Мама взяла зонт потому что
Диагностический материал по развитию речи
Развитие связной речи
Дидактические игры,
упражнения, вопросы
Содержание диагностического задания
Умение последовательно
и логично рассказывать о событии, явлении, отвечать на вопросы
1. Беседа по вопросам
– 1 сентября – большой праздник для учеников, учителей, родителей. Для вас это первый школьный день, первый звонок, первый учебник и первый урок.
– Кто вас собирал в школу?
– Волновались ли вы и почему?
– Как встречали и провожали прохожие?
– Расскажите о своем первом учебном дне
3 балла – отвечает на вопросы, аргументируя ответ, последовательно и логично рассказывает о факте, событии из личного опыта.
2 балла – охотно отвечает на вопросы педагога, часто пользуется простыми предложениями; не всегда может аргументировать свой ответ.
1 балл – не на все вопросы знает ответы, не аргументирует свои ответы
2. Сочинение рассказа
и загадки
Задание : рассмотри иллюстрацию. Ты стал учеником. Что изменилось в твоей жизни? Составь рассказ. Придумай загадку про ученика
3 балла – самостоятельно и легко сочиняет рассказ, загадку; использует средства языковой выразительности; различает основные литературные жанры; свободно пользуется такой формой речи, как рассуждение.
2 балла – с помощью взрослого придумывает рассказ; затрудняется в различении близких жанров: рассказа и сказки; с помощью взрослогоаргументирует суждения и пользуется такой формой речи, как доказательство.
1 балл – не может сочинить рассказ, не различает жанры; не пользуется речью-доказательством
Умение составлять рассказы по сюжетной картине, набору картинок с фабульным развитием действия
1. Дидактическое упражнение «Расскажи сказку».
картинка с изображением сюжета из сказки («Гуси-лебеди», «По щучьему велению»)
– Назови сказки, из которых взяты иллюстрации.
– Оживи сюжет, составь рассказ по иллюстрации
3 балла – легко восстанавливает сюжет сказки по иллюстрации, имеет хороший словарный запас.
2 балла – с помощью взрослого составляет сюжет иллюстрации.
1 балл – не может без активной помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден
2. Дидактическое упражнение «Составь рассказ».
Материал : сюжетная картина, набор картинок
с фабульным развитием действия.
Например : сюжетная картина «Пробуждение природы весной» (4 картинки):
1) появился росток из почвы;
2) появились листья, росток тянется вверх;
3) появился первый бутон;
4) цветок распустился
1) Составь рассказ по сюжетной картине.
2) Разложи картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ.
Примерные вопросы и задания :
– Посмотри, в нашей комнате тоже есть комнатные растения. Как называются эти растения?
– Что мы делали с самого начала с почвой, как сажали, наблюдали, поливали, как протирали листочки, рыхлили землю, опрыскивали?
3 балла – легко составляет по плану рассказ из личного опыта, по сюжетной картине, набору картинок с фабульным развитием действия. Пользуется сложносочиненными
и сложноподчиненными предложениями.
2 балла – составляет рассказ по набору картинок с фабульным развитием действия; испытывает затруднения при составлении рассказа по сюжетной картине; предложения, как правило, простые.
1 балл – не может без активной помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден
Сформированность грамматической стороны речи
I. Умение употреблять
в речи сложные предложения разных видов
1. Дидактическое упражнение «Скажи, что происходит на картинках и почему».
с изображением солнышка и тающей сосульки; девочки с зонтиком под дождем и тучами на небе
Задание : посмотреть на картинку и составить предложение (или продолжить предложение):
– Сосулька тает, потому что…
– Девочка идет под зонтиком, потому что…
3 балла – самостоятельно составляет сложноподчиненные предложения.
2 балла – затрудняется в составлении сложноподчиненного предложения, но задание закончить предложение не является для него трудным.
1 балл – не может составить сложноподчиненное предложение
2. Дидактическая игра «Закончи предложение».
Материал : сюжетные картинки для составления предложений
Задание : рассмотри картинки и постарайся закончить предложения:
1) Мама взяла зонт, потому что (на улице идет дождь).
2) Наступила весна, и (прилетели птицы).
3) Мы поедем в магазин игрушек, чтобы (купить мне новую игрушку).
4) Я сошью кукле платье, если (вы дадите мне ткань).
5) Мы ложимся спать, когда (наступает ночь).
3 балла – выполняет задание самостоятельно, легко составляет сложные предложения различных видов.
2 балла – допускает небольшое количество ошибок в построении предложений или затрудняется их закончить в ряде случаев.
1 балл – не справляется с заданием, не понимает инструкций учителя
о звуке, слоге, слове, предложении
1. Дидактическое упражнение «Составь предложение».
1) Из предложенных слов составь предложение.
3 балла – различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.
Материал : полоски, точки для составления схемы предложения.
2. Выделение в слове слогов.
3. Выделение в слове заданного звука
Слова : цветы, дети, поливают.
– Составь схему этого предложения.
2) Отхлопай любое слово и скажи, сколько в нем слогов.
3) Назови слово с заданным звуком в определенной позиции.
Например: Дети поливают цветы назови слово, звук [д] стоит в начале….
2 балла – хорошо различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Безошибочно находит в предложении слова с заданным звуком в начале слова. Затрудняется в подборе слов, где звук стоит в середине или в конце слова. Плохо сформировано понятие о слоге.
1 балл – очень слабое представление о понятиях «звук», «слог», «слово», «предложение». Не может выполнить ни одного задания без активной помощи взрослого.
Низкий уровень – 4–6 баллов; средний уровень – 7–9 баллов; высокий уровень – 10–12 баллов.
Низкий уровень. Ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого. Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен – повторяет рассказы сверстников. Словарный запас беден. Ребенок затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством. Допускает отдельные грамматические ошибки и ошибки в звукопроизнесении. Речь недостаточно выразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги. Затрудняется в определении ударения.
Средний уровень. В рассказе ребенок допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослых и сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нем. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Аргументирует суждения и пользуется речью-доказательством с помощью взрослого. Речь чистая, правильная; ребенок может испытывать затруднения в произнесении отдельных звуков. Регулирует силу голоса, но выразительность речи недостаточна. Самостоятельно производит анализ слов из 4 звуков.
Высокий уровень. Ребенок владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей. Замечает речевые ошибки сверстников, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый – мягкий, ударный – безударный гласный, место звука в слове).
уровня речевого развития учащегося
Дата проведения диагностики: начало года ____________ конец года ____________
Развитие связной речи
Сформированность грамматической стороны речи
Формирование навыка составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, членении простых предложений
В подготовительной группе детского сада работа по развитию грамматически оформленной речи занимает большое место. Так же как и в предшествующие годы, она осуществляется как часть занятия и в связи с другими видами деятельности детей.
Первые занятия, на которых дошкольники учатся выделять слова в предложении и составлять из слов предложения, проводятся с использованием наглядных пособий — картин, игрушек. В дальнейшем все большее место занимают устные упражнения и речевые игры
Работу над предложением я начинала с выделения предложений из речи. Для этого я использую короткий (в три-четыре предложения) рассказ по картинке.
Например, рассказ по картинке, на которой изображены дети, играющие в мяч. Воспитатель. Внимательно послушайте мой рассказ. Дети играют в мяч. Мальчик бросил мяч девочке. Девочка ловит мяч. О чем я сказала вначале? Про кого сказала? Дети. Про детей. Воспитатель. Что я сказала про детей? Дети. Что они играют в мяч. Воспитатель. А потом что я сказала? Про кого я сказала? Дети. Про мальчика. Воспитатель. Что я сказала о мальчике? Дети. Мальчик бросил мяч девочке. Воспитатель. А потом что я сказала? О ком я сказала и что? Дети. О девочке. Девочка ловит мяч. Воспитатель. В моем коротком рассказе было три предложения. Первое предложение — «Дети играют в мяч», второе — «Мальчик бросил мяч девочке» и третье — «Девочка ловит мяч». Когда мы рассказываем о чем-нибудь, мы говорим предложениями. Затем дети сами составили короткий рассказ по какой-нибудь простой картине. (Дети поливают цветы). Рассказ составляет или один ребенок, или несколько детей по очереди. В первом случае я повторяла рассказ ребенка, делая небольшие паузы между предложениями, и спрашивала всех, какое было первое предложение, какое второе.. Аналогично составляются еще одно-два предложения.
Этапы работы с предложением
1. Составление предложений об игрушке. Учу детей составлять предложения из двух слов и выделять слова из этих предложений, указывать последовательность слов (какое первое, какое второе).На столе игрушки: кукла лежит на кровати, мишка сидит на стуле; другая кукла сидит за столом, стол накрыт (кукла обедает); стоит вешалка, на ней полотенце.
Воспитатель. Дети, про каждую из этих игрушек можно составить предложение. Послушайте, я скажу предложение про эту куклу (показывает на куклу, лежащую на кровати): «Кукла лежит». Далее произношу еще одно предложение из двух слов («Мишка сидит», а затем предлагаю детям составить предложения про другие игрушки.
Дети составляют предложения («Полотенце висит», «Кукла сидит».). Одно из предложений, например «Полотенце висит», повторяется хором.Потом я говорю: «Теперь послушайте, как я буду проговаривать это предложение. Я буду останавливаться после каждого слова, чтобы вы могли сосчитать, сколько слов в этом предложении: «Полотенце. висит». Сколько слов я сказала?». Потом задаю вопросы о том, какое первое слово, какое второе. Подчеркиваю, что это — предложение, а не слово. После этого, вызвав Сашу, предлагаю ему (шепотом, чтобы другие не слышали) сесть и прошу остальных придумать про Сашу предложение («Саша сел»). Оно разбирается так же, как было показано выше. Подводя итог занятия, заключаю, что про каждый предмет, про каждого человека, про каждое животное можно составить предложение, что предложения состоят из слов, что сегодня они составляли предложения из двух слов.
1. Составление предложений по картине (из 3—4 слов).
При составлении предложений я использовала несложные сюжетные картинки. Рассматривание «Весенние сельскохозяйственные работы».
Цель: составление предложений по картинкам-
Помещаю на магнитную доску четыре картинки.
1-й ребёнок. Садовод окапывает яблони. Воспитатель. Он делает это для того, чтобы к корням яблони хорошо поступали воздух, вода, питательные вещества.
2-й ребенок. Садовод белит стволы яблонь. Воспитатель. Этим он защищает кору яблонь от солнечных ожогов, а саму яблоню от вредителей.
3-й ребенок. Пастух пасет телят. Воспитатель. Верно. Он выгнал телят на пастбище и пасет их.
Вы очень хорошо рассказали о том, что делают люди весной на селе.
Картина «Летом на прогулке». На картине изображены трое детей и мама. Она сидит на пеньке. Девочка дает ей букет. Один мальчик рвет цветы, другой ловит бабочку. Предлагаю рассмотреть картину, придумать имена девочке и двум мальчикам, изображенным на картине, и составить предложения про всех детей (Дети гуляют, про девочку Таню (Таня собрала букет, Таня дает букет маме, про маму (Мама сидит, Мама берет цветы, про мальчиков (Саша собирает букет, Коля ловит бабочку). Сначала останавливалась на предложениях из двух слов, предлагая назвать первое и второе слова. При этом задание сразу дала в более сложной форме, чем тогда, когда дети начинали знакомиться с двухсловными предложениями: «Какое второе слово? Какое первое?»
3. Затем, проводила работу над составлением трехсложного предложения. Используя составленные детьми трехсловные предложения, я прошу назвать первое, второе и третье слова. Слова может называть и один ребенок, и разные дети. Последнее важно для того, чтобы были внимательны и активно участвовали в работе все. Дальнейшее усложнение работы над словесным составом предложения заключалась в том, что дети выделяют слова в четырехсловном предложении, учатся называть их последовательно и вразбивку, а также составлять предложения из заданного количества слов (двух, трех, четырех). Последняя форма работы очень важна, так как осознанность, произвольность составления предложения имеет здесь высокий уровень. Ведь нужно держать во внимании и содержание предложения, и количество слов («Скажи четыре слова про зайца»). С целью более наглядно представить детям словесный состав предложения использую схему.
4. Показав детям, как можно изобразить словесный состав предложения, даю им задание самим составить схему. Формыработы при этом могут быть разными:
1) составление одним ребенком схемы предложения, сказанною мною;
2) составление схемы такого предложения всеми детьми;
3) один ребенок произносит предложение, другой составляет схему;
4) я на доске пишу схему, дети составляют по ней разнообразные предложения.
Работа со схемами полезна не только потому, что перед детьми более наглядно выступает количество слов в предложении, но и потому, что яснее выявляется динамика предложения, следование слов одного за другим. Ведь схема не возникает сразу, она появляется элемент за элементом (черточка за черточкой, полоска за полоской, слово за словом.Воспитатель: Когда мы хотим рассказать о чем-то, мы говорим предложениями, а не отдельными словами. В предложении несколько слов.
5. Основным видом работы по формированию грамматических навыков, в речи детей в подготовительной к школе группе это работа по оформлению одной и той же мысли различными языковыми средствами. Например, при анализе сюжетной картинки, на которой изображены веселящиеся дети, можно составить ряд предложений: «Дети запрыгали от радости»; «Дети запрыгали, потому что обрадовались»; «Обрадовавшись, дети запрыгали».
К картинке, на которой изображен заболевший мальчик, можно составить следующие предложения: «Коля заболел»; «Коля болен»; «У Коли жар». Такого рода работа по составлению различных предложений на одно действие покажет детям-дошкольникам возможность по-разному выражать одну и ту же мысль. На занятии мы специально обучаем детей построению таких предложений, которые могли бы заменить друг друга. Составив, с детьми предложение «Мы не пошли на прогулку из-за дождя», я прошу детей составить другие предложения, но выражающие эту же мысль (причину, по которой прогулка не состоялась): «Мы не пошли на прогулку, потому что начался дождь»; «Пошел дождь, и мы не пошли на прогулку»;
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет дидактическая игра. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития.
6. Для создания вариантов предложений на одну и ту же тему я использую дидактические игры, сюжетные картинки, художественные тексты. Например, читаю детям рассказ В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». После того как рассказ прочитан, выяснена его главная мысль, обратила внимание детей на предложение: «Сядет солнце, муравьи все ходы и выходы закроют — и спать». Затем просила детей подобрать варианты к данному предложению.Например: «Как только сядет солнце.», «Когда сядет солнце.». Такого рода работа может быть организована при составлении предложений по серии сюжетных картинок. Например, серия «Спасли птичку» удобна для употребления вариантов причинных союзов «потому что», «так как»: «Дети были рады, так как они спасли маленькую птичку», «. потому что спасли маленькую птичку». Итак, работа по составлению различных предложений для выражения одной и той же мысли является основной при формировании навыков грамматически правильной речи у детей седьмого года жизни.
7. Развитие грамматического строя речи осуществляется одновременно с развитием активного и пассивного словарного запаса ребёнка и формированием правильного звукопроизношения. Вот почему наша основная задача состоит в том, чтобы научить детей практически пользоваться фразовой речью, т. е. правильно употреблять в речи основные грамматические категории, сформировать навык практического словоизменения по числам, падежам, временам, лицам, родам. Для осуществления этой цели я проводила специальные грамматические упражнения на предметных занятиях.
Такое разрушение и восстановление линейности предложения способствует осознанию общих свойств речи,— членораздельности и линейности (последовательности) составляющих ее единиц.
Разные формы наглядности при ознакомлении детей со словесным составом предложения занимают основное место на первых занятиях.
Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз (пусть даже это будут сложноподчиненные предложения, так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание.
8. Формирование сложного предложения (сложноподчиненного и сложносочиненного) Когда дети научились правильно составлять простые предложения с однородными членами, я перешла к обучению их составлять разные виды сложного предложения. Работа над сложным предложением начинается со сложносочиненного предложения, а затем переходят к сложноподчиненному.
Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами. В сложносочиненных предложениях чаще всего выражаются отношения соединительные, противительные и разделительные. Кроме того, сложносочиненные предложения могут выражать отношения сопоставительные, присоединительные, пояснительные с различными добавочными оттенками значений. Сложносочиненные предложения с противительными союзами (а, но, да, однако, зато, же и другие) выражают отношения противопоставления или сопоставления, иногда с различными добавочными оттенками (несоответствия, ограничения, уступки и др.). Это значения данного типа сложных предложенийвлияет на их построение: порядок слов во второй части обусловлен характером ее противопоставления первой части.
Когда учила детей составлять сложносочиненные предложения с разделительным союзом «а» использовала по две сюжетные картинки Сначала дети составляли простые предложения по этим картинкам. «Мама моет грязную посуду. Катя вытирает голубую тарелку. Затем дети соединили два предложения в одно при помощи союза «а». «Мама моет грязную посуду, а Катя вытирает голубую тарелку. Также учила детей составлять сложные предложения с союзом «и», задавая вопросы по картинкам. На улице стало тепло. Появились проталины. На улице стало тепло и появились проталины. Примеры сложносочиненных предложений.
Составление предложений с союзами А, И.
Юля гуляла в саду. Оса укусила девочку. (Юля гуляла в саду и её укусила оса.)
Бабушка читает книгу. Внучка учит уроки. (Бабушка читает книгу, а внучка учит уроки.)
Упражнение «Закончи предложение».
Сначала надо дождаться зеленого света на светофоре.
1-й ребёнок.. а потом переходить улицу.
Нужно посмотреть налево. 2-й ребенок.. а потом начинать переход.
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами (или, либо, ли. ли, то…то и др.)указывают на чередование событий, последовательную их смену. Например, во время игры «Или-или». Дети проговаривали и старались запомнить все предметы, разложенные на столе. Все закрывали глаза, а водящий в это время брал предметы со стола и выходил. Я просила детей открыть глаза, внимательно посмотреть, какие предметы исчезли, и догадаться, что за дверью делает водящий. Ответы детей (в зависимости от исчезнувших предметов)были разными: «Вова рисует или лепит из пластилина.», «Саша играет с мячом или читает книгу». Аналогичная работа проводились и с другими предметами. Эта игра всегда вызывает интерес у детей, она воспитывает внимание, память и учит анализировать и делать простейшие обобщения.
Сложноподчиненное предложение — это предложение, части которого связаны между собою подчинительными союзами или союзными средствами. Подчинительная связь между частями сложноподчиненного предложения выражается в синтаксической зависимости одной части (придаточной) от другой (главной).
Сложноподчиненное предложение состоит из двух и более простых предложений, одно из которых является главным, а другое — зависимым. Зависимость одного предложения от другого выражается подчинительными союзами и союзными словами. Часть, в которой находится подчинительный союз или союзное слово, является придаточным предложением, соответственно, часть, в которой их нет, называется главным предложением, или главной частью. Сложное предложение, в котором одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, называется сложноподчинённым.
Примеры сложноподчиненных предложений.
Во время игры «Все наоборот» научила детей составлять предложения, из которых первое предложение начинается словом сначала, а второе предложение начинается словами а потом.
Ребенок — водящий — по моему заданию выполнял два действия, но в обратном порядке, например, ребенок садился за стол непричесанным, ель, а потом достал расческу и начинал расчесываться. Дети должны были уловить ошибку в последовательности изображенных действий, исправить ее и рассказать, что надо делать сначала, а что потом. Сначала надо почистить зубы, а потом умыть лицо. Сначала надо надеть пальто, а потом варежки.
Игра «Что сначала, что потом». Дети садились в кружок, выбирали водящих. Водящие выбирали предметы, с которыми они будут выполнять действия, а дети должны угадать, что будут делать водящие.Задание дается следующее: один из водящих говорит, что он будет делать сначала, а остальные дети должны догадаться и сказать, что он будет делать потом. Например,стоит мальчик в куртке и говорит: «Сначала я расстегну куртку, а потом.» «Ты ее снимешь»,— добавляют дети.Девочка держит в руках половник и тарелку и говорит: «Сначала я налью суп, а потом.» «Ты будешь его есть», —добавляют дети.
Игра «Закончи предложение». Составление сложноподчиненных предложений со словами для того чтобы. Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, начинающуюся со слов для того чтобы, а потом повторяете предложение целиком.
Упражнение «Для чего?»
Цель: составление сложноподчиненных предложений со словами для того чтобы.
Посмотрите на изображения посуды, которые вам достались. Составьте предложения о том, для чего нужна эта посуда.
1-й ребенок. Кружка нужна для того, чтобы пить из нее молоко, воду, сок.
2-й ребенок. Миска нужна для того, чтобы месить в ней тесто.
3-й ребенок. Кастрюля нужна для того, чтобы варить в ней суп.
Игра с мячом «Закончи предложение».
Я бросаю мяч и начинаю предложение. Ваша часть предложения начинается со слов потому что. Закончив предложение, вы повторяете его целиком.Например: Дети гуляют под зонтом, потому что идет дождь. Мама улыбнулась, потому что….
Составление сложноподчиненных предложенный по картинкам : Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Составьте предложения со словом «чтобы».Например: Люди делают зимой кормушки, чтобы….
Рассмотрите картинки и составьте предложения, в середине которых будут слова потому что.Например: Машины остановились, потому что на светофоре загорелся красный свет…. Медведица довольна, потому что рядом с ней медвежата.
Во время игры «Угадай, где ошибка» составляю предложения, спутав при этом последовательность действий. Например,я говорит: «Сначала я съем кашу, а потом сварю кашу».Или: «Сначала Таня прочитаю книгу, а потом мама купила книгу» и т. д. Дети должны найти ошибку и исправить ее.
Игра «Сам не знаю, что буду делать». Научить детей составлять предложения с разделительным союзом или. На столе выставлены различные предметы для игр (сачок, бубен, карандаш, бумага, куклы, флажки, коляска, совочек, формочки). Каждый из детей, ознакомившись с этими игрушками, выбирает себе две из них. При этом каждый должен рассказать, что он собирается делать. Например, вызванный ребенок выбрал мяч и сачок.Он говорит: «У меня мяч и сачок. Я буду или играть в мяч, или ловить бабочку сачком».Другой ребенок говорит: «Я взяла ведро с формочками и куклу с коляской. Я буду делать куличики из песочка или катать куклу в коляске». Игра «Скажи, почему ты выбрал (а) эту игрушку?» Научить детей грамматически правильно отвечать на вопрос почему?На столе лежат различные игрушки: мяч, прыгалки, сачок, кукла и т. п. Ребенок выбирает игрушку и отвечает на вопрос другого, почему он ее выбрал,например: «Я взяла куклу, потому что она мне понравилась». Или «Мама взяла зонтик, потому что на улице шел дождь». У Вовы заболело горло, потому что он ел снег. Дети легли спать, потому что было уже поздно. И т.
Игра «А что ты хочешь?» Научила детей правильно строить сложноподчиненные предложения, в которых главным предложением является оборот речи я хочу, а подчиненным — выражение желания через союз чтобы.
На столе лежат разные игрушки и предметы. Дети садятся в полукруг и по вызову дают друг другу задания в такой форме: Я хочу, чтобы Вова взял мяч и играл в футбол. Я хочу, чтобы Саша взял клюшку и играл в хоккей. Я хочу, чтобы Лена взяла коляску и катала в ней куклу.
Вызванный ребенок берет нужный предмет и отвечает, почему он его взял.
Я взял клюшку, чтобы, играть в хоккей.
Я взял мяч, чтобы играть в футбол.
Я взяла коляску, чтобы катать куклу в коляске.
Упражнение «Составь предложения».
Цель: обучение составлению сложноподчиненных предложений со словами потому что.
В-ль: Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Составьте по ним предложения, в середине которых будут слова потому что.
1-й ребенок. Дети гуляют под зонтом, потому что идет дождь.
2-й ребенок. Лебеди улетают на юг, потому что наступила осень.
3-й ребенок. Люди смотрят в небо, потому что над ними пролетают журавли.
Игра с мячом «Закончи предложение».
Цель: составление сложносочиненных предложений со словами потому что.
Воспитатель. Я предлагаю вам поиграть в знакомую игру «Закончи предложение» со словами потому что. Я бросаю мяч и начинаю предложение. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение. Ваша часть предложения начинается со слов потому что. Закончив предложение, вы повторяете его целиком. Бабочка красивая.. потому что у нее расписные крылышки. Бабочка красивая, потому что у нее расписные крылышки.
Воспитатель. Пчела мне нравится.
Игра «Магазин». Составление сложноподчиненных предложений.
Ставлю на доску предметные картинки с изображениями мебели.
Ребята давайте поиграем в «Магазин». Я буду продавцом, а вы будете объяснять мне, почему хотите купить ту или иную мебель.
1-й ребенок. Я хочу купить красный диван, потому что он большой, красивый и очень удобный. Даю ребенку картинку с изображением дивана.
2-й ребенок. А я куплю полосатое кресло, потому что в нем очень удобно сидеть и смотреть телевизор. Даю ребенку картинку.
3-й ребенок. Я куплю книжный шкаф, потому что у меня много книг.
Даю ребенку картинку, а потом оцениваю работу каждого из детей.
Такую же игру проводим с другими картинками (посуда, фрукты.)
Упражнение «Составь предложение». Составление сложноподчиненных предложений.
Воспитатель. Составьте предложения о своих предметах мебели со словами потому что или когда.
1-й ребенок. Мы подарим бабушке новый комод, когда поедем к ней в гости.
2-й ребенок. Нам нужен новый буфет, потому что у старого не открываются дверцы.
3-й ребенок. Мне в комнату поставят стенку, когда я немного подрасту.
Упражнение «Составь предложение».
Цель: составление сложноподчиненных предложений со словом который.
Помещала на магнитной доске картинку с изображением украшенной елки.
Дети выбирали понравившийся игрушку и составили предложение со словом который.
1-й ребенок. Мне нравится золотая шишка, которая висит на одной из нижних веток.
2-й ребенок. А мне нравится дед Мороз, который стоит под елкой.
При проведении игр я старалась чтобы, дошкольники усвоили последовательность действий, а значит, практически усвоили конструкции сложноподчиненных предложений.
В дальнейшем данный материал закреплялся на вечерних занятиях, с применением разнообразных приемов, наглядного и раздаточного материала.
1. Программы «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-синтез, 2020г.
2. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. «Просвещение»,1976.
3. Федоренко Л. П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. «Просвещение»1977.
4. Журова Л. Е. Обучение дошкольников грамоте. М. «Школьная Пресса», 2002.
5. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная группа. М. : Мозаика-синтез, 2017г.
Формирование навыка правильного употребления предлогов у детей с ТНР при работе с дидактическим пособием «Умный планшет» Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя.
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях «В гости к Мишке.» Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Д]-[Д’], [Т-[Т’]. Чтение слогов, предложений» для старшей группы Задачи: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Способствовать развитию фонематического восприятия. Познакомить со звуками Д-Т.
Подборка игр, направленных на воспитание навыка правильной осанки Подборка игр, направленных на воспитание навыка правильной осанки Невозможно представить себе детство без игр. Даже самых маленьких, находящихся.