lux aeterna что это такое
Lux aeterna что это такое
Одна из целей Дягилевского фестиваля — вывести слушателя из автоматизма и помочь ему воспринять музыку более остро и непосредственно. Отсюда множество эксцентричностей — например, концерты в цехах бывшего завода «Ремпутьмаш», ночные (назначенные на 23.00, полночь и половину четвёртого утра) или загадочные — то есть, без объявленной программы. А иные события сочетают эти интригующие обстоятельства — как концерт-энигма (то есть, загадка) Lux Aeterna, о котором публика знала только состав (хоры musicAeterna и musicAeterna byzantina) и место: Завод Шпагина / литера А.
Чтобы разместить аудиторию в неосвещённом заводском корпусе, требуется почти час в тяжёлой шевелящейся темноте с редкими всполохами фонариков: тени скачут по стенам, вытягивают во всех направлениях угловатые щупальца. Воздух густ от запаха ладана. Но вскоре покажется, что от него можно отрезать кусок — настолько плотным он станет от пения.
Сначала с разных концов необъятного зала два женских голоса тянутся друг к другу — как будто дорожку в пустоте прочерчивают. Потом католические песнопения, прямые и чистые, как лучи, звучат с возвышения справа, а византийские, причудливые, как орнаментальная вязь — из глубокой темноты слева. Иногда в этот диалог неожиданно вплетаются новые голоса — сзади или сверху. Хористы осторожно перемещаются с драгоценной ношей звука, тишины и света (в их руках — церковные свечи, от которых они зажигают новые). И в результате сложно организованного движения два крыла объединяются, стягивают пространство, делают его единым и концентрируют в круге тёплого сияния множества свечей.
И, хотя чёрным затянутые окна и остовы заводских коммуникаций никуда не деваются, под этим метафорическим куполом чувствуешь себя как в Айя-Софии, некогда главном соборе православного мира, расположенном в центре когда-то Константинополя, а теперь — Стамбула. Сейчас он на реставрации и вернётся с неё уже мечетью, а до этого был памятником в том числе «светскому развороту» Турции. Над алтарём в нём была освобождена из-под слоя штукатурки фреска дивной красоты: Богородица с младенцем на руках. А с двух сторон на колоннах висели щиты с именами Аллаха, и это соседство не вызывало никакого противоречия. Напротив, в тысячелетней намоленности этого удивительного места оно неопровержимо утверждало: Бог — один, как его ни называй.
Так и здесь всё построено на контрасте, который при первом же приближении оказывается мнимым, потому что на самом деле всё едино. И не существует времени (византийская древность гармонично соседствует здесь с сочинениями композитора Ретинского). И общая вера не знает разделения на разные религии (узорчатой мелодичностью византийские песнопения напоминают об азане, призывающем мусульман на молитву). И духовное не противоречит материальному. Выбор заводского цеха в качестве локации — это и про способность музыки врачевать раны, нанесённые миру индустриальными развитием, и про то, что человеку не нужен храм, если он несёт Бога в себе.
И восхищение человеком захлёстывает с головой. Как он удивителен и велик! Способный переплавить движения души в нечто столь чистое и совершенное. Способный подобное воплотить — без каких бы то ни было приспособлений, лишь ресурсами собственного тела. Способный силой воли сплести сотню голосов в единый сияющий поток. Потому что если бы свет — не в физическом, а философском понимании — звучал, он бы звучал именно так. И нет уже гулкой шевелящейся темноты (и не только потому, что в какой-то момент ты чувствуешь ответственность за тишину и не хочешь даже дышать). Есть бесконечный свет, который глазами не видишь, но безошибочно чувствуешь вне зависимости от национальности, вероисповедания и отношения к религии. А маэстро Теодор Курентзис — заклинатель этого света: мельчайшее движение его пальцев находит отражение в мелодическом рисунке, вот слабый огонёк чутко вздрагивает — а вот по велению рук пламя, ревя, вырастает до небес!
В конце солирующий голос удаляется постепенно, и объединённый хор растворяется в наступающем утре — как и не было его. А все мы рассыпаемся по городу, где птицы поют, машины грохают колёсами, голоса и обрывки клубных битов доносятся из открытых окон. Но несём с собой тишину — непостижимую и неуязвимую. А в себе — маленький огонёк, частицу света, который не потушить. И который будет вечным, пока есть те, кто им делится.
lux aeterna
1 Aeterna nox
2 RATIO AETERNA
3 Aeterna urbs
4 RATIO AETERNA (ETERNAL REASON)
5 aeternus
6 ambustio
7 auctoritas
8 daemon
9 damnatio
10 hostis
11 indefectus
12 lampas
13 mitto
14 premo
15 regressio
16 Roma
17 rosa
18 summa
19 versor
20 Summa summārum
См. также в других словарях:
Lux Aeterna — Lux æterna Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom. Lux aeterna (Lux æterna en latin lumière éternelle) est le titre de plusieurs compositions musicales. La typographie varie selon les auteurs,… … Wikipédia en Français
Lux aeterna — Lux æterna Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom. Lux aeterna (Lux æterna en latin lumière éternelle) est le titre de plusieurs compositions musicales. La typographie varie selon les auteurs,… … Wikipédia en Français
Lux aeterna — (auch Communio) ist ein an das Agnus Dei anschließender Teil in der liturgischen Totenmesse. Wie der lateinische Titel vermuten lässt, handelt es sich um die Bitte nach ewigem Licht (Latein lux ‚Licht‘ aeternus ‚ewig‘), das den Verstorbenen… … Deutsch Wikipedia
Lux Aeterna — Autor Javier Negrete Género Ciencia ficción Título original Lux Aeterna … Wikipedia Español
Lux aeterna — лат. [люкс этэ/рна] «Вечный свет», начальные слова одной из частей реквиема … Словарь иностранных музыкальных терминов
Lux Aeterna (homonymie) — Lux æterna Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom. Lux aeterna (Lux æterna en latin lumière éternelle) est le titre de plusieurs compositions musicales. La typographie varie selon les auteurs,… … Wikipédia en Français
Lux aeterna (homonymie) — Lux æterna Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom. Lux aeterna (Lux æterna en latin lumière éternelle) est le titre de plusieurs compositions musicales. La typographie varie selon les auteurs,… … Wikipédia en Français
Lux Aeterna (Lauridsen) — Lux Aeterna ist ein fünfsätziges Chorwerk des US amerikanischen Komponisten Morten Lauridsen. Es ist für vier bis siebenstimmigen gemischten Chor und Kammerorchester geschrieben; eine Aufführung dauert rund 25 Minuten. Die Besetzung fürs… … Deutsch Wikipedia
Lux Aeterna (album) — Infobox Album | Name = Lux Aeterna Type = Album Artist = Dave Fitzgerald Released = 1997 Recorded = ICC Studios, Eastbourne, England St. Edmundsbury Cathedral, Bury St. Edmunds, England Genre = Celtic music, Christian music Length = Label = ICC… … Wikipedia
Lux aeterna
Смотреть что такое «Lux aeterna» в других словарях:
Lux Aeterna — Lux æterna Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom. Lux aeterna (Lux æterna en latin lumière éternelle) est le titre de plusieurs compositions musicales. La typographie varie selon les auteurs,… … Wikipédia en Français
Lux aeterna — Lux æterna Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom. Lux aeterna (Lux æterna en latin lumière éternelle) est le titre de plusieurs compositions musicales. La typographie varie selon les auteurs,… … Wikipédia en Français
Lux aeterna — (auch Communio) ist ein an das Agnus Dei anschließender Teil in der liturgischen Totenmesse. Wie der lateinische Titel vermuten lässt, handelt es sich um die Bitte nach ewigem Licht (Latein lux ‚Licht‘ aeternus ‚ewig‘), das den Verstorbenen… … Deutsch Wikipedia
Lux Aeterna — Autor Javier Negrete Género Ciencia ficción Título original Lux Aeterna … Wikipedia Español
Lux Aeterna (homonymie) — Lux æterna Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom. Lux aeterna (Lux æterna en latin lumière éternelle) est le titre de plusieurs compositions musicales. La typographie varie selon les auteurs,… … Wikipédia en Français
Lux aeterna (homonymie) — Lux æterna Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom. Lux aeterna (Lux æterna en latin lumière éternelle) est le titre de plusieurs compositions musicales. La typographie varie selon les auteurs,… … Wikipédia en Français
Lux Aeterna (Lauridsen) — Lux Aeterna ist ein fünfsätziges Chorwerk des US amerikanischen Komponisten Morten Lauridsen. Es ist für vier bis siebenstimmigen gemischten Chor und Kammerorchester geschrieben; eine Aufführung dauert rund 25 Minuten. Die Besetzung fürs… … Deutsch Wikipedia
Lux Aeterna (album) — Infobox Album | Name = Lux Aeterna Type = Album Artist = Dave Fitzgerald Released = 1997 Recorded = ICC Studios, Eastbourne, England St. Edmundsbury Cathedral, Bury St. Edmunds, England Genre = Celtic music, Christian music Length = Label = ICC… … Wikipedia
Фестивали и заводы: как и чем живет musicAeterna Теодора Курентзиса
Июнь. Петербург. Неожиданно жаркий полдень раскалил дороги и фасады лучами прямого, желанного, но все же несколько жестокого в своем стремлении согреть солнца. Из громкоговорителей наперебой несутся предложения экскурсий и увеселительных речных прогулок, и пока одни горожане в спешке обмахиваются всем, что попадет под руку, другие играют на веранде кафе в нарды, напротив, махнув рукой на суету. В таком антураже прохлада и полумрак Дома Радио — резиденции оркестра и хора musicAeterna — оказываются еще более манящими. Обычно и днем, и ночью все в нем наполнено звуками, но сейчас тут пишет свою симфонию тишина. Оркестр и хор вслед за своим дирижером Теодором Курентзисом уехали в Пермь, на Дягилевский фестиваль, а дом остался под присмотром современного искусства. Работы Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Эрвина Вурма, Билла Виолы, Мэта Коллишоу заполнили комнаты со скрипучим паркетом в рамках Летней выставки, так что пусть временными, но жильцами среди прочих оказались мученики четырех стихий (серия «Мученики» Билла Виолы) да призрачная летучая мышь («Эхолокация» Мэта Коллишоу). Соединение музыки и искусства, а вместе с ними танца, фотографии и кино на территориях, подшефных Теодору Курентзису, — дело привычное. Так было в Перми, так продолжилось и в Петербурге. После того, как два года назад оркестр musicAeterna покинул Пермский театр оперы и балета, его новым адресом стал как раз Дом Радио — место камерное, но емкое, располагающее к поиску впечатлений и смыслов.
Те же два года назад зрители, которые привычно перебирались на время Дягилевского фестиваля в город на берегу реки Камы, забеспокоились: Петербург — это, конечно, глава новая и с точки зрения пути точка куда более близкая, но что все-таки будет с фестивалем? Дирижер, оставляя музыкально возделанный им край, поспешил успокоить: ни фестивалю, ни его масштабам ничто не угрожает. Наступал, однако, 2020-й. Год нарушенных обещаний, перепутанных карт, отмененных событий. Пусть не летом, но осенью, пусть не двухнедельный марафон, а лишь трехдневный спринт, но Дягилевский тогда состоялся, вернув поклонникам Теодора Курентзиса веру в какую-никакую, но стабильность, а заодно и в светлое будущее.
Потрепанный пандемией мир еще долго будет приходить в себя и прежним уж никогда не станет, но осторожно, постепенно и с оглядкой он все же возвращает себе былые черты. 2021 год, в отличие от предшественника, не крал у musicAeterna домашнего музыкального смотра. Дягилевский фестиваль (как и мы все) переменился, но состоялся. Как и всегда, он оказался территорией свободы, экспериментов, темноты и запаха ладана. Стремительное сокращение дистанции между человеком и музыкой всегда значилось в списке целей маэстро Курентзиса, равно как и желание говорить о чувствах. Говорить выразительно и громко, используя свет (а чаще его отсутствие), растягивая и сжимая время, переиначивая пространство. Ночь для таких размышлений — пора исключительно подходящая, так что расписание полнилось полуночными концертами, концертами-мистериями и концертами-церемониями. Одной из таких стал вечер памяти Пауля Целана, принявший форму камерного концерта солистов musicAeterna. Он — как и большинство событий фестиваля — проходил на территории завода Шпагина, которую музыканты осваивают не впервые, но на этот раз особенно усердно. Производственные успехи находившихся здесь железнодорожных мастерских — в прошлом, но в авангарде они остались в полной мере. Для musicAeterna Завод Шпагина, как и родной Дом Радио, оказался местом перерождения, где старое соединяется с новым, смыслы множатся, а зрители получают новый опыт.
Для церемонии памяти поэта Пауля Целана сочинения написали 8 современных композиторов, включая Теодора Курентзиса и его брата Вангелино — куратора музыкальной программы Дома Радио, где эти произведения впервые и прозвучали. В Перми небольшой зал неоклассицистического петербургского здания сменился заводской монументальностью. Музыке вторили улетавшие высоко под потолок слова целановской «Фуги смерти», а для аплодисментов время и место нашлись едва ли. Зрители Дягилевского фестиваля давно поняли, что тишину солисты musicAeterna ценят ничуть не меньше самых громких оваций. Междисциплинарность, расписание этого года и само место проведения фестиваля не раз наводили на мысли о Рурской триеннале, где приметы индустриализации с ее металлическим привкусом соединяются с искусством — нежным, властным, всегда разным и неизменно говорящем о дне не прошлом, а сегодняшнем. Актуальность не вымученная, а искренняя всегда находит параллели с действительностью. Совсем скоро, через несколько недель, оркестр отправится не в Северную Рейн-Вестфалию, но в австрийский Зальцбург. Еще в прошлом году 100-й, юбилейный Зальцбургский фестиваль должен был начаться «Дон Жуаном» Моцарта в постановке Ромео Кастеллуччи и Теодора Курентзиса, однако вместо рецензий тогда мы читали преимущественно объявления об отмене. Впрочем, терпение и труд — рецепт по-прежнему действенный, так что 26 июля сюжет о строптивом сластолюбце, хоть и с опозданием, но откроет оперную программу фестиваля. Там же прозвучат 40 и 41 симфонии Моцарта, завершившие недавно Дягилевский фестиваль, камерная программа Lux Aeterna и концерт с сочинениями Рамо. Иными словами, если говорить о рецептах, и для дирижера Курентзиса, и для его оркестра он остается неизменным: репетиции, помноженные на свежесть чувств, ну и щепотка ладана, конечно.
Оркестр Lux Aeterna
Оркестр Lux Aeterna основан в 2013 году. Участники оркестра молодые профессионалы, лауреаты международных конкурсов.
Репертуар оркестра от музыки эпохи барокко до современной академической музыки.
Оркестр Lux Aeterna запись закреплена
Группа «СОЛНЕЧНЫЕ ДНИ»
СИМФОНИЧЕСКИЕ ОГУРЦЫ в вашем городе!
22.10.2016 Москва / Государственный Кремлевский Дворец
20.10.2016 Минск / Дворец республики
01.12.2016 Новосибирск / ДКЖ
Показать полностью.
02.12.2016 Новосибирск / ДУ СО РАН
03.12.2016 Томск / БКЗ
05.12.2016 Красноярск / БКЗ
06.12.2016 Кемерово / Филармония
08.12.2016 Пермь / КДЦ
09.12.2016 Ижевск / ДК Металлург
Уникальное шоу «Симфонические огурцы» не оставит равнодушным никого, как поклонников таланта Виктора Цоя, так и любителей русской рок-музыки в целом.
Проект представляет собой грандиозное шоу, в котором принимают участие симфонический оркестр и профессиональная рок-группа. Это новый, переосмысленный взгляд на творчество «КИНО». Возглавляет оркестр главный дирижер Президентского оркестра Республики Беларусь Виктор Бабарикин, профессионал с большой буквы. За его спиной немалый опыт выступления с российскими и мировыми звёздами рока – например, маэстро являлся дирижёром во время концерта группы «Scorpions» с симфоническим оркестром.
Стоит отметить, что оригинальные музыкальные партитуры были разработаны для проекта отдельно, над ними работали лучшие специалисты из России и Белоруссии. В результате, были созданы уникальные стилистически выдержанные и разнообразные произведения, отличающиеся музыкальностью и симфонизмом.
Песни «КИНО» исполнит» Игорь Соколов и группа «Солнечные дни»/экс-«Черный Квадрат»/ — признанный трибьют-коллектив, который покорил сердца многих поклонников творчества Виктора Цоя, выступая с его песнями по всей России и за рубежом!