Ловзар что это такое
Чеченская свадьба. Где жених, почему невеста плачет, зачем ей развязывают язык?
Нет жениха
Нарушение этого правила в Чечне сурово осуждается. Например, недавно один отец невесты его нарушил, появившись на свадьбе рядом с дочерью. За что потом извинялся перед невестой.
Гонки на выживание
Невеста грустит
Тоже интересный момент. Чеченская невеста на свадьбе должна стоять отстранено, ни в коем случае не танцевать, не есть, не пить, только немного грустить и даже пустить слезинку-другую. Как-никак, из родного дома отчего чужие люди забирают!
Развязывание языка
Еще один интересный старинный вайнахский обычай. По-чеченски он именуется мотт бастар. Смысл этого обычая заключается в том, что родственники и друзья жениха стараются разговорить невесту, предлагая ей деньги в обмен на возможность выпить стакан воды из ее рук.
Собранные деньги, нускал, кстати, обычно отдается своей марнане (свекрови).
Стрельба на свадьбе
Пальбою в воздух чеченцы в прежние века отгоняли от свадебного кортежа всевозможных злых духов, а также предупреждали о приближении этого самого кортежа. Сегодня с этим довольно опасным обычаем, к тому же вызывающим раздражение жителей других регионов, чеченские власти стараются бороться.
Поход к роднику
Еще один красивый вайнахский свадебный обычай. В городах ныне почти забытый, в селах еще живой.
Отсутствие обязательного ЗАГСа
В ЗАГС иные чеченские пары вообще могут никогда за жизнь не пойти. Обязательный штамп в паспорте сам Рамзан Кадыров как-то назвал первым шагом на пути к разрушению семьи.
Чеченское слово «Ловзар»
«Ущелий горных поселенцы
В долине шумно собрались –
Привычны игры начались:
Верхами юные чеченцы,
В пыли несясь во весь опор,
Стрелою шапку подбивают
Иль трижды сложенный ковер
Булатом сразу рассекают.
То скользкой тешатся борьбой,
То пляской быстрой. Жены, девы
Меж тем поют – И гул лесной
Далече вторит их напевы…»
С развитием вооружения и методов войны условия спортивных игр и их оформление менялись. О том, как эти игры проходили в глубокую древность, можно судить по наблюдениям, проведенными учеными-этнографами среди примитивных племен Южной Америки, Океании и Африки. У этих племен главное внимание при испытании подростков уделяется способности терпеть боль. Описание обрядов инициации среди американских индейцев напоминает перечень изощренных пыток. Например, у бразильских индейцев подросткам прокалывали длинными шипами щеки и язык, нарезали на коже груди или спины продольные отверстия, через которые продевались ремни, на которых испытуемые подвешивались на ветвях деревьев. Было распространено испытание огнем, когда на ладони, плече или животе подростка разжигали маленький костер. После того, как подросток показал свою выносливость, ему давалось настоящее, «взрослое» имя на всю жизнь. Чеченское выражение «ц1е тилла», означающее одновременно «дать имя» и «увенчать огнем», является воспоминанием об испытаниях огнем, пройдя которые юноша получал вместо детского мужское имя.
Как мы видим, забавами и развлечениями ловзары стали далеко не сразу. Их традиционно проводили осенью, после уборки урожая. Юноша, пройдя испытание, получал право обзавестись своей семьей и, как хорошо известно, свадьбы проводились обычно осенью. Ловзары были комплексными праздниками – испытания доблести молодежи, уборки урожая, свадеб. Поэтому ловзар – еще и «свадьба».
Чеченская свадьба — Ловзар
Как-то недавно у одного родственника наткнулся на книгу «Обретение Родины», автором которой является Саид Чинкейра. С этим именем я сталкивался давно на сайте тептар.com, когда еще на нем публиковали разные рассказы. И вот, попросил я эту книгу у родственника, прочитал. И не смог не поделиться с вами. Конечно, я не первый, кто рассказы Саида выкладывает в интернет, но у каждого сайта свои читатели.
Начну с публикации рассказа о чеченской свадьбе, так как недавно в комментариях наши посетители интересовались этим обычаем, и была такая просьба, чтоб подробней об этом написали. Так вот, этот рассказ, мне кажется, очень подробно показывает, как проводилась свадьба. Все основные тонкости чеченской свадьбы очень доступно описаны. Этот рассказ подходит как для чеченцев, так и для представителей других национальностей, которые интересуются нашими обычаями.
Просьба посетителей отписываться в комментариях, дополнять список «этих тонкостей» чеченской свадьбы. Об этом сам автор просит!
Итак, решено! После долгих дебатов, делать или нет ловзар, старики дома — по настоянию молодёжи и своим; одним им известным планам, наконец вынесли вердикт: Позволить в ближайшие выходные провести Ловзар. Вызвали моего отца, и брат моего деда, Чинка — самый старый среди моих близких по мужской линии объявил отцу: «Тахана, нахехь лятташ бокха сингаттам бу, белли, байни, цонгши, кхи д1а, кхи д1а. Масни ду уьш цадицчиа, амма, дуьне вайг сац лур дац, я хийц лур дац, дерриг д1адерзин масуо х1ума нисделла ц1къа хир дац, тхом оха дуундег диъна доьвлер, кегирхойшн доьхь царн меттиг хилитарн доьха деш ду х1ара, ловзар… »(Сегодня очень тяжёлое время, убитые, похищенные, больные итд, Однако мы не можем остановить жизнь, всё благополучно не бывает никогда, поэтому ради молодёжи мы решились на это..)С примерно такой или может быть ещё красивей, речью, он объяснил своему племяннику, во дворе которого планировалась эта свадьба, причину разрешения большого торжественного мероприятия, являющегося финалом тайных встреч, и началом совместной жизни двух любящих друг друга молодых людей.
Ловзарш делали, и тогда когда в Казахстане гибли люди от голода и холода, и тогда когда казалось наступил конец света, делали в самый тяжёлый и трудный час. Ловзар встряхивал людей, делал их красивее, сильнее, заставлял поверить в будущее!
Далее, ловзар — свадьба, имеет свои незыблемые каноны, свои правила, свои достопримечательности, и как закон никогда не бывает похожа одна на другую. Все эти особенности увязанные в единый механизм дают необыкновенную зрелищность, веселое настроение и ощущение праздника для всех присутствующих.
Однако, для устроителя чеченской свадьбы, это настроение для всех даётся неимоверным напряжением всех сил.
Начнем по порядку, ну во первых, как только разрешение получено, собирается Совет по проведению самого мероприятия, там присутствуют, можно сказать председательствуют: отец и мать жениха, и находятся самые близкие люди жениха (братья, сестра, разумеется взрослые), здесь решаются вопросы: кого нужно поставить в известность, а к кому послать уважаемого человека и попросить не считать неуважением по отношению к ним эту свадьбу (по причине недавнего горя у этих людей), кого конкретно пригласить, на сколько персон будет накрыт основной стол, столы для женщин, для детей, столы для особо почётных гостей, где будет стоять невеста, кто из девушек-родственниц или сестёр жениха будет всё время рядом с невестой, какие подарки дарить девушкам, которые приедут с невестой, кому поручить приглашение музыкантов: гармониста, доулиста, певцов и т.д.
Особое значение придаётся безопасности мероприятия: начиная от скорости экскорта машины, стрельбы, точного маршрута кортежа, численности (как количественной, так и качественной) тех, кто поедет за невестой. Как правило, здесь на ключевых постах стоят самые близкие родственники, мужчины, которым очень не желательно допустить оплошность, по причине того, что это ложится на них самих. Здесь по минутам, проигрывается весь ход будущего действа, определяется место для танцев, место для сидения девушек, и место где должны стоять парни, колличество прогнозируется с учётом чеченского менталитета,(гостей может быть и сто и тысяча) назначаются конкретные исполнители всех действий, подготовки к свадьбе, мелочей в таком деле, как приходится убеждаться тем, кто пренебрегает всей этой процедурой, не бывает. Малейшая деталь неучтенная на таких заседаниях оборачивается большим конфузом.
День который многим участникам запомнится на всю жизнь, начинается! По времени стараются привезти невесту ближе к полудню или чуть после полудня, когда день уже шатнулся к сторону вечера. Невесту в роскошном свадебном одеянии, подвозят к крылечку её теперешнего дома, выводят из машины и подводят к ожидающей её в окружении женщин с чашей сладостей матери жениха-свекрови. Та сама кладёт ей в рот сладости и осыпает её конфетами с головы до ног, сопутствуя словами: «Дел я хьо марш» (Приходи свободной) и т.д. Стоящая рядом молодка вручает ей младенца мужского полу и её ведут в дом или к тому месту, где для неё приготовлен празднично убранный угол. Начинают собираться гости.
Оьзд к1ант, ловзаре-ловзар д1адола делчул тъаьхь кхочш товш ву, ловзар юкъе даьлч давоьдаш товш ву — чеченская этика.(Воспитанный парень приходит на свадьбу после её начала и уходит не дожидаясь конца)
Ловзарш, халхарш, вокха стаг волуш, к1ант волуш, синкъерамш, сакъерарш, дог хаитарш, захлонш, мокъ йитарш, дуьнен безам т1елацарш… И т.д. Это все и это далеко не полный перечень специфичных слов — понятий употребляемых на ловзаре.
Ловзар — своеобразный рынок, куда несут самое лучшее что есть у приходящего на него: Г1илкх-оьздингал, тар-хазал, куц-кеп, духар-кечвалар, лел-хаар, дош ал-вист хилар. Т.е. если сказать по русски, это выход в свет. И на людей посмотреть и себя показать. И конечно же это испытание, это состязательность, это какой-то и чей-то итог в воспитании… Люди, которые требуют отменить это мероприятие, наверняка хотят этого потому, что, всё описанное мное выше, как-то стало меньше работать. Но это не вина Ловзара, а вина тех кто проводит его неумеючи. Словом, если бы наши предки так легкомысленно относились бы к этому мероприятию, как сегодня это делаем мы, ловзар давно бы изжил себя…
«Стаг волу стаг т1е ваг1чи, стаг хюли ц1а вог1у, стаг воцч стаг т1е ваг1чи, пайдбоцче воли вог1у», — гласит народная мудрость.(К людям пойдёшь, человеком возвращаешься…) Автору этих строк приходилось не один десяток раз бывать на таких свадьбах, после которых себя чувствуешь на порядок выше, по новой осмысляешь окружающее.
Во многом этому способствует Тамада. «Таман-да» — в переводе с чеченского отец удовольствия. Он знает всех сидящих за столом, в том числе вновь и очень издалека прибывших. По крайней мере, такое ощущение возникает у тех, за кого Тамада просит присутствующих поднять бокал.
Пятьдесят-шестьдесят человек сидящих за торжественным столом, из которых ты едва знаешь одного-двух, внимательно слушают Тамаду, который говорит речь, речь искусную, благородную, и ты начинаешь улавливать что-то знакомое из фактов перечисляемых им, это героические поступки, твоих предков или же твои, никому неизвестные, но очень хорошо тебя характеризующие дела и только в самом конце, когда все недоуменно начинают переглядываясь искать виновника столь лестных слов — звучит твое имя… Если ты пришел сюда никому неизвестным человеком, то благодаря искусству тамады, ты уходишь знаменитым, познакомившись с очень большим количеством людей, которые искренне хотят стать твоими друзьями… За таким столом не бывает пьяных речей, а тем более пьяных людей, и неуместных речей. Всё служит одной цели; познакомить людей, с лучшими качествами друг друга, наставить молодежь на хорошее, благородное — живущее в народе вечно.
А тем временем нарядные чеченские девушки и парни занимают места в круге. На почётном месте стоит стол с яствами, за ним восседают почётные люди в главе с Инарл-Генералом, вот этот Инарл и отвечает за всё, что происходит конкретно на круге. За поведение жухаргш-клоуны, за поведение молодых парней и девушек. Помощь ему в этом оказывают непосредственно распорядитель круга — молодой человек лет тридцати с небольшим, вооружённый веточкой или цветком.. Старшая девушек — молодайка (Жим зуд) или жеру отвечающая за порядок среди девушек.
Шун юкхехь ваш воцуш йиш хил тарло шун, ваш воцуш ваша хил тарло шун, йиш ёцуш ваша хил тарло шун, цул совнах махкар воцу хьаша хила тарло шун и тидми иец шай де дацахь, шайн ловзар хьарам делишь — так воспитывали нас!(Среди вс может оказаться девушка у которой нет брата,или парень у которого нет брата, или гость издалека-иноземец,если вы не сумеете вести себя с этими людьми, вам свадьба противопоказана)
Теперь об отношениях парня и девушки, разговор об этих тонкостях хочу предварить маленьким отступлением в старину. Интимная сторона отношений между двумя любящими всегда была скрыта в чеченском обществе за семью замками. И слова переданные друг другу, как бы от третьего лица, и символические сравнения-метафоры понятные только им двоим, восточный язык влюблённых полный таинства, всё это было, есть и будет. Но я хочу привести здесь пример, стыдливости, скромности выражения своих чувств присущее самым настоящим вайнахским мужчинам…
Если парень встретил девушку на свадьбе, которая ему понравилась, он может послать ей хабар — приглашение дуьнен сакьирам тьеица реза юй хьо олий через посредницу. Девушка может себе позволить принять ухаживания многих парней, разговаривать, слушать комплименты, общаться, но это всё до той поры, пока она не выберет среди них того единственного, с которым она захочет идти по жизни, пока с этим одним у неё не сладится настоящий уговор, и они не обменяются знаками верности друг другу, как то есть: колечко, платочек, какая-нибудь мелкая безделушка — не путайте с подарками, которые могут быть в великом множестве и от кого угодно, кто добивается её внимания. Но если у неё уже есть возлюбленный, употребим это прекрасное слово, подарим его чеченке, то она извинится перед этим парнем, поблагодарит его за оказанную честь и скажет ему, что у неё есть парень. Парень должен быть достойным её, не обижаться на её ответ, и если сможет забыть, то забыть. Но бывает всяко… жизнь никогда не текла по правилам и конечно же, и у чеченцев бывают исключения… Ну об этом в другой статье.
Но на одной свадьбе не принято, явно оказывать знаки внимания сразу двоим, следует быть очень ровной в отношениях, чтобы не спровоцировать, ревность и последующие возможные неприятности. Это относится и к парням в равной степени, не забывайте, что Медея была вашей сестрой.
Теперь, когда вам принесли благоприятный ответ, следует проверить как это девушка танцует. В танце как в зеркале проверяется характер человека, не зря чеченцы называют его ХАЛХАР, т.е. ХАЛ ХААР — узнать о состоянии. Стройна ли станом, умеет ли двигаться, умеет ли одеваться, умеет ли вести себя в танце. Много, очень много может сказать опытному глазу танец человека. В нём как в зеркале отражается весь человек с мельчайшими подробностями своего характера. Если юноша и неопытен, для такого глубокого анализа танца, то всегда найдутся рядом родственницы или родственники, которые укажут на недостатки или опасения на то, что можно от этого человека ему ожидать.
И вот Ловзар начинается, с кратким приветственным словом к собравшимся обращается старейшина, или старший из устроителей, вообщем один из ответственных за происходящее. Желает от души повеселиться, просит чтоб были терпимы уважительны к друг к другу, соблюдали порядок. Начинает Ловзар обычно кто нибудь из почётных и уважаемых гостей, цха беркати стаг юкх вокху. Все, оказывая ему уважение, встают и стоят до того момента пока он не выйдет из круга. За ним может быть последуют ещё старшие, один два… затем местом безраздельно командует молодежь.
И так музыка звучит, доуль бьёт, кровь играет, Ваш выход маэстро! Парень заручившись согласием на танец, дождавшись своей очереди выходит в круг, он сам в танце обходит круг, делает бохь бухар(быстрый танец…) Инарлу, и выходит к своей девушке, которая к этому времени уже готова вступить в танец, он делает ей знак внимания в танцевальном па, своеобразную оценку, и устремляется за плавно ускользающей партнершей. Идеи игры такова, т. е. смысл танцевальной пластики: девушка убегает парень устремляется за ней, но она своевольна, и ему приходится загонять её, в свой рисунок. Он препятствует ей, не дает ходу… пока она не смиряется, затем он ведёт её, как бы в знак своей победы к столу Инарла, она танцует — кружится для Инарла, затем подводит её к своим друзьям, где она тоже кружится и затем он её провожает на своё место, в принципе после этого слаженного дуэта она может покинуть круг в любое время. Другое дело, если девушка, не избранница, то они танцуют обычный танец, два три круга, перед Инарлом, и она уходит. После проводов своей партнерши, танцор исполняет ликующий танец победы — темпераментно, под задорные крики своих друзей и заканчивает танец. В остальное время, в перерывах между танцами молодежь обменивается через посредников посланиями, а при возможности напрямую.
Два слова о чеченском танце, Советский Союз конечно выхолостил чеченское искусство, сделав его «национальным по форме и коммунистическим по нутру». В старину существовало несколько ритмов и пластик чеченского танца. До нас дошли все они, и наши балетмейстеры, Тапа Элембаев, Хасан Гапураев, Адлан, Дикалу Музыкаев и др. очень даже неплохо знали их: ког шаршор, ког айбар, ког ловзар, куогц хьашар и т.д. причем не многие имели право танцевать например ког айбеш… Для этого нужно было иметь не меньше прав, чем сейчас их имеет очень важный человек. Но почему то, мы даже в ансамбле прибегаем к только двум или трём танцевальным па кавказского танца…
В чеченском народе танцу придавали во все времена огромное значение, людей умеющих хорошо танцевать помнили веками, имя Махмуда Эсамбаева, Дакашева Вахи, Дидигова Магомеда и др. До сих пор на слуху. Я видел как они танцевали, и Махмуд, и Ваха, и Магомед…
Это была настоящая высокая поэзия танца, так пока ещё никто не танцует! Цар ца сет юор юх! Хьай дадала цер, ма неха б1аьрг бузур царехь! Ма самукъа докхара цара нехан! Люди уходя с их концертов начинали уважать себя хотя бы за то, что ОНИ были чеченцами.
Грузинский балетмейстеры, такие знаменитости как Сухишвили, очень много взяли именно у чеченского танца, увидев какого нибудь из наших самобытных танцоров они как пиявки впивались в этого человека, стараясь взять у него всё это умение, грузинские композиторы давно сделали колоссальные вещи с чеченских мелодий, а когда мы робко им об этом сказали они со смехом отвечали: «Дарагой бери ти наши песни, и танци, ведь ми адзин народ — братья слющи…» Что скажешь, действительно братья… И нам надо учиться у них и ворачивать своё.
Во время танцев, бывает бросают деньги, некоторые вручают их девушке в руки, не знаю имеет ли этот обычай у нас глубокие корни, но мне кажется это наносное, кураж у чеченцев не в чести.
Вообще об этом много можно написать, но музыканты устали и нам тоже пора… Выходит на круг уважаемый человек, который следил за свадьбой и благодарит всех присутствующих за гьилк и оздингал, который они показали здесь, особую благодарность пондарчин и доулисту и певцам, и объявляет ловзар закрытым.
Я написал, что знаю, что навскидку вспомнил, если что не так — пишите, сделаем общими усилиями «Пособие по проведению чеченской свадьбы».
© Нохчалла, Саид Чинкейра
Танцы в хиджабе
— Иногда мне кажется, что люди недооценивают силу хореографии. В ней кроется гораздо больше, чем движения в такт музыке, — говорит 32-летняя Хеда Тахаева, художественный руководитель балетной студии Грозненской филармонии, солистка ансамбля «Ловзар». «Это Кавказ» расспросил танцовщицу, в чем же сила чеченского танца.
Фото: Елена Афонина
«Танцы спасли нас от войны»
— Бывает, я пытаюсь вспомнить себя до танцев, и не могу. Вся моя сознательная жизнь связана с хореографией, сценой, постановками. Любовь к танцам передалась мне от родителей — Магомеда и Тамилы Тахаевой, которые тоже танцевали с малых лет. Оба были солистами легендарного ансамбля «Вайнах». Папа всегда стремился создать свой детский коллектив, и мы со старшей сестрой были вовлечены в этот процесс чуть ли не с рождения, а позже подключился брат. Но официально я пришла к папе в ансамбль «Ловзар» в 95-м году, когда мне было семь. И это событие я помню прекрасно — первые робкие шаги по залу, неуверенность, переживания: что подумают о способностях дочери хореографа.
В ансамбле мы не просто танцевали вместе почти 20 лет, а стали настоящей семьей. Мы разделили лучшие времена — детство и юность. Вместе пережили войну.
Первый раз нас вывезли в летний лагерь в Нальчик, подальше от военных событий. Но вместо отдыха репетировали по три раза в день. У нас не было костюмов, собственного зала или репетиционной базы, но уже через полгода мы выступали на официальных мероприятиях. А следующим летом давали полноценные концерты по Северному Кавказу.
Конечно, состав ансамбля постоянно менялся: в военные годы все разъезжались и спасались как могли. Но репетиции продолжались, а папа по крупицам собирал коллектив — искал ребят через знакомых, ездил по старым адресам, встречал на улицах Ингушетии, куда многие бежали, или даже в палаточных лагерях. Он хотел увезти нас подальше от хаоса, царившего тогда в республике, показать миру настоящее лицо чеченцев и нашу культуру. А кто это может сделать лучше детей?
Родители Хеды — Магомед и Тамила Тахаевы
В 2000 году снова стали выезжать на гастроли в разные города страны. Может, прозвучит нескромно, но мы считались лучшим детским ансамблем. Поэтому нас часто приглашали выступать.
В январе 2001 года «Ловзар» включили в крупный международный фестиваль. Московский зритель тепло принял нас, несмотря на события в Чечне. И вместо запланированного месяца мы остались в столице на пять лет. Стали полноценными артистами, известным профессиональным ансамблем. Были гастроли по всему миру — Англия, Франция, Болгария, Германия, Турция, Катар, Япония.
Самое приятное в этих воспоминаниях — восторженные лица зрителей в переполненных залах. Они долго стоя аплодировали нам, детям войны, не отпуская даже после нескольких поклонов.
Пьер Карден и чеченская свита короля
— На одном из концертов в Париже оказался знаменитый модельер Пьер Карден. Ему очень понравилось выступление, особенно битва на мечах в одном из главных наших номеров. В то время он как раз ставил мюзикл «Тристан и Изольда», в котором свиту короля должны были играть китайские артисты. Но из-за вспышки пневмонии участие их оказалось под вопросом.
Тогда Карден, впечатленный силой и ловкостью ребят, решил взять их в свою постановку. Конечно, для ансамбля это был серьезный прорыв. Но после заключения контракта случился конфуз: на предпремьерной репетиции ребятам показали костюмы, в которых предстояло выступать, и они всем составом отказались выходить на сцену в слишком откровенных нарядах от модельера. Возможно, в другой ситуации назрел бы серьезный конфликт, но Карден пошел навстречу, и ребята выступили в чеченских боевых доспехах. Мы не раз потом слышали, что именно финальная сцена битвы на мечах, сыпавших искрами, в исполнении чеченских танцоров стала самым фееричным моментом шоу.
На этом сотрудничество с Карденом не закончилось — он пригласил уже весь ансамбль на открытие замка в Лакосте, а также организовал сольный концерт на Лазурном берегу, на своей знаменитой вилле, которую называют Дворец пузырей. Больше месяца мы жили на другой его вилле, куда он не раз приходил пообщаться с нами и убедиться, что мы ни в чем не нуждаемся и хорошо проводим время.
Когда вспоминаю, у самой создается впечатление, будто все происходило не с нами — жизнь поделилась на «до» и «после» жизни с ансамблем.
«Ловзар». Дубль 2
— В 2006 году мы окончательно вернулись в мирный Грозный, который активно восстанавливался. Наш ансамбль стал частью Чеченского государственного университета, где многие из нас к тому времени были студентами. Мы продолжали работать и периодически выступали, но уже не участвовали в крупных мероприятиях, тем более в международных, гастроли постепенно сошли на нет.
Папа своими силами содержал ансамбль, но не было спонсорской поддержки, не удавалось платить зарплату, развиваться. И так продолжалось почти до 2014 года, когда ансамбль распался. Каждый пошел своей дорогой, но мы не потеряли друг друга из виду, общаемся, вместе отмечаем праздники. Этим летом исполняется 25 лет с момента собрания «золотого состава», и мы надеемся, что сможем отметить это важное для нас событие.
А сейчас у нас подрастает достойная смена: участники старого «Ловзара» обучают своих детей в новой студии, и я тоже принимаю в этом участие. Этот детский ансамбль тоже организовал мой отец еще в 2006 году, назвал его «Грозный», но не так давно переименовал в «Ловзар».
«Хореография вернула меня к жизни»
— Сколько себя помню, никогда не брала долгую паузу в карьере. Даже если не выступала, всегда была в форме, занималась дома, учила детей. Но наступил в жизни момент, когда танцы ушли на дальний план. Мне поставили страшный диагноз — рак. Я не афишировала болезнь, никогда о ней не писала в соцсетях, но окружение узнало — и близкие, и знакомые, почти все артисты.
Какое-то время не понимала, что делать и как дальше сложится судьба. Видела, в каком стрессе пребывают и мои родители, и родители мужа, поэтому старалась не поддаваться панике. Тогда друзья из ансамбля написали письмо и распространили его в Instаgram. Буквально на следующий день от Фонда имени Кадырова поступила финансовая поддержка, благодаря которой я смогла улететь на лечение в Бельгию.
Знаю, что не выдержала бы, если б не любовь и внимание чуть ли не всей республики. Даже в Бельгии нашлась чеченская семья, которая очень помогала.
В танцевальный зал я вернулась спустя 10 месяцев. После операции мне не удавалось выполнять даже элементарные движения — встать на полупальцы, выпрямить спину, вытянуться. Я заново училась двигаться, но все же восстановилась и даже продвинулась дальше — стала выступать сольно. Когда однажды меня попросили просто выйти на сцену к какому-то артисту с импровизацией, я немного смутилась. А сегодня выхожу, не имея представления о том, что буду показывать — ни рисунка, ни определенных движений. Я просто танцую по своему душевному состоянию.
Я знаю, что именно танцы вернули меня к жизни после болезни. Мысли уходят, жизнь вокруг замирает и остается только в танце. Это лечит — и физически, и морально, дает сил забыться, не думать о болезни и сложностях.
Балерины в хиджабах
— После возвращения из Европы, как только встала на ноги, мне предложили стать руководителем танцевальной труппы Чеченской госфилармонии имени Аднана Шахбулатова. Студия была создана задолго до моего прихода, но балетное направление стало развиваться при мне. Конечно, это не балет в его классическом понимании. Но я хотела привить воспитанникам основы хореографии, ввести обязательный тренаж, упражнения у станка, необходимые для правильной осанки, изящества движений, выворотности и выправки. Но это скорее стилизация балета под национальные танцы с элементами классики. Иногда встаем на пуанты, выступаем в платьях, напоминающих длинные пачки. В сочетании с хиджабом это, конечно, смотрится необычно. Но такие эксперименты мы ставим не часто и показываем не только чеченские танцы — тут и культура Закавказья, Востока, Азии.
Сейчас у меня в танцевальной группе два парня и восемь девушек. Они задействованы почти во всех мероприятиях республики. Если это не отдельная постановка, то антураж для выступления певцов. Есть другие форматы хореографии — мюзиклы, спектакли, театрализованные представления. Порой совсем небольшие мизансцены — однажды, например, играли стюардесс. Был и такой необычный опыт.
Одним из самых запоминающихся проектов стал мюзикл «Золушка», который поставил в Грозном известный театральный режиссер из Москвы Дмитрий Павлов. Мои воспитанники исполняли ведущие роли и отлично справились с задачей. Как и с участием в «Кавказских играх», где мы также выступали наравне с балет-студией «Тодес».