Ломоносов основоположник чего в литературе

Ломоносов основоположник чего в литературе

Ломоносов основоположник чего в литературе. Смотреть фото Ломоносов основоположник чего в литературе. Смотреть картинку Ломоносов основоположник чего в литературе. Картинка про Ломоносов основоположник чего в литературе. Фото Ломоносов основоположник чего в литературе

Ломоносов основоположник чего в литературе. Смотреть фото Ломоносов основоположник чего в литературе. Смотреть картинку Ломоносов основоположник чего в литературе. Картинка про Ломоносов основоположник чего в литературе. Фото Ломоносов основоположник чего в литературе

Значение Ломоносова в истории литературы

1. Ломоносов выполнил огромную работу в деле развития русского литературного языка на народной основе, довел до конца начатую Тредиаковским реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями.

2. Ломоносов содействовал созданию русского классицизма, прогрессивного по тому времени направления, и был отцом той торжественной оды, которая после него становится популярным жанром в русской литературе XVIII – XIX века.

3. Поэзия Ломоносова, глубоко идейная, патриотическая, граждански направленная, значительно способствовала быстрому и успешному развитию русской литературы. И как ученый, и как поэт Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине. Вся его жизнь была полна неуставных творческих исканий и героической борьбы с врагами, всячески препятствовавшими его преобразовательной деятельности в области просвещения. В своих предсмертных записях Ломоносов, между прочим, пишет: «За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство…Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют… » лекции по физике.

Но основное внимание Ломоносова было уделено борьбе за просвещение. Он требовал, чтобы доступ к образованию был открыт всем сословиям, в том числе и крестьянству. Он глубоко верил в творческие силы и способности русского народа. По идее Ломоносова в 1755 году был основан Московский университет, носящий теперь имя своего великого основателя.

Источник

Пруцков Н. И.: Русская литература XVIII века
Ломоносов

Ломоносов

В 1834 г. в «Литературных мечтаниях» молодой В. Г. Белинский писал о роли Ломоносова в формировании русской словесности: «… с Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим. Нужно ли говорить, что это был человек великий и ознаменованный печатью гения? Все это истина несомненная. Нужно ли доказывать, что он дал направление, хотя и временное, нашему языку и нашей литературе? Это еще несомненнее». [869]

Ломоносов был первым поэтом, заложившим основы новой русской литературы XVIII в. на путях приобщения ее к опыту и достижениям европейской культуры. Важнейшая заслуга Ломоносова состояла в том, что освоение европейских традиций сочеталось в его творчестве с активным использованием богатств национального культурного опыта на основании учета первоочередных потребностей нового культурного строительства разбуженной реформами Петра I России.

Пафос героического становления русской нации, утверждения русской национальной культуры определил основное содержание творчества Ломоносова, отсюда патриотическо-гражданственная тема в его поэзии, тема труда и науки, прославление военных триумфов России и вместе с тем осуждение захватнических войн и восхваление «тишины», мира между народами как необходимого условия процветания страны, образы национальных героев, и прежде всего Петра I.

Свойственный классицизму высокий гражданский идеал, проповедь подчинения личных, частных интересов общегосударственным, культ разума и просветительские тенденции объективно отвечали общенациональным задачам русской культуры. Деятельность Ломоносова, преобразовавшего русское стихосложение и давшего первые образцы высокохудожественного русского стиха, внесшего в русскую поэзию героический, мажорный, жизнеутверждающий тон, имела громадное значение для всего дальнейшего развития русской литературы.

В формировании Ломоносова — поэта, теоретика литературы, писателя истории большую роль сыграла русская национальная традиция. Выросший на севере России и с молодых лет приобщившийся к народной культуре, он знал большое количество древнерусских памятников. Его первыми учебниками были рукописные книги. Из биографии, составленной Н. И. Новиковым, мы знаем, какое огромное впечатление произвела на юного Ломоносова «Псалтырь рифмотворная» Симеона Полоцкого, с которой он также ознакомился на родине. В Славяно-греко-латинской академии, где Ломоносов обучался с 1731 по 1736 г., он также много внимания уделял «древним книгам», которые хранились в библиотеке Заиконоспасского монастыря.

В январе 1736 г. в числе лучших учеников Славяно-греко-латинской академии, привезенных в Академию наук для отправки за границу, в Петербург приехал Ломоносов. Вскоре он приобрел «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» В. К. Тредиаковского, незадолго до этого вышедший из печати, и приступил к его изучению. Благодаря счастливой случайности эта книга из личной библиотеки Ломоносова сохранилась, [870] и ученые имеют возможность изучать приписки и пометы Ломоносова, которыми он сопровождал внимательное чтение сочинения Тредиаковского. [871]

Трактат Тредиаковского оказал большое влияние на формирование взглядов Ломоносова — поэта и теоретика литературы. Об этом можно судить не только на основании многочисленных и красноречивых приписок и примечаний на книге, но и потому, что в присланном им в 1739 г. из Германии в Петербург «Письме о правилах российского стихотворства» с приложенной к нему «Одой на взятие Хотина» нашли отражение многие принципы стихосложения, выдвинутые Тредиаковским.

В Германии Ломоносов ознакомился с творчеством известного в то время поэта Гюнтера. Кроме того, он внимательно изучал трактат об искусстве поэзии немецкого классициста Готшеда и «Поэтическое искусство» Буало. Сохранились конспекты этих трудов, написанные Ломоносовым в 1738 г. [872]

Но вместе с тем Ломоносов проявил большую самостоятельность в своей первой теоретической работе, касающейся русской литературы. В учении о русском стихе Ломоносов исходит из закономерностей русского языка: «… российские стихи, — пишет он, — надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему несвойственно, из других языков не вносить». [873]

Ломоносов говорит о малом различии «древнего языка от нынешнего». Эту мысль, как мы увидим далее, Ломоносов будет развивать и в других своих работах по теории литературы.

В приложении к «Письму о правилах российского стихотворства» Ломоносовым была дана его первая ода — «Ода на взятие Хотина». Она была написана под впечатлением известий о блестящей победе русских войск над турками у крепости Хотин в 1739 г.

По словам современников, ода произвела большое впечатление в Петербурге необычностью своей стихотворной формы: четырехстопный ямб с чередованием перекрестной и парной рифм создавал впечатление большой ритмической энергии, хорошо согласующейся с содержанием оды, прославляющей подвиги русских солдат-победителей. Академик Я. Штелин отметил в своих записках, что «оды Ломоносова были написаны совсем другим, новым размером». [874]

Новым было и то, что в литературном произведении получило отражение важное событие современности, характеризующееся при этом посредством исторических аналогий: автор напоминал о недавних блестящих победах русских под водительством Петра I и о «смирителе стран Казанских» — царе Иване IV, который «Селима гордого потряс» (Селим — турецкий султан Сулейман II).

Современность и история были органически объединены в оде Ломоносова, написанной с большим вдохновением, ярким и образным языком, также, несомненно, поразившим первых читателей этого произведения:

Источник

Литература

Биография Ломоносова

Михаил Ломоносов появился на свет 8 ноября 1711 г. в Архангельской губернии, в поморской деревушке на острове в устье Северной Двины Мишанинская недалеко от Холмогор.

С детства чтение для Михаила стало страстью, им были прочитаны все книги церковной библиотеки. За дозволение брать книги домой переписал заново ветхое «Житие Дмитрия Солунского», которое сохранилось сего записью: «Списывал в сей тетради Михайло Ломоносов». Зачитывался «Арифметикой» Л. Магницкого и «Грамматикой» М. Смотрицкого,выучил их наизусть. Эти книги он назовет «вратами своей учености».

По запросу Петербургской академии наук его с другими 11 лучшими воспитанниками направляют в академический университет.Там его включили в список трех самых одаренных учащихся и в 1736 г. отправили в Германию изучать горное дело. За три года обучения в университете Марбурга он освоил немецкий, французский и итальянский языки, изучал философию, математику, химию, познавал европейскую культуру. На латыни начал писать ученые трактаты [5] и стихотворения, создал свои первые научные труды. В Марбурге он встретил свою единственную на всю жизнь любовь Елизавету Цильх, ставшую его женой. После в Саксонии, в Фрайберге, изучал химию и горнорудное дело у профессора Генкеля, но поняв, что у него уже ничему научиться не может, самовольно ушел, чтобы лично побывать на различных рудниках. Во время этих скитаний обманом был завербован прусским офицером в рекруты [6] и насильно доставлен в крепость Вессель, откуда, рискуя жизнью, совершил побег.

Вернувшись в Россию весной 1741 г., привез с собой две диссертации, первые главы перевода «Физики» своего учителя профессора Вольфа, рукописи стихов и образцы минералов из саксонских рудников. Но его ждало разочарование в академической канцелярии: он, получивший университетское образование в Европе, не был востребован. Ломоносов вынужден был разгружать в порту корабли, зарабатывая себе на жизнь, но продолжал заниматься переводами научных статей, работал над диссертациями. Отчаявшись, он написал письмо императрице, прося помощи и поддержки. Обращение к недавно вошедшей на престол Елизавете I возымело действие.

В 1745 г. Ломоносов после защиты диссертации по химии стал профессором. Он преподавал, занимался реформированием академии. В 1946 г. добился создания первой химической лаборатории. К 10-летию его научной деятельности выходит «Собрание разных сочинений в стихах и прозе».

Ломоносов несколько лет добивался создания национального высшего учебного заведения, в котором преподавание велось бы на русском языке, ведь в университете при Петербургской академии большинство преподавателей были иностранцы.Он стал инициатором основания университета в Москве, который был открыт в 1755 г. при поддержке графа Ивана Шувалова, не только влиятельного придворного и приближенного императрицы, но одного из самых образованных государственных деятелей. При университете были открыты гимназия и собственная типография.

В 1760 г. Михаил Ломоносов стал почетным членом Стокгольмской, а в 1764 г. и Болонской академий наук, готовилось избрание в Парижской академии. Скончался 15 апреля 1765 г. от простуды. Погребен в Александро-Невской лавре.

Причем для Ломоносова не существовало разделения наук на естественные и гуманитарные, теоретические и прикладные. Все они представляли единую универсальную систему познания мира. Михаил Ломоносов был уникальным ученым-энциклопедистом. Литературная работа была одной из частей энциклопедической науки.

Роль Ломоносова как основоположника классицизма в России

Ломоносов как реформатор русского языка и стихосложения

В России после реформ Петра Великого началась эпоха культурных преобразований. Будучи сторонником петровских реформ, Ломоносов в своей деятельности руководствовался идеями прогресса, благодаря ему начался новый период культурной и интеллектуальной русской жизни.

Ломоносова считают родоначальником эстетического и литературного течения классицизма в России. Это течение, возникшее в XVII в. во Франции, было ориентировано на классические образцы античного искусства и стало базовым для идеологических взглядов эпохи Просвещения. Ломоносов, изучая традиции европейской культуры, использовал их в своем творчестве, но при этом учитывал многообразие национального культурного опыта. Отличительными чертами русского классицизма и стихотворчества Михаила Ломоносова стали гражданская и патриотическая направленность.

В 1739 г. Ломоносов прислал в Российское собрание при Академии наук, заботившееся о чистоте русской речи,«Письмо о правилах российского стихотворства». В своем труде Ломоносов выступил как реформатор русского стихосложения,предложил идеи для совершенствования грамматики русского языка, составления его словарей.

В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» Ломоносов, стремясь к классической ясности, разграничил сферы применения церковнославянского и русского разговорного языков. Он сформулировал теорию «трех штилей», которая станет базовой для всей классицистической поэзии. К высокому стилю Ломоносов относил церковнославянские и общего употребления русские слова, к среднему – часто употребляемые русские слова с незначительным количеством церковнославянских, к низкому – русские, не используемые в церковнославянских текстах, иногда и просторечные. Каждый стиль подходил конкретным жанрам: высоким предназначалось писать ораторские речи, оды и героический эпос; средним – трагедии, элегии, сатиры, низким – стихотворные послания, эпиграммы,басни, песни.

Ломоносов в своих трудах подошел к литературным процессам с научной точки зрения, определив стилистику языка, систематизировав литературные жанры и правила словоупотребления.Он показал, что русский язык своей поэтичностью не уступает латыни и западноевропейским языкам, заложил основы национального стихосложения и новой поэзии, избавив ее от «тяжеловесного речения». Способствовали совершенствованию русской словесности написанные Ломоносовым «Российская грамматика» и первый учебник по риторике на русском языке «Краткое руководство к красноречию», по которому обучались почти 170 лет.

Оды Ломоносова. Жанр оды

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 г.» как типичное произведение русского классицизма»

В учениях французских просветителей Вольтера и Дидро говорилось, что для достижения благосостояния государства и его народа идеальна система управления, называемая «просвещенной монархией». Они считали, что во главе государства должен стоять разумно руководящий, образованный правитель. Но монархи не всегда являлись таковыми, оттого философы и поэты в своих произведениях, восхваляя качества характера и черты личностей властителей, провозглашали те идеи, которые хотели видеть воплощенными в жизнь, словом призывали к действию. В XVIII в. популярными были такие классицистические литературные жанры, как торжественная речь, послание, ода. Эти жанры были рассчитаны на оказание влияния на людей, которым они были посвящены. Мало востребованы были лирические жанры и прозаические.

Ломоносовым были написаны героическая поэма, две трагедии, множество пародий, сатирических стихов и 33 похвальные оды, которые были его любимым жанром. Корнями жанр оды уходит в античную культуру: так называли хвалебную песню в честь знаменитых граждан, героев, богов. Впервые ода появилась в русской литературе благодаря Тредиаковскому, давшему ей определение как «собрание разных стихов», которыми «описывается всегда и непременно материя благородная, важная и великолепная в речах поэтических и очень высоких». Это торжественное, восхваляющее произведение, позволяющее соединить лирическое и публицистическое начала, давало возможность высказаться по вопросам государственного значения в красивой и образной форме.

Оды, как правило, писались на заказ, их декламация [11] была частью придворных и праздничных церемоний. Похвальные оды Ломоносова своим содержанием и злободневностью вышли за рамки официально-придворного назначения, в них, помимо прославления коронованной особы, поднимались вопросы общественной и государственной значимости, излагались просветительские и реформаторские идеи.Основное содержание од Ломоносова было пронизано героическим пафосом, прославлением русской нации и ее культуры, воинской славы России и ее героев, основными темами од Ломоносова были патриотическая и гражданская темы, тема науки.В 1740 г. Ломоносов прислал в Петербургскую академию наук «Оду на взятие Хотина». Всех потрясли написанные новым, непривычным стихотворным размером стихи никому еще неизвестного студента о победе русских солдат, взявших турецкую крепость в 1739 г.

О своем поэтическом предназначении Ломоносов говорит в «Разговоре с Анакреоном», построенном в форме диалога с древнегреческим поэтом, прославлявшим житейские удовольствия и любовные радости. Ломоносов считает, что его призвание – прославление героев и их подвигов во славу Родины. Ломоносов-ученый органически связан с Ломоносовым-поэтом, оттого ему гораздо интереснее писать о научных изысканиях, чем о любовных страстях. К примеру, в «Письме о пользе стекла» написано более 3000 воодушевленных слов об увлекательном для него предмете, его свойствах и применении. Ломоносов пишет научно-философские поэтические тексты, выражая мировоззрение ученого, исследователя. Таковыми являются его «Вечернее размышление» и «Утреннее размышление», повествующие с научным интересом о тайнах мироздания. Хотя эти произведения написаны в жанре духовной оды, Ломоносов, восторгаясь природой, как проявлением Божественной воли, через собственное видение представляет научную картину мира поэтическими средствами. В «Вечернем размышлении» им дана гипотеза о бесконечности Вселенной, электрической природе северного сияния; в «Утреннем размышлении» высказано предположение, что поверхность Солнца – это «горящий вечно океан», т.е. плазма, хотя в официальных научных кругах того времени считалось, что она представляет собой твердь. Ломоносов говорил, что не прав математик, желающий «циркулем измерить Божью волю», не прав богослов, думающий, что науки можно познать «на Псалтыре». Для Ломоносова научное познание, религия и поэтическое творчество неразделимы.

В 1747 г. Елизавета I почти вдвое больше выделила средств на нужды Российской академии наук. Это воодушевило Ломоносова восславить свою самую заветную идею – идею огромной пользы развития наук для национального и нравственного процветания государства. Он написал по заказу Академии наук благодарственную похвальную оду императрице к пятой годовщине ее правления.

Содержание оды Ломоносова можно представить с комментариями следующим образом. «Ода на день восшествия…» начинается с прославления тишины, а не Елизаветы I. Объяснение дано в третьей строфе: заслуга императрицы, возвратившей тишину в страну, в том, что она «войне поставила конец». Ломоносов прославляет мир,окончание войны со шведами в 1743 г. Тема мира в оде представляется шире одной победы: монарху спокойствие России и жизнь подданных должны быть важнее своих амбиций и расширения пределов своего государства «на запад и восток». Оттого императрице приписываются желанные черты характера: кротость, смиренность, отсутствие гордыни. В шестой строфе звучит главная тема оды Ломоносова, ради которой она и была создана – это прославление науки.

Самые цитируемые из оды Ломоносова две заключительные строфы обращены к человеку, который с помощью наук сможет овладеть сотворенными Творцом богатствами. Ломоносов обращается к образам естествоиспытателя Ньютона и философа Платона, чтобы подчеркнуть необходимость создания отечественной научной школы, способной вырастить «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов». Чтобы для обучения дворянских детей не приглашались иностранцы, которые, как правило, учеными не являлись и знали науки поверхностно. В предпоследней строфе автор обращается к каждому человеку, старается убедить в том, что не только ради служения Отечеству, а ради собственной пользы стоит заниматься наукой. В этих обращениях и наставлениях используется уже не возвышенная церковнославянская лексика, а более простая, разговорная, понятная любому. В завершении оды Ломоносов возвращается к образу Елизаветы, прославляя ее.

Основные черты классицизма в оде Ломоносова проявились в прославлении разума и науки, служение Отечеству ставится выше частных интересов, закон и долг выше человеческих страстей.

Композиция оды соответствует классицистическим законам.Во вступлении провозглашаются идеи, представляющие основу благосостояния государства: прославление мира и осуждение войны, утверждение необходимости счастья для каждого человека. В главной части воспевается величие России, ее красота и неисчерпаемые богатства, прославляются величайшие возможности науки, звучит призыв к освоению наук молодежью,восхваляются монархи, которые стремятся к процветанию государства: Петр I и Елизавета I. В заключении выражается благодарность императрице за деяния во благо страны.

Эта ода Ломоносова стала самой популярной из всех его поэтических творений, вдохновив соотечественников патриотической тематикой и прославлением науки, новизной художественного мастерства.

Значение творчества М. Ломоносова в русской литературе

В филологических трудах Ломоносовым были систематизированы знания по теории литературы, создана система стихосложения, которая станет базовой для поэзии XVIII и XIX в., заложены основы формирования языковых стилей, разработаны нормы словоупотребления. Все эти реформы предоставили богатейшие возможности для словотворчества. До Ломоносова литературный язык был засорен заимствованными и церковнославянскими словами,отчего поэтические произведения казались громоздкими, были сложны для понимания. Ломоносов стремился развивать литературный язык на русской народной основе, используя лучшее из других языков. Благодаря реформаторству Ломоносова поэзия стала легче восприниматься.Белинский считал, что новая русская литература началась сод и реформ Ломоносова, которого он назвал литературным «Петром Великим».

Словарь

1. Лоцман – управляющий судном, знающий морские пути.

2. Обоз – несколько саней, телег или повозок с грузом.

3. Келья –жилье, небольшая комната в монастыре.

4. Прилежание – старание, усердие.

5. Трактат – научное сочинение.

7. Адъюнкт – младшая научная должность.

8. Ода – лирическое торжественное произведение.

10. Четырехстопный ямб – стихотворный двусложный размер с ударением на 2, 4, 6, 8 слогах.

11. Декламация – вид ораторского мастерства, выразительное чтение.

12. Дщерь (церковно-славянское слово) – дочь.

Источник

Влияние Михаила Ломоносова на литературу

Вы будете перенаправлены на Автор24

Биография Михаила Васильевича Ломоносова

Известный русский ученый, художник, историограф и поэт Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии. Семья его была зажиточной. По отзывам самого Ломоносова его отец был добрым человеком, хотя и не далеким, а мать скончалась, когда Михаилу было всего 9 лет. После смерти супруги отец женился второй раз. Вторая жена так же скончалась. В третий раз отец женился на Ирине Семёновне. По отзывам Михаила Ломоносова она была «злой и завистливой».

С юных лет Михаил помогал отцу, вместе они уходили в плавания. Во время эти путешествий юный Михаил Ломоносов закалялся физически и расширял свой кругозор.

Первые азы образования Михаил Васильевич получил от дьячка местной церкви С. Н. Сабельников. К 14-ти годам Ломоносов умел грамотно письменно излагать свою речь.

В родном доме отношения с мачехой становились все хуже и хуже. Отец Михаила решает женить сына, узнав об этом юноша покидает родной дом.

В 1970 году Михаил Ломоносов отправляется в Москву. Он ушел из дома ночью, ни с кем не простившись, взяв с собой минимум необходимых вещей. На третий день он догнал рыбный обоз и уговорил рыбаков взять его с собой до Москвы. Через три недели он был на месте.

Ломоносов имел непреодолимую тягу к знаниям. Для того чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, ему пришлось подделать документы и выдать себя за сына дворянина. В Академии он терпел насмешки одноклассников, так как был намного старше их. В Академии Ломоносов проявил себя как прилежный ученик.

В 1734 году будущий ученый поступает в Киево-Могилянскую академию.

В 1735 году Ломоносов был зачислен в университет при Академии Наук в Петербурге. В университете Ломоносов изучал немецкий язык, математику, физику и стихосложение.

В 1736 году президент Академии наук вынес предложение отправить несколько способных учеников в Марбург для изучения химии и горного дела. Среди этих счастливчиков оказался и Ломоносов. Всего за границей Ломоносов провел пять лет.

Готовые работы на аналогичную тему

В 1741 году Михаил Ломоносов оказывается снова в России в Петербурге. В это время он занимался изучением ботаники, естествознания, физики, химии.

В 1742 году Ломоносов стал адъюнктом физического класса при Академии наук.

В 1745 году Ломоносов получает звание профессора химии.

В 1749 году Михаил Васильевич прочитал перед публикой Академии наук «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне». Эта речь имела большой успех, благодаря ей он приобрел благосклонное отношение императрицы.

В 1755 году был открыт Московский университет, немаловажную роль в открытии этого учебного заведения сыграл Михаил Васильевич.

В 1757 году Михаил Ломоносов получил чин коллежского советника.

4 (15) апреля 1765 года знаменитого российского научного деятеля не стало. Причиной смерит Михаила Василевича стала пневмония.

Литературное творчество М. В. Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов был «универсальным» и всесторонне развитым человеком. Сложно переоценить его вклад в развитии российской науки. Помимо этого, Ломоносов сыграл и большую роль в русской литературе.

Поэзия М. В. Ломоносова воистину уникальна. В ней мы видим отражение его увлечения историей Древней Руси и ее литературными памятниками. Ломоносова считают основоположником русской оды. В этом жанре поэт наилучшем образом сумел воплотить свои высокие просветительские идеи. Свое литературное творчество Ломоносов считал инструментом, пропагандирующим великую роль науки и искусства.

Одним из наиболее патриотических поэтических произведений поэта является ода «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы» (1748). Содержание оды определяется намерением в то время русской армии вступить на сторону Австрии, Англии и Голландии, которые воевали с Францией и Германскими государствами. Ломоносов восхваляет Елизавету и пишет об этих политических событиях.

Еще одной темой Ломоносовских од является тема науки и тема ученых из русского народа. Ломоносов был уверен в огромном потенциале и таланте русского народ. Поэт в своих одах призывал русских ученых к плодотворной научной деятельности, а также слагал хвалебные гимны русской науке.

Ломоносов так же пишет и об огромных пространствах своей родины, описывает русские леса, моря, богатые недра русской земли.

Особе место в его литературном творчестве отводилось русскому духу. Ломоносов воспевает его могучесть, силу, мощь.

От поэтических произведений того времени оды Ломоносова отличались звучностью, музыкальностью, легким и понятным языком.

Уникальность творчества Ломоносова состоит в том, что его поэзия всегда идет рука об руку с наукой. Он не устает повторят о необычайных силах природы, которые должен исследовать человек.

Ломоносов вышел за рамки строгой поэзии классицизма. Он развивает дальше традиционный русский стих. Заслуга поэта состоит в том, что он сумел обогатить жанр оды новым гражданским содержанием. Эти приемы в последствии станут использовать поэты-романтики начала XIX в.

Ломоносов не только сочинял стихи, но и изучал теорию стихосложения. В частности, он рассматривает многообразные виды поэтического олицетворения. Об этом явлении он написал в разделе «О изобретении витиеватых речей» «Риторики» 1748 года.

Так же в этой книге Ломоносов пишет о литературных вымыслах. Он говорит о том, что в литературе вымыслы делится на чистые и смешанные. Чистые вымыслы описывают события, которых никогда не происходило на самом деле, смешанные вымыслы состоят из правдивых и придуманных событий, а также содержат похвалу подвигу или долю нравоучения. В своём творчестве поэт прибегал в основном к смешанному вымыслу, чаще всего в основе произведения лежало реальное историческое событие. Ломоносов стремился к максимальной точной передачи исторического факта. Это было принципиально новым приемом в литературном творчестве того времени. Ломоносов всегда старался строго изобразить истинность описываемых им событий – это является одной из основных отличительных черт Ломоносовский поэзии.

В то время в господствующем литературном направлении классицизме главенствующим жанром была стихотворная трагедия. Ломоносов работал и в этом жанре (произведения «Тамира и Селим» и «Демофонт»).

Трагедия «Тамира и Селим» написанная в 1750 году была посвящена национально-исторической теме. В этой трагедии описаны события русской истории конца XIV в., когда в 1380 г. русские войска под предводительством великого московского князя Димитрия Ивановича, разбили армию хана Мамая на поле Куликовом.

В основе второй трагедии «Демофонт», написанной в 1751 году, лежит сюжет античной истории.

Другими наиболее известными литературными произведениями М. В. Ломоносова являются:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *