Лобное место для чего служило
Лобное место
На Красной площади Москвы сконцентрировано очень много памятников архитектуры, особое место среди которых занимает Лобное место – небольшое округлое возвышение с каменной оградой. В далеком прошлом данное сооружение использовалось царями и другими высокопоставленными лицами во время праздничных мероприятий для оглашения указов или провозглашения торжественных речей.
Изначально постройка представляла собой невысокий помост из кирпича, огражденный деревянной решеткой. После неоднократных реконструкций, Лобное место стало возвышенным сооружением в окружении невысоких каменных перил с постаментом в самом центре конструкции. В западной части Лобного места находится дверь с железной решеткой, через которую на верхнюю площадку ведут одиннадцать ступенек.
Происхождение самого названия «лобное» до сих пор не выяснено. Одно с предположений гласит, что такое название связано с ранее проводимыми здесь казнями, которые в древности называлось «складывать лбы» или «рубить лбы».
Другой вариант объяснения в том, что это обычный перевод еврейского слова «Голгофа», которое само по себе ассоциируется со складываемыми черепами на месте смертных казней в древнем Иерусалиме (если посмотреть на план Лобного места, то можно увидеть, что своими контурами он напоминает череп).
Наиболее приемлемой версией считается следующая: Лобное место расположено там, где начинается Васильевский спуск, который круто опускается к Москве-реке. Места с такими перепадами высот на Руси назывались «Лбами».
История появления Лобного места на Красной площади
Следуя трактовке древних документов, ряд исследователей считает, что Лобное место было устроено в 1521 году в честь избавления города от нашествия татар. Впервые оно упоминается в некой рукописи от 1549 г., когда на Лобном месте двадцатилетний Иван Грозный держал речь перед горожанами, призывая примириться враждующих между собой бояр. С тех пор место часто называлось «Царевым», как царская кафедра или царский трибунал.
О Лобном месте на Красной площади также упоминается в «Пискаревском летописце» от 1599 г. и «Петровом чертеже» времен правления Бориса Годунова от 1600 г. По описаниям того времени, постройка была огорожена деревянной решеткой, имела шатер или навес на столбах и находилась напротив Фроловских (сегодня – Спасских) ворот Кремля.
Все последующее время, вплоть до переноса столицы Российского государства в Санкт-Петербург, постройка была главной городской трибуной, на которой народу объявлялись важнейшие указы царя; здесь дважды в год государь представлял своему народу наследника, (до тех пор, пока последний не достигал совершеннолетия); здесь объявлялось об избрании патриарха, о начале войны и о подписании мирного соглашения; около Лобного места были казнены взбунтовавшиеся стрельцы Петра I, а у его ступенек лежало обезображенное тело Лжедмитрия I.
Василий Суриков «Утро стрелецкой казни»
В 1753 г. Лобное место было отреставрировано архитектором Д.В. Ухтомским, а в 1786 г., по проекту русского зодчего Матвея Казакова, постройка была смещена в восточном направлении и частично перестроена.
С давних времен и вплоть до октябрьской революции около Лобного места останавливались крестные ходы, с его вершины архиерей осенял горожан крестным знамением. Когда праздновался «Вход в Иерусалим», патриарх восходил на Лобное место и с него раздавал царю, боярам и духовенству освященную вербу, а по завершению церемонии – уезжал с площади на осле, ведомого самим царем!
В 1919 г. на Лобном месте был установлен деревянный памятник «Степан Разин с ватагою», который, чтобы сохранить его от губительного воздействия окружающей среды, было решено демонтировать и перенести в Пролетарский музей (ныне – Музей революции).
В 1936 г. на Лобном месте была установлена Скульптура трудящихся, которая простояла здесь несколько лет (на фотографиях 1941 г. ее уже здесь не было).
В 1968 г. у Лобного места проходила сидячая забастовка против ввода войск СССР на территорию Чехословакии, восставшей против социалистического строя.
На сегодняшний день Лобное место – составляющая часть архитектурного комплекса Красной площади и охраняется государством.
Известен интересный факт: до недавнего времени среди туристов существовала традиция – бросать внутрь сооружения монетки, чтобы когда-то еще раз вернутся сюда. Теперь таким местом стал знак «Нулевой километр России».
Лобное место на Красной площади
Лобное место — это один из немногих памятников Средневековья, сохранившихся в столице до наших дней. Лобное место находится в самом сердце Москвы, на Красной площади. Оно располагается у самого известного собора России, Покровского, напротив Спасской башни.
Древнейший объект площади — это каменный помост круглой формы с парапетом, также из камня. Диаметр каменного круга — 13 метров, высота над брусчаткой Красной площади — 1 метр. Первоначально данный помост был изготовлен из кирпичей, но, во времена Бориса Годунова, его перестроили. Каменный помост в те времена окружала решетка.
На фото Лобного места можно увидеть туристов, бросающих монетки. По поверьям, загаданное желание непременно исполнится, но только если монетка попадет на центральный пятачок. Многие осуждают такую традицию, так как считают, что это оскверняет тех, кого казнили на Лобном месте. Городские легенды гласят о том, что под Лобным местом находится желоб, по которому кровь казненных бунтовщиков стекала в бездонную пещеру.
Лобное место на Красной Площади в Москве: памятник на Яндекс-панораме
История Лобного места
Лобное место в Москве появилось, по предположениям историков, в XVI веке. По самой распространенной версии, идею об организации Лобного места предложил государю митрополит Макарий. Лобное место, по замыслу, должно было стать частью комплекса, символизирующего Небесный Иерусалим: центром комплекса был Покровский собор, в него также входили Спасские ворота.
Впервые объект упоминается в 1549 году. Летопись гласит о том, что с Лобного места царь Иван IV (еще не получивший свое грозное прозвище) обратился к Земскому собранию. В течение следующих веков место использовалось по религиозному назначению — во время крестных ходов в даты православных праздников. Также здесь публично зачитывались указы высшей власти. Иностранных путешественников особенно поражало зрелище во время праздника Входа Господня в Иерусалим. Обряд назвался «Шествие на осляти»: царь шел пешком и вел коня, на котором восседал митрополит. Данная церемония проводилась вплоть до 1648 года. Торжественная церемония неоднократно изображалась заморскими гостями. Например, сохранились голландские гравюры «Шествие на осляти».
В Смутное время религиозное назначение каменного помоста на Красной площади сменилось на политическое. Здесь собирали своих сторонников различные партии. С этого же места к народу зачитывалось обращение Лжедмитрия I. А чуть позднее сам ложный наследник выступил перед толпой и далее направился в Кремль. Во время бунта тела сподвижников фальшивого царевича сбрасывались на Лобное место. Также в Смутное время с Лобного места вещал Василий Шуйский, а позднее два крестных хода, которые возглавляли освободители Руси Минин и Пожарский, воссоединились на Лобном месте. В последний раз для получения одобрения московского народа, каменный постамент использовался при выборе Михаила Романова новым царем.
Казни на Лобном месте
Красная площадь и Лобное место на ней в последствие были связаны со Стрелецким бунтом и мятежом раскольников. Страшную расправу можно увидеть на картине «Утро Стрелецкой казни» Василия Сурикова. Появлялись городские слухи о том, что Степана Разина жестоко умертвили именно здесь, хотя, на самом деле, это произошло на Болотной площади.
В период правления Петра I Лобное место на Красной площади Москвы все чаще становилось местом, на котором осуществлялись показательные умерщвления предателей государства. В 1697 году здесь был установлен деревянный стол со спицами, на которые были нанизаны головы казненных заговорщиков. После бунта 1698 года часть из нескольких сотен приговоренных мятежников была показательно убита на Красной площади. По историческим документам, эшафот был установлен в южной части площади, но многие очевидцы все равно называли местом казни Лобное место.
После потери Москвой статуса столичного города, история Лобного места на Красной площади не прекратилась. Место перестало был площадкой для публичной казни, но до 1917 года здесь проводились православные празднования. Современный вид Лобное место приобрело в ходе реставрации 1786 года.
Советский период
С 1918 года на главной площади страны стали проводиться митинги и праздничные парады. С Лобного места выступал Владимир Ильич Ленин. До 1940 года в дни важных праздников госзначения на Лобном месте монтировали скульптурную композицию под названием «Интернациональная солидарность».
Во время Парада Победы в год окончания войны на Красной площади, на постаменте Лобного места был возведен фонтан со скульптурами рабочего и колхозницы. Вокруг фонтана для украшения были расставлены вазы с цветами.
В августе 1968 года на Лобном месте проходила митинговая акция против военного вмешательства Организации Варшавского договора в дела Чехословакии. Мирные протесты проводились и в наше время, последний — в 2013 году.
Лобные места в других городах
Лобное место как постамент для проведения различных религиозных обрядов и политических выступлений было известно далеко за пределами России. Но внутри страны оно не получило распространения — в других городах Лобных мест практически не было. Исключение — Астрахань. Там Лобное место (тоже религиозная площадка) примыкает к главному собору города.
Лобное место есть и в Санкт-Петербурге. В царские времена это название носила территория у Сытного рынка (старейшего рынка в Северной столице). Здесь также приводили в силу смертные приговоры.
Лобное место в Москве: google-панорама памятника изнутри
Как добраться до Лобного места на Красной площади в Москве
Лобное место у Кремля является транспортно доступной точкой. Прибыв на Красную площадь, сложно пройти мимо этого древнего каменного постамента. Удобнее всего добираться на метро — в окрестностях площади есть 3 станции метро (пеший путь от них не займет более 7–10 минут):
Ближайшие остановки наземного транспорта находятся со стороны Кремлевской набережной и парка «Зарядье»:
Со стороны улицы Моховая (на пересечении с Тверской) находится остановка «Метро Охотный ряд», путь от которой займет около 10–12 минут. До остановки можно добраться на автобусах № м1, м10, н1, 101, 904.
Такси до Красной площади и Лобного места можно заказать через приложения: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, Такси Везёт.
Лобное место на Красной площади
Сколько там было казней на самом деле?
С Лобного места Иван IV торжественно клялся, что будет блюсти интересы народа. Сюда возлагали мощи святых на всеобщее обозрение. Лжедмитрий I здесь просил перед людьми прощения. Именно на этом возвышении Василия Шуйского провозгласили царем. А при Петре I Лобное место «украсили» головы казненных стрельцов.
Напротив мавзолея на Красной площади располагается таинственная достопримечательность — Лобное место или Царево место.
Это возвышение с каменной оградой. По одной версии, название Лобного места возникло из-за того, что там «рубили лбы» или «складывали лбы». По другой, «Лобное место» — славянский перевод еврейского «Голгофа» (такое название холм Голгофа получил из-за того, что верхняя его часть представляла собой голую скалу, отдаленно напоминавшую человеческий череп). На самом деле слово «лобное» означает всего лишь расположение: Васильевский спуск, в начале которого находится достопримечательность, в Средние века называли «лбом».
Предание связывает устройство Лобного места с избавлением Москвы от нашествия татар 1521 года. А в летописи Лобное место впервые упомянуто в 1549 году, когда двадцатилетний царь Иван IV оттуда призывал враждующих бояр к примирению.
Изначально это был помост из кирпича с деревянной решеткой и шатром на столбах. А в 1786 году Лобное место сместили восточнее и перестроили из дикого белого камня по проекту Матвея Казакова.
Вопреки распространенному мнению на Лобном месте никого не казнили, так как оно считалось святым.
Здесь оглашали царские указы и проводили торжественные публичные мероприятия. В 1671 году польские послы сообщали, что на Лобном месте государь однажды в год являлся перед народом и по достижении наследником 16 лет показывал его народу. Здесь же объявляли об избрании патриарха, о войне, о заключении мира.
За все время на Лобном месте казнили только старообрядца Никиту Пустосвята. Ну а последняя «казнь» произошла здесь при Екатерине II, когда над головой дворянина Истомина палач сломал шпагу и ударил барина по щеке. Также в 1768 году у Лобного места стояла привязанная к позорному столбу «убивица, кровопийца и душегубица» Салтычиха (помещица Дарья Салтыкова), насмерть замучившая 139 крепостных.
А казнили в Москве обычно на Болоте (современной Болотной площади). Но все же словосочетание «лобное место» иногда употребляют как синоним места казни: некоторые мифы чрезвычайно живучи.
Есть еще версия, что на Лобном месте казнили Степана Разина. После подавления восстания его с братом Фролом привезли в Москву. Окруженная стрельцами телега проследовала по Тверской дороге в Китай-город, а затем по Варварке к Земскому двору на Красную площадь. Здесь смутьянам устроили допрос с пытками.
Степан Разин без единого стона выдержал около 100 ударов на дыбе и даже упрекнул брата, что тот не сдержал крика. После этого Разина подвергли одной из самых мучительных пыток водой: на обритую макушку стали по капле лить холодную воду. Разин перенес и эти муки.
1 мая 1919 года, следуя плану монументальной пропаганды, на Лобном месте установили деревянный памятник Степану Разину «с ватагой» и ближайшими сподвижниками. Автор — Сергей Коненков. Правда, простоял монумент лишь несколько дней.
В пролетарском Музее скульптура тоже надолго не задержалась: памятник кочевал из музея в музей, пока окончательно не пропал. И теперь о скульптуре на Лобном месте напоминают только старые фотографии.
Для чего на самом деле на Красной площади установлено Лобное место
В наше время Лобное место на Красной площади в Москве представляет собой крайне любопытный и значимый памятник архитектуры. Однако не все россияне в курсе, для чего оно было когда-то построено и какие легенды окружают это место.
Взойти на Голгофу
Лобные места сооружали еще в Древнем Риме, Греции, Вавилоне. У каждого народа они назывались по-своему. Благодаря Библии до нас дошел один из вариантов названия, древнееврейский. Во времена жизни и страстей Иисуса Христа лобное место называлось «Голгофой».
Соответственным было и его назначение. На лобном месте казнили преступников. Располагалось оно всегда на возвышении или в центре города на главной площади, чтобы мучения осужденных были видны всем горожанам («дабы не повадно было!»). Удачное положение лобного места позволяло использовать его и для других нужд: оглашения императорских указов, законов, объявлений о новых налогах или поиске беглых преступников.
Мирные времена русской «Голгофы»
Московское Лобное место было сооружено приблизительно в XVI веке — точная дата не известна — для обращения царя к выборным чиновникам Земского Собора. Официально глава государства при этом направлял свою речь митрополиту Макарию (таков был порядок).
Первое время русская Голгофа использовалась исключительно для решения административных вопросов и проведения всевозможных христианских ритуалов. Например, на ней проходил обряд «Шествие на осляти» в день Вербного Воскресенья.
Кровавое место
Свое исключительно мирное значение Лобное место утратило на рубеже XVI—XVII столетий. Этот период в русской истории известен как легендарное Смутное время. Непостоянство власти, регулярное появление лжецарей, народные бунты — все это накалило обстановку в стране и привело к серьезному кризису.
Последней каплей стал Стрелецкий бунт (1682). В мае того года мятежные стрельцы выволокли к Лобному месту трупы убитых аристократов. Столь чудовищное «освящение» положило начало длинной череде казней, которые с тех пор по какому-то жестокому обычаю стали регулярно производиться на Лобном.
Особенно этим отметилось время правления Петра I. В 1697-ом на Лобном месте были выставлены отрубленные головы заговорщиков, дерзнувших покуситься на жизнь царя. Через год там же казнили 30 стрельцов. Их головы тоже долгое время «украшали» русскую Голгофу.
XX век
Лобное в Москве перестало использоваться как место экзекуций в 1727 году. Тогда столица была перенесена в Санкт-Петербург, поэтому и все значимые события происходили в этом городе. Московское Лобное утратило свое значение.
Когда столицей вновь стала Москва, центр Красной площади стал использоваться для проведения православных обрядов и шествий. В XX веке на Лобном месте забурлила революционная жизнь: стали собираться митинги, выступать вожди революции.
После 50-х годов Лобное превратилось в памятник архитектуры. Историческое место облагородили: поставили на нем фонтан со статуей колхозницы и рабочего. Позднее здесь произошло несколько политических инцидентов: покушение на Анастаса Микояна (1942), мирная антивоенная акция (1968) и пр.
Страшная слава
Несмотря на то что большую часть времени Лобное место в Москве использовалось для мирных акций, народ запомнил именно связанные с ним кровавые события. Ужасные казни, которые здесь происходили, оставили глубокий след в душе россиян и обросли легендами.
Согласно одной, на Лобном месте казнили Степана Разина. На самом деле эту историческую личность четвертовали на Болотной площади. Однако казнь предводителя восстания была столь чудовищной (ему по частям рубили руки и ноги), а слава Лобного места так ей соответствовала, что это событие и место народная молва невольно связала воедино.
Также о Лобном рассказывали, что в языческие времена на нем приносили человеческие жертвы, а позднее сжигали трупы обезглавленных преступников и врагов Руси. В XX веке поговаривали, что крах Российской империи стал расплатой за чудовищные деяния, которые происходили на Красной площади раньше. Теперь, чтобы вернуть стране былое величие, Лобное место нужно сравнять с землей.
Еще одна легенда гласит, что под ним находится естественная расселина, ведущая в самые недра планеты. Это чуть ли не вход в Преисподнюю. Согласно другой версии этого мифа, в расселину пролилось столько потоков крови, что они напитали российскую землю и теперь определяют могущество и нерушимость страны.
Среди московских диггеров распространен миф, будто кровь казненных на Лобном преступников стекла по тайному желобу в бездонную пещеру. Теперь из нее слышатся стоны и вопли несчастных неприкаянных мучеников.
Лобное место
Ло́бное ме́сто — памятник древнерусской архитектуры, находящийся в Москве, на Красной площади. Представляет собой возвышение, окружённое каменной оградой.
По поводу этимологии названия существуют самые различные версии. По одной из них, например, утверждается, что название Лобного места возникло от того, что на этом месте «рубили лбы» или «складывали лбы». В других источниках утверждается, что «Лобное место» является славянским переводом с греческого — «Краниево место» или с еврейского — «Голгофа» (такое название холм Голгофа получил из-за того, что верхняя его часть представляла собой голую скалу, отдаленно напоминавшую человеческий череп). Третья версия: слово «лобное» означает всего лишь расположение: Васильевский Спуск, в начале которого находится Лобное место, в Средние века назывался «лбом» (распространённое название крутых спусков к реке в средневековой России). [источник не указан 416 дней]
Также распространено ошибочное мнение, что Лобное место являлось местом публичной казни в XIV—XIX веках. Однако казни на самом Лобном месте производились очень редко, ибо оно почиталось святым. Это было место для оглашения царских указов и других торжественных публичных мероприятий. Вопреки легендам, Лобное место не являлось обычным местом казни (казнили обычно на Болоте). 11 июля 1682 г. на нём отсекли голову раскольнику Никите Пустосвяту, указом от 5 февраля 1685 г. на Лобном месте было повелено и впредь совершать казни, но свидетелем казней оно стало только в 1698 г. при подавлении стрелецкого бунта. Для казней воздвигался специальный деревянный эшафот рядом с каменным помостом. Тем не менее, в переносном значении словосочетание «лобное место» (с маленькой буквы, так как имеется в виду не имя собственное) всё-таки иногда употребляется как синоним места казни, без географической привязки к какому-либо городу.
Предание связывает устройство Лобного места с избавлением Москвы от нашествия татар в 1521 году. В летописи оно впервые упоминается в 1549 году, когда двадцатилетний царь Иван Грозный держал с Лобного места речь перед народом, призывая к примирению враждующих бояр.
Из Годуновского чертежа Москвы видно, что это был помост из кирпича; в 1597—1598 годах перестроено в камне [1] ; по описям XVII в. он имел деревянную решётку, а также навес или шатер на столбах. В 1753 году Лобное место ремонтировал Д. В. Ухтомский. [1] В 1786 году Лобное место было несколько смещено в восточном направлении и перестроено по проекту Матвея Казакова по прежнему плану из дикого тесаного камня. Теперь возвышенный круглый помост его окружен каменными перилами: в западной части — вход с железной решёткой и дверью; 11 ступеней ведут на верхнюю площадку. Наибольшее значение для московского населения Л. место имело в допетровское время. Издревле и вплоть до революции крестные ходы останавливались около него, и с его вершины архиерей осенял народ крёстным знамением. Во время «Входа в Иерусалим» патриарх с духовенством восходил на Лобное место, раздавал освящённые вербы царю, духовенству и боярам и оттуда ехал на осле, ведомом царем. Поныне около Л. места продаются вербы и устраиваются гулянья. С 1550 году Лобное место нередко называлось в актах «Царевым» как царский трибунал, царская кафедра. До Петра I на нём объявлялись народу важнейшие указы государей. Олеарий называет его Theatrum proclamationum. Польские послы 1671 году сообщают, что здесь государь однажды в год являлся перед народом и по достижении наследником 16 лет показывал его народу. С Лобного места объявлялось народу об избрании патриарха, войне, о заключении мира; около него были казнены «крамольники» Иоанном IV и стрельцы Петром I; у его ступеней в 1606 году лежал обезображенный труп Лжедимитрия I; с него требовали собора и потом объявили свою победу в 1682 году Никита Пустосвят «с товарищи»; с него же успокоивал возмутившийся народ Алексей Михайлович.
1 мая 1919 года в соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды на Лобном месте был установлен деревянный памятник Степану Разину «с ватагою», впоследствии демонтированный.