Лжеименный разум в православии что это

ЛЖЕИМЕННОЙ РАЗУМ

Лжеименный разум в православии что это. Смотреть фото Лжеименный разум в православии что это. Смотреть картинку Лжеименный разум в православии что это. Картинка про Лжеименный разум в православии что это. Фото Лжеименный разум в православии что это

Лжеименной разум есть образ мыслей и суждений усвоившихся уму по падении человека, он имеет характер самообольщения, как следствие лжи и обмана.

Лжеименный разум в православии что это. Смотреть фото Лжеименный разум в православии что это. Смотреть картинку Лжеименный разум в православии что это. Картинка про Лжеименный разум в православии что это. Фото Лжеименный разум в православии что это

Апостол Павел

Храни преданное тебе, отвращаясь лжеименного знания

О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь (1 Тим 6:20-21).

Лжеименный разум в православии что это. Смотреть фото Лжеименный разум в православии что это. Смотреть картинку Лжеименный разум в православии что это. Картинка про Лжеименный разум в православии что это. Фото Лжеименный разум в православии что это

Лжеименный разум в православии что это. Смотреть фото Лжеименный разум в православии что это. Смотреть картинку Лжеименный разум в православии что это. Картинка про Лжеименный разум в православии что это. Фото Лжеименный разум в православии что это

Авва Исайя

Блюди себя от лжеименного разума, противящегося здравому учению, как сказал Апостол (1 Тим. 6:20; 1:10).

Лжеименный разум в православии что это. Смотреть фото Лжеименный разум в православии что это. Смотреть картинку Лжеименный разум в православии что это. Картинка про Лжеименный разум в православии что это. Фото Лжеименный разум в православии что это

Лжеименный разум в православии что это. Смотреть фото Лжеименный разум в православии что это. Смотреть картинку Лжеименный разум в православии что это. Картинка про Лжеименный разум в православии что это. Фото Лжеименный разум в православии что это

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Лжеименной разум есть образ мыслей по падении человека

Лжеименной разум (1Тим.6:20) есть образ мыслей и суждений усвоившихся уму по падении человека. Как следствие падения, он имеет характер самообольщения, как следствие лжи и обмана, он не приемлет Истины — Христа; как высоко ценящий все земное, между тем, как земля есть место изгнания падших, он противен вере и рождаемому ею духовному разуму, взирающему на все земное оком странника. Предмет лжеименного разума — одновременное и тленное. Когда предметом его делается вечное и духовное, то суждения его вполне неосновательны и ошибочны. Он лишен просвещения свыше, объясняющего предметы духовные; для собственных его сил, без откровения, эти предметы недоступны; посторонний в нем свет есть свет темных духов лжи. Все сведения доставляются ему чувствами телесными, которые повреждены падением. Когда невидимое чувственными очами соделается для него доступным каким-либо средством, например магнетизмом, то этим он умножает только свои заблуждения, укрепляет свое омрачение и самообольщение, как пребывающий в области лжи, как стяжавающий одни превратные познания. Последователи его находятся в непрестанном несогласии между собою, противоречат один другому и сами себе. Он не требует от человека благонравия, напротив, предоставляет свободу грешить. Он считает себя правителем мира, почему отвергает промысл Божий если не всегда словами, то всегда самым делом. Он содержит в себе начало безбожия, которое составляет всю сущность каждого заблуждения, раскрываясь в нем более или менее. Наконец, он есть отрицательное богатство падших духов и тех человеков, которые находятся в общении с падшими духами.

Самолюбие боготворит свой падший лжеименный разум

Самолюбие есть искаженная любовь падшего человека к самому себе. Самолюбие боготворит свой падший, лжеименный разум, старается во всем и постоянно удовлетворять своей падшей, ложно направленной воле. Самолюбие выражается по отношению к ближним или посредством ненависти, или посредством человекоугодия, т. е. угождения страстям человеческим, а к предметам мира, которыми оно всегда злоупотребляет, посредством пристрастия. Как святая любовь есть совокупность совершенства (Кол. 3:14) и составляется из полноты всех добродетелей, так самолюбие есть та греховная страсть, которая составляется из полноты всех прочих разнообразных греховных страстей

Состояние наше — темница, оно лжеименной разум

Человеку, растленному умом, никак невозможно быть причастником веры: у него место веры уже занято лжеименным разумом.

Не входи в спор, не в рассуждение с сомнениями и возражениями, порождаемыми лжеименным разумом, мечом веры посекай главы этих змей, едва они выставят свои главы из своего логовища!

Источник

Игнатий Брянчанинов о лжеименном разуме.

«Желающий быть чистым исполнителем заповедей Христовых должен крайне храниться от пристрастий. Когда сердце заражено пристрастием, оно не может исполнить чистой и святой воли Христовой с подобающей святостью и чистотой. Исполняя волю свою вместо воли Христовой и упорствуя показывать, что творим волю Христову, впадаем в лицемерие. Нередко выказывая, а может быть и думая, что творим волю Христову, по самой вещи исполняем волю диавола.

Те, которые стараются познать Христово учение не для него самого, но с целью посторонней, земной, с целью приобретения корысти или чести, никогда не возмогут получить истинного духовного разума, потому что он есть дар Божий, даруемый смиренным по мере веры их, очищения от страстей и самоотвержения.

Желающие обогатиться впадают в напасти и сети, которые приготовляет им самое их стремление к обогащению. Первым плодом этого стремления есть множество попечений и забот, отводящих ум и сердце от Бога. Душа, мало, холодно, небрежно занимающаяся Богом, получает грубость и впадает в нечувствие; страх Божий в ней изглаждается; отступает от нее воспоминание о смерти, ум помрачается и перестает видеть промысел Божий, от чего теряется вера; надежда, вместо того, чтобы утверждаться в Боге, обращается к идолу, приводя к подножию его и любовь. Тогда человек умирает для добродетелей, предается лжи, лукавству, жестокости, словом сказать, всем порокам, и впадает в совершенную погибель, сделавшись сосудом диавола. Корень всех злых есть сребролюбие, как содержащее в себе причину и повод ко всем грехам.

И те, которых не вполне погубило сребролюбие, потому что они не вполне предались ему, а только искали умеренного обогащения, потерпели многие бедствия. Они опутали себя тяжкими заботами, впали в разнообразные скорби, принуждены были нередко нарушать непорочность совести, потерпели большой урон в духовном преуспеянии и видели в себе значительное уклонение от веры и духовного разума. Для христианина нищета евангельская вожделеннее всех сокровищ мира, как руководствующая к вере и ее плодам. Подвижник Христов чем свободнее от мира, тем безопаснее, а сколько связался с миром, столько уже победился.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на 1 Тим. 6:20

Свт. Феофан Затворник

О Тимофее, предание сохрани, уклоняяся скверных суесловий и прекословий лжеименнаго разума

Предание, παραθηκην, – то, что с доверием положено у кого-либо (παρα) для хранения. Как в настоящем месте идет речь о вере, то под сим словом: предание – разумеется все учение о вере, преданное святому Тимофею. Апостол заповедует ему: храни сие учение, как оно тебе предано. «Не уменьшай его: оно не твое; тебе вверено чужое: не убавляй его» (святой Златоуст). «Все, мною тебе заповеданное, храни, так как это Господние суть заповеди» (блаженный Феофилакт). «Храни же заповедь Божию, которую Бог вверил тебе чрез меня» (Экумений). – Это закон и для всех пастырей всех веков, – усвоив преданное, хранить его, как предано, чтоб и преемникам своим предать его таким же, без прибавления своих измышлений. Викентий Лиринский пишет на сие место: «кто ныне Тимофей, если не вся вообще Церковь или, частнее, не все общество предстоятелей, которые и сами должны иметь, и другим должны сообщать неповрежденным ведение Божественной веры? Что значит: предание сохрани? Значит: сторожи, потому что есть воры, есть враги, чтобы между добрым семенем пшеницы, которое посеял на поле Своем Сын Человеческий, не посеяли они, когда спят люди, плевел (см.: Мф. 13, 37-39). Предание, говорит, сохрани. Что такое предание? То, что тебе вверено, а не то, что тобою изобретено, то, что ты принял, а не то, что ты измыслил, дело не ума, а учения, дело, к тебе переведенное, а не от тебя получившее начало, в коем ты не производитель (auctor), но страж, не учредитель, но последователь, не ведущий, но вслед идущий. Предание, говорит, сохрани, – то есть талант веры вселенской сбереги целым и непочатым. Что тебе вверено, то у тебя да пребудет, то да предано будет тобою (и другим после тебя). Золото получил ты, золото отдай. Не подкидывай мне одно вместо другого, вместо золота не подавай мне бесстыдно свинца или обманно меди; не хочу золота на вид, но золота по природе. О Тимофее! О священник! О беседовник! О учитель! Если милость Божия признала тебя годным к сему, по способности, трудам и учению; то будь Веселеилом духовной скинии, обделывай Маргариты Божественного учения, принаравляй их верно, украшай мудро, придавай им блеска, грации, привлекательности. Да будет, по твоему изложению, уразумеваемо яснее то, чему прежде веровали менее ясно. Пусть чрез тебя потомство поимеет радость и утешение, что ясно разумеет то, что прежде древность чтила, не разумея. Однако ж учи тому же, чему сам научен, чтоб, говоря ново, не учить новому».

Уклоняйся скверных суесловий и прекословий лжеименнаго разума. – Разума, γνωσεως – знания; знания, которое хвалится, что знает, тогда как не знает, почему ложно носит такое наименование, – лжеименно есть. Знание стало лжеименно, потому что разум пошел ложною дорогою и заблудился, полагая, однако ж, что идет верно, верно смотрит и верно видит; почему стал не тем, чем ему следует быть, стал неразумом и, именуясь разумом, ложно именуется так, – лжеименен есть. От чего это случилось с разумом? От того, что он не за свое дело берется. Житейские дела разуметь ему дано, а постигать Божеское не дано. Это он должен принять верою так, как откроет Бог. Бог открыл; приими то верою, стараясь только уразуметь сие открытое, как оно открыто. Когда разум и в откровении все берется разуметь по-своему, а не по тому, как открыто; то обыкновенно путает и заблуждается, как и тогда, когда берется за постижение Божеского без откровения. Но между тем и в сем случае он свои постижения считает беспрекословными и усиленно прекословит не тем только, которые, подобно ему, по своему смышлению толкуют откровенное, но несогласно с ним, но наипаче тем, которые разумеют откровенное, как оно открыто. Прекословие составляет потому его неотъемлемую черту. Но прекословит он попусту, ибо как не стоит он в истине, то и прекословит не истиною, а ложью же и выходит у него все одно пусторечие, суесловие. Те же, которые содержат истину, как она открыта, не любят прекословить, а говорят только: так Бог открыл и мы так содержим; хочешь покориться Богу, послушай нас, не хочешь, Бог тебе судья. Мы же таковаго обычая, то есть спорить, не имеем (ср.: 1 Кор. 11, 16). Вот это и напоминает Апостол святому Тимофею: уклоняйся от этих суесловий и прекословии. Какие это суесловия и прекословия, он не различает; какие бы ни были, но, коль скоро они не согласны с тем, что явно Бог открыл нам, уклоняйся от них. Учи паству истине Божией, и истина сия сделает ее способною отражать всех суесловцев. Святой Златоуст говорит: «видишь ли, как опять он повелевает даже не сходиться с таковыми. Уклоняяся, говорит, прекословий. Следовательно, есть прекословия, на которые даже отвечать не должно. Почему? Потому что они удаляют от веры; потому что не позволяют стоять твердо и непоколебимо. Поэтому мы не должны придерживаться сего, а веры, которая есть незыблемый камень. Ибо тогда ни реки, ни ветры, устремляясь на нас, не будут в состоянии причинить нам никакого вреда, потому что мы незыблемо утвердились на камне. Суесловия и прекословия назвал он произведениями лжеименного разума. И хорошо сказал он таким образом. Ибо где нет веры, там нет знания (Божественных вещей). Когда что порождается (в сем отношении) от собственных наших соображений, то это не есть знание».

Суесловий, κενοφωνιας, – пустословий. Если вместо ε поставить αι, то будет: новословий. Экумений и Феофилакт говорят, что святой Златоуст так и читал (верно, где-либо в другом! месте, кроме Толкования), разумея под сим новизны в учении. В Вульгате и в тексте так стоит: vocum novitates. Викентий-преподобный из этих слов делает свои наведения в знаменитом своем трактате о хранении преданного, как видно и из последних слов приведенного выше из него места.

Прп. Ефрем Сирин

О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания

Итак, сохраняй залог этих, преданных тебе, заповедей свято и верно, отвращаясь негодных новых слов, поелику их вызывает и умножает вражда и противление, – и лжеименное знание в изобилии порождает их, которое усвоили себе люди, склонные к спорам, и чрез то не смогли удержать первую и истинную веру свою.

Прп. Икумений Триккский

Ст. 20-21 О Тимофее, предание сохрани, уклоняяся скверных суесловий и прекословий лжеименнаго разума: о немже нецыи хвалящеся, о вере погрешиша. Благодать с тобою. Аминь

Пастырские Послания апостола Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

О, Тимофей! храни преданное тебе

Все, мной тебе заповеданное, храни, так как это суть заповеди Господни, ничего из того не убавляй.

отвращаясь негодного пустословия

и прекословий лжеименного знания

Ибо где нет веры, а все есть плод человеческих разумений, там нет знания и ложно употребляется это название. Заметь, что бывают прекословия, на которые не должно даже отвечать, напротив, избегать их и не сходиться с людьми, готовыми на прекословия.

Лопухин А.П.

Ст. 20-21 О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь

Послание свое апостол заключает приглашением, обращенным к Тимофею, чтобы он хранил преданное ему чистое евангельское учение, отвращаясь от пустых споров, которые некоторых уже привели к отпадению от веры (см. I:4-7).

Источник

Толкование на 1 Тимофею 6:20

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на 1 Тимофею 6:20 / 1Тим 6:20

Феофан Затворник (1815−1894)

О Тимофее, предание сохрани, уклоняяся скверных суесловий и прекословий лжеименнаго разума

Предание, παραθηκην, — то, что с доверием положено у кого-либо (παρα) для хранения. Как в настоящем месте идет речь о вере, то под сим словом: предание — разумеется все учение о вере, преданное святому Тимофею. Апостол заповедует ему: храни сие учение, как оно тебе предано. «Не уменьшай его: оно не твое; тебе вверено чужое: не убавляй его» (святой Златоуст). «Все, мною тебе заповеданное, храни, так как это Господние суть заповеди» (блаженный Феофилакт). «Храни же заповедь Божию, которую Бог вверил тебе чрез меня» (Экумений). — Это закон и для всех пастырей всех веков, — усвоив преданное, хранить его, как предано, чтоб и преемникам своим предать его таким же, без прибавления своих измышлений. Викентий Лиринский пишет на сие место: «кто ныне Тимофей, если не вся вообще Церковь или, частнее, не все общество предстоятелей, которые и сами должны иметь, и другим должны сообщать неповрежденным ведение Божественной веры? Что значит: предание сохрани? Значит: сторожи, потому что есть воры, есть враги, чтобы между добрым семенем пшеницы, которое посеял на поле Своем Сын Человеческий, не посеяли они, когда спят люди, плевел (см.: Мф. 13, 37−39). Предание, говорит, сохрани. Что такое предание? То, что тебе вверено, а не то, что тобою изобретено, то, что ты принял, а не то, что ты измыслил, дело не ума, а учения, дело, к тебе переведенное, а не от тебя получившее начало, в коем ты не производитель (auctor), но страж, не учредитель, но последователь, не ведущий, но вслед идущий. Предание, говорит, сохрани, — то есть талант веры вселенской сбереги целым и непочатым. Что тебе вверено, то у тебя да пребудет, то да предано будет тобою (и другим после тебя). Золото получил ты, золото отдай. Не подкидывай мне одно вместо другого, вместо золота не подавай мне бесстыдно свинца или обманно меди; не хочу золота на вид, но золота по природе. О Тимофее! О священник! О беседовник! О учитель! Если милость Божия признала тебя годным к сему, по способности, трудам и учению; то будь Веселеилом духовной скинии, обделывай Маргариты Божественного учения, принаравляй их верно, украшай мудро, придавай им блеска, грации, привлекательности. Да будет, по твоему изложению, уразумеваемо яснее то, чему прежде веровали менее ясно. Пусть чрез тебя потомство поимеет радость и утешение, что ясно разумеет то, что прежде древность чтила, не разумея. Однако ж учи тому же, чему сам научен, чтоб, говоря ново, не учить новому».

Уклоняйся скверных суесловий и прекословий лжеименнаго разума. — Разума, γνωσεως — знания; знания, которое хвалится, что знает, тогда как не знает, почему ложно носит такое наименование, — лжеименно есть. Знание стало лжеименно, потому что разум пошел ложною дорогою и заблудился, полагая, однако ж, что идет верно, верно смотрит и верно видит; почему стал не тем, чем ему следует быть, стал неразумом и, именуясь разумом, ложно именуется так, — лжеименен есть. От чего это случилось с разумом? От того, что он не за свое дело берется. Житейские дела разуметь ему дано, а постигать Божеское не дано. Это он должен принять верою так, как откроет Бог. Бог открыл; приими то верою, стараясь только уразуметь сие открытое, как оно открыто. Когда разум и в откровении все берется разуметь по-своему, а не по тому, как открыто; то обыкновенно путает и заблуждается, как и тогда, когда берется за постижение Божеского без откровения. Но между тем и в сем случае он свои постижения считает беспрекословными и усиленно прекословит не тем только, которые, подобно ему, по своему смышлению толкуют откровенное, но несогласно с ним, но наипаче тем, которые разумеют откровенное, как оно открыто. Прекословие составляет потому его неотъемлемую черту. Но прекословит он попусту, ибо как не стоит он в истине, то и прекословит не истиною, а ложью же и выходит у него все одно пусторечие, суесловие. Те же, которые содержат истину, как она открыта, не любят прекословить, а говорят только: так Бог открыл и мы так содержим; хочешь покориться Богу, послушай нас, не хочешь, Бог тебе судья. Мы же таковаго обычая, то есть спорить, не имеем (ср.: 1 Кор. 11, 16). Вот это и напоминает Апостол святому Тимофею: уклоняйся от этих суесловий и прекословии. Какие это суесловия и прекословия, он не различает; какие бы ни были, но, коль скоро они не согласны с тем, что явно Бог открыл нам, уклоняйся от них. Учи паству истине Божией, и истина сия сделает ее способною отражать всех суесловцев. Святой Златоуст говорит: «видишь ли, как опять он повелевает даже не сходиться с таковыми. Уклоняяся, говорит, прекословий. Следовательно, есть прекословия, на которые даже отвечать не должно. Почему? Потому что они удаляют от веры; потому что не позволяют стоять твердо и непоколебимо. Поэтому мы не должны придерживаться сего, а веры, которая есть незыблемый камень. Ибо тогда ни реки, ни ветры, устремляясь на нас, не будут в состоянии причинить нам никакого вреда, потому что мы незыблемо утвердились на камне. Суесловия и прекословия назвал он произведениями лжеименного разума. И хорошо сказал он таким образом. Ибо где нет веры, там нет знания (Божественных вещей). Когда что порождается (в сем отношении) от собственных наших соображений, то это не есть знание».

Суесловий, κενοφωνιας, — пустословий. Если вместо ε поставить αι, то будет: новословий. Экумений и Феофилакт говорят, что святой Златоуст так и читал (верно, где-либо в другом! месте, кроме Толкования), разумея под сим новизны в учении. В Вульгате и в тексте так стоит: vocum novitates. Викентий-преподобный из этих слов делает свои наведения в знаменитом своем трактате о хранении преданного, как видно и из последних слов приведенного выше из него места.

Ефрем Сирин (

О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания

Итак, сохраняй залог этих, преданных тебе, заповедей свято и верно, отвращаясь негодных новых слов, поелику их вызывает и умножает вражда и противление, — и лжеименное знание в изобилии порождает их, которое усвоили себе люди, склонные к спорам, и чрез то не смогли удержать первую и истинную веру свою.

Икумений Триккский

Ст. 20−21 О Тимофее, предание сохрани, уклоняяся скверных суесловий и прекословий лжеименнаго разума: о немже нецыи хвалящеся, о вере погрешиша. Благодать с тобою. Аминь

Предание сохрани. Храни заповедь Божию, которую Он вверил тебе чрезменя, — или: благодать Святого Духа, которую ты получил чрез рукоположение. — Уклоняяся скверных суесловийскверных, т.е. нечистых, вредных, — суесловий (κενοφωνίας ) то же, что пустословий; значит и суесловие может быть нескверное. Блаженный Иоанн под суесловиями разумел новизны в учении, потому что читал, вероятно, это греческое слово чрез αι — καινοφωνίας ( — новословий). — И прекословий. Бывают, значит, прекословия, на которые не следует и отвечать, вследствии их нелепости. — Лжеименнаго разума. Где нет веры, там нет и истинного знания, а есть только кажущееся, ложное. — О немже нецыи хвалящеся, т.е. об этом призрачном, ложном знании. Может быть, некоторые и распространяли какое-либо знание, изобретенное человеческим разумом, которое стояло в противоречии с верою. Очевидно, это могло произойти вследствии того, что эти люди уклонились от веры. — Благодать с тобою. Аминь. В запечатление всего Апостол высказывает благопожелание Тимофею, именно — он желает ему благодати Божией, которою подается и сохраняется всякое благо.

Источник: Пастырские Послания апостола Павла.

Феофилакт Болгарский (

О, Тимофей! храни преданное тебе

Все, мной тебе заповеданное, храни, так как это суть заповеди Господни, ничего из того не убавляй.

отвращаясь негодного пустословия

Именно, нечистых и грязных. Следовательно, бывает пустословие и не скверное. Святой Иоанн Златоуст разумеет под сим словом новизны — καινοφωνίας — в учении, написав, как кажется, это слово через дифтонг αι.

и прекословий лжеименного знания

Ибо где нет веры, а все есть плод человеческих разумений, там нет знания и ложно употребляется это название. Заметь, что бывают прекословия, на которые не должно даже отвечать, напротив, избегать их и не сходиться с людьми, готовыми на прекословия.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 20−21 О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь

Послание свое апостол заключает приглашением, обращенным к Тимофею, чтобы он хранил преданное ему чистое евангельское учение, отвращаясь от пустых споров, которые некоторых уже привели к отпадению от веры (см. I:4−7).

Источник

Декалог и «лжеименный разум»

Продолжим разговор о Декалоге или десяти заповедях, которые были получены Моисеем от Бога и начертаны на скрижалях

Лжеименный разум в православии что это. Смотреть фото Лжеименный разум в православии что это. Смотреть картинку Лжеименный разум в православии что это. Картинка про Лжеименный разум в православии что это. Фото Лжеименный разум в православии что это

Многие сегодня на все это смотрят свысока, мысленно относя Декалог в раздел «мифы и легенды древних народов». Мол, сегодня у нас есть законы, конституции. Мало того, есть науки, которые занимаются вопросами, относящимися к сфере отношений между людьми. Это юриспруденция (право), социология, экономика, этика. Вот, мол, только там и могут зарождаться настоящие, «научно обоснованные» законы: юридические, социальные, экономические.

Правда, когда я начинаю разговаривать с «профессиональными» социологами и экономистами на тему «законов» и задаю им вопрос: «Сколько известно на сегодняшний день социологических (экономических) законов?», они почему-то начинают смущаться и путаться.

Тут святитель останавливается и вопрошает:

Святитель Игнатий Брянчанинов писал:

Святитель продолжает перечисление заповедей из своего расширенного списка:

Но чтобы ещё яснее и очевиднее показать абсолютную мощь нравственного закона Бога, приведу и другие наставления, имеющиеся в Притчах Соломоновых.

Если можешь свершить благодеяние нуждающемуся в нём, сверши его.

В доме безбожника проклятие Господне, а в доме праведника Его благословение.

Из-за женщины блудной человек обнищевает до куска хлеба (Притч. 6:26).

Человек испытывает муки, насмешки и стыд из-за блудной страсти (а не из-за «экономического неравенства» и не из-за «непросвещённости масс»).

Неправедное богатство не впрок, а правда избавит от смерти.

Страх Божий добавляет дни, а безбожникам сокращает годы.

Возлагающие надежду на богатство своё погибнут.

Праведник оставляет наследство сынам сынов своих, но и богатство грешника сберегается для праведника.

Правдой крепится престол.

Поносящий нищего возводит хулу на Творца его.

Грабители, безбожники ограблены будут.

Милосердие лучше золота и серебра.

Пути богатого и бедного пересекаются, ибо обоих сотворил Господь Бог.

Обманывающий бедняка, чтобы приумножить своё богатство, станет нищим.

Не переноси межу и не ступай на ниву бедняка, ибо всемогущ Защитник его.

Вот что писал по поводу смертей, коими переполнены страницы Ветхого Завета, святитель Николай Сербский (в главе 17 «Нравственный закон и так называемые социальные законы»):

Убийца да погибнет.

Точно так же судьбу отдельного человека, или одной семьи, или рода, или города, или народа можно понять только в свете и по мере Божия благословения или проклятия. От чего зависит, благословит Господь или проклянёт, исчерпывающе объяснено в главах 27 и 28 пятой книги Моисея.

Надо ли знать заповеди Декалога христианину? Святитель Николай Сербский уверен, что надо не только знать, но и исполнять. Понятно, что в христианстве планка поднята намного выше. Там основным и единственным законом является закон любви. Но чтобы постичь этот закон и умом, и сердцем, надо сначала пройти «начальную школу» Декалога. В своей работе «Объяснение десяти заповедей, данных Моисею» святитель пишет о Декалоге:

Тот, кто не поймёт сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадёт и разобьётся. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать до тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу. Повторяю: кто не блюдёт заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.

Внимательное изучение истории ветхозаветных евреев показывает, что нарушение любой из заповедей Декалога неизбежно ведёт к нарушению и некоторых других заповедей, а иногда и всего Декалога. Любая трещинка в душе отдельного человека и целого народа способна создать множество других трещин. А со временем эти трещины превращаются в зияющие дыры и пропасти, в которые проваливается и человек, и целый народ. В следующей статье я постараюсь показать это на примере восьмой заповеди Декалога.

[2] «Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова)» // «Разум плотский (лжеименный)».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *