Лонг лист и шорт лист что это
7 этапов по прямому подбору высококлассного специалиста в компанию
Автор: Владимир Якуба, поделится своим опытом поиска сотрудников в крупнейшие фирмы на ключевые должности – руководителей, топ-менеджеров.
Итак, 7 шагов по прямому подбору высококлассного специалиста в компанию:
1. Профиль. Executive Search – это подбор кандидата на должность по запросу руководства компании в заданном сегменте рынка с определенными характеристиками. Не путать с хедхантингом, когда нужен конкретный человек в штат компани. Если клиент говорит «найди мне директора филиала» — это Executive Search, если «приведи мне на должность директора филиала Корнеева из «ФедералСтрой» — это хедхантинг. Можно привлечь для такого рода услуг специализированную компанию, например headhunter agencies. При составление профиля вакансии уточните все: требования, обязанности, бонусы, из каких компаний предпочтительно приглашать кандидатов.
2. Лонг-лист. Составьте для себя список потенциальных кандидатов, внеся их в таблицу со следующими графами: название компании, ФИО, должность, телефон, e-mail, статус, дата переговоров, комментарий. Можете сделать лонг-лист как-то иначе, главное – чтобы все кандидаты находились «перед глазами».
Где искать данные о кандидатах? Рекомендую 3 источника:
• Яндекс метод. Набрать в поисковике компанию, должность и телефонный код региона.
• Дубль Гис. Это тоже поисковая система с данными о контактах конкретных людей, но у нее есть один недостаток – здесь вы можете не найти данных о руководстве фирмы.
• Yandex people. Благодаря этому сервису вы получите все данные о нужном вам человеке через социальные сети.
А что делать, если вы не нашли номера интересующего вас специалиста, а он вам очень нужен? Мой ответ — искать телефон компании, в которой он работает, и включать творчество!
3. Легенды. Чтобы раздобыть контакты интересующего вас сотрудника, придется для начала пообщаться с посредником – чаще всего секретарем. Но вы же не можете с ходу заявить: «Дайте телефон Петрова, я его к конкурентам хочу сманить». Приходится идти окольными путями. Выстраивать разговор так, чтобы получить интересующие сведения, мне помогают легенды. Вот мои любимые:
• «Письмо». Вы делаете вид, что собираете данные для отправки официального письма: «Ваш почтовый адрес? А индекс? ФИО директора по продажам? Так, а как зовут начальника отдела маркетинга?» Так вы узнаете имя-отчество и руководителя компании, и интересующего вас кандидата.
• «Забыл». Ваша задача – убедить секретаря в том, что вы уже общались с их сотрудником по какому-то вопросу, но у вас нет прямого контакта, к примеру, вы потеряли его номер телефона, и теперь просите соединить вас. «Не помню, как зовут, то ли Александр, то ли Алексей… ». Здесь очень часто можно просто наугад попасть в цель.
• «Наш секретарь». Суть ее в том, что разговор вы начинаете с фразы: «Нам звонили из вашей компании, но наш секретарь неправильно что-то записал. Как вы думаете, по вопросу закупок, кто мог звонить?»
4. Секретарь. Итак, вы позвонили в компанию и общаетесь с секретарем. Это люди-фильтры, которые обучены отсеивать все лишние звонки, и среди них немало таких «акул», с которыми выходят настоящие сражения. Но все же секретарь – это лучше, чем оператор call-центра, поэтому не звоните по номерам на 8 800…., им бесполезно задавать вопросы вроде «как зовут начальника логистического отдела» — операторы просто не располагают такой информацией. Лучше позвоните в какой-нибудь региональный офис и соберите нужную информацию там. Или можете набирать все подряд телефоны с лонг-листа, пока не наткнетесь на реального сотрудника, который сможет дать нужные сведения.
5. Кандидат. Итак, вы на связи с кандидатом на должность. Представьтесь, скажите, какую компанию представляете. Сообщите, что ищете человека, чтобы закрыть определенную вакансию. Дальше – хитрость: «Не могли бы вы мне кого-то порекомендовать? Или, может быть, вы сами заинтересованы в данной вакансии?». Так вы сразу «подцепите на крючок» человека, который готов сменить работу. Если же он не собирается уходить из своей компании – возможно, он посоветует вам еще парочку достойных кандидатов. Обязательно оставьте свой телефон: у человека должна быть возможность позвонить вам, если он передумает. А может, ему просто неудобно в данный момент в офисе обсуждать перспективы своего перехода на другую работу, тогда он перезвонит вам в удобное для себя время.
6. Шорт-лист. Составив для себя список кандидатов-финалистов, вы предоставляете этот шорт-лист своему заказчику. Вся информация в нем должна быть максимально прозрачной и структурированной. Также укажите время, когда кандидат готов пообщаться с потенциальным работодателем.
«Сергей Дмитриевич! Добрый день! Представляю 3 кандидатов на позицию «Финансовый аналитик».
1. Иванов Сергей, Холдинг Групп. Заместитель финансового директора, 38 лет, рассматривает предложения от 5000$.
2. Петров Олег, Сибирь Аква. Финансовый аналитик, 42 года, 7000$.
3. Алексеева Оксана, Веста. Главный эксперт по финансам, 33 года, 4000$.
Петров и Алексеева будут свободны 15.11.18 (пятница) после 16-00. Иванов сможет подойти на интервью 20.11.18 в 14-00».
7. Выход на работу. Вы сопровождаете найденного вами кандидата вплоть до первого рабочего дня, потому что бывает и так – все этапы пройдены успешно, но человек так и не явился на новое место работы. Чтобы этого не случилось, постарайтесь убедить специалиста в правильности этого шага, расскажите ему о выгодах, которые он получит при смене работы. Вы можете направить кандидату джоб-оффер – официальное приглашение о работе. Оно не имеет юридической силы, но подтверждает серьезные намерения работодателя относительно кандидата.
Что такое шорт и лонг на бирже и как на них заработать инвестору
Я в шортах, зашортил акцию, ушел в лонг и пр.
От инвестора-трейдера часто можно услышать непонятные для чайников выражения: я в шортах, зашортил акцию, ушел в лонг и пр. Начинающему игроку на фондовом рынке важно знать, что стоит за этими словами. Это поможет оградить себя от неправильного выбора стратегии и потери денег. В статье разберемся, что такое шорт и лонг на бирже, что значит играть на повышение и понижение, как на этом можно заработать.
Одни инвесторы счастливы, когда котировки ценных бумаг идут вверх, другие – когда вниз. Как такое возможно? Все дело в виде заключенных сделок. Кто-то зарабатывает на повышении, а кто-то – на понижении. Объясню обе стратегии простыми словами.
Термин “шорт” произошел от английского short – короткий. В разговоре используют разные вариации: короткая продажа, короткая сделка, короткая позиция, сделка шорт и пр.
Понятие короткой позиции
Шорт – это биржевая сделка, в результате которой инвестор хочет заработать на снижении котировок акций, которыми он не владеет, а берет в долг у брокера. Фактически это продажа активов, которых у инвестора нет.
Суть торговли в следующем. Инвестор предполагает, что котировки акции компании А будут снижаться. Он берет в долг необходимое количество ценных бумаг у своего брокера и продает их по текущей цене. Далее выжидает момент, когда котировки снизятся, покупает по сниженной цене и возвращает бумаги брокеру. Разницу в стоимости кладет в карман.
На словах выглядит все просто и понятно. Но на практике операция очень рискованная. О рисках мы еще поговорим ниже. Но главный из них – это то, что ни один инвестор не может с вероятностью 100 % знать, куда двинется котировка.
Иногда один твит большого политика может обрушить или возвысить как ценную бумагу, так и весь фондовый рынок. Тогда все выводы по фундаментальному или техническому анализу окажутся бесполезны. А иногда макроэкономические показатели указывают, куда двинется рынок. В этом случае инвестор должен обладать определенными знаниями, чтобы верно расшифровать их значения и определить направление.
Есть такое понятие – игра на понижение. На мой взгляд, оно отражает суть стратегии. Это игра в прогнозистов, аналитиков и просто любителей адреналина. Иногда получается выигрывать, а иногда и не везет. Стратегия шорт активно используется в трейдинге. Главное, чтобы инвестор шел на риск сознательно и был готов к проигрышу.
Механизм игры на понижение
Для понимания механизма игры на понижение приведу простой бытовой пример. Возьмем такой сезонный продукт, как сноуборд. Цена на него растет в преддверии зимы и падает в конце сезона. Допустим, вы берете у владельца сноуборд (он все равно у него простаивает, потому что тот пересел на горные лыжи) в декабре и продаете его. Когда наступает весна, покупаете аналогичный, но дешевле. Возвращаете соседу сноуборд. Разницу между ценой продажи и покупки берете себе.
Точно так же действует трейдер, который хочет зашортить акцию. Допустим, он прочитал аналитические отчеты экспертов, провел свои исследования и расчеты и определил, что компания Яндекс сильно переоценена и в ближайшем будущем ее ждет падение стоимости акций.
На 3.12.2020 котировка равна 5 230 руб. Трейдер берет у брокера 100 акций в долг. Для этого надо:
После открытия сделки на брокерском счете трейдера появится запись о поступлении 523 000 ₽ и минус 100 акций Яндекса. Через какое-то время прогнозы оправдались и котировка снизилась до 5 100 ₽. Инвестор покупает 100 бумаг на сумму 510 000 ₽ и возвращает их брокеру. Разницу в 13 000 ₽ (523 000 – 510 000) забирает себе. В примере не учтены комиссии брокера и биржи, налоги.
Посмотрите график Башнефти. Если кто-то из аналитиков предсказал, что в феврале 2020 г. начнется обвал цен, то на самом пике он мог продать акции за 1 860 ₽. А уже в марте ценные бумаги торговались по 1 041 ₽. Прибыль составила более 800 ₽ с одной штуки.
Особенности сделки шорт
Что нужно знать инвестору, если он хочет проводить сделки шорт?
Список инструментов, по которым доступна короткая позиция, составляет брокер. Он может отличаться у разных посредников. Поэтому до оформления сделки лучше ознакомиться с перечнем ценных бумаг для шорта. Как правило, в него входят самые ликвидные акции российского фондового рынка.
За то, что брокер дает ценные бумаги в долг, он берет комиссию. Например, у ВТБ она равна 13 % годовых. Но если сделка осуществляется в течение одного торгового дня, то комиссия не взимается. За возможность выставить короткую позицию трейдер заплатит комиссию бирже и брокеру по самой сделке (смотрите свой тариф) и за получение акций в долг.
Некоторые компании выплачивают дивиденды. После закрытия реестра акционеров, которые получили право на получение дохода, котировки ценных бумаг компании падают примерно на величину объявленных дивидендов. Хорошая возможность до падения открыть короткую позицию, чтобы потом купить по более низкой цене и закрыть сделку шорт. Но заработать не получится.
Одни брокеры прямо запрещают открывать короткую позицию незадолго до дивидендной отсечки. Другие разрешают, но с уплатой дивидендов и налога с них. Объясню, что имею в виду.
Для того чтобы выдать трейдеру акции в долг, брокер берет их у другого инвестора (сделка РЕПО). Этот инвестор даже не подозревает, что его активами пользуется другой человек. Естественно, он рассчитывает на дивиденды и брокер их заплатит, только возьмет с трейдера-шортиста.
Что такое margin call
Margin call – требование брокера закрыть сделку или пополнить счет для покрытия убытка от сделки. Это может случится, если на счете трейдера сумма достигнет критической отметки и ее не будет хватать, чтобы купить и вернуть взятые в долг ценные бумаги.
Рассмотрим реальную ситуацию. В мае 2020 г. на предприятии, которое принадлежит компании Норникель, произошла экологическая катастрофа с разливом нефтепродуктов. Ожидаемо, что акции рухнули в цене. Вряд ли кто-то из аналитиков мог предвидеть такое развитие событий и уйти в шорт.
Но ущерб, который определял Росприроднадзор, уже был ожидаем. Не исключаю, что некоторые инвесторы вошли в короткую позицию после объявления суммы штрафа в июле 2020 г. Но котировка упала незначительно буквально на несколько дней, а потом стала расти и продолжает это делать до сих пор. Кто не успел в короткое время купить подешевевшие акции, мог нарваться на margin call.
Например, на счете трейдера 200 тыс. ₽, а шорт открыт 6 июля на 10 акций по 18 260 ₽/шт. (182 600 ₽). Общий счет 382 600 ₽. Если инвестор пропустил время покупки на снижении с 8 по 14 июля, а протянул, например, до 5 августа, цена выросла до 20 886 ₽. И денег на счете уже не хватает для покупки ценных бумаг и возврата их брокеру. В этом случае трейдер может получить уведомление о внесении дополнительных средств.
Лонг с английского переводится как “длинный”. Это традиционная игра на повышение. Используют следующие выражения: встать в лонг, открыть длинную позицию. Срок не ограничен никакими временными рамками. Если за шорт инвестор платит брокеру проценты помимо комиссий по своему тарифу, то в лонге при использовании собственных денег никаких дополнительных расходов нет.
Понятие длинной позиции
Лонг – это биржевая сделка, в результате которой инвестор хочет заработать на повышении котировок ценных бумаг. Действует принцип: купил дешевле – продал дороже.
Большинство инвесторов, кто покупает акции для своих долгосрочных портфелей, можно назвать игроками на повышение. Но трейдеры тоже зарабатывают на лонге. Необязательно ждать годы, чтобы увидеть рост активов.
Например, многие инвесторы в марте 2020 г. покупали подешевевшие акции. Уже сейчас некоторые ценные бумаги выросли в цене. Посмотрите на график Сбербанка. В марте цена достигала 162 ₽ за штуку. На 3 декабря 2020 г. она равна 239,52 ₽.
Механизм игры на повышение
Суть стратегии проста. Инвестор ожидает, что акции компании А скоро вырастут в цене. Он их покупает сегодня (для этого даже может воспользоваться кредитным плечом от брокера), ждет какое-то время и продает по более высокой цене, если прогнозы оправдались. Ожидание может быть как очень большим – месяцы и годы, так и очень коротким – 1 день.
Механизм лонга кажется проще, чем шорта. Но это только кажется. Прогнозировать повышение так же сложно, как и понижение. Те, кто купили акции банка ВТБ в мае 2007 г. или в январе 2011 г., до сих пор ждут возврата хотя бы к цене приобретения.
Долгосрочные инвесторы чаще используют стратегию лонг, потому что их портфели рассчитаны на 10 и более лет. Если выдерживается принцип диверсификации, применяется хотя бы какой-то фундаментальный анализ для выбора активов, то доходность неизбежна. Снижение возможно, но в долгосрочной перспективе фондовый рынок растет.
С понятиями long и short связаны еще два интересных слова из сленга трейдера – быки и медведи. Быками называют тех, кто торгует в лонг. Аналогия с быком, который поднимает на рога своего противника. Так и трейдеры покупают акции, котировки которых в перспективе должны вырасти. Медведи – это шортисты. Медведь бьет лапой противника, а любители шорта опускают котировки продажей акций.
Сравнение рисков при шорте и лонге
Обе операции считаются рискованными. Но риск по короткой сделке выше. Разберемся почему.
Для начала рассмотрим стратегию лонг. Инвестор покупает 1 000 акций по цене 1 000 ₽/шт. Он уходит в лонг и ждет роста котировок. Самый большой риск – это банкротство компании и потеря 1 млн ₽, риск поменьше – бесконечно долгое ожидание прибыли. Больше чем миллион инвестор денег не потеряет, а вот прибыль может быть в разы выше, особенно в долгосрочной перспективе.
Возможный убыток ограничен той суммой, что вложена в покупку ценных бумаг, и ниже нуля не опустится. Например, вы купили акцию за 1 000 ₽. Потом цена упала до 500. Бумажный убыток равен 500 ₽ (50 %). Если вы уверены, что цена вырастет, то необязательно фиксировать убыток, держите бумагу до роста котировок. Ниже 0 цена не упадет. Вы можете потерять вложенные деньги, но не будете должны брокеру.
В случае с шортом все наоборот. Прибыль ограничена, а возможный убыток – нет. Например, вы зашортили акцию по 500 ₽. Но цена выросла до 1 000 ₽. Бумажный убыток составляет 500 ₽. Цена может расти и дальше, а вместе с ней и убыток. За каждый день шорта брокер будет взимать проценты. Когда убыток достигнет критического уровня, наступит margin call. Если требование по закрытию сделки или пополнению счета не исполнено, брокер может закрыть позицию принудительно.
Заключение
Короткую продажу стоит совершать только в том случае, если у вас есть четкая стратегия торговли и вы просчитали все риски. Шорт часто используют трейдеры. Инвесторы предпочитают находиться в лонге. Вам решать, какую стратегию выбрать.
Как работают ридеры литературных премий: плагиат, талант и новелла о чае
Фото: ТАСС/Павел Головкин
Ежегодно на соискание литературных премий поступают тысячи рукописей: романы, рассказы, новеллы, пьесы, поэзия и эссе. Лучшие произведения предстоит отобрать жюри. Но для того, чтобы тексты попали в поле зрения литературного эксперта, их должен порекомендовать ридер. Он проводит предварительную экспертизу присланных работ: читает их, ставит оценку и пишет рецензию.
Ридеры премии «Дебют», в которой на днях объявили авторов из лонг-листа, оценивают текст по десятибалльной шкале. Далее рукопись с рецензией-аннотацией отправляется на стол члена жюри. Рекомендации ридеров учитываются при формировании «длинного списка». Однако их труд часто остается незаметным для людей, не знакомых с процессом «раздачи» литпремий. А сами ридеры предпочитают скромно держаться в тени.
Корреспондент M24.ru узнала, как становятся ридерами, почему авторам не стоит подражать Чехову и Толкину, кто такие фикрайтеры, насколько популярен жанр славянского фэнтези и деревенской прозы, интересно ли читать автобиографические романы и как написать великую новеллу о чае.
«Иногда сопроводительное письмо автора интереснее, чем его рукопись»
Наталья Попова. Фото: Николай Попов
Ридер Наталья Попова
В 2003 году рискнула отправить свои рукописи на конкурс. Очень слабые, наивные и неловкие тексты. Понятно, что победа мне не досталась, но про меня не забыли, на почту стали приходить письма из рассылки премии: приглашения на мастер-классы, семинары, вечера. Любопытство привело на один такой вечер. Спустя несколько лет мне предложили работу.
Я читаю рукописи, сортирую их по жанрам и номинациям.
Обращаю внимание на качество текста. Наличие стиля, языка, богатство лексики, разнообразие приемов. Жанр и мои личные предпочтения тут не играют роли. Точнее, их приходится держать в узде. Моя задача найти текст. Определить его качество по самым формальным признакам: владеет автор лексикой и художественными приемами, чувствует ли язык: ведет его или ведется на него. Дальше тексты читают другие эксперты.
Фото: ТАСС/Антон Буценко
Рукопись не всегда – литературный шедевр, но всегда отражение мышления очень молодого человека. Его «автограф», рассказ о себе. Тут будет все: детективы, личные дневники, любовные мечтания, страхи перед будущим или попытки представить его. Все, что питает человека. Например, в последние годы подросли юные фикрайтеры, долго «набивавшие руку» на самом различном fan fiction. Менее зрелые из них – легко узнаваемы. По псевдонимам, которые остались от никнеймов фан-сайтов. По приемам, интонации, а иногда даже сюжетам. Но в этих попытках уже много самостоятельности, своего голоса, мечты писать нечто большее, чем свободолюбивые фантазии по мотивам любимого кино или книг. В любом случае, моя выборка будет неполной. Ни один ридер не видит всех рукописей.
Личное мнение и выбор жюри
Тексты «дебютантов», которые запомнились
Текст Ильи Панкратова в 2012 году. Помню физическое удивление от «Слонодемии». Так тоже бывает: толком не понимаешь, что перед тобой, но это восхищает не меньше. Малая проза Полины Клюкиной в 2008 и 2009 году. В прошлом году запомнился «Кот Шредингера» Антона Ботева. Как отметили критики, это остроумное произведение, «тяготеющее к черному и абсурдистскому юмору» («Волга»: № 7-8, 2013)
О книгах и авторах
Полина Клюкина издала сборник рассказов «Дерись и беги». Критики отмечают, что это жесткие, бескомпромиссные и яркие произведения.
«Слонодемия» Ильи Панкратова открывает читателю тайны термодинамики и астрофизики. Это «физическая сказка» о приключениях демона Максвелла в долине Тыквено. Роман стал победителем номинации «Крупная проза».
За повесть «Кот Шредингера» Антон Ботев получил премию «Дебют» как за лучшее фантастическое произведение. Повесть была написана за четыре недели.
Авторы. Достоинства и недостатки
Текст не существует без языка, без понимания происходящего в нем, без многих знаний. Автор может быть любым, а вот текст действительно должен быть профессиональным. Для этого автору придется быть внимательным к своему времени, чутким к многочисленным изменениям вокруг, в чем-то универсальным, гибким и одновременно верным себе. Сложная задача, но с ней справлялись поколения до нас. За поколения до появления современной техники и новых способов сохранять и добывать информацию. Стоит быть чуть более любопытным к тому, что ты делаешь.
Внимательность к номинации
Читайте свои тексты вслух. Себе. Вы услышите, где язык сбивается, вы обязательно споткнетесь на этом. Найдете неловкое место, исправите его.
Ридер и не только. Британское кино и социальные проекты
«Великое произведение может быть о чем угодно, даже о чае»
Роман Сенчин. Фото: ТАСС/Вадим Жернов
Ридер в номинациях «Крупная проза», «Малая проза» Роман Сенчин
Кажется, четвертый год читаю рукописи, приходящие на номинации «Крупная проза» и «Малая проза». Бывают и пьесы, случаются эссе и критические статьи.
Читаю лишь часть рукописей, поступающих на соискание, так как их тысячи. Отбираю те, что, на мой взгляд, достойны претендовать на лонг-лист. Если произведение кажется мне действительно талантливым (между «талант» и «признаки одаренности» все-таки есть разница), пишу координатору премии особую записку.
Наверняка, кстати, претендующую на лонг рукопись читают несколько ридеров.
Зачастую поступают рукописи совершенно неизвестных в литературном мире людей. В прямом смысле – дебютантов. И оценка идет именно текста. Неизвестно, что будет с автором той или иной очень хорошо написанной повести, того или иного рассказа. Надежный ли это талант? (Главным аргументом, чтобы напечатать «Детство» никому не известного Льва Толстого для Некрасова было ощущение, что это «надежный талант».) Поэтому полагаешься на некую интуицию. История «Дебюта» показывает, что большинство лауреатов и финалистов этой премии продолжают свою жизнь в литературе. Значит, ридеры, а вслед за ними члены жюри делают не так много ошибок.
Фото: ТАСС/Сергей Карпов
Между пьесой и эссе
Жанры нынче зыбки. Пьеса и проза, проза и эссе, порой, почти неотличимы. При этом жанры очень разнообразны. Это и попытки традиционного реализма, и детектив, и авангард, и любовный роман, и школьная повесть. До 2014 года было огромное количество фэнтези в духе Толкина. Славянского или городского фэнтези намного меньше. Много подражают. Быть может, даже есть списанные романы или, по крайней мере, украденные сюжеты из популярной литературы.
Очень часто пишут о детстве, о школе. Нередко в этих вещах такая тоска по тем временам, что плакать хочется, а глянешь в биографическую справку автора, ему 16 – 20 лет.
В последнее время стал намечаться новый виток деревенской прозы. Молодежь или едет в деревню, в глушь, или мечтает уехать. Попадаются здесь очень интересные произведения. Например, лауреатом «Дебюта» прошлого года в номинации «Малая проза» стал Александр Решовский, написавший очень сильный рассказ «Корни». В этом году я встретил повесть «Пропавший без вести» Павла Пономарева. К сожалению, в лонг-лист эта повесть не попала.
Лонг-лист как критерий победы
Фото: ТАСС/Сергей Карпов
Автор успешен, если…
Относится к тому, что делает, всерьез. Если вам не хочется перечитывать то, что вы написали, если вы к этому отнеслись спустя рукава, то и другие не будут от вашей писанины в восторге. А написать так, чтобы это потрясло, можно о чем угодно. Хоть о мытье посуды. О глотке чая можно создать великую новеллу.
Общих ошибок в литературе, наверное, не существует, потому что, как писал Пушкин, автора надо судить по законам, им самим созданным. Но вот что, по-моему, ложно: многие пытаются подражать: Чейзу, Толкину, Азимову, Буковски. Это сразу бросается в глаза, и рукопись уже листается дальше без всякого интереса. Есть и более тяжелые случаи. Многие пишут в терапевтических целях. То есть авторов так достает окружающая действительность, что в написании текстов они находят некую отдушину. Пишут или сказочные вещи, или такую чернуху, что глаза режет. Но сразу видно, что не о своем, не от себя, не о пережитом. О себе и своем пишет меньшинство, но именно там у молодых и бывают настоящие литературные удачи. И не столь важно, о чем написано – о проблемах в школе, о первом сексе или том, как первый раз искупался в речке. Главное быть искренним, и это застрахует от многих ошибок.
Ридер и не только. Авторская проза и литературные премии
Роман родился в 1971 году в городе Кызыле, окончил Литературный институт. Автор нескольких книг прозы и публицистики, лауреат премии «Ясная Поляна» (2014 год), лауреат премий журнала «Знамя», премий «Эврика», «Венец», Горьковской литературной премии, премии правительства РФ.
«Стилизации под Чехова никогда не попадут в лонг-лист»
Ильмира Болотян. Фото: Ярослав Цакул
Кандидат филологических наук, ридер номинации «Драматургия» Ильмира Болотян
Ридер премии «Дебют» с 2006 года.
Я читаю пьесы, которые приходят на адрес премии, и отбираю из них лонг-лист. Обычно это только десять имен. Число же присылаемых пьес колеблется от 200 до 450. Надо понимать, что большая часть из них так называемый «не формат», а именно: инсценировки чужих произведений, сценарии сериалов, стилизации и крупные стихотворные формы по 200 и более страниц. Поэтому так выходит, что по факту остается около 150 пьес – они и соревнуются между собой.
Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев
Я прочла и проанализировала довольно много пьес, так как больше десяти лет занимаюсь исследованием современного российского театра. И, конечно, я посмотрела много спектаклей, поставленных по самым новым пьесам. Я была в жюри таких конкурсов, как «Евразия», «Премьера», «Молдфест». Мой опыт и мой вкус, несомненно, влияют на оценку работ, присылаемых на конкурс.
Что касается критериев, то, во-первых, это должна быть пьеса, то есть текст, который может быть не только прочитан, но и поставлен в театре. Многие лауреаты «Дебюта» впоследствии (или уже во время конкурса) имели постановки своих пьес на сцене.
Во-вторых, необходим свой авторский язык. К сожалению, часто приходят стилизации под Чехова, Островского, под Лопе де Вега и даже под древнегреческих авторов. Такие стилизации хороши как упражнения для молодого драматурга, но не могут попасть в лонг-лист премии, представляющей новые тенденции в литературе.
В-третьих, я очень ценю авторов, у которых есть чувство времени, современности – тут я имею в виду вовсе не горячую актуальность. Практика показывает, что пьесы, написанные на злобу дня, устаревают очень быстро, порой за несколько недель. Наконец, каждый автор – это создатель определенного образа мира и, если драматургу удается создать этот образ в такой непростой форме, как пьеса или драма, то, можно сказать, перед нами потенциальный лауреат.
Популярный жанр, в котором пишут «дебютанты»
Редко кто сейчас пишет в «чистом» жанре. Обычно мы имеем тексты в форме пьес, представляющих собой осколки нескольких жанров: например, драмы и комедии, драмы и трагедийных мотивов. Иногда появляются такие редкости, как антиутопии. В этом году в этом жанре написала Ирина Васьковская. Молодые драматурги активно пользуются такой формой, как монодрама: когда главным лицом пьесы выступает один герой, а все остальные персонажи – только плод его воображения или воспоминаний.
Меня радует, что стало гораздо меньше текстов, представляющих собой бесформенные монологи, в которых авторы говорили о каких-то внутренних переживаниях. Я называю такие вещи «лирикой». Все чаще драматурги исследуют конфликты социальные, социокультурные и даже иногда замахиваются на конфликт с Высшим Началом, хотя в наше время убедительно написать такой текст очень сложно.
А что думают в жюри?
Чаще всего мои предпочтения совпадают с последующим выбором жюри. Но бывают и исключения. Иногда жюри может посчитать, что нужно отметить более молодого и перспективного автора, нежели премировать уже состоявшегося. К слову, с повышением возрастного ценза (до 35 лет) на конкурс приходят и пьесы профессиональных драматургов. В любом случае, обычно те авторы, которых я бы поставила в шорт-лист, туда попадают. И дело тут, конечно, в качестве их текстов.
Запомнившиеся произведения «дебютантов»
Сразу вспоминается «Учитель химии» Ярославы Пулинович, о личных драмах старшеклассников. Это первая пьеса, которую Ярослава выслала на конкурс, причем назвала она ее «пьеса-рассказ», хотя это, конечно, была монодрама. Чувствовалось, что автор недавно начал писать, но в то же время было понятно, что этот драматург далеко пойдет. Так оно и вышло. В этом году Ярослава Пулинович уже в жюри «Дебюта».
Еще вспоминается «Фронтовичка» Анны Батуриной, о молодой женщине, вернувшейся с фронта. Меня поразило, как точно, но при этом простыми средствами Анна смогла показать нам целую эпоху и судьбу.
Сильное впечатление произвели тексты Дмитрия Богославского, Ирины Васьковской, Олжаса Жанайдарова. Все эти имена – настоящее и будущее нашего театра.
Фото: ТАСС/Сергей Карпов
— Писать о том, о чем не имеешь понятия;
— Писать пьесы на четыре или 200 страниц;
— Писать пьесы плохими стихами;
— Писать стилизации под Чехова, Островского и других драматургов;
— Писать «стерильные пьесы» (условные герои в условном месте);
— Писать текст, где все герои говорят одним и тем же языком;
— Выдавать за пьесу «поток сознания».
Как стать хорошим драматургом
Учиться. Не только мной замечено, насколько более профессиональными являются пьесы учеников драматурга Николая Коляды. Невозможно написать качественный текст, ни разу не побывав в театре, не прочитав ни одной современной пьесы. Если кто-то уверяет обратное, то это очередное создание мифа о появлении гения из ниоткуда. С другой стороны, некоторым достаточно хорошо знать кинематограф, чтобы написать свою историю. Часто хорошие пьесы пишут актеры и актрисы, сценаристы и журналисты.
Ридер и не только. Живопись и современный театр
Ильмира – кандидат филологических наук, автор критических и научных статей, участник конференций. Редактирует сценарии, основная деятельность связана с современным искусством.
«В этой области я выступаю уже как художница, делаю свой живописный проект. И читать люблю книги об искусстве и художниках. Из недавно прочитанного, например: «Карта и территория» Мишеля Уэльбека. А хобби у меня нет, на него не остается времени».
Учреждена в 2000 году. Вручается молодым авторам до 35 лет, пишущим на русском языке.
Жюри состоит из шести человек, в числе которых писатели, общественные деятели, критики и издатели. Состав жюри обновляется ежегодно.
Номинации премии: «Крупная проза», «Малая проза», «Поэзия», «Драматургия», «Эссеистика».