Логопункт и логогруппа в чем разница
Логопункт. Логогруппа. Различия. Специфика.
Документация учителя-логопеда
1. Годовой план работы логопеда на логопункте
В годовом плане определены три основных направления работы специалиста логопункта: с детьми, воспитателями и родителями детей, проходящих обучение. Годовой план работы логопункта может быть выполнен в виде таблицы или в виде списков по отдельным направлениям работы.
2. Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми 5—6 лет с диагнозом «фонетические нарушения речи»
У детей данной группы помимо нарушений звукопроизношения могут быть и элементы фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития речи, недостаточно сформирована связная речь. С учетом этого был разработан комплекс занятий, носящих комбинированный характер. На них помимо развития моторики речевого аппарата, навыков звукового анализа и активизации высших психических функций проводится работа по обогащению словаря и коррекции грамматического строя речи.
Коррекционная работа по плану рассчитана на полгода. Занятиям основного этапа предшествует цикл из 12 подготовительных занятий (логотренинг). Продолжительность этих занятий составляет 30 минут. Они проводятся 4 раза в неделю в строгой последовательности.
Затем логопед 2 раза в неделю проводит тематические занятия основного этапа. Каждая тема отрабатывается в течение 1-2 недель и закрепляется на индивидуальных занятиях. Тематика занятий основного этапа может меняться в зависимости от того, какие темы вызывают сложности у детей. Занятия основного этапа не требуют строгой последовательности выполнения.
Планом также предусмотрено проведение четырех занятий по развитию связной речи. Итоговое занятие проводится в форме праздника.
3. Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми 5—6 лет с диагнозом «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»
У детей данной группы помимо нарушений звуковой стороны речи отмечается несформированность фонетико-фонематического восприятия. С такими детьми должна проводиться планомерная работа по развитию фонематического слуха. План предусматривает систему поэтапного формирования фонематической стороны речи. На занятиях логопед знакомит детей со звуками и буквами, проводит работу по развитию навыков звукового анализа и синтеза. На каждом занятии дошкольники упражняются в правильном произношении новых звуков, учатся их дифференцировать, знакомятся с буквами, которые обозначают эти звуки.
Индивидуальные занятия с детьми с ФФНР проводятся дважды в неделю. Планом предусматривается проведение восьми занятий по развитию связной речи (один раз в месяц). Итоговое занятие проводится в форме праздника, на который приглашаются родители.
4. Индивидуальный план коррекционной работы (составляется на каждого ребенка)
Индивидуальный план коррекционной работы и речеваякарта являются базовыми документами, опираясь на которые логопед проводит коррекционную работу с каждым конкретным ребенком.
В индивидуальном плане должны быть указаны исходный уровень состояния речи ребенка, формы и виды необходимой коррекционной работы. Ведение этого документа позволяет проследить динамику состояния звукопроизношения и речи ребенка по месяцам. Осуществляя подобный контроль, логопед может более эффективно проводить коррекционную работу.
5. Примерный график работы логопеда составляется ежегодно, утверждается заведующей дошкольного образовательного учреждения и хранится в руководящих документах логопеда.
Циклограмма рабочего времени позволяет проанализировать, как используется рабочее время логопеда.
7. График проведения индивидуальных занятий.В графике отражена информация:
— о дате и времени проведения каждого занятия;
— о том, на какой стадии закрепления находится автоматизируемый у ребенка звук;
— о содержании коррекционной работы с детьми. Графики проведения индивидуальных занятий можно хранить в папке или оформить для их заполнения специальную тетрадь.
План подгруппового занятия
Приведенным планом подгруппового занятия удобно пользоваться при проведении комбинированных логопедических занятий. При желании логопед может оформить занятие в виде конспекта.
Оформление уголка логопеда и памятки для родителей
После того как группы для зачисления на логопункт будут окончательно сформированы, логопеду рекомендуется провести первое родительское собрание (как правило, это происходит в середине сентября). На этом собрании логопед должен объяснить родителям, почему их детям необходимо посещать логопедические занятия, рассказать о том, как они проводятся, напомнить о необходимости своевременного выполнения домашних заданий. Также родителям нужно разъяснить, что нарушения устной речи ребенка могут привести к нарушениям письменной речи в школе, и это может в значительной мере сказаться на успеваемости. Именно поэтому и возникает необходимость проведения коррекционных логопедических занятий в дошкольном возрасте.
Для осуществления контроля за выполнением домашних заданий родителями в папку для индивидуальных занятий вкладывается тетрадь, в которой логопед делает соответствующие записи, а родители могут записывать возникающие по ходу выполнения заданий вопросы к логопеду. Это способствует поддержанию контакта родителей и логопеда в течение всего периода пребывания ребенка на логопункте.
Для информирования родителей о ходе коррекционного процесса в группе оформляется Уголок логопеда. Чтобы напомнить родителям о том, как правильно провести домашнее занятие с ребенком, используются специальные памятки.
Также в Уголке логопеда указываются фамилии детей, чьи родители должны прийти на консультацию, и время для логопедических консультаций. Консультации проводятся во второй половине дня (с 16 до 18 часов) — время, наиболее удобное для родителей.
Родителям должны быть известны обязанности логопункта и свои обязанности по отношению к детям. Эта информация помещается в Уголке логопеда.
Работа с воспитателями
Особое внимание следует обратить на организацию работы с воспитателями во всех группах детского сада, начиная со второй младшей группы.
Опыт показывает, что организация профилактической работы способствует снижению количества фонетических нарушений у детей. Сначала логопед проводит подгрупповые занятия с детьми, а затем воспитатели по заданиям логопеда проводят аналогичные занятия самостоятельно. На занятиях логопед предлагает различные упражнения по развитию речевого дыхания и голоса, артикуляционной и мелкой моторики.
Для осуществления взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя рекомендуется использовать листок взаимодействия и карту обследования мелкой моторики Листок взаимодействия логопеда и воспитателя по автоматизации поставленных звуков поможет воспитателю увидеть, над какими звуками работает логопед с каждым ребенком группы, и проконтролировать правильное произношение этих звуков детьми в режимных моментах.
Диагностику мелкой моторики детей проводит логопед. Анализ полученных результатов позволит разработать ряд упражнений для детей, у которых мелкая моторика отстает от возрастной нормы. Эти упражнения воспитатель выполняет с детьми в рамках своих занятий.
Логопедическое обследование
Речевая карта
На каждого ребенка, зачисленного на логопункт, заводится речевая карта, в которой фиксируются особенности фонетической стороны речи ребенка (общее звучание речи, состояние фонематического слуха, особенности звукопроизношения); состояние лексико-грамматического строя и связной речи.
Логопункт. Логогруппа. Различия. Специфика.
Логопункт | Логопедическая группа | |
Организуется | в общеразвивающем, комбинированном, компенсирующем вида ДОУ, или как дополнительная услуга на договорной основе | в комбинированном, компенсирующем вида ДОУ, является основной образовательной деятельностью, финансируемой за счет бюджетных средств |
Основание к зачислению | диагностика логопеда ДОУ с 1 по 15 сентября | направление ПМПК |
Охват (из расчета 1 ставки) | несколько общеразвивающих групп | одна коррекционная группа |
Контингент детей преимущественно | с нетяжелыми речевыми нарушениями (ФНР, ФФНР), но в силу рядя факторов (отдаленность от места жительства ДОУ с реч. группами, нехватка мест в реч. группах и др.), дети со сложными или сочетанными речевыми дефектами могут быть зачислены на логопункт | со сложными речевыми нарушениями (ОНР I, II, III уровень, осложненные формы ФФНР, заикание) |
Наполняемость | максимальная – 35 человек, минимальная – 20 в зависимости от расположения (город, сельская местность) | для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) – 10 человек; для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) – 12 человек; для заикающихся детей – 12 человек |
Возраст | 5-7 лет | 3-7 лет |
Формы работы | индивидуальная, индивидуально-подгрупповая | групповая (фронтальная), подгрупповая, индивидуальная |
Длительность занятия | 10-15 минут | фронтальные – 25-30 мин., индивидуально-подгрупповые – 15-20 мин. |
Частота посещений | 3-5 раз в неделю | 1-2 раза в день, определяется тяжестью нарушения речевого развития, вариативность форм занятий |
Основные задачи коррекционного процесса | преодоление фонетических и фонематических недостатков речи; предупреждение нарушений чтения и письма | Кор-ция нарушений устной речи: формирование прав. произношения, усвоение лексич. и грамматич. средств языка, развитие навыков св. речи; предупреждение наруш-й чтения и письма; активизация познават. деят-ти детей; коррекция недостатков эмоционально-личност. и соц-го развития; пропаганда логоп. знаний среди педагогов, родителей (закон. предст-лей) |
Длительность пребывания | зависит от тяжести речевого дефекта и колеблется от 1,5 месяцев до 1 года | зависит от тяжести речевого дефекта и времени поступления, колеблется от 1 года до 4 лет |
Пропускная способность | 20-35 воспитанников в год | зависит от срока коррекционно-развивающего обучения |
Выпуск | осуществляет логопед или ПМПк ДОУ | осуществляется ПМПК |
Взаимосвязь | преимущественно родители (лица их заменяющие), воспитатели | воспитатели, педагоги, специалисты, медицинские работники, родители (лица их заменяющие) |
Тарифные надбавки | ——————- | педагогическим работникам на 20%; врачам, младшему медицинскому персоналу на 15% |
Дошкольный логопедический пункт
Логопедический пункт при дошкольном образовательном учреждении (учреждениях) может быть открыт по решению администрации дошкольных образовательных учреждений и при согласовании с местными органами управления образованием на основании данных обследования детей и выявления тех, кто нуждается в логопедической помощи.
В основе работы логопедического пункта лежит «кустовой» принцип, в соответствии с которым логопедом могут обслуживаться одно (базовое) или базовое и несколько рядом расположенных (прикрепленных к нему) ДОУ, а также дети, воспитывающиеся в семье и проживающие рядом с логопедическим пунктом.
Обязательным условием для открытия логопедического пункта при дошкольном образовательном учреждении является наличие в базовом (или в базовом и прикрепленных к нему) учреждении не менее 10 групп детей в возрасте от 3 до 6—7 лет.
Логопедический пункт может быть организован при ДОУ вида:
Если логопедический пункт организуется при ДОУ комбинированного или компенсирующего вида, помещением для него может служить ранее созданный и оснащенный кабинет логопеда, но лишь при наличии отдельного, изолированного от групповых помещений входа в него и только в те часы, когда логопед компенсирующей группы не проводит там занятий с детьми.
Рабочее время, размер заработной платы, длительность ежегодного отпуска и другие условия труда логопеда определяются нормативами, соответствующими компенсирующим группам дошкольных образовательных учреждений. Недельная нагрузка логопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых 15—16 часов отводится на непосредственную коррекционно-речевую работу с детьми, а 4—5 часов — на организационно-методическую и консультативную работу с педагогическим персоналом ДОУ и родителями.
Зачисление детейна коррекционные занятия проводит сам логопед по результатам обследования детей всех возрастных групп базового (базового и прикрепленных к нему) ДОУ в начале и конце учебного года. При зачислении детей необходимо учитывать характер, степень тяжести речевых нарушений, возраст детей, в первую очередь оказывая коррекционную помощь старшим дошкольникам с теми нарушениями речевого развития, которые будут препятствовать их успешному включению в процесс систематического школьного обучения, а также детям младшего и среднего дошкольного возраста со сложными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи, заикание, фонетико-фонематическое ее недоразвитие). В том же порядке на логопедические занятия принимаются дети, не посещающие ДОУ и воспитывающиеся в семье.
Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20—25 человек с диагнозами: дислалия, сложная дислалия, дизартрия. Для оптимизации логопедической работы рекомендуется объединять детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения в подгруппы (до 5—7 детей) или подвижные микрогруппы (2—3 ребенка). Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий, максимальный объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы, допустимые СанПиН (п.12.10).
Продолжительность подгрупповых коррекционно-речевых занятий составляет с детьми 6-го года жизни — 25 минут, 7-го года жизни — 30 минут, индивидуальных — 10—20 минут.
Частота их проведения определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. (2—3 раза в неделю). Занятия с детьми проводятся в дневное время, а 1 раз в неделю — вечером, для того чтобы родители могли присутствовать на них и получить необходимые рекомендации, советы, консультацию. В том случае, если у Вас сформировалась группа детей с общим недоразвитием речи или с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, то с ними осуществляется фронтальная работа со всей группой, а также подгрупповая и индивидуальная работа. С детьми 5-6 лет с нарушениями речи обязательно проводятся занятия по подготовке детей к школе.
Сроки логопедической работы также находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, их индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении и семье. Они могут варьироваться от 2—3 месяцев до 1,5—2 и более лет. По мере завершения коррекционной работы и нормализации речи у детей старшего дошкольного возраста на освободившиеся места зачисляются дети младших возрастных групп. По окончании занятий с ребенком или при выпуске его из дошкольного образовательного учреждения логопед при необходимости дает родителям рекомендации по организации условий его дальнейшего обучения (например, продолжение коррекционно-речевых занятий с логопедом в начальной школе, обучение в специальной (речевой) школе и др.).
Практика показывает, что для нормализации речи детей с фонетическим недоразвитием необходимо от 1,5 до 6 месяцев, тогда как работа с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обычно продолжается в течение целого учебного года и более. Дети с тяжелыми, стойкими нарушениями в речевом развитии (общее недоразвитие речи, заикание) могут посещать логопедические занятия до 1,5—2 и более лет.
Решение о прекращении систематических занятий с ребенком логопед принимает, руководствуясь степенью приближения уровня его речевого развития к возрастным нормам, степенью успешности овладения им дошкольной образовательной программой и лишь тогда, когда уверен, что близкие взрослые ребенка — педагоги и родители — достигли определенной степени независимости в оказании ему необходимой помощи и владеют достаточно широким репертуаром приемов развития детской речи и профилактики ее недостатков.
Все дети, завершившие курс занятий, должны оставаться в поле внимания логопеда, чтобы он мог при необходимости оказать им консультативную помощь. На освободившиеся места зачисляются другие дети, нуждающиеся в логопедической помощи.
Ответственностьза порядок зачисления детей на занятия, ход и результаты коррекционно-речевого воздействия несут логопед и администрация базового и прикрепленных к нему дошкольных образовательных учреждений.
Данная модель коррекционно-речевой поддержки не подменяет собой уже существующие формы специальной логопедической работы с дошкольниками, а эффективно и органично дополняет их, позволяя оказывать необходимую и своевременную помощь значительному числу остро нуждающихся детей с разной степенью выраженности речевых нарушений. Кроме того, она помогает уже сегодня дать определенный ответ на чрезвычайно актуальный для современной практики дошкольного образования вопрос о том, как обеспечить поддержку детей с разными отклонениями в развитии в рамках сложившейся системы образовательных учреждений и без дополнительных финансовых затрат, предоставляя широкие перспективы для конструирования на ее основе моделей организации коррекционной психолого-педагогической поддержки других категорий детей с отклонениями в сенсорном, интеллектуальном и двигательном развитии.
Однако гарантированное качество и высокая результативность при их разработке и внедрении будут обеспечены только при соблюдении следующих базовых условий:
♦ индивидуализированное, комплексное и систематическое воздействие на все стороны развития и личность ребенка-дошкольника с нарушениями в развитии;
♦ наличие квалифицированного специалиста-дефектолога в качестве главного организатора и координатора коррекционной поддержки детей;
♦ вовлечение близких взрослых ребенка (педагогов ДОУ, родителей) в коррекционно-педагогический процесс на правах его активных субъектов и организация преемственности ДОУ и семьи в работе по профилактике и коррекции отклоняющихся вариантов в детском развитии.
Направления коррекционно-развивающей работы:
· формирование полноценных произносительных навыков;
· развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового
анализа и синтеза;
· развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
· обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
· воспитание умений правильно составлять простое и сложное распространенное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
· развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
· формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Логопункт и логогруппа в чем разница
Св-во о регистр.СМИ:ЭЛ№ФС77-57998 от 28.04.2014 Учред:АО«Татмедиа» Гл.ред:ТаишеваС.Н.Тел.ред:(843)222-06-09Адрес:г.Казань,ул.Декабристов,д.2 Эл.адрес:magarif@bk.ru
В чем отличие логопункта от логопедической группы в детском саду.
№ 134
учитель-логопед I квалификационной категории Балтасинского детского сада № 5
С каждым годом коэфицент рождаемости детей с различными видами нарушения речи возрастает. Начиная от фонетико-фонематических нарушений и заканчивая тяжелыми нарушениями речи. Но родители противятся зачислению детей в логопедические группы, считая детей зачисленных в такие группы «ущербными». Отдавая предпочтение краткосрочным занятиям на логопункте. Откуда же берется такое мнение, и верно ли оно? Давайте разберемся.
Для начала нам нужно узнать, что такое логопедическая группа?
Логопедическая группа не подразумевает того, что ребенок перейдет в другую группу и окажется в не знакомом коллективе. Нет, он останется в той же группе, с той же воспитательницей. Отличие в том, что дети логопедической группы дополнительно будут посещать логопедические занятия. Три раза в неделю индивидуальные и два раза в неделю фронтальные занятия. На индивидуальных занятиях ведется работа над постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков. На фронтальных занятиях обогащается словарный состав, развивается связанная речь, дается правильное грамматическое оформление. Также уделяется внимание подготовке к школе, обучение чтению и письму. В логопедическую группу зачисляются дети с общим недоразвитием речи, сроком на два года и дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, сроком на один учебный год. Некоторые родители боятся того, что находясь в одной группе с детьми с нарушениями речи их ребенок начнет разговаривать еще хуже, слыша неправильную речь вокруг себя. Но они сильно заблуждаются, ребенок с логопедическими проблемами не начинает говорить хуже из-за того, что общается с другими детьми со сходными нарушениями. Наоборот, видя, что ни у него одного такие дефекты, он не будет замыкаться в себе, а будет слышать, как речь детей улучшается и появится желание повторять за ними. У него же получилось, получится и у меня. Появляется уверенность в себе, доверие к окружающим. Среди детей с чистой речью, ребенок с нарушениями в звукопроизношении может почувствовать себя не таким как все, «белой вороной», что никогда не произойдет в логопедической группе.
На логопункт же зачисляются дети только с нарушенным произношением. Занятия ведутся лишь индивидуальные. Один – два раза в неделю, в зависимости от сложности дефекта.
Таким образом, можно сделать вывод — это не наказание, а, скорее всего, вознаграждение, потому что попасть в логопедическую группу стало сложнее, а общее недоразвитие речи легче исправить именно в саду, где вся работа направлена на ликвидацию этой проблемы.
В логопедической группе подготовка детей к школе идет гораздо сильнее. Они больше знают, у них шире словарный запас, лучше сформированы многие навыки, начиная с графических навыков, звуко-буквенного анализа и заканчивая рассказами по картинкам. Лучше сформированы обобщающие понятия. И благодаря психологическому тесту, который проводится в мае, для выявления готовности детей к школе видно, что дети логопедической группы показывают более высокие результаты.
На логопункте ведется работа лишь над звукопроизношением, над постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков. Чаще всего логопункт посещают школьники, в детских садах которых не было логопедических групп. Школьник сталкивается с нарушениями в письме из-за нарушения фонематического слуха и поэтому зачисляется на занятия с логопедом в логопункт.
В логопедическую группу можно зачислиться уже с четырех летнего возраста, так как для них особенно важна ранняя коррекция речевых нарушений для успешного освоения связанной речи.
В логопункте же принимаются дети с пяти лет с несложными речевыми нарушениями. Кратковременные занятия по 15 – 25 минут, краткосрочные 10 занятий на каждого ребенка. На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь.
В логопедической группе на каждого ребенка заводится тетрадь для выполнения домашнего задания. Задания направлены на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на фронтальных и индивидуальных занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи, предусмотренным программным содержанием. Большое внимание уделяется автоматизации и дифференциации, поставленных логопедом на занятиях звуков.
На логопункте же в тетрадях записывается речевой материал для автоматизации поставленных звуков, который усложняется начиная с слогов и заканчивая стихами.
Основная задача учителя-логопеда помочь детям в преодолении речевых нарушений. А в логопедической группе или на логопункте решать вам, но в обоих случаях эффективность коррекционной работы по исправлению нарушений речи зависит от совместных усилий логопеда и семьи! Родители должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью ребенка. Не ждите исполнения шести лет, что бы начать работу над устранением дефектов речи. Занятия с ребенком должны вестись с самого рождения, не забывайте об этом.
Примерный конспект фронтального занятия по грамматической теме в логопедической группе.
Тема: Дифференциация твердого звук П и мягкого звук Пь. Буква П
1. Повторить тему «Дом».
2. Научить детей различать твердый и мягкий звук П
3. Повторить гласные звуки.
4. Развитие общей моторики.
5. Развитие фонематического слуха.
— Здравствуйте дети, сядет тот, кто назовет часть дома.
— Ребята, кто из вас вспомнит какие гласные мы с вами знаем?
— А сегодня мы с вами познакомимся с согласным звуком П, и научимся различать твердый звук П от мягкого звука Пь. Твердые согласные обозначаются каким цветом? А мягкие?
— А сейчас посмотрите в зеркала и произнесите твердо звук П. А теперь мягко звук П. Они не поются, во рту есть преграда.
— Вот перед вами лежат картинки, вам надо узнать, какой в этих словах звук П твердый или мягкий. И поставить под синий квадратик или под зеленый.
— Сейчас мы с вами отдохнем. Встаем со стульчиков и повторяем все движения за мной.
Мы будем строить новый дом
И всех друзей поселим в нем
Кирпич берем одной рукой,
Раствор берем другой рукой
И на раствор кирпич кладем
И мы совсем не устаем.
Растет за этажом этаж,
Красивым будет домик наш.
— Все садитесь на свои места, и скажите мне, что мы сначала взяли в руки, чтоб построить дом? В этом слове есть звук П, какой он твердый или мягкий?
— Сейчас вам надо будет разложить эти картинки по вагончикам: в начало, середину или конец, в зависимости от того где находится звук П.
(дети выполняют задание)
— Звуки П и Пь, живут в одной букве П. Скажите, на что похожа буква П?
Что за буква словно мостик,
К нам пришла сегодня в гости?
П поможет написать
Папа, палка, Петя, пять!
— Давайте выложим букву П из счетных палочек.
— Пропишите букву П в тетрадке.
7.Итог. Домашнее задание.
— О чем мы сегодня говорили?
— Назовите слова начинающиеся на звук П и П?
— Скажите на что похожа буква П?
Пример индивидуального занятия на логопункте
Тема: Автоматизация звука Л в слогах. 2 класс.
1) Закрепление артикуляционной гимнастики
2) Научить правильному речевому выдоху
1) развитие тонких дифференцированных движений органов артикуляции, а именно губ и языка
2) развитие подвижности органов артикуляции: губ и языка
3) развитие внимания
4) развитие мелкой моторики
5) развитие фонематического слуха
1) воспитание дисциплины
2) воспитание усидчивости
3) воспитание прилежности
Оборудование : Счетные палочки, пособие «Горячий чай», картинки: лопата, лампа, лодка, ложка, лось, лошадь, стул, стол, елка, кукла, поезд, пароход.
1.1 Упражнение для мелкой моторики
1.2 Активизация артикуляционной мускулатуры.
2.1 Развитие речевого дыхания
2.2 Автоматизация звука Л в прямых слогах
2.3 Автоматизация звук Л в обратных слогах
3.1 Игра «Положи в свой вагончик»
3.2 Игра «Придумай предложение»
3.3 Обобщение по уроку
— Сегодня мы будем учиться произносить звук Л. Но тебе надо будет очень постараться ты готов?
— Перед тобой лежат палочки, давай попробуем сложить из них лодку. А сейчас сделаем лодку с помощью наших рук.
Лодка по волнам плывет
Всех друзей с собой зовет.
— Молодец. А теперь давай сделаем упражнения для язычка.
— Мы с тобой правильно и хорошо выполняли все упражнения.
2. Формирование новых способов действия
— Сейчас мы с тобой подуем на горячий чай, но язык у нас при этом должен быть в виде чашечки.
(Ребенок дует на пособие «Горячий чай»)
— Умница, а теперь к нам приплыл пароход и загудел Ы-Ы-Ы, давай и мы попробуем так же погудеть. Для этого улыбнемся, поднимем язык наверх и произнесем звук Ы.
— Давай поиграем, тебе надо будет добавить звук Л и получится слово.
По …, сто…, го…, сту…, ма…, ба…, ме…, ше…
— Хорошо, а скажи мне, звук Л какой?
— Согласный, твердый, звонкий.
— Сейчас тебе надо громко и правильно прочитать эти слоги.
— Хорошо! А сможешь ли ты узнать где в этих словах находится звук Л? Тебе надо положить в первый вагон картинки в названиях которых звук Л стоит в начале, во второй вагон, где звук Л в середине и в третий, если звук Л в конце слова.
3. Применение и совершенствование УН
— Посмотри, здесь написаны слова, тебе надо будет придумать из этих слов предложение и записать его. Каждое слово в предложении подели на слоги.
— Вот наше занятие и подошло к концу. Артур, а с каким звуком мы сегодня знакомились?
— А что делают наши губы, зубы и язык, когда мы произносим звук Л?
— Губы в улыбки, зубы разжаты, язычок за верхними зубами.
Итог. Домашнее задание
— Хорошо. Ты сегодня хорошо занималась, я ставлю тебе пятерку.