Магнитофонная революция что это
Новое в блогах
Бытовая техника, которая разрушила СССР
В выступлении профессора В.Э.Багдасаряна упоминалось об одном из аспектов проекта «КонтрСССР/Россия» — технологическом аспекте. Хотелось бы остановиться на этом вопросе подробнее, рассмотрев его в исторической ретроспекции.
Как Западу удалось победить мощную советскую идеологию? Почему оказалось разрушена картина мира советского человека? Попытаемся ответить на эти вопросы, обратив внимание на роль бытовой техники, которая, по нашему мнению, сыграла определенную роль в указанном процессе.
Но сначала несколько предварительных слов. Известный итальянский марксист Антонио Грамши в 40-хгг. ХХ века сформулировал теорию гегемонии. Согласно его концепции, буржуазное общество строится не только на экономической эксплуатации и подавлении населения (как считали «классические» марксисты), но и на гегемонии — общественной поддержке, которую обеспечивает господствующему классу интеллигенция.
Являясь властителями дум, интеллектуалы мобилизуют общественное мнение, направляя его на поддержку власти. Отсюда А. Грамши делал вывод: чтобы совершить революцию и победить капитализм необходимо одержать победу в сражении за умы интеллигенции, сделав ее противниками капитализма.
Теория гегемонии не была по достоинству оценена советскими марксистами, но оказалась востребована на Западе. Западные политики реализовали эту теорию, направив ее против советского общественного строя. Вместе с тем, возникает закономерный вопрос о «способах доставки» антисоветской «идеологической бациллы» до интеллигенции. В отличие от дня сегодняшнего, когда через неправительственные организации, гранты и Интернет можно «раскачать лодку», в СССР подобное было невозможно. В этой связи небезынтересным представляется изучение западного влияния на общественное сознание советских людей (прежде всего, на интеллигенцию) через бытовую радиотехнику.
Речь идет о трех приборах, ставших таким «каналом доставки» идеологии разрушения советской гегемонии.
Прежде всего, речь идет о радиоприемниках.
Значение радиосвязи для враждебной агитации советское руководство остро осознало с началом Великой Отечественной войны. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 25 июня 1941 г. все граждане СССР должны были сдать «на временное хранение в органы НКСвязи все радиоприемники и радиопередающие установки». Приёмники, установленные в организациях, закреплялись за конкретным лицом, которое несло ответственность за содержание прослушиваемых передач [1]. Символом военного времени стала «тарелка» — проводной радиоприемник, передававший официальную информацию.
Окончание войны знаменовало некоторую реабилитацию бытовых радиоприборов. К началу 1950-х гг. количество коротковолновых радиоприемников выросло в 2,5 раза по сравнению с довоенным уровнем и оставило 500 тыс. штук, а спустя десятилетие возросло до 20 млн [2]. И это при том, что до 1961 г. советские граждане должны были официально регистрировать стационарные радиоприемники в милиции и платить за них абонентскую плату — 36 рублей в год за ламповый приемник, 12 рублей в год — за детекторный.
Однако настоящий бум выпуска радиоприемников произошел в 1970-х гг. и связан производством транзисторов. Миниатюрность, малые значения питающего напряжения и потребляемой мощности сделали транзисторные радиоприемники весьма популярными. Новая техника появилась практически в каждом доме, а вместе с ней появилась и возможность слушать не только советские радиостанции, но и «голоса» — западные радиопередачи, предназначенные специально для граждан СССР (Радио Свобода, Голос Америки, Немецкая волна, Русская служба Би-би-си и др.).
Осознавая опасность государство предпринимало разные меры борьбы с «голосами»: глушило радиосигналы с помощью мощного радиоэлектронного оборудования («глушилок»), а также ограничило производство радиоприёмников с диапазонами волн короче 25 м [3].
Но данные меры слабо помогали. Западные радиостанции проникали практически в каждый дом и, прежде всего, в семьи интеллигенции, желавшей иметь альтернативный источник информации, помимо советского официоза. Политолог Е. Шестопал приводит любопытное свидетельство женщины, юность которой пришлась на «брежневскую эпоху»: «И тому, что говорили по радио я верила. У нас слушали „Голос Америки“, „Би-би-си“. Естественно понимала, что страна у нас не лучшая, к лозунгам относилась, как к бессмысленной трескотне» [4].
А вот воспоминания Геннадия Хазанова о судьбе своего старшего брата, не сумевшего себя реализовать в жизни: «…маме была выплачена маленькая компенсация. На эти деньги она купила себе как память о муже часы, а Эдику — радиоприемник. И брат стал слушать джаз, который очень любил. Потом оказалось, что он слушал не только джаз, а всякие „голоса“. Слушал и сравнивал, что они сообщали, с тем, что видел вокруг. Кончилось это тем, что в 1977 году, через двадцать лет после покупки приемника, он объявил, что уезжает на Запад. Для нас с мамой это было громом среди ясного неба» [5]. Как видим, массовый выпуск радиоприемников облегчил трансляцию западной пропаганды советским гражданам.
Еще больше проблем по контролю за содержанием информации партийному руководству СССР доставилбытовой магнитофон.
Массовое производство катушечных магнитофонов началось в 1960-е гг. и росло быстрыми темпами. По данным ЦК КПСС, если в 1960 г. на 100 семей приходилось 0,5 магнитофонов, то к 1980 г. магнитофон был уже в каждой четвертой семье [6]. Распространение звукозаписывающей техники породило т.н. «магнитофонную революцию» — массовое распространение записанных на магнитофонную пленку произведений, содержание которых невозможно было проконтролировать. Довольно быстро вместо записей советской эстрады (на что, очевидно, надеялись власти) стали распространяться песни Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, сатирические миниатюры Михаила Жванецкого и т. п.
Интересным в этой связи представляется «феномен Высоцкого». Несмотря на то, что на то, что впоследствии на государственной студии грамзаписи Высоцкому удалось записать не более трех десятков песен, его творчество было хорошо знакомо всем советским гражданам, именно благодаря магнитофонным записям. Понимание неподцензурности творчества для В. Высоцкого было очевидно: «А вы не думаете, что магнитофонные записи — это род литературы теперешней? — отвечал он на зрительские вопросы на одном из концертов. — Ведь если бы магнитофоны были при Александре Сергеевиче Пушкине, то я думаю, что некоторые его стихи были бы только на магнитофонах» [7].
Впрочем, творчество Высоцкого не было антисистемным. Он хотел существовать в системе, но она его не принимала. Антисистемным было творчество других авторов и исполнителей: Александра Галича, высланного за рубеж, Юлия Кима — участника диссидентского движения в СССР.
Широкое распространение в Советском Союзе получили записи певцов-эмигрантов, живописавших все прелести западного образа жизни. Наиболее известным оказался Вилли Токарев. Успешно эксплуатируя тему блатной романтики, Токарев не забывал при каждом удобном случае упоминать и о преимуществе западного образа жизни:
«Я тут свободен как рыба в воде,
Мне помогают юристы в беде,
Могу я взять, чтоб потом не отдать,
Ну, ни страна, а сама благодать».
Однако самым разрушительным для сознания советского человека оказалось распространениевидеомагнитофонов.
Триумфальное шествие «видаков» формата VHS в мире началось в конце 1970-х г. К началу Перестройки на заводах Воронежа и Ленинграда СССР собирал собственные видеомагнитофоны, являвшиеся клонами западной техники.
Видеомагнитофоны стоили дорого (1,5 и 3 тыс. рублей) и были доступны немногим. Кроме того, советское руководство, очевидно, предполагало, что граждане будут записывать на видео полюбившиеся телепередачи, телефильмы и концерты, но распространение получила другие совсем другая продукция.
В СССР стали контрабандой проникать западные кинофильмы, которые было невозможно было увидеть в кинотеатре. Кинокартины не были централизовано закуплены и потому не прошли «сито» советской цензуры. В контрабандных фильмах советский человек видел дорогие машины, виллы, яхты. Все это разрушало миф официальной пропаганды о загнивающем Западе и в гораздо большей степени чем слова «радиоголосов» убеждало в преимуществе капиталистического рая потребления. Вдумаемся: только в 1988 г. в страну было ввезено более 100 тысяч видеокассет с иностранными фильмами [8].
Любопытно в контексте Перестройки и будущей «Великой криминальной революции 1990-х» выглядит экспертное заключение, составленное в 1986 г. психологом, сексологом и искусствоведом, о содержании продукции подпольного видеопроката «Социальная опасность подобных произведений (изъятых следствием видеофильмов. — Авт.), в том, что они негативно воздействуют на психофизическую природу человека, насильственно как под гипнозом, прививают ему мистический, нематериальный взгляд на жизнь. Фильмы, пропагандирующие технологию секса и насилия, высвобождают из-под контроля, растормаживают низменные инстинкты и влечения человека, которые обычно сдерживаются воспитанием и средой. И это в свою очередь, может привести к проявлению антисоциального поведения» [9]. +
Конечно, было бы неразумно объяснять крушение советской картины мира у граждан только радиоголосами, магнитофонными записями и видеофильмами, но, думается, они, тем не менее, внесли свой вклад в крушение Советского Союза. Таким образом, технологический аспект проекта АнтиСССР/Россия не следует недооценивать.
Андрей Вячеславович Абрамов
Общественная жизнь СССР в середине 1960-х – середине 1980-х годов
Урок 19. История Новейшего времени. 1945 – начало XXI века
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Общественная жизнь СССР в середине 1960-х – середине 1980-х годов»
«Мы живём сегодня так, как работали вчера, а завтра будем жить так, как работаем сегодня». Леонид Ильич Брежнев.
В 1960-е годы в СССР наступила эпоха «застоя». В экономике и политике господствовало полное единообразие. В то же время жизнь советского общества была наполнена творческим и научным поиском, обострилась духовная неудовлетворённость. Формировались настроения, которые позже стали основой процесса перестройки.
В ходе урока вы узнаете о концепции «развитого социализма», противоречиях в советской культуре, «магнитофонной революции», диссидентском движении и развитии советского спорта.
Концепция «развитого социализма».
После ухода Хрущёва начал меняться курс внутренней политики СССР. Резкий переход к консерватизму требовал объяснения и обоснования. Поэтому появились концепция «развитого социализма» и теория обострения борьбы капиталистической и социалистической систем.
Леонид Ильич Брежнев в своей речи, посвящённой пятидесятилетию Октябрьской революции, озвучил вывод о построении социалистического общества. Именно из него и появилась концепция «развитого социализма».
Она включала в себя следующие положения:
относительная однородность советского общества;
окончательное решение национального вопроса;
отсутствие противоречий внутри общества.
Исходя из этого, предполагалось, что устранены основные конфликты, и дальнейшее развитие общества будет благоприятным. Руководство партии воспринимало действительность с позитивной стороны и насаждало этот взгляд окружающим. Никто не должен был усомниться в правильности выбранного курса. И чем сложнее была экономическая ситуация, тем больше появлялось рапортов о различных достижениях и трудовых успехах.
Утверждалось, что «развитый социализм» это один из шагов на пути к построению коммунизма. На этом этапе происходит сочетание производственных, нравственных, идеологических, социальных отношений.
Из-за невнимания партии к реально существующим проблемам, в обществе концепцию «развитого социализма» называли «идеологией застоя».
Теория обострения борьбы социалистической и капиталистической систем объясняла преследования инакомыслящих граждан СССР. Это была борьба с подрывным влиянием Запада.
Узнаем, какие противоречия возникали в культуре Советского Союза.
После прихода Брежнева к власти в культуре решили продолжать линию «золотой середины». То есть в художественных произведениях не должно быть с одной стороны очернительства, а с другой стороны излишней идеализации действительности.
В то же время региональные партийные руководители требовали давать отпор любым попыткам фальсификации истории, в частности критике Сталина. Они же призывали не публиковать произведения, в которых искажалась действительность, проповедовались пессимизм и упаднические настроения. Примером такого произведения стала повесть Солженицына «Один день Ивана Денисовича», которая в начале 1960-х годов стала ярким примером изменения взгляда партии на трактовку сталинского режима.
В 1960-е – 1980-е годы сформировалось новое литературное направление, описывающее мир человека, глубоко несчастного, который не может открыто бросить вызов системе. Андрей Синявский в своих произведениях «Любимов» и «Суд идёт» представил отрицательный взгляд на советское общество.
Продолжал развиваться такой жанр литературы, как производственный роман, в котором восхвалялся доблестный труд рабочих. В таких произведениях все конфликты могли разрешить только партийные работники.
«Писателем» стал Леонид Ильич Брежнев. Была опубликована его трилогия «Малая земля», «Целина», «Возрождение». Однако реальными авторами этих произведений стала группа профессиональных журналистов. Тираж каждой книги составил пятнадцать миллионов экземпляров, часть из них разослали в библиотеки 120 стран мира. А их изучение было внесено в школьную программу.
Власти всячески пресекали любые проявления реформизма среди творческой интеллигенции и молодёжи. В 1965 году были арестованы Андрей Синявский и Юлий Даниэль. Критика в очередной раз обрушилась на журналы, среди них оказались «Новый мир», «Молодая гвардия» и «Октябрь». Из страны выслали деятелей культуры – писателей Александра Солженицына, Владимира Максимова, Василия Аксёнова, Виктора Некрасова, Владимира Войновича, Иосифа Бродского; кинорежиссёра Андрея Тарковского; театрального режиссёра Юрия Любимова; музыканта Мстислава Ростроповича и его жену оперную певицу Галину Вишневскую. Они не принимали навязанную партией политику в сфере культуры и часто выказывали свою оценку действительности.
Несмотря на это многие литераторы и режиссёры продолжали отстаивать своё мнение.
Среди них были представители деревенской прозы, которые описывали последствия коллективизации – Фёдор Абрамов, Виктор Астафьев, Василий Белов, Валентин Распутин, Василий Шукшин.
Не боялись анализировать жизнь общества режиссёры Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос, Марк Захаров, Олег Ефремов, Галина Волчек.
В СССР существовала практика государственного заказа на написание книг, постановку спектаклей, производство фильмов. Заранее обсуждался сюжет, утверждались актёры на главные роли. Это в значительной степени тормозило развитие культуры и вело её к застою.
Усиливался контроль над средствами информации и учреждениями культуры. На страну вновь опустился железный занавес, лишивший советских людей возможности читать литературу, смотреть фильмы зарубежного производства. Ведь зачастую там видели критику советского режима.
«Магнитофонная революция» стала протестом против официальной идеологии и политики. Многие музыканты не принимали официально объявленные в СССР ценности. Они создавали произведения, которые попадали под запрет, но продолжали жить на магнитофонных записях, которые передавались, перезаписывались и обсуждались советскими людьми.
Одним из проявлений магнитофонной революции стала авторская песня. Она была альтернативой массовой советской песне. Барды часто пели о насущных проблемах, не боясь демонстрировать иронию по отношению к советской действительности.
Настоящую панику среди идеологических работников вызвали песни «Банька по-белому» Владимира Высоцкого, «Облака» Александра Галича, «Билет в один конец» Вадима Егорова, «Песня о Сталине» Юза Алешковского, «Марш демагогов» Юлия Кима.
В середине 1960-х годов в СССР появились записи «Битлз» и «Роллинг стоунз». Они оказали значимое влияние на стиль жизни, образ мышления и поведение молодёжи.
Андеграундом в СССР стал советский рок. Александр Градский основал в 1965 году рок-группу «Славяне». В 1962 году 15-летний Бари Алибасов вместе с другом основали группу «Интеграл», которая была популярна вплоть до 1990 года. В 1969 году появилась группа «Машина времени», созданная Андреем Макаревичем. 1972 стал годом рождения группы «Аквариум», лидером которой до сих пор является Борис Гребенщиков. В 1979 году Алексеем Романовым основана группа «Воскресенье». Как видите, многие из рок-групп, появившихся в то время, популярны и в наши дни.
Движение диссидентов возникло в середине 1960-х годов, объединив правозащитные, национально-освободительные и религиозные организации.
Диссидент – это человек, который отстаивает взгляды, несовпадающие с общепринятыми.
Основными формами деятельности диссидентов были демонстрации, обращения к руководству партии и в судебные инстанции.
Они выступали за свободу творчества, критиковали систему. Одним из первых диссидентов стал генерал-майор Пётр Григоренко. В 1961 году он выступил с речью на партийной конференции, где заявил о недостаточной критике культа личности, осудил советскую бюрократию. Григоренко уволили из Академии Генштаба и отправили на Дальний Восток. В 1964 году он был арестован. Позже Григоренко признали невменяемым.
5 декабря 1965 года в Москве на Пушкинской площади прошла демонстрация, люди вышли с правозащитными лозунгами.
С 1968 года стала издаваться «Хроника текущих событий», в которой описывались факты, раскрывающие произвол властей.
В 1968 году на Красной площади состоялась демонстрация против ввода войск в Чехословакию. После разгона демонстрации, многих её участников приговорили к разным срокам заключения.
Создавались различные общественные ассоциации. В 1969 году появилась первая из них – Инициативная группа защиты прав человека. Её лидером был академик Андрей Сахаров.
Случались и вооружённые выступления против власти. 22 января 1969 года было совершено покушение на Брежнева. В 1970 году произошла попытка захвата самолёта для вылета в Израиль.
В 1975 году замполит корабля «Сторожевой» Валерий Саблин арестовал своего командира и направил корабль в нейтральные воды, чтобы обратиться к руководству партии. В 1976 году его расстреляли за измену Родине.
Диссидентское движение было отражением конфликта между руководством страны и обществом.
Важной составляющей жизни советского общества стал спорт. Здесь были достигнуты новые мировые успехи.
В 1972 году на олимпиаде в Мюнхене борец Александр Медведь в третий раз стал чемпионом мира. А сборная СССР по баскетболу одержала победу над соперниками из США.
Всемирную известность получила сборная по хоккею после двух суперсерий со сборной Канады, прошли они в 1972 и 1974 годах. Вся страна знала имена хоккейных тренеров Всеволода Боброва и Анатолия Тарасова. Вратаря Владислава Третьяка. Хоккеистов – Валерия Харламова, Александра Мальцева, Бориса Михайлова, Александра Рагулина, Александра Якушева, Вячеслава Старшинова.
В это время формировалась знаменитая советская школа фигурного катания. Чемпионами в парном катании стали Людмила Белоусова и Олег Протопопов, Ирина Роднина и Александр Зайцев, Людмила Пахомова и Александр Горшков.
Настоящим событием в мире спорта стала Олимпиада 1980 года, прошедшая в Москве. Это были первые игры, которые проводились в Восточной Европе. Для граждан СССР, которые находились за «железным занавесом», Олимпиада стала шагом к приобщению к жизни Западных стран, ведь приехало множество иностранцев. Однако 50 государств бойкотировали участие из-за ввода советских войск в 1979 году в Афганистан.
Все эти события создали базу для массового занятия спортом в СССР.
Давайте подведём итоги.
После прихода Брежнева к власти появилась концепция «развитого социализма».
Множество противоречий возникало в литературе и кинематографе.
Происходила «магнитофонная революция», которая стала протестом против официальной культуры.
В середине 1960-х годов развивалось диссидентское движение.
Судьба России в XXI веке
Судьба России. Политика, экономика, культура, социология, события.
среда, 25 января 2017 г.
Владимир Высоцкий как зеркало неслучившейся революции
Каждый год в январе, в одинаковый день
Поздравляли меня с днем рожденья.
.
.
.
.
Не отрывайте лист календаря
И не спешите в завтра без оглядки!
Влади́мир Семёнович Высо́цкий — советский поэт, актёр и автор-исполнитель песен; автор прозаических произведений. Лауреат Государственной премии СССР. Актёр Театра драмы и комедии на Таганке в Москве. Родился 25 января 1938 года.
Революция в Тюмени
Угар победы, пламя не угробь,
И ритма не глуши, копытный дробот.
Излишки нефти стравливали в Обь,
Пока не проложили нефтепровод.
Пусть скажут, что сужу я с кондачка,
Но мысль меня такая поразила :
Теория «великого скачка»
В Тюмени подтвержденье получила.
Магнитофонная революция
Не знаю, как назовут меня в будущем.
Судьба России в XXI веке
Судьба революционных реформ в книге
«Колбасно-демократическая революция в России. 1989-1993»
— вопрос: Владимир Семенович, для начала мы всегда предлагаем гостям вопросы нашей традиционной анкеты. Первый из них — какова отличительная черта вашего характера?
— ответ: Что приходит первое на ум — это желание работать... Как можно больше работать. И как можно чаще ощущать вдохновение. И чтобы что-то получалось.
— в: Ваше представление о счастье?
— о: Это я вам могу сказать. Счастье — это путешествие. Может быть, в душу другого человека, путешествие в мир писателя или поэта. Какие-то поездки, но не одному, а вдвоем с человеком, которого ты любишь, мнением которого ты дорожишь.
— в: Человеческий недостаток, к которому вы относитесь снисходительно?
— о: Снисходительно? Физическая слабость.
— в: Недостаток, который вы не прощаете?
— о: Их много. Я не хочу перечислять, но. Жадность. Отсутствие позиции, которое ведет за собой очень много других пороков. Когда человек сам не знает — не только, чего он хочет в этой жизни, а когда он не имеет своего мнения или не может рассудить о предмете, о людях, о смысле жизни — да о чем угодно! — сам, самостоятельно. Когда он либо повторяет то, что ему когда-то понравилось, чему его научили, либо неспособен к самостоятельному мышлению.
— в: Что вы цените в мужчинах?
— о: Сочетание доброты, силы и ума. Я когда надписываю фотографии пацанам, обязательно пишу: «Вырасти сильным, умным и добрым». Вот такое сочетание.
— в: Что вы цените в женщинах?
— о: Ну, скажем так, я бы написал: «Будь умной, красивой и доброй». Красивой — необязательно внешне, как вы понимаете.
— в: Если бы вы не были Высоцким, то кем бы вы хотели стать?
— о: Высоцким! Нет, вы не поймите. Однажды очень знаменитый человек появился в одной компании в Москве, и все окружающие договорились: «Давайте посчитаем — сколько раз за первую минуту он скажет слово «я». За первую минуту — по секундомеру — было семь раз, за вторую — восемь. Я боюсь впасть в эту самую крайность, но, если мы начнем разговор обо мне, тогда я вынужден буду гово-рить «я, я, я, я. » Я это не очень люблю.
— в: Ваше любимое изречение, афоризм.
— о: Вы знаете, у меня есть один друг, известный кинорежиссер и литератор, он сам пишет сценарии, статьи в газетах, вел передачу по телевидению, это Саша Митта. Он считает, что каждый человек обязан выписывать, запоминать афоризмы. Я никогда этим не занимался. Я только помню: «Veni, vidi, vici», то есть «пришел, увидел, победил». Это приятно. Хорошее изречение.
— в: Насколько искренне вы отвечали?
— о: Абсолютно! Вы понимаете, нет смысла мне отвечать неискренне. Я сюда пришел вовсе не для того, чтобы кому-то нравиться. Я пришел сюда, чтобы правду ответить на интересующие вас вопросы. Мне нет смысла ни лгать, ни подхалимничать сейчас, ни притворяться. Хотите — верьте, хотите — нет. Я во всех своих выступлениях, во всех беседах, даже дома стараюсь разговаривать искренне.
— в: Вы сказали однажды: «Я в отличие от других поэтов. » Вот я тоже вас считаю поэтом по преимуществу, а вы кем себя считаете?
— о: Вы знаете, сложно очень ответить на этот вопрос. Я себя считаю тем, кто я есть. Я думаю, сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я за-нимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез, — может, это даже какой-то новый вид искусства. Не было же магнитофонов в XIX веке, была только бумага, теперь появились магнитофоны и видеомагнитофоны. Вы спросили: кем я себя больше считаю — поэтом, композитором, актером? Вот я не могу вам впрямую ответить на этот вопрос. Может быть, все вместе это будет называться каким-то одним словом в будущем, и тогда я вам скажу: «Я себя считаю вот этим-то». Такого слова пока нет. Если упростить вопрос, то больше всего я работаю со стихом, безусловно. И по времени, и чаще ощущаю эту самую штуку, которая называется вдохнове-нием, которая сядет тебе на плечо, пошепчет ночью, где-то к шести утра, когда изгрыз ногти и кажется, что ничего не выйдет, и вот оно пришло.
— в: А когда появилась гитара?
— о: Вы знаете, гитара появилась совсем случайно и странно. Я давно, как все молодые люди, писал стихи. Писал много смешного. В училище театральном я сочинял громадные капустники, которые шли по полтора-два часа. У меня, например, был один капустник на втором курсе — пародии на все виды ис-кусства: оперетту, оперу. Мы делали свои тексты и на темы дня, и на темы студийные, и я всегда являлся автором. То есть занимался стихами очень давно, с детства. Гитара появилась так: вдруг я однажды услышал магнитофон, тогда они совсем плохие были, магнитофоны, — сейчас-то мы просто в от-личном положении, сейчас появилась аппаратура и отечественная, и оттуда — хорошего качества! А тогда я вдруг услышал приятный голос, удивительные по тем временам мелодии и стихи, которые я уже знал, — это был Булат. И вдруг я понял, что впечатление от стихов можно усилить музыкальным инструментом и мелодией. Я попробовал это сделать сразу, тут же брал гитару, когда у меня появлялась строка. И если это не ложилось на этот ритм, я тут же менял ритм и уви-дел, что даже работать это помогает, то есть сочинять легче с гитарой. Многие люди называют это песнями. Я не называю. Я считаю, что это стихи, исполняемые под гитару, под рояль, под какую-нибудь ритмическую основу. Я попробовал сначала петь под ро-яль и под аккордеон, потому что, когда я был маленьким пацаном, меня заставляли родители из-под палки — спасибо им! — заниматься музыкой. Я немножко обучен музыкальной грамоте, хотя, конечно, все забыл, но это дало мне возможность хоть как-то, худо-бедно, овладеть этим бесхитростным инструмен-том — гитарой. Я играю очень примитивно, и иногда, даже не иногда, а часто, слышу упреки в свой адрес по поводу того, почему такая примитивизация нарочитая. Это не нарочитая примитивизация, это — «нарочная». Я специально делаю упрощенные ритмы и ме-лодии, чтобы это входило сразу моим зрителям не только в уши, но и в души, чтобы мело-дия не мешала воспринимать текст, то, что я хотел сказать. Вот из-за чего появилась ги-тара. А когда? Уже лет 14. После окончания студии.
«Баллада о борьбе»
Сpедь оплывших свечей
И вечеpних молитв,
Сpедь военных тpофеев
И миpных костpов
Жили книжные дети,
Не знавшие битв,
Изнывая от мелких
Своих катастpоф.
Липли волосы нам
На вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой
Сладко от фpаз,
И кpужил наши головы
Запах боpьбы,
Со стpаниц пожелтевших
Слетая на нас.
И пытались постичь
Мы, не знавшие войн,
За воинственный клич
Пpинимавшие вой,
Тайну слова «пpиказ»,
Hазначенье гpаниц,
Смысл атаки и лязг
Боевых колесниц.
А в кипящих котлах
Пpежних боен и смут
Столько пищи для маленьких
Наших мозгов!
Мы на pоли пpедателей,
Тpусов, иуд
В детских игpах своих
Назначали вpагов.
И злодея следам
Hе давали остыть,
И пpекpаснейших дам
Обещали любить,
И, дpузей успокоив
И ближних любя,
Мы на pоли геpоев
Вводили себя.
О чём поёт Высоцкий
Г.Мушита, преподаватель консультационного пункта Государственного института культуры, Саратов, А.Бондарюк. (Наш корр.). «Советская Россия», 9 июня 1968 года
Вывели болезного, руки ему за спину,
И с размаху кинули в черный воронок.
В программной песне «Я старый сказочник» Высоцкий (это как раз не Высоцкого песня, а Ю.Кукина) сообщает:
Но не несу ни зла я и ни ласки.
Я сам себе рассказываю сказки.
Ласки он, безусловно, не несет, но зло сеет. Это несомненно. Так, например, взяв строчку из поэмы В.Маяковского, он предлагает ее в такой обработке:
Могут подумать: паясничает актер, просто ублажает низменные вкусы. Однако, оказывается, Высоцкому приятна такая слава, которая «грустной собакой плетется» за ним. И в погоне за этой сомнительной славой он не останавливается перед издевкой над советскими людьми, их патриотической гордостью. Как иначе расценить то, что поется от имени «технолога Петухова», смакующего наши недостатки и издевающегося над тем, чем по праву гордится советский народ:
Зато мы делаем ракеты,
Перекрываем Енисей,
А также в области балету
Мы впереди планеты всей.