уже включена в цену входного билета.
Группа на экскурсии в Ливадийском дворце
Вторая экспозиция посвящена 300-летию дома Романовых и будет интересна в первую очередь тем, кто неравнодушен к судьбе монархической династии. Выставка проводится с использованием современного аудио-визуального оборудования. Информация подается в живой увлекательной манере, посетителям демонстрируются фильмы, а также предлагаются увлекательные электронные викторины. Двери экспозиции открыты с 10:00 до 16:00. Стоимость взрослого билета составляет 200 р.
Помимо выставок, посвященных истории рода Романовых, в Ливадийской резиденции открыты два мемориальных кабинета-библиотеки. В них находятся печатные издания из личных коллекций Ф. Рузвельта и У. Черчилля, а также их научные труды. Кроме того, в музее-заповеднике организуются регулярные экскурсии по двум главным экспозициям:
Посетителям
Как добраться
Проще всего добираться до Ливадийского дворца от ялтинского автовокзала. К музейному комплексу отправляются маршруты № 11, 100, 108. Все они идут до конечной остановки «Ливадия». Оставшееся расстояние легко преодолеть пешком, свернув в дворцовый парк. Прогулка по тенистым аллеям займет не более 5 мин.
Точный адрес Ливадийского дворца: респ. Крым, городской округ Ялта, пгт. Ливадия, ул. Батурина, д. 44А.
Ливадийский дворец
Большой Ливадийский дворец — летняя резиденция императорской семьи. В нынешнем виде он был построен в 1909–1911 годах по проекту ялтинского архитектора Николая Краснова. Дворец расположен на высоте 121 метра над уровнем моря и окружен пейзажным парком площадью 46 гектаров.
История имения в Ливадии
Изначально на месте дворца располагалось имение графа Льва Потоцкого. В 1861 году имение и прилегающая территория были приобретены для государя Александра ΙΙ. Практически сразу было решено провести реконструкцию существующего ансамбля и обустроить дом для нужд императорской семьи. Строительными работами руководил архитектор Ипполит Монигетти. Они продолжались с 1862 по 1866 год. За это время возвели около 70 различных построек, церковь, дома для великих князей, свиты и садовника, новую кухню и другие хозяйственные сооружения. Тогда же обустроили парк, работы в котором проводил садовый мастер Геккел. На его территории появились живописные беседки, фонтаны, вазы и скульптуры. Семья Александра II почти ежегодно приезжала в Ливадию, которую даже называли летней столицей.
После смерти Александра II в Ливадии часто бывал его сын Александр III, а затем владельцем имения стал император Николай II. При нем в 1909 году было принято решение о сносе старого дворца, пришедшего в ветхое состояние, и о возведении на его месте нового, более значительного по размерам. Архитектор Краснов придал белокаменному Большому Ливадийскому дворцу черты архитектуры итальянского Возрождения.
Весной 1914 года семья Николая II отдыхала в Ливадии последний раз. Летом того же года началась Первая мировая война, а затем последовала революция 1917 года.
Ливадийский дворец в советское время
После революции имение в Ливадии объявили общенародным достоянием. И в 1925 году открыли в нем крестьянский санаторий. С 1931 года здесь получили возможность отдыхать представители различных слоев населения. Во время Великой Отечественной войны Крым был оккупирован, Малый дворец и корпуса здравницы полностью уничтожены. В мае 1944 года после освобождения Крыма от фашистской армии в Ливадийском дворце разместили два полевых госпиталя.
В конце Второй мировой войны во время проведения Ялтинской конференции в Крым приехали руководители правительств трех союзных держав антигитлеровской коалиции: СССР, США и Великобритании. Дворец Николая II стал резиденцией американской делегации, для которой были подготовлены 43 комнаты и обустроено бомбоубежище.
После конференции Ливадийский дворец перешел в ведение НКВД, в нем была образована Государственная дача № 1 для руководителей страны. В 1953 году Ливадия вновь стала здравницей.
Музей во дворце
Ливадийский дворец открыл свои двери для посетителей в 1974 году, здесь функционировал выставочный комплекс при профсоюзном санатории «Ливадия». На первом этаже были фрагментарно воссозданы интерьеры периода проведения Крымской конференции. В 1985 году была создана экспозиция «Крымская конференция руководителей трех держав: СССР, США и Великобритании», которая действует до сих пор.
1 ноября 1993 года официально открыт Ливадийский дворец-музей, а 16 июля 1994 года в залах второго этажа начала функционировать новая музейная экспозиция «Романовы в Ливадии».
В настоящий момент во дворце можно увидеть две мемориальные комнаты: это кабинет-библиотека Франклина Рузвельта и мемориальный кабинет-библиотека Уинстона Черчилля.
Ливадийский дворец – белый дворец Большой Ялты
После присоединения Крыма к Российской империи красоты полуострова сразу привлекли внимание русского высшего общества. Не были исключением и коронованные особы. В результате культурное наследие человечества обогатилось несколькими уникальными по красоте и необычности дворцовыми комплексами. Ливадийский дворец в Крыму, принадлежавший царствующему дому – один из известнейших в этом «созвездии».
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится Ливадийский дворец на карте
Он располагается на территории Большой Ялты, в курортном поселке Ливадия, что немного к югу от курортной жемчужины Крыма. Окружает дворец завораживающей красоты парк, наполненный разнообразнейшими красотами. В частности, тут можно осмотреть памятники Александру III, Химере, Джалите, скульптурную композицию «Сталин, Рузвельт и Черчилль», несколько фонтанов, в том числе Мавританский. Здесь же вы сможете посетить Крестовоздвиженскую церковь. Отсюда же стартует прославленная Солнечная, или Царская тропа, ведущая в поселок Гаспра, минуя Ореанду и Курпаты.
История Ливадийского дворца
Греческая усадьба
Дом Романовых – не первые владельцы имения. Екатерина II пожаловала участок земли некоему Ламбросу Кацонису – греку на русской службе. Предположительно именно он и дал своей собственности греческое название «Ливадия» – от слова «луг» (действительно, природных лужаек в окрестностях было немало).
От первого владельца усадьба перешла к Ф. Револиоти, создавшему на ее территории виноградное хозяйство, а уж у него в 1834 году ее приобрел граф Л.С. Потоцкий. Он не поскупился, заплатив за покупку 150 тыс. рублей (гигантские для того времени деньги).
Не пожалел хозяин и средств на благоустройство – заложил парк, а архитектор Ф.Ф. Эльсон построил для него роскошный дом. Но потом процветающее имение привлекло внимание императора – Александр II подыскивал место, которое можно было бы превратить в нечто вроде санатория для его больной туберкулезом жены. В 1861 году владение Потоцкого было выкуплено казной. Начался императорский период истории Ливадии.
Император снова начал стройку – его дом Потоцкого не устроил. И.А. Монигетти, а затем А.Г. Венсан перестроили дом Потоцкого, построили отдельный дворец для наследника престола и прочих царских родственников, Свитский дом, Крестовоздвиженскую церковь и еще ряд зданий. В 1867 году царь принял здесь американскую делегацию, в состав которой входил писатель Марк Твен. Его Величество лично провел гостям экскурсию по своим владениям.
В виде, обретенном при батюшке, имение очень нравилось императору Александру III, который и умер здесь в 1894 г. Впрочем, этот царь предпочитал жить во дворце наследника, а главное здание использовал для официальных целей (он очень не любил больших помещений, предпочитая маленькие комнаты и низкие потолки).
Но увидеть сейчас комплекс, нравившийся Александру III, мы не сможем. В 1909 году были обнаружены грибковые поражения в Большом дворце. Да и вообще, новому императору Николаю II и его жене это строение не приглянулось. В 1910 году старый Большой дворец был снесен. По проекту Н.П. Краснова за 17 месяцев на его месте появилось новое здание, прозванное из-за цвета камня Белым дворцом.
Оно-то и является центром современного ансамбля. Заодно с ним в составе комплекса появился дворец министра двора, барона Фредерикса. Николай II с семейством отдыхал в новом комплексе лишь четыре сезона. В 1914 г. началась мировая война и царская родня перестала ездить в Ливадию, опасаясь диверсий с моря.
Место для оздоровления и дипломатии
В 1917 г. произошла революция и судьба Ливадии кардинально переменилась. В 1918 г. ее заняли немцы, старательно «подчистившие» царские ценности. Советская же история дворца – это рассказ о том, как здравницы сменялись дипломатией и наоборот.
В 1925 г. бывшая царская резиденция была превращена в санаторий для больных туберкулезом, преимущественно крестьян. Пациенты тут не только лечились, но и учились – работали курсы ликвидации безграмотности, читались лекции по истории, экономике, политике, а также агрономии и другим сельскохозяйственным дисциплинам. Перед отдыхающими выступали Маяковский и Горький. В 1931 г. санаторий преобразовали в климатологический комплекс более широкого профиля.
Гитлеровцы во время оккупации ограбили комплекс нещадно – были вывезены как исторические ценности, так и лечебное оборудование санатория. При отступлении оккупанты подорвали дворец наследника.
Однако советское руководство обеспечило настолько быстрое восстановление, что в феврале 1945 г. Ливадия стала основной площадкой для проведения Ялтинской конференции лидеров стран антифашистской коалиции. И.В. Сталин разместил высоких гостей в лучших крымских дворцах.
В Ливадии поселился президент Ф.Д. Рузвельт и поэтому все переговоры проходили тоже здесь (американский лидер, инвалид-колясочник, был плохо приспособлен для поездок по послевоенным крымским дорогам). На территории комплекса сделано знаменитое фото глав трех союзных государств.
В 1953 г. снова заработал Ливадийский санаторий, но с 1974 г. на территории комплекса начал работать музей, рассказывающий о Ялтинской конференции (параллельно с курортным учреждением). Официальный музейный статус комплекс «Ливадия» получил только в 1993 г. (санаторий и сейчас существует, но в других помещениях).
Новейшая история
Однако фактически «чистым» музеем дворец так и не стал. Да, в нем есть общедоступные постоянно действующие экспозиции. Но одновременно его используют для проведения разного рода государственных мероприятий. Ливадийский дворец – традиционная площадка для встреч на уровне глав государств. С 2004 по 2014 гг. в нем проводились конференции «Ялтинская Европейская Стратегия».
В начале века дворцу потребовался серьезный ремонт. Оползневые процессы вызвали просадку грунта, в стенах многих помещений появились трещины. Только после крупного скандала в прессе были выделены деньги на ремонт и профилактические противооползневые мероприятия.
Дворец до сих пор периодически используется для проведения государственных встреч. В остальное время – это музей, памятник федерального значения. Побывать в Ливадийском парке и осмотреть дворец снаружи можно свободно, но для посещения внутренних помещений установлены довольно строгие правила.
Особенности архитектуры и убранства
Ливадийский дворец в Крыму построен из инкерманского камня, что и обусловило его название – Белый. Формально он представляет архитектурное направление, именуемое неоренессансом. Однако в начале ХХ века в России в моде было смешение стилей, Н.П. Краснов применил тот же подход при строительстве в Ливадии.
Общие линии здания действительно напоминают знаменитые дворцы Флоренции. Однако среди декоративных элементов есть и колонны в античном стиле. У особняка также два дворика. Один из них – итальянский, что вполне логично, если следовать духу Ренессанса.
Но зато второй выдержан в мавританском стиле, что уже вроде как из другой оперы. При этом гулять и дышать воздухом полагалось только в первом дворике – мавританскому следовало служить просто эстетическим объектом и заодно световой шахтой. Итальянский дворик окружает галерея с колоннами, где установлены мраморные диванчики – можно посидеть и подышать свежим воздухом.
Интерьеры дворца представляют собой такую же эклектику. В нем 58 комнат, оформленных по-разному. Там можно найти ренессанс, барокко, стиль Тюдоров, ар-нуво, модерн и множество других стилистических направлений. Естественно, в каждом случае каноны стилистики приспосабливались под назначение помещения и вкусы предполагаемого обитателя.
Посетители сегодня могут осмотреть лишь незначительную часть помещений. Но там по возможности восстановлена обстановка, существовавшая в важные исторические периоды. Также осмотр даже этого ограниченного количества комнат позволяет оценить богатство и разнообразие интерьеров Ливадии.
Детали оформления демонстрируют посетителям особенные вкусы и мировоззрение царственных обитателей дворца. Так, в интерьерах можно видеть огромное количество икон и иконок – при Николае II их насчитывалось до 750 штук.
Но с этим символом религиозности соседствуют атрибуты суеверия – подковы. По поверью, они приносят удачу и отгоняют разную нечисть. Историческая легенда гласит, что традицию украшать помещения в Ливадии подковами заложил Александр III.
Вскоре после свадьбы он и его супруга во время прогулки нашли сразу две средневековые татарские подковы – одну он, другую она. Подковы вделали в пол супружеской спальни – на счастье (и супружеская жизнь предпоследнего Романова удалась, он любил жену, был примерным, верным мужем и пользовался взаимностью). Отгонять нечисть призваны и скульптуры-химеры.
Фото внутри Ливадийского дворца
Ливадийский музей: два в одном
Сегодня на первом этаже дворца расположены музейные экспозиции. Их две, хотя интерьер помещения поневоле объединяет несоединимое. Первая тема – история дома Романовых и их пребывание в Ливадии. Под выставку отведены личные помещения царской семьи.
Сюда же можно отнести постоянно действующие выставки «Царская охота» и «Моя история. Романовы». Вторая тема – Ялтинская конференция 1945 года. Под эту экспозицию отведены те помещения, которые занимал в то время Ф.Д. Рузвельт и где проходили заседания конференции.
Царская экспозиция
Рабочий кабинет Николая II реконструирован условно (подлинная обстановка не сохранилась). Царь выбрал для этой комнаты стиль модерн. В кабинете хранится уникальная вещь – ковер, на котором изображен сам Николай II с женой и сыном. Это был подарок персидского шаха по случаю 300-летия дома Романовых. У ковра истинно детективная биография – он пропал после революции, а позже всплыл на одном из аукционов предметов старины в Европе.
Кабинет императрицы оформлен в стиле ар-нуво. Это было важное место, ибо известно, что супруга Николая II даже слишком активно вмешивалась в государственные дела. В кабинете имеется оригинальный камин, облицованный плиткой.
Гостиная царицы использовалась ею скорей в качестве официальной приемной государственного деятеля. Обстановка этого помещения также реконструирована, ибо из оригинальной мебели до наших дней дожил единственный шкаф.
В спальне царствующей четы собрана коллекция икон. Не следует удивляться – так было и при их жизни.
Малая столовая служила обычно местом сбора членов царской семьи (официальные обеды проводились в других помещениях). Кроме предметов интерьера и подлинной повседневной царской посуды, в этом помещении собраны любительские фотографии, сделанные членами рода Романовых (были среди них и поклонники такого экзотического на то время хобби).
Очень интересным помещением является классная комната, где учились дочери последнего императора. В ней представлены редкие образцы документов – детские рисунки и письма царевен. Считается также, что надпись на установленной в помещении классной доске сделана рукой одной из них и сохранилась с тех пор.
Экскурсанты могут посетить также императорскую библиотеку – помещение, выдержанное в духе минимализма. Стеллажи для книг изготовлены из красного дерева, а стены украшают полотна известных русских художников.
Выставка «Моя история. Романовы» посвящена 300-летию правящего дома, отмечавшемуся с большой торжественностью в 1913 г. Еще интереснее выставка «Царская охота», где представлены живописные полотна на охотничью тематику, а также фото последнего царя за этим аристократическим занятием. Современные защитники природы категорически не одобрили бы Николая II – охота была его любимым развлечением и живую природу царь уничтожал весьма результативно. В коридорах дворца можно видеть кое-что из его трофеев.
Встреча «Большой тройки»
Вторая часть музейной экспозиции рассказывает о Ялтинской конференции 1945 года и о пребывании в Ливадии Франклина Рузвельта. Американский президент занимал бывшие царские ожидательную (то есть комнату, где придворные ждали высочайшей аудиенции), приемную и бильярдную.
Самый приметный элемент декора ожидательной – камин редчайшего зеленого мрамора. Там висит также прекрасная венецианская люстра. Рузвельт использовал комнату почти по прямому назначению – там была его приемная.
В подлинной же царской приемной американский лидер устраивался на ночлег – там ему обустроили спальню. Советское руководство постаралось обеспечить высокому гостю с ограниченными физическими возможностями максимум комфорта. В декоре приемной использованы ценные вазы мейсенского фарфора.
Обстановка бильярдной отображает интерьер как раз 1945 года, ибо вот это-то помещение использовалось не по назначению. У Рузвельта тут была столовая. В этой комнате очень красивый расписной потолок и оригинальные панели каштанового дерева на стенах.
В Ливадии проходили и все основные рабочие моменты конференции. Разного рода подготовительные действия и совещания помощников проходили в вестибюле – огромном помещении во вкусе эпохи Возрождения. Его потолок украшен богатой лепниной и позолотой.
Для работы приспособили и другие дворцовые залы, а пленарные заседания проходили в Белом зале. В царское время это была парадная столовая для официальных обедов. Ныне интерьер Белого зала напоминает более о конференции и посвящен именно ей. В его декоре присутствуют элементы из редкостного каррарского мрамора.
Истории встречи «Большой тройки» посвящена и мемориальная библиотека, в которой представлены некоторые экземпляры из личных коллекций американского и британского лидеров, а также различные издания их собственных произведений (кто не знает – У. Черчилль, кроме прочего, был нобелевским лауреатом по литературе).
Правила посещения и экскурсии
Посещение Ливадийского дворца требует от любопытствующих определенной дисциплинированности. Жесткие требования понятны, если подумать о ценности памятника.
Самостоятельно можно только осмотреть снаружи здание дворца, а также увидеть расположенные рядом достопримечательности – памятники лидерам «Большой тройки» и императорам Александру III и Николаю II. Экспозицию же внутри помещений можно посетить только с экскурсией. Правом на скидку при оплате билета пользуются студенты и пенсионеры (по предъявлении документа). Дети до 16 лет проходят и вовсе бесплатно.
Есть нюанс и в расписании работы музея. Он работает 5 дней в неделю, но у него необычные выходные – понедельник и среда. Нужно учитывать и то, что иногда дворец может быть вообще закрыт для посещения экскурсантами из-за проведения там каких-то правительственных мероприятий.
Выбирайте — Экскурсии в Ялте
Экскурсии во дворце проводятся по двум основным темам: династия Романовых и Ялтинская конференция. В программу обеих экскурсий входит и осмотр прилегающей территории, а также императорской Крестовоздвиженской церкви, где установлена колонна, привезенная с мест боев русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Кроме собственно экспонатов, экскурсоводы задействуют в работе видеоматериалы, так что жалеть потраченных денег не придется – экскурсия весьма познавательна. Посещение экспозиции, посвященной 300-летию династии Романовых, оплачивается отдельно. Отзывы всегда высоко оценивают работу ливадийских экскурсоводов – кого попало сюда не берут.
Кинокамеры в Ливадии
Благодаря красоте и архитектурной многогранности Ливадия неоднократно привлекала внимание кинематографистов. Впервые дворец попал на экраны еще в царское время – в пропагандистских роликах, посвященных 300-летию дома Романовых. Это были документальные съемки. Существуют документальные кадры и с Ялтинской конференции. Но это все – редкости, известные далеко не каждому.
Но Ливадийский дворец использовался в качестве декорации и при съемках художественных фильмов. И эти ленты пользовались широкой известностью и любовью зрителей.
Особенно «урожайным» оказался далекий 1955-й год, когда вышли сразу три «ливадийских» ленты: «Овод», «Отелло» и «Двенадцатая ночь». Последний из них был первой в истории советского кинематографа экранизацией произведения великого англичанина. Во всех трех случаях Ливадии пришлось изображать Италию. Неудивительно, что при этом чаще прочего в кадре оказывался итальянский дворик с его галереей.
В 1967 году на экраны вышла «Анна Каренина». Там снова появлялись галерея итальянского дворика с мраморными диванчиками, а также лестницы и некоторые другие участки дворцовой территории. Ливадии снова пришлось играть Италию.
Но более всего «повезло» дворцу в 1977 г. во время съемок «Собаки на сене». Все натурные кадры этой картины снимались либо во дворце, либо в Ливадийском парке. Зрителям показывают все тот же итальянский дворик (включая его уникальную кованую решетку), виды из дворцовых окон и почти обязательные мраморные диванчики галереи.
При этом во всех случаях картина получалась настолько убедительной, что кинозрители, не бывавшие в Ливадии, вовсе ничего не заподозрили. И только тогда, когда им выпадал случай попасть сюда, с удивлением начинали узнавать знакомые по экрану места.
Как добраться до Ливадийского дворца из Ялты
В полукилометре от дворца располагается сразу две остановки городского транспорта – «Ливадия» (маршрутки №№ 107, 128 и 142) и «Городская больница» (автобусы №№ 11, 102 и 115).
Из Ялты также достаточно просто проехать до достопримечательности можно на автомобиле, вот маршрут на карте:
А так до дворца Ливадия добираются на машине от Алушты (тоже весьма востребованный маршрут):
Контактная информация
Являясь одной из известнейших достопримечательностей Ялты, Ливадийский дворец известен не только в Крыму и России, но и во всем мире. В нем соединены прекрасная архитектура, интереснейшая история и неизбежная загадочность кинематографической декорации. Как следствие, на отсутствие посетителей бывшей царской южной резиденции жаловаться никогда не придется. Остается лишь надеяться на то, что плата за билеты в основном пойдет на сохранение этого замечательного места и пополнение интереснейших музейных коллекций. В заключение предлагаем посмотреть видео-прогулку по дворцу, приятного просмотра!