Лжица для причастия что это такое

Лжица

Лжи́ца (греч. λαβίς (лавис) – клещи) – неболь­шая ложечка с кре­стом на конце руко­ятки, при помощи кото­рой совер­ша­ется при­ча­ще­ние мирян и цер­ков­но­слу­жи­те­лей.

Лжица для причастия что это такое. Смотреть фото Лжица для причастия что это такое. Смотреть картинку Лжица для причастия что это такое. Картинка про Лжица для причастия что это такое. Фото Лжица для причастия что это такое

Гре­че­ское назва­ние лжицы напо­ми­нает те клещи, кото­рыми Сера­фим взял рас­ка­лен­ный уголь и кос­нулся уст про­рока Исаии ( Ис. 6:6 ).

При­ча­ще­ние мирян посред­ством лжицы духовно озна­чает, что веру­ю­щие во Христа соеди­ня­ются с Богом через посред­ство Церкви, пита­ю­щей их духов­ной пищей.

Так же, как все свя­щен­ные сосуды, дела­ется из дра­го­цен­ных метал­лов или метал­лов, не дающих окиси.

Лжица для причастия что это такое. Смотреть фото Лжица для причастия что это такое. Смотреть картинку Лжица для причастия что это такое. Картинка про Лжица для причастия что это такое. Фото Лжица для причастия что это такое

Для тех, кто нико­гда не при­ча­щался Святых Хри­сто­вых Тайн, отме­тим несколько момен­тов, гово­ря­щих о про­ве­рен­ной более чем тыся­че­лет­ней прак­ти­кой без­опас­но­сти исполь­зо­ва­ния общей ложечки:

1) Послед­ним всегда при­ча­ща­ется свя­щен­но­слу­жи­тель. Он потреб­ляет остав­ши­еся Дары.

По словам Пат­ри­арха Кирилла: «Мы ни в коем случае не под­вер­гаем сомне­нию цели­тель­ную силу Святых Хри­сто­вых Таин! И дока­за­тель­ством служит то обсто­я­тель­ство, что после при­ча­ще­ния наши диа­коны потреб­ляют Святые Дары из общей Чаши, и ни один из них не забо­лел и нико­гда не забо­леет. А там, где нет диа­ко­нов, — свя­щен­но­слу­жи­тели, в том числе ваш недо­стой­ный Пат­ри­арх и Пред­сто­я­тель, когда совер­шает литур­гию в своем кре­сто­вом храме. Там тоже есть паства, кото­рая при­ча­ща­ется, и после литур­гии, поскольку я служу без диа­кона, я потреб­ляю Святые Дары без вся­кого сомне­ния, с полной уве­рен­но­стью в том, что, при­ча­ща­ясь Тела и Крови Хри­сто­вой, мы при­ча­ща­емся вели­кой свя­тыне, кото­рая не под­вер­жена ника­кой инфек­ции, ника­кому злу».

А вот что гово­рит об этом о. Алек­сандр Гри­го­рьев, насто­я­тель тюрем­ного храма во имя Свя­того Бла­го­вер­ного Вели­кого Князя Алек­сандра Нев­ского в «Кре­стах» и храма во имя Свя­ти­теля Нико­лая при Военно-меди­цин­ской ака­де­мии:
«Я был ипо­дья­ко­ном начи­ная с 1979 года. Потом долгое время служил дья­ко­ном и видел, как служат многие старые про­то­дья­коны. В быт­ность Свя­тей­шего Пат­ри­арха мит­ро­по­ли­том Санкт-Петер­бург­ским и Ладож­ским я был эко­но­мом и всюду с ним ездил. Порой из 10 чаш при­ча­ща­лось огром­ное коли­че­ство людей, и потом мы эти чаши потреб­ляли. Сами пони­ма­ете, что среди тысяч при­част­ни­ков навер­няка есть и боль­ные люди. И наши про­то­дья­коны, кото­рые служат по сорок и более лет, по сей день потреб­ляют остав­ши­еся Дары и ничем не болеют. Богу служит весь мир и Ему ничего не стоит под­чи­нить себе бак­те­рии и мик­робы. Во все вре­мена эпи­де­мии и болезни счи­та­лись карой Божьей. И защи­той от них всегда была молитва и Таин­ства».

2) При­ча­стие совер­ша­ется во многих боль­ни­цах и тюрь­мах. Трудно пред­по­ло­жить, что адми­ни­стра­ция этих заве­де­ний убеж­дён­ные пра­во­слав­ные хри­сти­ане. Также трудно пред­по­ло­жить, что они умыш­ленно закры­вают глаза на рас­про­стра­не­ние опас­ных инфек­ций. Тем более, что там хорошо нала­жен ста­ти­сти­че­ский учёт забо­ле­ва­е­мо­сти.

3) В про­шлые века, когда ещё не было при­ви­вок, люди не пре­кра­щали при­ча­щаться даже во время эпи­де­мий. Неужели народ бы не заме­тил этой опас­но­сти?

4) В Свя­щен­ном Пре­да­нии При­ча­стие упо­доб­ля­ется огню, очи­ща­ю­щему достой­ных и опа­ля­ю­щему недо­стой­ных.
В молит­вах перед При­ча­стием мы про­из­но­сим:
— тре­пещу, при­емля огнь, да не опа­люся яко воск и яко трава;
огневи при­ча­ща­юся трава сый, и странно чудо, оро­шаем неопально, якоже убо купина древле неопальне горящи;
— попали огнем неве­ще­ствен­ным грехи моя;
— стра­хом при­ступи, да не опа­ли­шися: огнь бо есть.

Пример явле­ния небес­ного огня, схо­дя­щего на Святые Дары во время совер­ше­ния евха­ри­стии описан в житии пре­по­доб­ного Сергия Радо­неж­ского: «Одна­жды, когда святой игумен Сергий совер­шал Боже­ствен­ную литур­гию, Симон (ученик пре­по­доб­ного) видел, как небес­ный огонь сошел на Святые Тайны в минуту их освя­ще­ния, как этот огонь дви­гался по свя­тому пре­столу, озаряя весь алтарь, он как бы вился около святой тра­пезы, окру­жая свя­щен­но­дей­ству­ю­щего Сергия. А когда пре­по­доб­ный хотел при­ча­ститься Святых Таин, Боже­ствен­ный огонь свился “как бы некая чудная пелена” и вошел внутрь святой Чаши. Таким обра­зом угод­ник Божий при­ча­стился этого огня “неопально, как древле купина неопально горев­шая…”.

Таким обра­зом, если в Боже­ствен­ном огне сго­рают грехи, то уж мик­робы точно сгорят.

5) Для воцер­ко­в­лён­ного хри­сти­а­нина ситу­а­ция кар­ди­наль­ным обра­зом про­ти­во­по­ложна, это как раз мы просим у Гос­пода в молитве перед при­ча­ще­нием не погну­шаться нашими устами:
Как не отверг­нул Ты от Себя подоб­ной мне греш­ной блуд­ницы, при­шед­шей и при­кос­нув­шейся к Тебе, сми­луйся также и надо мной, греш­ным, при­хо­дя­щим и при­ка­са­ю­щимся к Тебе. И как не погну­шался нечи­сто­тою ее осквер­нен­ных уст, поце­ло­вав­ших Тебя, не погну­шайся также еще более нечи­стыми и сквер­ными моими устами и моими отвра­ти­тель­ными, нечи­стыми и осквер­нен­ными губами, и еще более нечи­стым моим языком. Но да послу­жит мне уголь пре­свя­того Твоего Тела, и чест­ной Твоей Крови в освя­ще­ние, про­све­ще­ние и укреп­ле­ние…
(Молитва свт. Иоанна Зла­то­уста)

Источник

Православная Жизнь

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Лжица для причастия что это такое. Смотреть фото Лжица для причастия что это такое. Смотреть картинку Лжица для причастия что это такое. Картинка про Лжица для причастия что это такое. Фото Лжица для причастия что это такое

Лжица – это символ соединения человека и Бога, насколько это вообще возможно. Т. е. принятие Тела и Крови Христовых – это реальное богообщение. Причастие Святых Христовых Таин – наиболее близкое, наиболее тесное общение Бога и человека. И лжица – символ этого богообщения.

В греческой традиции она называется «лавис» – «клещи». Здесь есть отсылка к Священному Писанию Ветхого Завета, а именно к Книге пророка Исаии: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6:1–7).

Почему же лжица в богослужебной традиции символизирует собой клещи святого Серафима, которыми он прикоснулся к губам пророка Исаии, очистив его от греха? Дело в том, что в древности миряне причащались так же, как и священнослужители. Десница священника влагала им в руки частичку Тела Христова, а потом, после ее потребления, верующие причащались из Чаши Крови Христовой. При этом рука священнослужителя действительно напоминала клещи. А сам он символизировал собой Божьего посланника – Серафима, посредством которого человек очищался от греха и соединялся с Богом.

Но такой способ причащения мирян не прижился в Церкви по той причине, что иногда люди, имея неблаговидные намерения, уносили частички Тела Христового домой, чтобы совершить над ними святотатство, или просто нерадиво относились к ним.

Первый, кто ввел лжицы для причастия, был святитель Иоанн Златоуст. Его житие сообщает, что этим великим учителем Церкви данное нововведение совершилось после того, как некая женщина унесла частицу Тела Христова домой для колдовства. Узнав об этом, святитель дал распоряжение во всех храмах использовать для причастия мирян специальные лжицы, чтобы влагать Тело Христово, напоенное Кровию Христовой, верующему прямо в рот, отсекая всяческие соблазны и возможности для осквернения святыни. Такая традиция прижилась и в других Церквях.

Некоторые источники утверждают, что лжица была введена в богослужебное употребление в более поздние времена, чем жил святитель Иоанн Златоуст. Но мотив ее введения в богослужение, мне кажется, ясен из вышеупомянутого примера из жития святителя Иоанна Златоуста.

Также лжица символизирует собой Церковь, через Которую нам преподается жизненно необходимая для нас духовная Божественная пища.

Она вместе со Святым Потиром символизирует собой также то, что мы все, православные христиане, причащаемся животворных Таин Христовых от одного источника и что мы едины во Христе.

Поэтому для священника всегда печально наблюдать картину, когда христианин приступает к Чаше с брезгливостью с мыслью типа: «Все эту лжицу облизывают. Мне противно». Такой человек не вполне понимает, зачем он пришел к причастию и к чему он приступает. Он не понимает, что Тело и Кровь Христовы – это главная святыня Православной Церкви. Это небесный огонь, в котором сгорают все бактерии и микробы, и грехи наши также.

И мы должны со страхом Божиим и верою приступать к этой святыне. Мы должны жаждать ее как главного залога нашего спасения, а не думать о том, сколько людей прикоснулось губами к лжице. Главное, что ты к ней прикоснулся, что эти Божественные клещи с раскаленным углем Божественных Таин очистили именно тебя. Господь входит в тебя. Он попаляет твои грехи и соделывает из тебя храм Себе. Твое дело благоговейно, с любовью и со страхом принять Его. Как любимого Отца. Как страдающий от мучительной болезни принимает долгожданного лекаря.
От принятия Таинств Церковных еще никто не заболел, а исцелились, выздоровели и спаслись миллионы.

И главное мерило в причастии – страх Божий, любовь и вера в Господа, страстное желание быть с Ним, соединиться с Ним, жить с Ним. Такой человек перед Чашей, как птенец отверзает свои уста перед родителем, впуская в свою духовно-телесную храмину Бога, Который, как любящий Отец, ведет свое дитя к спасению.

Доверимся же Богу, дорогие братья и сестры, а Иудины мысли – мерзкие и отвратительные – будем гнать от себя прочь.

Любящий Бог ждет каждого из нас. И каждого из нас зовет к Своей спасительной Чаше.

Источник

Коронавирус и причастие. Почему очищение лжицы ради каждого стало проблемой

Лжица для причастия что это такое. Смотреть фото Лжица для причастия что это такое. Смотреть картинку Лжица для причастия что это такое. Картинка про Лжица для причастия что это такое. Фото Лжица для причастия что это такое

В свете опасности распространения коронавируса в России Священный Синод Русской Православной Церкви принял инструкцию, в которой указал меры, снижающие риск передачи опасной инфекции в храмах Русской Церкви. Одной из таких мер стала практика дезинфекции лжицы при совершении причащения молящихся спиртовыми растворами перед причащением каждого человека.

В Церкви это вызвало ажиотаж и бурные рассуждения. Так, к примеру, скептически к этому нововведению отнеслись протоиерей Георгий Максимов, известный миссионер и проповедник, скептически в своих блогах высказывался популярный ныне блогер священник Николай Бабкин, и многие другие отцы и миряне. Протоиерей Андрей Ткачев вообще назвал всех, кто боится в храме чем-то заразиться, трусами и призвал сидеть дома и не «мутить воду» среди верных и смелых.

Лжица для причастия что это такое. Смотреть фото Лжица для причастия что это такое. Смотреть картинку Лжица для причастия что это такое. Картинка про Лжица для причастия что это такое. Фото Лжица для причастия что это такое

Основные тезисы, выдвигаемые скептиками сводятся к следующему:

— в Чаше находится Сам Господь наш Иисус Христос, присутствующий в Теле и Крови Своих, а потому через причащение не может передаваться никакая зараза, Чаша Христова стерильна по вере молящихся;

— во времена всех эпидемий люди ходили толпами в храмы, совершали крестные ходы, и никто не заразился и не умер;

— священник потребляет каждый раз Чашу Христову, не спрашивая у причастников, чем они больны, и если бы через Чашу передавались болезни, то уже давно бы вымерли священники.

Часто дискутирующие на тему нововведений обвиняют несогласных в маловерии, новаторстве, обновленчестве и еще Бог весть в чем.

Я почти 13 лет служу священником, служил в разных условиях, в том числе в качестве тюремного священника в мужской колонии строгого режима и в качестве окормляющего районную больницу. И вот, какие мысли мне бы хотелось адресовать и скептикам, и вообще всему читающему народу.

1. Церковь не имеет никакого догмата, гласящего, что через лжицу невозможно заразиться какой-то болезнью. Нет в Церкви такого учения. И если есть такое частное мнение (пусть даже массовое, поддерживаемое даже канонизированными людьми) вошедшее в быт благодаря тому, что так считают и проповедуют многие отцы, то это не означает, что это мнение — истина и является учением Церкви.

2. В Церкви нет учения о том, что таинство меняет природу его веществ. Вода в крещальной купели физически остается водою, ароматические масла в составе Мира остаются маслами, хлеб и вино в Чаше остаются Хлебом и Вином со всеми вытекающими из этого физическими последствиями. Все эти вещества имеют свойство портиться и становиться рассадниками грибков, бактерий и вирусов. Да, они освящаются, становятся частью мира духовного, несут благодать Божью верующим, однако, сами при этом остаются явлениями нашего земного мира, подверженного тлению. Собственно, так же Церковь учит о своих святых — они святы, но это не мешает им быть подверженными греху, болезням и смерти.

Лжица для причастия что это такое. Смотреть фото Лжица для причастия что это такое. Смотреть картинку Лжица для причастия что это такое. Картинка про Лжица для причастия что это такое. Фото Лжица для причастия что это такое

5. Святое Причастие — это не меньше и не больше, чем способ наиболее тесного общения человека с Богом. А храм — это горница для этой встречи. И наше дело, как христиан, приготовить эту встречу для себя максимально чистой. А дело священника — обустроить эту встречу в чистоте для целого прихода. И это именно мы, священники, должны обустроить чистоту и гигиену этой встречи, а не требовать этого от Бога — приди, Боже, сотвори тут нам чудо и простерилизуй все вокруг.

Ветхий Завет свидетельствует о том, что в жертву приносились исключительно здоровые животные, не имеющие увечий и пороков. А это был прообраз Евхаристии, Жертвы Христовой, и недаром мы Христа зовем Агнец НЕПОРОЧНЫЙ. Ветхий Завет содержит целый кодекс об обрядовой чистоте, потому что древние очень боялись распространения различных опасных болезней, особенно лютой в тот период была проказа. Потому священникам предписывалось осматривать не только религиозную утварь, но и людей, животных и одежду на предмет проказы.

Однако же, навык требований гигиены почему-то утратили мы, люди XXI века. Потому забота о чистоте веществ таинств лежит на священнике: чистая вода, хорошие просфоры из чистой и лучшей муки, хорошее вино, чистота сосудов и облачений, чистота храмов в целом. Так в чем проблема очищения лжицы ради каждого причастника? Оскорбление веры, оскорбление Бога? В чем оно заключается? Зачем тогда священник при совершении Литургии дважды моет руки в Алтаре (один раз перед совершением Проскомидии, второй — перед преломлением Хлеба)? Пусть Бог твои руки сделает чистыми без воды, вера ведь твоя так крепка?

Лжица для причастия что это такое. Смотреть фото Лжица для причастия что это такое. Смотреть картинку Лжица для причастия что это такое. Картинка про Лжица для причастия что это такое. Фото Лжица для причастия что это такое

8. У нас у всех есть супруги, дети и просто близкие люди, и мы друг друга очень любим. Между нами есть общение, отношения есть. Но невзирая на вашу с супругой крепкую любовь, вы с нею соблюдаете определенные принципы гигиены. Неужели соблюдение норм гигиены как-то подрывает любовь между вами? Или ты, муж, будешь целовать супругу, будучи больным ангиной, к примеру? Ну а что, ведь любовь творит чудеса! Давайте не верить в возможность передачи вируса между любящими людьми, ведь по слову апостола Павла, истинная любовь побеждает страх? Будем таким образом измерять силу и глубину нашей любви? Так почему мы именно таким образом вдруг стали измерять силу нашей любви и доверия к Богу?

9. Мы себя ведем очень странно порою, живем по двойным стандартам. С одной стороны, мы направо и налево твердим, что Церковь никогда не выступала против науки, наоборот, мы истинные партнеры науки и боремся с суевериями, мракобесием.

Мы теологию в нашей постсоветской стране смогли ввести в научный мир. Мы вещаем, что труд врача благословен Богом, что нельзя пренебрегать здоровьем и жизнью, как ценнейшим даром Божьим. Но при всем этом тут же размениваем эти постулаты на обрядовые принципы, не имеющие в реальности никакого отношения к вере и Богу.

Лжица, кстати, чисто практическое и довольно нестарое изобретение в литургике, которое, я уверен, обрядоверные предки наши тоже сначала восприняли в штыки, как элемент обновленчества и уступки «духу времени». Давайте все же научимся доверять хотя бы немного медикам, являющим заботу о нашем здоровье, не устраивать паники и не проводить пикеты под лозунгами «Гонения на Церковь и Причастие», «Православие или смерть» и «Последние времена, апостасия».

Лжица для причастия что это такое. Смотреть фото Лжица для причастия что это такое. Смотреть картинку Лжица для причастия что это такое. Картинка про Лжица для причастия что это такое. Фото Лжица для причастия что это такое

10. Ну и напоследок, давайте теоретически порассуждаем. Практика причащения в Церкви менялась на протяжении всей истории бытия христианства. Сначала пекли опресночный хлеб, как это и полагается по закону Моисея, преломляли его с благословением и раздавали участникам Вечери Господней, и пускали по кругу Чашу с Кровью Христовой.

Затем в мире Церкви появилось множество изменений, которые коснулись и Евхаристии: появились квасной хлеб, просфоры, Престол и Антиминс, специальные священные сосуды, копие и лжица в конце концов. Все это — исторический путь литургики в Церкви, потому как менялись жизненные обстоятельства. И Церковь вырабатывала новые правила своего бытия, в том числе вела практические разработки в технике совершения Литургии и причастия в частности.

Что мешает Церкви и сегодня изменять эту практику, изменять технические моменты, не затрагивая суть Таинства? Какой догмат это воспрещает? Почему бы, к примеру, не окунать частичку Тела Христова в Чашу индивидуально, и не влагать в уста каждого причащающегося? На постоянной основе, я имею в виду. У нас ведь очень много людей, для которых довольно весомым аргументом против причастия выступает именно антисанитария, «одна ложка на всех». Особенно это касается людей интеллигентных и образованных, ученых, медиков.

Далеко не все люди способны внутренне победить свои страхи, убеждения, да и физически и психологически переступить порог естественной брезгливости. Увы, но это не всем под силу. Что нам мешает пойти навстречу людям? Это все теоретизация, и этими вопросами безусловно необходимо заниматься церковным ученым мужам, священноначалию. Собственно, именно священноначалие Церкви, имея возможность консультироваться с ведущими медиками и санитарными врачами страны, выработало инструкции, принятые на последнем заседании Священного Синода, что как мне кажется — вполне своевременно и актуально.

В завершение хотелось бы сказать, что служа в тюрьме полтора года, я тоже причащал и туберкулезников всяких, и вообще — людей в храме никогда не спрашиваешь, чем они больны. Но это вовсе не означает, что я уверен в своем бессмертии, уверен в невозможности заразиться от лжицы. Это значит лишь то, что я священник, и должен быть готов умереть в любой день от любой болезни и любой смерти, должен быть готов предстать перед Богом. Но это вовсе не повод воспитывать в своей пастве слепую веру в чудеса, пренебрегать жизнью и здоровьем своих прихожан.

Безусловно, Господь творит чудеса, и творит их и посредством Тела и Крови Своих, но это не означает, что мы вправе требовать этого чуда и пренебрегать всеми возможными правилами по сохранению своих жизни и здоровья, и тем более — рисковать жизнью и здоровьем наших ближних. Не искушай Господа Бога твоего — так говорит Господь.

Источник

Откуда взялась традиция причащения верующих с одной лжицы?

Лжица для причастия что это такое. Смотреть фото Лжица для причастия что это такое. Смотреть картинку Лжица для причастия что это такое. Картинка про Лжица для причастия что это такое. Фото Лжица для причастия что это такоеЛжица – это символ соединения человека и Бога, насколько это вообще возможно. То есть принятие Тела и Крови Христовых – это реальное богообщение. Причастие Святых Христовых Таин – наиболее близкое, наиболее тесное общение Бога и человека. И лжица – символ этого богообщения.

В греческой традиции она называется «лавис» – «клещи». Здесь есть отсылка к Священному Писанию Ветхого Завета, а именно к Книге пророка Исаии: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6:1–7).

Почему же лжица в богослужебной традиции символизирует собой клещи святого Серафима, которыми он прикоснулся к губам пророка Исаии, очистив его от греха? Дело в том, что в древности миряне причащались так же, как и священнослужители. Десница священника влагала им в руки частичку Тела Христова, а потом, после ее потребления, верующие причащались из Чаши Крови Христовой. При этом рука священнослужителя действительно напоминала клещи. А сам он символизировал собой Божьего посланника – Серафима, посредством которого человек очищался от греха и соединялся с Богом.

Но такой способ причащения мирян не прижился в Церкви по той причине, что иногда люди, имея неблаговидные намерения, уносили частички Тела Христового домой, чтобы совершить над ними святотатство, или просто нерадиво относились к ним.

Лжица для причастия что это такое. Смотреть фото Лжица для причастия что это такое. Смотреть картинку Лжица для причастия что это такое. Картинка про Лжица для причастия что это такое. Фото Лжица для причастия что это такоеПервый, кто ввел лжицы для причастия, был святитель Иоанн Златоуст. Его житие сообщает, что этим великим учителем Церкви данное нововведение совершилось после того, как некая женщина унесла частицу Тела Христова домой для колдовства. Узнав об этом, святитель дал распоряжение во всех храмах использовать для причастия мирян специальные лжицы, чтобы влагать Тело Христово, напоенное Кровию Христовой, верующему прямо в рот, отсекая всяческие соблазны и возможности для осквернения святыни. Такая традиция прижилась и в других Церквях.

Некоторые источники утверждают, что лжица была введена в богослужебное употребление в более поздние времена, чем жил святитель Иоанн Златоуст. Но мотив ее введения в богослужение, мне кажется, ясен из вышеупомянутого примера из жития святителя Иоанна Златоуста.

Также лжица символизирует собой Церковь, через Которую нам преподается жизненно необходимая для нас духовная Божественная пища.
Она вместе со Святым Потиром символизирует собой также то, что мы все, православные христиане, причащаемся животворных Таин Христовых от одного источника и что мы едины во Христе.

Поэтому для священника всегда печально наблюдать картину, когда христианин приступает к Чаше с брезгливостью с мыслью типа: «Все эту лжицу облизывают. Мне противно». Такой человек не вполне понимает, зачем он пришел к причастию и к чему он приступает. Он не понимает, что Тело и Кровь Христовы – это главная святыня Православной Церкви. Это небесный огонь, в котором сгорают все бактерии и микробы, и грехи наши также. И мы должны со страхом Божиим и верою приступать к этой святыне. Мы должны жаждать ее как главного залога нашего спасения, а не думать о том, сколько людей прикоснулось губами к лжице. Главное, что ты к ней прикоснулся, что эти Божественные клещи с раскаленным углем Божественных Таин очистили именно тебя. Господь входит в тебя. Он попаляет твои грехи и соделывает из тебя храм Себе. Твое дело благоговейно, с любовью и со страхом принять Его. Как любимого Отца. Как страдающий от мучительной болезни принимает долгожданного лекаря.
От принятия Таинств Церковных еще никто не заболел, а исцелились, выздоровели и спаслись миллионы.

И главное мерило в причастии – страх Божий, любовь и вера в Господа, страстное желание быть с Ним, соединиться с Ним, жить с Ним. Такой человек перед Чашей, как птенец отверзает свои уста перед родителем, впуская в свою духовно-телесную храмину Бога, Который, как любящий Отец, ведет свое дитя к спасению.

Доверимся же Богу, дорогие братья и сестры, а Иудины мысли – мерзкие и отвратительные – будем гнать от себя прочь.

Любящий Бог ждет каждого из нас. И каждого из нас зовет к Своей спасительной Чаше.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *