Манихейство что это простыми словами
Манихейство
Манихейство (явившееся в III в.) представляет собой смесь христианского учения с началами религии Зороастра. Основателем манихейства был Манес, персидский маг, а затем пресвитер в персидском городе Егваце. Лжеучение его состояло в следующем.
От вечности существуют два царства: добра и зла, света и тьмы, которые находятся в постоянной борьбе между собой. Во время этой войны один из эонов царства света, Первый Человек (называемый у манихеев Христом, Иисусом) потерял часть своего светлого существа. Для освобождения ее Отцом света был послан Животворящий Дух. Освобожденная часть Первого Человека была помещена в солнце и есть Бесстрастный Иисус; другая же часть, поглощенная царством тьмы, есть страждущий Иисус. Из смешения поглощенной части света страждущего Иисуса с тьмой и явился видимый мир, так что этот Иисус становится душой мира. Мировая душа стремится к освобождению из уз материи, чему помогают Бесстрастный Иисус и Животворящий Дух. Чтобы положить конец этому, сатана заключает все имеющие в царстве тьмы частицы света в материю и творит человека. Подобно миру, человек состоит из смешения света и тьмы, и две души, живущие в нем, добрая и злая, постоянно ведут борьбу между собой. Для освобождения своей страждущей половины, Бесстрастный Иисус сходит с солнца на землю и принимает вид человека, но не существо.
Христос, по учению Манеса, не имеет действительного тела, а только призрачное, и страдания его на кресте были призрачны. Явившись на землю, Он открыл людям, что они духовного происхождения, и указал средства освободиться от материи. Ученики Христа под влиянием чувственности извратили учение его. Чтобы очистить свое учение от примеси чувственности, Христос, согласно обещанию своему, послал Параклита, который явился в лице Манеса. Средством освобождения от материи, которая есть седалище зла, служит, по учению Манеса, строгий аскетизм.
Признавая себя главой церкви, Манес имел 12 учителей, названных апостолами, 72 епископа и потом пресвитеров, дьяконов и евангелистов. Его последователи разделялись на оглашенных и совершенных, и последние должны быть безбрачны, не вкушать скоромной пищи и питаться только растениями. Убегая от преследователей своих – персидских магов, Манес обошел Индию до Китая, долго жил в пещере Туркестана и здесь изложил учение свое в книге, сделавшейся для его последователей евангелием; а по возвращении в Персию с него содрали с живого кожу, когда он обещал персидскому царю Бахраму I исцелить его сына и не смог. Манихейство особенно сильно было в IV и V вв. и продолжалось даже в средние века.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
МАНИХЕЙСТВО
Полезное
Смотреть что такое «МАНИХЕЙСТВО» в других словарях:
Манихейство — Манихейство ♦ Manicheisme Первоначально этим словом называли религию, зародившуюся в III в. н. э. на территории между Месопотамией и Персией, в правление династии Сасанидов. Ее основатель Мани полагал себя создателем (или вестником)… … Философский словарь Спонвиля
манихейство — манихеизм Словарь русских синонимов. манихейство сущ., кол во синонимов: 1 • манихеизм (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов
манихейство — Манихейство (явившееся в III в.) представляет собой смесь христианского учения с началами религии Зороастра. Основателем манихейства был Манес, персидский маг, а затем пресвитер в персидском городе Егваце. Лжеучение его состояло в следующем.… … Справочник по ересям, сектам и расколам
МАНИХЕЙСТВО — религиозное учение, основано в 3 в. Мани, который, по преданию, проповедовал в Персии, Ср. Азии, Индии. В основе манихейства дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Распространилось … Большой Энциклопедический словарь
МАНИХЕЙСТВО — религиозно философское учение, возникшее в 3 в. на Ближнем Востоке и распространившееся в 3 11 вв. от Северной Африки до Китая. В поздней Римской империи и Византии подвергалось ожесточенным гонениям со стороны государства и ортодоксального… … История Философии: Энциклопедия
МАНИХЕЙСТВО — религиозно философское учение, основанное на идее религиозного синкретизма и дуалистической природы бытия (свет тьма, добро зло). М. соединяет в себе идеи парсизма, христианства, буддизма, гностицизма и других древних верований Востока (область… … Новейший философский словарь
Манихейство — религиозно философское учение, широко распространенноенекогда на Востоке и Запади, скрытно существующее, в различныхвидоизменениях, и доныне. Прежде М. считалось то христианскою ересью, тообновленным парсизмом; новейшие авторитеты (Гарнак,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
МАНИХЕЙСТВО — (от имени полулегендарного проповедника Мани) англ. Manichaeism; нем. Manichaismus. Религиозно философское учение, возникшее в Персии в III в. н. э., основу к рого составляет признание двух начал бытия, противоборствующих царств добра и зла,… … Энциклопедия социологии
Манихейство — религиозное учение, основанное в III в. Мани, который по преданию, проповедовал в Персии, Средней Азии, Индии. В основе манихейства – дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Большой … Энциклопедия культурологии
Манихейство — (Manichaeism), учение перс, проповедника Мани (ок. 216 ок. 276 гг.), возникло под влия нием митраизма (Митра), христианства и гностицизма. В основе М. дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы, бога и дьявола. Мани пропове довал… … Всемирная история
Религия, которую все ненавидели
Все мировые религии — непримиримые соперники, а потому очень редко соглашались друг с другом. Но в одном они все проявляли удивительное единодушие: стоило лишь произнести слово «манихейство», как скрежетать зубами начинали и христиане, и мусульмане, и даже относительно мирные буддисты.
Кто такие манихеи и в чем причина этой всеобщей к ним неприязни? Давайте разберемся.
Появление манихейства
Название религии образовалось от имени ее основателя — пророка Мани. Родился он в 216 году на территории нынешнего Ирака и жил примерно в тех же краях, что и уже знакомый нам Заратустра.
Портрет Мани. Надпись гласит:
«Мани, посланник света»
Мани принадлежал к знатному княжескому роду, а его родители, судя по всему, были членами одной из ранних гностических сект. Еще ребенком будущий пророк познакомился с христианством, зороастризмом и другими религиями, которые в то время были распространены в персидских землях.
Согласно преданию, когда Мани было 12 лет, к нему явился ангел и принес откровение от «Царя Светлого рая». Когда же пророку исполнилось 24 года, посланник повелел ему донести «истинное учение» до всего мира.
Этим Мани и занялся. Для начала он обратил в новую веру свою семью, а затем отправился проповедовать по всей империи Сасанидов. Также он наведался в Индию, где попутно познакомился с буддизмом.
Вскоре он сумел впечатлить своим учением брата царя Шапура, а через него добрался и до самого царя. Царю новый пророк понравился, и он сделал его своим фаворитом. Официальной религией государства по-прежнему оставался зороастризм, однако Мани разрешили свободно проповедовать свои идеи. Пророк охотно этим воспользовался и вместе с учениками массово «отмиссионерил» не только персов, но даже добрался до Римской империи.
А дальше что-то пошло не так. Империя Сасадинов окрепла, и увядший было зороастризм стал восстанавливать прежнее влияние. Начал он, как водится, с устранения главных конкурентов, которыми были в основном христиане и манихеи.
Казнь Мани. Миниатюра из «Шахнаме» (1315 г.). По одной из легенд Мани был распят, а по другой – с него живьем содрали кожу.
В это же время умер Шапур, и к власти пришел новый царь — Бахрам, который отнюдь не являлся поклонником Мани. И когда зороастрийские жрецы написали на пророка донос, царь охотно приказал заковать его в кандалы. Мани, которому было уже за 60, не пережил заключения и вскоре скончался.
Однако его учение уже успело набрать популярность. Очаги манихейства начали вспыхивать по всему древнему миру, вызывая раздражение как у властей, так и у официальных религий.
Учение Мани
За свою жизнь Мани написал целых семь «священных книг», но до нас дошли только их фрагменты (большей частью найденные уже в XX веке). Однако есть еще один источник информации об этом учении — трактаты христианских и исламских богословов, которые в свое время вели активную полемику с манихеями. Особенно интересны труды святого Августина, который сперва сам был манихеем, а потом стал ярым противником этой религии.
В целом учение Мани представляет собой ядреную смесь из гностицизма, христианства, зороастризма, буддизма и античной философии. Все это от души приправлено оккультизмом и астрологией, и изложено настолько «высоким поэтическим языком», что у непривычного человека через пять минут начинает болеть голова.
Если же не углубляться в детали, то манихейство можно свести к нескольким основным идеям. Главная из них — это дуализм, то есть учение о двух равноправных началах: темном и светлом. Сперва они жили бок о бок в одной вселенной и никак не пересекались. Но однажды демоны из царства тьмы напали на царство света, из-за чего произошло смешение двух начал.
Манихейский символ дуализма
Наш мир был создан для того, чтобы снова отделить свет от тьмы. И вот тут появляется вторая ключевая мысль: вся материя была сотворена из ошметков демонических сил, а значит в ней просто не может быть ничего хорошего. Противостоит этой гадкой материи мир духовный, порожденный светом.
Все бы ничего, но хитрые демоны решили подольше задержать у себя свет. Для этого они создали первых людей — Адама и Еву, в которых спрятали значительную часть светлых частиц. К счастью, к первым людям явился Иисус (!), который и указал им истинный путь.
Согласно учению Мани, людей после смерти ждала разная участь. Души праведников отправлялись на луну и солнце, где у манихеев было что-то вроде рая. Середнячков ждала повторная инкарнация, а грешники, естественно, попадали в ад. Когда же свет и тьма окончательно отделятся друг от друга, то мир, по мнению манихеев, погибнет, а грешники навеки останутся во тьме.
И еще один важный момент: манихеи признавали все религии. По их словам, силы света периодически посылали на Землю своих апостолов, чтобы те передали людям истину. К этим посланцам относились Заратустра, Христос, Будда и еще несколько известных основателей религии. Однако со временем учение апостолов искажалось, а потому теряло свою ценность. И лишь Мани, последний в череде апостолов, смог-таки донести до людей настоящую веру.
Почему ненавидели манихеев
Если внимательно посмотреть на учение манихеев и их деятельность, то можно выделить четыре главных причины ненависти к ним.
Первая причина — миссионерская стратегия. Манихеи полностью не отвергали ни одну из мировых религий, а потому со спокойной совестью маскировались под другие конфессии. В землях христиан они называли себя христианами, в Персии становились примерными зороастрийцами, а спустя несколько веков научились имитировать даже ислам.
Пользуясь это нехитрой системой, манихеи устраивали «рейдерский захват» паствы, отжимая прихожан у других религий. Кстати, одна из последних манихейских общин долгие годы успешно косила под буддистов.
Манихейский храм Цаоань, который долгое время маскировался под буддистский
Вторая причина — в очень уж вольной трактовке чужих религий, которая зачастую выглядела откровенным кощунством. Например, согласно их учению, к Адаму и Еве явился не дьявол в образе змея, а Христос. Именно он уговорил первых людей отведать плоды от дерева познания Добра и Зла, чтобы те прозрели.
Изображение Мани в храме Цаоань, стилизованное под Будду
Третья причина в том, что манихеи считали все мировые конфессии «недорелигиями», о чем особо не стеснялись говорить. Такое снисходительно-высокомерное отношение («мы Д’Артаньяны, а вы заблуждаетесь») вкупе с предыдущим пунктом, могло легко раздраконить даже самого миролюбивого богослова.
И, наконец, четвертая причина — это типичное для гностиков неприятие материального мира, которое во все века вызывало у здравомыслящих людей неприязнь. Естественно, другие религии тоже практиковали аскезу. Но именно от манихейской «тяги к духовному» за версту несло откровенным стремлением к уничтожению всего человечества.
Судьба манихейства
Хотя до нашего времени само манихейство и не дотянуло, оно успело прогреметь на весь мир и оказало влияние на культуру Азии, Европы и Северной Африки. Несмотря на непрерывные гонения, учение Мани умудрялось в разные века находить все новых и новых приверженцев.
Первоначально оно было распространено среди народов Персии и сопредельных государств. Затем оно перекинулось в Рим, где его преследовали сперва языческие императоры, а потом и христианские. Какой-то время своеобразным центром манихейства был Самарканд (современный Узбекистан).
Пик могущества манихеев пришелся на VIII–IX век, когда манихейство стало официальной религией Уйгурского каганата. После его падения, учение Мани успело докатиться до Сибири (Хакассии), а в Китае отдельные его очаги встречались вплоть до XIV века (по другим данным — аж до XVII века).
Но даже после того, как манихеев изгоняли из той или иной страны, их идеи продолжали жить и дальше. Наследниками манихеев на Востоке были маздаки, а также некоторые течения в исламе и буддизме. На Западе под влиянием учения Мани возникла целая плеяда гностических сект, таких как павликане, богомилы и катары.
Мне бы очень хотелось сказать, что сегодня манихейство осталось в прошлом, но это не так. Отчетливое влияние этой религии можно заметить у «Аум Синрике», «Церкви объединения Муна» и прочих тоталитарных сект. Также о манихействе с восторгом отзывались эзотерики Николай Рерих и Рудольф Штайнер, у которых и в наши дни немало поклонников.
Хосроев, А. Л. «История манихейства (Prolegomena)» — Филологический факультет СПбГУ, 2007
Смагина, Е. Б. «Манихейство: по ранним источникам» — Восточная литература, 2011
Виденгрен, Г. «Мани и манихейство» — Издательство «Евразия», 2001
Манихейство
Время возникновения манихества
Манихейство, представлявшее собой многочисленное религиозное движение, возникло в III веке. В эту эпоху Церковь, пережившая гностическо-монтанистическую экспансию, укрепилась как институт, начала оформлять свои устойчивые традиции и структуру. Манихейство возникло в той же атмосфере синкретизма и теософизма, характерной и для предшествующего столетия. В III веке в империи усилилось влияние востока. Целый ряд императоров были восточного происхождения. Император Антонин Гелиогабал (218–222), выходец из Сирии, хотел объединить все религии под верховенством сирийского солнечного божества Эль-Габала, а император Александр Север (222–235) в своем пантеоне установил наряду со статуями языческих богов статуи Христа и Авраама. В империи происходил своеобразный диалог различных религий и культур.
Место возникновения
Манихейство вышло из Месопотамии, которая являлась частью могущественного Сасанидского государства. Однако когда родился основатель манихейства, Месопотамия была еще во власти парфян, захвативших ее у Селевкидов в 150 году. Начало III века стало временем обновления ирано-персидской династии. В 227 году в Иране произошла коронация царя Парсы Арташира из рода Сасана. Арташир смог объединить распадающееся Парфянское царство. Он вел успешные войны с Римом, который претендовал на парфянское наследство. Но особенно успешен был его сын Шапур I (243–273), которому удалось пленить императора Валериана и нанести Риму самое сильное поражение за всю его историю. Вместе с императором в плен попали префекты, главы провинций, сенаторы, высшие военные. В середине III века под властью иранского царя оказался весь Ближний Восток.
В сознании первых Сасанидов вера и царство были связаны неразрывно. Однако с момента их воцарения встал вопрос о вере. Какая вера должна укреплять царство? Национальной верой был зороастризм. Когда-то Александр Македонский, захватив Персию, уничтожил много персидских святынь, поколебал прежние религиозно- государственные традиции. Теперь пришло время восстановления утраченного, обновления древней традиции. Любопытно, что примерно в это же время подобный вопрос встал и в самом Риме. В Риме также пришли к осознанию необходимости укрепления государства через обновление древней римской религии. С этим могли быть связаны и гонения императоров Декия и Валериана. Но в Риме духа старой веры уже не было, вместо этого царил скепсис и вольнодумство. В Персии все было по-другому.
В Месопотамии существовало множество религиозных течений – различные формы иранской народной религии, остатки вавилонских культов, иудейство, Христианство, гностицизм, а также целый ряд сект на основе смешения различных религиозных традиций.
Зороастризм
Возникшее в первой половине III века манихейство представляло собой смесь Христианства и зороастризма с элементами вавилоно-ассирийской религии.
Зороастризм возник в Восточном Иране в VII–VI веках до P. X. Основателем его был Зороастр (Заратуштра). Зороастризм отличается дуализмом. Он признавал существование двух божеств – Ахура-Мазды (Ормузда) и Ангхро-Манью (Ахримана). Ахура-Мазда – бог добра, олицетворение света и жизни, правды. Ангхро-Манью – олицетворение зла, мрака смерти. Эти божества находятся в постоянном конфликте, борьбе. Человек в этой системе представлений есть творение доброго божества. Вместе с тем, он подвластен и злому божеству, отчего вынужден бороться с Ангхро-Манью и духами зла. Священной книгой зороастризма является Авеста, которая создавалась в период с IX no VI век и включала в себя древние тексты, от гимна Митре до стихотворных проповедей Зороастра. Окончательный вид Авеста приобрела только в рассматриваемый период. Это учение было принято и распространялось персидским правителями Ахеменидами. К нему обратили свои взоры и первые Сасаниды.
Об уважительном отношении Арташира к этой древней национальной религии персов свидетельствует принятый им титул: «Поклоняющийся (Ахура-) Мазде, бог, царь царей Ирана, происходящей от богов». Уже тогда государственным святилищем стал храм огня. Зороастризм этого периода включал в себя культ Ахура-Мазды, Анахиты (богиня плодородия и войны) и Митры, а позднее – и самого Арташира. Реформатором религии при Сасанидах стал жрец Картир, который считал себя, вероятно, равным Зороастру, достигшим праведности. Картир преследовал иудеев, буддистов, гностиков, христиан и манихеев («веру дэвов»).
Христианство в Персии
Согласно церковному преданию, Христианство проникло в Парфию еще с апостольской проповедью. По сообщению Оригена (Евсевий Кесарийский. Церковная история, 1:3), Парфию получил в удел апостол Фома. Апокрифические книги проповедниками Христианства в Парфии называют Фому, Симона Зилота, Иуду Иаковлева. Парфия соприкасалась с Сирией, где Христианство пустило глубокие корни с самого своего начала. Парфянская династия Аршакидов, свергнутая Арташиром, была не персидского происхождения, поэтому язык и религия персов в Парфии не процветали.
В Парфии был распространен арамейский язык, на котором говорили и во всей Сиро-Палестине. Кроме того, еще со времен Александра Македонского на всем Ближнем Востоке в образованных слоях общества был распространен греческий язык, который использовался в Месопотамии даже государственным аппаратом Аршакидов. Это во многом способствовало христианской проповеди.
Центром, из которого Христианство проникало в Месопотамию и Персию, являлась Эдесса. Однако наряду с традиционным направлением Христианства на Востоке распространялись и его сектантские направления, в первую очередь гностические, представленные сторонниками Маркиона и Вардесана. Первоначально Христианство распространялось через иудейские круги Месопотамии и Персии. К моменту появления манихейства, в Месопотамии уже существовали мандеи, или назореи, испытывавшие сильное влияние иудейства.
Источники VI века говорят о том, что Арташир был склонен принять Христианство, но этому помешало войско. В подлинности этого сообщения есть сомнения, однако в том, что в Парфии Христианство имело немало сторонников, сомнений нет. После того, как Сасаниды сделали свой окончательный религиозный выбор, христиан начали преследовать. Непростое положение христиан усугублялось кажущейся связью христианства с римской империей. «Они населяют нашу землю, но разделяют чувства императора, нашего врага», – говорил Шапур II. Именно эта связь Христианства с империей впоследствии укрепит разрыв с Церковью несториан и монофизитов.
Источники по изучению манихейства
Собственно манихейские тексты были обнаружены только в начале XX века. Большое значение имеют коптские манихейские тексты, обнаруженные в Мединет Мади, оазисе Дахла, а также в Наг-Хаммади. Среди найденных текстов были фрагменты сочинений Мани и его учеников, молитвы, гимны, притчи, литургические, агиографические и исторические тексты.
История манихейства
Наименование манихейства происходит от имени основателя этого движения – Мани (Манес). Мани был сыном Патика, знатного жителя Селевкии-Ктесифона на Тигре. До рождения сына, Патик перешел из язычества в иудео-христианскую секту. Родился Мани в 216 году. В 12 лет он получил откровение. В 240/241 году Мани выступил со своим учением. Он обратил отца и отправился с миссией в Индию и Персиду. Известно, что Мани был принят во дворце при коронации Шапура I. В то время Шапур еще находился в стадии религиозного поиска, поэтому он снисходительно отнесся к учению Мани. Шапур мог полагать, что именно это учение способно стать единой верой, способной объединить сторонников различных традиций, поскольку оно имело синкретический характер. Мани сопровождал Шапура в его военных походах вместе с Картиром. Он обратил в свою веру братьев Шапура. Однако Шапур, сохраняя симпатии к Мани, все же стал на почву национальной религиозной традиции. Мани развернул активную миссионерскую деятельность, в том числе и за пределами Сасанидского государства, в Египте. При царе Ормизде он вернулся на родину, а при его преемнике Бахраме I – казнен в 276/277 году. О его смерти сохранились противоречивые сведения. По одной из версий, Мани пригласили на диспут, где в качестве доказательства истинности его учения, Мани было предложено совершить чудо – проглотить расплавленный свинец. Отказ сделать это повлек за собой казнь.
Сторонники учения Мани занимались активной проповедью. Обращались они не только к христианской среде. Вполне возможно, в конце III века в Александрии учение Мани могло приобрести философскую окраску, поскольку его приняли ученики языческого философа Александра Ликопольского. Терявший своих учеников, Александр написал трактат «Против манихеев», в котором критиковал этот философский извод манихейства. В 297 или 302 году в Александрии император Диоклетиан выпустил эдикт против манихеев в связи с их широким распространением в Африке, в Карфагене.
Проповедь манихеев в Африке затронула Августина, будущего Иппонского епископа, который слушал прибывшего в Карфаген манихейского епископа Фавста. В манихействе Августин пробыл девять лет (Исповедь, Ѵ:3). Манихейство просуществовало до XII столетия. Успеху проповеди манихеев способствовало то, что представители различных культур и религиозных традиций находили в этом учении знакомые элементы.
Учение Мани
Учение Мани 89 отличается открытым дуализмом. Согласно этому учению, изначально существуют две равных субстанции, два равных божества – Ормузд и Ариман. Ормузд – бог света и святости. Ариман, или Сатана – бог мрака и зла. Каждый из них имеет свое царство. В царстве Аримана – пять стихий (тьма, грязь, ветер, огонь, дым), происходит постоянная вражда и война.
Царство Аримана решается напасть на царство Ормузда, царство света. Для защиты своего царства Ормузд выводит Матерь Жизни, мировую душу, из которой возникает Первочеловек. Первочеловек вступает в борьбу с Ариманом. Ариман отрывает, отторгает от Первочеловека частицу света. Так к царству зла, материи присоединяется частица света. Происходит своеобразное смешение двух царств, в результате чего возникает видимый мир. Это напоминает миф о падении души, который встречается также у гностиков.
В мире разлита световая энергия – часть Первочеловека. Эта световая энергия есть Сын Божий. Находящаяся в плену материи Сын Божий есть Иисус Страждущий, а освобожденный от нее – Иисус Нестраждущий. Цель спасения заключается в освобождении света из материи. Освободиться от материи Иисусу помогает живущий в эфире Святой Дух.
Человек представляет собой смешение света и зла. Ева была создана только из материи. Через нее, через произведение потомства, свет еще больше пленяется материей, все больше погрязает в ней. Возникает необходимость спасения, разделения духовного и материального, освобождения от пут материи.
Спасение начал Христос – светлая душа, царствующая на Солнце, т. е. Иисус Нестраждущий. Он воспринял мнимое тело и учил о необходимости освобождаться от материи. Однако апостолы, галилеяне не поняли, извратили его учение. Предвидя это, Христос обещал послать Утешителя. Для очищения религии обещанный Утешитель явился в Манесе. Принявшие его проповедь освободятся от материи и перейдут в царство света, а погрязшие в нее будут странствовать из тела в тело, пока все видимое творение не будет уничтожено огнем.
Источниками манихейства являются буддизм, зороастризм, Христианство, гностицизм (особенно учение Маркиона), иудейство. Мани использовал христианские и иудейские апокрифы.
Учение Мани и учение Церкви. Манихейство и гностицизм
Манес отрицал Ветхий Завет, почитал Евангелия, послания апостола Павла и апокрифические книги. Он признавал существование Бога Отца, Сына и Святого Духа, но
Сына и Духа считал эманациями Отца. Откровение Христа он не считал уникальным, высшим из всех откровений и единственным в своем роде. Напротив, свое учение он ставил даже выше учения Христа, считая свое учение завершением всех пророчеств, печатью пророчеств. В коптском манихейском трактате «Главы» говорится:
В нравственном учении сторонников Мани отличал крайний ригоризм, аскетизм. Они отличались строгостью постов, призывали воздерживаться от брака. Манихеи использовали таинственные обряды, изучали гороскоп, занимались врачеваниями, чем привлекли в свое время Августина, будущего епископа Иппонского.
Манихейское учение имеет ряд общих черт с гностическими учениями. К этим чертам можно отнести дуализм, докетизм, претензию на истинное откровение, основанный на презрении материи аскетизм, миф о падении души, использование апокрифов. Именно поэтому манихейство исторически ассимилировало гностиков.
Свидетельства о манихействе христианских авторов
Епифаний Кипрский сообщает о манихействе в своем сочинении «Панарион» (Ереси) в главе «Против манихеев»:
«(1) Они появились во времена императора Аврелиана около четвертого года его царствования. Ересь эта, возбудившая весьма много толков и известная во многих странах земли, как я сказал, начала распространяться от некоего Манеса. Этот Манес, сперва называвшийся Кубриком, вышел из земли Персидской, сам себе дав имя Манеса.
(8) Манес вводит два начала безначальные, всегда существующие и никогда не перестающие существовать, противоположные одно другому, и одному дает имя – свет и добро, другому – тьма и зло, так что они суть Бог и диавол. Иногда он называет обоих богами, – Богом благим и богом злым. От этих двух начал будто бы все имеет бытие и происхождение. И одно начало производит все доброе, a другое подобным образом – злое. В мире два эти начала имеют личную деятельность: одно начало произвело тело, а от другого произошла душа. Эта душа находится в людях, и во всяком животном, и в птице, и в пресмыкающихся, и в звере; этого мало: даже в растениях жизненную влагу он называет движением души, какая, говорит он, находится и в людях.
В учении Манеса Епифаний усматривал влияние учения Пифагора. Епифаний также приводит письмо Манеса к христианину Маркеллу.
Подробный обзор источников см.: Кефалайя («Главы»). Коптский манихейский трактат. Перевод Е. Б. Смагиной. M., 1998. (Памятники письменности Востока. СХѴ). С.9–15.