Ломоносов лингвист что сделал

Вклад Ломоносова в развитие русского языка: основы современного языкознания

Содержание:

Знаменитый ученый, теоретик Ломоносов М.В. является яркой фигурой. Его называли универсальным человеком за счет разнообразия направленностей его деятельности. Он освоил научное мореплавание, изучал химию, физику, интересовался географией, астрономией. Михаил Васильевич был превосходным художником, выдающимся поэтом, историком. Вклад Ломоносова в развитие русского языка сыграл огромную роль в становлении культуры.

Первый поэт, сформировавший новый взгляд на русскую литературу восемнадцатого века на базе европейских культурных принципов. Каждый стих Ломоносова объединяет национальные традиции и взгляды поэтов из Европы. Рожденный в 1711 году писатель столкнулся в своей жизни со сложным периодом. Русская нация только начинала свое становление, национальная культура находилась на старте развития.

Особенности эпохи стали ключевым аспектом в выборе содержания произведений. Писатель развивал гражданственную, патриотическую тему, говорил о значимости науки, труда. Русская литература известного деятеля прославляет военные победы Родины, осуждает захватнические сражения, восхваляет международный мир. Ломонос гордится монархом – Петром первым, национальными героями.

Роль Ломоносова в развитии русского языка

Ломоносов лингвист что сделал. Смотреть фото Ломоносов лингвист что сделал. Смотреть картинку Ломоносов лингвист что сделал. Картинка про Ломоносов лингвист что сделал. Фото Ломоносов лингвист что сделал

Формальный реформатор, занимающий особое место в развитии России, преобразовал русскую речь, стихотворения, ввел инновационные творческие подходы. Творец осознавал невозможность развития стихотворения при отсутствии правильности речи, правописания, правил. Вклад Ломоносова в литературу проявляется множеством научных трудов, обучающих книг. Среди них стоит отметить:

Вклад профессионала в создание единого правильного языка заключался в раскрытии простых, понятных правил. Ломоносов классифицировал все наречия, разделив их на три типа диалектов:

Достижения Ломоносова в литературе

Тест по ЕГЭ содержит вопрос об общих достижениях писателя в литературной сфере. Он является создателем прочного подспорья для формирования новых книжных стилей. В основе лежит светский, общегражданский язык. Кроме этого Михаил Васильевич:

Для поэта большое значение имело понятие гражданского долга. Он посвятил жизнь Отчизне, развитию культуры, героической борьбе с препятствиями на пути к просвещению.

Источник

Труды Ломоносова как лингвиста

Ломоносов лингвист что сделал. Смотреть фото Ломоносов лингвист что сделал. Смотреть картинку Ломоносов лингвист что сделал. Картинка про Ломоносов лингвист что сделал. Фото Ломоносов лингвист что сделал

Ломоносов лингвист что сделал. Смотреть фото Ломоносов лингвист что сделал. Смотреть картинку Ломоносов лингвист что сделал. Картинка про Ломоносов лингвист что сделал. Фото Ломоносов лингвист что сделал

Михаил Васильевич Ломоносов был выдающимся ученым, который внес неоценимый вклад в науку. Ломоносов реализовал себя как химик, географ, астроном, географ и металлург. Однако интерес Михаила Васильевича касался и языкознания. Он внес неоценимый вклад в развитие русского языка и литературы.

Ломоносов был всесторонне развитым человеком. Он разбирался не только в химии и других науках, но еще и писал стихи. Так, он написал большое количество стихотворений, основанных на принципах псевдоклассицизма. Однако Ломоносов не только создавал новые шедевры художественной литературы, но и работал над совершенствованием языка.

Ломоносов понимал, что русская литература не может совершенствоваться, если в самом языке нет порядка. В 1755 году он завершил работу над “Российской грамматикой”. В ней он изложил некоторые аспекты русского языка: три диалекта, 30 букв в алфавите, шесть падежей, восемь частей речи, десять временных форм, три наклонения, шесть залогов. Также Ломоносов ввел понятие “штиля” (оттенка речи): высокий, средний, а также низкий. Тот или иной “штиль” следовало употреблять в зависимости от конкретной речевой ситуации.

Другим знаковым трудом Ломоносова в области языка и литературы считается “Рассуждение о пользе книги церковной в российском языке”, а также “Письмо о правилах российского стихотворства”. В последней своей работе Ломоносов призывает сочинять стихи “по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить”, а также предлагает установить некоторые нормы стихосложения.

Источник

Значение основных трудов Ломоносова как лингвиста и филолога

Русский гений Михаил Васильевич Ломоносов прославился трудами в различных областях знаний. При этом все его работы отличаются энциклопедической глубиной. Во многих областях он был первооткрывателем, основателем научного подхода к изучаемым вопросам. Такими основополагающими являются труды Ломоносова как лингвиста, положившего начало отечественному языкознанию.

Ломоносов лингвист что сделал. Смотреть фото Ломоносов лингвист что сделал. Смотреть картинку Ломоносов лингвист что сделал. Картинка про Ломоносов лингвист что сделал. Фото Ломоносов лингвист что сделал

Ломоносовский подход

В основе подхода Ломоносова к филологическим проблемам лежит понимание того, что без четких правил невозможно развитие не только современной ему отечественной литературы, но и наук. Его время не могло похвастать соблюдением языковых норм. При этом науки активно развивались, и для однозначного выражения мысли в научный язык необходимо было внести единые правила.

Ломоносов лингвист что сделал. Смотреть фото Ломоносов лингвист что сделал. Смотреть картинку Ломоносов лингвист что сделал. Картинка про Ломоносов лингвист что сделал. Фото Ломоносов лингвист что сделал

Поэтому первой задачей было изменение отношения к проблеме. Ломоносов выдвинул мысль — на первый взгляд, тривиальную — о необходимости изучения родной речи. Новаторство его подхода заключалось в том, чтобы дать возможность изучить язык и пользоваться им всем людям во всех областях деятельности.

Дело в том, что книги, по которым можно было заниматься лингвистикой, были написаны на латыни, так как на ней велось всё преподавание. Ими могли воспользоваться далеко не все. А также были книги по грамматике на церковнославянском языке. В них не были отражены новые нормы, появившиеся в связи с развитием наук, возникновением новых сфер деятельности.

Кроме того, на практике существовало множество речевых норм, что зависело и от местности, и от сферы применения языка. Все это привело к выработке Ломоносовым стратегии деятельности в области лингвистики. Основные положения этой стратегии следующие:

Ломоносов лингвист что сделал. Смотреть фото Ломоносов лингвист что сделал. Смотреть картинку Ломоносов лингвист что сделал. Картинка про Ломоносов лингвист что сделал. Фото Ломоносов лингвист что сделал

Ломоносовский метод не замедлил принести плоды. Его пособия по лингвистике стали распространены повсюду. Правила употребления языка получила и развивающаяся наука, и развивающаяся русская литература. То, что сделал Ломоносов для русского языка, стало вкладом в российское просвещение в целом.

Главные работы

Основные труды Ломоносова в области языка и литературы писались им в течение почти всей жизни: первая работа относится к его двадцативосьмилетнему возрасту. В своих сочинениях автор говорит о нормах поэтического творчества, о развитии русской речи вообще, об истории родственных языков. Вот основополагающие труды:

Ломоносов лингвист что сделал. Смотреть фото Ломоносов лингвист что сделал. Смотреть картинку Ломоносов лингвист что сделал. Картинка про Ломоносов лингвист что сделал. Фото Ломоносов лингвист что сделал

Идеи гениального просветителя оказались востребованными и в его время, и в современности. Рекомендованные Ломоносовым стихотворные формы с периодически повторяющимися ударениями составляют основу современной поэзии. Ломоносовская стилистика была развита впоследствии А. С. Пушкиным и легла в основу нового литературного языка.

Ломоносов лингвист что сделал. Смотреть фото Ломоносов лингвист что сделал. Смотреть картинку Ломоносов лингвист что сделал. Картинка про Ломоносов лингвист что сделал. Фото Ломоносов лингвист что сделал

«Российская грамматика»

Причина составления этого фундаментального труда — в том, что развивающиеся российские науки не владели правильно построенным языком. Ломоносов писал в этой работе: «Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики». Вот цель работы: дать этим наукам и искусствам — истории, юриспруденции, поэзии и так далее — единый язык.

Автор составил «Грамматику» из шести частей. В первой он рассматривает грамматические элементы: буквы, слоги, слова и их виды. Во второй — алфавит, а также правила произношения букв, составления слов, употребления знаков. Третья часть — об именах существительном, прилагательном и о местоимении. Четвертая — о глаголе. Пятая глава — об остальных частях речи, шестая — о согласовании слов в предложении.

«Грамматика» стала первым научным трудом по своей теме. Работа принесла практическую пользу — возможность для всех изучать язык и более плодотворно заниматься своим делом. Ломоносов впервые предпринял большую работу по изучению существовавших языковых конструкций и отобрал лучшие из них. Он проследил бытовавшие варианты произношения, выделил три основных диалекта русской речи и даже указал, какой из них нужно культивировать (им стал московский говор).

Российский просветитель говорил о значении разработанных им правил русского языка для наук и искусств: «…Моими сочинениями, грамматическими, риторическими, стихотворческими, историческими, а также и до высоких наук надлежащими физическими, химическими и механическими, стиль российский несравненно вычистился…»

Источник

Труды М.В. Ломоносова как лингвиста

Описание биографических данных о М. Ломоносове. Характеристика круга его научных интересов, вклад деятеля в развитие русского языка и науки лингвистики. Роль Ломоносова в совершенствовании риторики и в создании научного языка, «теория трёх штилей».

РубрикаИностранные языки и языкознание
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления08.09.2015
Размер файла109,0 K

Ломоносов лингвист что сделал. Смотреть фото Ломоносов лингвист что сделал. Смотреть картинку Ломоносов лингвист что сделал. Картинка про Ломоносов лингвист что сделал. Фото Ломоносов лингвист что сделал

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Работу выполнила: Иванова Виктория

ученица 8 «А» класса

2. Вклад М.В. Ломоносова в развитие риторики

3. Роль М.В. Ломоносова в создании научного языка

4. «Теория трёх штилей» М.В. Ломоносова

Цель работы: определение роли М.В. Ломоносова в развитии русского языка и науки лингвистики.

1. Найти в Интернете материалы о М.В. Ломоносове.

2. Изучить известные биографические данные о М.В. Ломоносове, выяснить круг его научных интересов.

3. Определить, какой вклад в развитие русского языка и науки лингвистики внёс М.В. Ломоносов.

4. Написать реферат и создать презентацию.

Биографические данные М.В. Ломоносова

За границей Ломоносов пробыл пять лет. Здесь он познакомился с современными теориями физики и химии, корпускулярной теорией, читал об открытиях Р.Бойля (знаменитого английского химика) и Г.Галилея (итальянского астронома). Это были напряжённые и бурные годы его жизни. Ломоносов стремился выработать собственную точку зрения в науке. Ломоносов не мог получить ответа на интересующие его вопросы на лекциях по химии и физике. И он посещал лекции по философии. Он слушал лекции по немецкой грамматике, литературе и поэзии. И Ломоносов начал писать стихи. Здесь же в Германии, он познакомился со своей будущей женой Елизаветой Цильх. В 1741 году Ломоносов возвращается в Россию сложившимся учёным с определёнными научными убеждениями и принципами. Его назначают адъюнктом физики Петербургской Академии. С этого времени и до конца своей жизни Ломоносов трудится над созданием условий, способствующих “процветанию наук” в России.

Это был многогранный учёный, оставивший яркий след в разных областях науки, техники, литературы и искусства и во многом опередивший свою эпоху. Но признание пришло к нему слишком поздно. Непрерывная работа в тяжёлых условиях, постоянное напряжение сил, связанное с борьбой против “недругов наук российских” надломило силы и подорвало здоровье учёного. Он скончался 4 апреля 1765 года, не прожив и 54 лет.

Выход «Российской грамматики» был встречен русским обществом с чрезвычайным энтузиазмом, она принесла Ломоносову вполне заслуженную славу «первейшего российского грамматиста». Последующие грамматики (в частности, грамматика Российской Академии, 1794 года) опирались на «Грамматику» Ломоносова, которая оказала на авторов серьезное влияние.

2. Вклад М.В. Ломоносова в развитие риторики

«Риторика» М.В. Ломоносова представляет собой фундаментальный научный труд, определивший развитие этой науки в России не только в 18 веке, но и в последующие периоды. В нем ученый уделяет существенное внимание истории риторики, анализу мастерства лучших античных ораторов, излагает систему правил и требований, которые должны соблюдаться каждым выступающим перед аудиторией.

Сочинение Ломоносова стало настольной книгой всех образованных читателей 18 века и принесло ученому громкую славу. В.Н. Татищев в своей «Истории Российской» назвал «Риторику» М.В. Ломоносова «особливо изрядной, хвалы достойной». В.Г. Белинский считал ее «великою заслугою своего времени».

Она стала настольной книгой для нескольких поколений русских людей. Произведение Ломоносова было доступно широким демократическим слоям русского народа. До этого риторика использовалась только духовенством для наставлений и проповедей. Ломоносов придал ей просветительный характер.

В «Риторике» выделены три традиционных раздела: об изобретении, украшении, расположении.

Ломоносов говорит о том, что выступление должно быть логично построено, грамотно написано и излагаться хорошим литературным языком. Он подчеркивает необходимость тщательного отбора материала, правильного его расположения. Примеры должны быть не случайными, а подтверждающими мысль выступающего. Их надо подбирать и готовить заранее.

При публичном выступлении («распространении слова») «наблюдать надлежит: 1) чтобы в подробном описании частей, свойств и обстоятельств употреблять слова избранные и убегать (избегать) весьма подлых, ибо оне отнимают много важности и силы и в самых лучших распространениях; 2) идеи должно хорошие полагать напереди (ежели натуральный порядок к тому допустит), которые получше, те в середине, а самые лучшие на конце так, чтобы сила и важность распространения вначале была уже чувствительна, а после того отчасу возрастала».

Далее Ломоносов пишет о том, как пробудить в слушателях любовь и ненависть, радость и страх, благодушие и гнев, справедливо полагая, что эмоциональное воздействие часто может оказаться сильнее холодных логических построений.

«Хотя доводы и довольны бывают к удовлетворению о справедливости предлагаемыя материи, однако сочинитель слова должен сверх того слушателей учинить страстными к оной. Самые лучшие доказательства иногда столько силы не имеют, чтобы упрямого преклонить на свою сторону, когда другое мнение в уме его вкоренилось. Итак, что пособит ритору, хотя он свое мнение и основательно докажет, ежели не употребит способов к возбуждению страстей на свою сторону.

А чтобы сие с добрым успехом производить в дело, то надлежит обстоятельно знать нравы человеческие. от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сердец человеческих. ».

Чтобы воздействовать на аудиторию, лектор должен учитывать возраст слушателей, их пол, воспитание, образование и множество других факторов. «При всех сих надлежит наблюдать время, место и обстоятельства. Итак, разумный ритор при возбуждении страстей должен поступать как искусный боец: умечать в то место, где не прикрыто».

Произнося слово, надо сообразовываться с темой выступления, подчеркивает Ломоносов. В соответствии с содержанием лекции необходимо модулировать голос, повышая или понижая его, так, чтобы «радостную материю веселым, печальную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и гордым, сердитую произносить гневным тоном. Не надобно очень спешить или излишнюю протяженность употреблять, для того что от первого слова бывает слушателям невнятно, а от другого скучно».

Во второй части «Руководства к красноречию» Ломоносов говорит об украшении речи, которое состоит «в чистоте штиля, в течении слова, в великолепии и силе оного. Первое зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто». Рассматривая плавность течения слова, Ломоносов обращает внимание на продолжительность словесных периодов, чередование ударений, воздействие на слух каждой буквы и их сочетаний. Украшению речи способствует включение в нее аллегорий и метафор, метонимий и гипербол, пословиц и поговорок, крылатых выражений и отрывков из известных сочинений. Причем все это надо употреблять в меру, добавляет ученый.

Последняя, третья часть «Руководства» называется «О расположении» и повествует о том, как надо размещать материал, чтобы он произвел наилучшее, наисильнейшее впечатление на слушателей. «Что пользы есть в великом множестве разных идей, ежели они не расположены надлежащим образом? Храброго вождя искусство состоит не в одном выборе добрых и мужественных воинов, но не меньше зависит и от приличного установления полков». И далее Ломоносов на многочисленных примерах поясняет сказанное.

Современники свидетельствуют, что Ломоносов был выдающимся ритором. «Слова» и «Речи» ученого всегда привлекали множество слушателей и проходили с неизменным успехом. Известный русский просветитель Н.И. Новиков вспоминал, что слог Ломоносова «был великолепен, чист, тверд, громок и приятен», а «нрав он имел веселый, говорил коротко и остроумно и любил в разговорах употреблять острые шутки».

3. Роль М.В. Ломоносова в создании научного языка

Первый научный журнал был издан только 5 янва-ря 1655 г. при Французской академии («Журнал уче-ных»). В настоящее время в мире выпускается более 50 тысяч научных журналов.

Начало формирования языка русской науки отно-сится к первой трети XVIII в. Именно в этот период Российская академия опубликовала ряд трудов на рус-ском языке. В 30-е годы XVIII в. язык научных книг был самым обработанным и совершенным среди раз-личных литературных жанров. И в этом немаловажная заслуга принадлежит М.В. Ломоносову.

Ломоносов с большим тактом и тонким ощуще-нием русского языка умело находил среди самых простых и обыденных слов такие, которые оказа-лись вполне пригодными для выражения научных понятий. Такие слова, как опыт, движение, наблю-дение, явление, частицы, легко и свободно вошли с помощью Ломоносова в научный язык. Ломоносов закрепил русские обозначения для множества пред-метов и понятий и ввел их во всеобщее употребле-ние: земная ось, преломление лучей, законы дви-жения, равновесие тел, зажигательное стекло, магнитная стрелка, негашеная известь, кисло-та и т. д.

При вводе нового термина важно было дать ему четкое, семантически строгое объяснение, поэтому неизмеримо возрастала роль контекста. При этом Ломоносов использовал принцип постепенного терминологизирования, последовательно раскрывая в контексте значение слова, еще не ставшего термином. Остановившись на каком-то слове или словосочетании, Ломоносов постоянно использовал его во всех научных трудах, стремясь к закрепленности, однозначности терминологических единиц (употребление слова тягость, выбранного им из вариантов тягость, тяжесть, тяжелостъ, тяжелина, встречающихся в работах его предшественников). В выборе вариантов выразилось и его стремление к словесной краткости: преобладают термины однословные, реже двусловные.

Важно подчеркнуть, что Ломоносов определил наиболее продуктивные для терминологии словообразовательные схемы:

1. Путем суффиксации (тягость);

2. Путем сочетания слов (зажигательное стекло, зрительная труба, преломленный луч).

Ломоносов при разработке терминологии держался следующих точно выраженных научных положений:

а) чужестранные слова научные и термины надо переводить на русский язык;

б) оставлять непереведенными слова лишь в случае невозможности подыскать вполне равнозначное русское слово или когда иностранное слово получило всеобщее распространение;

в) в этом случае придавать иностранному слову форму, наиболее сродную русскому языку.

По этим правилам и составлялись М. В. Ломоносовым научные термины, громадное большинство которых и до сих пор продолжает обслуживать точное знание.

Он постоянно доказывал, что нам нет никакой нужды пользоваться непонятными народу ино-странными словами, когда для этого уже существу-ют или легко можно создать ни в чем им не уступающие русские. И, например, вместо «антлия пневматическая» будет вполне уместно название «воздушный насос». Борясь за чистоту русского научного языка, Ломоносов снова водворил в русский технический язык такие слова, как чертеж вместо привившегося было «абрис», рудник вместе «бергверк», кровля вместо «дак», косяк вместо «пиляра», маятник вместо «перпендикула» и т. д. Этому бессмысленному засорению на-учного и технического языка в угоду иностранцам Ломоносов противопоставил живую и творческую стихию русского народного языка.

Создавая русскую научную терминологию, Ло-моносов проявляет большую смелость, находчи-вость и неистощимую изобретательность. Некоторые предложенные им обозначения хотя и не привились или были вытеснены другими, все же свидетельствуют о напряженности его поисков, большом творческом процессе.

4. «Теория трех штилей » М.В.Ломоносова

Исключительно велики заслуги Ломоносова в деле развития русского литературного языка. Он, будучи ученым, был одним из ведущих литераторов своего времени и на собственном примере доказал, что человек может заниматься наукой и одновременно искусством, физикой и литературой.

Такой подход был неоднозначно встречен современниками, но поскольку сложившаяся к XVIII веку ситуация в языке требовала кардинальных решений, то теория Ломоносова в конце концов восторжествовала.

Все это способствовало нормализации русского литературного языка на определенном этапе его развития.

На практике Ломоносов указал пути к преодолению своей теории, к образованию той новой стилистической системы русского литературного языка, утверждение которой связывается с именем Пушкина.

Как просто написан знаменитый отрывок из “Оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1747 г.”:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут:

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха,

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Теория “трех штилей” Ломоносова вызвала горячие споры и обсуждения. Однако введение «штилей» отчасти было практически необходимо.

Книги Ломоносова «Краткое руководство к риторике» (1743) и «Риторика» (1748) стали первыми руководствами по красноречию (слово «красноречие» ввел в обиход Ломоносов) на русском языке и оказали влияние на все последующие этапы развития этой дисциплины в России, а вместе с тем и на литературную эволюцию: предпринятый Ломоносовым опыт систематизации тропов и риторических фигур оказался исключительно важным для поэтов XVIII века (для Державина, например, «Риторика» стала настольной книгой).

С именем Ломоносова связан важнейший этап формирования силлабо-тонической системы стихосложения в России: в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739) он доказал, что русский язык даёт возможность писать как двусложными, так и трёхсложными размерами, что можно применять рифмы и мужские, и женские, и дактилические и чередовать их, что силлабо-тоническое стихосложение следует распространять на стихи любой длины; именно Ломоносов создал классический русский четырёхстопный ямб.

Преобразование русского языка было великой исторической заслугой Ломоносова. Ломоносов первый стал научно изучать русский язык во всем его многообразии. Он изучал вопросы грамматики и стихосложения, разрабатывал основы риторики и стилистики и закладывал основы русской научной терминологии для самых различных наук, от хи-мии и физики до горного дела и мореплавания. Таким образом, М.В. Ломоносова по праву можно считать великим реформатором русского языка и одним из основоположников русской лингвистики.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие научного стиля. Русский литературный язык второй половины XVIII века. Роль Ломоносова в формировании русского языка. Собирание словарных материалов для исторического изучения русского языка. Обогащение русской терминологической лексики.

реферат [18,6 K], добавлен 18.11.2006

Вклад софистов в историю развития античной риторики. Сравнение риторики древней Греции и древнего Рима. История становления стилистики в России. Учения Ломоносова о «Трех штилях». Вклад В.О. Винокура, В. Виноградова в развитие стилистики русского языка.

курсовая работа [45,9 K], добавлен 14.11.2014

курсовая работа [208,6 K], добавлен 05.06.2015

Виды стилей речи. Понятие, лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические особенности научного стиля, его подвиды и характерные черты. Жанры, использующие научный стиль, история его возникновения. Роль Ломоносова в развитии научного языка.

презентация [2,4 M], добавлен 26.03.2012

Культурно-историческая природа русского языка. Язык как компонент научного знания. Специализированный язык как инструмент научного познания. Живая речь и возможности формализации в языке естественных наук. Некоторые особенности языка гуманитарных наук.

реферат [25,0 K], добавлен 23.09.2014

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *