Ложный стыд в православии это что
Ненужный стыд
Слышите, что Он говорит? «Кто постыдится, – говорит, – Меня в роде сем прелюбодейном и грешном», того и Он Сам «постыдится» в День Суда (ср.: Мк. 8: 38). Идешь утром в воскресенье из дома в сторону храма, и спросят тебя: «Ты, что, в церковь идешь?» Бог тебя сохрани от стыдливых извинений: «Ну да. Знаете ли, верую, хожу. Так привык. Я не фанатик – просто хор слушать люблю». Или нечто подобное.
Смело говори: «Верую и исповедую. Славлю Христа по мере сил». Сам не говори соседям: «А я в церковь иду». За язык ведь не тянут. Но если они сами спросят, не стыдись смело сказать, что веруешь в Сына Божия. Иначе попадешь под молот Его слов. И раздробят тебя Его слова. Расплющат. И Он Сам тебя потом постыдится.
Нас еще из-за Христа за горло не берут, с работы не гонят, по лицу за веру не бьют. Хотя кое-где стюардесс или медсестер за нательный крестик уже с работы гонят. На толерантном Западе. У нас нет сего. Еще нет. И нам, внукам новомучеников, грешно краснеть и отговариваться. Нам можно иногда и в атаку перейти.
Они тебе: «В храм, что ли, ходишь? В Бога веришь?» А ты в ответ: «А ты, что, нет?» Пусть им будет стыдно, а не нам. Стыдно не верить. Верить не стыдно.
Пора, братья, пора уже нам в атаку переходить. Пора Христа смело исповедовать. Верю в Господа моего. Кресту Его поклоняюсь. Рождество Его от Девы славлю. Воскресение Его исповедую. Есть тысячи житейских ситуаций, в которых звучание этих слов уместно и оправданно.
И мы ведь не просто в Бога веруем. Верить в Единого и Всемогущего хорошо, но этого мало. Это драгоценно, но этого недостаточно. Мы в Сына Божия веруем, в Свет от Света, в Бога истинного от Бога истинного. Его именем спасаемся и во имя Его имеем жизнь с избытком.
Веру апостольскую способны разносить по миру все христиане без исключения, а не только одно духовенство
Собственно, об этом и речь. Атеизм, рожденный советской, большевистской инерцией; атеизм, порожденный погружением в современную суету, страстями греховными и бытовой глупостью, да просто элементарной необразованностью, нам всем предстоит творчески преодолеть. Иногда всего-то и надо, что не стыдиться имени безгрешного Человека, претерпевшего Крестную муку. «Я – христианин» – это великое имя, открывающее вечность для бессмертной души.
И будьте готовы, братья и сестры с нежными душами, что вас назовут фанатиками, обзовут дураками, сочтут мракобесами и адептами средневековья. Непременно сочтут, обзовут и назовут. Каждый исповедник имени Христова обязан хоть раз ощутить на себе опаляющее пламя сатанинской ненависти. Пусть чуть-чуть, но и этого чуть-чуть будет довольно, чтобы узнать изнутри силу евангельских слов и включиться в непрекращающуюся борьбу тьмы со Светом.
Да если вас за Христа еще не обзывали, не осуждали и не считали «тронутым», то вполне возможно, вы и верите кое-как. Верите какой-то удобной верой, от которой ни бесам не страшно, ни ангелам не весело. Но стоит отдать свое бедное сердце в пробитые гвоздями руки Иисуса Христа, как вы вскоре услышите отдаленный гул адского пламени и лично узнаете, чем отличаются бабушкины сказки от жизни в Духе Святом.
К счастью земному мы никого не зовем, хотя и против земного счастья ничего не имеем. Но слишком уж оно хлипкое, это счастье земное. Хлипкое оно и летучее. Вспорхнет – и нет его.
К вечной жизни зовет нас Апостольская Церковь. И для начала всего-то и надо, что не стыдиться ни при каких обстоятельствах ни креста на шее, ни имени «христианин», ни своей принадлежности к Церкви Христовой.
Ложный стыд в православии это что
Стыд – чувство смущения, вызванное осознанием (пониманием) неблаговидности своей мысли, желания, поступка, действия, поведения, положения, нравственного состояния, причастности тому-то и тому-то и т. п.
Стыд является одним из видов нравственного сознания, оказывающим влияние на эмоциональную жизнь. Человек обладает естественной склонностью к переживанию чувства смущения, вызванного обличением какого-либо безнравственного поступка. Это страх перед потерей уважения в глазах тех, перед кем человек уронил свое достоинство.
архимандрит Платон (Игумнов)
Стыд – способность человека взвешивать свои поступки и помыслы в соответствии с совестью. На Руси говорили: «В ком есть Бог, в том есть и стыд». «Убей Бог стыд, все пойдет нипочем». «Без стыда лица не износишь». «В ком стыд, в том и совесть». «Пора и стыд знать». «Стыд та же смерть».
Такое народное понимание стыда полностью основывается на православном вероучении. Господь поставил стыд одним из стражей Своего закона в душе, чтобы он предотвращал повторение греха и призывал покаянно устремляться к потерянной благодати Божией. Священное Писание свидетельствует, что стыд возникает в нашей душе в каждом случае, когда мы противимся милосердию Божию к нам, забываем Бога ( Иов. 8:13 ), радуемся несчастью ближнего или величаемся перед ним ( Пс.34:26 ). Стыдно бывает человеку, когда он ненавидит праведника ( Иов. 8:22 ) или дерзает притеснять брата своего ( Авд.1:10 ). Наша духовная природа пытается растопить холод сердца чувством стыда, то есть сильного смущения от осознания своей неправости. Стыд, таким образом, заставляет нас осознать духовно-нравственную беду, в которую мы попадаем, совершив грех. Он влечет наше сердце к осознанию причины этой беды, самоукорению, раскаянию в соделанном – внутренней исповеди перед совестью, к исправлению греховной жизни, к ревности о славе и благодати Божией. Падший Адам неверно отозвался на проявление этого чувства в своей душе, когда «скрылся» от Бога, для него стыд не послужил к принятию спасительной благодати покаяния, а утвердил его в непослушании Богу. По мудрому замечанию Иисуса, сына Сирахова, каждому человеку следует наблюдать время и хранить себя от зла, чтобы не постыдиться за душу свою, ибо «есть стыд, ведущий ко греху, и есть стыд – слава и благодать» ( Сир.4:23-25 ). Согласно этому замечанию, при появлении стыда нам следует не прятаться от Бога, а идти к Нему за прощением и благодатью для исправления.
прот. Г. Нефедов
«Стыд, – по мнению B.C. Соловьева, – природная совесть, а совесть – общественный стыд».
Стыд – хорошее и здоровое чувство. Стыд животворит.
М.Е. Салтыков-Щедрин
У русского народа существует множество пословиц о стыде. Кроме уже приведенных выше, следует назвать: «Лучше понести на гривну убытку, нежели на алтын стыда»; «За стыд голова гинет»; «Сгорел со стыда»; «Чего боимся, того и стыдимся».
Народные пословицы осуждают бесстыжих людей: «Ни стыда, ни сорому ни в котору сторону»; «Стыд под каблук, а совесть под подошву»; «Стал сыт (богат), так взял стыд»; «Стыдненько, да сытненько»; «Первый дар на роду, коли нет в глазах стыду»; «Жили, жили, а стыда не нажили»; «Бесстыжих глаз и дым неймет».
О. Платонов
Стыд – это свойство души человека. Стыд бывает разный. Бывает стыд от осознания своей греховности, который ведет к покаянию, а бывает стыд от страха исповедовать свои грехи (ложный стыд). Тогда он ведет к малодушной трусливости, к умолчанию о том, что с нами произошло.
Что такое стыд? Это реакция нравственного чувства на внутренний разлад, на некое нарушение жизненного порядка. До грехопадения подобного люди не знали. Ибо природа их была исполнена внутренней гармонии, предполагающей власть духовного начала над началом инстинктивным. Распалась эта гармония, – и люди, ощутив внутренний разлад в душе, почувствовали стыд.
митрополит Кирилл (Гундяев)
Самое страшное – это разрушить стыд
Русская культура очень целомудренна, потому что она глубинно православная. Здесь Православие восприняли не формально, а всеми порами души. Оно не просто легло на подготовленную почву, а глубоко проникло в эту почву.
— В основе – чистота, целомудрие…
— Когда в деревне бываешь на свадьбе, слышишь свадебные песни, они напоминают погребальные плачи. Я задала себе вопрос: а почему? Потому что невинность оплакивают, хоронят чистоту. Это такая ценность, что ее оплакивают как покойника. И вот когда при всем этом детям стали говорить, что все не стыдно, – произошло убийство детских душ. Я хочу подчеркнуть как психолог: самое страшное – это разрушить стыд, потому что основное свойство, определяющее психическую норму, это чувство стыда в интимных вопросах. И именно это чувство старательно разрушается. Значит, детей и весь народ растлевают? Да, конечно. Но можно посмотреть и под другим углом зрения: это массовая инвалидизация психики. Показывая людям бесстыдство в интимной сфере как новый эталон поведения, всю страну превращают в тяжелых инвалидов. Говорят, что теперь новая жизнь и все по-другому. Да что в этом нового? Что нового в содоме? Содом был сметен Богом с лица земли, и на этом месте Мертвое море. Там нет жизни до сих пор, там не живет ни одна бактерия.
— Если сейчас это как-то не остановить, во что все это может вылиться?
— Каков же выход из положения? Что нужно для того, чтобы у нас тоже Мертвое море не заплескалось?
— Я думаю, многое может сделать каждый на своем месте. Опыт показывает: если поднять шум, хотя бы небольшой, это дает очень хороший эффект. Но протест пока слаб. У нас в Москве открывают клубы гомосексуалистов иногда прямо рядом с древнейшими церквями. Люди вздыхают, а их убеждают, что надо быть толерантными.
— Были ли какие-нибудь акции протеста?
— Были, но ничем не кончились… Я думаю, что если бы не только кучка особо активных православных людей, а все москвичи или все православные люди вышли на улицу, гомосексуалисты, может быть, бы подумали…
Но люди очень растеряны. Все это вызывает состояние шока, которое выглядит как безволие. Но это состояние должно проходить, потому что если не будить людей, ждать когда они очнутся, можно потерять страну. Тогда будет незачем выходить на улицы. Я думаю, нужно следовать русской пословице: действуй как должно, а будет, как Бог даст. Что же касается молитвы – молиться надо всегда. И надо почаще вспоминать изречение, если я не ошибаюсь, Фомы Аквинского: “Молиться надо так, как будто все зависит только от Бога, а делать надо так, как будто все зависит только от тебя”.
Книга Бытия совершенно определенно говорит нам о том, что первым чувством, которое испытали наши прародители после грехопадения, был стыд. Стыд – это ядро человеческой психики. Если оно разрушено, то все остальные оболочки просто исчезают. Сексуальная распущенность, ложь, предательство, воровство и другие пороки в современном мире становятся нормой.
Ложный стыд в православии это что
Стыд ложный и стыд истинный
Архиепископ Амвросий (Ключарев)
Есть стыд наводяй грех, и есть стыд слава и благодать.(Сир.4:25) Это изречение древнего библейского мудреца разъясняет нам одну нравственную черту, выразившуюся в обстоятельствах мученической кончины святого Иоанна Крестителя. Стыд Ирода сознаться пред своими придворными в безрассудности клятвы, данной угодившей ему танцовщице – исполнить всякую ее просьбу, довел его до преступного повеления предать смерти величайшего праведника, против собственного его убеждения. Это внутреннее его убеждение в невинности и благотворном влиянии святого Иоанна на его собственную загрубевшую в преступлениях душу возбуждало в нем смущение и стыд пред самим собою. Но в порочном его сердце проблеск стыда истинного пред своею совестию был подавлен стыдом ложным перед людьми. Для выхода из затруднительного положения путем сознания в безрассудстве данной клятвы и раскаяния у него не достало честности и мужества, – и преступление совершено. Так есть один стыд наводяй грех, и есть другой стыд слава и благодать.
Урок о внимании к стыду истинному и о хранении себя от стыда ложного особенно нужен христианам нашего времени.
Нет надобности много объяснять, какую страшную силу получил в наше время стыд ложный, т. е. стыд перед людьми и их мнением, становящийся на место стыда истинного пред Богом и совестию. Возобладали в ученом мире враждебные христианству учения – нельзя не следовать им, или по крайней мере неудобно бороться с ними: стыдно показаться врагом современного просвещения; хотя с чужого голоса, хотя наобум, а надобно повторять современные так называемые либеральные мысли. Вводятся обычаи, разрушающие нравственный порядок церковной и семейной жизни, – нельзя не следовать им, хотя совесть и восстает против них: стыдно идти против общего направления века, когда все так восхваляют современные усовершенствования во всех родах жизни частной и общественной. Выходит мода в одежде, нередко безобразная и неудобная, и вредная для здоровья – нельзя не следовать ей: стыдно перед людьми, когда все ей следуют, хотя для большинства любителей моды это и дорого, и средств у них мало, и семейства их от этого страдают. Смущается юноша, когда развратные товарищи влекут его к преступным удовольствиям, – нельзя бежать от них: это значило бы противиться современной цивилизации, да и стыдно показаться недорослем, боящимся гнева отца и матери и неумеющим завоевать себе свободу. Внутренне страдает девица, попавшая в общество людей, поставивших себе целию развитие и высвобождение женщины из-под влияния старинных христианских правил скромности и целомудрия, но она вопреки совести молчит и не выражает негодования: стыдно показаться непонимающею современного движения к установлению полноправности и равенства женщины с мужчиною и свободного отношения полов. Вот стыд наводяй грех. И мы видим своими глазами, какое множество грехов от него разливается в нашем обществе.
Раскроем с большею подробностию библейское учение о другом стыде, плодами которого являются слава и благодать, т.е. совершенство и благополучие.
Стыд истинный, как прирожденное свойство души человеческой, проявляется в двух видах. Первое, наиболее для нас понятное, движение стыда – это страдание души по совершении нравственно неприличного поступка или преступления. Мы с детства помним, как во дни невинности мы внутренно страдали, когда уличали нас во лжи, употреблении неприличных слов, обиде братьев и сестер и т.п. Еще более памятны нам первые падения, состоявшие в свободном и сознательном нарушении заповедей Божиих, разрушившие наш внутренний мир и блаженное состояние невинности. Здесь стыд есть болезненное ощущение души, входящее в состав целого ряда нравственных страданий, называемых угрызениями совести, и относится как к внутреннему сознанию нашего унижения, так и к внешнему обнаружению греха, когда грешнику кажется, что все знают о его преступлении и все видят на лице его следы его позора. В этом состоянии грешник готов скрыться от себя самого и от всего мира; так скрылись наши прародители после грехопадения, услышав глас Господа Бога, ходящего в раю (Быт. 3, 8). Освободиться от этого стыда можно только искренним раскаянием во грехах, исправлением жизни и внешнего поведения.
Другой вид стыда, менее нами понимаемый и наблюдаемый, есть стыд предварительный, предупреждающий грехи и преступления. Он есть смущение души при виде нравственного неприличия, при появлении соблазна и приближении греха. Он переходит в страдание, когда невинная душа пред опасностию греха трепещет, как горлица при появлении хищного ястреба. Это прирожденное и драгоценное свойство души человеческой. Если бы материалисты обратили на него должное внимание, то по одному этому чувству не смешали бы человека с безсловесными животными. Стыд в этом смысле можно назвать обонянием души, которое дает ей возможность издали чувствовать смрад греха и отвращаться от него. Как телесное чувство обоняния предохраняет нас от вредной пищи, питья и от зараженного воздуха, так чувство стыда предохраняет нас от греха. Как притупленное обоняние лишает нас способности замечать вредное для нашего здоровья, так ослабление или утрата естественного чувства стыда подвергает нас опасности освоиться с зловонием греха, придышаться и привыкнуть к нему, как бедные люди привыкают к зараженному воздуху в гнилых помещениях.
В наш век как будто намеренно все направляется к изгнанию из обществ стыдливости и водворению в них неограниченной свободы в обнаружении всех дурных свойств природы человеческой. Удивительно ли после этого, что у нас жены бросают мужей, а мужья жен своих, дочери убегают из домов родительских в развратные запрещенные сборища молодых людей не только здешних, но и заграничных; сыновья с раннего возраста оставляют книги и бросаются во все роды преступных удовольствий? Многими и многое в этом порядке жизни извиняется и оправдывается; иные, и сознавая опасность такого положения, с чувством безпомощности говорят: «Что делать? Ныне такое время». Как будто время есть какая-то непобедимая сила, влекущая нас против воли к развращению и бедствиям, как будто не мы сами делаем время таким или другим, т.е. благоприятным для христианской добродетели или затрудняющим исполнение нравственных обязанностей. Изменимся сами каждый в своем кругу, усугубим осторожность и бдительность по отношению к современным соблазнам – и изменится наше время. Это трудно при общем нравственном расслаблении, но необходимо для нашего собственного блага. При доброй воле и помощи Божией все возможно.
Но древний мудрец в особенное совершенство, а следовательно и в особенную обязанность вменяет стыдливость женскому полу: благодать на благодать жена стыдлива (Сир.26:18). Сама природа одаряет женщину особенною силою стыдливости и тем дает понять, что в женском поле она должна быть охраняема с особенною заботливостью. Если общество безстыдных мужчин представляет противное зрелище, то общество утративших стыд женщин становится еще более возмутительным и жалким. Можно по справедливости сказать: погибло то общество, где женщины утратили стыд. И в этом нетрудно убедиться. Женщине принадлежит первоначальное воспитание детей. На ней лежит обязанность охранять невинность детских душ и заблаговременно подавлять в них всякое проявление дурных склонностей. Но как это делается? Не наставлениями и рассуждениями, которых малые дети не понимают, а простым пробуждением в них естественного чувства стыда, простым и коротким словом: «Стыдно». Это краткое указание на естественную потребность хранить чистоту нравственного чувства, соединяемое с христианским, столь же кратким указанием: «грех», пробуждающим в невинной душе чувство страха Божия, – составляет самый верный способ первоначального нравственного воспитания. И вокруг понимающей это матери и представляющей в себе пример целомудренной стыдливости вы никогда не увидите детей неприлично одетых, распущенных и дерзких. Стыдливая жена не только девиц, но и взрослых сыновей, занимающих вне дома неблаговидные привычки, одним своим словом приводит в порядок; она и забывающегося мужа одною краскою стыда на лице своем и выражением оскорбленного достоинства заставляет опомниться; она и на гостей своих, кто бы они ни были, одним своим скромным видом и целомудренным взглядом налагает печать сдержанности и приличия. Это могущественное влияние женской стыдливости признают даже испорченные мужчины, прекращая при появлении женщины вольные речи. Не то видим мы в семействах, где хозяйка дома и своим и чужим подает пример развязности и вольности, давая понять, что в ее доме царствует свобода, что у нее все позволено. Из таких домов и выходят дети, которым впоследствии никакими усилиями нельзя внедрить в душу утраченную стыдливость и которых так трудно удержать на пути чести и нравственного приличия. Какое значение каждая женщина имеет в своем семейном кругу, такое же и все женщины, взятые вместе, имеют в целом обществе относительно окружающей их среды. Там, где они во всех вселяют уважение к себе и опасение оскорбить их нравственное чувство, там сдерживаются страсти и соблюдаются нравственные приличия; там же, где это влияние утрачивается, всякому обществу предоставляется возможность превращать свои собрания в более или менее шумные оргии. Но великое несчастие нашего времени состоит в том, что все, как мы сказали, ныне направлено к тому, чтобы лишить современную женщину этой нравственной силы и этого лучшего ее украшения.
Как же возвратить стыдливость и целомудрие в наши семейства и в общество, когда они утрачиваются?
Что делает наш век из девиц и юношей, куда ведет он народы христианские при торопливости, легкости и односторонности в деле образования и при ложных взглядах на развитие общества, – об этом страшно и думать. Крепок и силен духом был наш православный народ, поставленный Промышлением Божиим под руководство Церкви, а теперь и он видимо слабеет, мельчает и развращается. И это в наше так называемое просвещенное время…
Скажем в духе покаяния словами пророка: Господу Богу нашему правда, а нам стыдение лиц (Вар.1:15). Аминь.
Глава III. Виды нравственных переживаний и нравственный закон
1. Чувство стыда
Чувство стыда: стыд – первичный задаток нравственного чувства, следствие предосудительного поступка; определение стыда, внешнее отображение в лице и глазах, внутреннее переживание на непослушание голосу долга; стыд ложный и стыд благодати, стыдливость и ее назначение, взаимодействие стыда и стыдливости, польза стыда в борьбе за нравственную жизнь
Каким чувством выдает себя согрешившая природа человека?
Этим чувством является стыд.
Стыд – это свойство согрешившей человеческой природы. Чувство стыда врождено нравственному самосознанию человека и принадлежит к первичным задаткам нравственного чувства.
Впервые чувство стыда испытал Адам после грехопадения, когда сказал Богу: « я наг и скрылся» ( Быт. 3, 10 ). И до сего дня стыд вспыхивает в человеке после совершения предосудительного, недозволенного, постыдного действия, нарушающего его внутренний мир и достоинство.
Какое определение можно дать этому чувству?
Стыд выражается в чувстве смущения, тревоги, беспокойства, вины и завершается самоукорением, раскаянием, внутренней исповедью перед совестью.
Стыд вносит в душу нечто тревожное и постыдное. Он определяется как чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка.
Как проявляется стыд вовне и внутри человека?
Каким образом можно охарактеризовать стыд ложный и стыд благодатный?
Стыд ложный – это стыд не перед совестью и Богом, а перед людьми. Вспомним обстоятельства мученической кончины святого Иоанна Крестителя. Стыд Ирода перед своими придворными по поводу своей безрассудной клятвы довел его до преступления. Он против собственного убеждения предает смерти величайшего пророка. Внутреннее убеждение в невиновности пророка Иоанна и благотворном влиянии на его преступную душу пробудило в нем смущение и стыд перед самим собой. Но в порочном его сердце проблеск истинного стыда перед своей совестью был подавлен стыдом ложным перед людьми. Такой стыд ведет ко греху.
Стыд истинный ведет человека к честности и мужеству, открывает ему лучшее в противовес худшему, пробуждает созерцание идеала, влечет усмотрение подлинного совершенства, взыскует божественного. Это стыд благодатный. Его-то утверждает в жизни премудрый сын Сирахов, говоря: «Есть стыд, ведущий ко греху, и есть стыд – слава и благодать» ( Сир. 4, 25 ).
Что нам известно о стыдливости и ее назначении помогать человеку?
Наряду со стыдом в человеке живет стыдливость. Апостол Павел высказывает женщинам-христианкам пожелание «в приличном одеянии со стыдливостью и целомудрием. посвящать себя благочестию» ( 1Тим. 2, 9–10 ). Стыдливость, развиваясь вместе с целомудрием, помогает созиданию чистоты и благочестия в личной, семейной, церковной и общественной жизни.
Действительно, стыдливость представляет собой предварительный стыд, предупреждающий грехи и преступления человека. Стыдливость есть смущение души при виде нравственного неприличия, при появлении соблазна и греха. Ее можно назвать обонянием души, которое дает ей возможность издали чувствовать след греха и отвращаться от него. Премудрый сын Сирахов особенно высоко ставит присутствие стыдливости в женщине. «Благодать на благодать, – говорит он, – женщина стыдливая» (Сир. 26, 18). Стыдливость, таким образом, является охраной добродетели и уздой порока.
Что можно сказать о взаимодействии стыда и стыдливости?
Стыдливость тесно связана с цельностью, правотой и чистотой духа, при ней становится преступлением и нечистая мысль, и воззрение с вожделением ( Мф. 5, 28 ). Осторожные и целомудренные отношения юноши и девушки строятся на душевной чистоте, так как ничто столь решительно не разрушает правильного течения нашей внутренней жизни, как преступные плотские связи, наполняющие ум нечистыми мыслями и сердце страстными вожделениями, расслабляющими силу воли и поражающими нашу душу болезненной немощью в совершении всякой добродетели. Здесь-то Господь и поставил в человеке стража – целомудренную стыдливость, очищаемую молитвой и охраняемую благодатью Божией. Именно эта ангельская стыдливость не допускает рассеянного взгляда, неосторожного слова и прикосновения из опасения, что страсть, как электрический ток, быстро передастся от одного лица к другому.
Каким образом стыд помогает нам бороться за нравственную жизнь?
Стыд помогает нам в этом, своевременно указывая на ошибки и провалы на путях нравственной жизни и тем самым требуя незамедлительного исправления ошибок. Значит, истинный стыд полезен человеку, если человек разумно пользуется его показаниями. Поэтому каждая вспышка стыда да будет сигналом и поводом для нас к переходу от плохого к хорошему, от злого к доброму, от постыдного и недозволенного – к заповеданному и достойному великого звания христианина.
2. Чувство совести
Чувство совести: сущность совести, религиозная очевидность «благой вести» Божией применительно к данному человеку, знание человека о себе самом через совесть, свидетельство совести и ее подобия, позыв к совершению определенного нравственного поступка, порыв скрытой энергии духа; путь к внутренней духовной свободе, действие совести – начало творческое, приносящее человеку индивидуальное состояние, блаженное единство, душевно-духовная цельность в своем собственном существе, радостная близость к Богу; возбуждение совестного чувства раскаяния, подлинного покаяния и исправления; неодинаковость совести у всех людей, необходимость чистой и непорочной совести для истинно нравственной жизни христиан
Что такое совесть по своей сущности?
Совесть исходит из той же колыбели нравственного чувства, что и стыд, но с еще большей остротой и требовательностью. В ней проявляется владычное единство духа. Благодаря этому единству совесть не нуждается в рассудочных суждениях, логических обоснованиях и аргументах. Голос ее евангельски ясен и строг: да-да и нет-нет. Этот голос неподкупен и безупречен при святой и богоугодной жизни человека, как голос той правды, которая заложена Богом в духовной природе человека и действует через его совесть.
Действия совести можно уподобить кабельному телевидению, где специально для данного человека возвещается Откровение Божие, «благая весть Божия», препровождающая его к Совершенству и Святости. Поэтому по своей сущности совесть может быть названа ответственным внутренним центром, в котором руководящая роль отводится религиозной очевидности, то есть видению тех заданий, которые желает сообщить человеку Бог. Кроме этого, совесть может быть названа внутренним судилищем, в котором контролируется и оценивается личное поведение человека или конкретный случай его жизни. В связи с этим совесть несет в себе функции законодателя, судии и мздовоздаятеля.
Какое знание дает человеку совесть?
Чему подобно свидетельство совести, когда человек ее вопрошает?
Как совесть говорит человеку?
Совесть говорит человеку не звуками, не словами и понятиями. Она дает разумное, определенное и очевидное, но не на языке человеческого мышления. Она проявляется в душе в виде могучего позыва к совершенно определенному нравственному поступку или образу действий. Все лучи нравственного чувствования и видения, приходящие из внешнего и внутреннего опыта, обычно концентрируются в сердце в единый мощный фокус. Все сердечные раны, посланные жизненным опытом, напрягают там одну волевую пружину, которая долго ждала своего часа и наконец дождалась. Сам человек мог и не знать об этом: Дух совершил с ним свое дело. Все, что с виду «исчезло», на самом деле отнюдь не погибло. В бессознательной бездне сердца происходило не бесследное исчезновение, а накопление, концентрация и перегорание. И вот действие совести и есть порыв этой скрытой энергии духа, или обнаружение накопленного клада.
Как совесть ведет человека к внутренней духовной свободе?
Совесть вступает в жизнь человека как разряд неутоленной любви, как воля к нравственному совершенству, как порыв к действию, достойному Бога и возводящему к Нему через уподобление Ему. В этот миг жизнь его состоит в том, что он чувствует, как эта сила схватила его, опалила и гонит его как бы неким духовным необоримым ветром к такому-то определенному нравственному поступку или образу действий, может быть, прямо бросает его в этот самый поступок. В этот миг он переживает данный поступок как нечто абсолютно необходимое и единственно возможное. Он не размышляет над ним, ему нечего взвешивать и соображать; он не колеблется – поступает, действует. Он действует так, что сам чувствует себя в этом абсолютно необходимом поступке совершенно свободным; и он не обманывается, ибо совесть есть один из вернейших путей к внутренней духовной свободе. И в этот единственно возможный поступок свой он вкладывает целиком всю душу, как бы до краев наполняя его своим присутствием. Это не есть «навязанный» ему поступок, предписанный чужой силой. Нет, это его собственный поступок, которому он всецело отдается. Он не может иначе поступить и не хочет иначе поступать, а сердце его полно непоколебимой уверенности в том, что он и не должен и не смеет действовать иначе. И поэтому, когда он впоследствии мысленно возвращается к этому мигу, он убеждается, что иначе не мог хотеть, иначе не хотел бы мочь и не смел поступить иначе. Высший закон совпал с желанием его сердца. Он сам и некая таинственно-священная высшая сила, дыхание которой он мысленно осязал в глубине своего сердца, хотели одного и того же: именно того, что он совершил. Так что он, совершая, был прав перед законом этой Божественной силы, с коей вступил тогда в некое трепетное и блаженное единение.
Что имеет в виду действие совести?
Действие совести, в отличие от всякого формального закона, имеет в виду не общее всем людям, а индивидуальное состояние одного человека; оно не уравнивает людей, а зовет каждого отдельно к осуществлению того добра, которое ему доступно, и той справедливости, которая причитается от него другим людям. Если бы все люди стали жить по совести, то они вовсе не начали бы делать одно и то же, хотя все начали бы действовать в едином направлении, ибо совесть несла бы им однородные содержания. А это означает, что совесть есть начало не механическое, а органическое, не уравнивающее, а распределяющее, не мертвящее, а творческое.
Каким образом совесть создает в человеке алтарь его жизни?
Это знает тот, кто хотя бы однажды имел счастье пережить сполна действие совести, то есть не только воспринять ее зов и луч, но и отдаться ему, и, благодаря его действию, совершить поступок, тот никогда не забудет этого события в своей жизни. Это событие состоит в том, что человек в этот миг достигает блаженного единства, душевно-духовной цельности в своем собственном существе и притом, что важнее всего, цельности в добре. Ибо в совестном акте человек ощущает радостную близость к Богу. В самом себе, в священной глубине своего вдохновенного и трепещущего сердца он чувствует подлинное, живое дыхание Божие, веяние Духа Святого и, почувствовав его, свободно и радостно предается ему, как свой своему, чтобы утратить себя в единении с Ним и стать вдохновенным воплощением Его святой воли. В этот миг он впервые ощутит, что значит прошение: да будет воля Твоя.
По какой причине совесть возбуждает в человеке чувство раскаяния?
Голос совести говорит человеку, что справедливо и что несправедливо, что добро и что зло, что плохо и что хорошо в его поведении. Она прямо, своим голосом старается разоблачить ложные добродетели, которыми человеку хочется похвалиться, и потому находится в непрестанной борьбе с нашим самолюбием и нашей гордостью. Совесть не щадит никакого греха и при всяком случае напоминает человеку о прошедших преступлениях, чтобы они не забылись для покаяния в них. Она напоминает нам о правосудии Божием, перед которым придется каждому человеку отвечать за свои грехи.
Запечатлевая в сознании греховность совершенного поступка, совесть возбуждает в человеке чувство раскаяния: признание мыслей и деяний греховными с сожалением о них и с желанием их исправить. И поскольку совесть тесно связана с деятельностью всех трех способностей души: ума, чувства и воли, и все они непременно запечатлеваются в совести, то она ведет человека от раскаяния к подлинному покаянию и исправлению. Так было с братьями Иосифа в Египте, когда они принесли раскаяние в соделанном грехе, как только совесть напомнила им о нем ( Быт. 42, 21–22 ).
Подлинное раскаяние переходит в желание и решимость исправиться и просить прощения перед Богом за соделанное греховное дело. Так благодаря совести рождается покаяние с принесением плодов исправления.
Почему совесть неодинакова у всех людей?
Со времени грехопадения совесть перестала быть одинаковой во всех людях. С тех пор она, как и все силы и способности человека, нуждается и в общем развитии человека, и в особом развитии его нравственных основ: нравственного чувства, чувства долга, обязанности, ответственности, чести и других. Чем сильнее эти чувства развиты, тем сильнее звучит родственный им голос совести. И наоборот, если нравственные основы недостаточно развиты, а разум и воля действуют в отрыве от них, то и голос совести недостаточно влиятелен и авторитетен.
В какой совести нуждается каждый христианин?
Для истинно нравственной жизни христианину нужна чистая и непорочная совесть. Она оживит в душе человека нравственный закон, заявит о себе глубоким знанием его норм и усвоением духа Откровенного закона. Обновление совести происходит силой Откровения, покаянием и участием в церковных Таинствах.
3. Чувство долга
Чувство долга: веление нравственного закона в чувстве долга, смысл слов «долг», «должно», два вида долга, связанных с конечным результатом действий человека; долг общий и частный
Чей голос слышит человек в чувстве долга?
Чувство долга, действуя на душу человека своим велением, воспринимается ею как категорический и строгий голос нравственного закона: ты должен – в одном случае, ты не должен – в другом; должно – в одних обстоятельствах, не должно – при других. Для верующего человека этот голос усиливается осознанием того, что в нем присутствует голос Самого Бога, призывающего человека к исполнению заповедей и законов, которые будут спасительны для него.
Какой смысл заложен в словах долг, должно?
Что можно сказать о двух видах долга, связанных с конечным результатом?
Долг может быть материальным и нравственным. Долг материальный, например, относится к прошлому, когда какие-либо вещи или деньги были получены взаймы. Он несет в себе обязательство полностью рассчитаться за полученное в обозримом будущем. Долг нравственный относится к необозримому будущему и никогда не может быть погашен полностью. С этим долгом мы рождаемся, и сколько бы мы не творили добра в своей жизни, еще больше его остается за нами, как за неключимыми рабами.
Голос долга помогает душе поддерживать свое достоинство, морально оздоровлять свою внутреннюю жизнь и улучшать свое отношение к людям и вещам. Долг помогает преодолевать трудности, встречающиеся на пути, и через это нравственно возрастать.
Какие виды долга свойственны человеку?
Человеку свойственно пользоваться двумя видами долга: общим и частным. Общий долг вмещает в себя долг человека перед Богом, долг гражданина и долг семьянина. Чувство долга побуждает человека выполнять все то, что от него требует Церковь, Родина, семья, работа, общество.
Общее чувство долга питает и поддерживает и всяческий частный долг, являясь его основой. Например, общее чувство семейного долга распадается на частные долги: долг супругов жить в единомыслии друг с другом, долг воспитания детей, долг материального обеспечения семьи. Только глубоко проникшись общим чувством семейного долга, человек может с успехом выполнять и частные долги.
4. Чувство обязанности
Чувство обязанности: связь частного чувства долга с обязанностью, сила, заложенная в слове «обязанность»; проявление обязанности в каждом очередном деле человека, задача каждой обязанности, избежание коллизий, коллизии мнимые; гармония личных обязанностей с обязанностями коллектива
Какая связь у чувства долга с чувством обязанности?
Когда требование нравственного закона коснется человека, заговорит в нем и потребует исполнения, тогда оно получит значение долга или обязанности. Чувству обязанности особенно близко частное чувство долга.
Какая сила заложена в слове обязанность?
Слово обязанность происходит от глагола обязать (обвязать), что значит – заставлять, нудить, принуждать, приневоливать, налагать бремя, работу, образ действия. В этом слове заложена огромная сила внутреннего самопринуждения, неотложного действия. Ибо к действиям, к исполнению своих обязанностей человек предназначен по своей природе. Поэтому в слове обязанность преобладает жизненно-практический смысл.
Каким образом чувство обязанности помогает человеку созидать блага жизни?
В каждый момент жизни человека его обязанности проявляются во всяком очередном деле совершенно конкретно через необходимые для его выполнения положительные качества – такие, как честность, преданность, верность, требовательность и другие. Все они приобретаются человеком через самопринуждение всегда и во всем, являясь началом преодоления греховных препятствий в себе самом (эгоизм, кичливость) и вне себя для созидания благ жизни временной и вечной.
Какую задачу ставит перед нами каждая жизненная обязанность?
В нашей жизни крайне важно, чтобы каждая обязанность осуществлялась в свое время и не препятствовала исполнению других обязанностей. Однако на деле мы часто переживаем столкновение обязанностей и в личной, и в семейной, и в общественной жизни. Их обычно называют конфликтами, коллизиями.
Какие применяются правила, чтобы избежать коллизий?
Коллизии можно предупреждать, если распределить свое время так, чтобы все исполнялось в свой черед. Во избежании коллизий следует предпочитать высшие обязанности низшим. При столкновении обязанностей необходимо бывает привлечь для их разрешения свою совесть, нравственный такт и совет духовно опытных людей. Свое значение имеют здесь бодрствование и молитва, личный религиозный опыт. Кто водится Духом Божиим ( Рим. 8, 14 ), тот найдет выход при самых запутанных обстоятельствах жизни.
Какими могут быть коллизии?
Коллизии могут быть мнимыми, ложными. Они возникают тогда, когда сталкиваются наклонности человека с его обязанностями. Так, человек, склонный к обману, прикрывается якобы обязанностью жить в мире со всеми людьми. Поэтому в разговорах с хорошими людьми он приукрашивает на словах свою жизнь, свои поступки, а с недобрыми легко соглашается, что их поступки не предосудительны, и тем обманывает и себя, и этих людей.
Как обязанности помогают человеку устанавливать тесную связь с обществом?
Каждый человек чувствует свою тесную связь с обществом. Она прежде всего обнаруживается в гармонии его личных обязанностей с обязанностями коллектива в целом. Только добросовестным выполнением своих обязанностей всеми членами коллектива обеспечивается общий успех в работе, растут взаимная помощь и доверие, накапливаются силы для дальнейшего роста.
5. Чувство ответственности
Чувство ответственности: моральная ответственность человека, ее возникновение; предостерегающее значение ответственности; недопустимость безразличных дел, критерий ответственности, увеличение ответственности
Что значит моральная ответственность человека?
За все, что человек делает по чувству долга и обязанности, он несет моральную ответственность перед Богом, совестью и людьми. Ответственность – это отчет совести и разума человека перед Богом и обществом за все им задуманное и совершенное.
Когда это чувство возникает у человека?
Чувство ответственности возникает при начале каждого действия, в тот самый момент, когда человек задумывается о том, совершать его или не совершать. Особенно это чувство усиливается после совершения действия, сопровождаясь чувством удовлетворения, если выполненное согласуется с совестью и нравственными нормами человеческой жизни, либо неудовлетворения, если оно противоречит этим нормам.
В чем это чувство помогает человеку?
Чувство ответственности предостерегает человека от всего, что им задумывается плохого, предосудительного и, наоборот, поощряет, одобряет, воодушевляет на хорошее дело, требуя, чтобы задуманное выполнялось своевременно, безукоризненно, успешно.
Могут ли быть действия человека безразличными?
С православной точки зрения в жизни человека не может быть безразличных действий, за которые ему не пришлось бы отвечать перед Богом и людьми. Человек получил от Бога жизнь, благодатные средства для единения с Ним и все необходимое для жизни на земле. И мы не только должны, но и обязаны принять все это от Бога. В то же время мы понесем всю полноту ответственности перед Всевышним за то, насколько добросовестно и разумно пользуемся этими благами.
Что является критерием ответственности?
Критерием ответственности во всех действиях является суждение о том, приносит ли нравственное благо и способствует ли духовно-моральному росту все то, что человек получает в играх, слышит в музыке, видит в кино, встречает в музее или на прогулке.
От чего чувство ответственности увеличивается?
Оно увеличивается в своем значении для жизни человека, когда переходит в чувство вменения, которое продлевает эту ответственность, сохраняя ее и после совершения текущих дел, относя в высшую и вневременную инстанцию – на суд Господа Бога.
6. Чувство вменения
Чувство вменения: понятие о нем, свидетельство Священного Писания о вменении; вменение поступков, совершенных человеком на земле, совестью, Церковью и гражданской властью; поступки, подлежащие вменению
Что такое вменение?
Вменение – это воздаяние за нравственный поступок (добрый или худой) соответствующей наградой или наказанием. Вменяются каждому все внутренние и внешние намерения и действия его. Если в жизни человека возникло какое-либо событие, то появились и ответственность за него, и вменение его. Если человеком совершено противозаконное, греховное дело, то оно вменяется ему как беззаконие, достойное наказания. Если же закончено дело нужное и праведное, то оно вменяется ему как праведность, достойная награды.
Что о вменении говорит нам Священное Писание?
В Священном Писании неоднократно встречается термин вменение. Например, «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» ( Быт. 15, 6 ). «О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость» ( Иов. 13, 26 ). «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» ( 2Кор. 5, 19 ). В этих словах Священного Писания вменение связано с Самим Богом. Это Он вменяет или не вменяет людям их грехи и преступления, их добрые дела и живую, бескорыстную веру.
В земной жизни кто вменяет человеку его греховность и его праведность?
В земной жизни греховность и праведность человеку вменяет суд совести, Церкви и гражданской власти.
Суд совести человек слышит внутри себя, когда она одобряет или не одобряет его. Но суд совести нельзя считать непогрешимым, пока человек не вошел в меру возраста совершенных, не достиг полного нравственного развития.
Суд Церкви христиане слышат через пастырей, имеющих власть нравственного вменения их жизненных действий и поступков ( Мф. 18, 17 ; Ин. 20, 22–23 ). Особенно эта власть ощутима в Таинстве Покаяния, где священнику открываются людские грехи и невежествия, и он, облеченный от Бога властью вязать и решить, с мудрой рассудительностью пользуется ею во благо людей.
Суд гражданской власти звучит для человека при созидании им дел исторического, религиозного и культурного значения по законам общежития ( 1Пет. 2, 13–14 ). Он в этом случае поощряет человека и отмечает его успехи на пользу всего общества. Он же дает о себе знать, когда эти законы нарушаются, и человек заслуживает порицания и наказания со стороны общества и гражданской власти. По указанию апостола Павла, всякая душа должна подчиняться гражданской власти, поставленной Богом для ограждения от всякого зла в общественной жизни ( Рим. 13, 1–4 ). Следовательно, и здесь, в конечном итоге, вменение совершается Богом.
Какие поступки вменяются человеку?
Каждому человеку вменяются только те поступки, которые совершены им сознательно и свободно. Один и тот же греховный поступок вменяется каждому человеку по-разному, сообразно степени его греховной испорченности вообще и индивидуальных особенностей этого человека в частности.
Никто из смертных не избежит вменения-воздаяния за свои грехи. Последнее вменение-воздаяние произойдет при втором пришествии Сына Божия и всеобщем воскресении людей.
7. Религиозно-нравственный закон
Религиозно-нравственный закон: сердце, узнающее Божественное Откровение и вменяющее его себе в закон; «автономный» способ бытия и деятельности человека, суть автономии – понимать объективное преимущество объективно лучшего и придавать ему субъективное наполнение; нравственная самостоятельность человека, имеющая своим началом «вижу и принимаю» и завершающаяся свободной «очевидностью сердца»; возникновение нравственного за кона; подчинение нравственному закону при посредстве нравственного чувства, разума, свободной воли, основное требование нравственности; естественный нравственный закон, закон Богооткровенный, нравственная мудрость
Какой закон Божий становится личным законом человека?
Религия связывает человека с Богом. Это связь духа с Духом. От Бога исходит Откровение, которое должно быть свободно и цельно принято человеком. От человека же исходит живое, невынужденное и искреннее приятие его, которое восходит к Богу в виде молитвы и согласных с нею дел. Богу нужно человеческое сердце во всей его свободе и искренности: оно должно искать, чтобы обрести, и просить, чтобы было дано ( Мф. 7, 7–8 ). Именно оно само должно узнать истинное Откровение по его божественному совершенству и вменить его себе в закон.
Какой способ бытия и деятельности именуется автономным?
Нравственность заимствует способ бытия и деятельности от человеческого духа. Этот способ именуется «автономией», буквально «самозаконием». Он заключается в желании и умении управлять собой в направлении к лучшему, совершенному, ибо человеческий дух есть сила, направляющая жизнь человека к благим целям. Человеку как существу духовно-нравственному подобает автономия, поскольку он нуждается в лично пережитом опыте, и при полной готовности принять научение от людей более зрелых, опытных и духовно сильных.
В чем суть автономии?
Автономия состоит в самостоятельной жизни духа. Она проявляется в нестесненной, добровольной деятельности личной души в ее отношении к духовным предметам и целям. Она составляет необходимый способ бытия духа. Дух или живет согласно закону, или не вступает в жизнь и остается в потенциальном состоянии. Только тот, кто понимает объективное преимущество объективно лучшего и придает этому преимуществу субъективное наполнение и оживление, тот только живет на уровне духовно-нравственном.
Как возникает подлинная самостоятельность человека?
Нравственность начинается с личного, свободного и сердечно-искреннего «вижу и принимаю», с самостоятельного удостоверения, из которого возникает нравственная самостоятельность человека. Не переживший этого лично свободного и сердечно-искреннего «принимаю», не имеет религиозной веры и с нравственностью у него не все в порядке.
Таким образом, нравственность для своего жизненного проявления пользуется непреложным законом духа: подлинная нравственность предполагает в человеке лично пережитую, свободную «очевидность сердца» – очевидность совести, долга, обязанности, ответственности, вменения.
Как же возникает нравственный закон?
Жить по совести, по долгу, жить добродетельно – значит жить в согласии с нравственным законом. Закон подсказывает общие пути и средства для гармонического раскрытия нашей духовно-нравственной природы, для уяснения общих норм и путей жизни.
Для каждого человека нравственный закон возникает из живых показаний его нравственного чувства, которое фиксируется его сознанием и разумом, и в результате обобщения этих показаний. Когда же опыт подобных обобщений переносится на общество людей и получает их одобрение, тогда возникают жизненные нормы, нравственные законы для всех народов. В своей основе данные законы несут в себе общее понятие о нравственно добром как обязательном и нравственно злом как недозволенном.
С помощью чего человек подчиняется нравственному закону?
Нравственному закону человек подчиняется при посредстве нравственного чувства, разума и свободной воли. Вот почему нравственные законы иначе называют правилами, которые направляют нашу волю к указанной в них цели, не принуждая ее, а вызывая свободное расположение души исполнить предлагаемые чувством долга требования. Заявив о себе в душе каждого человека, долг не дает ему покоя до удовлетворения его требований. В этих требованиях скрывается существо нравственной природы человека – его духа, совести и разума. И когда эта природа не находит для себя должного выражения, то не бывает мира в костях человека, как говорит псалмопевец Давид ( Пс. 37, 4 ).
Какое основное требование нравственности?
Нравственный закон является неотъемлемой принадлежностью каждого человека, ибо закон совести одного человека понятен и созвучен совести другого. Его требования распространяются на каждого человека, на все его свободные действия, и оценка им дается строго нравственная.
От нравственного закона, от его предписаний человек не может отказаться и остаться безнаказанным. За нарушение закона он обязательно будет отвечать перед совестью, перед общественным мнением и перед Богом. Никому не позволено нарушать этот закон и мириться с этим нарушением, ибо от нарушения закона страдает не закон, а сам его нарушитель.
Еще Каину Господь напоминал основное требование нравственности: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» ( Быт. 4, 6–7 ). Этими словами подчеркивается: непрестанно твори добро, иначе грех найдет место в твоей жизни.
Какой закон принято называть естественным нравственным законом?
Тех людей, которые не получили участия в призвании Израиля, Бог во времена неведения предопределил идти своими путями и искать Его ощупью ( Деян. 17, 27 ). Закон Божий открывался им через посредство совести и мыслей, возникающих по поводу показаний совести ( Рим. 2, 15 ). Апостол Павел называет это законом и утверждает, что Бог по этим предписаниям нравственного порядка будет судить язычников ( Рим. 1, 8; 2, 12 ).
Что мы называем законом Богооткровенным?
В силу искажения человеческой природы грехом естественный нравственный закон не может считаться абсолютным. Поэтому Священное Писание открывает людям те нормы нравственности, которые принято называть законом Богооткровенным. Этот закон, как говорит Моисей, «в устах твоих и в сердце твоем, чтоб исполнять его» ( Втор. 30, 11–14 ). Это значит, что содержание обнародованных Моисеем заповедей еврейский народ мог найти в себе самом и тем установить тождество обоих законов, а также уточнить и выверить главную сущность и соответствие личных норм жизни с Богооткровенными заповедями и нормами.
Что такое нравственная мудрость?
Нравственная мудрость во все времена была и остается в большом почете у людей. Она побуждает человека не только знать все общие предписания нравственного закона, но и быть готовым применить эти требования и предписания к своим индивидуальным запросам, особенностям и силам.
Христианская любовь, например, заповедует нам жертвовать собой ради блага ближнего, но не определяет всех частных способов и видов этой жертвенности. Это зависит от личных особенностей и обстоятельств жизни каждого. Один готов жертвовать собой как врач, другой – как воин, третий – как пастырь Христовой Церкви. Мудрость будет состоять в том, чтобы эти жертвы выражали любовь к Богу и человеку при внутренней готовности помогать ближним во славу Божию.
Авва Исаия // Отечник: Избранные изречения св. иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием Брянчаниновым. 4-е изд. СПб., 1903. С. 146. (Далее – Отечник. )
Иоанн Лествичник, преп. Лествица. Слово 26, 248. Серг. Посад, 1908. С. 215.
Ильин И. А. Путь духовного обновления // Собр. соч. М., 1993. Т. 1. С. 132.
Ильин И. А. Путь духовного обновления. Т.1. С. 131–140.
Иоанн Лествичник, преп. Лествица. Слово 26, 246. С. 215.
Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9, кн. 2. СПб., 1908. С. 629.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»