Ложь ходит быстрее правды что это значит

Ложь стоит до правды

— русская пословица о том, что ложь можно встретить чаще, чем правду.

«Рать стоит до мира, ложь до правды»

Чехов Антон Павлович (1860 – 1904) в рассказе «Сборник для детей» (1883 г.) описал в шутливой форме эту пословицу:

«6. Ложь до правды стоит. Персидский царь Дарий, умирая, призвал к себе сына своего Артаксеркса и сказал ему:

— Сын мой, я умираю! После моей смерти созови со всей земли мудрецов и предложи им на разрешение эту задачу. Решивших сделай своими министрами.

И, нагнувшись к уху сына, Дарий прошептал ему тайну задачи.

После смерти отца Артаксеркс созвал со всей земли мудрецов и, обратись к ним, сказал:

— Мудрецы! Отец поручил мне дать вам вот эту задачу на разрешение. Кто решит ее, тот будет моим министром.

И Артаксеркс задал мудрецам задачу. Всех мудрецов было пять.

— Но кто же, государь, будет контролировать наши решения? — спросил царя один из мудрецов.

— Никто, — отвечал царь. — Я поверю вашему честному слову. Если вы скажете, что вы решили, я поверю, не проверяя вас.

Мудрецы сели за стол и стали решать задачу. В тот же день вечером один из мудрецов явился к царю и сказал:

— Отлично. Будь моим министром.

На другой день задача была решена еще тремя мудрецами. Остался за столом один только мудрец, именем Артозостр. Он не мог решить задачи. Прошла неделя, прошел месяц, а он всё сидел за задачей и потел над ее разрешением. Прошел год, прошло два года. Он побледнел, похудел, осунулся, перепачкал сто стоп бумаги, но до решения было еще далеко.

— Вели его казнить, царь! — говорили четыре министра, решившие задачу. — Он, выдавая себя за мудреца, обманывал тебя.

Но царь не казнил Артозостра, а терпеливо ждал. Через пять лет пришел к царю Артозостр, пал перед ним на колени и сказал:

— Государь! Эта задача неразрешима!

Тогда царь поднял мудреца, поцеловал его и сказал:

— Ты прав, мудрый! Эта задача действительно неразрешима. Но, решая ее, ты разрешил главную задачу, написанную на моем сердце: ты доказал мне, что на земле есть еще честные люди. А вы, — обратился он к четырем министрам, — жулики!

Те сконфузились и спросили:

— Теперь нам, стало быть, убираться отсюда?

— Нет, оставайтесь! — сказал Артаксеркс. — Вы хоть и жулики, но мне тяжело с вами расстаться. Оставайтесь.

Источник

Ложь, ложь, ложь, частично правда. Вместе с экспертом, определяющим по мимике и жестам истину и обман, разобрали интервью польского солдата

В интервью «Беларусь 1» сбежавший польский солдат Эмиль Чечко озвучил немало шокирующих фактов. Их с сослуживцами якобы поили алкоголем и заставляли убивать мигрантов. Убитых, отметил он, хоронили в лесу на белорусско-польской границе. Слова военного вызвали много вопросов. Один из них: а говорит ли он правду? Мы попросили посмотреть интервью солдата украинского профайлер-полиграфолога Дмитрия Попова, который по жестам, мимике, тону и темпу речи определяет, врет ли человек. Вот что из этого вышло.

Ложь ходит быстрее правды что это значит. Смотреть фото Ложь ходит быстрее правды что это значит. Смотреть картинку Ложь ходит быстрее правды что это значит. Картинка про Ложь ходит быстрее правды что это значит. Фото Ложь ходит быстрее правды что это значит

Кто такой Дмитрий Попов?

Для начала немного об эксперте. Дмитрий Попов — профайлер-полиграфолог, кандидат психологических наук. Работал в Службе внешней разведки Украины, Минобороны, СБУ. Стаж работы — 28 лет.

— Профайлинг — это технология составления психологического портрета человека на основе визуального наблюдения за его поведением, — объясняет эксперт. — Профайлер обращает внимание на мимику, жестикуляцию, положение тела, логику и последовательность вербальных сообщений, а также темп и тон речи, глазо-двигательные реакции, изменение физиологических характеристик организма.

Объективность выводов, отмечает специалист, 60−80 процентов.

Общее впечатление от видео с интервью

— В целом видео с солдатом показывают, что респондент не испытывает ярких эмоций, когда рассказывает об убийствах и издевательствах в армии, — отмечает Дмитрий Попов. — Можно предположить: а) он все выдумал, б) он принимал в этом участие, и это никак не отразилось на его эмоциях. Второе возможно при условии, что респондент — социопат. Исходя из собранных данных о его поведении до службы в армии (эпизоды насилия с мамой, алкоголь, слабые социальные связи), вероятность социопатии присутствует. Но на сто процентов утверждать этого нельзя.

— На какие моменты в его поведении, а также мимику вы обратили внимание, когда смотрели интервью? Что они значат?

— В ситуации, в которой он оказался, человек обычно испытывает стыд, вину, страх, неуверенность, тревожность, но ничего из этого я у него не заметил. Зато солдат иногда улыбается. При этом его улыбка не совсем естественная, с долей сарказма. Если учесть, что он рассказывает о массовых убийствах, это не конгруэнтно, то есть по своим эмоциональным качествам речевое сообщение не соответствует тому, как человек это переживает. Скорее это признак того, что респондент насмехается над тем, что говорит.

Второй момент, на который я обратил внимание: он говорит с бравадой, то есть испытывает чувство гордости а) за то, что он это делал, б) за то, что он об этом рассказывает. Ни в том, ни в другом случае это не конгруэнтно для человека в его положении. Человек предал свою страну и свой народ. Бравады в его словах быть не может.

— А если он это понимает иначе и видит себя человеком, который донес людям правду.

— Героями в одну секунду не становятся. Герои — они и по жизни герои. А что мы на данный момент знаем о солдате? В интервью он рассказывал, что выпивал (эксперт имеет ввиду ситуации, когда по словам военного, им давали алкоголь. — Прим. Ред.). Плюс польские СМИ сообщают, что [11−12 декабря] его задержали за вождение в нетрезвом состоянии, а также о его конфликте с матерью. Это не вяжется с человеком, который решил показать миру справедливость.

— Большую часть интервью, по крайней мере из того, что мы видим в кадре, солдат смотрит в пол. Как это объясняет профайлинг?

— Это значит, что ему некомфортно разговаривать на эту тему или с этим человеком, — делится мнением специалист.

— Если опираться на жесты, мимику и т.д., как можно «считать» рассказ солдата о том, как он убивал людей (на видео с 2.50)?

— Я считаю, что это ложь. Во-первых, тут нет тех эмоций, о которых я только что говорил. Во-вторых, в его ответе нет конкретики и все обезличено. При убийстве (если только человек не тысячами убивал) такое запоминается в любом случае, — говорит Дмитрий Попов. — Я раскрыл много убийств и изнасилований. Когда преступники описывали, как они убивали, они рассказывали, как это делали, кем был убитый, как был одет, молодой ли, женщина или мужчина. Мы живем в мире, где убийство выходит за рамки норм морали и права, поэтому такие события должны откладываться в голове у человека, который лишает другого жизни. К тому же, память и внимание у него есть. Это видно, например, по тому, как он внимателен к вопросам журналиста и словам переводчика. Да и причем тут рассказ о Гарри Поттере (свои ощущения он описал сценами из книги, — Прим.ред.), когда речь идет об убийстве.

— Один из самых оживленных моментов на видео с Эмилем Чечко, когда он снял шеврон с флагом (с 6.46) и хочет его выбросить. Насколько, если опираться на профайлинг, это искренне?

— Ожидается, что человек в этот момент должен испытывать гнев, месть, но этих эмоций нет, — анализирует ситуацию эксперт. — Есть улыбка при слове унитаз, что не совсем адекватно. Демонстративно связать высший символ государства с нечистотами (самое грязное для человека) — странно для того, кто все сделал ради справедливости. Гораздо больше похоже на срежиссированную акцию. Подтверждает этот факт эмоциональное воздействие на зрителя [со стороны ведущей, которая позже говорит]: «Когда он попросил пойти в уборную, чтобы смыть в унитазе польский шеврон, вся съемочная группа его останавливала, потому что […] уважение к флагу других государств и знакам отличия, у нас есть. В отличие от наших соседей».

Анализ

Для анализа мы попросили Дмитрия Попова посмотреть восьмиминутное интервью Эмиля Чечко и с точки зрения профайлинга пройтись по ключевым утверждениям солдата.

На 0,11, когда он начинает обосновывать свое дезертирство, он сглатывает и неестественно моргает. Пересыхание рта связано со стрессом, значит, его слова скорее всего ложь. А вот история с колбасой и раздумьями возле костра его даже забавляет. Когда он об этом говорит, я вижу на его лице улыбку.

В этом эпизоде есть еще один интересный момент. Человек рассказывает, что совершил поступки, на которые большинство людей никогда не решатся. Например, перешел границу и сдался другому государству. Чтобы пойти на такое, человек скорее всего будет обдумывать свой статус, и что с ним может произойти. Обычно такие решения принимают под давлением определенных факторов. И это вряд ли колбаска над костром и то, что он будет гореть в аду. А вот то, что у него вскоре повторное слушание в суде, из-за которого, если верить польским журналистам, он может лишиться свободы и карьеры, — это значимый фактор.

Источник

5 причин говорить правду и всего одна, чтобы соврать

Ложь ходит быстрее правды что это значит. Смотреть фото Ложь ходит быстрее правды что это значит. Смотреть картинку Ложь ходит быстрее правды что это значит. Картинка про Ложь ходит быстрее правды что это значит. Фото Ложь ходит быстрее правды что это значит

Мы отправились на фактчекинг — записывали свои слова и дела за неделю, чтобы понять, как часто сами врем и почему. И теперь мы готовы поделиться с тобой сокровенным: когда врать все-таки нужно, почему говорить правду нужно и когда с правдой стоит идти на обидчика или такого же мудака, как и ты. И как мы.

Когда врать нужно

Когда твой друг умирает от рака и спрашивает о своем внешнем виде. Да, шутка неуместная, но благодаря ей ты сразу попал в нужный настрой: ложь нужна, когда правда однозначно навредит. Когда мама на юбилее спрашивает, как она выглядит. Когда посторонние интересуются о твоих делах.

Врать можно, а порой и нужно, но лишь по ряду причин: когда правда навредит, когда ты оберегаешь свой внутренний мир, когда хочешь кого-то защитить, когда устраиваешься на работу своей мечты.

Причина №1: говорить правду весело

«Шутки, основанные на боли, самые веселые» — целый сатирический пласт самоуничижительного юмора крутится вокруг шуток над самим собой. Это правда, но она подрывает твой авторитет. Впрочем, о чем могут шутить другие, если ты и так уже все знаешь и обо всем всем рассказал?

Говорить правду весело, когда ты хочешь посмеяться над своей подружкой. Идут ли ей эти джинсы? Нет. Добавлять про то, что она взяла лучшее от шарпея и Кардашьян, не стоит — хватит и мук выбора. Расскажи о том, как тебе нравится есть отвратительно соленый суп, или о том, как элегантно деформирует твой мозг ее музыкальный вкус. Будь честным — говори правду; не беспокойся о поддержании гармонии в вашей «семье», если она построена на лжи, и поймаешь невероятное количество лулзов. Главное, умей вовремя сказать, что все, что есть, ты в ней и любишь и ты с ней счастлив.

Правдой можно троллить шефа. Говори прямо, что ты думаешь о его красивой новой шубе, об авто, которое, судя по форумам, очень часто ломается, о кишечных инфекциях на его любимом курорте. Коси под дурака и восхищайся его мудрости. Формально на тебя злиться не за что, но твои коллеги оценят жирноту твоего юмора.

Причина №2: говорить правду — адреналин

Ты даже представить не можешь реакцию людей на правду: ты просто никогда не пробовал и примеров не видел. Вранье — важная часть негласного социального договора о любезности. Если его не станет, мир попросту поломается от такого разрушения скрепы.

Говорить правду — это всегда риск. Как правило, у нее всегда есть «но», от которых будет рвать интересные места твоей девушки и твоих друзей. Это будто фильм «Лжец, лжец» с Джимом Кэрри: по сюжету герой был вынужден всегда говорить одну лишь правду (по крайней мере, ту, в которую верил), и она не раз ставила его в опасное для жизни положение. Говорить правду — не значит хамить или косплеить синдром Туретта. Не стоит хамить ради хамства. Но если тебя спросят — тут уж дай волю своему внутреннему Эйбу. Но и не усиливай ее экспрессией — это уже будет неизящно.

Причина №3: говорить правду справедливо

Не бойся сказать своему коллеге о том, что от него дурно пахнет. Детей вам с ним не крестить, а он, может, даже искупается и одежду постирает. Да и не стать вам с ним друзьями: твое впечатление о нем уже испорчено, и ничем его не исправить. Субъективно, но правда.

Как справедливо послать хама, так и справедливо сказать честно и открыто своей подруге, что у нее нет таланта. Ее натюрморт больше напоминает догнивающие лица на тарелке? Скажи правду. От ее пения хорошо только дьяволу? Скажи правду. Твоя племянница жует обувь в 6 лет и ходит в садик для одаренных? Скажи правду ее родителям, что из их дочери не выйдет доктора наук и не стоит ломать девочку, если это однозначно не ее. Твой друг решил выкопать на участке своей бабушки яму и размножать там раков на продажу? Скажи правду. Да, тебя возненавидят, но, возможно, ты спасешь близких от фатальной ошибки.

Причина №4: говорить правду — признак самоуважения

Если у тебя осталась хоть капля совести, то прекрати пытаться приподняться на вранье. Это выглядит комично и всегда заметно, если ты, конечно, не мастер рассказывать байки. Представь, что ты соврал: одна ложь неизбежно будет накрыта другой, та — третьей, и так до тех пор, пока тебя не схватят за руку. Жить с таким позором тяжко.

Более того, тебе очень быстро перестанут верить и доверять. Даже в мелочах твое мнение будет самым последним. Никто не скажет этого в лицо, но невзначай брошенное «****» (врет) яростной пеленой закроет твои глаза. Тогда ты и поймешь, что эта компания твоей уже не станет.

Причина №5: говорить правду — значит защитить себя

Человека, который всегда искренен с окружающими, не в чем ни обвинить, ни упрекнуть: он говорит что думает и не преследует корыстных целей. Он открыт, и его можно понять, не копаясь, как в капусте, в его словах. Таким тяжело быть, потому что и ты, и мы боимся критики. Это нормально. Но правда может спасти нас — вот тебе история. Жил в одном южном городе слесарь Сережа. Честный и хороший мужичок, отзывчивый, чинил трубы и замки и пил по-черному. И как-то из-за напарника Сережу обвинили в крупной краже. Все, что тот мог сделать, — это руками развести: алиби нет, непонятно, чем занимался, да и вообще один живет. А скажи Сережа, что в это утро он в пьяном угаре валялся под столом у товарища в женском белье, то и не отправился бы покорять северные просторы нашей необъятной.

Правдивого парня не в чем упрекнуть подруге: если они вместе, значит, она ему нравится, если не сказал обратного. Да, возможно, такие правдорубы не самые эмоциональные и велеречивые на свете, но зато надежные. И комплименты от таких слышать гораздо приятнее.

Источник

Ложь ходит быстрее правды что это значит

Ложь – обман, наме­рен­ное иска­же­ние правды, истины. По объ­яс­не­нию святых отцов, ложь может быть мыслью, словом или жизнью.

Источ­ни­ком лжи явля­ется диавол: «Он был чело­ве­ко­убийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда гово­рит он ложь, гово­рит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ).

Девя­тая запо­ведь одно­значно запре­щает ложь. Глав­ное сред­ство борьбы с ложью – прав­ди­вость.

На стра­ни­цах Свя­щен­ного Писа­ния также часто встре­ча­ются слож­но­со­став­ные слова, одним из корней кото­рых явля­ется слово «ложь»: лже­сви­де­тели ( Мф.26:59-60 ), лже­про­роки ( Мф.7:15 ), лже­учи­тели ( 2Пет.2:1-2 ), лже­бра­тья ( 2Кор.11:26 ), лжеа­по­столы ( 2Кор.1:13 ), лжехри­сты ( Мф.24:24 ).

свя­ти­тель Нико­лай Серб­ский:
С Богом нас раз­де­ляет ложь, и только ложь. Ска­зать, что с Богом нас раз­де­ляет истина, то же самое, что ска­зать, что с Богом нас раз­де­ляет Бог.
Ложные мысли, ложные слова, ложные чув­ства, ложные жела­ния – вот сово­куп­ность лжи, веду­щая нас к небы­тию, иллю­зиям и бого­от­ре­че­нию. С этой дороги нет воз­врата без тяже­лого жиз­нен­ного потря­се­ния, пока чело­век, ослеп­нув, подобно Савлу, не падет на землю и пока Бог не под­ни­мет его из пыли и немощи и не вернет ему зрение.

мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний:
Ложь, какая бы она ни была, это постройка нере­аль­ного мира; а в нере­аль­ном мире нет Бога, потому что Бог есть абсо­лют­ная реаль­ность.

Ложь и правда

архи­манд­рит Еле­азар,
духов­ник Свято-Тро­иц­кой Алек­сан­дро-Нев­ской Лавры

Ложь – грех, один из самых рас­про­стра­нён­ных недо­стат­ков чело­ве­че­ства. Нет ни народа, ни страны, где бы не лгали. Мно­же­ство неправды про­ис­хо­дит в мире за одну только минуту. Уже в моло­до­сти ложь овла­де­вает чело­ве­ком, хотя никто этому не учит.

Ещё есть люди, кото­рые думают и про­ни­ца­тельно чув­ствуют опас­ность, кото­рую не заме­чают осталь­ные. Конечно, управ­ляя теле­гой, было больше вре­мени для раз­мыш­ле­ний, чем совре­мен­ному води­телю. Поэтому думают все, но часто поверх­ностно и поспешно. Суще­ству­ю­щие опас­но­сти оста­ются неза­ме­чен­ными. Нередко при­хо­дится много оправ­ды­ваться, защи­щаться от упрё­ков в невни­ма­тель­но­сти, необя­за­тель­но­сти. И здесь на первое место высту­пает ложь. Это быст­рый и легкий путь при­вле­че­ния к себе вни­ма­ния, повы­сить себе цену, чтобы ска­зали: «мой доро­гой».

Лгут, чтобы раз­бо­га­теть, чтобы сде­лать карьеру, чтобы защи­тить репу­та­цию, уйти от нака­за­ния. В своё время запы­лал Рим, и импе­ра­тор Нерон обви­нил в под­жоге хри­стиан, нача­лось первое кро­ва­вое гоне­ние на веру­ю­щих. Тысячи погибли на аренах цирка и сго­рели живыми факе­лами. Метод при­тес­не­ния уко­ре­нился и живёт.

Вспо­ми­на­ются слова из попу­ляр­ной когда-то песенки: «это мы не про­хо­дили, это нам не зада­вали». Люди настолько глу­боко про­ник­нуты ложью, что даже хоро­шие дела совер­шают, при­бе­гая ко лжи и обману. Очень некра­сиво, когда лжёт жен­щина; когда лжёт теле­ви­де­ние, и в заслугу ста­вится «умелая» неправда и изво­рот­ли­вость. Зри­тели, не жалея вре­мени, часами насла­жда­ются при­ме­рами лжи среди супру­гов, поли­ти­че­ских дея­те­лей, детей. Это нра­вится, это при­вет­ству­ется, это рас­кру­чи­ва­ется и этому учатся, под­ра­жают, не заду­мы­ва­ясь, что ложь при­но­сит мно­же­ство несча­стий.

Ложь чернит, раз­ру­шает и уби­вает людей. Много невинно стра­да­ю­щих из-за того, что кто-то наго­во­рил на них. Лжец заметно раз­ла­га­ется и сам, при­вы­кая видеть всё непра­вильно. О людях он судит по мере своей испор­чен­но­сти.

Неко­то­рые делают выводы по взгляду и наго­во­рам, по тону голоса, по дви­же­нию и улыбке. Лжец легко пред­по­ла­гает плохое в жизни, в дей­ствиях и поступ­ках других.

Ложь – такой недо­ста­ток и грех, что вопло­ще­нию зла в Свя­щен­ном Писа­нии дано имя: «лжец и отец лжи». Вос­при­я­тие неправды как досто­ин­ства сви­де­тель­ствует об огром­ных пере­ме­нах в образе мыш­ле­ния. Невер­ное не всегда неверно для совре­мен­ного чело­века. Поэтому полу­ча­ется, что лгать не всегда плохо, а гово­рить правду не всегда хорошо.

Марк Твен гово­рил, что когда чело­век не знает, что ска­зать, пусть гово­рит правду, кото­рая пора­зит врагов и друзей. Бывает трудно ска­зать правду, и остаться так­тич­ным чело­ве­ком. Известна «ложь во спа­се­ние». Часто неверно пере­во­дятся слова псалма: «ложь – конь во спа­се­ние». Думать, что конь всегда может выве­сти из опас­но­сти неверно, ложно.

Люди почему-то лгут с осо­бен­ной готов­но­стью. Воз­можно потому, что ложь явля­ется быст­рым и легким путём про­яв­ле­ния к себе вни­ма­ния и повы­ше­ния себе цены, сде­лать в глазах окру­жа­ю­щих карьеру, защи­тить репу­та­цию, избе­жать нака­за­ния.

Лжи всегда сопут­ствуют неуве­рен­ность, сомне­ние, отступ­ни­че­ство, него­до­ва­ние, гнев. Когда истина под­ме­ня­ется ложью, воз­ни­кают её спут­ники. Бла­жен­ный Авгу­стин гово­рил, что когда дви­же­ние к истине исчезло или хотя бы немного ослабло, ни в чём уже не может быть уве­рен­но­сти.

Фальшь вкра­ды­ва­ется в отно­ше­ния людей и раз­ла­гает их. Рас­па­да­ются семьи, сооб­ще­ства, пра­ви­тель­ства, появ­ля­ется недо­ве­рие к сред­ствам мас­со­вой инфор­ма­ции, – словом, ника­кие вза­и­мо­от­но­ше­ния не выдер­жи­вают испы­та­ния ложью.

Неправда стала рас­про­стра­нён­ным при­ё­мом интриги, само­за­щиты, про­дви­же­ния в жизни. Греш­ники мас­ки­руют ложью свои дела, чтобы скрыть истин­ное лицо. Это заметно в тор­говле, науке, рели­гии, поли­тике, прессе. Ложь ста­но­вится ничем не при­кры­тым рас­про­стра­не­нием неправды.

Ещё в Ветхом Завете гово­рится, что диавол обо­льстил Еву, заста­вив усо­мниться. Он солгал, сказав, что «нет, не умрёте». В наши дни сатана при­ме­няет стра­те­гию лжи, застав­ляя пове­рить, что грех не остав­ляет следов. Всю циви­ли­за­цию можно пре­вра­тить в духов­ных вре­ди­те­лей, без­от­вет­ственно рас­про­стра­ня­ю­щих ложные данные, за кото­рыми сле­дуют раз­ру­ше­ния жизней, разо­рван­ные отно­ше­ния.

Страшно хоть на минуту пред­ста­вить мир, ока­зав­шийся в подоб­ной обста­новке. Поэтому пра­во­слав­ный должен молиться, чтобы гово­рить мудро, научиться отыс­ки­вать истину в любой ситу­а­ции. Прав­ди­вость не должна пере­хо­дить в гру­бость, истину надо гово­рить с любо­вью ( Еф.4:15 ). Правде должны сопут­ство­вать мило­сер­дие, доб­рота, пони­ма­ние.

Тонкой формой лжи и обмана явля­ется лесть. Словам льстеца нельзя дове­рять, гор­тань его – откры­тый гроб ( Пс.5:10 ). Льстец губит того, кому льстит, рас­став­ляя ловушку с помо­щью соблазна и гор­дыни. Людям свой­ственно дра­ма­ти­зи­ро­вать собы­тия. Гнев застав­ляет про­из­но­сить пре­уве­ли­чен­ные угрозы.

Пре­уве­ли­че­ние под­ры­вает основы добрых отно­ше­ний, дове­рие и надеж­ность. Нередко моло­дой чело­век гово­рит, что попал в руки иску­си­теля за неиме­нием опыта жизни. Это – ложь. Любое паде­ние совер­ша­ется по отсут­ствию дове­рия к пра­виль­ному пути. После нашего реше­ния начи­на­ется дей­ствие Божие. «Посему, отверг­нувши ложь, гово­рите истину каждый ближ­нему своему, потому что мы все члены друг другу» ( Еф.4:25 )

Лжец – враг души. Он при­хо­дит, как обман­щик на базаре, с фаль­ши­вым счётом на ваше имя. Неко­то­рым можно верить только до тех пор, пока вы их видите, новая ком­па­ния меняет их. Подобно воде, они кипят или замер­зают в зави­си­мо­сти от окру­жа­ю­щей тем­пе­ра­туры. Многие посту­пают так вслед­ствие отсут­ствия прин­ци­пов. Они подобны флю­геру, вра­ща­ются по ветру.

Узнать их насто­я­щее лицо так же трудно, как снять мерку с луны. Они верят в то, что выгод­нее. Они плывут всегда по ветру, откуда бы он ни дул… Им очень хочется стать хоро­шими това­ри­щами, поэтому они при­вет­ливы, всту­пают в обще­ние со всеми. Опыт­ные люди сове­туют беречься тех, чьё оте­че­ство в цар­стве лжи. Они подобны греб­цам, кото­рые смот­рят в одну сто­рону, а едут в другую.

Диавол заста­вил пове­рить, что богат­ство и соб­ствен­ность делают чело­века счаст­ли­вым, что успех опре­де­ля­ется маши­нами и домами, что сво­бода – это воз­мож­ность делать жела­е­мое.

Делать, что хочешь! Это навя­зы­ва­ется. Рас­пут­ство, жизнь без пут, без огра­ни­че­ний, без ком­плек­сов. Всё это – повто­ре­ние про­шлого. Исто­рия знает такое пове­де­ние и послед­ствия. Апо­стол Павел опи­сы­вает нрав­ствен­ную жизнь, не закры­вая её кар­ти­нами лесов и афри­кан­ских джун­глей. Он гово­рит о дей­стви­тель­ной жизни куль­тур­ных цен­тров того вре­мени, нрав­ствен­ном облике циви­ли­зо­ван­ных людей.

Задолго до апо­стола Павла около Ефеса появи­лись первые фило­софы, стали думать, что про­бу­дился разум и откры­лась страна неогра­ни­чен­ных воз­мож­но­стей. Но цветок опал, плод созрел, содер­жа­ние ока­за­лось горь­ким.

Какой была могу­чая Рим­ская импе­рия, кото­рая, заво­е­вав Грецию, обе­щала закон, поря­док, зажи­точ­ность. Пали и Рим, и Греция, сне­да­е­мые неправ­дой, мораль­ным раз­ло­же­нием.

«Мер­зость пред Гос­по­дом уста лживые» ( Притч.12:22 ). Тот, кто близок к Богу, ходит непо­рочно, делает правду, гово­рит истину в сердце своем, кто не кле­ве­щет языком, не делает искрен­нему своему зла, не при­ни­мает поно­ше­ний на людей ( Пс.15:2 ).

Это надо чаще при­во­дить на память, потому что чело­век посто­янно нахо­дится в обста­новке ложных выво­дов и заклю­че­ний. Обма­ны­вать – значит заблуж­даться и вво­дить в заблуж­де­ние. Сеется недо­ве­рие, сомне­ние и непо­пра­ви­мый вред репу­та­ции. Во всех слу­чаях надо учиться воз­дер­жи­ваться от преж­де­вре­мен­ных заклю­че­ний до появ­ле­ния окон­ча­тель­ной инфор­ма­ции.

Мно­же­ство стра­да­ний понесли люди от поспеш­ных реше­ний и обе­ща­ний. Ещё живы те, кто помнят, когда идео­логи ком­му­низма вну­шали, что Сталин был одно­вре­менно вели­ким поли­ти­ком, самым боль­шим стра­те­гом, вели­чай­шим линг­ви­стом, учёным и фило­со­фом. Люди верили, что про­стой чело­век, в про­шлом сидев­ший в тюрьме за грабёж, был «непо­гре­шим». После его смерти тем же людям ска­зали, что Сталин был вели­чай­шим мас­со­вым убий­цей в исто­рии.

Эта ложь пошла дальше. В 1959 году партия без парт­нё­ров заявила, что через пять лет СССР дого­нит и пере­го­нит высо­кий мате­ри­аль­ный стан­дарт США. Генсек Хрущёв заявил, что «нынеш­нее поко­ле­ние совет­ских людей будет жить при ком­му­низме». Он обещал по теле­ви­зору пока­зать «послед­него попа» в стране. Обман­ным путем обе­ща­лось созда­ние ком­му­ни­стами брат­ства среди наро­дов.

Гово­рить правду – лучшая поли­тика. Чело­век может быть интел­лек­ту­ально раз­ви­тым, куль­тур­ным, пони­ма­ю­щим искус­ство, живо­пись, музыку, но иметь при­глу­шён­ную совесть и быть слепым. Куль­тура не осво­бож­дает от грехов. Первое тре­бо­ва­ние, кото­рое апо­стол Павел пред­ла­гает – отверг­нуть ложь. Обя­зан­ность пра­во­слав­ного – гово­рить истину. Ложь сле­дует пре­одо­леть, помня, что софизм, изво­рот­ли­вость не при­но­сят пользы. Хри­стос – Побе­ди­тель лжи. Он иску­пил чело­ве­че­ство от греха и нам нужно под­ви­заться в умно­же­нии правды.

Несмотря на недо­статки мира, в людях оста­лось стрем­ле­ние к добру. Ещё никому не уда­лось вос­пре­пят­ство­вать про­ник­но­ве­нию в мир добрых боже­ствен­ных мыслей. Отчуж­де­ние про­ис­хо­дит по при­чине неве­же­ства и оже­сто­че­ния. Неве­же­ство надо лечить не с головы, а с сердца. Неве­же­ство и оже­сто­че­ние идут вместе.

С гре­че­ского языка оже­сто­че­ние озна­чает: «затвер­дев­шая кожа». Сердце, много гре­шив­шее, ста­но­вится чёрст­вым, нечув­ствен­ным.

Известны случаи, когда люди лгут с нена­сыт­но­стью и не заме­чают этого, делая грех рев­ностно и с инте­ре­сом, часто ссы­ла­ясь на пуш­кин­ского Гер­мана, что «наша жизнь – игра», чело­век ищет воз­мож­но­сти солгать. Для этого он увле­кает других, соблаз­няя и, если нужно, угро­жая.

К сожа­ле­нию, при­хо­дится наблю­дать, что неко­то­рые интел­лек­ту­алы помра­чены в разуме. Жизнь, счи­тав­ших себя про­све­щён­ными, бывает бес­со­дер­жа­тель­ной, с неудо­вле­тво­рён­ными поис­ками. Ста­но­вится понят­ным необ­хо­ди­мость молитв в утрен­ние часы. Пока ум не занят неправ­дами жизни, надо обра­титься к Богу за помо­щью, ясно понять вечные боже­ствен­ные планы. Тогда будет меньше ссор из-за мело­чей, пре­ткно­ве­ний, паде­ний. Когда чело­век не читает утрен­них молитв, он как бы гово­рит: «Гос­поди, сего­дня днём я обой­дусь без Тебя», и здесь скво­зит ложь. Невоз­можно обой­тись без Бога. Молясь утром, чело­век состав­ляет про­грамму на весь день, под­ни­мая взор горе: «Отче наш, иже еси на небе­сех», потом выра­жает свои нужды: «хлеб наш насущ­ный даждь нам днесь», ста­ра­ется поду­мать о себе и других: «И остави нам долги наша, якоже и мы остав­ляем долж­ни­ком нашим». В конце молитвы просим о нашей защите: «избави нас от лука­ваго».

Да, без молитвы жизнь в опас­но­сти. Молитва вводит в небес­ную сферу, очи­щает мысли, укреп­ляет веру, избав­ляет от лжи. Очень важно закре­пить такое настро­е­ние надолго.

Сатана вну­шает, что само­во­лие должно заме­нить все авто­ри­теты. Гос­под­ство Бога отвер­га­ется, как не соот­вет­ству­ю­щее духу вре­мени. Отсюда при­чины нестро­е­ний. Неко­то­рые отдают жизнь за деньги, за соб­ствен­ность, за мно­же­ство подоб­ных вещей. Неко­то­рые просто изощ­ря­ются, ста­ра­ясь достичь «высоты». Не слу­чайно пёсик из дет­ского мульт­фильма сове­тует: «если у тебя нет хвоста, виляй улыб­кой».

Но в людях всё-таки оста­ётся стрем­ле­ние к добру. Нахо­дятся люди, кото­рые спо­собны видеть, рас­по­зна­вать лукав­ство духов злобы. Враг ста­ра­ется поко­ле­бать взгляды пра­во­слав­ного веру­ю­щего. Одним он гово­рит, что учение слиш­ком огра­ни­ченно, при­ми­тивно; другим – черес­чур строго и непри­ме­нимо в жизни.

Гос­подь помо­гает обна­ру­жи­вать ложь и лукав­ство и защи­щает пра­во­слав­ного в борьбе с невер­ными взгля­дами. Любое пре­да­тель­ство и обман раз­ру­шают дове­рие в людях, рас­па­да­ется семья, рабо­чий кол­лек­тив, пре­кра­ща­ется парт­нер­ство. Неко­то­рые так лгут, что не заме­чают этого, а когда опом­нятся, то новую фразу начи­нают со вставки: «честно говоря», пока­зы­вая, что ска­зан­ное до этого было не совсем прав­диво.

Рас­суж­дая о важной теме – о судьбе вне­зем­ной души, вспом­нился афо­ризм Мон­теня: «Смерти учит, кто учит жить».

Дождь раз­луки из смерти туч
Хлещет в дверь каждой души.
Тот уми­рать людей научит
Кто научит их верно жить.
В день, когда на белом свете
Упадёт на нас смерти тень,
Учит жизни, кто учит смерти,
Утвер­ждает Мишель Мон­тень.
К Богу ближе, будет лучше
От отца уда­лимся лжи.
Только тот уми­рать научит,
Кто научит пра­во­славно жить.
Часто жизнь обры­вает случай,
Потому ко Христу спеши.
Тот людей уми­рать научит,
Кто научит их верой жить!
Жить для Бога, тру­дясь для ближ­них,
Чтоб не стра­шен был гря­ду­щий день,
Смерти учит, кто учит жизни!
Прав мыс­ли­тель Мишель Мон­тень.

Ложь и лукав­ство не имеют цены и цели, кроме одной – про­во­дить сата­нин­ские замыслы в жизнь, отстра­няя любую мысль о веч­но­сти, о Боге, о поря­доч­но­сти вообще.

А люди веру­ю­щие и дума­ю­щие гово­рят о земной жизни и о пере­ходе в веч­ность.

«Вест­ник Алек­сан­дро-Нев­ской Лавры» № 7–8 (40–41) 2007

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ВремяУтверждениеЧто говорят мимика, жесты, эмоции и т.д.Почему?
с 0.40Сам решил перейти через границуСкорее ложь