Мануальные объективы что это
Как снимать мануальным объективом на Никон, Кенон и любой другой фотоаппарат
Краткое пособие для новичков
Для начала поймите одну простую вещь.
При съемке все мануальные объективы ведут себя одинаково. Неважно, какая фирма выпустила объектив: Никон, Кенон или Самьянг с Сигмой.
Удобство, качество и комфорт использования различен, но принцип работы и способ съемки одинаков для всех мануальных объективов.
Я расскажу вам, какие неприятности могут подстерегать при использовании мануального объектива и как их можно обойти.
Нужен ли мануальный объектив?
Не нужно себя обманывать.
Мануальные объективы покупают только в двух случаях:
Как изменить значение диафрагмы для мануального объектива
Не все мануальные объективы позволяют управлять диафрагмой с фотоаппарата. Нередки случаи, когда диафрагма нужно устанавливать вручную, что создает много неудобств и лишает скорости оперирования.
Кольцо переключения диафрагм может быть тугим и небольшим, что приводит к расширению словаря матных слов у несдержанных новичков при попытках переключения диафрагмы.
Современные объективы позволяют изменять диафрагму настройками фотоаппарата.
Старые мануальные стекла могут потребовать специальные переходники для подключения к фотоаппарату и подтверждения фокуса. Как старые советские объективы Гелиос.
Покупать ли старые мануальные объективы
Я бы советовал не торопиться выбирать старое мануальное стекло.
Если отбросить россказни техноманьяков о красивом рисунке старых объективов, непревзойденном боке и светосиле, то большая часть этих объективов легко заменяется современными недорогими автофокусными фиксами.
Уверяю вас, они гораздо удобнее и практичнее.
Старые мануальные объективы немного выигрывают в светосиле и стоимости, но полностью проигрывают в скорости фокусировки.
Не забывайте, старые мануальные стекла разрабатывались под пленку и пленочные фотоаппараты. На современном цифровом фотоаппарате старый объектив может подарить большое количество хроматических аберраций.
Как фотографировать мануальным объективом
Известно, мануальные объективы не умеют фокусироваться автоматически. Их фокусируют вручную, вращая кольцо фокусировки до появления резкости в нужном месте кадра.
Из-за отсутствия автофокуса вы не можете быстро сфокусироваться.
Чем быстрее двигается объект съемки или меньше глубина резкости, тем сложнее навестись на резкость.
Темный оптический видоискатель и съемка в сумерках осложняют ручное наведение резкости.
Возникает вопрос, как не промахиваться фокусом?
Увы, но вариантов немного:
У меня есть мануальный объектив Samyang 85 мм.
Признаюсь, я не успеваю наводиться и попадать фокусом в играющего ребенка, если использую диафрагму меньше f/2,8.
Прикрытая диафрагма снижает количество снимков вне фокуса, но кардинально проблему не решает.
Красота этого неплохого мануального фикса раскрывается, когда ребенок спокойно позирует. В моем случае, это большая редкость.
Съемка мануальным объективом ничем не отличается от съемки любым другим объективом с поправкой на отсутствие автофокуса.
Мануальные объективы бывают и фиксами и зумами. Этими объективами снимают также, как и любым автофокусным зумом или фиксом.
Все, что нужно для съемки на мануальном объективе это правильная экспозиция, композиция и замысел фотографа.
Снимая мануальной оптикой невозможно промахнуться фокусом из-за самого объектива. Фокусом промахивается только фотограф.
Мануальный объектив не умеет фокусироваться автоматически и фокусироваться на нем нужно вручную, вращая соответствующее кольцо фокусировки.
На первый взгляд невелика проблема, но достаточно сложно попасть в фокус при открытой диафрагме ниже f/2,0.
Здесь сказывается малая глубина резкости, что дополнительно может усугубляться близкой дистанцией фокусирования, плохим оптическим видоискателем или плохим зрением фотографа.
Когда я столкнулся с тем, что очень часто промахивался фокусом на столь открытых диафрагмах, то я просто перестал их использовать. 🙂
Позже, когда я вовсю фотографировал на диафрагменных числах от 2,0 до 5,6 на мануальном объективе, пришло понимание того, что открывать диафрагму до f/1,4 уже и не зачем.
Столь малая глубина резкости оказалась ненужной, а съемка на прикрытых диафрагмах обеспечивала большее удобство и комфорт.
Если вы уверены, что у вас есть время на возню с ручной фокусировкой и ваша модель стоит спокойно, то можно использовать диафрагму 2,0 и ниже.
Если же вы снимаете репортаж на ходу, то съемка на диафрагме 3,6 и выше выглядит более надежной и снижает вероятность промаха фокусом.
К слову сказать, чем сильнее закрыта диафрагма, тем проще попадать в фокус из-за большей глубины резкости.
Промах фокусом при недостатке освещения
При недостатке освещения промах фокусом, практически, гарантирован.
Проблема заключается в том, что тяжело увидеть в оптический видоискатель тот момент, когда объекты становятся резкими при настройке резкости на мануальном объективе.
Дополнительно проблема усугубляется открытой диафрагмой т.е. съемкой с малой глубиной резкости и плохим зрением фотографа.
Сложно дать какой-либо дельный совет в данной ситуации.
Либо не снимать в полутьме, либо делать большее количество кадров, уточняя подстройку фокуса на каждом кадре и надеясь, что какой-нибудь кадр окажется резким.
Можно также попытаться сфокусироваться по дисплею в режиме LiveView, но я сего способа фокусирования избегаю и поэтому ничего посоветовать не смогу.
Стоит ли работать с мануальным объективом
С высоты своего опыта использования я считаю, что основная проблема заключается в сложности фотографирования подвижных и динамичных сцен.
Во всем остальном современный мануальный светосильный объектив предлагает качество рисунка не уступающее автофокусным аналогам. Но стоимость будет значительно ниже автофокусных собратов.
Прикрепленная выше фотография показывает возможности недорого автофокусного кита 18-55 мм при небольшом умении обрабатывать фотографии.
Нужно ли страдать, снимая недорогими или старыми мануальными стеклами, которые не предложат значительно лучшей картинки?
Сравнение мануального объектива Samyang 85mm f/1.4 с Canon EF 85mm f/1.8 USM
Вернусь в недалекое прошлое. Когда у меня была «кропнутая» зеркалка, в роли портретника успешно выступал Canon EF 50mm f/1.8 II, который я в свое время очень удачно купил б/у за полцены. Однако, как ни крути, этот объектив стал мне «мал» — не сколько в плане светосилы, сколько в плане четкости картинки на открытой диафрагме — на f/1.8 объектив дает слишком «мягкую» картинку. Автофокус также не отличался особой точностью, тем не менее, зная его особенности, вполне можно было получить неплохой результат.
Начитавшись форумов, пестрящих фразами — «светосильный портретник 85 мм должен иметь любой уважающий себя фотограф», я загорелся купить себе такой объектив. Не то что я решил переквалифицироваться в портретиста, просто безумно хотелось попробовать, что же это такое. А тут еще, как назло, наступил праздник 23 февраля и жена спросила — «Дорогой, что тебе подарить?» У меня золотая жена! 🙂
На новый объектив был выделен бюджет в 400-450 долларов. В обозначенный ценовой коридор входят два объектива — Canon EF 85mm f/1.8 USM и Samyang 85mm f/1.4. Стоят они примерно одинаково — 11-13 тысяч рублей. Я тщетно пытался найти в интернет хоть какое-то сравнение этих объективов, это и натолкнуло меня на мысль написать эту статью.
Статья разбита на две части — теоретическую и практическую.
Теоретическая часть. Анализ тестов и обзоров
Этот раздел писался мной на том этапе, когда я еще не держал в руках ни тот ни другой объектив. В качестве источника исходных данных был использован зарубежный сайт photozone.de, с него я взял табличные данные о разрешающей способности, виньетировании, аберрациях и прочих вещах, которые можно измерить в лабораторных условиях.
Итак, приступаем к сравнению характеристик объективов.
Внешний вид
У Canon 85/1.8 все что нужно есть — удобное кольцо фокусировки, шкала дистанций в окошечке, выключатель автофокуса. У Samyang более широкое кольцо ручной фокусировки, что безусловно удобно, учитывая отсутствие автофокуса. Диафрагма выставляется отдельным колечком с шагом 0.5EV (промежуточное значение отсутствует между f/1.4 и f/2).
Samyang больше и тяжелее, чем Canon — 513 грамм против 425 грамм. Диаметр светофильтра у Samyang 72 мм, у Canon — 58 мм.
Минимальная дистанция фокусировки у Canon — 85 сантиметров, у Samyang — 1 метр.
Оптические характеристики
Важной вещью для портретного объектива является отсутствие дисторсии (выгнутых углов). У обоих объективов дисторсия менее 0.5%, то есть, невооруженным глазом ее разглядеть невозможно
Что касается разрешающей способности, вот графики с photozone.de:
Canon имеет замечательную резкость начиная с открытой диафрагмы. На диафрагмах до f/4 Samyang включительно имеет ощутимо худшее разрешение, особенно по углам кадра. При закрытии диафрагмы резкость улучшается, но до уровня конкурента все равно не дотягивает. Однако, в портрете «звенящая» резкость в углах не особо нужна.
Виньетирование
На диафрагме 1.4 Samyang виньетирует так же, как Canon на 1.8. На диафрагме 2 — существенно его превосходит.
Хроматические аберрации
«На бумаге» — замечательные показатели! Однако, ХА у объектива весьма ощутимо проявляются на открытых диафрагмах вокруг ярко освещенных объектов, например бликов на воде. Об этом неоднократно упоминается в отзывах пользователей.
Терпимо, но ощутимо хуже, чем у конкурента. На практике — есть та же самая проблема, что у Canon — хроматические аберрации вокруг слишком ярких объектов на открытых диафрагмах.
Боке на открытой диафрагме
При съемке этих тестовых картинок у объективов была установлена на минимальная дистанция фокусировки и максимально открытая диафрагма. Расстояние до фона — около 3 метров (снималась витрина со светодиодной подсветкой). Более сильное размытие у Canon обусловлено тем, что минимальная дистанция фокусировки у него меньше, чем у Samyang. В реальных «полевых» условиях Samyang даст более сильное размытие из-за большей светосилы.
Основное отличие боке в том, что у Samyang картинка более контрастна.
Как видим информации немало, но от этого не легче. Нет явного лидера — каждый объектив хорош по своему. У Samyang больше светосила и лучше боке (в равных условиях), но нет автофокуса. У Canon автофокус, лучше резкость. Эстеты жалуются на «слишком техническое» боке у Canon 85/1.8. Что это такое — спросите у них 🙂
Лично я больше склонялся именно к Samyang, так как уж больно хотелось иметь светосилу f/1.4. Опыт работы с «мануальной» оптикой (старые добрые Гелиос 44М и Зенитар 16) у меня есть, поэтому отсутствие автофокуса меня не пугало. Canon 85mm рассматривался как альтернативный вариант, который я куплю, если Samyang по какой-то причине мне не понравится.
Осталось только отправиться в магазин и подержать в руках оба этих объектива с целью выбрать тот, к которому душа ляжет больше.
Часть 2. В магазине.
Итак, имея в кармане нужную сумму денег, я отправился в фотомагазин Фотосклад.ру, цены в котором оказались самыми приемлемыми в Нижнем Новгороде и оба объектива были в наличии.
Что касается Samyang, у него есть две разновидности — с чипом и без чипа. Чип — это пресловутый «одуванчик», который активизирует функцию подтверждения фокусировки, которой все так одержимы. Тем не менее, у объектива с чипом выяснились две неприятные особенности:
Добавлено 13.03.2013 г. Оказывается, этот неприятный момент можно обойти! Надо выбрать в меню следящий автофокус, тогда съёмка будет возможна в любой момент.
Благодарю Игоря Егорова за поправку!
Именно по этим причинам я отказался от чипованной версии объектива. Обычная версия объектива хоть и давала некоторый проигрыш в оперативности, но вела себя более честно.
Подержав объектив Samyang 85mm f/1.4 в руках я отметил для себя, что объектив сделан весьма добротно. В конструкции преобладает металл. Обрезиненное кольцо фокусировки поворачивается с ощутимым усилием, я бы сказал, слишком большим. У кольца фокусировки очень длинный ход — с одной стороны, это позволяет сфокусироваться более точно, с другой — на фокусировку требуется больше времени.
Неприятный момент — если пытаешься быстро повернуть кольцо фокусировки, чувствуется небольшой вращательный люфт в области байонета.
На пластмассовых деталях Samyang, видимо, решил сэкономить. В комплекте с объективом идет бленда — довольно хрупкая на вид, крепление к объективу выглядит не очень надежным. Крышка объектива из наидешевейшего и противного на вид пластика — хоть и не ходовая часть, но все равно немного обидно.
Пришло время опробовать Canon 85mm f/1.8 USM. Объектив этот ощутимо легче, чем Samyang, что говорит о большем количестве пластмассы в конструкции. Тем не менее, никаких шатаний и болтаний выявлено не было. Объектив ощутимо компактнее, чем Samyang — это понятно, каждый лишний стоп светосилы склонен увеличивать диаметр объектива. Кольцо фокусировки ходит с гораздо меньшим усилием и диапазон его вращения намного меньше, чем у «мануального» Samyang.
Canon поскупился и в комплекте с объективом бленда отсутствует. В целом, когда подержишь объектив в руках, создается ощущение добротного среднего класса, но не более.
В ходе проверки, не отличающейся особой оригинальностью — фронт/бэкфокус, были забракованы все без исключения объективы, кроме самого простого Samyang без чипа. У двух экземпляров Canon был промах автофокуса — у одного бэк-, у другого — фронтфокус (по 1 см). Samyang с чипом вел себя не совсем предсказуемо и также выбыл из соревнования.
В результате я взял нечипованный Samyang 85mm f/1.4.
Первый опыт использования (и последний)
Когда «поюзаешь» объектив хотя бы один день, получаешь о нем гораздо больше информации, чем при прочтении 10 обзорных статей и лабораторных тестов — это факт.
Во время семейной прогулки в парке мы устроили небольшую фотосессию, в ходе которой были выявлены плюсы и минусы объектива Samyang 85 mm f/1.4.
Что понравилось?
1. Замечательная резкость начиная с диафрагмы 1.4. По сравнению с Canon 50mm f/1.8 — небо и земля, да и сравнивать не хочется.
2. Отличная цветопередача и контрастность картинки — цвета яркие и сочные. С ужасом вспоминаю 50/1.8, который на открытой диафрагме был намного менее контрастным.
3. Объектив замечательно размывает задний план.
Собственно, этих трех вещей достаточно, чтобы влюбиться в этот объектив!
Что не понравилось?
На легком морозе ход кольца фокусировки стал еще туже. Из-за этого оперативность при съемке стала вообще никакой.
Резюме
Объектив великолепен! Если вас не смущает отсутствие автофокуса, вы по достоинству его оцените! Но лично у меня эйфория быстро прошла. Связано это, прежде всего, со спецификой моего творчества — я пейзажист и мозги у меня лучше работают в «широкоугольном» направлении. Тем не менее, я получил новую порцию опыта и многое понял.
1. Для съемки «домашних» портретов (собственно, для этого объектив и покупался) качество картинки Samyang 85mm f/1.4 хватает с огромным запасом, однако, отсутствие автофокуса — серьезный недостаток, который способен превратить непринужденную прогулку в нудную постановочную фотосессию. Пока портретируемые ждут, что ты сфокусируешься, на лицах пропадают живые эмоции (особенно это касается детей).
Истинное предназначение объектива Samyang 85mm f/1.4 — неторопливая художественная портретная съемка!
2. Светосила f/1.4 — это вещь! Но снимать с полностью открытой диафрагмой очень непросто — ГРИП мизерная, очень легко промахнуться, особенно когда снимаешь с близкого расстояния. При ручной фокусировке здорово помогает LiveView с увеличением области фокусировки. Можно фокусироваться и по зеркальному видоискателю, однако, даже на Canon EOS 5D с его крупным видоискателем правильно сфокусироваться с первого получается не всегда. Что уже говорить об аппаратах с трех- четырехзначным индексом модели, у которых видоискатель ощутимо меньше. Выход — делать несколько кадров, каждый раз чуть поворачивая кольцо фокусировки, а потом выбирать самый удачный.
3. Если вдруг в интернете найдете фразы вроде «Объектив ****** — must have!» или «Каждый уважающий себя фотограф должен иметь такой объектив», не нужно воспринимать их как руководство к действию и бежать покупать этот объектив, особенно, если нет лишних денег. С другой стороны, опыт, полученный на своих ошибках — самый лучший. Возможно, кто-то сейчас вспомнит пословицу про то, что дурак учится на своих ошибках, а умный — на чужих, это его право. Покупка мной данного объектива была экспериментом — «а вдруг приживется?» Не прижился. И теперь я точно знаю, что хоть я и «уважающий себя фотограф», светосильный портретник мне не нужен. Я больше не буду тратить свое время на чтение статей про подобные объективы и разглядывать картинки с боке, лучше займусь чем-нибудь более полезным.
На следующий день я вернул Samyang 85mm f/1.4 в фотомагазин и поменял его с небольшой доплатой на сверхширокоугольный Samyang 14mm f/2.8, но это уже совсем другая история!
Выбор первого мануального объектива для камеры
Многие фотолюбители приходят со временем к желанию попробовать ручные объективы, среди которых есть масса «стекол», превышающих качеством современные китовые «зумы», идущие в комплекте с камерой, но при этом по смешной цене. Благо переходников с одного стандарта байонета на другой на Али полно…
Обычно начинают со старых советских объективов – это самый бюджетный способ попробовать – нужно ли оно вам.
. но многие забывают, что фокусное расстояние старого мануального объектива нужно умножать на кроп-фактор камеры, который у большинства фотоаппаратов составляет 1,5.
Иными словами, Гелиос-44 (который, к слову, даже не полтинник, а 58 мм), при умножении на 1,5 становится на большинстве популярных Кенонов, Никонов, Сонь и пр. уже объективом с фокусным расстоянием 87 мм. С ним уже, к примеру, не снимешь большую компанию за столом в среднестатистической комнате в квартире, и т.п. – угол «выстрела» объектива сильно сужается в сравнении с «полтинником», который ожидалось увидеть…
Этот совет не претендует на последнюю истину и не является откровением. Он отчасти из разряда «спасибо, Кэп!», однако моя практика показывает, что многие начинающие мануальщики нередко забывают про пересчёт фокусного расстояния и приобретают объектив не совсем с теми свойствами, какие ожидались.
Старые мануальные объективы для Canon (в том числе и советские объективы)
Если у Вас появилась новенькая цифрозеркальная камера Canon, или просто захотелось выжать со своей зеркалки Canon максимальное качество картинки и нет денег на очень дорогие профессиональные объективы — на помощь приходит мануальная оптика. В странах, вышедших из бывшего Советского Союза очень популярна советская мануальная оптика.
Мануальные объективы – это объективы с ручной фокусировкой. Обычно под мануальными объективами подразумевают старые объективы. В прежние времена объективы и фотоаппараты не обладали автоматической фокусировкой. Обратите внимание, что советские объективы (вся советская оптика) является мануальной, т.е. не может фокусироваться автоматически. Для работы с мануальным объективом фокусироваться нужно вручную. Этому можно быстро научиться.
Tessar 2,8/50 C.Z.Jena (GERMANY). Объектив показан на цифровом зеркальном фотоаппарате Canon EOS DIGITAL Rebel XSi. Установка объектива на фотоаппарат осуществлена с помощью переходника M42-Canon EOS с чипом.
Как использовать старые мануальные объективы на системе Canon? Очень просто, чтобы установить старый мануальный объектив на камеру Canon нужно узнать под какое крепление (байонет) рассчитан объектив. В основном, типов крепления не так уж много, это старая добрая резьба М42, байонет Н и резьба М39.
Для объективов с резьбой М42 нужен переходник М42 — Canon EOS. Данный переходник накручивается на резьбу объектива, а дальше объектив устанавливается на камеру. Все камеры Canon будут автоматически замерять экспозицию. При чем снимать можно будет в любом режиме камеры, даже в автоматическом, правда, при этом диафрагму нужно будет изменять вручную. Очень удобно пользоваться полуавтоматическим режимом приоритета диафрагмы (Режим AV). При использовании переходника М42 — Canon EOS будет сохранятся возможность фокусировки на бесконечности.
Обычный переходник M42 – Canon EOS без чипа
Внимание 1. При использовании обычного переходника М42 — Canon EOS без чипа на камере не будет работать подтверждения фокусировки. Это означает, что фокусироваться придется полностью «на глаз».
Чтобы решить данную проблему, можно купить переходник с чипом. Чип обычно дает возможность подтверждения фокусировки и «обманывает» камеру, после чего камера думает, что на ней находится родной объектив. Чип еще называется одуванчиком, реже одуванчиком лушникова. В одуванчик можно запрограммировать фокусное расстояние объектива и значения диафрагмы (можно этого и не делать). Потому, в EXIF получаемых изображений будет указаны полностью все параметры объектива (возможно, кроме дистанции фокусировки). Одуванчик можно купить отдельно и присоединить к переходнику или купить сразу переходник с одуванчиком.
Внимание 2. Заданные в одуванчик параметры (зашитые значения фокусного и диафрагмы) практически не влияют на работу подтверждения фокусировки, но влияют на замер экспозиции.
Где купить?
Переходник для объективов с посадочной резьбой M42 для установки их на цифровые резкальные фотоаппараты Canon EOS можно купить по этой ссылке.
Объектив Super-Takumar 1:1.4/50 Asahi Opt. Co. Lens made in Japan. Объектив показан на цифровом зеркальном фотоаппарате Canon EOS DIGITAL Rebel XSi. Установка объектива на фотоаппарат осуществлена с помощью переходника M42-Canon EOS без чипа.
К объективам с посадочной резьбой можно отнести очень и очень много объективов. Для примера — семейство объективов Гелиос-44м-Х, часть объективов Юпитер, часть объективов Индустар и другие. Ярким примером являются объективы Гелиос-44м-2 и Индустар-50-2.
KALIMAR MC 50mm K-90 AUTO 1:1.7 COATED. Объектив показан на цифровом зеркальном фотоаппарате Canon EOS DIGITAL Rebel XSi. Установка объектива на фотоаппарат осуществлена с помощью переходника PENTAX K – CANON EOS.
Для объектива с байонетом Н нужно будет пользоваться переходником Nikon mount F — Canon EOS. Да, байонет Н такой же как и у системы Nikon. Точно так существует переходник с одуванчиком и без. Самые популярные объективы с байонетом Н: Гелиос-81Н, МС Зенитар-Н, МС Мир-47Н, Мир-20Н, МС Мир-24Н, Калейнар-5Н, Телеар-Н, МС Гранит-11Н. Обычно имеют букву «Н» в конце названия. Более детально про этот переходник можете почитать здесь.
Советский объектив МС Гелиос-44м-5 на камере Canon EOS 350D Digital. Установка объектива на фотоаппарат осуществлена с помощью переходника M42-Canon EOS без чипа.
Для объективов с резьбой М39 нужно использовать переходник М39-EOS или два переходника М39-М42 и М42 — Canon EOS (рисунок ниже).
Обратите свое внимание, что объективы с резьбой М39 есть от двух типов камер — зеркальных и беззеркальных. Для нормальной работы на системе Canon подходят только объективы от зеркальных камер с резьбой М39, например, такие как Гелиос-44, белый Юпитер-9. Объективы от дальномерных камер можно использовать только в макро режиме, более детально здесь.
Примеры объективов с посадочной резьбой М39
Два переходника M39-M42 и M42 – Canon EOS без чипа
Объективы от Киев-10, Киев-15 “АВТОМАТ”
Объективы с маркировкой “Автомат” от камер Киев-10 и Киев-15 нельзя будет использовать на современных ЦЗК, так как у объективов очень короткий рабочий отрезок. Переходников я не встречал, переточить будет, тоже, сложно.
Внимание 3. При использовании объективов от дальномерных камер под М39 на системе Canon будет потеряна возможность фокусироваться на бесконечности, да и вообще, предел фокусировки будет в нескольких сантиметрах. Это связано с разными рабочими отрезками родной оптики и беззеркальной. Более детально написано в статье советская оптика на Nikon.
Для объективов с байонетом “Б”, от среднего формата, нужно переходник Pentacon Six(Киев-60) – Canon EOS. Байонет Б в точности такой же как и Pentacon Six, который имеется у среднеформатных камер Киев-60. Если переходник Pentacon Six – Canon EOS найти сложно, то можно вопспользоваться двумя переходниками – Pentacon Six-М42 и М42-Canon EOS. К объективам с байонетом Б относятся Вега-12Б, Юпитер-36Б, Carl Zeiss Jena Sonnar 2.8/180 Pentacon Six.
Для объективов с байонетом “B”, от среднего формата, нужно использовать два переходника Киев 88/Салют на Pentakon six + Pentacon Six (Киев-60) – Canon EOS. Pentacon SIX еще называют P6 и Pentacon 6.
Внимание 4. Байонет “В” и “Б” – два разных байонета. Часто люди путаю их. Будьте внимательны, при выборе объектива.
Советский объектив Мир-1 на камере Canon EOS
А еще есть очень интересные объективы ССCР со сменным хвостовиком. Обычно, объективы обозначаются с буквой «А» в конце названия. Это означает, что заднюю часть объектива можно менять. Можно установить, например, хвостовик с резьбой М42, либо с креплением Н, какой нужно такой и ставится. Обычно хвостовик крепится с помощью трех стопорных винтов, которые очень просто открутить, а потом закрутить обратно. К таким объективам относится, например, легендарный Юпитер-37А. Чтобы использовать на камере Canon на объектив стоит установить два переходника КП-А\42 + М42 — Canon EOS. Ну, или совсем с извращением КП-А\Н + Nikon mount F — Canon EOS.
Советский объектив Индустар-22 П
И так, установили мы старый объектив на камеру — что делать дальше? При использовании советской оптики на камерах Canon следует всегда помнить, что:
1. Автоматической фокусировки не будет ни на одной камере Canon, даже на самом классном Canon EOS 1DХ. Фокусироваться придется вручную. Без чипа подтверждения фокусировки очень и очень сложно наводиться на резкость, особенно при открытых диафрагмах. Советую сразу обзавестись одуванчиком (чипом).
2. На ряде камер есть режим Live View — он поможет попадать в фокус. Даже если на объективе установлен одуванчик, количество удачных кадров с помощью наводки на резкость с помощью Live View намного выше. Очень удобно масштабировать изображения на Live View для еще более точной наводки на резкость.
3. Некоторые объективы требуют доработки метода управления диафрагмой. Обычно это сводится к тому, что нужно заблокировать механизм моргающей диафрагмы, для того, чтобы диафрагмой можно было управлять вручную.
Какой взыск при пользовании старыми объективами, новые же намного лучше, быстрей и т. д. Вот коротенький ответ:
1. Почти все советские объективы подходят для полнокадровых камер. Как известно, объективы под ФФ намного дороже. Так что при смене кропа на полный кадр, у Вас останется рабочий объектив и на полном кадре. А еще, можно найти объективы от среднего формата, которые даже на ФФ не будут давать виньетирования.
2. Объективы дешевые. Конечно, вопрос спорный, но простенький Гелиос-44м-2 стоит сущие копейки, можно найти за 10 у.е., а картинку он дает очень хорошую. За небольшие деньги можно получить светосильный объектив. Но в связи с бумом на советскую оптику, например, цена на Гелиос-40-2 доходит до 1000 у.е.
3. Старые объективы при правильном использовании, действительно, дают отличный результат картинки, приучают к многим полезным фотографическим вещам. А ради красивой фотографии и работают все камеры и люди.
Два советских объектива, снятых с камеры Зенит
Что для начала можно подобрать из старых объективов?
Меня часто спрашивают, что можно взять из старой советской оптики на Canon, однозначного ответа нет, так как каждый объектив имеет свое собственное предназначения. Выходя из параметров цена/качество я рекомендую следующие объективы:
Вывод:
На современных цифрозеркальных камерах Canon можно без проблем использовать старые советские объективы, а также любые другие старые мануальные объективы. Чаще всего, чтобы установить объектив на камеру Canon, будет достаточно одного переходника.
Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.