Лучина что это для детей

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Ты гори, гори, моя лучина»

Лучина что это для детей. Смотреть фото Лучина что это для детей. Смотреть картинку Лучина что это для детей. Картинка про Лучина что это для детей. Фото Лучина что это для детей Наталья Працевич
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Ты гори, гори, моя лучина»

Программное содержание:

1. Формировать представления детей о лучине, о ее возникновении, использовании в старые времена.

2. Расширять знания и о жизни и быте людей в древней Руси, ремеслами, требующими искусственного освещения (ткачество, прядение, чтение, рукопись, иконопись и др.)

3. Обогащение словаря: светцы, лучина, ткачество, прядение, иконопись, копоть, рукоделие.

4. Воспитывать интерес к истории предметов прошлого, основы безопасного поведения.

Материал: иллюстрации с изображением лучины в быту в старые времена, запись с русскими народными песнями «Лучина», «Лучинушка – лучина», настольная и напольная лучины со светцами, пластилин, стеки, палочки.

Ход занятия.

Дети сидят полукругом. Звучит русская народная песня «Лучина»

Воспитатель.

Ребята, вы прослушали песню. Какая она по характеру? Как вы думаете, как она называется? (дети отвечают). А что такое лучина? (дети высказывают свои версии).

Воспитатель.

Посмотрите на мольберт, здесь расставлены картины с изображением различных осветительных устройств. Как вы думаете, на какой из них изображена лучина? Как вы догадались? Как вы думаете, от какого слова произошло слово «лучина»? Да, верно, от слова «луч». Действительно, пламя на горящей лучине похоже на луч солнца. Солнце в жизни людей значило очень много. Она давала людям свет, который помогал им.

Представьте, что мы с вами оказались в древней Руси. Чем бы мы занимались вечером, когда солнце уже не светило? (ответы детей).

Какими занятиями в давние времена занимались люди? (ответы детей).

По мере того как дети называют, воспитатель ставит на мольберт иллюстрации, где изображены занятия и промыслы людей: ткачество, прядение, вязание, резьба по дереву, плетение сетей, изготовление посуды, чтение, рисование.

Воспитатель.

Действительно, в то время людям приходилось тяжело без освещения, которым пользуемся сейчас мы. Люди старались делать работу в светлое время суток. Они ложились спать рано и рано вставали, чтобы успеть многое сделать. А когда темнело в доме, они использовали лучину.

Воспитатель ставит на пол и на стол светцы с лучинами, предлагает детям рассмотреть их.

Воспитатель. Ребята, что же такое лучина? (деревянная палочка). А как бы вы назвали подставку, на которой держится деревянная щепка или палочка? (ответы детей). На самом деле эта подставка называлась светцы. А от какого слова такое название? («свет») Как вы думаете, какой конец зажигали? Как вы догадались? (этот конец тонкий и быстрее загорится).

Лучина что это для детей. Смотреть фото Лучина что это для детей. Смотреть картинку Лучина что это для детей. Картинка про Лучина что это для детей. Фото Лучина что это для детей Лучина что это для детей. Смотреть фото Лучина что это для детей. Смотреть картинку Лучина что это для детей. Картинка про Лучина что это для детей. Фото Лучина что это для детей

Воспитатель.

Много ли света давала лучина? (мало) Почему вы так думаете? (ответы детей) Вечерами люди собирались около лучины и занимались своими делами. Но лучина быстро прогорала, и ее приходилось менять на новую. Как вы считаете, удобна ли была лучина в использовании? (дымила, быстро прогорала, коптила). Почему под лучиной стоит миска с водой? (Дома, мебель и домашняя утварь в те далекие времена была сделана из дерева. Если огонь или искра попадали на дерево, то мог начаться пожар и сгореть весь дом. Поэтому под лучину ставили миску с водой).

Может случиться в жизни, что будет необходимость использовать лучину в наше время? Расскажите, когда лучина может помочь человеку (использовать жизненный опыт детей).

Воспитатель.

Ребята, хотите побывать в том далеком времени, почувствовать, как жили люди? Как это можно сделать? (ответы детей) (Подвести детей к желанию сделать лучину). Из чего ее можно сделать? (ответы детей).

Дети выбирают материал для работы (доски, пластилин, стеки, палочки).

Самостоятельная работа детей. Во время выполнения работы звучит русская народная песня «Лучинушка – лучина».

Воспитатель. Ребята, давайте поставим все лучины на поднос и посмотрим, что получилось.

Дети рассматривают работы друг друга, делятся впечатлениями.

Лучина что это для детей. Смотреть фото Лучина что это для детей. Смотреть картинку Лучина что это для детей. Картинка про Лучина что это для детей. Фото Лучина что это для детей

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему «Профессии» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы по теме «Профессии» Подготовила:.

Конспект НОД для детей 2–3 лет по ознакомлению с окружающим миром и экологии на тему «Вот оно, какое, наше лето!» Конспект НОД для детей 2-3 лет по ознакомлению с окружающим миром и экологии на тему «Вот оно, какое, наше лето!» (можно проводить как мастер-класс.

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему «Насекомые» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ. ТЕМА: «Насекомые» ЦЕЛЬ: Продолжать расширять знание о многообразии насекомых.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром: «В гостях у дедушки Луки» на осеннюю тему МБДОУ Унэгэтэйский детский сад «Колосок» «В гостях у дедушки Луки» Взрослые: родители Ведущий – Ирина Федоровна Дедушка Лука – Наталья Николаевна.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой и ознакомлению с окружающим «Кто в теремочке живет?» Непосредственная организованная деятельность по ознакомлению с художественной литературой и ознакомлению с окружающим в средней группе «.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей второй младшей группы на тему «Дикие и домашние животные» Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных. Задачи: 1. Закреплять знания детей о диких и домашних.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей первой младшей группы на тему: «Алисин огород». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей первой младшей группы на тему: «Алисин огород». Воспитатель: Найданова Екатерина.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему «Кто такие домашние животные» во второй младшей группе. Цель: обогащение представлений детей о домашних животных. Задачи: познакомить детей с отличительными особенностями домашних животных, о.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему «Осенняя погода» Конспект занятия во 2 младшей группе на тему «Осенняя погода». Цель: Познакомить детей с изменениями в природе, закреплять знания о признаках.

Источник

Конспект занятия по краеведению «О чем рассказала лучина?» для детей от 5 лет

— познакомить детей с разнообразием осветительных приборов, их устройством, историческими вехами развития;

— формировать умение подбирать однокоренные слова, умение использовать в речи сложные предложения, умение строить разные типы высказываний.

Материалы и оборудование:

— фишки (синие, зеленые, красные);

— картинки, наклеенные на картон (канделябр, костер, факел, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, лучина);

— пчелиный воск и шнур (толщиной 1 мм);

— подсвечники из разного материала (деревянные, стеклянные, металлические, фарфоровые);

— иллюстрации (костер в пещере).

Ход ЗАНЯТИЯ

Дети входят в краеведческий музей, садятся кружком. Темно. Электричества нет.Воспитатель спрашивает:

— Как же нам быть? Что же делать без света?

Дети предлагают свои варианты (можно зажечь костер, свечу, лучину.).

— Ребята, а вам было бы интересно узнать, как раньше люди обходились без электрической лампочки? Тогда давайте попросим машину времени перенести нас в прошлое.

Машина времени включается и «выдает» листок бумаги,на котором хаотично изображены картинки: канделябр, костер, лучина, факел, электрическая лампочка, лампа дневного света, керосиновая лампа.

— Давайте стрелками покажем, в каком порядке мы будем делать остановки в нашем путешествии.

Дети пронумеровывают осветительные приборы и проводят линии от самого древнего до современного.

— Итак, машина времени переместила нас в пещеру. Чем освещалось жилище древнего человека? (Огнем костра; показать картинку.)

— Что костер давал людям, кроме света? (Тепло. Можно предложить детям попробовать самим высечь огонь.)

— Костер горел в центре пещеры. Подумайте, что могли придумать древние люди, чтобы осветить углы своего жилища? (Подвести детей к мысли, что это может быть факел.)

— Ребята, теперь машина времени привела нас в крестьянскую избу. Чем здесь освещалось жилище? (Ответы детей: когда наступал вечер, избу освещали лучинами, тонкими деревянными щепками.)

— Правильно, а лучины вставлялись в специальные приспособления, которые назывались «светцы». Благодаря светцам лучины можно было переносить в любое место. Как вы думаете, чем был плох такой способ освещения? (Лучина быстро сгорает, пожароопасна.)Представьте, что вы сидите около горящей лучины, от которой падают искорки на пол, и он вдруг загорается. Что бы вы сделали для того, чтобы этого не произошло? (Ответы детей.)Наши предки нашли такой выход: под лучину они ставили корыто с водой, искры попадали туда и гасли.

Ребята, а чем вы пользуетесь дома, когда у вас гаснет свет?

— Правильно, свечами. А ведь этому предмету уже около 2 тысяч лет. Как вы думаете, из чего делали первые свечи?

— Оказывается, из камыша, обмакивая его в растопленное сало. Интересно, что свечи использовали как часы. Люди подсчитали, насколько сгорает свеча за час, и делали на ней отметины. Получались своеобразные часы.

Можно предложить детям самостоятельно изготовить свечу из пчелиного воска.

— Ребята, попробуйте подобрать похожие (родственные) слова к слову «свеча». (Свечечка, подсвечник, свечка, подсвечивать.)

— И к слову «свет» (светить, светлячок, освещение, подсветка, светильник, светцы).

Воспитатель обращает внимание детей на разные подсвечники, сделанные из железа, дерева, фарфора, стекла.

— Ребята, вы слышите, кто-то шуршит в углу? (Приносит домовенка Кузю.)

— Ребята, оказывается, Кузя все это время нас очень внимательно слушал и ждал, когда машина времени приведет нас к остановке, где мы будем говорить о канделябрах. Он говорит, что про костер и свечи он и раньше знал.

Рассказ воспитателя о канделябре — подставке с разветвлением для нескольких свечей (двух, трех, четырех и более).

— Это слово французского происхождения. Раньше в богатых семьях любили говорить на французском языке. По количеству свечей можно было определить, насколько богата семья.

— Ребята, а что пришло на смену свечке? Кто догадался? Правильно, керосиновая лампа. Почему она так называется? (Они горели при помощи керосина.)

Эти лампы были разными: подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру; возле настольной лампы можно было шить, вязать.

— Следующей остановкой в нашем путешествии является. А что это означает,отгадайте сами:

Дом — стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

Чудеса на потолке — повисло солнце на шнурке.

Висит без дела днем, а ночью — освещает дом.

После того как дети отгадали, что это лампочка, включается свет.

— Давайте рассмотрим,как устроена лампочка и что в ней горит:

металлический цоколь с нарезкой (чтобы ввинчивать в патрон);

за стеклом дрожит тоненькая как волосок серебристая спиралька. Когда включают лампочку, спиралька нагревается и ярко светит.

— Ребята, где используют электрические лампочки?

Дети передают по кругу желтый кубик,называя: настольная лампа, бра, люстра, фонарик, елочная гирлянда, фонарный столб, телевизор, в автомобилях, автобусах, духовке.

На листочках бумаги детям предлагаются нарисованные пещера, изба, дворец, кирпичный дом.Надо дорисовать источники света: костер, факел, керосиновую лампу, лучину, свечи, канделябр, лампочку.

Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «О чем рассказала капелька» Игровая обучающая ситуация «О чем рассказала капелька» (с литературным персонажем) (выбрать и указать нужное) старшая группа Тема недели.

Лучина что это для детей. Смотреть фото Лучина что это для детей. Смотреть картинку Лучина что это для детей. Картинка про Лучина что это для детей. Фото Лучина что это для детейКонспект НОД по краеведению «От Каинска до Куйбышева» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме «От Каинска до Куйбышева». Цель: Обогащать и закреплять знания детей об истории.

Лучина что это для детей. Смотреть фото Лучина что это для детей. Смотреть картинку Лучина что это для детей. Картинка про Лучина что это для детей. Фото Лучина что это для детейКонспект открытого занятия для родителей в первой младшей группе «На чем мы ездим?» Тема: «На чем мы ездим?» Программное содержание: Закрепить знания детей о понятии «транспорт». Упражнять в умении классифицировать транспорт.

Конспект открытой ОД по краеведению в группе общеразвивающей направленности с 6 до 7 лет «День рождения города» Конспект открытой образовательной деятельности по краеведению в старшей группе «День рождения города». Разработала и провела:.

Конспект занятия по краеведению «Вышивка «тамбовский крест» Вышивка. Тамбовский крест. Задачи: • познакомить детей с традиционным ремеслом тамбовчан «Вышивка», её особым видом «Тамбовский крест»,.

Конспект занятия по краеведению «Русская изба» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №126 Г. ЛИПЕЦКА Конспект занятия по краеведению «Русская.

Конспект занятия с детьми 6–7 лет «Чем пахнут ремесла?» Конспект занятия с детьми 6-7 лет, тема: «Чем пахнут ремесла?» Оборудован Интерактивная доска, предметные картинки по теме, презентация.

Консультация для родителей «Чем занять ребенка дома в возрасте 4–5 лет» Чем занять ребенка дома в возрасте 4-5 лет Чем занять ребенка в 4 года. К сожалению, иногда бывают моменты, когда мы, родители, очень заняты.

Источник

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «О чём рассказала лучина»

Лучина что это для детей. Смотреть фото Лучина что это для детей. Смотреть картинку Лучина что это для детей. Картинка про Лучина что это для детей. Фото Лучина что это для детей Елена Приходько
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «О чём рассказала лучина»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «О чем рассказала лучина»

Цель : формировать знания детей с разнообразием осветительных приборов.

Задачи : развивать знания детей об осветительных приборах, их устройстве, историческими веками развития, умение подбирать однокоренные слова, умение использовать в речи сложные предложения, строить разные типы высказываний.

Материалы: палатка, настольная лампа, свечка, канделябр, лампочка, керосиновая лампа,желтый кубик, карточки с изображением пещеры, избы, дворца, дома., лучина, ребус, магнитофон с аудиозаписью, атрибуты для героев сценки, брелоки, макеты «огня».

Предварительная работа: чтение произведений, беседы, как жили люди на Руси, разучивание стихотворений и песни,

Ход деятельности:

Дети, что делать если выключили свет и темно? (разжечь свечу, костер).

Скажите, а вам было бы интересно узнать, как раньше люди обходились без электрической лампочки? Тогда давайте попросим машину времени перенести нас в прошлое. И так, мы начинаем наше путешествие.

Проводится игра: дети становятся в две шеренги по четыре человека. По команде передают друг другу «огонь», последний ребенок бежит к пещере и ставит его около нее.

— Что костер давал людям кроме света? (тепло, готовили еду). Костер горел в центре пещеры. Подумайте, что могли придумать древние люди, чтобы осветить самые укромные уголки своего жилища?

-Для этого нужно разгадать ребус.

-Молодцы! Мы продолжаем наше путешествие дальше. Ребята, машина времени переместила нас в крестьянскую избу. Как вы думаете, чем освещалось помещение? (когда наступал вечер, избу освещали лучинами, тонкими деревянными щепками).

— Скажите, дети, а чем ваши родители пользуются дома, когда гаснет свет? (свечами)

-Правильно, свечами. Вы знаете, что этому предмету уже около 2-Х тысяч лет. Дети, как вы думаете, из чего делают свечи? Свечи делают из парафина. Вы знаете, что раньше их делали из камыша. Камыши обмакивали в растопленное сало. Интересно, что свечи использовали как часы. Люди подсчитали за сколько сгорает свеча за час и делали на ней отметки. Таким образом, получались своеобразные часы.

Физкультминутка: Ветер сильно завывает

(у- у- у- дети говорят и качают руками над головой)

Пламя свечи задувает

(руки качают впереди себя вверх, вниз)

(туловище разворачивают вправо, и руками взмах верх, вниз)

В тот же час огонь погас

(руки опускают вниз или скрещивают на груди и приседают)

Ребята, попробуйте подобрать родственные слова к слову «свеча» (светить, светлячок, подсветка, светильник)

-Дети, посмотрите – это подсвечники. Они могут быть сделаны из металла, фарфора. У меня в руках два подсвечника. Металлический- называется канделябром. (хоровые и индивидуальные повторы)

— Канделябр- это подставка с разветвлениями для нескольких свечей (2, 3, 4 и более) Слово это французское. Раньше в богатых семьях говорили на французском языке. По количеству свечей можно было определить, насколько богата семья. Дети, как вы думаете, что пришло на смену свечке? Кто догадался?

-Правильно, керосиновая лампа. Почему она так называется? Да потому, что горела она при помощи керосина. Возле этой лампы хорошо было видно. Можно было шить, вязать, писать и читать, потому что она горела ярче чем свеча.

-Следующей остановкой нашего путешествия будет…отгадайте сами:

Дом стеклянный пузырек

А живет в нем огонек

Днем он спит, а как проснется

Ярким пламенем зажжется! (лампочка)

-Да, дети, ведь когда становится темно в комнате, включают свет. (воспитатель включает настольную лампу).

Воспитатель предлагает детям сыграть в игру «Настольная лампа» (пантомима)

— Дети, давайте рассмотрим,как устроена лампочка и что в ней горит:

За стеклом дрожит тоненькая, как волосок серебристая спиралька.

Ребята, когда включается лампочка, спиралька нагревается и ярко светит (дети повторяют хором и индивидуально слово «спиралька»). Ну, что запомнили, как устроена лампочка?

-Давайте поиграем, будем передавать друг другу желтый кубик, называя где используют электрическую лампочку (фонарик, люстра, бра, настольная лампа, телевизор, в автомобиле, елочная гирлянда)

Воспитатель предлагает детям картинки с изображением : пещеры, дома, избы, дворца. Посмотрите, дети, эти картинки. Что на них изображено? Вам нужно разложить источники света, которые использовали люди для освещения жилища.

Под музыку воспитатель говорит слова из сценки:

С давних сказочных времен

Служили людям верно

Старый дедушка огонь-

Вот он сам, смотрите сами,

Будем мы огню друзьями.

Входит Огонь (ребенок одетый в красную одежду)

-Я Огонь- волшебник добрый

Помогаю всем всегда

Хоть хвалиться неудобно

Без меня вам всем- беда!

Пирожки я всем пеку,

Кто со мною начеку

У меня есть малый внук

Рыжий малый огневик

В красненьких штанишках.

Появляется ребенок Огневушка в рыжем парике с красными лентами в руках.

Ярко- красный, озорной!

В каждой я живу квартире

И прошу вас об одном,

Чтоб со мной вы не шутили,

А не то спалю вам дом!

Стало всем, надеюсь, ясно

Что шутить со мной Опасно!

-Спасибо, вам «огонь» и «огневушка», мы с детьми поняли, что огонь бывает разный добрый и опасный.

1. Знают взрослые и дети

В самых дальних концах Земли

Люди сколько жили на свете

Пуще глаза огонь берегли.

2. Сохраняли его, как умели

Всемогущий, горячий огонь

И хоть тысячу лет пролетели,

Людям нужен по – прежнему он.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Кто на чём приехал?» Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Кто на чём приехал?» Цель: Формировать грамматический строй речи, побуждать детей.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну красивой речи» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну красивой речи» Воспитатель Соболева Наталья Павловна, МБДОУ д/с.

Лучина что это для детей. Смотреть фото Лучина что это для детей. Смотреть картинку Лучина что это для детей. Картинка про Лучина что это для детей. Фото Лучина что это для детейКонспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[с]» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с. Тема: Звуковая культура речи:.

Конспект занятия по краеведению «О чем рассказала лучина?» для детей от 5 лет Цели: — познакомить детей с разнообразием осветительных приборов, их устройством, историческими вехами развития; — формировать умение подбирать.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Цели: 1. Формировать умения обобщать, классифицировать. 2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. 3. Упражнять.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «На чём люди ездят?» Задачи: Уточнить представления о видах транспорта по месту передвижения, назначению, строению. Закрепить использование обобщающего названия.

Источник

Значение слова «лучина»

Лучина что это для детей. Смотреть фото Лучина что это для детей. Смотреть картинку Лучина что это для детей. Картинка про Лучина что это для детей. Фото Лучина что это для детей

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ЛУЧИ’НА, ы, ж. 1. только ед., собир. Тонкие длинные щепки сухого дерева. Нащепать лучины для самовара. 2. Такая щепка, как материал для освещения крестьянской избы встарину. Тишина в избе. и горит лучина, издавая треск, на полати, стены разливая блеск. И. Нктн.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

лучи́на

1. тонкая длинная щепка сухого дерева ◆ Платонида отчаянно вскрикнула, юркнула из-под рук свекра на пол, и в руке её блеснул топор, которым она за час перед этим собиралась щипать лучину. Лесков, «Чающие движения воды», 1867 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Потом этим инструментом, ночью, отщепил длинную лучину от ножки своей кровати. М. А. Бестужев, «Стенная азбука», 1869 г. (цитата из НКРЯ)

2. устар. такая щепка, употреблявшаяся в старину для освещения крестьянской избы ◆ В карете оставаться было сыро, и мы немедленно вошли в избу, уже освещённую горящей лучиной. С. Т. Аксаков, «Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением семейной хроники», 1858 г. ◆ Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввёл меня в горницу, тесную, но довольно чистую; лучина освещала её. Пушкин, «Капитанская дочка», 1836 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Лучина что это для детей. Смотреть фото Лучина что это для детей. Смотреть картинку Лучина что это для детей. Картинка про Лучина что это для детей. Фото Лучина что это для детейПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова деструкция (существительное):

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *