Машинист локомотива это что за профессия
Все самое главное о профессии машиниста
Машинист поезда ― специалист, который управляет грузовыми и пассажирскими поездами. Где учиться на машиниста, куда идти работать и сколько зарабатывает специалист ― узнаем в этой статье.
Основные моменты
Поезда могут быть, грузовыми и пассажирскими. Соответственно, первые возят любые грузы, а вторые ― людей. Поезда могут быть дальнего следования, пригородные (электрички) и те, которые обслуживают крупные промышленные предприятия: шахты, месторождения, заводы. И, наконец, есть два типа локомотива: тепловоз и электровоз. Паровозы, которые существуют сегодня, это, скорее всего, уже музейные экземпляры. В зависимости от этих факторов поезда машинист проходит соответствующую подготовку.
Главная обязанность машиниста ― вести состав в соответствии с графиком. При этом, естественно, соблюдать правила движения и обеспечивать безопасность пассажиров и груза. И хотя маршрут следования практически всегда один, дорожная обстановка может измениться в любой момент. Погодные условия, высокая загруженность поезда, неполадки, инциденты с другими участниками движения ― машинист должен быть готов к любому форс-мажору.
Поезда движутся с огромной скоростью, поэтому любая неожиданность в пути, любая непредвиденная ситуация требует правильной оценки и быстрого реагирования. Обстановка на дороге, дорожные знаки и семафоры, показания приборов ― постоянное и напряженное внимание необходимо каждую минуту. Машиниста поезда дальнего следования всегда сопровождает помощник, который со временем может дорасти до своего начальника. В случае с паровозом в бригаду также входит и кочегар, который отвечает за топливо. Но, как мы уже сказали, в наши дни паровозы ― большая редкость. В одиночку работает машинист поезда в метро.
Маршруты большой дальности разделены на несколько участков. Каждый ― закреплен за бригадой, машинист хорошо с ним знаком. На одной из станций бригады меняются. Первая отдыхает, а вторая ведет состав дальше. На обратном пути происходит то же самое: отдохнувшая бригада заступает на работу и возвращает состав обратно.
Отдых предусмотрен и для машинистов пригородных поездов и метрополитена. Депо и станции оборудованы специальными комнатами, где есть возможность отдохнуть после смены или до выхода на дежурство в случае, если оно начинается рано утром.
Как стать машинистом?
Получать профессию можно сразу после 9 класса. В этом случае нужно идти в профильный колледж. Причем сначала придется выучиться на помощника, после необходимо отработать на линии вместе с опытным наставником в течение двух-четырех лет, а потом уже можно получать квалификацию машиниста электропоезда.
Транспортные колледжи и техникумы есть как в Москве, так и в регионах. После 11 класса прямая дорога в профильный вуз. В Москве это Университет транспорта (МИИТ). Во время обучения будущим специалистам рассказывают не только о том, как управлять локомотивом, но и учат пользоваться радиосвязью и слесарному делу (в рамках будущих обязанностей). Необходимо будет изучить устройство локомотива, а также знать все правила движения на железной дороге. Кроме этого, обучение можно пройти и при поступлении на работу. Например, такие программы предлагает метрополитен.
Чтобы быть успешным в профессии машиниста, важны следующие качества:
Хорошее здоровье очень важно, ведь речь идет о жизни сотен пассажиров. Транспортные предприятия тщательно следят за здоровьем персонала и регулярно направляют их на необходимые медицинские обследования. Отличное зрение и слух, здоровое сердце, сосуды, центральная нервная система крайне важны для работы. Есть у этой профессии и противопоказания, к ним относятся бронхиальная астма, нарушения вестибулярного аппарата и другое.
Куда идти работать?
Первое, что приходит на ум ― метрополитен. Там практически всегда открыт набор в штат с обучением на месте. Оно включает в себя слесарную практику, после чего будущий машинист начинает изучать оборудование электропоезда и затем учится управлять поездом. После сдачи экзаменов и получения соответствующих документов специалист приступает к работе.
Вторым, а может быть, и первым популярным местом работы являются «Российские железные дороги». Проблем с трудоустройством, как правило, не возникает. И, наконец, если в вашем городе или регионе есть промышленные предприятия, у которых есть свои железные дороги, попробуйте устроиться туда.
Сколько зарабатывает машинист электропоезда
Профессия машиниста достаточно востребована и уровень зарплат в целом высокий. Надо отметить, что есть ряд факторов, которые влияют на зарплату:
Средняя зарплата машиниста электропоезда в России от 40 до 70 тысяч рублей. Самые опытные кадры зарабатывают более 100 тысяч рублей.
Кроме зарплаты, у машинистов есть ряд преимуществ и льгот. Это и более длинный отпуск (до 44 дней), и наличие форменной одежды, и право выйти на пенсию раньше, чем в среднем предусматривается законодательством. Сюда же следует отнести возможность обучения в вузе за счет государства, льготные условия для оформления кредита и ипотеки.
Профессия машиниста, безусловно, обладает рядом преимуществ. Но есть и недостатки, о которых надо знать при выборе специальности: это частые командировки, непростой график работы с ранними подъемами и поздними сменами, высокий уровень ответственности. Насколько плюсы перекрывают минусы ― каждый решает самостоятельно.
Машинист поезда (Машинист локомотива)
Машинист поезда – железнодорожник, управляющий пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначения. Машинист ведёт поезд, управляя локомотивом. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
Поезда различаются по типам локомотива (тепловоз/электровоз), а также по дальности и назначению маршрутов. Например, поезда дальнего следования могут возить грузы и пассажиров на тысячи километров, тогда как пригородная электричка не покидает пределов области и совершает несколько поездок в день. Свои железные дороги и поезда имеются на крупных промышленных предприятиях (заводах, шахтах, рудниках) – маршруты таких поездов ещё короче.
И каждый тип поезда требует от машиниста особой подготовки.
Машинист должен вести поезд точно по графику, соблюдая правила движения, сигналы семафора и т.д. Маршрут следования поезда практически неизменен. Однако ситуация на дороге меняется постоянно. Она может зависеть от погоды, от загруженности поезда, от других участников движения. Например, застрявший на путях грузовик, требует немедленного реагирования.
Движение на огромной скорости часто связано с неожиданными событиями. Дорожная обстановка, дорожные знаки, показания приборов в кабине – всё это требует постоянного напряжённого внимания. Поэтому машинист дальнего следования всегда работает с ассистентом (помощником машиниста, который также со временем может стать машинистом). На паровозах в состав бригады входит кочегар – он обеспечивает работу паровоза, подбрасывая топливо. Однако паровозы в наши дни – большая редкость. В некоторых случаях (например, в метро) машинист работает в одиночку.
Дальние маршруты поездов делятся на участки. А машинист обычно является знатоком одного из участков пути. На одной из станций одну бригаду локомотива сменяет другая и ведёт поезд дальше. Старая бригада отдыхает в гостинице и снова занимает своё место, когда приходит пора вести поезд обратно.
Машинисты местных линий или метрополитена также нуждаются в полноценном отдыхе. Например, в метрополитене у машинистов есть специальные комнаты отдыха, где можно поспать после смены и перед началом нового дня, если по графику дежурств машинисту предстоит утром вывести поезд на линию.
Рабочее место
Железные дороги, метрополитен, крупные заводы, шахты и пр. предприятия, использующие железнодорожные пути для внутреннего перемещения грузов.
Профессия машинист
Машинист поезда – настоящая мужская профессия. Не только потому, что она связана с огромной ответственностью: еще и закон не допускает женщин к управлению локомотивом, так как этот труд тяжёл и даже опасен.
Машинист поезда – это профессиональный железнодорожник, который управляет локомотивом или моторвагонным составом, обеспечивая перевозку грузов и пассажиров.
История профессии
После начала регулярных железнодорожных перевозок возникла потребность в квалифицированных рабочих для управления паровыми локомотивами. В состав бригады тогда входил не только машинист поезда, но и кочегар, который следил за уровнем топлива и добавлял его. Кочегар по-французски назывался «chauffeur», то есть шофёр, отсюда это слово и вошло в наш лексикон.
В России профессия «машинист поезда» появилась еще в 1834 году. Техническая революция привела к очень быстрому развитию и усложнению механизмов, поэтому появилась необходимость в обучении соответствующих специалистов. На грузовых поездах и пассажирских дальних рейсах машинисту придается в подчинение помощник.
Описание и характеристика профессии
Машинист поезда лично управляет локомотивом, не доверяя эту работу никому. Он должен внимательно следить за дорогой и сигналами светофоров. Обслуживание техники и контроль над ее нормальной работой в пути возлагается на помощника.
Машинисты поездов могут работать на разных видах транспорта:
Где можно работать людям данной профессии? Основным работодателем выступает ОАО «Российские железные дороги». В значительно меньших объемах профессия машинист поезда востребована в метрополитенах, на шахтах и крупных заводах, где есть свои железнодорожные пути.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Чтобы выучиться на машиниста поезда, не нужно поступать в вуз. Этой специальности учат в многочисленных железнодорожных техникумах и колледжах, поступать в которые можно после окончания 9 или 11 класса общеобразовательной школы. Основная специальность – «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог».
При региональных отделениях РЖД могут действовать свои учебные центры. Так, при Московской железной дороге в г. Долгопрудном функционирует Московская дорожная техническая школа машинистов локомотивов №1.
Среди большого количества средних специальных учебных заведений выделим несколько в разных регионах страны:
Выбор, куда поступать и где выучиться профессии, достаточно широк. После 11 класса срок обучения составляет 34 месяца, после 9 класса – 46 месяцев. В таких заведениях всегда много бюджетных мест, но можно учиться и на контракте.
Однако просто отучиться на машиниста недостаточно для того, чтобы самостоятельно управлять многотонным составом. После выпуска ты получаешь специальность помощника машиниста и далее учишься и нарабатываешь наезд на рабочем месте. Это занимает около двух лет, после чего нужно сдать квалификационный экзамен.
Профессиональные обязанности
Машинист РЖД выполняет такие функции:
Это общие обязанности, которые выполняет машинист поезда, хотя в зависимости от места работы (метрополитен, горнодобывающее или промышленное предприятие) они могут несколько отличаться.
Кому подходит
Водитель железнодорожного состава – это работа для крепких мужчин. Женщинам на этой должности запрещает работать российское законодательство. Кандидаты должны обладать такими характеристиками, как:
Железная дорога – не для слабых людей, поэтому претендент на рабочее место должен быть стрессоустойчивым, хладнокровным и смелым при принятии решений. Учитывая тот факт, что техника постоянно становится все сложнее, нужно иметь склонность к работе с ней и соответствующие знания.
Не подойдет эта профессия людям, которые имеют проблемы со здоровьем, в частности, с нарушением зрения и слуха, заболеваниями сердечно-сосудистой или опорно-двигательной системы, а также органов дыхания.
К плюсам работы можно отнести:
Минусов тоже немало:
Машинист не просто сидит в кабине и ведет поезд – от него требуется глубокое знание всех систем подвижного состава, умение правильно их эксплуатировать и выполнять ремонтные работы. Он должен знать и неуклонно выполнять все утвержденные инструкции, поскольку ценой ошибки машиниста могут стать человеческие жизни.
Заработная плата
Профессия машинист является одной из самых высокооплачиваемых на железной дороге. Это компенсация за очень тяжелый и ответственный труд. Средний уровень зарплаты по стране составляет 60-65 тысяч рублей, во многих отдаленных регионах (Республика Тыва, Ямало-Ненецкий автономный округ, Сахалинская область) готовы платить до 75 тысяч рублей.
Но эти показатели усреднены. Уровень оплаты труда отличается в зависимости от региона (в крупных городах платят больше) и места работы (на шахтах, рудниках и заводах зарплаты ниже, чем на РЖД). Также на доход работника влияет его стаж и размер премии: квалифицированный машинист поезда дальнего следования со стажем может принести домой и 100 000 рублей в месяц.
Человеку, управляющему электропоездом в Московском метрополитене, платят в среднем около 60 тысяч рублей, в Петербурге немного меньше, в других городах, где есть метро – 25-30 тысяч рублей. На предприятиях с внутренней ЖД сетью уровень оплаты труда колеблется в пределах от 20 до 50 тысяч рублей.
Как построить карьеру
Непосредственно в кабине водителя поезда можно расти по профессиональной лестнице, нарабатывая стаж и повышая свой класс, от которого напрямую зависит зарплата.
Для получения руководящей должности необходимо будет окончить специализированное высшее учебное заведение.
Перспективы профессии
Спрос на рынке труда на квалифицированных машинистов очень высок. Работодатели готовы платить большие деньги таким сотрудникам, поэтому работа водителем локомотива сулит хорошие перспективы.
Профессия Машинист локомотива (специалист по управлению и обслуживанию локомотива) в России
Машинист локомотива (специалист по управлению и обслуживанию локомотива) – это технический работник, который управляет железнодорожными локомотивами на электрической и тепловой тяге. Машинист обеспечивает движение железнодорожного транспорта при магистральных перевозках, формировании железнодорожных составов, на локальных и внутризаводских путях. Возможно трудоустройство не только в компании по железнодорожным перевозкам федерального значения, но и на метрополитен, ведомственные и корпоративные предприятия, эксплуатирующие железнодорожные сети. Профессия относится к категории «специалисты».
О профессии Машиниста локомотива (специалиста по управлению и обслуживанию локомотива)
Зарплаты: сколько получает Машинист локомотива (специалист по управлению и обслуживанию локомотива) *
Начинающий: 18000 в месяц
Опытный: 35000 в месяц
Профессионал: 60000 в месяц
Востребованность профессии
Железнодорожный транспорт является одним из основных видов грузовых и пассажирских перевозок в нашей стране. Причем, локомотивы обеспечивают не только дальние перевозки, но и работу промышленных предприятий, добывающих компаний, метрополитена в мегаполисах. Для стабильной работы такой сложной системы требуется остаточно большое количество специалистов, способных управлять локомотивами всех типов. В тоже время, развитие цифровых технологий и автоматизированных систем управления ведет к появлению беспилотных транспортных средств, включая железнодорожный транспорт. Впрочем, беспилотные локомотивы – это вопрос достаточно отдаленного будущего. В настоящее время профессия относится к числу высоко востребованных. В некоторых регионах отмечается дефицит квалифицированных кадров и нехватка машинистов локомотива (специалистов по управлению и обслуживанию локомотива).
Для кого подходит профессия
На машиниста локомотива (специалиста по управлению и обслуживанию локомотива) возлагается большая ответственность. Существуют требования к состоянию здоровья и психологическим качествам.
Профессия подходит тем, кто:
Карьера
Машинист локомотива (специалист по управлению и обслуживанию локомотива) – это достаточно престижная профессия с хорошей оплатой труда. При наличии деловых и личностных качеств есть возможность занять руководящие должности начального и среднего уровня. Как правило, для продвижения по служебной лестнице необходимо получение дополнительного образования. Сотрудники компании «Российские железные дороги» получают различные льготы и хорошее социальное обеспечение. Для успешного карьерного роста и занятия руководящих административных должностей необходимо получение высшего образования, целеустремленность и амбициозность.
Обязанности
Обязанности машиниста локомотива (специалиста по управлению и обслуживанию локомотива) включают в себя:
Ведешь поезд, а он следит, чтобы ты не заснул: как работают машинисты на современной железной дороге
Рассказываем, в каких условиях трудятся те, кто ежедневно возит тысячи людей
Два десятилетия назад, когда страна переходила на рыночную экономику, в России прочно укоренился стереотип о том, что рабочие профессии — это непомерно тяжелый труд с маленькой зарплатой и отсутствием перспектив. Многие отрасли в то время переживали не лучшие времена: это и промышленность, и энергетика, и транспорт.
Но прошли годы, и сегодня крупные предприятия двигают экономику страны за счет рабочих рук. Более того, рабочие профессии стали рассматриваться, как залог стабильности и хорошей оплаты труда.
Большие изменения в последнее время произошли и в сфере железнодорожных перевозок, куда пришли новые технологии. Молодой машинист Константин Хамидулин рассказал, как пошел учиться водить электровозы, как проходят его рабочие смены, и почему он дорожит своей профессией.
Не сомневался в выборе
На железную дорогу Константин пошел по стопам отца, который тоже был машинистом. Молодой человек закончил кафедру тяги в Уральском государственном университете путей сообщения. В 2014 году он устроился в локомотивное депо. Пару лет Константин проработал помощником машиниста, а уже с 2016 года стал самостоятельно водить электровоз.
— В других сферах учиться, может быть, и проще, но у меня не было к ним интереса. Мне нужны были знания по электрооборудованию. Я хотел быть причастным к перевозкам, которые всегда нужны людям, нужно было ощущать, что я несу большую ответственность.
По словам Константина, в студенчестве сложностей в обучении не возникало. Программу вели опытные инструкторы-машинисты, а технические занятия проводили на базе депо. Поэтапное обучение в дортехшколе продолжилось и после того, как молодой человек устроился в РЖД. В настоящее время мужчина уже успел получить первый (и высший) класс квалификации среди машинистов.
— На железной дороге очень жестко относятся к здоровью. У нас ежегодная медкомиссия, где мы проходим всех врачей. Мой график такой: сутки дома, сутки — на работе. Ездим мы до Тюмени, Перми, Кургана, Балезино (поселок в Удмуртии). Максимум я отъезжаю от дома на расстояние до 600 километров.
Максимальная длительность рабочей смены с помощником у Константина составляет 12 часов. Если машинист работает на линии один, то это рабочее время сокращают до 8 часов.
— Машинист — это рабочая профессия. Но при этом нам созданы все условия. Современные локомотивы вполне комфортны. В них, например, есть кондиционер, холодильник, плитка. А в специальных бригадных домах можно отдохнуть, пообедать, помыться и поспать.
В современных локомотивах много автоматики. В основном, роль машиниста сводится к контролю за скоростью, путями и контактной сетью. При этом умная техника умеет контролировать и человека, который ей управляет.
— На руке у меня есть специальные электронные часы, которые называются ТСКБМ. Их задача — следить за тем, как я бодрствую, и насколько я сосредоточен на управлении. Если машиниста вдруг начинает клонить в сон, изменяется натяжение кожи. Тогда система подает звуковой сигнал. Если машинист не реагирует на него, автоматика останавливает поезд.
Работа на железной дороге — это стабильность
Сам Константин согласен с тем, что кадров в рабочих профессиях сегодня не хватает. В стране много блогеров и тиктокеров, но нужны и те, кто будет возить людей из города в город и доставлять грузы, обеспечивая работу экономики.
— Для молодежи работа на железной дороге, я считаю, хороша своей стабильностью. В 2020 году из-за пандемии многие стали терять работу, особенно те, кто работал в сфере развлечения и услуг. На железной дороге такого кризиса не было. У нас всегда строго исполняются отпуска и социальные пакеты. Есть выплаты при рождении ребенка. У машиниста и помощника 42 дня отпуска в год. Это компенсация за ночные поездки и за вибрацию. Нам дают санатории и путевки. Есть бесплатный проезд к месту отдыха для машиниста и его детей.
По словам мужчины, в его профессии есть место даже романтике.
— Рассветы и закаты из кабины — это то, что не передать словами. Тот, кто хоть раз водил поезд, меня поймет. В зимнее время я всегда любуюсь заиндевевшими на холоде ветками деревьев. Да, есть определенная трудность с графиком работы, потому что, работая в РЖД, ты часто находишься в поездках. Но, по моим наблюдениям, многие из тех, кто раньше увольнялся, часто возвращались обратно на железную дорогу. У нас сегодня популярны тиктокеры и блогеры. Но и, работая в сфере перевозок, люди часто совмещают труд и творчество. Многие машинисты ведут различные видеодневники. Тут, главное — договориться с начальством. Оно часто идет навстречу своим сотрудникам.
Сколько платят на железной дороге?
По данным аналитиков агентства Head Hunter, с начала 2021 года в России было открыто около 1100 вакансий для машинистов в железнодорожных перевозках. Из них 10% — в Кемеровской области, 7% — в Свердловской области, 6% — в Санкт-Петербурге, 5% — в Москве, 5% — в Челябинской области.
На одну вакансию машиниста в среднем приходится 2,8 резюме, что говорит о нехватке кадров в этой сфере: работодатели почти лишены выбора, и найти подходящего специалиста очень непросто.
Средние предлагаемые зарплаты:
• машинист (70% вакансий) — 56,3 тысячи рублей;
• помощник машиниста (28% вакансий) — 52,3 тысячи рублей;
• машинист-инструктор (2% вакансий) — 68 тысяч рублей.
Требования к опыту:
СЮЖЕТ
• 58% вакансий машинистов предполагают опыт работы от года до трех, 18% — более трех, остальные подходят специалистам без опыта;
• 67% вакансий помощников машиниста не требуют опыта работы;
• 50% вакансий машинистов-инструкторов требуют опыт работы от года до трех лет, остальные — более трех лет.