Лобное место на красной площади что это
Лобное место
Объект представляет собой круглое в плане возвышение, сложенное из камня и окружённое каменной оградой. В прошлом оно служило в качестве главной городской трибуны, с которой народу объявлялись важнейшие царские указы и решения: о налогах, казнях, новых законах, объявлении войны или заключении мира, избрании нового патриарха; здесь же царь представлял горожанам своих наследников. Лобное место нередко называли «Царевым местом», подразумевая под ним трибуну, с которой до народа доносили царскую волю.
В качестве царской трибуны Лобное место служило лишь до воцарения Петра I, а вот в крестных ходах продолжало играть свою роль вплоть до Революции 1917 года.
Казни на Лобном месте
Многие горожане и гости города убеждены, будто бы Лобное место служило площадкой для проведения публичных казней (а наиболее впечатлительные непременно вспоминают ещё и Ивана Грозного, который якобы получал садистское удовольствие от кровавых зрелищ, наблюдая за ними с Кремлёвской стены), однако, никаких прямых доказательств этому нет.
В действительности это всего лишь мрачная городская легенда: хотя с него могли оглашаться указы о казни, сама экзекуция проводилась в стороне от Лобного места на специальных деревянных помостах, если по какой-то причине её решали провести на Красной площади, но обычно для этого использовали территорию в районе современной Болотной площади. Непосредственно на Лобном месте казнили всего один раз: 11 июля 1682 года по приказу царевны Софьи на нём отрубили голову суздальскому священнику Никите Пустосвяту, противнику церковной реформы патриарха Никона.
В 1698 году рядом с Лобным местом прошли казни стрельцов после Стрелецкого бунта. Также существует мнение, будто бы здесь могли казнить Степана Разина.
Загадка названия
Помимо казней, одной из интригующих деталей Лобного места является его название. На этот счёт существует несколько версий разной степени убедительности. Первая гласит, что слово «лобное» означает лишь расположение вблизи Васильевского спуска, который в старину могли называть «лбом» (распространённое название крутых спусков на берегу реки); вторая связывает его с тем, что здесь якобы «рубили лбы», то есть казнили через отсечение головы; третья указывает, что «Лобное место» является переводом слова «Голгофа» с еврейского.
История Лобного места
Точных данных о том, когда в Москве обустроили Лобное место, нет, но обычно его появление связывают с избавлением Москвы от нашествия татар в 1521 году. Первое летописное упоминание о нём датировано 1549 годом, когда 20-летний царь Иван Грозный обратился с Лобного места к народу.
Изначально это был кирпичный помост, который в 1597-1598 годах перестроили в камне. В 17 веке Лобное место имело деревянную решётку и установленный на столбах шатёр. В 1786 году его коснулась достаточно радикальная перестройка по проекту архитектора Матвея Казакова: Лобное место перенесли немного восточнее его изначального расположения и возвели из дикого тёсаного камня по прежнему плану, добавив каменные перила. Так что, хотя Лобное место и называют памятником древнерусской архитектуры, в действительности в современном виде оно появилось лишь ближе к концу 18 века.
Наибольшую роль в жизни Москвы Лобное место играло в допетровские времена, когда его использовали в качестве царской трибуны: после воцарения Петра I и последующего переноса столицы в Санкт-Петербург эта функция отпала, и фактически его продолжали использовать только при совершении крестных ходов на Красной площади.
После Революции 1917 года Лобное место стало объектом ленинской монументальной пропаганды: на нём был установлен деревянный памятник «Степан Разин с ватагою», изготовленный и раскрашенный в стиле народной игрушки скульптором Сергеем Конёнковым. Спустя буквально пару недель памятник перенесли в Первый Пролетарский музей, чтобы не портился от погоды, а потом потеряли.
Впоследствии Лобное место рассматривалось исключительно в качестве культурной достопримечательности.
Лобное место находится на Красной площади, примерно напротив Спасской башни. Добраться до него можно пешком от станций метро «Охотный ряд» Сокольнической линии, «Театральная» Замоскворецкой и «Площадь Революции» Арбатско-Покровской.
Лобное место на Красной площади
Сколько там было казней на самом деле?
С Лобного места Иван IV торжественно клялся, что будет блюсти интересы народа. Сюда возлагали мощи святых на всеобщее обозрение. Лжедмитрий I здесь просил перед людьми прощения. Именно на этом возвышении Василия Шуйского провозгласили царем. А при Петре I Лобное место «украсили» головы казненных стрельцов.
Напротив мавзолея на Красной площади располагается таинственная достопримечательность — Лобное место или Царево место.
Это возвышение с каменной оградой. По одной версии, название Лобного места возникло из-за того, что там «рубили лбы» или «складывали лбы». По другой, «Лобное место» — славянский перевод еврейского «Голгофа» (такое название холм Голгофа получил из-за того, что верхняя его часть представляла собой голую скалу, отдаленно напоминавшую человеческий череп). На самом деле слово «лобное» означает всего лишь расположение: Васильевский спуск, в начале которого находится достопримечательность, в Средние века называли «лбом».
Предание связывает устройство Лобного места с избавлением Москвы от нашествия татар 1521 года. А в летописи Лобное место впервые упомянуто в 1549 году, когда двадцатилетний царь Иван IV оттуда призывал враждующих бояр к примирению.
Изначально это был помост из кирпича с деревянной решеткой и шатром на столбах. А в 1786 году Лобное место сместили восточнее и перестроили из дикого белого камня по проекту Матвея Казакова.
Вопреки распространенному мнению на Лобном месте никого не казнили, так как оно считалось святым.
Здесь оглашали царские указы и проводили торжественные публичные мероприятия. В 1671 году польские послы сообщали, что на Лобном месте государь однажды в год являлся перед народом и по достижении наследником 16 лет показывал его народу. Здесь же объявляли об избрании патриарха, о войне, о заключении мира.
За все время на Лобном месте казнили только старообрядца Никиту Пустосвята. Ну а последняя «казнь» произошла здесь при Екатерине II, когда над головой дворянина Истомина палач сломал шпагу и ударил барина по щеке. Также в 1768 году у Лобного места стояла привязанная к позорному столбу «убивица, кровопийца и душегубица» Салтычиха (помещица Дарья Салтыкова), насмерть замучившая 139 крепостных.
А казнили в Москве обычно на Болоте (современной Болотной площади). Но все же словосочетание «лобное место» иногда употребляют как синоним места казни: некоторые мифы чрезвычайно живучи.
Есть еще версия, что на Лобном месте казнили Степана Разина. После подавления восстания его с братом Фролом привезли в Москву. Окруженная стрельцами телега проследовала по Тверской дороге в Китай-город, а затем по Варварке к Земскому двору на Красную площадь. Здесь смутьянам устроили допрос с пытками.
Степан Разин без единого стона выдержал около 100 ударов на дыбе и даже упрекнул брата, что тот не сдержал крика. После этого Разина подвергли одной из самых мучительных пыток водой: на обритую макушку стали по капле лить холодную воду. Разин перенес и эти муки.
1 мая 1919 года, следуя плану монументальной пропаганды, на Лобном месте установили деревянный памятник Степану Разину «с ватагой» и ближайшими сподвижниками. Автор — Сергей Коненков. Правда, простоял монумент лишь несколько дней.
В пролетарском Музее скульптура тоже надолго не задержалась: памятник кочевал из музея в музей, пока окончательно не пропал. И теперь о скульптуре на Лобном месте напоминают только старые фотографии.
Лобное место на Красной площади
Лобное место — это один из немногих памятников Средневековья, сохранившихся в столице до наших дней. Лобное место находится в самом сердце Москвы, на Красной площади. Оно располагается у самого известного собора России, Покровского, напротив Спасской башни.
Древнейший объект площади — это каменный помост круглой формы с парапетом, также из камня. Диаметр каменного круга — 13 метров, высота над брусчаткой Красной площади — 1 метр. Первоначально данный помост был изготовлен из кирпичей, но, во времена Бориса Годунова, его перестроили. Каменный помост в те времена окружала решетка.
На фото Лобного места можно увидеть туристов, бросающих монетки. По поверьям, загаданное желание непременно исполнится, но только если монетка попадет на центральный пятачок. Многие осуждают такую традицию, так как считают, что это оскверняет тех, кого казнили на Лобном месте. Городские легенды гласят о том, что под Лобным местом находится желоб, по которому кровь казненных бунтовщиков стекала в бездонную пещеру.
Лобное место на Красной Площади в Москве: памятник на Яндекс-панораме
История Лобного места
Лобное место в Москве появилось, по предположениям историков, в XVI веке. По самой распространенной версии, идею об организации Лобного места предложил государю митрополит Макарий. Лобное место, по замыслу, должно было стать частью комплекса, символизирующего Небесный Иерусалим: центром комплекса был Покровский собор, в него также входили Спасские ворота.
Впервые объект упоминается в 1549 году. Летопись гласит о том, что с Лобного места царь Иван IV (еще не получивший свое грозное прозвище) обратился к Земскому собранию. В течение следующих веков место использовалось по религиозному назначению — во время крестных ходов в даты православных праздников. Также здесь публично зачитывались указы высшей власти. Иностранных путешественников особенно поражало зрелище во время праздника Входа Господня в Иерусалим. Обряд назвался «Шествие на осляти»: царь шел пешком и вел коня, на котором восседал митрополит. Данная церемония проводилась вплоть до 1648 года. Торжественная церемония неоднократно изображалась заморскими гостями. Например, сохранились голландские гравюры «Шествие на осляти».
В Смутное время религиозное назначение каменного помоста на Красной площади сменилось на политическое. Здесь собирали своих сторонников различные партии. С этого же места к народу зачитывалось обращение Лжедмитрия I. А чуть позднее сам ложный наследник выступил перед толпой и далее направился в Кремль. Во время бунта тела сподвижников фальшивого царевича сбрасывались на Лобное место. Также в Смутное время с Лобного места вещал Василий Шуйский, а позднее два крестных хода, которые возглавляли освободители Руси Минин и Пожарский, воссоединились на Лобном месте. В последний раз для получения одобрения московского народа, каменный постамент использовался при выборе Михаила Романова новым царем.
Казни на Лобном месте
Красная площадь и Лобное место на ней в последствие были связаны со Стрелецким бунтом и мятежом раскольников. Страшную расправу можно увидеть на картине «Утро Стрелецкой казни» Василия Сурикова. Появлялись городские слухи о том, что Степана Разина жестоко умертвили именно здесь, хотя, на самом деле, это произошло на Болотной площади.
В период правления Петра I Лобное место на Красной площади Москвы все чаще становилось местом, на котором осуществлялись показательные умерщвления предателей государства. В 1697 году здесь был установлен деревянный стол со спицами, на которые были нанизаны головы казненных заговорщиков. После бунта 1698 года часть из нескольких сотен приговоренных мятежников была показательно убита на Красной площади. По историческим документам, эшафот был установлен в южной части площади, но многие очевидцы все равно называли местом казни Лобное место.
После потери Москвой статуса столичного города, история Лобного места на Красной площади не прекратилась. Место перестало был площадкой для публичной казни, но до 1917 года здесь проводились православные празднования. Современный вид Лобное место приобрело в ходе реставрации 1786 года.
Советский период
С 1918 года на главной площади страны стали проводиться митинги и праздничные парады. С Лобного места выступал Владимир Ильич Ленин. До 1940 года в дни важных праздников госзначения на Лобном месте монтировали скульптурную композицию под названием «Интернациональная солидарность».
Во время Парада Победы в год окончания войны на Красной площади, на постаменте Лобного места был возведен фонтан со скульптурами рабочего и колхозницы. Вокруг фонтана для украшения были расставлены вазы с цветами.
В августе 1968 года на Лобном месте проходила митинговая акция против военного вмешательства Организации Варшавского договора в дела Чехословакии. Мирные протесты проводились и в наше время, последний — в 2013 году.
Лобные места в других городах
Лобное место как постамент для проведения различных религиозных обрядов и политических выступлений было известно далеко за пределами России. Но внутри страны оно не получило распространения — в других городах Лобных мест практически не было. Исключение — Астрахань. Там Лобное место (тоже религиозная площадка) примыкает к главному собору города.
Лобное место есть и в Санкт-Петербурге. В царские времена это название носила территория у Сытного рынка (старейшего рынка в Северной столице). Здесь также приводили в силу смертные приговоры.
Лобное место в Москве: google-панорама памятника изнутри
Как добраться до Лобного места на Красной площади в Москве
Лобное место у Кремля является транспортно доступной точкой. Прибыв на Красную площадь, сложно пройти мимо этого древнего каменного постамента. Удобнее всего добираться на метро — в окрестностях площади есть 3 станции метро (пеший путь от них не займет более 7–10 минут):
Ближайшие остановки наземного транспорта находятся со стороны Кремлевской набережной и парка «Зарядье»:
Со стороны улицы Моховая (на пересечении с Тверской) находится остановка «Метро Охотный ряд», путь от которой займет около 10–12 минут. До остановки можно добраться на автобусах № м1, м10, н1, 101, 904.
Такси до Красной площади и Лобного места можно заказать через приложения: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, Такси Везёт.
Адрес: Москва, Красная площадь
Дата возникновения: 1549 год
Координаты: 55°45’11.7″N 37°37’21.0″E
Приходящие на Красную площадь туристы любят фотографироваться возле округлого постамента, который возвышается неподалеку от памятника Минину и Пожарскому. Приметное место видно издалека. На протяжении веков его использовали для оглашения самых важных государевых указов и приведения в исполнение смертных приговоров.
Лобное место на фоне Московского Кремля
История знаменитого помоста
По сохранившемуся преданию исторический постамент появился в 1521 году, после того, как татары под предводительством Мехмет-Гирея оставили столицу Руси. В летописях о нем написали в 1549 году, когда молодой Иоанн IV Грозный вышел на возвышение возле стен Московского кремля и призвал враждующие боярские кланы к примирению.
Вид Лобного места сверху
В мае 1606 года у ступеней помоста три дня лежал обезображенный труп самозванца Лжедмитрия I, убитого разъяренной толпой. После многочисленных надругательств тело человека, который выдавал себя за сына Иоанна IV Грозного, похоронили на кладбище за Серпуховскими воротами. Потом труп выкопали, сожгли и выстрелили прахом в сторону Польши.
В 1682 году на историческом постаменте лишили жизни священника Никиту Добрынина, рискнувшего выступить против церковных реформ, которые инициировал патриарх Никон. У своих противников суздальский раскольник получил имя Пустосвята, но старообрядцы до сих пор почитают мятежника, считая его «столпом православия».
В середине XVII века в Московию прибыло голштинское посольство, возглавляемое немецким путешественником и историком Адамом Олеарием. Иностранные гости в течение четырех месяцев знакомились со русской столицей и позже составили подробное описание увиденного. В своей книге Олеарий называет Лобное место по-латыни «Theatrum proclamationum», то есть «театром объявлений».
Центральная часть Лобного места с 11 ступеньками
Воспоминания о помосте оставили и послы из Польши. Они писали, что один раз в год царь появлялся там перед своими поданными. А когда наследнику престола исполнялось 16 лет, его с трибуны показывали собравшейся толпе.
Хотя с 1685 года существовал официальный царский указ о проведении казней на Лобном месте, новая кровь пролилась на каменный постамент только в конце XVII века. В октябре 1698 году молодой российский государь Петр I жестоко расправился со стрелецким бунтом. Тем не менее головы мятежникам отсекали не на Лобном месте, а на построенном рядом деревянном эшафоте.
Всего в Москве было казнено более тысячи человек, причем царь лично отрубил головы пятерым стрельцам. Страшные события, происходившие на Красной площади, ярко переданы на известном полотне художника В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».
Последнюю публичную казнь здесь провели при императрице Екатерине II. Палач на виду у всех переломил шпагу над головой дворянина по фамилии Истомин и ударил осужденного по щеке. Кроме того, возле исторического постамента стояла Дарья Салтыкова или Салтычиха, наказанная государыней за жестокое обращение в крепостными крестьянами.
Лобное место на фоне ГУМа
Многие века каменный помост почитался как святое место. До революционных событий 1917 года существовала традиция крестных ходов через Красную площадь. Во время них шествие с иконами и хоругвями останавливалось у Лобного места, церковный архиерей поднимался наверх и оттуда осенял собравшуюся толпу крестным знамением. Он дарил освященные ветки вербы государю и боярам, и продолжал ехать по площади на осле, которого держал под уздцы сам император.
История помоста сохранила покушение на главу государства. В конце осени 1942 года 33-летий ефрейтор Савелий Дмитриев спрятался на постаменте и три раза выстрелил из винтовки в выехавший из ворот кремля правительственный кортеж. Он целился в автомобиль Анастаса Микояна, приняв его за машину И. В. Сталина. Никто из ехавших не пострадал, а вооруженного ефрейтора схватили. Следствие длилось несколько лет, и в 1950 году ефрейтор был осужден и расстрелян.
В 1968 году возле исторического памятника прошла демонстрация, участники которой возражали против того, чтобы войска стран-участниц Варшавского договора были введены на территорию Чехословакии. Протестная акция прошла под лозунгом «За вашу и нашу свободу» и осталась в истории, как «демонстрация семерых».
Лобное место на фоне собора Василия Блаженного
Реконструкции
Из плана города, составленного при Борисе Годунове известно, что первоначально помост был кирпичным и располагался западнее того места, где его привыкли видеть в наши дни. Потом трибуну возвели из белого камня. В документах XVII века написано, что она имела деревянную решетку и установленный на столбах шатровый навес.
В середине XVIII века, когда Российским государством правила императрица Елизавета Петровна, приметный помост перестроили под началом главного архитектора города князя Дмитрия Ухтомского. Чуть дальше от Кремлевской стены Лобное место перенесли в 1786 году при участии известного русского архитектора Матвея Казакова.
С приходом советской власти историческую трибуну ждали большие перемены. В 1919 году, в День международной солидарности всех трудящихся на помосте установили деревянный монумент в честь предводителя народного восстания Степана Разина и его товарищей. Необычный памятник был раскрашен как народные игрушки талантливым скульптором Сергеем Тимофеевичем Коненковым. Потом деревянная скульптура стала ветшать, и ее решено было перенести в музей.
В 1928 году молодое советское государство объявило конкурс на оформление главной площади к годовщине Октябрьского революции. Победителями конкурса стали художники-графики братья Владимир и Георгий Стенберги. По их проекту каменный помост украсила скульптурная группа, изображающая международную солидарность рабочих. Так как новый памятник был сделан из фанеры и ткани, он не мог находиться на Лобном месте постоянно. Однако, известно, что до 1940 году эту скульптуру устанавливали на историческую трибуну для каждого значимого праздника.
Внутри Лобного места
В 1945 году во время проведения Парада Победы оформление постамента поменяли. На нем соорудили огромный фонтан со статуями рабочего и колхозницы, декорированный зелеными ветками и цветами.
Как выглядит архитектурный памятник в наши дни
Возвышенный постамент построен из тесанного известняка, имеет округлую форму и окружен невысокими каменными периллами. Со стороны Спасской башни на Лобное место ведет 11 каменных ступеней. Центральная часть помоста закрыта ажурной металлической оградой, так что туристы не могут попасть в центр Лобного места.
Слева и справа от ступеней на каменных стенах закреплены мемориальные таблички. На одной из них написано об историческом предназначении Лобного места, а на другой рассказывается, что помост имеет статус памятника архитектуры и охраняется государством.
Мемориальная табличка на стене Лобного места
Как добраться
До исторического памятника нетрудно дойти пешком от станций московского метрополитена «Китай-город», «Театральная», «Площадь Революции», «Охотный ряд» или «Александровский сад». Неподалеку от знаменитого помоста делают остановку городские автобусы № 158 и М5.
Надежда, отправленная на плаху? Правда и мифы о Лобном месте
Лобное место, давний сосед храма Василия Блаженного на Красной площади, – не только памятник древнерусской архитектуры, но еще и самая популярная на карте Москвы точка для загадывания желаний. Но историю этой достопримечательности сопровождает одна ошибочная легенда, в правдивость которой многие безоговорочно верят: на Лобном месте в старину рубили головы.
Как рождаются легенды, все мы знаем: один другому рассказал – и началось… Вот так когда-то этот миф пришел и ко мне – от подруги, а ей от мужа. Помню, она недовольным голосом заявила: «Мне Жора сказал не кидать монетку – тут головы рубили, а они желания загадывают!» И ведь позиция здравая: если это – место казни, то здесь ли мечтать о чем-то добром и светлом… Но почему же люди круглый год приходят сюда и ждут своей очереди, для того чтобы бросить ту самую монетку? (Суть «игры»: попасть в центральный пятачок, загадав желание. Считается, что именно в этом случае оно исполнится).
Что говорят люди?
Я отправилась искать ответ к памятнику-«волшебнику». Даже поздним, по-осеннему прохладным вечером к его ступеням, что называется, не заросла народная тропа. Внимание Лобному месту уделяют многие – осматриваются, читают таблички, фотографируются.
Москвич Константин осмотрелся, но загадывать желание не стал: «Я не бросал монету, потому что не понимаю сути. Была бы в этом какая-то символичность – тогда да. Ну а как другие это делают, думая, что здесь людей казнили, не понимаю. Для меня казни не являются таким символизмом, чтобы кидать здесь монетки».
Но такого мнения придерживаются не все. Например, супруги Алексей и Яна невеселую легенду знали, но и монетки с радостью бросили:
Алексей: «Я бросил, потому что мне жена сказала».
Яна: «А я это знаю, так как лет 16 назад была здесь, и мне сказали кинуть сюда монетку. Наверно, для того, чтобы вернуться».
Алексей: «История места? Я думаю, что здесь было “секир-башка”».
Я: «То есть вы, зная это, все равно бросили монетку и загадали желание?»
Алексей: «Да, а почему нет?»
А вот группа иностранных туристов в возрасте традицию не поддержала, о «казнях» известно даже им. Мужчина из тургруппы спускается по ступеням со словами: «Ivan Grozny here…» –и показывает характерный жест «рубить».
После этого я уже не удивилась ответу итальянки Алессандры, которая пришла загадать желание перед отлетом прямо с чемоданом: «Я бросила монетку, так как хотела, чтобы мое желание сбылось, но не попала в середину. Подруга рассказала мне, что здесь убивали людей, но я не знаю, когда именно».
Удивил девятилетний Дима: «Головы здесь не рубили. Сюда в старые времена простые люди приносили жалобы, а их потом забирали и думали, какие исполнить». Интересная версия.
Были и люди, всё правильно понимающие: «Здесь оглашали указы, может, даже и приговоры, а казни совершались где-то рядом, но не здесь». И часть из них – просто приверженцы популярной традиции: «Вы знаете, как люди любят бросать монетки в реку, в фонтан? Так же и здесь. Загадывают и верят».
А как на самом деле?
Историк, москвовед Михаил Коробко:
«Лобное место впервые документально упоминается в 1549 году. Тогда царь Иван Грозный призвал враждовавших бояр к примирению – перед толпой, естественно. По легенде же устройство Лобного места связано с избавлением Москвы от нашествия татар в 1521 году при Василии III, отце Ивана Грозного. То есть тут как с основанием Москвы: первое упоминание и легенда расходятся.
Архитектор Баталов и археолог Беляев предположили, что Лобное место возникло как составляющая обряда шествия на осляти, который символизировал вход Иисуса Христа в Иерусалим. Оно, расположенное напротив придела во имя Входа Господня в Иерусалим Покровского собора, стало символом Голгофы, как Покровский собор – символом Иерусалима.
Патриарх в Вербное воскресенье раздавал с Лобного места освященные вербы царю, духовенству и боярам, садился на осля и оттуда ехал на нем, ведомом царем (шествие на осляти).
Казней на Лобном месте никогда не было. Это легенда. В центре памятника есть приступка из трех ступенек, на которую можно войти. Ее многие воспринимают как плаху. На самом деле это как раз место для царя или патриарха».