lor призматики что такое
Everything You Need to Know About Runeterra’s Prismatic Cards
This is a guide about Legends of Runeterra’s card-specific cosmetic option, Prismatic cards. Right now, Prismatic cards are the only card-specific cosmetic option in the game, but Riot has indicated they are exploring more for the future. Prismatic cards will have a unique border, a sheen to their artwork, and a subtle animation reminiscent of a physical holographic foil card. For Champion cards, this effect is even more pronounced. Any cards generated by a Prismatic card in-game (e.g, the random 1 cost Poro from Lonely Poro) will also be in the Prismatic style.
Functionally, prismatic cards act like a permanent «upgrade»: once the prismatic option has been unlocked for a particular card, all your copies of that card will be in the Prismatic style. There is also currently no way to revert cards back to their vanilla appearance, so if you don’t care for the prismatic style you should take care to avoid opening any prismatic chests or purchasing any Prismatic upgrades.
There are 3 ways to upgrade a card to Prismatic:
Note that purchasing Prismatic upgrades is entirely independent of purchasing playable copies of a card, so if you want to upgrade a card that you haven’t collected yet you’ll have to pay for both privileges.
Earning Prismatic Chests and Essence
Most card upgrades will be earned by completing special Card Style Quests which will reward Prismatic Chests and Prismatic Pouches. Prismatic Chests will upgrade a single card for free and provide Essence for purchasing further upgrades while the Prismatic Pouches only have Essence. These quests are time-limited, after which they reset giving players the option to repeat them.
Additional Prismatic Chests are awarded at the end of a season with quantity and quality proportional to your rank.
Prismatic Rewards
After a Prismatic Chest is earned either through quests or end-of-season placement, it can be claimed and opened from the «Loot» button on the home page.
We’re picking Jenny, natch.
The player then continues on to collect the Essence portion of the reward.
Viewing and Purchasing Prismatic Cards
Once a card is upgrade to Prismatic, it will display accordingly within your Card Collection. All decks that use this card will automatically use the new artwork.
To purchase a Prismatic Upgrade for a particular card, open your Card Collection and right-click the card. The cost to upgrade it as well as your available Essence and Coin balances will be displayed on the left side of the screen.
Card Quality | Essence Cost | Coin Cost |
Common | 100 | 100 |
Rare | 200 | 200 |
Epic | 300 | 300 |
Champion | 700 | 600 |
About the Author
Below average skill, above average spirit.
Check out the our growing list of Runeterra Guides we’ve been hard at work on! You can follow me on Twitter.
Legends of Runeterra: обновление «Космическое творчество» добавило 3-х героев
Вышло последнее дополнение выпуска «Зов Горы» – «Космическое творчество!» Они добирались из самых разных уголков вселенной: с окраины Ноксуса, из лаборатории в Зауне, из дивного мира небесных сфер – и наконец прибыли. Встречайте трех новых чемпионов: Ривен, Виктора и Зои. В дополнение «Космическое творчество» входят 3 чемпиона и 40 новых коллекционных карт из разных регионов: сторонники, заклинания и места силы.
«Космическое творчество» вводит в игру новый навык – Улучшение. Находящиеся на игровом поле сторонники с этим навыком получают постоянное усиление +1|+0 каждый раз, когда разыгрывается «созданная» карта. «Созданной» считается карта, которую создает другая карта: прямо в руке, в колоде или с помощью Зова. Описание некоторых уже существующих карт скорректировано, чтобы было понятно, какие карты считаются «созданными», а какие – нет.
Для знакомства с новыми механиками «Космического творчества» добавлено два обучающих поединка: «Улучшение и прогресс» и «Перекованный клинок». Кроме того, появилось три новых ежедневных задания, основанных на навыках и чемпионах «Космического творчества».
Призматические стили карт и эссенция
Вместе с «Космическим творчеством» в обновлении 1.16 появятся призматические стили карт – новый способ украсить любимые карты в коллекции.
Эй, Сияющая хохотушка! Тебе это понравится!
Украсить в призматическом стиле можно любую карту в коллекции (при этом преображаются все три копии, как уже полученные, так и будущие). Есть несколько способов это сделать:
Призматические стили – это только первый шаг в долгожданном направлении персонализации карт. В течение следующего года мы планируем дать вам гораздо больше возможностей украшать любимые карты в коллекции. Просим вас учитывать то, что в настоящее время улучшение карты до призматической необратимо – отменить его нельзя. В будущем мы добавим возможность включать и отключать призматическое преображение.
Больше подробностей об обновлении вы можете прочитать на официальной странице.
Обзор Legends of Runeterra
26 августа выйдет дополнение «Зов Горы», в котором будет добавлен новый регион Таргон, а также несколько карт и чемпионов уже к открытым регионам. Я, как не постоянный, но часто возвращающийся к Legends of Runeterra (LoR, здесь и далее название этой игры будет сокращаться до 3 лаконичных букв), игрок ответить на вопрос: «Это очередная копия Heartstone или все же что-то новое?»
Это как LoL, только ККИ
30 апреля состоялся релиз Легенд Рунтерры, ККИ во вселенной League of Legends. Первое, что увидели игроки и чем примечательна игра, это поле, на котором ваша половина разделена на две части: На ближайшую к игроку выставляются существа, а на дальнюю они идут в бой или обороняются от нападавших.
Справа есть три дополнительных ячейки, которые заполняются, если вы не потратили ману из основных на прошлом ходу. Однако с помощью них можно разыграть только заклинания, не существ
Сам бой происходит следующим образом: Нападавший игрок выставляет в ряд своих бойцов, а защитник выставляет напротив каждого атакующего своего бойца. В следующий ход игроки меняются ролями и защитники становятся нападающими, а нападающие защитниками.
Тут важно, кого ты поставишь против противника и я вроде в этой партии проиграл
Интересен и порядок хода. Вместо того, чтобы игрок сыграл свои карты в каком угодно количестве, лишь бы хватило маны, в LoR после розыгрыша одной карты (хотя есть исключения среди заклинаний) ход переходит сопернику. Благодаря этому ценность вовремя сыгранной карты довольно высока, а партии становятся динамичными.
На каждую карту найдется другая карта.
Ещё одной особенностью Легенд Рунтерры является возможность во время игры отвечать заклинанием на заклинание и тут уже сходство с MTG. Как и в ней, игроку показывают заклинания, которые применяет противник, дает возможность что-то предпринять, отменить заклинание противника или усилить существо, которому прилетит урон. Кстати, на поле есть «боевая судьба» который я не знал как впихнуть в начало текста ибо нуб показывающая недалекое будущие. Если после использования нескольких заклинаний, вы не знаете что будет дальше, судьба вам в помощь.
Мда, ничего хорошего мне не светит
Выбери карту, призыватель
Карточная игра по Лиге Легенд не была бы таковой, если бы там не было чемпионов. Карты чемпионов можно улучшить по ходу сражения, выполнив определенное задание, которое у каждого чемпиона свое. После выполнения этого задания улучшается как чемпион, так и его копии в колоде, так что беспокоится о смерти чемпиона сильно не стоит, прогресс не пропадет. Другой особенностью является то, что нельзя выставить двух одинаковых чемпионов. Когда игрок выкладывает свое чемпиона на поле, то копия в его руке, превращается в определенное заклинание. Если чемпион умрет, то происходит обратное.
Чемпионов много (на момент написания обзора 35) и у каждого свои особенности, как уникальные (создание заклинаний, призывание двойника), так и боевые (одни хороши в атаке, другие в обороне, одни могут наносить много урона бойцам и\или нексусу, другие поддерживать своих).
Также чемпионы являются обычно основой колоды. Другие карты нужны, чтобы защитит чемпиона и\или как можно быстрее повысить его уровень. В этом ему помогут карты с его родного региона.
Широка и необъятна
Изначально регионов было 6, Ноксус, Демасия, Сумрачные острова, Фрельйорд, Иония и Пилтовер\Заун. С дополнением «Прилив» появился Билджвотер, а дополнение «Зов Горы» добавит Таргон. Как видите, не сложно догадаться какие регионы будут следующими в крупных дополнениях.
Рунтерра разделена на регионы и каждая карта принадлежит какому-нибудь из них. У регионы есть сильные и слабые стороны. Ноксус имеет хороших атакующих, но слабо обороняется, в отличии от Фрельйорда, который имеет много стойких бойцов и мало заклинаний, наносящих урон. Пилтовер\Заун наносит много урона через заклинания, но своих существ спасти не сможет, в отличии от Ионии, которая может и вернуть существ в руку и увеличить запас жизни на 1 ход. Во время создания колоды вы можете брать 40 карты и 6 чемпионов из двух регионов и, как вы видите, каждый регион может прекрасно работать в синергии с другим регионом.
Это верно и для чемпионов, потенциал которых сильнее можно раскрыть картами не родных регионов. Например, чтобы улучшить Элизу, надо иметь на поле 3 пауков. Элиза с Сумеречных островов и в этом регионе есть карты пауков. Однако, пауки хилые и много не наносят. Но у Ноксуса есть и пауки и увеличение урона. Таким образом получается агро колода, с Элизой во главе, которая может создавать и усиливать, с помощью карт Ноксуса, этих пауков и закидывать ими противника.
Вот как это выглядит на практике
Конечно, никто не запрещает использовать один регион или не иметь в колоде чемпионов, такие колоды встречаются. Однако, в рейтинговые игры лучше с ними не ходить. Ну и самое, на мой субъективный взгляд, классное.
LoR раскрывает лор
И это правда. Я, как игрок с 98 уровнем в LoL и читатель биографий чемпионов, считаю, что Легенды Рунтерры это делают лучше всего.
Дело в том, что раньше у нас были модельки чемпионов, которые бросали друг друг пару фраз, их предыстория и арты либо ландшафты родных для чемпионов краев, либо самих чемпионов, застывших в каком-нибудь действии + есть истории, где чемпионы были либо в главной роли, либо где-то неподалеку.
Как видите, я очень много раз использовал слово «чемпион» и ни разу «местный житель», «одинокий солдат» или «тихий йордл». Потому что они являлись фоном и на артах, и в рассказах. Теперь, все не так.
Теперь мы знаем, как выглядят жители Ионии, гладиаторы Ноксуса, морские монстры около Билджвотера и верные защитники Демасии (которыми также являются и повара). Они нарисованы и у них есть некоторые реплики. Это может показаться довольно слабым достижением, однако история всегда крутится вокруг чемпионов, так что такое оживление массовки выглядит довольно круто.
Кроме людей и прочей фауны, в Рунтерре обитают поро, и как оказывается, во всех регионах. Это раскрывает мир Лиги с довольно интересной стороны.
И раз я поставил в начале вопрос о клоне Hearthstone, подразумевая сравнение с ним далее, то стоит сказать, что у существ в LoR не три реплики (во время появления, атаки и смерти), а намного больше.
Также через лор объясняется и специфика регионов. Ноксус является империей, отправляющая завоевательные походы, поэтому хороша в атаке, а Фрельйорд является горной местностью, с постоянной бушующей зимой, поэтому их существа очень крепкие.
Особое внимание стоит уделить чемпионам. Во-первых, при переносе 3D моделек в карты, разработчикам надо было выбирать, какие умения взять, ведь в LoL у каждого 5 умений (4 активных и 1 пассивная). Также они проводили опросы среди игроков, дабы понять, как игроки ассоциируют того или иного чемпиона и правильно ли они это передали в виде карт. Более подробно можно узнать на официальном сайте.
Хочу отметить диалоги, которые происходят между существами и чемпионами. Вот пример диалога, который раскрывает биографию двух чемпионов. Есть два воина, Дариус и Гарен. Один из Ноксуса, другой из Демасии. Они оба привыкли стоять в первых рядах и вести за собой войска. Вот как выглядит их диалог:
-Дариус, для воина честь превыше всего
-Для воина превыше всего победа
Эти две фразы раскрывают как регионы, откуда они родом, так и их взгляды.
Все бесплатно, но придется потрудится..
Поговорили о колодах, теперь стоит сказать, откуда взять карты, и начну я с самого начала, когда запускается игра в первый раз. И тут нас встречают набором поединков, каждый из которых, демонстрирует ту или иную механику (кроме первого, который обучает основам). Проблема в том, что их сейчас 19 и с ростом количества механик станет ещё больше. Проходить их вас никто не заставляет, но иначе можно просто не понять, что делает противник. И такой подход может отпугнуть новичков. Хотя бы потому, что ЛоЛ не привычное фентези, орков и эльфов не завезли, и бросание реплик между чемпионами для не знающего лор ничего не даст.
Светлой стороной входа в игру является три готовых колоды, которые дают разработчики и во время первой недели ежедневно будут давать различные бонусы.
На 7 день дается колода «Тень и хлад». Карты, которые здесь показаны, изначально вы не имеете, поэтому кроме составленной колоды даруются и 8 новых карт
Однако, это бонусы новичкам, по истечению которых есть только 2 способа получить новые карты и все они связаны с гриндом. Об этом многие упоминали, поэтому пройдусь кратко.
За победы и просто участия в игре, вам дается опыт которых уходит для разблокировки сундуков с картами определенного региона, регион вы выбираете сами. Этот же опыт уходит и на улучшение сундуков, которые будут вам выдаваться раз в неделю. В сундуках могут попадаться шальные карты, которые можно обменять на определенные карты, в зависимости от их классификации (обычные, редкие, эпические, чемпионы).
Вот как выглядит линейка сундуков у Пилтовера и Зауна
И если в Valorant открытие агентов через гринд выглядит не нужной, в Лиге Легенд частично оправданной, то в LoR она подходит отлично. Правда есть один недостаток, карты собираются довольно быстро, поэтому сейчас много игроков, у которых все есть и с базовыми колодами новичок может просто не получать удовольствия. Для этого есть экспедиции, где вы сами собираете колоду из предложенных вариантов. Опыта дают много, поэтому если вы нацелетесь на какую-то определенную комбинацию, то довольно быстро её можно собрать.
Так в чем главный подвох?
Для начала вот ещё один диалог. Он происходит между Мисс Фортуной и Твистедом Фейтом. Твистед Фейт шулер, у которого магические карты, Фортуна — охотница за головами, которой часто везет. Когда на поле появляется Твистед, Фортуна начинает такой диалог:
Теперь подробнее. Как пишут сами разработчики, в ККИ важен баланс между вариативностью и рандомом. Если будет больше рандома, то игроку будет казаться, что от него ничего не зависит, а при уклоне в сторону вариативности, игрок может предсказать конец партии, что не соответствует сути карточных игр. И этот баланс разработчики в полной мере не достигли, слегка переборщив с вариативностью.
Он не особенно мешает играть, но неприятные впечатления оставляет. Например я говорил, что колоды обычно формируются вокруг чемпионов. Вот вам загрузочный экран перед игрой
Игрок видит, какие чемпионы у противника и может представить, как он будет играть. Это слегка мешает. В том же Hearthstone мы знаем только класс колоды противника и не может сразу понять, будет ли он играть через мурлоков или предпримет более хитрую комбинацию (не люблю мурлоков). Также есть проблемы с мощностью некоторых карт, увидев которые, новичок может запаниковать.
Конечно, опытные игроки будут обходить такие бессмертных стороной, оглушать или возвращать в руку владельцам(если ионийцы), но поначалу просто теряешься, когда противник такое вытворяет. Как по мне, в игре не хватает карт, которые являлись бы контратакой против таких заклинаний в некоторых регионах. Если сравнивать с Hearthstonе, то там была отдельная категория общих карт, где можно, например взять сову с немотой за 3 маны, а тут так не получится. Поэтому в Легендах Рунтерры большее решает судьба, хотя есть место и для фортуны.
Ну так играть или не играть?
Безусловно играть фанатам мира Рунтерры, а также желательно к ознакомлению любителям ККИ. Ибо хоть эта игра может и не удивительно простая, но точно невероятна увлекательна. И самое главное, имеет свое лицо, так как многим отличается от других игр в данном жанре и дает новый игровой опыт. Приятных игр.
5 вопросов ЛОР-врачу (Шустов К.И.)
Сегодня я отвечу на 5 основных популярных вопросов, которые задают мои пациенты на приеме.
1. Первый вопрос: удалять или не удалять миндалины?
Есть мнение у врачей, что их обязательно надо удалять, если они болеют, или что их не нужно удалять, и лечить до конца, до победного.
Но моё мнение следующее: удалять миндалины нужно по показаниям.
Показанием к удалению миндалин является наличие осложнений со стороны органов и систем человека, таких как почки, сердце и суставы.
Если такие осложнения ещё не появились, то, соответственно, удалять миндалины не надо.
Миндалины – важный иммунный орган, его нужно лечить.
2. Следующий, часто задаваемый вопрос: как долго можно пользоваться сосудосуживающими каплями?
На это современная наука даёт довольно простой ответ – без побочных эффектов сосудосуживающими каплями можно пользоваться не более 7-10 дней, после этого возникают необратимые изменения в слизистой и привыкание, которое достаточно сложно уже после этого вылечить.
3. Антибиотики в ЛОР-заболеваниях.
Все ЛОР-заболевания, обычно начинают лечить так же, как и вирусные заболевания: 2-3 дня дают противовирусные и противовоспалительные препараты. Если улучшение не наступает, тогда назначают антибиотики, иначе будет большое количество осложнений. Но бывает ряд заболеваний, которые не требуют применения антибиотиков вообще, такие, как простой ринит, например. И наоборот, бывают заболевания, которые нельзя лечить без антибиотиков, тем более самостоятельно, это такие заболевания, как гнойный отит.
Поэтому при возникновении заболевания, и особенно в ушах, следует сразу же обращаться к ЛОР-врачу.
4. Ещё один частый вопрос, который задают пациенты: как отличить обычный воспалительный насморк от аллергического?
Аллергический насморк, как правило, является реакцией на какой-то раздражитель, возникает неожиданно, сопровождается выраженным зудом, обильным выделением из носа, чиханьем.
На фоне схожих, казалось бы, симптомов воспалительного насморка обязательно наличие хотя бы небольшой температуры и каких-либо катаральных явлений. Как правило, это красное горло и, возможно, увеличение лимфатических узлов.
5. Часто пациенты также спрашивают: что делать, если долго заложен нос?
Как правило, обратиться к ЛОР-врачу, потому что длительная заложенность носа бывает по разным причинам: бывает аллергия, бывают проблемы с перегородкой носа, а также бывает наличие различных новообразований, как доброкачественные полипы, возможно, и злокачественные.
Только после тщательного осмотра ЛОР-врача можно правильно подобрать лечение уже выясненного заболевания.
Надеюсь, вам помогут мои ответы, и могу дать только один совет: обязательно при любых проблемах и заболеваниях обращайтесь к врачу, не занимайтесь самолечением!
COVID-ассоциированная аносмия. Практические советы врачу
Аносмия – один из наиболее типичных симптомов COVID-19. Эксперты сходятся во мнении, что применение местных кортикостероидов при нарушениях обоняния на фоне инфекции COVID-19 более эффективно и безопасно, чем использование препаратов системного действия.
11 марта 2020 г. ВОЗ официально объявила о начале пандемии COVID-19. Уже 28 марта 2020 г. президент Британского общества ринологов профессор Хопкинс обратил внимание медицинской общественности на то, что новый вирус может вызвать аносмию у инфицированных пациентов. По данным A. Vroegop и соавт. к маю того же года пандемия SARS-CoV-2 повысила осведомленность о гипосмии или аносмии как о потенциальной сопутствующей симптоматике [1].
Исследования аносмии при COVID-19 доказывают, что потеря обоняния имеет большое клиническое значение не только как фактор, снижающий качество жизни пациента и увеличивающий риск бытовых несчастных случаев, но и как симптом, позволяющий своевременно выявить заболевание на ранних стадиях и при легкой форме течения. Специалисты призывают организаторов здравоохранения и ВОЗ особенно отметить, что пациенты с изолированным нарушением обоняния могут быть скрытыми носителями и распространителями вируса [2]. Включение аносмии в критерии для самоизоляции могло бы помочь предотвратить распространение пандемии и снизить число заболевших, в том числе, ЛОР-врачей и хирургов, которых в Европе стало больше, чем инфицированных врачей других специальностей [3, 4].
Аносмия при заболеваниях верхних дыхательных путей
К сегодняшнему дню известны более 200 различных вирусов, провоцирующих заболевания верхних дыхательных путей, и многие из них могут вызывать аносмию [4]. Механизмы нарушения обоняния при вирусных инфекциях достаточно хорошо изучены. Так, при гриппе нарушение восприятия запахов носит сенсоневральный характер, тогда как при прочих острых респираторных заболеваниях ольфакторная дисфункция обусловлена кондуктивными и смешанными причинами.
У пациентов ЛОР-профиля ринологическая патология становится причиной 75% диагностируемых нарушений обоняния [5]. При хроническом риносинусите аносмия наблюдается в 25% случаев, а при полипозном процессе – при 80% [6, 7]. При данных нозологиях потеря обоняния также имеет кондуктивный характер и связана с отеком слизистой, нарушением рН секрета боуменовых желез, метаплазией эпителия, а на поздних стадиях и фиброзным перерождением ткани, а также с механической обструкцией носовых ходов полипами [8].
Исследования показывают высокую распространенность обонятельных расстройств у пациентов с аллергическим ринитом – от 21,4% до 60% [9]. В основе нарушения восприятия запахов лежит отек слизистой, гиперсекреция слизи, повышение концентрации эозинофилов, эозинофильного катионного белка и триптазы в носовой слизи [10]. Таким образом, в большинстве случаев работа обонятельного анализатора нарушается лишь вторично за счет отека и блокирования обонятельной области [11].
Механизм развития аносмии при COVID-19
Изначально ученые предположили, что нарушение обоняния при новой коронавирусной инфекции, как при гриппе, возникает в результате повреждения обонятельного эпителия и гибели ольфакторных нейронов и, следовательно, носит сенсоневральный характер [12]. Эксперимент на мышах продемонстрировал стремительное распространение коронавируса по нейронам в обонятельную луковицу и соседние отделы головного мозга [13].
Более позднее исследование D. Brann и соавт., проведенное также на мышах, убедительно продемонстрировало роль в развитии аносмии рецепторов ACE-2 и TMPRSS2. Эти рецепторы, которые SARS-CoV-2 использует для проникновения в клетки, экспрессируются на слизистой оболочке обонятельного эпителия, однако не на обонятельных сенсорных нейронах, а на поддерживающих клетках и стволовых клетках базального эпителия. Подгруппы поддерживающих клеток, клеток желез Боумена и клеток базального эпителия обонятельной зоны коэкспрессируют рецептор CoV-2 ACE2 и протеазу белка шипа TMPRSS2 на уровнях, сравнимых с уровнями, наблюдаемыми в клетках легких. В зрелых же обонятельных сенсорных клетках ACE2 и TMPRSS2 не экспрессируются. Эти наблюдения предполагают, что CoV-2 не проникает непосредственно в нейроны, а его мишенью являются поддерживающие и стволовые клетки обонятельного эпителия [14].
Сегодня рассматривается и другие теории нарушения обоняния при COVID-19. Пока специалистам не удалось выработать единое мнение, многие придерживается мультифакторной теории, согласно которой аносмия при SARS-CoV-2 имеет смешанный характер.
Особенности COVID-ассоциированной аносмии
Исследования показывают, что наиболее типичными симптомами COVID-19 являются оториноларингологические и пульмонологические проявления: кашель, боль в горле и одышка. Ринорея, заложенность носа, головокружение и нарушение обоняния встречаются реже, но в то же время COVID-19 может проявляться исключительно изолированной внезапной гипо- или аносмией [15].
Дизосмия при COVID-19
Методы восстановления обоняния при COVID-ассоциированной аносмии
Нарушение обоняния при SARS-CoV-2 имеет транзиторный характер, и несмотря на то, что трудно переносится пациентами, не требует системных мер лечения.
Если аносмия теряет обычный транзиторный характер и персистирует после купирования других симптомов заболевания, следует назначить контроль обонятельной функции в динамике и рассмотреть вопрос о рекомендации больному дополнительных медикаментозных и немедикаментозных средств для скорейшего восстановления [19, 20].
Обонятельная тренировка
Обонятельный тренинг применяется при дизосмии самой разной этиологии, и назначение его при персистирующей, вызванной COVID-19 аносмии, представляется рациональным.
Тренировка проводится пациентом самостоятельно и представляет собой регулярное, от 2 до 8 и более раз в день, вдыхание носом ароматических пахучих веществ. Наборы одорантов составляются произвольно. В частности, это могут быть эфирные масла, нанесенные на ватный диск.
Первое исследование тренинга с помощью набора эфирных масел (роза, эвкалипт, лимон, гвоздика 2 раза в день) было проведено T. Hummel и соавт. у пациентов с поствирусной, посттравматической и идиопатической аносмией. Через 12 нед в группе контроля восприятие запахов не изменилось, тогда как у пациентов, регулярно тренирующих ольфакторную систему, отмечалось улучшение обоняния. Также высокая эффективность тренинга была доказана и для пациентов с гипосмией, связанной с болезнью Паркинсона [26].
Исследователи предполагают, что патофизиологический механизм улучшения обоняния на фоне тренинга связан с повышением регенеративной способности ольфакторных нейронов в ответ на стимуляцию пахучими веществами. Для достижения хороших результатов курс тренировок должен быть длительным, и каждые три месяца следует менять набор одорантов.
Возможности применения интраназальных кортикостероидов при COVID-ассоциированной аносмии
Отдельного внимания заслуживает вопрос о медикаментозном лечении расстройств обоняния, вызванных инфицированием коронавирусом. Доказательных положений в этой области пока не существует. На данный момент эксперты соглашаются с тем, что назначение системных кортикостероидов не рекомендуется, так как это повышает риск развития интерстициальной пневмонии и острой дыхательной недостаточности и нивелирует манифестацию основных симптомов заболевания [4, 19, 20, 27]. В то же время многие эксперты придерживаются мнения, что при нарушениях обоняния на фоне коронавирусной инфекции можно рекомендовать кортикостероиды назального применения [21, 22].
Стоит отметить, что опубликованные положения документа ВОЗ ARIA (Аллергический ринит и его влияние на астму) и EEACI (Европейская академия аллергологии и клинической иммунологии) настоятельно рекомендуют больным бронхиальной астмой, аллергическим ринитом (АР) и полипозным риносинуситом продолжать базисную терапию ингаляционными и/или интраназальными кортикостероидами в обычном режиме даже в том случае, если произошло инфицирование коронавирусом. Отмена базисной терапии при сезонном АР приводит к усилению симптомов, в частности чихания, и распространению инфекции [27]. Кроме того, кортикостероиды способны повышать защитный потенциал эпителиального покрова верхних дыхательных путей, в том числе к воздействию вирусов [19, 28].
Дополнительную безопасность для местного применения кортикостероидов обеспечивает их присутствие в дегидрированной форме, в частности входящей в состав лекарственного препарата Полидекса с фенилэфрином. Дегидрированная форма дексаметазона метасульфобензоат натрия в составе препарата обеспечивает безопасное топическое действие и исключает системное воздействие и передозировку.
Назальный спрей Полидекса с фенилэфрином – многокомпонентный препарат, содержащий неомицина сульфат (1 г), полимиксина В сульфат (1 000 000 ЕД), дексаметазона метасульфобензоат натрия (0,025 г) и фенилэфрина гидрохлорид (0,250 г), и доказавший свою эффективность в лечении ринита, синусита [29], в том числе с потерей обоняния.
Преимущества препарата Полидекса с фенилэфрином:
Эффективность назального спрея Полидекса с фенилэфрином для лечения гипосмии при остром и хроническом риносинусите была убедительно продемонстрирована в ходе исследования Безшапочного С.Б. и соавт. Результаты сравнения группы, использовавшей спрей Полидекса с фенилэфрином в течение 5 дней, и группы, применявшей интраназально солевой раствор, показало, что на 10-й день от начала терапии среди пациентов первой группы ни один пациент не предъявлял жалобы на снижение обоняния, в отличие от группы контроля. Разница между группами по показателю аносмии составила 1,1 балл. Кроме того, препарат показал значимое преимущество и по другим конечным точкам: выраженность отека носовых раковин уменьшилась на 1,8 баллов, гиперемия носовых раковин – на 2 балла, выделения из среднего носового хода – на 2,1 балла, заложенность носа – на 1,6 баллов [30].
Работа позволяет сделать вывод, что комбинация неомицина сульфата + полимиксина В сульфат + дексаметазона натрия + фенилэфрина гидрохлорида в форме назального спрея несомненно является препаратом выбора в комплексном лечении риносинуситов. Его введение непосредственно в очаг воспаления позволяет достичь оптимального комплексного воздействия антибактериального, противовоспалительного и сосудосуживающего компонентов, что способствует усилению лечебного эффекта и, как следствие, ускорению выздоровления пациентов.
Заключение
Патология слизистой оболочки носа и околоносовых пазух приобретает все большее значение в понимании механизмов распространения COVID-19. Синоназальный тракт может быть важным резервуаром инфекции, в то время как выделение вируса из носа – важным механизмом передачи. Аносмия без заложенности носа может быть высокоспецифичным показателем COVID-19 [31].
Клинические подходы к лечению гипо- или аносмии при COCID-19 пока недостаточно сформированы. Согласно имеющимся данным, при персистировании нарушения обоняния рациональным представляется назначение обонятельной тренировки и некоторых нутриентов. Назначение интраназальных глюкокортикостероидов при нарушении обоняния рекомендовано в случае наличия сопутствующих признаков воспаления слизистой оболочки полости носа и жалоб. Назальный спрей Полидекса с фенилэфрином, содержащий антибактериальный, противовоспалительный и сосудосуживающий компоненты, является обоснованным выбором в комплексном лечении ринитов и риносинуситов, протекающих в том числе с гипо- и аносмией.