Логотерапия франкла что это

Логотерапия франкла что это

Когда человек заходит в кабинет врача, то врач не редко видит перед собой диагноз, который нужно вылечить. Однако, перед врачом не диагноз, перед врачом человек с диагнозом, а это совсем не то же самое. Человек больше чем его физиология, и даже больше чем его психика. Если бы это было не так, то человека можно было бы сравнить с представителями животного мира. Неужели врач ничем не отличается от ветеринара?

К этим духовным ресурсам человека, врач может обращаться за помощью в лечении или поддержки качества жизни человека, если отсутствует перспектива полного излечения. Каким образом это возможно?

Что такое логотерапия

Согласно Франкла, стремление к смыслу является фундаментальной мотивационной, движущей человека силой. Даже оглянувшись вокруг можно увидеть, что человек всегда и везде стремится к обнаружению смысла. Для человека критично понимание своего направления в жизни, не случайно Франкл упоминает в своей великой книге «Сказать жизни ДА», представляющей читателю его опыт пребывания в концентрационных лагерях, что «самым тяжелым страданием, выпавшем на долю заключенных являлось отсутствие «завтрашнего дня». При этом, смысл уникален для каждого человека и каждого из нас окружает бесконечное количество возможностей его обнаружить.

Две другие фундаментальные уникальные и особенные способности человека как духовного существа, лежат в основе логотерапевтической помощи: это способность человека к самодистанцированию и способность к самотрансценденции.

Самодистанцирование –это способность человека дистанцироваться от самого себя, отодвинуться от своей психофизики. Посредством такого самодистанцирования создается «пространство внутренней свободы», дающее человеку возможность вступить в диалог, полемизировать со своим телесным измерением. Такой диалог позволяет человеку занять позицию по отношению к болезни, стать «рулевым своей психофизической лодки».
Вторая способность, самотрансценденция, означает способность человека быть обращенным к чему-то большему чему он сам, прикасаться к ценностям мира, «выходить за пределы себя».

К этому кладезю с уникальными ресурсами человека, который является «медицинской аптечкой» логотерапии, и обращается специалист помогающей профессии, чтобы помочь человеку.

В широком смысле задача логотерапии заключается в содействии развития осознанной ответственности людей за свою жизнь. Как существо, способное принимать решения, человек в каждый момент времени решает за то, какой будет его жизнь, и даже в ситуациях неизбежного страдания у человека остается свобода для принятия решения: как обходиться со своим страданием. Такие решения человека открывают для него возможности обнаружения смысла в болезни, боли, страдании. «Кто знает зачем, преодолеет любое как»: смысл обнаруженный человеком в страдании не только позволяет сделать страдание переносимым, но и превратить его в триумф человеческого духа.

Логотерапия как психотерапия имеет широкий спектр применения: ситуации потерь или болезней, депрессия, зависимости, ОКР, фобии, панические атаки, бессонница, сексуальные дисфункции, паллиативная помощь, поддержка при психотических расстройствах, жизненные кризисы, ситуации когда человек испытывает неудовлетворенность жизнью, ощущение пустоты, бессмысленности.

Вместе с тем, значение логотерапии не исчерпывается психотерапевтическими интервенциями. Логотерапия является и теорией личности, и психотерапией, и мировоззрением. В практике врача-терапевта именно логотерапевтическое мировоззрение может находить самое широкое применение. Опираясь на логотерапевтическую платформу, врач-терапевт может добиться выдающихся результатов в работе с Человеком. Данная статья предлагает рассмотреть возможные направления применения принципов логотерапии в медицинской практике врача-терапевта.

Логотерапия как психологическая помощь физически больному человеку

Пожалуй, каждый человек стремится к благополучию, счастью и здоровью. Однако, жизнь человека в той или иной мере сопряжена с болезнями, а рядом с болезнью тела может находить место страдание души, сопряженное с отчаянием, тоской, потерей смысла. Если человека можно вылечить, то это нужно сделать. Стоит ли обращать внимание на боль душевную? Этот вопрос не имеет вариантов ответов, ведь боль душевная может привести человека к неблагоприятным решениям. Логотерапевтическая интервенция в данном случае направлена на то, чтобы, учитывая имеющиеся ограничения, помочь человеку, как существу, ответственному за свою жизнь, обнаружить смысл в болезни, в страдании.

Еще одна иллюстрация из практики доктора Франкла. Молодая девушка 18-ти лет получила огнестрельное ранение в позвоночник и оказалась полностью парализованной. Но болезнь ее не сломила. Она узнавала из газет и телепередач о людях, нуждающихся в помощи, и писала им письма ободрения, при этом сама набирала буквы писем ротовым стилусом. Свой смысл она обнаружила в помощи другим. Эта пациентка чувствовала себя счастливой от возможности помогать людям. Качество жизни вопреки травме стало ее победой.

Многочисленные современные научные исследования показывают взаимосвязь между эффективностью медицинского лечения и настроенностью человека на выздоровление, его мотивацией. Эти исследования показывают, что человек имеет больше шансов вернуться если не к здоровой жизни, то к жизни с качеством, если у него есть «зачем» выздоравливать.

Логотерапия как врачебное душепопечительство

К сожалению, не каждая болезнь поддается излечению, но и в этом случае перед нами находится все тот же самый Человек, возможно лишь с большими переживаниями жизни и себя, беспокойствами и страхами. В случае, когда излечение не возможно, то задачей врача становится утешение такого больного, в терминах логотерапии это означает душепопечительство. Вот как Виктор Франкл поясняет это понятие: «Душепопечительство — это одна из профессиональных обязанностей любого практикующего медика. Любой врач, будь то терапевт, старающийся облегчить страдания неизлечимых больных, врач-гериатр, заботящийся о немощных стариках, дерматолог, занимающийся лечением обезображенных людей, ортопед, оказывающий медицинскую помощь калекам, или хирург, нередко вынужденный проводить ампутации, сталкивается в своей практике с пациентами, которые стали заложниками своей судьбы и которым зачастую уже ничем нельзя помочь. А когда врач уже ничем не может помочь пациентам, ему не остаётся ничего иного, как утешать их».

В Вене, на родине Виктора Франкла, над главным входом в Общую венскую больницу, учреждённую императором Иосифом II, красуется трогательная надпись «saluti et solatio aegrorum » («лечи и утешай больных»), которая напоминает нам о том, что, утешая страдающих людей, врач выполняет свой долг. Об этом же говорится в уставе Американской медицинской ассоциации: «Врач должен утешать больного, облегчать его душевные страдания. Это входит не только в обязанности психиатра, но и в обязанности любого практикующего врача». Конечно, врач может лечить пациентов, не обращая внимания на их душевное состояние. Но такого врача. можно отличить от ветеринара разве что по клиентуре».

Логотерапия как помощь в достижении комплаенса

Успех в лечении пациента связан со многими факторами, включающими верный диагноз и предписание курса лечения. Не менее важным фактором для результата лечения является установление комплаенса, т.е добровольное согласие пациента на следование режиму лечения: правильности приема лекарств, точности выполнения нелекарственных процедур, следования диете, ограничения вредных привычек, формирования здорового образа жизни. Особого внимания эта задача требует в случае хронической патологии, когда медицинские рекомендации долгосрочны и успех лечения достигается только при длительной терапии.
Формально в реализации комплаенса сочетаются четыре основных фактора: своевременность приема лекарства, соответствие принимаемой дозы назначенной врачом, соблюдение схемы питания и образа жизни и четвертый компонент, условно назовем его «отношение к болезни».
Можно предположить, что определяющим фактором в достижении комплаенса является выбор, который осуществляет пациент как личность, и это есть стратегический компонент комплаенса, а остальные компоненты при этом реализуются по умолчанию.

Таким образом, если пациент знает, для чего ему лечение, к каким смыслам и возможностям оно открывает двери, если он знает, для чего он хочет быть здоровым, то он способен это лечение принять даже в самом неудобном и труднопереносимом формате. Этот принцип отлично иллюстрирует тезис Ницше: человек, знающий “зачем”, может выполнить любое “как”.

Логотерапия как способ укрепления воли к здоровью

Жизнь каждого без исключения человека является богатством сама по себе и наполнена ценностями. Если одна ценность, такая как здоровье, теряет возможность реализации, то мы можем напомнить пациенту о многочисленных ценностях, которые по-прежнему актуальны в его жизни: его семья, его увлечения, способность и возможность воспринимать красоту мира и т.д, и о том, что богатство и ценность жизни не сможет перечеркнуть никакая болезнь.

Источник

Логотерапия франкла что это

Логотерапия франкла что это. Смотреть фото Логотерапия франкла что это. Смотреть картинку Логотерапия франкла что это. Картинка про Логотерапия франкла что это. Фото Логотерапия франкла что это

В отличие от Фрейда и Адлера (как, впрочем, и от многих других психотерапевтов), Франкл много внимания в своем учении уделил вопросам понимания сущности человека, его принципиальным отличиям от других животных, не обладающих разумом. Исследование духовной составляющей человека, которую Франкл рассматривал как главную, сущностную черту человека, занимало большое место в научном творчестве этого мыслителя. Учение Франкла о смысле как нельзя точно соответствует менталитету русского человека.

Неслучайно сам Франкл говорил в своих выступлениях, что он высоко ценит творчество русских писателей-философов Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Сложившийся стереотип о загадочной русской душе, как бы к нему ни относились, имеет определенный смысл. Отношение русского человека к миру, другим людям и к самому себе менее рационально и прагматично, чем отношение западного человека, и даже более духовно. Поэтому удивительно, что творчество Франкла было долгое время неизвестно широким слоям русских читателей и стало популярным в России только в 80-90 годах ХХ века. Однако, несмотря на популярность, даже сегодня далеко не все российские гуманитарии хорошо знакомы с творчеством Франкла, в то время как учения Фрейда, Адлера и Юнга известны абсолютно всем.

Проблема осмысления человеческого бытия волновала философов с древнейших времен. В нынешнюю эпоху, с присущей ей утратой положительных ценностей и идеалов, тематика смысла стала особенно актуальной. Именно бытие, а не обладание раскрывает перед индивидами подлинный смысл их существования, то есть человек обретает себя благодаря духовным ценностям и идеалам. Термин «логотерапия» был впервые использован Франклом в лекции, прочитанной в 1926 году в Академическом обществе медицинской психологии. Логотерапия по сути своей является экзистенциальным направлением, рассматривающим проблемы философской или духовной природы. Акцент смещается на рассмотрение проблем, связанных с поиском смысла в жизни, творчестве, любви, страдании. Именно эти проблемы приводят к экзистенциальной фрустрации и пустоте.

Смысл жизни и цель жизни не одно и то же. Невозможно постичь смысл жизни, задавая вопрос о цели существования. Сам смысл вырисовывается в результате человеческого реагирования на жизненные ситуации и задачи, которые возникают на его пути. Несмотря на то что биологические, психологические, а также социальные факторы влияют на реакции человека, всегда имеется элемент свободы выбора. Следовательно, человек несет ответственность за свои реакции, выборы и действия [2]. Наследие В. Франкла многократно становилось предметом пристального рассмотрения учеными. Однако ряд аспектов опередившего время учения В. Франкла продолжают оставаться мало исследованными. Это в полной мере имеет отношение к тем антропологическим идеям, которые пронизывают практически все труды выдающегося мыслителя.

Итак, по мысли В. Франкла, смысл человеческой жизни объективен, и он может быть найден любым человеком. Предпосылкой для его нахождения является состояние открытости человеческого сознания смысложизненным вопросам. В. Франкл, говорил, что человеку для нахождения смысла следует вопрошать жизнь, он должен понимать происходящее в ней и «держать перед жизнью ответ». Но, говоря об уникальности и неповторимости жизненной задачи каждого, В. Франкл акцентирует внимание на том, что эта особость имеет объективные основания, коренящиеся в уникальности и неповторимости ситуации человеческого бытия. Именно эти объективные характеристики ситуации человеческого бытия и должны быть, по мысли В. Франкла, определяющими в поиске людьми смысла их жизни.

Антропология Франкла изображает человека как проникнутого стремлением к смыслу, в котором тот находит соответствующее его сущности исполнение. Однако как личность человек в конечном счете остается тайной. Это глубокое уважение к чести личности, ее совести и ее смыслу, которым она живет, и отличает экзистенциальный подход логотерапии.

Рецензенты:

Замалеев А.Ф., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой истории русской философии философского факультета ГОУ «Санкт-Петербургский государственный университет», г. Санкт-Петербург.

Марков Б.В., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой философской антропологии философского факультета ГОУ «Санкт-Петербургский государственный университет», г. Санкт-Петербург.

Источник

Логотерапия Виктора Франкла: обретение смысла жизни — залог психического здоровья

Современные новости кишат сообщениями о подростковых суицидах, религиозных самоубийствах, актах самосожжения, террористах-смертниках. Это стало повсеместным явлением и актуальной проблемой для человечества. Ещё в XVIII веке подобные действия шокировали и были чем-то из ряда вон выходящим. Но, начиная с XIX века, случаи фиксировались всё чаще и стали расти в устрашающей прогрессии.

Что это такое

Логотерапия — это направление экзистенциальной психотерапии, основанное на поиске смысла своего существования, который должен стать мощной жизненной мотивацией. Была оформлена как самостоятельное учение в середине XX вв. австрийским психиатром Виктором Франклом. Суть в том, чтобы направить внутренний взгляд на внешний мир, отвлечься от собственных страданий и осознать свою необходимость прежде всего для других людей, а не для самого себя. Отсюда и название: «логос» в переводе с греческого — «смысл».

Согласно данной концепции, все проблемы начинаются в тот момент, когда человек заостряет внимание на собственных переживаниях. Акцентируясь на них, он раздувает любую мелочь до вселенских масштабов и делает самого себя несчастным, занимаясь самокопанием. Выход — абстрагироваться от них, посмотреть на себя со стороны и увидеть, что всё далеко не так плохо, а рядом есть люди, которым в несколько раз хуже и которые нуждаются в помощи и поддержке.

Такой подход в решении личностных проблем помогает отчаявшимся, которые потеряли смысл жизни и склонны к суициду. Считается, что из всех направлений в психиатрии логотерапия — одна из самых эффективных практик, позволяющих предотвратить самоубийства. А также она действенна в лечении фобий и обсессивно-компульсивного расстройства.

Логотерапия в психологии — это помощь людям, которым собственное существование кажется тоскливым, бесцельным прозябанием. Апатия, депрессия, синдром хронической усталости, безучастность — лишь те немногие проблемы, которые она способна решить.

История создания

Основатель логотерапии, Виктор Франкл (1905-1997) — удивительной судьбы человек. Австрийский психиатр, невролог, психолог. Трудно сосчитать, скольких людей на своём веку он спас от суицида и сколько продолжают избавляться от этих мыслей сейчас, благодаря его учению.

Изначально он увлекался идеями Зигмунда Фрейда, но вскоре не только отошёл от них, но и противопоставлял психоанализ своему направлению. До войны в течение 10 лет реализовывал собственную программу по поддержке студентов. За это время не был отмечен ни один случай суицида среди тех, с кем он работал, хотя раньше это была не редкость.

Всё изменилось с приходом к власти нацистов. Виктору запретили заниматься лечебной практикой из-за его еврейского происхождения. В 1942 году его вместе с женой и родителями депортировали в концентрационный лагерь Терезиенштад. Именно там логотерапия Франкла и оформилась в самостоятельное направление.

Виктор заметил, что все узники лагеря делились на две группы. Одни были подавлены, глубоко несчастны, постоянно страдали и нередко сводили счёт с жизнью, то бросаясь на колючую проволоку заграждений, то отказываясь есть. Другие, несмотря на точно такие же условия, старались терпеливо выносить все тяготы, молча ели, так же молча работали и никогда не жаловались.

Франкл стал тайно работать с заключёнными, проводить беседы. Он вывел, что у первой группы узников не было смысла существования, тогда как вторые старались выжить ради какой-то цели. Одни это делали потому, что их ждали родные на воле. Вторые — так как хотели закончить недописанный роман. Третьим этого не позволяла религия. У каждого была своя мотивация.

На основе сделанных наблюдений и выводов Виктор Франкл начал спасать тех, кто больше не мог выносить тяготы концентрационного лагеря. Он беседовал с ними, убеждал, помогал находить смысл жизни.

В 1944 его перевели в лагерь Дахау, где ему не давали заниматься практикой и общаться с другими заключёнными. В этом же году он потерял всех своих близких — жену и мать убили, отец скончался от болезни.

В 1945 его освободили. Буквально сразу из-под его пера выходит книга «Сказать жизни «ДА»» о пребывании в концентрационном лагере, получившая известность во всём мире.

Около 25 лет Франкл возглавлял Венскую неврологическую клинику, потом преподавал в Венском Университете и читал лекции в Гарварде. Повторно женился. Его дочь стала известным детским психологом. Объездил с семинарами множество стран, в том числе был в России. Его книги переведены более чем на 20 языков. Ему были благодарны тысячи пациентов, которых он спас от депрессии и суицидальных мыслей.

Концепции

За концептуальные основы своего направления Франкл взял идеи экзистенциализма, а именно:

Данные идеи в совокупности с огромным опытом, полученным в лагере, послужили основой логотерапии. В отечественной психологии идеи этого направления представлены скудно, несмотря на то что Франкл бывал с лекциями и семинарами в России.

Логотерапия франкла что это. Смотреть фото Логотерапия франкла что это. Смотреть картинку Логотерапия франкла что это. Картинка про Логотерапия франкла что это. Фото Логотерапия франкла что этоВиктор Франкл

Смысловая сфера развития личности частично раскрыта в трудах Выготского, Рубинштейна, Леонтьева, Петренко, Артемьевой. Исследования в плане смыслообразований проводили Знаков, Асмолов, Агафонов, Чудновский, Карпова. На сегодняшний день направление активно развивается. В частности, в Санкт-Петербурге работает Центр Виктора Франкла, сотрудники которого осуществляют его идеи на практике.

Гораздо более развито данное направление в Европе. Франкл оставил после себя учеников, которые сейчас официально представляют зарубежные концепции логотерапии. Это Александр Баттиани — профессор Венского Университета, Австрийской академии наук, курирующий работу Центра Франкла в Петербурге. А также психотерапевты Альфрид Лэнгле и Джеймс Крамбо, доктор философии Элизабет Лукас и доктор Элеонора Франкл (вторая супруга Виктора).

Показания

Основные принципы

Согласно логотерапии, человеческая жизнь приобретает смысл лишь в трёх случаях.

1. Деятельность, творчество, созидание

Когда человек реализует свой потенциал, желая оставить после себя след или просто безвозмездно помочь другим. Он становится деятельным. У него появляется мотивация: закончить картину, добиться карьерного роста, спасти как можно большее количество бездомных животных и т. д.

Добившись цели, он ставит перед собой новую и начинает всё заново. Такая направленность во внешний мир не оставляет места для утрирования собственных проблем. Они решаются сами по себе, с течением времени, когда приходит необходимость.

2. Новый опыт, новые ощущения, новые знакомства

То же самое происходит с людьми, которые постоянно обогащаются чем-то новым. Они хотят прочитать как можно больше книг, посетить как можно больше мест, попробовать экстремальные виды спорта. Сюда же относятся любовь, дружба, семья, когда чья-то жизнь становится важнее собственной.

С одной стороны, это делается для удовлетворения личных потребностей, но способы реализации всё равно лежат вне человека и направлены в окружающий мир. Это не даёт зацикливаться на своих внутренних конфликтах и противоречиях.

3. Страдания — путь к переосмыслению

Если два первых пути к обретению смысла жизни не даются человеку, лишь в этом случае логотерапия разрешает обратиться внутрь себя. На личные проблемы необходимо взглянуть как бы со стороны и подвергнуть их логическому анализу. А есть ли смысл в собственных страданиях? К чему они приведут? Ответы на эти вопросы становятся началом переосмысления жизненных ценностей.

Основные понятия

Суть логотерапии

Свобода воли — возможность делать выбор, не ограниченный обстоятельствами.

Воля к смыслу — первичная мотивация человека. А вовсе не физическое удовольствие, согласно идеям Фрейда.

Смысл жизни — конечная цель существования человека как биологического вида и индивидуума, ключевое понятие в логотерапии для становления духовно-нравственного облика личности.

Трудные случаи

Фрустрация — когда человек сомневается в выборе и расстановке приоритетов (согласно логотерапии, не является психическим заболеванием).

Экзистенциальный вакуум — потеря смысла жизни, апатия, безучастность, часто наступает после фрустрации.

Ноогенный невроз — следствие экзистенциального вакуума. Клинический диагноз. Становится причиной депрессий, наркомании, алкоголизма, неуправляемой агрессии, суицидальных навязчивых мыслей.

Методики

Логоанализ (инвентаризация) — объективный взгляд со стороны на все аспекты собственной личности.

Парадоксальная интенция — противоречивая попытка сделать то, чего больше всего боишься.

Дерефлексия — переключение внимания с самого себя на окружающей мир.

Достоинства и недостатки

Методы и техники

В логотерапии используется 3 основные техники работы с пациентами.

Логоанализ

Автор техники — один из учеников Франкла, американский психотерапевт Джеймс Крамбо. Сам он называл её инвентаризацией.

Методика логического анализа жизни человека, детальный разбор по полочкам его ценностей, обучение взгляду на себя внутреннего со стороны. Используемые приёмы:

Логотерапевт пошагово расписывает пациенту, как надо действовать. Полученные результаты совместно обсуждаются. Полный курс лечения — 1,5 года.

Парадоксальная интенция

Автор техники — сам Виктор Франкл. Используется для лечения фобий и обсессивно-компульсивного расстройства.

Методика предполагает намеренное стремление захотеть то, чего человек боится (в случае с фобиями). Примеры:

С помощью парадоксальной интенции можно вылечить практически любую фобию. Известны реальные случаи выздоровления уже через неделю активного применения методики.

Дерефлексия

Автор техники — Виктор Франкл.

Заключается в том, чтобы полностью отключиться от собственных переживаний, забыть про них, направив всю энергию во внешний мир. Применяется при лечении нарциссизма, депрессии, невроза и даже сексуальных дисфункций. Человек учится постепенно отводить на второй план то, что его беспокоит, заменяя мыслями о других.

Например, при завышенной самооценке пациенту предлагается устроиться волонтёром, заняться благотворительностью.

При депрессии устраивают групповую терапию, при этом логотерапевт выступает лишь в роли направляющего, а не ведущего: пациенты должны заниматься проблемами друг друга, но не своими.

При половой дисфункции предлагается акцентировать внимание на партнёре, а не на собственном дискомфорте и фиаско.

Какие именно методы логотерапии применять в том или ином случае, специалист решает индивидуально.

Применение на практике

Логотерапия франкла что это. Смотреть фото Логотерапия франкла что это. Смотреть картинку Логотерапия франкла что это. Картинка про Логотерапия франкла что это. Фото Логотерапия франкла что это

При работе с детьми

Маленькие детки не способны глубоко рефлексировать и смотреть на себя со стороны. Поэтому логоанализ выстраивается иным путём — через игрушки или вымышленного сказочного персонажа. Специалист рассказывает ребёнку историю, максимально похожую на его, которая якобы произошла со слонёнком (к примеру). Затем выстраивается диалог о том, что чувствует слонёнок, как он себя должен вести и как ему можно помочь.

Диагностическая методика, используемая в логотерапии и позволяющая понять, как выстраиваются отношения ребёнка с родителями, воспитателями и другими детьми.

При работе с проблемными детьми логотерапевты также активно используют различные арт-методики: рисование, лепку, сказкотерапию.

При работе с подростками

Многие психотерапевты считают, что логотерапия — одно из самых эффективных направлений для лечения подростковой склонности к суицидам. Девиантное поведение — результат разложения в обществе нравственных идеалов. Поэтому здесь активно применяется дерефлексия, направленная на формирование смысложизненных ориентаций, собственных ценностей.

Помощь в осознании смысла жизни благотворно сказывается на психическом здоровье. Подростки после курса лечения начинают понимать, насколько вредны и разрушающи алкоголь и наркотики. Они пробуют осознанно выбирать свои нравственные идеалы, не оглядываясь на существующих идолов.

Не так давно было создано новое поднаправление, которое было названо «ЛогоАрт-терапия». Её цель — помочь подросткам найти себя в этой жизни, реализовать свой творческий потенциал.

Упражнения для взрослых

При серьёзных расстройствах личности и поведения, фобиях, затяжных депрессиях и склонности к суициду необходимо обращаться непосредственно к специалисту. На занятиях проводится групповая терапия по программам «Я счастлив(а) когда…», «Взаимные комплименты», «Светлые стороны моей жизни» — активно применяется метод дерефлексии.

Если у человека просто тяжёлая жизненная ситуация и опустились руки, можно самостоятельно воспользоваться отдельными упражнениями логотерапии.

Попросите кого-нибудь, кто вас хорошо знает, рассказать ему о вас. Приготовьтесь выслушать хорошие и плохие моменты. Второй шаг — выслушать о себе от того, кто вас мало знает. Третий — представить себе, что вы писатель, абсолютно другой человек, и написать о себе. Сравните характеристики и составьте обобщающий словесный портрет. А теперь работайте над тем, что надо исправить.

Поставьте перед собой цель — делать по одному доброму делу в день. Пусть они будут незначительными и незаметными — главное, чтобы вы получали от этого удовольствие. Через неделю увеличьте нагрузку до 2 дел. И так по нарастающей.

Поиграйте в ролевую игру. Представьте себя дипломированным психологом. Выберите из своего окружения человека, который попал в трудную жизненную ситуацию и которому плохо. Ваша задача — помочь ему восстановиться так, чтобы он даже не заметил, что вы это делаете целенаправленно.

После выполнения таких упражнений меняются жизненные ценности и собственные проблемы начинают казаться мелкими.

Логотерапия — направление необычное, но реально помогающее людям в тяжёлых жизненных ситуациях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *