maf сенсор что это такое
Неисправность MAF – что делать?
MAF (Mass Air Flow Sensor) или датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) – очень важный измерительный элемент в вашем автомобиле. Именно благодаря ДМРВ двигатель осуществляет коррекцию впрыска топлива буквально «на лету», поддерживая оптимальное для заданного режима соотношение воздух/топливо и обеспечивая наиболее эффективное использование топлива.
Датчик массового расхода воздуха работает по принципу нагрева измерительного элемента. Когда через ДМРВ проходит воздух, этот элемент охлаждается. Чтобы повысить обратно его температуру, нужно напряжение. Исходя из уровня напряжения ЭБУ двигателя понимает, сколько воздуха проходит через датчик и соответственно корректирует его объем при заборе из окружающей среды.
Также ДМРВ измеряет температуру воздуха, который попадает в него из воздушного фильтра. ЭБУ на основе этих данных понимает, какая у воздуха плотность и регулирует подачу топлива, чтобы соотношение воздух/топливо было оптимальным для обеспечения наиболее эффективного сгорания топлива.
Что может пойти не так?
Очень часто бывает, что из-за загрязнения ДМРВ указывает неверный объем потребляемого воздуха, другими словами датчик начинает «врать». Фактически двигатель потребляет один объем воздуха, а датчик показывает другой. ЭБУ двигателя проводит коррекцию на основании показаний ДМРВ, обедняя или обогащая смесь, хотя реальной необходимости в этом нет. Итогом становится рост расхода топлива, нестабильная работа двигателя на холостом ходу, а также ухудшение общих динамических характеристик.
Когда отклонение показаний ДМРВ достигнет определенного значения, ЭБУ уже не сможет производить коррекцию и перейдет на «аварийный режим».
Как избежать загрязнения ДМРВ и предотвратить его выход из строя?
Как мы уже сказали, основная причина неправильных показаний ДМРВ — загрязнение чувствительного элемента. Это происходит при несвоевременной замене воздушного фильтра, а также при «подсосе» неочищенного воздуха в обход фильтра. Такое случается из-за негерметичности впускного тракта.
Можно предотвратить ранний выход датчика из строя и продлить срок его жизни. Самое главное — своевременная замена воздушного фильтра на новый и, что не маловажно, качественный. Это позволит вам избежать дорогостоящего ремонта.
Важно также правильно подобрать сам ДМРВ для своего авто. Ведь производители, со своей стороны, также прикладывают усилия для увеличения его надежности. Не зря мы все наслышаны про настоящее японское качество. Например, DENSO уделяет особое внимание всем своим деталям, и в случае с ДМРВ речь идет о перепускном воздушном канале и чувствительном элементе датчика.
Форма перепускного канала в ДМРВ DENSO ограничивает направление потока воздуха таким образом, чтобы максимально предотвратить его пульсацию и движение в обратном направлении. Уменьшение габаритов и сечения канала также уменьшает шанс загрязнения нитей датчика.
В чувствительном элементе датчика DENSO нити покрыты защитной стеклянной пленкой, которая защищает их от воздействия агрессивной среды и загрязнений. Эти решения ориентированы, в первую очередь, именно на защиту MAF от загрязнений, а значит, и на продление срока его службы.
Что делать, если есть подозрения в неисправности ДМРВ?
Помните, что в случае серьезного загрязнения датчика возможен его полный выход из строя! При появлении первых признаков неисправности сразу же обратитесь в сервис, т.к. единственный надежный способ проверки ДМРВ — измерение напряжения в разных режимах работы двигателя.
В случае обнаружения неисправности датчика и искажения сигнала следует произвести его замену.
К сожалению, как бы нам этого не хотелось, но очистка ДМРВ при помощи различных химических средств не может быть реальным решением проблемы — многие средства агрессивны и приводят к разрушению чувствительных нитей (например, карбклинеры). Другие, наоборот, создают на сенсоре пленку, препятствующую точной работе датчика.
К очистке можно прибегнуть лишь в качестве временной меры, например, если вы в пути и до ближайшего СТО еще очень неблизко. Однако правильную работу гарантирует лишь замена датчика на новый.
Воспользуйтесь нашим электронным каталогом для подбора ДМРВ или напишите нам в комментариях, мы всегда готовы вам помочь!
Как проверить Датчик Массового Расхода Воздуха (ДМРВ) двигателя: 5 проверенных способов
ДМРВ, датчик массового расхода воздуха, другие названия MAF (Mass Air Flow) или МАФ — это фактически расходомер воздуха в системе электронного управления впрыска топлива. Процентное содержание кислорода в атмосфере достаточно стабильно, поэтому зная массу поступившего на впуск воздуха и теоретическое соотношение между кислородом и бензином в реакции горения (стехиометрический состав), можно определить нужное на данный момент количество бензина, подав соответствующую команду на топливные форсунки.
Датчик не является обязательным для работы двигателя, поэтому при его отказе возможно переключение на обходную программу управления и дальнейшая работа с ухудшением всех характеристик автомобиля для поездки к месту ремонта.
Зачем нужен в машине датчик расхода воздуха (МАФ)
Для обеспечения требований по экологии и экономичности электронной системе управления двигателем (ЭСУД) обязательно надо знать сколько воздуха втянуто в цилиндры поршнями за текущий цикл работы. От этого зависит расчётная величина времени, на которое будет открыта форсунка впрыска бензина в каждый из цилиндров.
Поскольку перепад давления на форсунке и её производительность известны, то это время однозначно связано с массой поступившего на сгорание топлива за один цикл работы двигателя.
Косвенно количество воздуха тоже можно вычислить, зная скорость вращения коленвала, рабочий объём двигателя и степень открытия дроссельной заслонки. Эти данные зашиты в управляющей программе или предоставляются соответствующими датчиками, поэтому двигатель и продолжает работать в большинстве случаев при отказе ДМРВ.
Но определение массы воздуха на один цикл будет гораздо точнее, если воспользоваться специальным датчиком. Разница в работе сразу заметна, если снять с него электрический разъём. Проявятся все симптомы отказа МАФ и недостатки работы по обходной программе.
Виды и особенности работы ДМРВ
Существует много способов измерения массового расхода воздуха, в автомобиле с разной степенью популярности применяются три из них.
Объёмный
Наиболее простые расходомеры строились по принципу установки в сечении проходящего воздуха измерительной лопасти, на которую поток и оказывал давление. Под его действием лопасть поворачивалась вокруг своей оси, где устанавливался электрический потенциометр.
Оставалось лишь снять с него сигнал и подать его в ЭСУД для оцифровки и использования в расчётах. Устройство настолько же простое, насколько и неудобное в разработке, поскольку получить приемлемую характеристику зависимости сигнала от массового потока довольно затруднительно. К тому же надёжность невысока из-за наличия механически перемещающихся деталей.
Чуть сложнее для понимания устроен расходомер на принципе вихрей Кармана. Используется эффект возникновения циклических завихрений воздуха при проходе его через аэродинамически несовершенное препятствие.
Частота этих проявлений турбуленции почти линейно зависит от скорости потока, если правильно подобрать размеры и форму препятствия для нужного диапазона. А сигнал выдаёт установленный в зоне завихрений датчик воздушного давления.
В настоящее время объёмные датчики уже почти не используются, уступив своё место приборам термоанемометрического типа.
Проволочный
Работа такого прибора основана на принципе охлаждения разогреваемой фиксированным током платиновой спирали при помещении её в воздушный поток.
Если этот ток известен, а он задаётся самим прибором с высокой точностью и стабильностью, то напряжение на спирали будет с идеальной линейностью зависеть от её сопротивления, которое, в свою очередь, определятся температурой нагреваемой проводящей нити.
Но она охлаждается набегающим потоком, поэтому можно сказать, что сигнал в виде напряжения пропорционален массе воздуха, проходящей в единицу времени, то есть именно тому параметру, который и требуется измерить.
Разумеется, основную погрешность будет вносить температура воздуха на впуске, от которой зависит его плотность и способность к теплопередаче. Поэтому в схему вводится термокомпенсирующий резистор, который тем или иным способом из многих, известных в электронике, учитывает поправку на температуру потока.
Проволочные ДМРВ обладают высокой точностью и приемлемой надёжностью, поэтому широко применяются в производимых автомобилях. Хотя по стоимости и сложности этот датчик уступает только самому контроллеру ЭСУД.
Плёночный
У плёночного МАФ отличия от проволочного состоят чисто в конструктивном исполнении, теоретически это всё тот же термоанемометр. Только нагревательные элементы и термокомпенсирующие сопротивления выполнены в виде плёнок на кристалле полупроводника.
Получился интегральный датчик, компактный и более надёжный, хотя сложнее с точки зрения технологии производства. Именно эта сложность и не позволяет обеспечить настолько же высокую точность, которую даёт платиновая проволока.
Но чрезмерная прецизионность для ДМРВ и не требуется, система всё равно работает с обратной связью по содержанию кислорода в выхлопных газах, нужная коррекция цикловой подачи топлива будет внесена.
Зато в массовом производстве плёночный датчик обойдётся дешевле, а по своему принципу построения он обладает большей надёжностью. Поэтому они постепенно вытесняют проволочные, хотя на самом деле и те и другие проигрывают датчикам абсолютного давления, которые можно применять вместо ДМРВ, изменив методику расчётов.
Признаки неисправности
Влияние неполадок в работе ДМРВ на двигатель сильно зависит от конкретного автомобиля. Некоторые даже невозможно запустить при отказе датчика расхода, хотя большинство просто ухудшает свои характеристики и задирает обороты холостого хода при уходе на байпасную подпрограмму и высвечивании лампочки Check Engine.
В общем случае нарушается смесеобразование. ЭСУД, обманутая неверными показаниями расхода воздуха, выдаёт неадекватное количество топлива, отчего работа двигателя существенно изменяется:
Начальную диагностику МАФ можно провести при помощи сканера, который способен расшифровывать ошибки в памяти ЭСУД.
Коды ошибок ДМРВ
Чаще всего контроллер выдаёт код ошибки P0100. Это означает неисправность MAF, сделать такой вывод ЭСУД заставляет выход сигналов от датчика за пределы возможного диапазона на протяжении заданного промежутка времени.
При этом общий код ошибки может быть конкретизирован дополнительными:
Однозначно определять неисправность по кодам ошибок не всегда возможно, обычно эти данные сканера служат лишь информацией к размышлению.
К тому же ошибки редко появляются по одной, например, неполадки в ДМРВ могут повлечь изменение состава смеси с кодами что-то вроде P0174 и тому подобными. Дальнейшая диагностика проводится уже по конкретным показаниям датчиков.
Как проверить датчик массового расхода воздуха
Устройство это достаточно сложное и дорогое, что потребует внимательности при его отбраковке. Лучше пользоваться инструментальными методами, хотя ситуации могут быть разными.
Способ 1 — внешний осмотр
Расположение МАФ по пути воздушного потока уже за фильтром должно предохранять элементы датчика от механических повреждений летящими твёрдыми частицами или грязью.
Но фильтр не идеален, он может быть разорван или установлен с ошибками, поэтому состояние датчика можно сначала оценить визуально.
На его чувствительных поверхностях не должно быть механических поломок или видимых глазом загрязнений. В таких случаях прибор уже не сможет выдавать правильные показания и потребуется вмешательства для ремонта.
Способ 2 — отключение питания
В непонятных случаях, когда ЭСУД не может однозначно забраковать датчик с переходом на обходной режим, такое действие можно выполнить самостоятельно, просто заглушив двигатель и сняв электрический разъём с ДМРВ.
Если работа двигателя станет стабильней, а все её изменения останутся лишь типичными для программного обхода датчика, например, увеличение холостых оборотов, значит подозрения можно считать подтвердившимися.
Способ 3 — проверка мультиметром
Все автомобили разные, поэтому единого способа проверки МАФ вольтметром мультиметра не существует, но на примере самых распространённых датчиков ВАЗ можно показать как это делается.
Вольтметр должен обладать подходящей точностью, то есть быть цифровым и иметь не менее 4-х разрядов. Подключать его надо между приборной «массой», которая есть на разъёме ДМРВ и сигнальным проводом с помощью игольчатых щупов.
Напряжение нового датчика после включения зажигания совсем немного не дотягивает до 1 Вольта, у рабочего ДМРВ (системы Бош, встречается Сименс, там другие показатели и методики) оно примерно в диапазоне до 1,04 вольта и должно резко увеличиваться при обдуве, то есть запуске и наборе оборотов.
Теоретически можно и прозванить элементы датчика омметром, но это уже занятие для хорошо знающих материальную часть профессионалов.
Способ 4 — проверка сканером Вася Диагност
Если предпосылок для высвечивания кода ошибки ещё нет, но подозрения на датчик сформировались, то можно посмотреть его показания через диагностический сканер на базе компьютера, например VCDS, что в русской адаптации называется Вася Диагност.
На экран выводятся каналы, связанные с текущим расходом воздуха (211, 212, 213). Переводя двигатель в различные режимы можно увидеть, насколько показания МАФ соответствуют положенным.
Бывает, что отклонения возникают только при каком-то определённом обдуве, и ошибка появиться в виде кода не успевает. Сканер позволит рассмотреть это гораздо подробней.
Способ 5 — замена на исправный
ДМРВ относится к тем датчикам, замена которых сложностей не представляет, он всегда на виду. Поэтому часто проще всего использовать подменный датчик, и если работа двигателя по объективным показателям или данным сканера придёт в норму, то останется только приобрести новый датчик.
Обычно подмена всех подобных приборов у диагностов имеется в наличии. Надо только проследить, чтобы подменный прибор был в точности такой, как положено данному двигателю по спецификации, одного внешнего вида мало, надо сверять каталожные номера.
Как произвести очистку датчика
Очень часто единственной проблемой датчика становится его загрязнение от долгого срока службы. В таком случае поможет очистка.
Никакого механического воздействия нежный чувствительный элемент не потерпит и потом уже ничего хорошего контроллеру не покажет. Загрязнения надо просто смывать.
Выбор очистителя
Можно попытаться найти специальную жидкость, в некоторых каталогах производителей она существует, но проще всего и эффективней использовать самое обычное средство для очистки карбюраторов в аэрозольных баллончиках.
Омывая чувствительный элемент сенсора через прилагаемую трубочку можно увидеть, как грязь исчезает на глазах, обычно такие средства самые мощные по автомобильным загрязнениям. К тому же оно достаточно бережно отнесётся к тонкой измерительной электронике, не вызывая резких охлаждений, как например спирт.
Как продлить срок службы MAFа
Надёжность и долговечность датчика расхода воздуха целиком зависит от состояния этого самого воздуха.
То есть надо следить и регулярно менять воздушный фильтр, не допуская его полного засорения, намокания при дожде, а также установки с ошибками, когда между корпусом и фильтрующим элементом остаются щели.
Недопустима также работа двигателя с неисправностями, допускающими обратные выбросы в канал впуска. Это тоже разрушает МАФ.
В остальном сенсор достаточно надёжен и проблем не составляет, хотя периодический контроль его на сканере станет хорошей мерой по сохранению нормального расхода топлива.
MAF сенсор что это?! Тачка не едет, стреляет, коптит, дымит 🙂
Привет мальчики и девочки а так же их родители. 🙂
Решил накатать немного букв с целью информирования еще не испеченного тюнера, для тех кто в теме это покажется банальностью, но есть и те кто не в курсе, как их мотор живет и работает.
В интернете полно инфы про эту чудо штуку, но я решил немного урезать и так сказать поверхностно ввести в курс дел, а тем кто захочет глубже изучить эту тему думаю поможет гугл.
И так MAF сенсор
Этот датчик не заменим в современном двигателе. Полное его имя звучит так — датчик массового расхода воздуха!
Что же означает эта связка букв и чем конкретно занимается этот датчик —
MAF сенсор это счетчик, который считает количество прошедшего через него воздуха. Считает именно тот воздух, который попадет к вам в двигатель. А еще он измеряет температуру входящего воздуха (но не на всех авто, на некоторых авто, «градусник» температуры входящего воздуха устанавливается отдельно)
Зачем все эти сложности? Ведь чем сложнее тем не надежней.
На самом деле MAF сенсор очень надежная деталь вашего автомобиля и выполняет одну из самых важных ролей в управление подачи топлива в вашем двигателе. Он очень точный и быстрый измерительный прибор.
Так зачем же он все это считает?
Затем, что бы ваш блок PCM (блок управления ВСЕМ двигателем) знал, сколько ему надо впрыснуть топлива. Ведь получая информацию с MAF сенсора и зная сколько зашло воздуха в двигатель, можно очень точно рассчитать нужное количество топлива для правленой стехиометрической (14,7 лямбда) топливовоздушной смеси. Стехиометрическая смесь — это такое соотношения кислорода и топлива при котором не остается излишков и все топливо сгорает. Этого требуют нормы евро, а так же требует ваш кошелек — зачем лить больше когда можно лить меньше?! Но совсем меньше нельзя! Но об этом не в этой теме!
И так, теперь мы знаем, что такое MAF сенсор и для чего он нужен — считает количество воздуха.
Но давайте теперь подойдем к самому любимому тюнингу, начинающего тюнера.
Как вы думаете, что самым первым меняется в автомобиле у начинающего тюнера?
А пока вы думаете я продолжу.
Впускная система, на заводе изготовителе очень точно просчитанная «труба» И ее аэродинамические свойства изучены вдоль и поперек. Расположение сенсора MAF, взято не от стечения обстоятельств и созвездия, а именно после точных расчетов. Так же диаметр и форма впускной части где расположен MAF — тоже было рассчитано инженерами.
Теперь вернемся к нашему новоиспеченному тюнеру.
Очень часто, одним из самых первых переделок начинающего тюнера станет впускная система, в которую как правило будет воткнут фильтр нулевого сопротивления. Да фиг с с ним с фильтром, это пол беды от которой приход чаще 0 или даже минус. Дело в том, что потом руки начинают чесаться и эти руки лезут дальше. И очень часто, после установки нулевика, пока еще непонимающие ручонки устанавливают на своего коня толстую (с большим диаметром) красную или синею трубу, в которую потом успешно монтируется MAF сенсор. Все встает отлично, НО диаметр и форма изменились и поток воздуха стал проходить иначе — не так как просчитал завод изготовитель.
По скольку мы знаем для чего нужен и как работает MAF сенсор, и после логического размышления мы можем с легкость ответить на частый вопрос:
Вчера поставил впуск, а тачка не едет, стреляет, коптит и плохо заводится, в чем же проблема бро?
А проблема твоя в том, что один из главных датчиков топливной системы двигателя, теперь врет, точнее он не может посчитать правильно количество прошедшего через него воздуха. В результате чего топлива впрыскивается либо меньше либо больше положенного и двигатель начинает работать не правильно.
Как это вылечить?
Во первых если уж очень хочется красивой трубы под капотом то ее следует подбирать по тождественным параметрам заводской впускной системы. Важно соблюсти размеры именно той части где будет установлен MAF сенсор. Но и этот параметр не гарантирует того, что ваш сенсор будет правильно измерять количество поступающего воздуха. Поскольку следует не забывать об аэродинамичсеких свойствах и завихрениях поступающего воздуха. Завихрения могут повлиять на правильный расчет воздуха.
Ну и во вторых. Если ни как не получается подобрать впускную трубу, а украсит «подкапотку», блестящей толстой трубой очень хочется, то перед покупкой и установкой этого мода, стоит найти чиповщика с софтом и прибором для вашей машины. Который сможет программно исправить ошибки расчета датчика массового расхода воздуха. И привести вашу топливовоздушную смесь в норму.
Я не пророк и не вангую вам то, что после смены впускной части у вас 100% будут проблемы с двигателем, но как правило, проблемы есть — маленькие или большие.
Всем мир, дружба и бубль-гум (для тех то ослепительно молод: бубль-гум — это жвачка и в 90-тых годах была очень популярна)
ДМРВ или MAF — что за зверь?
ДМРВ или MAF – что за зверь?
Принцип работы датчика, назначение, диагностика неисправностей.
Датчик Массового Расхода Воздуха или (MAF sernsor – от англ. MASS AIR FLOW SENSOR) – это датчик, предназначенный для контроля массы воздуха поступающего в двигатель в режиме реального времени. Датчик, как правило, имеет встроенный датчик температуры воздуха, и в большинстве случаев передает информацию в ЭБУ (Электронный Блок Управления) сигналы с обоих датчиков в аналоговом виде. Встречаются и разновидности датчиков со встроенной схемой АЦП (аналогово – цифровой преобразователь), где сигнал поступает в ЭБУ уже в оцифрованном виде, что в некоторой степени усложняет его диагностику для рядового «самодиагноста». Такие датчики устанавливаются достаточно редко, да и то на дорогих авто. Диагностировать их в «походных условиях» можно путем временной замены на заведомо исправный, и сравнивая результаты показаний по диагностическому протоколу.
Есть два основных вида таких датчиков: нитиевый, и пленочный… Нитиевые датчики массового расхода воздуха обладают меньшей точностью, но более надежны, и устанавливались на автомобили марки ГАЗ. Пленочные (самые распространенные) датчики имеют самую высокую точность на сегодняшний день, но и самые капризные в плане надежности!
Почему автопроизводители оборудуют свои автомобили именно этими датчиками, а не скажем всем известным и достаточно хорошо себя зарекомендовавшим ДАД (MAP — sensor)? Ведь Датчики Абсолютного Давления практически безотказны?! Все дело в том, что на разработчиков постоянно давят экологи, постоянно увеличивая свои требования к токсичности выхлопных газов… Да, мы придумали «каталитический нейтрализатор», и «систему рециркуляции отработанных газов», и они достаточно хорошо справляются с возложенными на них обязанностями, но есть одно «НО»! Есть такое понятие как «окно католизации»… Если состав ТВС (топливовоздушной смеси) отклоняется от стехиометрической на +/- 10%, то каталитический нейтрализатор просто на просто перестает функционировать! Точность ДАД сенсоров зачастую не позволяет выдерживать такую точную смесь, и поэтому производитель вынужден ставить ДМРВ.
Как же устроен пленочный ДМРВ, или по научному «Термоанемометрический Датчик Массового Расхода Воздуха Пленочного типа» Итак, представьте себе пленку с керамическим покрытием. Эта пленка установлена непосредственно в поток воздуха, количество которого мы измеряем, так, что воздух проходит над керамическим покрытием поперек пленки. Сверху этого керамического покрытия, поперек потока, нанесены нагревательный резистор (в основном платина) и по бокам от него два терморезистора (если смотреть по потоку воздуха, то один терморезистор до платинового нагревателя, а второй после). Платиновый нагреватель разогревается до определенной температуры, и эта температура всегда постоянна – за этим следит специальный микроконтроллер, встроенный в этот датчик. Когда поток воздуха равен 0, то терморезисторы (термометры) показывают одинаковую температуру, т.к. облако нагретого воздуха не сдувается потоком. Когда повышается поток воздуха, то он «сдувает» облако нагретого воздуха, и терморезисторы показывают разную температуру… На основе таких измерений, а так же температуры воздуха на входе, и высчитывается точное количество (обьем) воздуха, что потом пересчитывается в массу… Этот датчик обладает наивысшей точностью измерений на сегодняшний день, т.к. различает направление потока воздуха, и отнимает объем воздуха который проходит обратно после удара о резко закрытый дроссель.
По мере эксплуатации этих датчиков, эта самая пленочка засоряется всевозможными маслами, пылью и пр. грязью, а так же истирается мелкими песчинками, в результате чего датчик просто начинает ВРАТЬ. К чему это приводит – это тема другой статьи, а сейчас рассмотрим как проверить работоспособность датчика:
1) Напряжение на сигнальном проводе датчика, в состоянии покоя (на выключенном двигателе) должно составлять ровно 1 вольт +/- 0,02 вольта. То есть, если напряжение выходит за диапазон 0,98 – 1,02 вольта, то датчик неисправен!
2) При резкой перегазовке, напряжение на сигнальном проводе датчика должно МГНОВЕННО (резким скачком) превысить планку в 4 вольта, и после этого сразу же упасть до текущего и нарастать по мере увеличения потока воздуха. Увидеть это, к сожалению, можно только на осциллографе, или при достаточном опыте на очень чувствительном СТРЕЛОЧНОМ вольтметре. Цифровым вольтметром такой скачек увидеть невозможно!
3) Если есть возможность подключиться к ЭБУ сканером или диагностической программой, то можно посмотреть коэффициент топливоподачи на ХХ. Отличия от единицы в две десятые – явно указывают на неисправность датчика, разумеется при исправном датчике концентрации кислорода, отсутствии подсоса в задроссельное пространство, и отсутствии трещин в выхлопе между двигателем и первой лямбдой.
Ну и конечно же можно временно подключить заведомо исправный датчик, и сравнить их показания, или проехаться, если нет возможности подключиться к ЭБУ.
Надеюсь сочтете статью полезной!
Источник: mraliev
Ставьте лайки и подписывайтесь на мой блог!